Сценарий музыкально- литературной композиции, посвящённой Дню матери. Литературно-музыкальная композиция ко дню матери

Литературно-музыкальная композиция ко Дню матери

Цель: воспитать у школьников любовь и глубокое уважение к матери, великую благодарность к ней.

Подготовительная работа .

    Фотовыставка «Наши мамы»;

    Выпуск праздничной презентации, поздравительной газеты, стенда к празднику.

    Подготовка концерта;

Класс празднично украшен цветами, шарами.

Звучат песни о маме

Чтец 1: Ноябрь шагает по дворам

В лучах прохлады, света

Сегодня праздник наших мам

И нам приятно это!

Чтец 2: От чистого сердца,

Простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме

За то, что у нас с нею всё сообща

За то, что, когда нам приходится туго

Мы можем всплакнуть у родного плеча!

Ведущий 1:

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем говорить о празднике, который имеет отношение и к хрупким и нежным девушкам, и к милым, ласковым мамам, и к любящим и любимым бабушкам.

ПЕСНЯ «НАШИ МАМЫ САМЫЕ КРАСИВЫЕ»

Ведущий 2:

Дорогие мамы и бабушки! Мы пригласили вас на праздник, чтобы выразить вам свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность.

Ведущий 1:

Первое слово, которое произносит человек, - «мама». Оно обращено к той, что подарила ему жизнь. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней.

Ведущий 2:

О мамах сказано немало слов, много невысказанного живет в сердце каждого из нас. Важно успеть сказать добрые слова тогда, когда мама может их услышать.

Гузель: Для меня нет никого дороже,

Ты мой самый близкий в мире друг!

Что бы ни случилось, мне поможет

Теплый взгляд и нежность твоих рук!

Мама, милая, тебя я обнимаю,

И желаю счастья, красоты,

Чтоб счастливой ты была, родная,

Чтобы исполнялись все мечты!

Ведущий 1: Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Учреждение этого праздника отвечает лучшим традициям отношения россиян к материнству.

Ведущий 2: Об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.

Ведущий 1: По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» - четвертое воскресенье Великого поста, посвященное чествованию матерей по всей стране.

Ученик 1: В Австралии День матери отмечают с удовольствием. Впрочем, разве может быть иначе? Австралийский День матери совпадает с американским – второе воскресенье мая – и празднуется очень похоже. Этот день австралийцы используют для того, чтобы выразить искреннюю благодарность и признательность своим матерям. Взрослые дарят серьезные подарки, малыши – цветы и открытки. Как и в США, в Австралии прижилась традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики. Цветная гвоздика означает, что мать человека жива – здорова, белые цветы прикалывают к одежде в память об ушедших матерях.

Ученик 2: В Бразилии распространены большие семьи, с тремя-четырьмя детьми, поэтому нетрудно представить, каким сердечным и важным стал такой день.

Ученик 3: В этот день все дети Италии несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб еще раз выразить им свою любовь и благодарность.

Матери, смелые женщины, которые знают, когда замолчать, а когда поддержать и дать необходимый совет, которые любят своих детей просто за то, что они есть, какими бы они ни были… В этот день они по праву – Королевы и все цветы, все подарки, все добрые слова - все к их ногам!

Ученик 4: В Древней Греции день матери праздновался в середине марта в честь Реи – матери великого Зевса.

Ученик 5: В Англии впервые провозгласил материнский день король Генрих III (1216 – 1239) в 3 воскресенье марта. В этот день нельзя было работать, нужно было обязательно посетить родителей.

Ученик 6: Впервые день матери в Германии был отмечен в 1923 году, как национальный праздник отмечается с 1933 года.

Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок – это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и за все будем Вам благодарны».

Ученик 7: Жители Эстонии в этот день украшают дома флагами.

Ученик 8: Во второе воскресенье мая в Финляндии поднимается государственный флаг. Это официальный выходной.

Ученик 9: Японцы очень ценят и любят своих матерей. Каждый японец знает, что «центром японской семьи является женщина-мать». Мужчинам невероятно комфортно и обнадеживающе спокойно от такого сознания. И разве это не прекрасно?

Вед 1 : Наш народ, как никакой другой, не сказал лучше про маму и её значение для нашей жизни. Народная мудрость еще раз убеждает нас в том, что нет на свете человека нужнее и дороже - это сокровище, которое начинаешь ценить с годами, с приходящей жизненной мудростью. В подтверждение несколько народных высказываний: 1 Мать приветная - ограда каменная. 2 Мать кормит детей, как земля людей. 1 Мать - всякому делу голова. 2 Птица радуется весне, а младенец - матери. 1 У ребенка болит пальчик, а у матери сердце 2 Нет милее дружка, чем родная матушка 1 При солнышке тепло, при матери добро 2 Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Ведущий 2 : Нет любви сильнее материнской, и тревожное сердце её не знает покоя.. Как только мы приходим к выводу, что в мире еще осталось место для таких вещей как: искренность, забота, отвага, соучастие, мы понимаем, что они существуют благодаря материнской любви.

Мальчик : (-Дима) Радости жизни и сложностей бремя Триумфы победы, падений страданья Пока стоит мир, пока идёт время Мать вам простит любые скитания. Когда ты обижен на дне одиноко Презрен за усердие мирских забот. Сердце своё растопырит широко. Боль твою себе заберет.

Ведущий 1: Безусловно, День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет и будет беззаветно любить несмотря ни на что.

Ведущий 2: Жизнь матери - это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Никто не раскрыл роль матери сильнее и задушевнее, чем русские писатели.

    «Вся гордость мира от матерей, без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

    «Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока матери. Вот что насыщает нас любовью к жизни».

    «Когда человек может назвать мать свою и по духу родной - это редкое счастье». (А. М. Горький).

    «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери» (Ю. А. Яковлев).

    «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать» (М. Джалиль).

Эти слова о матери звучат как гимн самой жизни.

Звучит песня «КАК ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я, МАМА»

Ведущий 1:

О безграничной, бескорыстной, полной самоотверженности материнской любви написано немало прекрасных поэтических строк.

Эмиль: Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней порою грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда

Может быть, тридцать семь ей или семьдесят пять –

Сколько ни было ей, возраст тут ни при чем:

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век,

В суете мы порой забываем о том,

Что она – не фундамент, он – человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце и в доме светло,

На ее доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

Ведущий 2:

Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Они нередко видят в ней человека, который варит им еду, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Но мать - это и тот человек, которому можно довериться: рассказать, как тебя подвел друг, какую нелепую ошибку ты допустил в контрольной работе, как гложет тебя раскаяние за совершенный проступок. Мама все поймет.

Ведущий 1:

«Не желая того, мы часто обижаем матерей. Пренебрегаем советами, не уважаем их привычек, вкусов. За советом идут к другим, за утешением к матери. Да, мать всегда разделит горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Ребенок должен научиться уважать маму с раннего детства.

У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спрашивают: «Отец, мать живы - здоровы? «Если ответите «да» собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на белом свете».

Ведущий 2:

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.

Азалия Нежная и ласковая мама
Все простит, все стерпит, все поймет,
Всю беду и горе добрыми руками
В трудную минуту разведет.

Мы порой бываем недовольны
Всяческой заботой матерей.
Как они страдают, как бывает больно
Их сердцам от черствости детей.

Мы в глазах их не заметим грусти,
Не увидим добрых, нежных рук,
Мелкое заметим, главное пропустим,
Не услышим сердца частый звук.

ВЕД.1: Дети для мамы – самое дорогое на земле. Любовь матери к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мама всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился.

ВЕД.2: Из далекой древности, из пятого века до нашей эры, греческий философ Фалес послал нам предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас.

Артур. Я гимны матери пою
За то, что жизнь ее как подвиг,
Что сотворила жизнь мою
И злобы никогда не помнит.

Я гимны матери пою
За бесконечное терпенье,
За смелость в жизненном бою,
За сладкие любви мгновенья.

Я гимны матери пою:
На свете нет ее прекрасней.
Она несет нам в жизни счастье,
И звезды честь ей отдают.

Ведущая 1 : Мама! Есть ли на белом свете слово нежнее и приятнее? Добрые мамины руки, самое чуткое и заботливое сердце - оно всегда светится любовью, никогда не остается равнодушным. Оно сгусток вселенского добра, мирового света. Неважно, сколько тебе лет - десять или девяносто - ты всегда будешь нуждаться в заботе и теплоте маминого взгляда.

ПЕСНЯ «КОСОЛАПЫЙ ДОЖДЬ»

Ведущая 1 : Отдать Матери должный почёт и уважение - святая обязанность каждого человека. Она любила вас несмотря ни на что, вырастила и воспитала вас, а главное вы обязаны ей добротой в своём сердце. Как же можно не хотеть отдать ей немного всего этого?


Перед тобой, моя родная,

Всю жизнь мы в неоплаченном долгу,

И не сказать тебе об этом

Сейчас я, мама, не могу:

Любви твоей нам не измерить,

Добра не взвесить никогда,

Которые находишь ты всегда.

Не хватит всех богатств на свете,

Чтоб рассчитались мы с тобой,

Всего вернуть не могут дети –

Взамен любви твоей большой…

Ведущий 2: Наши матери учат нас творить добро, воспитывают в нас лучшие человеческие качества, выводят в самостоятельный жизненный путь.

Ведущая 1 : Пройдут года. Мы покинем отчий дом, выйдем на широкие жизненные пути. Мама всегда будет ждать нас за семейным столом. Семейный очаг никогда не обделит своим теплом.

Ведущий 2 . Пусть в сердцах ваших всегда играет музыка: музыка ветра, музыка радости, музыка света. Пусть материнство станет для вас праздником, зенитом счастья, апогеем любви.

ТАНЕЦ «ЭТО МАМА МОЯ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41» г. Белгорода

Номинация 1. Сценарий классного мероприятия

Название: О той, кто дарует нам жизнь и тепло…»

Форма: Литературно-музыкальная гостиная

ФИО: Томаровская Ирина Николаевна, 31 год, МБОУ СОШ № 41, учитель начальных классов

Год разработки: 2013

Литературно – музыкальная гостиная.

Тема: «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…»

Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.

Цель:

    Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;

    Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи:

    Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.

    Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.

    Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.

Планируемый результат:

    формирование эстетического отношения к действительности, способствующей воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

    формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока изобразительного искусства с музыкой и литературным словом.

Оборудование: аудиокассеты, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, высказывания о мамах.

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.Кайл Гибран

Сердце матери - неиссякаемый источник чудес.П. Беранже

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.Ж.-П. Рихтер

У заставляющего плакать чужую мать и своей матери придется плакать.Силован Рамишвили

Самая лучшая мать та, которая может заменить детям отца, когда его не станет. Иоганн Гёте

Мы для наших мам –самые красивые и самые умные! Так пускай наши мамы будут для нас самые главные!

Если бы мы все вели себя так, как просили нас наши мамы, мир был бы безупречен!

Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин С.Рафаэль «Сикстинская мадонна», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», А.Дейнека «Мать», иконы – Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская; Шуберт «Аве Мария», С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», И.С.Бах «Прелюдия до мажор», «Наши мамы самые красивые», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».

Литература:

1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль, 1997.

3. Журнал “Классный руководитель” № 3, 2005.

4. Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2006.

5. Журнал “Читаем, учимся, играем” № 3, 2006.

6. Сценарии и репертуар.-2008.-вып.3 (92).- С.2-15.

7. День поэзии 1983: Сборник/Сост. Л. Куклин, Ю. Скородумов. – Л.О. изд-ва ” Сов. писатель”, 1983. – 376 с.

Ход урока

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности.

Учитель: Дорогие гости, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.

Учитель: Предлагаю провести нашу встречу на тему «О той, кто дарует нам жизнь и тепло…». (Читаю эпиграф) (слайд №1)

Эпиграф

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая» - слово святое,

То трижды священное – женщина-мать!

Л.Рогожников

Коротенькое слово - «мама» имеет великое значение в жизни каждого из нас.

Мы говорим «мама», а подразумеваем всеобъемлющую любовь и доброту, ласку и заботу, терпение и силу.

Источник материнской любви неиссякаем. Он никогда не высохнет, не заилится, и в любой момент утолит жажду.

Именно эти чувства и мысли можно найти, читая стихи про маму русских поэтов, рассмотрев картины, послушав музыку великих композиторов.

Образ матери воспевался поэтами всех времен и народов. О ней слагают поэмы и баллады.

Живописцы пишут ей картины, музыканты посвящают чарующие мелодии. Каждый отдает, что у него есть. Давайте посмотрим какие прекрасные слова содержат красивые стихи про маму русских поэтов.


Письмо матери

С. Есенин

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Матери

И. Бунин

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

«Ангел-хранитель над тобой!»

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь…

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки…

Не ты ли ангелом была?

Учитель: Как нежно и ласково называет автор свою маму, «старушка» «ангелом-хранителем» .

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. Это значит то, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник.
Дорогие наши мамы! Сегодня, в День Матери, мы приветствуем вас и хотим порадовать.
Словом “мать” называют и свою Родину. Не случайно народная мудрость слово “мать” поставила рядом с другим великим словом – “Родина”. “Родина-мать” - говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.
В народе живёт много хороших, ласковых слов о маме. Они передаются из поколения в поколение. А какие пословицы вы знаете о маме?

Ученики:

Родина - всем матерям мать.
Природа-мать – начало всех начал.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родная земля – матушка, чужая сторона – мачеха.
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец матери.
Нет милее дружка, чем родимая матушка.
При солнышке светло, при матери добро.

Слайд № (пословицы)

Ведущий:
О тепле и свете, исходящем от матери, и говорится в стихотворении Е.Благининой “Солнышко”.

Ученик:

Как это бывает,
Сама не пойму.
Что солнышко в небе –
То мама в дому.
За облако солнышко
Скроется вдруг,
Всё станет пустым
И печальным вокруг.

Уйдёт хоть ненадолго
Мама моя, -
Такой невесёлой
Сделаюсь я.
Домой возвратится
Родная моя -
И снова весёлой
Сделаюсь я.

Играю, смеюсь,
Кувыркаюсь, пою.
Люблю я родную
Голубку свою!

Ведущий:
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека - самого близкого, дорогого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.
Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает нас.

Слайд №2. «Сикстинская мадонна».

Учитель: Перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.

Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»

Афанасий Фет

Аве Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей

В тихом предстань

Сновидении ей!

Аве Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

Учитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.

Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).

Учитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.

А матери всегда молятся за своих детей.

Молитва матери

У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы наших матерей.

Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.

Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет
О детях, что еще не спасены.

Всему есть время, но пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.

Как тихо. Во дворе умолкли птицы,
Давно уже отправились все спать.
Перед окном склонилась помолиться
Моя родная любящая мать.

Учитель: Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».

Учитель: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.

Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

Учитель: И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.

Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

Учитель: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.

Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.

Учитель: А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Слушание.

Учитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная) .

Учитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.

Учитель: Мы сохраняем образы своих мам через их песни. Послушайте стихотворение «Поговори со мною мама».

Виктор Гин

Давно ли песни ты мне пела,

Над колыбелью наклонясь.

Но время птицей пролетело,

И в детство нить оборвалась.

Поговори со мною, мама,

О чем-нибудь поговори,

До звездной полночи до самой -

Мне снова детство подари.

Доволен я своей судьбою,

Немалый в жизни пройден путь.

Но очень хочется порою

Мне снова в детство заглянуть.

Минуты сказочные эти

Навек оставлю в сердце я.

Дороже всех наград на свете

Мне песня тихая твоя.

Учитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 11)

Учитель: Ребята, давайте исполним песню «Наши мамы самые красивые». Исполнение песни.

Песня улетает в небо синее
Из большого школьного окна,
Песню подарила им весна.
Наши мамы самые, самые красивые,
Песню подарила вам весна.

Больше не метёт зима порошею,
Солнце к нам заглядывает в класс,
Кто об этом знает лучше нас.
Наши мамы самые, самые хорошие,
Кто об этом знает лучше нас.

Белые, как перья лебединые,
Вдаль плывут пушинки облаков,

Наши мамы самые, самые любимые,
В мире, полном звёзд и васильков.

Радуги играют переливами,
Светят над просторами земли,
Это мы в глазах у них прочли.
Наши мамы самые, самые счастливые,
Это мы в глазах у них прочли.

Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви, не будем их обижать и на них обижаться.

ВИКТОР ГИН

* * *
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно - малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук -
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Все дети:

Мамы - это наша гордость,
Это наша слава, сила!
Это духа наша твердость,
Это помощь при бессилье!
Мы склоним головы пред мамой
И от души поздравим вас,
Чтоб вы, мамули, точно знали,
Что лучше всех лишь вы для нас!

Сценарий музыкально- литературной

композиции,посвящённой Дню матери.

(На сцену выходит ученик в образе пожилого мужчины и садится на скамью. Звучит песня в исполнении Л.М.Гурченко «Молитва». (Автор слов и музыки А.Доровских)

На экране кадры из фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»(мать укладывает спать Илюшу).

Звучит музыка М.Блантера.

Ученица читает стихи М.Исаковского «Колыбельная». На экране слайды(матери с детьми)

Месяц над нашею крышею светит,

Вечер стоит у двора.

Маленьким птичкам и маленьким детям

Спать наступила пора.

Завтра проснёшься – и яркое солнце

Снова взойдёт над тобой…

Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,

Баюшки-баю,баю.

Пусть никакая печаль не тревожит

Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,

Доли не встретишь лихой…

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

Ученик читает отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия».

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. На веки вечные запомнил я, как нежно гладили они мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, светлые руки твои!

Звуки вьюги.

Ученик и ученица читают стихотворение В.Карпенко «Детство».

О, детство… Нет такой науки,

Чтоб хоть на миг вернуть его,

Чтоб материнской ласки руки

Коснулись сердца моего.

Мы трудно жили и по горло

Хватили всяческой беды…

Но ты пришла и сразу стёрла

Неизгладимые следы.

Пришла. Родным и тёплым светом

Моё наполнив бытиё.

И шрамы есть — и шрамов нету.

Есть седина — и нет её.

Во всех невзгодах согревая,

Окутала своим теплом.

Я возвращу его, родная,

Пуховым вязаным платком.

Звуки вьюги.

Песня «Оренбургский пуховый платок» (поёт ученица). Авторы В.Боков и

Г.Пономаренко.

Танец под песню.

На экране – слайды.

В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать.

Я готова тебе, дорогая,

Не платок, даже сердце отдать!

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу.

Сколько б я тебя, мать, не жалела,

Всё равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран всё сильней свирепеет,

Мы не пустим его на порог.

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок!

Ученик читает отрывок из стихотворения Л. Ошанина «Баллада о матери».

Это только теперь, через годы, я стал понимать,

Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети.

Друг мой! Брат мой! Товарищ мой! Если зовёт тебя мать,

Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете.

Опоздаешь на миг — не простишь себе этого вечно…

Ты звала меня, мать? Но дорога длинна и разлука с тобой бесконечна…

На экране – кадры из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (приезд маменьки Илюши).

В литературно – музыкальной композиции использованы следующие материалы:

Отрывки из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Тематические слайды.

Стихотворения Л. Ошанина, Вл.Карпенко, М. Исаковского, В. Бокова.

Отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия».

Музыка Э.Артемьева, Г. Пономаренко.

Песня « Молитва» в исполнении Л. Гурченко.

Школа Искусств

Константиновка, 2015

"Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках"

{youtube}RtYLHyTC30k{/youtube}

После видеоролика звучит музыка. На сцену выходят участники.

Наташа. Что может быть на свете священнее, чьё имя мать. Для любого из нас – ребёнка, подростка, юноши или поседевшего взрослого – мама самый дорогой и родной человек на свете, давший самое ценное – жизнь.

Давид. День матери – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главныё человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу.

Катя З. День матери – занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Рита. Какое тепло таит слово – «мама», которым мы называем самого дорогого человека!

Света.


О матери – посланнице с небес.
И как богиню, буду славить её снова
За то, что в жизни нашей есть.
В ней всё едино – мудрость и терпенье,
Её любовь по жизни нас ведёт.
О матери хочу сказать я слово,
Пусть прозвучит моё признанье вновь.
Она на подвиг свой всегда готова
За Доброту, за Верность, за Любовь.

Вика. Женщина – мать – великое и возвышенное имя. Которое, обладает немыслимой силой: в муках дарить жизнь новому человеку, бессонными ночами стоять у колыбели.

Настя. Бороться с любыми напастями защищая огонёк новой жизни и как компас вести своих детей по не легкой жизненной дороге, отдавая себя без остатка. Милые мамы, спасибо вам за то, что вы у нас есть.

Катя К. Первое слово, которое произносит человек, - мама. Дети – самое дорогое для матерей. Счастье матери – в счастье её детей. Нет ничего бескорыстнее и святее её любви. Мать - первый учитель и друг ребёнка. Она всегда поймёт и утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды. На свете нет человека роднее и ближе матери.

Наташа.

Играя первозданной силой
Творила мир природа – мать,
И, видно в женщину вложила
Всю красоту и благодать.
История молчит упрямо
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталась мамой,
И мы её за это чтим.

Аня. Мамы, спасибо вам! И пусть каждой из вас почаще, говорят теплые слова любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Участники уходят.

Звучит музыка, на сцену выходят участники из младшего класса.

Максим.

От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Поля К.

Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза
Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.

Рита.

Сегодня праздник, ярких красок,
Он приходит к нам как друг,
Праздник ласки, праздник сказки,
Добрых глаз и нежных рук.
Это праздник послушанья,
Поздравленья и цветов,
Прилежанья, обожанья,
Праздник самых нежных слов.
Лиза. Пусть солнышко ласково светит,
Пусть птички встречают зарю!
О самой прекрасной на свете,
О маме своей говорю.

Настя Ж.

Как много их, добрых и нежных,
Сегодня на праздник пришло,
Пускай на улице снежно, но в сердце у нас тепло.
Пусть льётся песенка ручьем
И сердце мамы согревает,
Мы в ней про мамочку поём,
Нежней которой не бывает.

Всеволод.

С праздником сегодня, маму поздравляю.
Крепко я за шею маму обнимаю.
Самая красивая мамочка моя.
Целый день послушным быть обещаю я.

Ярослава.

Кто знает больше всех на свете рассказов, песен и стихов?
Кого так сильно любят дети? Кто с ними нянчится, готов?
Кто мастерица на все руки? Умеет шить, вязать и печь?
Кто никогда не знает скуки, утешить может и развлечь?

Варя.

А чьи полезные советы нам помогают в трудный час?
А чьи разумные ответы из тупика выводят нас?
Кто стерпит грубость и обиду? Обиду сердца своего.
Но не покажет даже вида и не заметит ничего?

Ярослава и Варя вместе.

Наша бабушка.

Поля К.

В честь праздника такого
Тебе желаем снова:
И здоровья, и любви, и улыбок и весны.
Пусть сбудутся твои желанья,
Грустить не будешь никогда и луч любви, очарованья
Останется с тобой навсегда.

Руслан.

Мамам и бабушка в праздник большой
Давайте дадим обещание,
Что «двойки» не пустим мы ни одной
В светлое школьное здание.
Пусть звенят по всюду песни
Про любимых наших мам,
Мы за всё, за всё родные,
Говорим: «Спасибо вам!»

Лиза.

Кто любовью согревает,
Всё на всеете успевает
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует – чмок?
Вот она всегда какая –
Моя мамочка родная!

Сева.

Дети все на свете,
Называют мамою –
Милую, хорошую, дорогую самую.
Ночью звёзды за окошком рассыпаются горошком
Мама наш покой хранит
Мы заснём, она не спит.
Подрастём и будем сами мы заботиться о маме.

Поля П.

Как хорошо, что есть на свете мамы.
Не важно дворники они иль бизнес-дамы
Они, для нас – детей, почто что боги,
Ведущие по жизненной дороге.
Бывало, мы их часто обижали,
Но мамы нас, конечно же, прощали
Вернее не найдёшь ты в жизни друга,
Чем мама – твоя верная подруга.

Настя П.

Она тебя всегда в беде поможет.
Обнимет, поцелует, спать уложит.
И не предаст, как многие друзья
Тебе, родная, посвящаю я.
Все достижения мои и все победы.
Пускай обходят стороною тебя беды.
Не огорчайся, что бегут твои года.
Тебя не брошу я, родная, никогда.

Саша Л.

Без сна ночей твоих прошло не мало,
Забот, тревог за нас не перечесть,
Земной поклон тебе родная мама
За то, что ты на белом свете есть.

Егор.

Когда ты с нами рядом, проблем как будто нет –
Ободришь тёплым взглядом и нужный дашь совет.
Заботу человечных и терпеливых рук,
Сын ценит бесконечно и обожает внук.
Мы все тебе желаем жить долго, не стареть.
И бодрость сохраняя, о прошлом не жалеть.
Участники младшего класса уходят.

Аня.

Мама – это значит нежность, это ласка, доброта,
Мама – это значит безмятежность, это радость, красота!
Мама – это на ночь сказка, это утренний рассвет,
Мама – это в трудный час подсказка, это мудрость и совет.
Мама – это зелень лета, это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама – это значит жизнь.

Настя.


Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребёнком на руках.

Наташа.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках.
Самая прекрасная из женщин.
Женщина с ребёнком на руках.

Звучит музыка, на сцену выходят 3 участницы в образе матери.

Катя З.

Когда я мамой не была,
Я спать могла, когда хотела.
И, как хотела, так жила.
Никто не плакал то и дело,
Меня не дёргал, не жевал,
Не колотил по всему телу.
И чистить зубы каждый день
Мне было просто и не лень.

Катя К.

Когда я мамой не была,
Не спотыкалась об игрушки.
И не вздыхала у стола,
Когда на пол летели кружки.
И колыбельные слова
Я не искала у подружки.
Не лезло, вдруг, средь суеты:
"Не ядовиты ли цветы?"

Света.

Когда я мамой не была,
Я о прививках знать не знала.
И трезво мыслить я могла.
И сон ни чей не охраняла.
И у кроватки не спала,
Слегка прикрывшись покрывалом.
И не влетало прямо в сон:
"О, господи, а как там Он?!"
Вместе. Когда я мамой не была,
Так глубоко не ощущала
Всю значимость своего я,
Как будто жизнь начав сначала.
И столько света и тепла
Душа моя не источала.
Никто б не смог мне объяснить,
Что я ВОТ ТАК смогу любить!

Катя К.

Носите на руках детей!
Ведь этот миг не долго длиться
И он уже не повториться.
Они становятся взрослей.

Света.

Носите на руках детей!
Им это очень, очень важно,
В объятьях им тепло, не страшно
В период самых первых дней.

Катя З.

Носите на руках детей!
Избаловать любовью сложно,
И мнение об этом ложно
Носите на руках! Смелей!
Носите на руках детей!

Катя К.

У матерей святая должность в мире -
Молиться за дарованных детей.
И день и ночь в невидимом эфире
Звучат молитвы матерей.

Катя З.

Одна умолкнет, вторит ей другая.
Ночь сменит день, и вновь наступит ночь.
Но матерей молитвы не смолкают
За дорогого сына или дочь.

Света.

Господь молитвам матерей внимает,
Он любит их сильней, чем любим мы.
Мать никогда молиться не устанет,
О детях, что еще не спасены.

Вместе.

Всему есть время, но пока мы живы,
Должны молиться, к Богу вопиять.
В молитве скрыта неземная сила,
Когда их со слезами шепчет мать.

Катя З.

Как тихо. Во дворе умолкли птицы,

Света.

Давно уже отправились все спать.

Катя К.

Перед окном склонилась помолиться

Вместе.

Любящая мать.

Звучит колыбельная участницы в образах матерей уходят.

Наташа.

О, вера наших матерей, вовек не знающая меры,
Святая трепетная вера в нас, подрастающих детей,
Её как свет в березняке, не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике, ни злые жалобы соседей.
Уж матери такой народ вздохнут, нас долгим взглядом смерив:
Пусть и расстроятся, пройдёт, и снова верят, верят, верят.

Давид. Матери, смелые женщины, которые знают, когда замолчать, а когда поддержать и дать необходимый совет, которые любят своих детей просто за то, что они есть, какими бы они ни были. В этот день они по праву – королевы и все цветы, все подарки, все добрые слова – всё к их ногам!

Олег. Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок – это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и за всё будем вам благодарны».

Рита. Безусловно, день матери – это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несёт в своей душе единственный и неповторимый образ – образ своей мамы.

Настя. Младенец старательно складывает по слогам «ма - ма» и, почувствовав удачу, смеётся счастливый. Мама! Голос мамы ребёнок узнает из тысячи женских голосов.

Наташа.

В этот день, родная мама, пусть
В сердце снова молодость проснётся,
В тень, от слёз подальше, сгинет грусть,
И наш дом любви ослепит солнце!

Света.

Воспеваю то, что вечно ново
И, хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.

Катя З.

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.

Вика.

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём исток всего. Ему – конца нет.
Я произношу его: «Мама».

Рита.

«Мама…» Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голо, мамины глаза, мамины руки.

Олег. «Мама»… Ты, маленький, ещё не умел говорить, она понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама учила тебя говорить, ходить. Мама прочитала тебе первую книгу. От неё ты узнал, как зовут птиц. Узнал, что у каждого цветка есть имя… И ещё, матери верят в нас всегда, при любых обстоятельствах и эта их вера помогает нам по жизни.

Наташа. Каждую секунду в мире рождается 3 человека. Это мама даёт им жизнь. Мать и дитя – это две неразрывные нити и в беде и в радости. Любовь к малышу для неё так же естественна, как цветение сирени весной, дуновение ветерка, как опадающая с деревьев листва. Как солнце посылает свои лучи и согревает всё живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребёнка. Мать – это окно в большой мир. Мать – это наша опора и защита.

Катя К. О мамах сказано немало слов, много невысказанного живёт в сердце каждого из нас. Важно успеть сказать добрые слова тогда, когда мама может их услышать.

{youtube}RIOa0_jcz04 {/youtube}

Видеоряд «Пісня про матір» на песне участники выходят со свечами.

Давид.

Трудно жить, навеки мать утратив. Нет счастливей нас, чия мать жива.
Вдумайтесь, молю, в мои слова. Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите от обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу, выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело, дайте маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы, будьте дети ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова. Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали, добрый отдых вы им дать должны
Заклинаю: берегите маму, дети мира, берегите матерей.

Вика. Дети не всегда понимают, что значит для них мать. Они нередко видят в ней человека, который варит им еду, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Но мать – это и тот человек, которому можно довериться: рассказать, как тебя подвёл друг, какую нелепую ошибку ты допустил в контрольной работе, как гложет тебя раскаяние за совершённый поступок. Мама всё поймёт.

Диана. Не желая, того мы часто обижаем матерей. Пренебрегаем советами, не уважаем их привычек, вкусов. За советом идут к другим, за утешением к матери. Да, мама всегда разделит горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Ребёнок должен научиться уважать маму с раннего детства.

Света. Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаём ей должное, выражаем глубокую любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу матери, ласковые слова сына или дочери.

Настя. Никто, как мать, не умеет так глубоко скрывать свои страдания и муки. И никто, как дети, не умеет так хладнокровно не замечать того, что происходит с мамой. Она не жалуется, значит, ей хорошо. Она улыбается, значит, ей очень хорошо. Я никогда не видела слёз своей мамы. Ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. Я не знала что это было милосердием, которое она оказывала мне.

Аня. Сейчас я думаю: допустим, я бы следовала своим желаниям, уклоняясь от разумных советов матери, что тогда? Не знаю, что бы произошло, но думаю, из меня не вышло бы ничего путного. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте маме боли своими словами и поступками. Отблагодарите её за труд и заботу о вас, будьте добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждёт от вас мама.

Вика. Дети редко говорят матери о своей любви к ней… в их понимании это вообще не чувство, а что то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

Настя. Я никогда не называю свою мать – матерью, мамой. У меня для неё есть другое слово – мамочка. Даже став большой я не могу изменить этому слову. Я пыталась называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё тоже ласковое, детское – мамочка

Света. Мама весёлое ласковое солнце на горизонте нашей жизни, это источник ласки, доброты и уюта. Все вы, уважаемые мамы, ежедневно выполняете обязанности большой хозяйки маленького государства – семьи. Вы – и педагог, и психолог, и экономист, и дипломат, лекарь и пекарь.

Рита.

Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём,
В беспокойстве, в делах от зари до зари,
Человек, на котором держится дом.

Катя З.

Муж её – генерал, космонавт иль поэт.
Может быть он министром, шахтёром, врачом.
Всех главнее она, в том сомнения нет
Человек, на котором держится дом.

Катя К.

Что бы было в сердце, и в доме светло
На её доброту отвечайте добром!
Пусть всегда ощущает любовь и тепло,
Человек, на котором держится дом.

Света. Благодаря материнской любви существует земля, и держится она не на троих китах, а на крепкой материнской любви.

Давид. Что мы без мамы? Ничего!

Вика. Мамина нежность, любовь нам помогают во всём.

Настя. Мамины глаза всегда следят за нами.

Наташа. Мамино сердечко всегда чувствует, что-то нехорошее и предупреждает нас.

Финальный видеоролик «Мамы».

{youtube}Bkpl_4njjnk {/youtube}

После ролика.

Давид.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин,

Все.

Женщина с ребёнком на руках.

Конспект открытого урока по музыкальной литературе
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
село Иглино, Иглинскогорайона Республика Башкортостан
Учебный предмет: музыкальная литература
Класс: второй год обучения
Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская
Тема урока: Венские композиторы классики.
Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о Венских композитора-классиках Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления, слух и память. Уметь сопоставлять факты, события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Оснащение и оборудование урока:
компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Таблички с тестами заданий.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?
Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.
Учитель: вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».
Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на3команды(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора
(Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов
(3 шт. по количеству команд)
Контрольный лист:Портрет композитора
Краткие сведения из биографии(без указания фамилии и имени)
Перечень наиболее выдающихся произведений.
Высказывания композитора об искусстве.
Оценка творчества композитора.
Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)
В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.
Образцы карточек с заданиями:
Портрет Вольфганга Амадея
Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.
Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»в«Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал
- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»
5.Гайдн сказал о нем: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».
«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».
6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»
1.Портрет Йозефа Гайдна
2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены.Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи. Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.
3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»
4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня, я стар и слаб»
5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»
6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть
Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.
Портрет Людвига ван Бетховена
2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне,наберегу Рейна. Он с детства узнал нужду, в 12 лет стал опорой семьи.В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов, овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо, чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то, что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году.3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония»(Героическая).
4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»
«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»
«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»
5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбойза торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства, Братства»
6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.
В конце урока подводятся итоги, выбирается команда, закрывшая
наибольшее количество вопросов.


Приложенные файлы