Сценарий мероприятия праздник урожая в школе. Праздник урожая: сценарий проведения и конкурсы

Сценарий праздника «День урожая»
Цель:

1.Формирование интереса к изучению овощей, их выращиванию.

2.Дальнейшее знакомство с применением и использованием овощей

3.Воспитание бережного отношения к окружающей природе

4.Эстетическое воспитание учащихся в ходе проведения мероприятия

Оборудование:

1.Книжная выставка «Удивительный мир овощей»

2.Овощная выставка.

3.Рисунки учащихся

4.Поделки из овощей

5.Экспозиция «Советы бабушки Аграфены»

6.Экспонаты полевых культур, выращиваемых наУОУ

7.Творческие работы учащихся

8. Репродукции картин на тему: «Осень»

9.Музыкальный центр.


Участники:

Учащиеся 1-8 классов.

Праздник «День урожая».

1 ведущий: Незаметно пролетело лето.

Наступила осень золотая,

Журавли курлычат в небе где- то,

В вышине над нами пролетая.
2 ведущий: В свой шатёр, волшебный и прекрасный.

Осень нас на праздник позвала.

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела.

1 ученик: Рыжая осень устроила бал,

Пышный, нарядный, цветной карнавал:

В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,

Алые бусы на ветках рябины.


2 ученик: Ели и сосны в наряде зелёном.

Ивы серебряны, в золоте клёны.

Осень ковёр расстелила из мхов.

В нём разноцветные шляпки грибов.


3 ученик: Чтобы в садах было ярко и пышно,

Груши развесила, яблоки, вишни.

Дождик на струнах вам песни сыграет,

Осень на бал всех детей приглашает.


1 ведущий : Песню об осени исполняют ребята 5 класса.

(дети исполняют песню «Золотая осень»)
Сегодня у нас ПРАЗДНИК ОСЕНИ, ПРАЗДНИК УРОЖАЯ . Мы все готовились к этому дню: рисовали рисунки, делали аппликации, собирали выставку овощей и поделок. Все наши работы были перед нами и вы, я думаю, их уже рассмотрели.
Итак, награждаются активные участники конкурса осенних композиций.

(Презентация «Овощная фантазия»)
На школьном участке ребята вырастили хороший урожай овощей.

Слово предоставляется учителю биологии Сухих Надежде Сергеевне.

Весь собранный урожай овощей используется для питания учащихся в школьной столовой.

В исполнении учащихся 2 класса послушайте песню о мальчике Антошке, который с друзьями потрудились на славу.

2 ведущий : На наш праздник пришла осень со своими дарами. В исполнении учащихся 6 класса прослушайте инсценировку « Репка»

А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Мы будем загадывать вам загадки, а вы отгадайте:


  1. Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (морковь)

  1. Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)
3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,

У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)


1 ведущий : 4. А на этой грядке выросли загадки,

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени – краснеют. (помидоры)


  1. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (картошка)
Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все помогаете дома копать картошку? …….дети отвечают…..
А учащиеся ……4 класса сейчас споют об этом удивительном овоще.

Песня «Эх. картошечка»


2 ведущий: А знаете ли вы, что есть важный овощ, который зимой надо есть побольше, он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?

Конечно же, лук.


1 ведущий : Значит следующая песня про лук?
2 ведущий : Нет, следующая песня про сырую погоду, когда есть лук просто необходимо.
В исполнении учащихся 7»б» класса прозвучит песня « Осень»
Еще одну песню об осени споют учащиеся 3 класса…
Но, как поется в песне, у природы нет плохой погоды…

И как раз об этом следующий номер 2 класс «Макарена»

2 ведущий : А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим другие инсценировки. они тоже об овощах.

« Овощная сказка » так называется инсценировка в исполнении театральной студии под руководством Шакировой Айвики Аркадьевны.

…………………………………………………..

Спасибо всем ребятам.
2 ведущий:
Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу!
Вот овощи спор завели на столе:

Кто лучше, вкусней и нужней на земле?

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка иль свекла?


1 ведущий:

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.Ох!


Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла.Ох!

И суп овощной оказался неплох!


2 ведущий:

…………………………………………..

Овощи кроме питательной ценности имеют и лечебные свойства. Давайте послушаем, какие народные рецепты подготовили нам ребята.

Итак, на нашем празднике рубрика «Советы бабушки Аграфены»(зачитать некоторые рецепты)

А сейчас послушайте басню «Огород-наоборот».

Её прочитает ученица …8…класса……………………………………

Жил один садовод,

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки,

Он принес чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена-

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но, когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

«Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!»

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Мы корзину несли и решить не могли,

Как же быть с овощами такими?

То ли жарить их нам,

То ли парить их нам,

Ну, и съели их просто сырыми.


Мы надеемся, что среди вас, ребята, нет таких юннатов.
2 ведущий:

Что же приготовил нам 7 «а?»


(Инсценирование))

1-й ведущий: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? (зерно)

А что можно получить из зерна? (муку)

А что мы испечём из муки? (хлеб)


Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

А может быть кто- нибудь помнит пословицы про хлеб? …………………….

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

2 ведущий:

Убран хлеб

И тише стало.

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.


Но не сразу зёрна стали

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!


Слава миру на земле!

1 ведущий :

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!


Над селом дымки плывут.

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Добрым хлебом угощайтесь!


()

2-й ведущий : Мы с вами живём в маленьком селе. Но это село находится в огромной стране, которая зовётся красивым именем: РОССИЯ. Это наша с вами РОДИНА. Мы её любим.

(запись песни «Наш край»……………………………………………………
Мы благодарим всех за участие в нашем празднике и надеемся, что вы узнали много нового и интересного.

Литература:

1.Журнал «Биология в школе»,№3,5 2000 год

2.Журнал «Начальная школа», №8, 2006, №9,2009 год

Наступила золотая осень, которая преподносит нам свои осенние дары. А вместе с ней наш традиционный праздник Урожая. Вот сегодня мы и будем собирать осенние дары.

Сейчас ребята покажут театрализованное представление.

Оно называется «Осенние дары»

Ведущий. Лето быстро пролетело,

Ветерком прошелестело.

Осень к нам в окно глядит,

Частым дождичком стучит.

Двери ветром распахнула,

Листьев веер развернула,

Птиц в дорогу собрала,

Нам гостинцев принесла.

Осень. Здравствуйте, мои друзья!

Рада всех вас видеть я.

Целый год мы не видались,

А сегодня повстречались.

Принесла вам угощенье -

Не конфеты, не печенье.

Фрукты, овощи, рябину-

В них помногу витаминов.

А теперь спрошу вас, дети,

Как работали вы летом?

Может взрослым помогали?

Или просто отдыхали?

Сейчас я листьями взмахну

И время в прошлое верну.

Звучит песня «Вот оно какое наше лето». Осень мащет листьями и вбегают дети в костюмах овощей, фруктов, ягод.

Овощи (хором)

Здравствуйте, гости!

Ребята и взрослые!

1Свекла Летом вы к нам приходили.

А сейчас мы к вам пришли.

То, что летом вы растили

Мы вам нынче принесли.

Круглая я, словно шарик.

Меня за вкус все уважают.

Добавляют в винегрет:

Полезней свеклы в мире нет.

2Морковь. Я девица из темницы

Вот зеленая коса.

Я всегда могу сгодиться,

Витамин дарю вам « А»!

3Смородина . А смородина, ребята,

Витамином « С» богата.

Коль подружитесь со мной,

Грипп не страшен никакой!

4Лук .Я и репчатый, и зеленый,

Я и сушеный, и соленый,

Как приправа к блюдам

Я полезен людям.

5Капуста. Полезней сока моего

Ничего на свете нет

Пейте сок капустный, люди,-

Доживете до ста лет.

6Картофель. Я посажен весной,

Летом я окучен,

И за то, что я полезен,

Грамота мне вручена!

7Томат. И я, томат, вас видеть рад.

Я полон витаминов,

Несу здоровья я заряд

Не хуже мандаринов!

8.Репка . Наша желтенькая репка

Уж засела в землю крепко.

И кто репку ту добудет,

Тот здоровым, сильным будет.

Все. Нынче праздник урожая.

Урожай совсем неплох.

Осень. Хороши, ребята,

Овощи и фрукты!

Трудно было их растить:

Надо прополоть, полить,

Защитить от сорняков,

И от тли, и от жуков.

Пырей (выбегая)

Кто нас тут упоминал?

Наше имя называл?

Я сорняк - Пырей ползучий,

Огородный генерал!

Эй, бригада, стройся в ряд,

Выходите на парад!

Звучит музыка. Выходят и строятся Осот, Лебеда, Лопух.

Песня сорняков на мотив песни «Мурка»

- Я Пырей ползучий.

- Я Осот колючий.

-Лебеда - для картошечки беда.

Где произрастаем-

Всех там забиваем.

- Я- лопух! (его отталкивают)

Ну вот. И так всегда.

Если мы собрались,

В огород пробрались,

Урожая век вам не видать.

Сорняки разбредаются.

Сорняк погубит огород.

Кто работы не боится?

Тяпки в руки и вперед!

Выходят дети огородники с тяпками, граблями.

1.Сегодня самый трудный день.

Постройтесь, дети, над рядками.

Сегодня самый трудный день,

Сегодня битва с сорняками.

2. На огороде мы растим

Морковь, картошку и капусту,

И не допустим мы сейчас,

Чтоб в огороде стало пусто.

3. Друзьям по тяпке раздадим -

Ведь молодцы средь них найдутся.

Мы овощи освободим,

И сорняки переведутся.

4. Когда последний враг упал,

Труба победу заиграла.

Лопух. Лишь в этот миг я осознал,

Насколько нас осталось мало.

Осень. Помидоры подросли,

И картошка расцвела.

Не успели оглянуться-

Напасть новая пришла.

Звучит мелодия песни «Нелло Долли» из репертуара Луи Армстронга,

На сцену выходит колорадский жук, поет.

Хеллоу, беби!

Май Нэйм ис Фредди.

Полосатый и красивый,

Весь я тут.

Май Хаус - Колорадо.

Будьте мне рады

И гордитесь,

Что у вас нашел приют.

На ботве картошки

Прокачусь я крошки,-

Не видать вам, беби,

Чипсов и пюре! Велл.

Ай лайк томатес.

Для меня радость-

Съем все на заре. Велл.

Дети - огородники.

Что ж! Хелп юселф.

Угощайся,

К новой пище приобщайся.

Дети - огородники брызгают на колорадского жука из распылителя.

Жук (убегая) Ах, бед, бебис! Караул!

Дети.- Интравира он не потянул.

- Возвратился в Колорадо.

- Или лапки протянул.

Ведущий. Ах, картошка - загляденье,

Коль растить ее с уменьем.

Ведущий (прислушиваясь)

Это что за крики там?

Кто устроил тарарам?

Выбегают Бабочка - капустница и Слизняк, пытаются отнять друг у друга кочан капусты.

Бабочка. Мне отдай!

Слизняк Нет, мне отдай!

Бабочка Не отдам, не приставай!

Слизняк (поет на мотив частушек)

Я в капусту заберусь.

Холодов не побоюсь.

Жизнь в капусте - будь здоров!

Тут и пища есть и кров.

Бабочка. У тебя одна забава -

Объедаться до отвала.

Мне же нужно поскорей

Подселить сюда детей.

Пусть выводятся, растут.

Здесь и пища и уют.

Дерутся из - за кочана капусты.

Бабочка . Мне отдай!

Слизняк .Нет, мне отдай!

Бабочка. Не отдам, не приставай!

Ведущий. До того они кричали,

Что их птицы услыхали.

Прилетел к ним старый Дрозд

И решил этот вопрос.

Дрозд уводит их.

Ведущий. Быстро времечка идет -

Вот и убран огород.

Раз закончено все дело,

Веселиться можно смело.

Ведущий. Потемнело за окном:

Туча к нам идет с дождем.

Выбегает туча с лейкой

Туча. Что, ребята, заскучали?

Летом тучу забывали.

А как осень тут как тут

Туча с дождиком идут!

Туча исполняет танец с зонтиком.

Осень. Туча, дух переведи-

Посиди и отдохни!

Ведущий (осени) Славна осень не дождями,

А природными дарами.

Осень . Все работали, трудились,

Словно пчелы, не ленились

Вашему труду я рада-

По работе и награда.

2.По работе и награда. А как же мы потрудились летом?

Награждение ребят, добросовестно отработавших практику.

3. А сейчас я проведу конкурсную программу. Каждый класс сидит за своим столиком с классным руководителем. На столах кленовые листья. На них карточка класса. Ведущий собирает листья. Перемешивает их. Выбирает пару. Она и выполняет задание. Проигравший класс продолжает борьбу

Во 2 туре. Пока классы выполняют задание, ведущий загадывает загадки на тему «Урожай». Выбранное жюри следит за игрой. И подводит итоги выставки.

Конкурсная программа.

1.Каких только нет георгинов! Помпонные, воротничковые,декоративные,

Кактуовидные, хризантемовидные... А краски! Желтые, розовые,красные, белые - всех цветов радуги.! Сможет ли кто- нибудь устоять перед их очарованием? А.А. Фет не смог, он даже посвятил им стихотворение, которое так и назвал «Георгины».

Вчера - уж солнце рдело низко -

Средь георгин я шел твоих,

И как живая одалиска

Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,

С наклоном бархатных ресниц,

Веселых, грустных и нескромных

Отвсюду улыбалось лиц!

Казалось, нет конца их грезам

На мягком лоне тишины,-

А нынче утренним морозом

Они стоят опалены.

Задание - восстановить последнее четверостишие.

Но обаяньем тайным прежним

Них от опять повеяло,

Безмолвным над и увяданьем

Совестно роптать как - то мне.

Ответ: Но прежним тайным обаяньем

От них повеяло опять,

И над безмолвным увяданьем

Мне как - то совестно роптать.

2.Человечество всегда мечтало о вечной молодости. Этот овощ называют витамином молодости. Назовите его. (Свекла.)

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай-

Лучше свеклы нет!

Много веков тому назад земледельцы обратили внимание на сорняк с мясистыми и приятными на вкус листьями. Так люди узнали о листовой свекле. Однако особой любовью она не пользовалась, и ее выращивали лишь как лечебное растение. И только римляне по достоинству оценили листовую свеклу. Не только сами употребляли ее в пищу, но и заставили возделывать это растение порабощенные народы. Так и распространилась эта культура на землях Европы.

Задание - восстановить название свеклы.

ИПШТАНЯАН

ЕВСАЛК

НАМЛГДЬ

Ответ: Шпинатная свекла мангольд.

3.Отгадать зашифрованную фразу.(Морковь -ладовая витаминов)

4.Выложить слово «Урожай» кленовыми листьями.

5.Дорисовать картошку (по 3 команде)

6.Предлагается слово картофель. Каждая команда составляет слова из этого слова. Выигрывает та, которая составит больше слов.

4.А сейчас мы проводим парад моделей «Осень -2007» (под музыку).

Некоторые классы прокомментировали свои модели.

5.Подведение итогов праздника и награждении победителей дипломами и подарками.

Кто - то из поэтов справедливо заметил: » Лежат осенние дары, как разноцветные миры..»

Действительно, каждый подарок осени удивителен и неповторим, у каждого своя история, своя легенда, каждый - огромный разноцветный мир. На этом мы завершаем наш праздник.

Викторина о лесе.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто ж под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса - это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. «Леса учат человека понимать прекрасное» - эти замечательные слова принадлежат Антон Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы. Ежегодно в 3 воскресенье сентября отмечается День работников леса.

Сегодня мы проведем викторину о лесе.

Ответы:

1.Лиственница. 11.Ель

2. Пихта. 12.Осина.

3.Клен. 13.Пихта сибирская.

4.У дуба, осины. 14. Венерин башмачок

5Голубика. 15. Клест.

6.Бор. 16.Белка.

7.Желуди дуба.

8.Кипрея, земляники, малины, брусники, смородины.

9.Не поддается гниению

10Можжевельник.

Викторина о лесе.

1.Какое дерево самое распространенное в российских лесах?

2.Самое теневыносливое хвойное дерево.

3.Какое широколиственное дерево является самым распространенным в европейской части страны?

4.У каких деревьев нашей местности самый поздний листопад?

5. Какой лесной кустарник иногда играет в футбол и забивает гол?

6.Каким словом одинаково названы сосновый лес и город в России?

7.Из плодов какого лесного дерева можно испечь хлеб?

8. Из листьев каких растений можно попить лесного чайку?

9.Чем особенно ценна древесина лиственницы?

10.Какой лесной кустарник называют «виноградом хвойных лесов».

11.Из древесины какого дерева делали самые знаменитые скрипки?

12. Из древесины какого дерева делают спички?

13. Самое высокое дерево в лесах России?

14.Гордостью лесов умеренного пояса является растение, которое в народе называют «кукушкины сапожки» или сапожки Богородицы». Как называется это растение по -научному.

15.Какие птицы питаются семенами хвойных деревьев и вскармливают полупереваренной пищей птенцов, которых выводят зимой?

16. Какое животное за ловкость и проворство А.Брем назвал

«северной обезьяной»

Действующие лица:
Ведущий
Пугало
Помидор
Огурец
Лук
Ворона
Хозяйка.

Оборудование:
1) Аудиозаписи:
(Урожайная песня, Антошка, Осенняя мелодия, карканье ворон);
2) Две метлы;
3) Диск здоровья;
4) Картофель;
5) Контуры овощей;
6) Приз для награждения – Пугало.
(Зал оформлен плакатами с изображением овощей.)

Ведущий:
Здравствуйте, здравствуйте! Сегодня наш праздник посвящен Осени и всему что с ней связано, т.е. овощам, фруктам и ягодам. Ну и конечно же, незаменимым персонажем на огороде является Пугало - гроза ворон и окресных зайцев.
(Звучит осенняя мелодия, карканье ворон)

Появляется Пугало в шляпе с ведром и метлой.

Пугало:
Кыш! Кыш! Проклятое воронье! Кыш.

О! (зрителям) Здрасте!

А вы чего тут делаете? А? Посторонние на огороде! Попались!

Чего молчите? Я вас спрашиваю? Вы что тут делаете? А?! Я как-никак на государственной службе состою, при исполнении особо важного задания. Охраняю этот огород!

А, может, вы - экскурсия какая? А?! Ну, чего улыбаетесь?

Ладно, не робейте. Это я с виду такой грозный.

Вы, я вижу, без злостных намерений пришли на наш огород. Располагайтесь удобнее. Честно говоря, скучно мне одному. Кроме ворон и некоторых жителей ближайшего леса, никто в это время сюда не заглядывает. Все обо мне забыли. Про меня здесь говорят: «Сам не берет и воронью не дает». Ой! Я ведь забыл представиться.

Зовут меня Пугало, а фамилия – Огородное. Пугало Огородное.

Так вот, раз пришли на наш огород, я с вами, значит, экскурсию проведу. Не возражаете?

Дети:
Не-е-е-е-т.

Пугало:
Хотя это большая секретная тайна! Тс-с-с! Я вам намекать буду, а вы догадывайтесь, о ком я говорю. Договорились?

Дети:
Да!

Пугало:
Значит так, огород наш не мал, не велик, ровно столько, сколько нужно. И чего здесь только нет:
1. Арбузов нет;
2. Дынь нет;
3. Бананов нет.
Но зато здесь, в нашем огороде на отдельной грядке проживает одна семейка, их роду более 4000 лет. Об одном из них, говорят, даже какой-то итальянский писатель целый роман написал.

Говорят, у этой семейки одних родственников по белому свету около 400 видов живет.

Это и бубу, и шалот, и порей, и еще целая когорта родственников.

А вот кто это, я вам сказать не могу. Тайна это! Самая секретная! Особенно от незваных гостей, которые из леса к нам прибегают.

Ну, вы-то догадываетесь, о ком я говорю? Да?

Дети:
Да!

Пугало:
В нашем огороде об этой семейке даже загадка есть: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». Понятно, кто это?

Дети:
Лук.

Пугало:
Тс-с-с! Я вам об этом не говорил. Ничего не знаю.

А у самого забора у нас есть две грядки, так вот там такое растет. Во! Завезена к нам в Россию в XVIII веке. Сначала даже ее цветами знатные дамы свои шляпки и прически украшали. Сейчас ее у нас «вторым хлебом» называют. И песенку про нее даже сочинили: «Антошка, Антошка, пойдем копать...»

Дети:
Картошку.

Пугало:
Тс-с-с! Не знаю, не знаю, я вам ничего не говорил.

А тут недавно на наш огород двое зайцев из леса забрели. Так прямо на одну нашу жительницу напали. Как начали ее хрумкать. Я как увидел - обомлел. Но потом я им показал. У них только пятки засверкали.

А эта самая жительница нашего огорода такая неряха - сто одежек и все без застежек, заплатка на заплатке и ни одного стежка. Вы-то поняли, о ком я говорю?

Дети:
Капуста.

Пугало:
Может быть, может быть...

Звучит фонограмма: карканье ворон.

Пугало:
Ну вот, опять пожаловали. Кыш... кыш! Ребята, помогите мне, крикните погромче: «Кыш-кыш!»

Дети:
Кыш-кыш-кыш!

Пугало:
Спасибо за помощь!
Повадились на наш огород летать. Вот я вам! Улетели!

А знаете, друзья, о жителях нашего огорода написано много сказок, песен, пословиц, загадок.

Например:
- Набирай скорее в миску краснощекую... (редиску).

Или:
- Рослые ребятишки улеглись на грядке, все ребятишки молодцы и зовут их...(огурцы).

Еще:
- Кругленькие братцы в домике ютятся, им совсем не плохо их зовут...(горохом).

А что вы можете рассказать про жителей нашего огорода?

Выступление всех классов с номерами художественной самодеятельности об овощах.

Пугало:
А вы знаете, почему об овощах и фруктах придумано так много стихов, пословиц, поговорок, загадок?

Верно, потому что все они богаты витаминами и все дают здоровье людям. Ведь помимо того, что их можно съесть, из различных растений можно сделать много полезного.

Из семечек подсолнуха, например, делают это... как его, забыл...

Дети:
Масло!

Пугало:
Точно, масло! А вы знаете, что можно сделать из лепестков роз?

Дети:
Масло, духи, варенье.

Пугало:
Молодцы! А из свеклы?

Дети:
Сахар.

Пугало:
Правильно! Теперь отгадайте загадки:

Без рук, без ног,
В дверь стучится,
В избу просится. (Ветер.)

Пришла без красок и без кисти
и перекрасила все листья. (Осень.)

Любопытный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь.)

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Пугало:
Отлично! А теперь друзья мои, прошу ребят, у которых в руках осенние листья, подойти ко мне и составить из букв, написанных на этих листьях, слово. А какое, мы сейчас узнаем. (Осень.)

Дети составляют слово Осень.

Пугало:
Ребята, а вы не могли бы вспомнить стихи об осени?

Дети читают стихи об осени.

Пугало:
Спасибо, молодцы! Хорошо вам: захотите - идете гулять, захотите - посидите, полежите, побегаете. А я все время на одном месте стою. Думаете, легко так кружиться и охранять огород? Может попробуете? Я дам вам такую возможность. Кто желает?

Желающий становится на диск. Ему вручаются шляпа и метла.

Пугало:
Как настроение? Как самочувствие? Как вы считаете, легко ли быть пугалом? Кричите: «Кыш-кыш!» Вы обратили внимание, что главное оружие - метла? С ее помощью можно не только охранять огород, но и проверять свои разные качества. Например, ловкость и сноровку. Хотите испытать себя:
Кто желает?
(Метлу нужно поставить вертикально на землю, держа одной рукой. Затем отпустить ее, повернуться на диске на 360° и поймать метлу до того, как она упадет)

Желающие проверяют себя на ловкость и сноровку.

Пугало:
Сейчас поиграем в игру.

Игра «Подбери картошку»
(Звучит любая плясовая мелодия, под которую дети пляшут. На полу лежит картошка -картофелин на одну меньше числа участников. Когда музыка смолкает - все берут с пола по картофелине. Тот кто остался без картошки, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний участник.)

Подводятся итоги награждаются победители.

Ведущий:
А теперь сказка о том, почему помидор стал красным: В давние времена жили на одном огороде овощи.
(По одному выходят овощи и представляются):

Я - веселый молодец,
Я - зеленый огурец.

Без меня на грядке пусто,
А зовут меня капуста.

Без меня вы, как без рук,
В каждом блюде нужен лук.

Любят дети с давних пор
Вкусный сладкий помидор.

Ведущий:
Хозяйка любила свой маленький зеленый огородик и каждый день поливала его.

СКАЗКА ПРО РЕПКУ


Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции. Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль. Чтобы дед не запутался, на головы участников мы надевали бумажные "шапочки" с изображением морковки, картошки...

Ведущий:
Дедка репку посадил...
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:
Экий дедка ты неловкий!
Я - не репка, я - морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я - не репка. Я - Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри
Стать могу картошкой фри,
Я - твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста:
Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я - хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна - источник цвета!
А свекольная котлета -
Это просто объеденье!
Сто процентов - похуденье.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я - твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов - кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я - отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Хозяйка (ходит с леечкой и «поливает» овощи):
Я полью свой огород,
Он ведь тоже воду пьет.

Ведущий:
Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор:
Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете.

Огурец:
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.

Лук:
Не поймет никак он, братцы, –
Некрасиво задаваться.

Ведущий:
А помидор все свое твердил.

Помидор:
Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!

Овощи:(Хором):
Хвалился, хвалился
И с куста свалился!

Ведущий:
В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла. а помидор не заметила.

Хозяйка уводит все овощи.

Ведущий:
Летела мимо ворона.

Ворона:
Кар! Кар! Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!

Ведущий:
Стыдно стало помидору. Заплакал он и покраснел от стыда.

Помидор:
Вы меня, друзья, простите,
Вы с собой меня возьмите.

Ведущий:
Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.

Все участники:
Не верите – посмотрите сами.

Девочки выносят приготовленные блюда из помидоров.
(Инсценирование песен: «Антошка», «Урожайная»)

Пугало:
А теперь, ребята, идите домой. Когда будет скучно, приходите на наш огород. Пока. До встречи! Спасибо за праздник! Я вам дарю свой «портрет», чтобы вы обо мне не забывали.

Дети по периметру площадки сидят на стульчиках. Звучит музыка, выходит ведущая.

ВЕДУЩАЯ: Все знают, как полезны витамины,
Все дети очень дружат с ними.
А в каких продуктах витамины бывают,
Ребята, дружно называйте!

Дети перечисляют продукты в которых есть витамины.

ВЕДУЩАЯ: Отлично, это вы знаете. Очень хорошо, а раз вы все знаете, будем играть!

ИГРА "СОБЕРИ ОВОЩИ И ФРУКТЫ".
(играют дети младших групп)
Участники делятся на две команды по 5-6 человек.
Овощи и фрукты рассыпаются на земле. Каждой команде дают корзину. По команде ведущего под музыку одна команда собирает овощи, другая - фрукты. Затем участники каждой команды называют собранные ими овощи и фрукты.

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята! А теперь, когда у нас есть продукты, мы сварим борщ. А помогут мне в этом ребята старших групп.

ИГРА "СВАРИ БОРЩ".
В игре участвуют две команды по 7 человек. Перед каждой командой стоит стол с порезанными овощами и фруктами на тарелочках. На противоположной стороне стоит стол и кастрюля. Задача игроков по команде ведущей под музыку, по очереди правильно положить все компоненты для борща в кастрюлю.

ВЕДУЩАЯ: Наверное, борщ получился отменным, сейчас мы проверим, все ли правильно сделали участники. (проверяет)
Ребята, так как праздник у нас непростой, а витаминный, мы пригласили к нам доктора. Давайте громкими аплодисментами поприветствуем его!

Звучит отрывок песни "Чтоб ребенок был здоров", входит доктор.

ДОКТОР: Здравствуйте, ребята! Все здоровы? Никто не чихает? Отлично! Я слышала, что у вас витаминный праздник, и вы отлично знаете, в каких продуктах бывают витамины? Что ж, проверим, я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать, что это. Готовы?

В летнем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
Только нужно не лениться
Отгадать их потрудиться.

Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий... (виноград)

Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа... (груша)

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)

Он тяжелый и пузатый,
Носит фрак свой полосатый.
На макушке хвостик-ус,
Спелый изнутри... (арбуз)

ДОКТОР: Молодцы, все верно отгадали!

ВЕДУЩАЯ: Вы знаете доктор, наши ребята подготовили танец овощей и фруктов. Ребята, выходите, покажите нам свой вкусный танец!

ТАНЕЦ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ (парный танец-полька).

ДОКТОР: Вижу, все вы молодцы!
Парни просто удальцы!
Девочки - красавицы!
С любой болезнью справитесь.
А мне идти уже пора,
До свиданья, детвора!

Дети говорят: "До свидания", доктор уходит.

ВЕДУЩАЯ: А мы продолжим наш праздник. Ребята вы наверняка знаете, что витамины бывают не только в овощах и фруктах. А где еще? (ответы детей)Правильно! А в каком продукте есть белок и желток? Конечно же, это яйцо. Вот и поиграем в игру "Перенеси яйцо в ложке"!

ИГРА "ПЕРЕНЕСИ ЯЙЦО В ЛОЖКЕ".
(играют дети средних групп)
Участники делятся на две-три команды по 4-5 человек. По команде ведущего под музыку участники по очереди бегут с яйцом в ложке до отметки, оббегают ее, возвращаются, предают ложку следующему.

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята! С заданием справились. А время идет к обеду, пора бы стол накрыть. Поиграем в игру "Накрой стол для обеда и чая"!

ИГРА "НАКРОЙ СТОЛ ДЛЯ ОБЕДА И ЧАЯ".
(играют дети старших или подготовительных групп, две команды по 7 человек)
Перед играющими стоят столы. На каждом столе лежат одинаковые предметы: кастрюля, мелкая тарелка, ложка, вилка, чайная ложка, стакан, салфетка, хлеб, чайник, чашка, блюдце, сахарница, чайная ложка, баранки, конфеты на блюде. На противоположной стороне стоят пустые столы. По команде ведущей дети по очереди несут к столу нужные предметы и продукты. Одна команда накрывает обед, другая - стол для чая.

ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята! Можно сказать, обед и чай готовы! Ну а теперь будем танцевать. Выходите не ленитесь, дружно вместе веселит

Конкурсно-игровая программа
(Соревнуются дети и взрослые)

Конкурс 1. «Собери букет осенних листьев»
Листья из цветной бумаги рассыпаны на полу. Два участника с завязанными глазами их собирают. Победит тот, кто собрал листьев больше.

Конкурс 2. «Загадки»
Что обозначают эти слова?
Рисовать (карандаш), уколка (иголка), варюля (кастрюля), дилибомчик (колокольчик), мемезёл (козёл), зубохват (крокодил)

Конкурс 3. «Перебери фасоль»
Два участника, получив одинаковое количество семян фасоли двух сортов, должны разобрать ее по сортам (кто быстрей).

Конкурс 4. «Откуси яблоко»
Два участника должны суметь по очереди откусить яблоко, подвешенное на нитку, без помощи рук.

Конкурс 5. «Угадай-ка»
Два участника с завязанными глазами по очереди должны назвать шинкованные овощи, фрукты на вкус.

Конкурс 6. «Передай другому»
Две равные команды взрослых и детей по сигналу начинают передавать морковку друг другу из рук в руки, не пропуская ни одного участника. Победит команда, где морковка пришла к финишу раньше.


Пояснительная записка

Праздники очень важны для формирования сплочённого детского коллектива и для более глубокого изучения каждого ребёнка. Ведь проведению утренника предшествует большая работа педагога. Роли распределяются в соответствии с характером каждого ребёнка. Дети раскрываются перед учителем с необычной стороны: на поверхности оказывается нечто личное – вкусовые пристрастия, особенности режима питания каждой семьи. И это личное обсуждается, анализируется, корректируется.

Праздники побуждают детей к творчеству, к более открытому проявлению своих талантов и способностей. Настоящий утренник – это что-то необычное, яркое, запоминающееся. А детям так необходимы массовость, красочность, положительные эмоции, дружеская поддержка и признание.

Сценарий “Праздника урожая”, разработанный и неоднократно реализованный мной в разных возрастных группах, наглядно подтверждает всё вышесказанное. Отличного вам утренника!
Сценарий

(Детей разделить на три команды – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. До утренника прикрепить каждой команде соответствующие бейджики. Рассадить буквой “П” - каждая команда занимает свою сторону, середина свободная)

Учитель: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте дорогие друзья! Рада видеть вас. Мы начинаем “Праздник урожая”. Вы покажете свои таланты и вволю повеселитесь! Но вначале отгадайте загадку:

Вот художник так художник –
Все леса позолотил
Даже самый сильный дождик –
Этой краски не отмыл.
Красит красным, жёлтым, синим,
Поливает землю ливнем,
Чтобы было интересно,
Но совсем не так как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)

Учитель: Давайте вспомним осенние месяцы. (По мере ответов детей вывешивать на доску картинки, соответствующие называемому месяцу)

Ранняя осень – сентябрь

Золотая осень – октябрь

Поздняя осень – ноябрь

И у нас на празднике 3 команды:

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. Но не хватает главной хозяйки праздника, Осени, и её верного друга – Дождика.

Давайте их позовём.

Дети: Осень! Дождик!

(Выходят, идут по кругу. Осень разбрасывает листочки, дождик - капельки)

Осень: Вы звали нас и мы пришли. Здравствуйте ребята.

Дождик: Привет! Давайте веселиться! Сейчас узнаю, что вам больше нравится, ветер или дождь? Когда я подниму правую руку – громко войте как ветер: у-у-у. Когда я подниму левую руку – громко капайте, как дождь: кап-кап-кап.

Учитель: Победил дождь. Что же нам делать? Ведь у нас праздник!

Девочка с зонтиком (стих).

Мне купили зонтик самый настоящий,
Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
Дождик будет весело зонтик поливать,
Я буду под зонтиком на улице гулять.

Танец с зонтиком. (Муз. из кинофильма “Сюрприз или приключения Незнайки”)

Учитель: Прошёл дождик. И самое время посмотреть на наш урожай.
Монтаж 1

Пропустите в середину
Мы несём с собой корзину -

1. Вот прекрасный виноград
Он глюкозою богат
Сочный, сладкий и пахучий
Ешь – и вырастешь могучим.

2. Груша сочна и поспела
И она нужна для тела
Чтоб здоровье было лучше
Нужно чаще кушать груши.

3. Знают взрослые и дети
Даже те, что на диете
Яблоки полезны всем
Не вредят они совсем.

4. Эти жёлтые бананы
Любят даже обезьяны
И, конечно, малыши
Любят их от всей души.

5. Вот и жёлтенький лимон
Хоть и кислый очень он
Но здоровью помогает
Слабых сердцем подкрепляет.

6. Апельсинчик очень нежный
И, конечно же, полезный
Льёт чудесный аромат
Витаминами богат.

Учитель: А сейчас конкурсы:

1. Собери название фруктов: яб-ло-ко

Аб-ри-кос

Че-реш-ня

По очереди, по 1 человеку от команды.

2. Что за фрукт? На тарелке кусочек фрукта. Тарелка в чёрном пакете. По 1 человеку от команды. Завязывают глаза и дают попробовать (груша, яблоко, банан).

3. Угадай варенье. Одноразовые ложечки по количеству детей. 3 вида варенья. Команды по очереди стоятся у доски, получают ложки, пробуют, отгадывают.

Учитель: И вновь мы любуемся осенним урожаем.
Монтаж 2

Пропустите в середину
Мы несём с собой корзину -

7. Замечательный арбуз
У него особый вкус
Он не только насыщает
Но и жажду утоляет.

8. Дыня – это просто чудо
Словно мёд она внутри
Положи её на блюдо
Не захочешь и торты.

9. Вот из леса гость чудесный
К нам на праздник поспешил
Кто же это интересно?
Ну конечно же кизил!

10. Посмотрите на подсолнух
Зёрнышек в нём много чёрных
Вкусны семечки и масло
Разве это не прекрасно?

11. Вот петрушка и укроп –
К блюдам всем приправы
Кто бы мне ответить смог
Что это за травы?
Фруктами не назовёшь
Овощами тоже
Но не будет их – поймёшь
С ними лучше всё же.

12. Даже вкусные арбузы
Не заменят кукурузы
Зёрнышки прижались в ряд
Каждый их отведать рад.

13. Посмотри, орех какой!
Вкусный и питательный
Выбирай на вкус любой:
Арахис, миндаль, лесной,
Грецкий замечательный!

Учитель: Вернёмся к нашим конкурсам

4. Ореховое лакомство.

Сначала назвать орехи (фисташка, арахис, фундук, миндаль). Потом пройти с тарелкой и ребёнок, беря орех, называет его.

Учитель: Подкрепились? Но урожай мы увидели ещё не весь. Слушаем и смотрим.
Монтаж 3

Пропустите в середину
Мы несём с собой корзину -

14. Помидоры просто диво
И без них совсем беда
Кетчуп, соус и подлива
С помидором быть должна
Очень вкусные салаты
С помидором любим мы
Также соки и томаты
Запасаем для зимы.

15. Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится конечно.

16. А морковь прекрасна тем
Что полезна она всем
Сок её необходим
Всем: и малым и большим
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку -
Будешь ты тогда дружок,
Крепким, сильным, ловким.

17. А картофель, как и хлеб
Знаем мы об этом
Нужен он всегда для всех
И зимой и летом
Варим, жарим и печём –
Разные все блюда
В суп, и в борщ его кладём.
Это просто чудо!

18. Борщ не будет очень вкусным
Без добавки из капусты
Нам нужны её листы
Когда варим голубцы.

19. Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
И зимой и летом.

20. Тыква приятна и ароматна
Знают об этом все поварята
В кашу, в пирог тыкву кладут.
Нам витамины на грядке растут!

21. Вот и синий баклажан
Празднично смакуем
Мы в сотэ его кладём
Жарим, маринуем.

22. Перец горький, перец сладкий
Выросли у нас на грядке
А какой из них вкусней
Разобраться сам сумей.

23. Хоть чеснок этот и горький
Он полезен нам всегда
Как добавишь 2-3 дольки
И тогда вкусней еда.

24. Лук нам тоже очень нужен
Пусть он горький – всё же с ним
Так вкусны обед и ужин:
Очень-очень хороши.

Учитель: Пришло время собирать урожай. Только делать мы это будем не так, как в этой детской песне делает Антошка.

(Песня, дети подпевают стоя)

Учитель: А у нас последний конкурс. Будьте внимательны.

5. Соберём урожай.

В центре кегли, на некоторых наклеено “Сорняк”. Дети образуют большой круг. В центр по 1 человеку с завязанными глазами и мешком (пакетом) в руках.

Звучит музыка. Дети в центре набирают кегли в пакет.

Музыка заканчивается. Игра останавливается. Подводятся итоги.

Учитель: Сейчас наше жюри подведёт итоги. А мы время зря терять не будем. Внимание! Парад костюмов!

Мы с вами сейчас полюбуемся костюмами, которые вы, дети, сделали вместе с родителями. Возьмите с нашей выставки свой плод и станьте у доски.

Торопится осень закончить дела
Старательно землю дождём полила
Про птиц не забыла – на юг проводила
В полях и садах урожай собрала
Дарила нам разные фрукты сначала
Потом нас грибами она угощала
Арбузами, дынями и виноградом
Нам нравится осень
Мы осени рады!

Пройдитесь под музыку по кругу и мы вами полюбуемся, а жюри выпишет грамоты всем, кто хорошо потрудился. (Музыка. Прохождение по кругу)

Подведение итогов. Вручение грамот.

Дождик: Пришла пора прощаться! До новых встреч, ребята!

До свиданья! До свиданья!
Помашу вам на прощанье.
В гости к вам ещё приду,
Только в следующем году!

Учитель: Пора прощаться. Но не может осень уйти так, ничем вас не угостив.

Вас осень угощает пышным караваем! Приятного аппетита!

Включить музыку – народные наигрыши. Раздать пирог.

Инвентарь: бумбокс, музыка для танца “Зонтики”, детские зонтики для танца, песня “Антошка”, рисунки месяцев осени, грамоты, народные наигрыши, пирог.

Для конкурсов:

1. Карточки со слогами.

2. Одноразовая тарелочка, нож, чёрный пакет, груша, яблоко, банан.

3. Три маленькие баночки с вареньем, ложки одноразовые по количеству участников.

4. Красивый маленький поднос или тарелка большая, орехи: арахис – 100 г, фундук – 50 г, миндаль – 100 г, фисташка – 100 г.

5. Кегли (много), на половину из них приклеить листок с надписью “сорняк”.

Внимание! Если вы проводите праздник в более старших классах, можно ввести в сценарий усложнение:

1. Дети не только учат маленький стих и готовят костюм, но и пишут небольшой реферат о своём овоще или фрукте и на утреннике рассказывает самое интересное.

2. Команды могут до утренника создать свои стенгазеты о своём месяце – названии команды.

3. Перед утренником провести конкурс “Дары осени с улыбкой” - поделки или композиции из овощей и фруктов.

Представляю вашему вниманию композицию “Вышли уточки на луг”, выставленную на конкурс одной из команд.

Сценарий внеклассного общешкольного мероприятия «День урожая». Для учащихся 1-9 классов основной общеобразовательной школы.

Цели мероприятия:
Воспитание бережного отношения к природе и уважительного отношения к труду.
Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, классическую музыку.
Способствовать сплочению детского коллектива, созданию для детей развивающей среды, освоению активного стиля общения

Подготовительная работа: изготовление поделок из природного материала и овощей, организация выставки, оформление зала флористическими композициями, праздничными стенгазетами, в которых отразилась трудовая деятельность в летнее и осеннее время на пришкольном участке, набор учащихся из 1-9 классов в команды для участия в конкурсах.

Форма проведения: Литературно-музыкальная развлекательная программа.

Оборудование: презентация, экран, звуковые колонки, проектор, поделки учащихся, стенгазеты, флористические композиции.

Объявление:
Ой, вы, красны девицы, ой, вы, добры молодцы, Приглашаем вас всех праздновать день великий – День урожая! Погуляем на празднике нашем, Не найдете вы праздника краше. Ждет вас множество затей. Приходите поскорей! От души повеселиться, Сладкого чайку напиться!
Ф. И. Тютчев « Есть в осени первоначальной …» слайд 3 (исполняет В. Бохон под музыкальное сопровождение А.П. Бородина Музыкальная картина « В Средней Азии» Исполняет оркестр Би-Би-Си под управлением Д.Саймона.)
Ведущий: Добрый день, дорогие ребятки, гости званые и желанные. Сегодня особый праздник у нас: День урожая, день завершения всех сельскохозяйственных работ в поле и на огороде.

Сегодня соревнуются между собой 2 команды учащихся из 1-9 классов: « Ранетки» и « Огурчики»

(приглашаются на сцену участники команд)

Осень! Славная пора! Любим осень мы, ура! В лесу, в огороде, в поле все поспело! Все собрали и убрали! И на праздник всех позвали. Только сегодня, только сейчас, Только у нас и только для вас – День урожая!
За окном листопад…Так и падают желтые листья- это осень – урожайница, осень-чаровница и волшебница торопится к нам на праздник.
Едет осень на пегой кобыле, Под дугой – золотой бубенец… А навстречу ей, в облаке пыли, То обоз, то отара овец. В поле сено душистое мечут, В поднебесье летят журавли, Грибники, выбегая навстречу, Ей охотно – поклон до земли. Ей крылами малиновки машут, Ходят лоси, счастливо трубя: – Здравствуй, осень, кормилица наша! В гости милости просим тебя! (Т. Белозеров)

Звучит « Осень» А. Вивальди
Появляется осень-урожайница.

Осень: Как вы славно веселитесь!
Здравствуйте, друзья,
В день осенний, в день чудесный
Рада вас увидеть я.
Желтой краской крашу я Поле, лес, долины, И люблю я шум дождя. Назовите-ка меня!
Я – Осень-урожайница,
Поклон вам мой, друзья!
Давно уже мечтала о встрече с вами я.

Ведущая: В платье, сотканном из листьев,
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица –
Открывает бал.
И возникает, словно волшебство,
Осенних красок и нарядов колдовство.

1 конкурс: Нарисовать наряд осени без помощи кисточек и карандашей, используя только пальчиковые краски, засушенные цветы и листья, клей.
Пока юные художники пишут свои картины, мы предлагаем вашему вниманию стихи об осени Владимира Степанова.

В лесу осиновом.

В лесу осиновом дрожат осинки –
Срывает ветер с осин косынки.
Он на тропинки косынки сбросит –
В лесу осиновом наступит осень.

Осы.
Осы к осени желтее,
Полосатее и злее, –
Видно, бабушкин компот
Им покоя не дает.
И варенье, и повидло
Есть у нас, а им – Обидно.

Разноцветный ветер.
Следом за летом
Осень идет.
Желтые песни
Ей ветер поет,
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой
Летит в синеву.

Осень: Спасибо Вам за чудесные стихи и прекрасные картины!
А я хочу представить всем своих гостей.
Аплодисментами встречаем свиту овощей!
Эта свита за загадками скрыта.
Кто быстрее отгадает, тот и овощи узнает! (загадки).

2 конкурс «Заморочки из бочки» (Каждая команда по очереди отвечает на загадку. Кто ответит правильнее?)

Загадки:
Орехи в земле, листья на земле. (картошка)
Над землей трава, под землей – алая голова. (свекла)
Рос ребенок не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет. (лук)
Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки. (помидор)
Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой. (огурец)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус – как сахар, сладкая. (морковь)
Что это за голова, что только зубы и борода (чеснок)
Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (лук)
Раскололся тесный домик на 2 половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки. (горох)
Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Развалились в беспорядке на своей перине-грядке Сто зеленых медвежат, с сосками во рту лежат, Беспрерывно сок сосут и растут. (огурцы)

Ведущий: Какой овощ не был назван в загадках, а знаете вы его с самого раннего детства? (репка).
А сейчас мы с вами для нашей гостьи Осени покажем сценку «Репка». Желающие принять участие получают роли и готовятся в течение 5 минут. (Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции. Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль. Чтобы дед не запутался, на головы участников мы надевали бумажные “шапочки” с изображением морковки, картошки…)
А пока игра с залом на внимание: «Что растет на грядке?»

Что растет на грядке:
огурцы, горошек сладкий,
помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
наша грядка просто клад…

Если слушал ты внимательно –
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?

СКАЗКА ПРО РЕПКУ (сценка)

Ведущий:
Дедка репку посадил…
Дедка репке говорил:

Дед:
Ты расти, расти большая.
Стань богатым урожаем,
Чтоб тобой я мог гордиться.
Принесу тебе водицы,
Удобрений ведер пять…
Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:
Спит дедулька без забот.
Репка между тем растет,
Да воюет с сорняками:
Их ногами, и руками…
Вот уж осень на дворе.
Зябким утром в сентябре
Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:
Ах, я старый разоспался.
Репку уж пора тянуть.
Подросла, гляжу чуть-чуть.
Ай, да репка уродилась!
Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:
Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:
Экий, дедка, ты неловкий!
Я – не репка, я – морковка.
Не умыл ты видно глаз.
Репки я стройней в сто раз.
И оранжевей к тому же.
Коль салат корейский нужен,
Без меня ты пропадешь…
Сок морковный не попьешь,
В супе мне замены нет…
И еще один секрет.
Я богата витамином
Всем полезным каротином.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Что такое, что за чудо,
Может, выспался я худо?
Репку сеял я весной.
Ладно, батенька, постой,
Репку вытяну другую.

Картошка:
Ой, ой, ой,
Я протестую!
Я – не репка. Я – Картошка!
Это знает даже кошка.
Всем плодам я голова
Ясно ведь как дважды два:
Если в супе нет картошки,
Ни к чему брать в руки ложку.
Я для чипсов слышишь, дед,
Самый главный компонент.
В жарком масле, вот смотри –
Стать могу картошкой фри,
Я – твой главный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Я ж опять пойду по репку.
Как сидит в землице крепко!
Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!
Дед, ты сникерсов объелся,
Сериалов насмотрелся,
Может с печки ты упал?
Раз капусту не узнал.
Я на репку непохожа,
У нее одна одежа,
У меня ж их целых сто!
Все без пуговок…
А то…
Я – хрустящая капуста!
Без меня в салате пусто,
А со мной любой обед
Голубец иль винегрет…
Станет в 10 раз полезней!
И потом меня, любезный,
Можно квасить и солить…
И до лета аж хранить.
Можно есть меня всю зиму!

Дед:
Милости прошу… в корзину.
Это что за чудеса?
Вот уж битых два часа
Я провел на огороде.
Где же репка! Эта вроде…

Свекла:
Снова дед не угадал.
Знать очки ты потерял,
Или бес тебя попутал?
Свеклу с репой перепутал.
Я в сто раз ее красней,
И полезней и вкусней!
Свеклы нет и нет борща,
В винегрете и во щах…
Я одна – источник цвета!
А свекольная котлета –
Это просто объеденье!
Сто процентов – похуденье.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
И тебе найдется место.
Только все же интересно
Где же репка? Может эта?

Лук:
Я почти того же цвета,
Но не репка, старичок,
Я – твой репчатый лучок!
Пусть немного и коварен,
Но в народе популярен.
Самый вкусный шашлычок
Тот, в котором есть лучок.
Все меня хозяйки знают
В суп и в кашу добавляют,
В пирожки, в грибы, в отвар…
Я для вирусов – кошмар!
Даже грипп меня боится…
Хоть сейчас готов сразиться.
Я – отличный урожай!

Дед:
Что ж, в корзинку полезай.
Вечер уж к концу подходит.
Месяц на небо выходит.
Да и мне домой пора.
Завтра с самого утра
Стану репку вновь искать,
А теперь охота спать.
Ух, тяжелая корзина,
Пригодилась бы машина…
Знатный вырос урожай!
Бабка, занавес давай,
Сказочке пришел конец.
Тот, кто слушал, молодец.
Ждем от Вас аплодисментов,
Ну и прочих комплиментов…
Ведь артисты-то старались,
Пусть слегка и растерялись.

Ведущий: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Осень: Я смотрю и удивляюсь – это что за чудеса! Перед нами, перед нами настоящий вернисаж.

3 конкурс поделок из природных материалов и овощей «Подарок осени».

Уборочная, ты итожишь
Совхозный труд за целый год.
В четыре короба не сложишь
Твоих бесчисленных забот.
Все в сроки – от прибивки влаги
До вспашки зяби – дни в трудах.
Зато итог не на бумаге,
А в полновеснейших пудах.
Здесь будни горячи недаром:
В лугах – высокие стога,
В полях – пшеница гулким валом
В лесные бьется берега. (В. Колыхалов)

4 конкурс – игра « Живой сноп» Каждая команда образует «сноп» и обвязывается веревкой. Кто быстрее?
5 конкурс на лучшее исполнение частушек «Осенние веселушки» (Готовые частушки раздаются членам команды. Кто исполнит частушку лучше всех?).

На участке мы с весны
Славно поработали:
И копали, и пололи,
Между грядок топали.

Эх, лапти мои, довели до школы,
Вижу: детки на участке трудятся, как пчелы.

Посадили мы всего,
Что на зиму надо.
Много вырастили, братцы,
Мы весной рассады.

Эх, лапти мои, поднимитесь в гору,
Ведь у школьников ребят крепки помидоры.

С сорняками мы сражались –
Пусть живут, не тужат
Свекла, редька и морковь,
Лук нам тоже нужен!
Эх, лапти мои, поглядел я – диво!
Не увидел в огороде лебеды, крапивы!
Как пришли копать картошку,
Удивились – ах да ох!
Ведь на каждом на кусточке
Красный вырос там «горох»

Эх, лапти мои, правы вы, касатики!
Одолели нынче нас жуки-полосатики.

Вырастили овощей
Для щей и борщей.
А излишки продали –
Денег заработали!

Осень: А вот интересно, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы всю зиму лакомиться овощами, кроме как вырастить урожай? Совершенно верно, собрать его и сохранить. А для этого урожай нужно собрать в мешки, правильно?

6 конкурс – игра «Собери урожай» . Для этой игры мне нужны по одному смельчаку от группы. Выходите. Так вот, я приготовила для вас мешки-скороходы, забираясь в которые вы превращаетесь в урожай. И тот, кто быстрее и без падений оббежит кеглю и возвратится обратно, будет считаться самым удачливым и рачительным хозяином, сохранившим свой урожай от холодной зимы. Задание понятно? Итак, на старт, внимание, марш…

7 конкурс «Диагностика».
От команды приглашается несколько участников, которым завязывают глаза и предлагают на запах, на ощупь, на вкус определить, какое растение у них в руках.

1. патиссон, чеснок, репа, укроп, морковь
2. петрушка, лук, кабачок, мята, свекла.

8 конкурс- эстафета «Осенний винегрет».
Напротив каждой команды стоят большие тазы, в которых плавают ингредиенты для винегрета: морковь, свекла, картошка, соленый огурец. Нужно без помощи рук достать эти овощи и положить в корзину своей команды. Кто быстрее?

9 конкурс «Непогода». Под музыку участники каждой команды ходят по залу и по сигналу снимают с себя вещи оставляют на стульчике (осенняя одежда: куртка, шарф, берет, зонтик ) По сигналу «Кажется, дождик начинается» необходимо быстро одеться. Кто быстрее?

Давайте срочно веселиться,
Пусть долго праздник ещё длится.
Пусть осень дождику назло
Нам дарит радость и тепло.

10 конкурс «Разноцветные гроздья». Воздушные шары, наполненные водой, осторожно передаются членами команды друг другу, а потом и всем зрителям, которые расписываются на шарах. У кого останутся целыми все шары, и кто наберет больше автографов?

Ведущий:
Вот и праздник прошел! Вы довольны друзья? Значит все хорошо, Мы встречались не зря.
За беседой и сладким чаем осень – урожайницу мы привечаем!
Приглашаем всех на чаепитие!

Список использованной литературы:
1. « Досуг в школе» №22001 г. Приложение к народным праздникам.
2. В.Г. Лысаков « 1000 загадок» 2002 г.
3. Н. Болтачева « Сказка про репку» (интернет)
4. С.Я Маршак « Азбука в картинках» 2007 г. (иллюстрации художников: Бордюг С.И., Трепенок Н.А., Запесочная Е.А.)
5. А. Береснев « Подснежник» (иллюстрации С. Ким) 1986
6. Сборник « Трудный колос» 1977 г.
7. « Последний звонок» (частушки из « Праздника урожая с выходом на природу» Г.Н. Шулепина)
8. Т. Белозеров « Листопад» 2007 г.
9. Картинки овощей в презентации все из интернета
10. Фотографии поделок и букетов из личного фотоархива.
11. Стихотворение Ф.И. Тютчева « Есть в осени первоначальной…» фонохрестоматия к учебнику литературы 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной.
12. А.Вивальди « Осень»