Самостоятельный ребенок – учим принимать решения и делать выбор. Как научить ребенка спокойно и уверенно делать выбор Них малыш выбирает правильную если

Как вы думаете, дорогие родители, легко ли делать выбор? Я не говорю о тех вещах, к которым у вас уже сложилось предпочтение. Конечно, если вы любите мороженное, то, скорее всего, если я вам предложу его - вы не откажетесь. Но представьте что-нибудь необычное, неординарное, такое нечто, с которым вы еще не сталкивались в жизни. Для каждого будет что-то свое. Предложи мне на выбор Мерседес или БМВ в подарок - я зависну на несколько дней. Ну, кто-то, конечно, это уже прошел. У него, может быть, стоит вопрос продать компанию или не продавать…

Итак, мы на самом деле знаем, как делать выбор, потому что довольно часто сталкиваемся с ним. Но когда мы видим, что у ребенка это вызывает определенные трудности - нам не понятно, почему? «Ты посмотришь мультфильм или детский фильм сегодня?» - Хороший вопрос. Ребенку ясно, что круто было бы и то и другое.

Но мы говорим ему, что это не правильно, поскольку его глаза и мозг устанут, и, к тому же, у него будет мало времени на математику. Т.е. мы ему объясняем, почему нельзя не выбирать, но не объясняем, как выбрать. Как выбрать - ехать к бабушке Гале или к бабушке Тане? Мы сами не можем решить, и перекладываем решение на ребенка. Но, в конце концов, как же поступать в подобных ситуациях? А я не знаю точно. Как-то же вы поступаете каждый раз? Кто-то в этот момент берет ответственность на себя и говорит, что сегодня только мультфильм, потому что вечером придут гости, и ты устанешь. Поразительно! В тот момент, когда у ребенка забирают свободу выбора, он тут же делает выбор. Ну, вот и все. Я думаю, что это прекрасный способ обучения. У вас есть на выбор три вещи. Выложите их перед ребенком, а потом скажите, что предпочитаете вы. Таким образом, вы на собственном примере показываете возможность свободы. Вы, демонстрируя свою свободу, как бы мягко ущемляете его свободу, отчего он остро (но не больно) ощущает необходимость самостоятельного решения.

На сайте http://mult-games.ru замечательные детские игры про Спанч Боба и мультфильмы в хорошем качестве, которые весело смотреть всей семьей.

Я собрал некоторую статистику по этому вопросу и пришел к странному выводу: те дети, за которых родители принимали решения, не считаясь особо с их выбором, вырастают обычно свободолюбивыми. Они легко идут по жизни, легко делают выбор, мыслят быстро. Они как бы научились у родителей, как те делали свой выбор. Те дети, которым давали много свободы, - не торопятся выбирать - их родители дали им очень много свободы, забрав, тем самым, право выбора. Они приучены, что у них не заберут свободу, и у них, как следствие, есть время подумать. Но это время на раздумье может длиться очень долго - месяцами, годами.

Конечно, нельзя переусердствовать здесь - вы должны обучать, должны уступать, при этом давая понять, что хотя и уступаете в этот раз - это вас задевает, ущемляет ваши интересы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был медиком, то не нужно говорить ему: «Выбирай сам, сынок». - Сынок будет годами думать. Скажите, что он просто обязан стать медиком - и в нем сразу вспыхнет ясная мысль о том, что он прирожденный химик. Когда вы узнаете это, нужно постепенно сдавать свою позицию.

Еще один пример хочу вам привести в пользу того, что дети могут научиться искусству выбора только на вашем примере. Предоставляя ему свободу выбора, а не выбирая самому вместо него - это все равно что учить ребенка арифметическому счету, не показывая, как вы это делаете. «Сиди и считай». И что он насчитает? Вы ведь и сами не знаете, как это у вас получается. Но вы показываете ему счет - он учится у вас. И все. Покажите ему выбор, не бойтесь сделать выбор за ребенка, и он очень скоро будет делать его сам.

Когда дети сталкиваются с проблемами и трудностями, их поведение становится либо частью проблемы, либо частью ее решения. Умение делать правильный выбор - даже при отсутствии желания - требует руководства, инструктажа и практики. Помогайте ребенку развивать психологическую устойчивость , необходимую для управления своим поведением даже в тех случаях, когда он расстроен или сталкивается с тяжелыми обстоятельствами.

Поведение ребенка, а также его мысли и эмоции часто полностью зависят от обстоятельств. Ребенок, который хорошо справился с контрольной работой по математике, думает: «Я умный парень» и весь день гордится собой. Вечером того же дня он с радостью выполняет просьбу матери сделать домашнюю работу, потому что чувствует себя превосходно.

Но если тот же ребенок на следующий день получает неудовлетворительную оценку, он может подумать: «Какой же я глупый», и целый день дуться и жалеть себя. Когда вечером его мать напоминает ему о том, что пришло время делать домашнюю работу, он может спорить или жаловаться, потому что чувствует себя отвратительно.

Очень важно учить детей тому, что даже когда им плохо или у них неприятности, даже когда обстоятельства, казалось бы, не в их пользу или не дают возможности спокойно подумать, они все равно могут сделать правильный выбор. Изначально для овладения этим навыком потребуются большая поддержка и обучения воспитывающих взрослых. Но конечная цель ребенка должна заключаться в умении управлять своим поведением так, чтобы делать здоровый выбор, даже тогда, когда родителей нет рядом.

Сосредоточьтесь на причинах и следствиях

Дети должны знать, что их поведение приводит к последствиям определенного рода. Важно показать, что выбор, который они делают, влияет на их чувства и чувства других людей.

Учите ребенка эмпатии , сочувствию и состраданию, поощряйте обращать внимание на то, как его поведение влияет на других людей. Например, если он хочет уйти из футбольной команды, его выбор повлияет на всех членов и команду в целом. Или же, если он не хочет приглашать кого-то на свой день рожденья, это может ранить чувства этого человека.

Кроме того, обсуждайте, как поведение ребенка влияет на его собственное настроение. Например, если он выбирает вариант сидеть и смотреть телевизор целый день, то может почувствовать скуку. Но если он выходит на улицу, чтобы поиграть с другом, то может почувствовать воодушевление, радость и прилив энергии. Или если он бьет своего друга в момент обиды или возмущения, то через какое-то время может почувствовать себя плохо, потому что сделал больно другому человеку. Поговорите с ребенком о том, как важно находить здоровые способы управления собственными эмоциями.

Вселяйте уверенность, которая побуждает решать проблемы

То, как дети выбирают способ реагирования на повседневные проблемы, чрезвычайно влияет на их жизненный опыт в целом. Даже когда детям демонстрируют потенциально удачные решения, многие из них считают, что эти решения не помогут, не сработают. Их негативные мысли мешают им даже попробовать.

Слишком часто дети избегают решения проблем, убеждая себя в том, что они не способны сделать что-либо или же что это будет слишком неудобно. Шестилетний ребенок не решается спросить группу детей, можно ли поиграть с ними, и просто отходит в сторону. Тринадцатилетний подросток отказывается делать домашнюю работу, потому что не знает, как к ней подступиться, и боится обратиться за помощью.

Способствуйте тому, чтобы ребенок задумывался над тем, решит ли его поведение проблему, поможет ли ее избежать или только усугубит ее. Детей необходимо обучать специальным навыкам решения проблем , чтобы у них были инструменты, необходимые для эффективного подхода. С каждой проблемой, которую они успешно решают, они обретают уверенность в себе и своих способностях.

Поощряйте настойчивость

Обычно дети быстро отказываются прилагать усилия, в случае если их первая попытка не увенчалась успехом. Идет ли речь о непопадании в баскетбольную команду или о не пройденном с первого раза тесте, дети зачастую сдаются преждевременно. Они склонны делать скоропалительные выводы и называть себя «плохими» или «глупыми».

К тому же дети пытаются скрывать свои ошибки или прятать их, потому что боятся, ведь «ошибки это плохо». Объясните ребенку, что совершать ошибки - это нормально. Ошибки могут стать одним из лучших инструментов обучения, но только если дети готовы брать на себя

Как научить ребёнка выбирать.

Умение выбирать очень важно в жизни каждого человека. По сути, вся наша жизнь состоит из одних сплошных выборов. Выбор института, выбор спутника жизни, рабаты по душе или просто йогурта в магазине. Но как научить такому важному навыку, как выбирать, маленького ребенка!? Это достаточно сложный вопрос, но не пожалейте времени разобраться в нем! Не надо думать, что это умение приходит само. Нет! С этим не рождаются, этому учатся. Ведь практически все ошибки в жизни мы совершаем из-за неумения сделать правильный выбор.

Итак, начнем.

1. Попытайтесь создать вокруг ребенка иллюзию, что он все в своей жизни решает сам! Почему иллюзию? Потому что, наши малыши в раннем возрасте могут сделать не совсем адекватный выбор… Например, одеть костюм зайчика или снежинки в садик в будничный день. Ребенок может выбрать мыть руки раз в неделю. Чистить зубы раз в месяц. Ну, какому родителю это понравится!? Лучше предложите ребенку выбрать на завтрак один из полезных вариантов. Каша овсяная или сырники. Предложите выбрать, что одеть. Но предложите варианты такие, как брючки или джинсы. Таким образом, ребенок будет думать, что выбирает сам. И вы, в свою очередь, будете всегда довольны его выбором.

2. Но все равно ребенок рано или поздно узнает о существовании Макдональдсов и мини-юбок. Что же мы будем делать тогда? Во-первых, не надо приказывать своему чаду! Ведь запретный плод сладок. Да и ссоры не совсем правильный метод в воспитании. Во-вторых, постарайтесь объяснить своему малышу, почему вредный вариант является худшим. Разрисуйте в ярких красках все последствия. Расскажите, что от фаст-фуда появляется лишний вес, а от мини-юбок лишние болячки. Вряд ли ребенку захочется таких последствий.

3. Научите свое чадо отказываться от одной вещи ради другой. Это поможет ему выбирать, к примеру, игрушки. Все иметь невозможно. Но малышу хочется абсолютно все и обязательно сразу. Помогите сделать ему выбор между двумя понравившимися вещами. Найдите вместе с ребенком все плюсы и минусы этих предметов. Так вы не только избежите лишних финансовых затрат, но и научите анализировать.

4. Немаловажным вопросом для ребенка является и выбор друзей. Маленькие дети легко поддаются негативному влиянию. Поэтому важно присматриваться к их друзьям. Стараться узнать о них больше. Но не надо резкости. Фраза типа «Вася плохой» здесь не подойдет! Нужно обосновывать свои выводы. Наглядно показывайте ребенку, по каким критериям вы судите о людях. Малыши учатся на примерах. Визуальных примерах поведения любимого взрослого.

5. Маленький ребенок еще не видит грани между хорошим и плохим. Побольше читайте уму сказки и добрые книжки, чтобы у него сложилось представление что есть что. Больше разговаривайте с вашим любимым созданием. Если у вас с раннего детства сложатся доверительные отношения, то и в дальнейшем решать вопросы будет легче. Ведь доверие – основа семьи!

Но помните, что и свой опыт для ребенка очень важен. Каждому в жизни необходимо «обжечься»! Это и делает нас мудрее и сильнее. Умейте поддержать в трудные жизненные минуты. Неправильный выбор не изменить, но можно сгладить его последствия. И стать ближе!

Важен и личный пример! Будьте для ребенка той вершиной, к которой нужно стремиться. Будьте последовательны в своих решениях и выборах. Дружите со своими детьми. Старайтесь понять их. Лишь тогда они будут прислушиваться к вам. Учится на вашем жизненном опыте!

Дать детям возможность попробовать все по максимуму.
Чтобы помочь ребенку узнать, что он предпочитает на самом деле, важно предоставить ему возможность попробовать как можно больше различных вариантов.

В каком возрасте дети учатся выбирать?
Даже самые маленькие дети много раз за день совершают выбор, но пока он интуитивный, эмоциональный. Начиная с двух лет, они хорошо различают вкус продуктов и, следовательно, могут выбирать то, что им нравится. К пяти-шести годам у них возникают пристрастия к определенным цветам и, значит, появляются предпочтения в одежде. К 10-12 годам от подростка можно ожидать осознанных нравственных решений и поступков: так поступать хорошо, а так - плохо.

Почему детей нужно этому учить?
Ребенок по своей природе консерватор. Если он каждый день ест макароны, а однажды ему предложат выбрать между макаронами и, например, цветной капустой, он неизбежно выскажется за макароны! Но это будет дань привычке, а не выбор. Поэтому важно, чтобы родители давали детям возможность познакомиться с другими вариантами - мягко, деликатно, подстегивая их природное любопытство, привлекая внимание. Только так дети смогут понять, что же им нравится больше, и выбрать именно это.

Как научить ребенка выбирать?
Парадоксально, но обучение этому проходит через стацию принуждения. Надо, чтобы ребенок попробовал и борщ, и рыбный суп, чтобы он мог узнать, что ему больше нравится. Даже если теперь это не в моде, надо ставить детей перед необходимостью. В данном случае речь, скажем, о том, что сегодня на обед - только такое блюдо. А завтра будет совсем другое. И только после этого он будет в состоянии попросить то, что понравится больше, - когда он узнает это сам, когда перестанет «выбирать» привычное. Эта наука постигается день за днем!

Научиться выбирать.
Это необходимо! Чтобы принять решение, в котором мы не разочаруемся, надо точно определить свою цель, понять свои желания, собрать и оценить доступную информацию. Главное при этом — не что именно мы выбираем, а как делаем этот выбор — осознанно или спонтанно. В первом случае за ним стоит реальная внутренняя работа, во втором —интуиция или просто стремление «не париться».

Мы по-разному относимся к выбору: одни радуются, когда он есть, другие предпочли бы получить готовый ответ. Способность осмысленно решать за себя и для себя отражает зрелость человека, его взрослость.

Дети не умеют выбирать по-настоящему. Конечно, они прекрасно знают, чего им хочется в данный момент, однако не могут учитывать даже слегка отсроченные последствия своих решений. Это умение приходит с возрастом, когда постепенно формируется готовность к выбору. Выбор сам по себе — это не хорошо и не плохо. Он расширяет наши возможности, но каждому ли это необходимо? Увеличение количества возможных вариантов одновременно означает увеличение ответственности и требований к тому, кто совершает выбор. Взрослый не счастливее ребенка, как ферзь не счастливее пешки; просто его счастье в гораздо большей мере находится в его собственных руках.

0 1 485 0

Свобода выбора – один из основных шагов к счастливой жизни. Каждый день мы принимаем десятки решений, важных и не очень. Умение найти в себе решительность поступить в силу своего мнения, очень важно и должно иметь крепкий фундамент с раннего детства.

Человек должен делать выбор. В этом и состоит его сила – в могуществе его решений.

Коэльо Пауло

Проблема нерешительности может стать неподъемной ношей для человека в будущем. Ведь его жизнь сложится так, как удобно окружающим, исходя с их точки зрения, предрассудков и личного опыта.

Изменить это крайне сложно. Обращаемся к родителям малышей, которые еще беззаботно посапывают в кроватке, – давайте детям право выбора, и они станут сильными личностями.

Зачем малышу уметь выбирать

Родители лучше ориентируются в жизненных ситуациях, поступках и тд. Но это знание базируется только на их субъективном мнении и пережитом опыте. Поэтому нужно стараться, чтобы окончательное решение было за ребенком (сейчас не рассматривается бездумное потакание капризам).

В раннем возрасте важно научить делать осознанный выбор: помогите ребенку, посоветуйте, тренируйте диалог «поступок – объяснение», направьте – дайте возможность самому определиться между вариантами, что нравятся вам.

Ни в коем случае нельзя критиковать решение ребенка, заставлять отказываться от него, даже если оно глупо и бессмысленно, или ставить в рамки «вот закончит школу/подрастет/начнет работать – тогда будет решать сам».

Результатом такой модели поведения станет замкнутый человек, страдающий от навязанной ему жизни, не им выбранных знакомых, работы, увлечений, абсолютно нерешительный, неуверенный в себе, часто безответственный, ним легко манипулировать и использовать. Или наоборот – неконтролируемый бунтарь.

Если у Вас нет цели навредить собственному сыну или дочери, умение и право выбора должно быть частью вашей привычной жизни.

Обратите внимание на границы запрета, чтобы правильное воспитание не превратилось в бесконтрольный хаос:

  • Ребенок своими действиями несет угрозу жизни или здоровью себе/окружающим, может причинить материальный вред;
  • Поведение в социуме и решения за других людей;
  • Правила и законы на уровне города и страны.

Когда начинать учить

Неосознанные, но существенные желания и решения, малыш принимает уже в младенческом возрасте, определяя, кушать ли эту кашку, играть ли этой погремушкой или отбросить, на чьих руках уснуть.

Чтобы эти навыки формировались правильно, необходимо корректно подходить к воспитанию ребенка. Сначала давать волю выбора в знакомых, простых вещах. Далее – настаивать на возможности познать новое и сравнить с привычным.

  • Элементарное предпочтение игрушки или «вкусняшки» уверенно сформировано и четко выражается уже с 2 лет.
  • В 5 лет малыш уже может сказать, куда хочет пойти прогуляться, что надеть, чем заняться. При этом ребенок уверенно может объяснить мотив решения и свое мнение. Но не забывайте установить четкие и непоколебимые границы дозволенного.

Если в раннем возрасте родители уделят должное внимание вопросу умения выбирать, ребенок гармонично перейдет к следующему шагу взросления – самостоятельно обдуманным и взвешенным решениям, уверенности в себе и уважению своего (и чужого) мнения.

Учимся на простых вещах

Каждый день есть возможность найти массу поводов, как ненавязчиво подтолкнуть ребенка к решению. Обсудим наиболее распространенные.

Покупки Пусть сын или дочь хотя бы частично принимают участие в выборе продуктов, подарка для кого-то из членов семьи. Если дело касается покупки исключительно для ребенка, будет совершенно нелогично не посоветоваться с ним. Если он что-то сильно просит, спрашивайте аргументы, почему покупка должна быть совершена.

Хорошим «тренажером» станет имитация будущих собственных покупок: пусть у ребенка будет маленькая зона ответственности, например, за сладости к чаю. Так у него появится право выбора.

Прием пищи Простой вопрос «тебе какой кусочек?», «что ты хотел бы на десерт?», «на выходных мы приготовим это?» даст понять, что мнение маленького жителя дома тоже можно уважать, как и пожелания взрослых.
Выбор деятельности Говорите на равных. Заинтересованно, увлеченно слушайте его рассказы. Лет с 5 можно смело обсудить с ним, куда пойти прогуляться, какую книгу будете читать перед сном, какую игрушку или вещь он хочет на День рождения или Новый Год. Возможно, ребенок чем-то увлекается и хочет развивать это в кружке или секции?
Здесь важна та тонкая грань между личностным самовыражением, формированием чувства стиля и неуместным нарядом с потраченными нервами. Это и касается покупки одежды в магазине, где вещь должна, как минимум, нравиться ребенку. В подобных ситуациях можно немного переиграть события: если вы дома – спрячьте всю неуместную одежду, и покажите нужную, помогая в сочетании. Готовьте вместе одежду на утро вечером. Если в магазине – подберите удобные для варианты по цене и качеству, а остальное оставьте малышу.

Если выбор был сделан, его нужно принять. Заставлять ребенка отказываться или критиковать его решение чревато негативными последствиями. Он будет думать, что его мнение – пустое место, и всегда можно отменить действие, чтобы не нести ответственность. Даже если позже выбор окажется ошибочным, ребенок сможет осознать и объяснить, где он не досмотрел.

  • Воспринимайте сына или дочь на равных, так как он (она) индивидуальная личность;
  • Ребенок в будущем имеет право на свою жизнь и решения, исходя из собственных пожеланий, ваше мнение должно быть в форме советов, а не приказаний;
  • Меняйте себя, дети – это зеркало родителей. Пусть он видит перед собой сильную личность, что взвешенно принимает решения и не боится ответственности;
  • Ведите диалог. Постоянно. Не кричите, не шантажируйте, не угрожайте. Просто говорите, спрашивайте его мнение и озвучивайте свое;
  • Учите определяться между вариантами и отказываться от одной вещи в пользу второй, так как иметь все – нереально;
  • Читайте сказки, рассказывайте истории, где в сюжете ярко выражена проблема выбора и последствия решений, обсуждайте это, играйте в настольные игры;
  • Больше практики: в быту, в играх, в разговорах и тд. Повторение – залог успеха;
  • Предоставляйте грамотный выбор (не предлагайте выбрать на обед между супом и мороженным).

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .