Русский маугли найденный в лесу. Люди, которых вырастили животные: феномен Маугли

Вопрос: способен ли выжить и стать полноценной личностью маленький ребёнок в условиях полной изоляции от общества, волнует писателей и психологов. Первые рисуют радужные картины воссоединения с социумом, вторые сокрушённо качают головами, говоря об упущенном сензитивном периоде развития. Почему такие персонажи как Маугли, Тарзан или Бинго-Бонго невозможны в реальной жизни?

Одичавшие дети: сложности реабилитации

Есть несколько причин, по которым, едва появившись на свет, индивид может оказаться вдалеке не только от родителей, но и от человеческой цивилизации в целом.

  1. В семьях, где отец или мать имеют психические проблемы (часто на почве наркомании и алкоголизма), детям не уделяют должного внимания, либо наоборот, применяют агрессивные методы воспитания. Маленькие жертвы разочаровываются в людях, начиная искать защиту у домашних или уличных животных.
  1. Взрослые полностью изолируют детей с некоторыми отклонениями в развитии, например, аутизмом и не общаются с ними. В некоторых слаборазвитых странах таких малышей бросают в лесу, чтобы избавиться от «лишнего рта».
  1. В сельской местности субтропической и тропической зон нередки случаи похищения младенцев дикими животными. Либо маленькие дети сами уходят в лес и не могут найти дорогу обратно.

Социальная изоляция в раннем возрасте приводит к умственной деградации, получившей в научных кругах название «синдром Маугли».

Клиническая картина заболевания

Дикие дети-маугли (фералы от латинского feralis – погребённый), копируют повадки «приёмных родителей», в роли которых чаще всего выступают волки, собаки и обезьяны. При попытке наладить контакт, выказывают панику и агрессию: пытаются укусить, поцарапать, нанести травму.

Оторвавшись от себе подобных в раннем возрасте, «человеческие детёныши» передвигаются преимущественно на четвереньках и едят только сырую пищу. Свои эмоции они выражают не плачем, а звуками: лаем, рёвом, визгом, шипением, воем. Не умеют смеяться и пугаются открытого огня.

Долгое пребывание бок о бок с дикими зверями отражается на внешности «Маугли». Их скелет, особенно конечности, деформируются: кисти напоминают скрюченные птичьи лапы, ноги полностью не выпрямляются. На коленях от бегания на четвереньках образуются массивные мозоли, челюсти непропорционально развиваются, зубы становятся острыми, как у хищников. Передвигаются такие дети с огромной по человеческим меркам скоростью, обладают большой ловкостью и развитыми органами осязания: слухом, зрением, обонянием.

Важно: после поимки и попыток социальной адаптации, люди, выращенные животными, редко смиряются с новыми условиями существования и быстро умирают. Судьба оставшихся в живых не менее печальна – их ждёт прозябание в домах для умственно отсталых до конца своих дней.

Научное объяснение феномена «диких детей»

Тому, что «маугли» в реальной жизни не могут, подобно герою Киплинга, стать людьми в полном смысле этого слова, есть научное объяснение. Они находились в обществе животных в тот момент, когда формируются важнейшие навыки:

  • речь;
  • поведенческие стереотипы;
  • пищевые привычки;
  • самоидентификация личности.

То есть в период между 1,5 и 6 годами, который ещё называют сензитивным. Как следствие, их интеллект вместо активного развития деградировал, уступая дорогу первобытным инстинктам выживания. Опорно-двигательный аппарат также претерпел необратимые изменения, отчего ходьба на двух ногах без дополнительной опоры становится почти невозможной.

Важно: после начала периода полового созревания, примерно с 12 – 14 лет, людей с синдромом маугли можно только дрессировать, заставляя заучивать слова или движения. Но самостоятельной, осознанной личностью они уже не станут.

Шансы на реабилитацию значительно возрастают при попадании в социальную изоляцию после 3, а ещё лучше 5 лет. И реальные истории людей, воспитанных в исключительных условиях, доказывают верность этой гипотезы.

Самые известные «человеческие детёныши»

Первыми в мировой истории детьми-маугли можно считать близнецов Ромула и Рема. По легенде, их родила царственная весталка Рея Сильвия от бога войны Марса. Братьев отняли у матери и бросили в Тибр, но им удалось выжить, а волчица вскормила младенцев своим молоком.

Близнецы остались абсолютными людьми, а Ромул даже основал Рим. Считается, что он немало сделал для становления и процветания «Вечного города». За давностью лет отделить правду от вымысла сложно, но исход младенческих странствований Ромула и Рема можно назвать благополучным. Их собратьям по несчастью, чьи имена тоже остались в истории, повезло намного меньше.

Неизвестный мальчик, по виду и поведению напоминавший дикое животное, был пойман жителями департамента Аверон, на юге Франции в 1800 году. По описаниям современников, он питался кореньями и овощами, украденными с огородов местных жителей, передвигался на четвереньках и не носил одежду. Найдёныш, в возрасте около 12 лет, не разговаривал и не воспринимал обращённые к нему вопросы.

Мальчик 8 раз убегал от людей, пытавшихся дать ему приют, но его вновь ловили и пытались «приручить». Наконец, маленького дикаря передали студенту-медику Жану Итару, который задался целью вернуть своего подопечного к нормальной жизни. Методики, применяемые молодым врачом при обучении Виктора – так назвали найдёныша из Аверона, до сих пор используют психологи при работе с умственно отсталыми детьми.

Мальчик стал адекватно реагировать на поведение окружающих и даже произнёс два слова, в остальном же, изъяснялся жестами. Посвятив попыткам социализировать подростка 5 лет, Итар передал его на попечение своей экономки. Виктор умер 40-летним мужчиной, так и не сумев адаптироваться в человеческом обществе.

Постфактум была выдвинута версия, что мальчик изначально страдал аутизмом, за что в 2 года от него отказались родные.

По мотивам этой истории снят фильм «Дикий ребёнок».

Есть предположения, что рассказ о Маугли Киплинг написал, основываясь на реальных событиях из жизни индийского мальчика-волка, обнаруженного охотниками штата Уттар-Прадеш в 1872 году. В те времена фералы не были редкостью в стране, где джунгли и саванна занимают большие площади, вплотную подходя к человеческому жилью.

Увидев, как у звериного логова в компании волчат резвится 6-летний малыш, охотники не удивились. Выгнав с помощью дыма и убив хищников, они взяли «находку» с собой и передали местному священнику отцу Эрхардту. Миссионер назвал мальчика Дина Саничар (на урду эта фамилия означает «субботу») и попытался цивилизовать его. Малыш перемещался только на четвереньках, выл по-волчьи и отвергал любую приготовленную пищу, предпочитая сырое мясо с костями.

Впоследствии Саничар смог носить одежду, хотя делал это крайне небрежно и даже передвигался в вертикальном положении, но его походка оставалась неуверенной. Говорить «мальчик-волк» не научился. Единственное, что он перенял у людей – привычку курить, отчего и умер, заболев туберкулёзом в 34 года. Всё это время он прожил одиноко в миссионерском приюте.

Ещё одна история выращенных волками детей-маугли. Девочек из Индии нашли неподалёку от города Пашимбанга в 1920 году. Крестьяне были напуганы двумя призраками, которые появлялись по ночам вместе с волчьей стаей и сообщили об этом миссионерам.

Управляющий местным сиротским приютом Джозеф Лал Сингх отправился в лес, чтобы узнать причину странного явления. Выследив волчье логово, он заглянул туда и увидел свернувшихся клубком девочек, мало напоминавших человеческие существа. Лесных детей назвали Амала и Камала. Первой к моменту находки было 18 месяцев, второй – около 8 лет. Обе дикарки демонстрировали поведение, типичное для фералов.

Взявший над ними «шефство» Сингх, вёл дневник, где описывал жизнь своих подопечных. Амала через год умерла от инфекции почек. Её сестра или скорее «товарищ по несчастью» долго горевала, выражая эмоции не только волчьим воем, но и слезами. Однако после гибели младшей девочки, старшая больше привязалась к людям, научилась прямохождению и нескольким словам. В 1929 году Камала умерла от почечной недостаточности.

Существует версия, что история девочек-волков – всего лишь фальсификация, поскольку кроме Сингха о них никто и нигде не упоминает.

Когда этому уроженцу Уганды исполнилось 3 года, на его глазах отец жестоко расправился с матерью. Напуганный мальчик скрылся в джунглях, где попал под покровительство стаи карликовых зелёных мартышек – верветок. В 1991 году, когда Джону исполнилось 6 лет, его заметила на ветке дерева некая Милли, жительница близлежащего посёлка, собиравшая в лесу дрова.

Добросердечная женщина забрала найдёныша в свой дом, где, несмотря на отчаянное сопротивление, отмыла и привела в порядок. Оказалось, что у Джона развился гипертрихоз, то ли от долгого пребывания в дикой природе, то ли на нервной почве. Когда мальчика накормили горячей пищей, он чуть не погиб, поскольку организм, привыкший к сыроядению, отказался принимать варёные продукты. Кроме того, у малыша обнаружили гигантских ленточных червей до 1,5 м в длину.

Позднее Джона передали на реабилитацию в семью основателей детской правозащитной ассоциации – Пола и Молли Вассва. Поскольку первые годы жизни мальчик-обезьяна провёл среди людей, он сумел частично социализироваться. По прошествии 10 лет, Джон не только вписался в общественную жизнь, но и стал солистом хора «Жемчужины Африки», с которым гастролирует по западным странам.

Героиню следующей истории в 1954 году похитила из родной деревни банда колумбийских работорговцев и по непонятным причинам бросила в джунглях. Трудно пришлось бы 4-летней девочке, если бы её не приняли в стаю обезьяны-капуцины. За несколько лет пострадавшая забыла человеческий язык и переняла многие повадки своих спасителей.

Затем её изловили местные браконьеры и продали в бордель города Кукута на северо-востоке Колумбии. Слишком юная, чтобы обслуживать клиентов, Марина выполняла обязанности прислуги, пока однажды не сбежала и не начала вести уличную жизнь.

Собрав собственную банду малолетних нищих, девочка промышляла воровством и мошенничеством, а через время попала в семью мафиози, где превратилась в сексуальную рабыню. К счастью, 14-летнюю Марину спасла соседка Маруджа и отправила жить к своей дочери в Боготу. Позднее девушка вместе со своими покровителями выехала из страны, обосновавшись в английском городе Брэдфорд.

Марина не знает, как её зовут на самом деле. Она вышла замуж, родила двоих детей и написала автобиографическую книгу «Девушка без имени», где рассказала о своих приключениях.

Одна из самых известных детей-маугли нашего времени. Жительница украинского села под Херсоном, родившаяся в 1983 году, попала в мировые средства масс-медиа из-за своего странного «собачьего» поведения. Когда девочку в возрасте 8 лет обнаружили журналисты, она с лаем бросалась на них, а затем бегала на четвереньках, лакала воду из миски и совершала другие аналогичные поступки.

Дети-маугли: примеры из реальной жизни

Маугли - герой Редьярда Киплинга, которого воспитали волки. В истории человечества есть реальные случаи, когда детей воспитывали животные, и их жизнь, в отличие от книги, заканчивается далеко не хеппи-эндом. Ведь для таких детей социализация практически невозможна, и они навсегда живут с теми страхами и повадками, которые им передали их «приемные родители». Дети, которые проверили свои первые 3-6 лет жизни с животными, вряд ли когда-либо усвоят человеческий язык, даже несмотря на то, что в дальнейшей жизни о них будут заботиться и любить.

Самый первый известный случай, когда ребенка воспитали волки, был зафиксирован в XIV веке. Недалеко от Гессена (Германия) был найден 8-летний мальчик, который жил в стае волков. Он далеко прыгал, кусался, рычал и передвигался на четвереньках. Он ел только сырую пищу и не умел говорить. После того, как мальчика вернули к людям, он очень быстро умер.

Аверонский дикарь

Дикарь из Аверона в жизни и в фильме «Дикий ребенок» (1970)

В 1797 охотники на юге Франции нашли дикого мальчика, которому было предположительно 12 лет. Он вел себя как зверь: не умел разговаривать, вместо слов - только рычание. На протяжении нескольких лет его пытались вернуть в общество, однако все было безуспешно. Он постоянно сбегал от людей в горы, а разговаривать так и не научился, хотя и прожил в окружении людей тридцать лет. Мальчика назвали Виктором, а его поведение активно изучали ученые. Они выяснили, что у дикаря из Аверона особенный слух и обоняние, его тело было нечувствительно к низким температурам, и он отказывался носить одежду. Его повадки изучал доктор Жан-Марк Итар, благодаря Виктору он вышел на новый уровень в исследованиях в сфере образования детей, которые отстают в развитии.

Питер из Ганновера


В 1725 году еще одного одичавшего мальчика нашли в лесах на севере Германии. На вид ему было лет десять, и он вел совершенно дикий образ жизни: питался лесными растениями, ходил на четвереньках. Практически сразу мальчика перевезли в Великобританию. Король Георг I пожалел мальчика и отдал под наблюдение. Долгое время Питер жил на ферме под присмотром одной из фрейлин королевы, а затем и ее родственников. Дикарь умер в семьдесят лет, и за эти годы он смог выучить только несколько слов. Правда, современные исследователи считают, что у Питера было редкое генетическое заболевание и он был не в полной мере одичавшим.

Дин Саничар

Больше всего детей-маугли было найдено в Индии: только с 1843 по 1933 годы здесь обнаружили 15 одичавших детей. А один из случаев был зафиксирован совсем недавно: в прошлом году в лесах заповедника Катарниагхат нашли восьмилетнюю девочку, которую с рождения воспитывали обезьяны.


Еще один одичавший ребенок Дин Саничар был воспитан в стае волков. Его несколько раз видели охотники, но никак не могли поймать, и, наконец, в 1867 году им удалось выманить его из логова. Мальчику предположительно было шесть лет. Его взяли под опеку, однако человеческих навыков он усвоил совсем мало: научился ходить на двух ногах, пользовался посудой и даже носил одежду. Но так и не научился говорить. С людьми он прожил более двадцати лет. Именно Дина Саничара считают прототипом героя «Книги джунглей».

Амала и Камала


В 1920 году жителей одной индийской деревушки начали донимать призраки из джунглей. Они обратились за помощью к миссионерам, чтобы те помогли избавиться от злых духов. Но призраками оказались две девочки, одной было примерно два года, другой около восьми. Их назвали Амала и Камала. Девочки прекрасно видели в темноте, ходили на четвереньках, выли и ели сырое мясо. Амала скончалась через год, а Камала прожила с людьми 9 лет, и в 17 лет ее развитие было сравнимо с четырехлетним ребенком.

Невероятные факты

Легенда гласит, что Ромула и Рема , близнецов основателей Рима, покинули в детстве, и детей вскормила волчица, пока их не нашел блуждающий пастух. В конце концов, они основали город на Палантинском холме , том самом месте, где о них заботилась волчица. Возможно, это все лишь миф, но в истории немало настоящих случаев, связанных с детьми, которых вырастили животные .

И хотя в настоящей жизни истории этих диких детей не так романтичны, как в случае с Ромулом и Ремом , так как у этих детей часто наблюдалась когнитивные и поведенческие нарушения, их истории свидетельствуют о недюжинной человеческой воле к выживанию и о сильном материнском инстинкте других животных.


Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.


Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P"ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.

Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. С тех пор появилось много противоречивой информации о ее местонахождении, включая сообщение о том, что в июне 2010 года ее видели в яме вырытого туалета возле дома.


Ребенок-обезьяна из Уганды

После того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (John Ssebunya) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки, пока его не нашли в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки .


Виктор из Авейрона

Он был, пожалуй, одним из самых известных детей-маугли. История Виктора из Авейрона стала широко известна благодаря фильму "Дикий ребенок ". Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.


Мадина

Трагическая история Мадины похожа на историю Оксаны Малой . Мадина жила с собаками, предоставленная самой себе до того, как ее обнаружили в возрасте 3 лет. Когда ее нашли, она знала всего два слова - да и нет, хотя предпочитала лаять по-собачьи. К счастью, Мадину объявили умственно и физически здоровой сразу после обнаружения. Несмотря на то, что в ее развитии наблюдалась задержка, она находится в таком возрасте, когда надежда еще полностью не потеряна и те, кто за ней ухаживают, считают, что она сможет вести нормальный образ жизни, когда вырастет.


Лобо, девочка волк с реки Дьявола

В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения.

Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.


Мальчик-птица

Российский мальчик, заброшенный своей матерью, который общается чириканьем, был обнаружен социальными работниками в Волгограде. Когда его нашли, 6-летний мальчик не мог говорить, а вместо этого чирикал, как и его друзья попугаи. Несмотря на то, что физически он никак не пострадал, он не способен войти в нормальный человеческий контакт. Он выражает свои эмоции, помахивая руками, словно птица крыльями. Его перевели в центр психологической помощи, где специалисты пытаются его реабилитировать.


Амала и Камала

Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала ) и 18-ти месяцев(Амала ) были найдены в логове волков в 1920 году в Миднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.


Дикий мальчик Питер

В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умея разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер . И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.


). На выставке в Лондоне она представила серию постановочных фотографий, рассказывающих реальные истории о детях, выросших при очень необычных обстоятельствах.

Фуллертон-Баттен решила искать данные о детях, выросших вместе с животными, после того, как прочитала книгу «Девушка без имени».

Собранные ею истории — о тех, кто заблудился в лесу или при других обстоятельствах был воспитан животными. Характерно, что такие случаи зафиксированы как минимум на четырех из пяти континентов.

Девочка-волк Лобо, Мексика, 1845-1852 гг.

В 1845 году люди заметили девочку, ползающую на четвереньках вместе со стаей волков, атакующей стадо коз. Год спустя ее заметили в той же компании: все вместе ели сырое мясо козы.

Однажды девочку схватили, но она сумела сбежать. В 1852 году ее еще раз заметили вместе с волчатами, но и на этот раз она сумела улизнуть. С тех пор ее никто больше не видел.

Оксана Малая, Украина, 1991 г.

Оксана была найдена в собачьем питомнике в 1991 году. Ей было на тот момент 8 лет, 6 из них она прожила вместе с собаками. Ее родители были алкоголиками, и однажды ночью случайно оставили девочку на улице. Чтобы согреться, малышка залезла в питомник на ферме, свернулась калачиком, а от холода ее спасли уже собаки.

Так девочка и стала с ними жить. Когда об этой истории узнали люди, Оксана уже была больше похожа на собаку, чем на человека. Она бегала на четвереньках, скалила зубы, дышала, высунув язык, рычала. Из-за отсутствия связи с людьми к 8 годам она выучила только два слова: «Да» и «Нет».

Интенсивная терапия помогал Оксане восстановить социальные и вербальные навыки, но только на уровне пятилетнего ребенка. Теперь девушке 30 лет, она живет в специальной клинике в Одессе и ухаживает за сельскохозяйственными животными.

Шэмдео, Индия, 1972 г.

Шэмдео, 4-летний мальчик, был обнаружен в лесу в 1972 году в тот момент, когда играл с волчатами. Его кожа была очень темной — зубы — заостренными, а ногти — длинными. На ладонях, локтях и коленях ребенка были огромные мозоли. Он любил охотиться на кур, ел землю и испытывал повышенный аппетит к сырой крови.

Ребенка забрали из леса социальные службы. От любви к сырому мясу его так и не отучили. Говорить тоже не научили, но язык жестов он понимать стал. В 1978 году его приняли в дом матери Терезы для нищих. Он умер в феврале 1985 года.

«Права» (Мальчик-Птица), Россия, 2008 г.

Права, 7-летний мальчик, был найден в крошечном двухкомнатном доме, в котором жил вместе со своей 31-летней матерью. Мальчик жил в комнате вместе с десятками декоративных птиц — вместе со всеми клетками, кормом и пометом.

Его мать обращалась с ребенком как с одним из своих питомцев. Физически она его не била, но периодически оставляла без пищи и никогда с ним не разговаривала. Поэтому общаться он мог только с птицами. Говорить мальчик не умел — только щебетать. Руками тоже махал как птица — крыльями.

Праву отобрали у матери и отправили в Центр психологической помощи. Врачи пытаются реабилитировать его до сих пор.

Марина Чапман, Колумбия, 1959 г.

Марина была похищена в 1954 году. Изначально она жила в одной из затерянных среди джунглей деревень Южной Америки, но ее похититель просто оставил ее в джунглях. Выходили ребенка обезьяны-капуцины.

Охотники нашли дитя только спустя пять лет. Ребенок ел только ягоды, корни и бананы, спал в дуплах деревьев и ходил на четвереньках.

Однажды она чем-то отравилась. Одна пожилая обезьяна подвела ее к луже воды и заставила пить из нее. Девочку вырвало — и ее организм стал восстанавливаться.

Она дружила с молодыми обезьянами, умела лазить по деревьям и хорошо разбиралась в плодах местных растений: какие из них можно есть, а какие — нельзя.

К тому времени, когда ее обнаружили охотники, Марина совершенно разучилась говорить. Этим воспользовались те, кто ее нашел: ребенка отдали в бордель. Там она жила как уличная девчонка, а впоследствии ее поработила семья мафиози. И только через много лет ее спас один из соседей и вывез в Боготу. Там они и жили вместе с родным сыном спасителя.

Когда Марина стала уже взрослой, то работала няней. В 1977 году их семья переехала в Великобританию, где живет и сегодня. Марина вышла замуж и родила детей. Ее младшая дочь, Ванесса Джеймс, и написала книгу о диком опыте матери — «Девушка без имени».

Мадина, Россия, 2013 г.

Мадина с самого рождения жила с собаками. Первые три года своей жизни она играла с ними, делила с ними пищу. Они же согревали ее своими телами зимой. Социальные работники нашли девочку в 2013 году. Она была голой, ходила на четвереньках и рычала как собака.

Отец Мадины покинул семью вскоре после ее рождения. Ее мать, 23-летняя девушка, спилась. Она совсем не ухаживала за ребенком, а однажды приняла решение просто. Переселилась в дом к одному из сельских алкоголиков. Она сидела за столом с собутыльниками, пока ее дочь грызла кости на полу с собаками.

Однажды Мадина убежала на детскую площадку, но не смогла поиграть с другими детьми: она не могла говорить. Так собаки стали ее единственными друзьями.

Врачи сообщили, что Мадина умственно и физически — абсолютно здоровый человек, несмотря на все испытания, что она прошла. Есть хороший шанс, что однажды она вернется к нормальной жизни. Несмотря на то, что слишком поздно научилась говорить.

Джени, США, 1970 г.

Отец Джени как-то решил, что его дочь «отсталая», и поэтому стал удерживать ее на сиденье унитаза в маленькой комнате дома. В этой одиночной камере она провела более 10 лет. Даже спала в кресле.

Ей было 13 лет, когда в 1970 году социальный работник случайно заметил ее состояние. Мол, ребенок не умел ходить в туалет и двигался «как-то странно: боком и по-кроличьи». Девочка-подросток не умела разговаривать и вообще выражать какие-то звуки.

От родителей ее забрали, и с тех пор она стала объектом научных исследований. Постепенно она выучила несколько слов, но писать так и не научилась. Зато читает простые тексты и уже кое-как умеет взаимодействовать с другими людьми.

В 1974 году финансирование программы лечения Джени было остановлено, и ее поместили в частное учреждение для умственно недоразвитых взрослых людей.

Мальчик-леопард, Индия, 1912 г.

Этому мальчику было два года, когда самка леопарда украла его во дворе деревенского дома и взяла на попечение на попечение в 1912 году. Три года спустя охотник убил это животное и нашел три его детеныша: двоих маленьких леопардов и пятилетнего ребенка. Дитя вернули его семье в маленькой деревне в Индии.

В первое время мальчик умел сидеть только на четвереньках, зато бегал быстрее любого другого взрослого. Его колени были покрыты огромными жесткими мозолями, а пальцы были согнуты в вертикальном положении под прямым углом к ладони. Они были покрыты жесткой, ороговевшей кожей.

Мальчик кусался, воевал со всеми, и однажды поймал и съел сырую курицу. Говорить он не умел — только стонать и рычать.

Позже его научили речи и прямохождению. К сожалению, вскоре он ослеп от катаракты. Однако связано это не с его опытом жизни в джунглях, а с наследственностью.

Суджит Кумар, «Мальчик-курица», Фиджи, 1978 г.

Суджита власти признали умственно отсталым ребенком. После этого его родители заперли его в курятнике. Вскоре мать покончила с собой, а его отца убили. Ответственность за малыша взял на себя дед, но он посчитал, что тому будет и дальше лучше в курятнике.

Когда Суджиту было восемь лет, он выбежал на дорогу, где его и заметили. Мальчик кудахтал и хлопал себя руками, будто курица. Принесенную ему еду он не ел, а клевал, щелкая языком. На стуле он сидел «с ногами», а его пальцы были обращены внутрь.

Вскоре после обнаружения его отправили в дом престарелых — в качестве работника. Но там он отличался агрессивным поведением, поэтому его приходилось подолгу привязывать простынями к кровати. Теперь ему больше 30 лет, он живет с Элизабет Клейтон — женщиной, спасшей его и подарившей ему дом.

Камала и Амала, Индия, 1920 г.

8-летняя Камала и 12-летняя Амала были найдены в логове волков в 1920 году. Это один из самых известных случаев с обнаружением «детей-маугли».

Нашел их некий Джозеф Сингх, увидев, как из пещеры волков выходят двое детей. На них было отвратительно смотреть: они бегали на четвереньках и вели себя совсем не как люди. Вскоре Сингх предпринял все, чтобы вместе с полицией забрать девочек у волков.

В первые ночи девушки спали, свернувшись вместе калачиком, рычали, срывали с себя одежду, не ели ничего, кроме сырого мяса и завывали. Физически они тоже были не такими как все: сухожилия и суставы на руках и ногах были сокращены и деформированы. Девочки не проявляли никакого интереса к общению с людьми. Зато исключительно развитыми были их слух, зрение и обоняние.

Амала умерла на следующий год после возвращения к людям. Камала таки научилась ходить вертикально и произносить несколько слов, но умерла в 1929 году от почечной недостаточности в возрасте 17 лет.

Иван Мишуков, Россия, 1998 г.

Иван сбежал из семьи алкоголиков, когда ему было 4 года. Сначала он жил на улицах и просил милостыню. А потом «подружился» со стаей собак. Стал кормить их. Они стали доверять ему. Иван стал кем-то вроде вожака стаи.

В течение двух лет он жил с ними в заброшенных постройках. Потом его поймали и поместили в детский дом. Разговаривать мальчик умел: приходилось же просить милостыню. Именно поэтому сейчас он живет нормальной жизнью.

Мари Анжелика Мемми Ле Блан (Девушка-шампанское), Франция, 1731 г.

Эта история получила большую огласку в XVIII веке. На удивление, она хорошо задокументированна.

За 10 лет непонятно как очутившаяся в лесу девочка прошла через леса Франции тысячи километров. Она ела птиц, лягушек, рыб, листья, ветви и корни деревьев. Умела бороться с дикими животными, в том числе волками. Когда ей было 19 лет, ее схватили «цивилизованные» люди. Девушка была черной от грязи, заросшей, с острыми когтями. Она опускалась на колени, чтобы пить воду и постоянно озиралась по сторонам в поисках опасности.

Говорить она не умела, общалась только визгом и сопением. Зато, кажется, находила удивительный контакт с кроликами и птицами. Много-много лет она ела только сырую пищу, а приготовленную — не могла. По деревьям она могла лазить как обезьяна.

В 1737 году королева Польши, мать французской королевы, взяла Мемми к себе во дворец. Вместе с ней она выбиралась на охоту за кроликами: девушка бегала за ними так же ловко, как и собаки.

Зато Мемми смогла восстановиться, за 10 лет научилась читать, писать и свободно говорить по-французски. В 1747 году она стала монахиней, но не надолго. Ее покровитель умер при загадочных обстоятельствах.

Вскоре, однако, Мемми нашла себе нового «хозяина» — госпожу Эке. Она и опубликовал фотографию женщины. Мемми жила в Париже в зажиточной семье и умерла 1775 году. Ей было 63.

Джон Ссебуня, «Мальчик-обезьяна», Уганда, 1991 г.

Джон убежал из дома в 1988 году, когда ему было три года. Это произошло после того, как его отец на его глазах убил мать. Мальчик сбежал в джунгли и стал жить с обезьянами.

В 1991 году его нашли и схватили. На тот момент ему было около шести лет. Все его тело к тому моменту покрылось волосяым покровом. Ел мальчик только корни, орехи, сладкий картофель и маниоку. В его кишечнике жили огромные черви — длиной по пол-метра.

Но все сложилось хорошо: дитя научили говорить и ходить. А его прекрасный певческий голос сделал его звездой сцены. Вместе с другии африканскими детьми он гастролировал по миру в составе детского хора «Жемчужина Африки».

Виктор (Дикий мальчик Аверон), Франция, 1797 г.

Это тоже случай из истории, который очень хорошо задокументирован. Дикого ребенка видели в конце XVIII века в лесах Святого Сернен-сюр-Ранса на Юге Франции. 8 января 1800 года его поймали.

Ему было 12 лет, тело было покрыто шрамами, и мальчик был не в состоянии произнести ни слова. Позже выяснилось, что в дикой природе он провел 7 лет. Профессора биологии стали исследовать его. Выяснилось, что мальчик может чувствовать себя комфортно абсолютно голым на морозе по колено в снегу. Кажется, низкая температура вообще не доставляла ему никакого дискомфорта!

Люди пытались научить его вести себя «нормально», но никакого прогресса не было. Мальчик не умел говорить до конца жизни. Его отправили в специальный научный институт в Париже, где исследовали вплоть до его смерти. Умер он в возрасте 40 лет.

Многие считают, что история индийского мальчика-волчонка Дина Саничара вдохновила Редьярда Киплинга на написание его самой знаменитой и любимой миллионами читателей «Книги джунглей».

Как и Маугли, Дин был диким мальчиком, воспитанным волками, хотя его жизнь сильно отличалась от вымышленного героя. Книжный Маугли удивил читателей своим воспитанием. Побывав в индийском лесу, он был усыновлен животными, которые кормили, защищали и оберегали его. Дин тоже был воспитан волками, но у этого реально существовавшего мальчика жизнь была не настолько сказочной.

Рожденный в Индии, проживший там до 6 лет, а потом переехавший в Англию с родителями, молодой писатель Редьярд спустя десятилетие вернулся на свою малую родину. Его знаменитая «Книга джунглей» увидела свет в 1895 году.

Оказывается, история Маугли родилась спустя два десятилетия после того, как Дин Саничар был пойман индийскими охотниками в стае волков. Но в отличие от смышленого книжного героя, Дин был умственно отсталым, несмотря на годы реинтеграции в человеческом обществе.

Дин был не единственным мальчиком, чья необычная жизнь воплотилась в книжное повествование. Но именно его история жизни оказала непосредственное влияние на одного из самых известных британских писателей.

Охотники похитили его и убили волка-компаньона

Охотники случайно наткнулись на Дина в джунглях и стали свидетелями того, как он шел на четвереньках следом за своим другом волком. Любопытство взяло верх, и они начали целую охоту на мальчика, чтобы поймать его.

Они предприняли многочисленные попытки заманить дикого ребенка и отделить его от волка, но им не удалось их разделить. Охотники убили волка при первой же возможности. Все произошло прямо на глазах мальчика.

К нему приклеился ярлык умственно отсталого, как только он попал в детский дом

Охотники принесли Дина в детский приют, где миссионеры крестили его и дали имя Саничар, что на языке урду означает «суббота», потому что именно в этот день недели он попал в приют. В то время отец Эрхардт отвечал за миссию, и попытался лучше узнать и понять мальчика.

Дину пришлось довольно сложно приспосабливаться к своей новой жизни, ведь все считали его умственно отсталым. Однако он продемонстрировал способность рассуждать и время от времени стремился выполнять определенные задачи.

Он так и не смог научиться говорить или писать

Дети учатся говорить в течение первых двух лет своей жизни. Некоторые дети выговаривают «мама» или «папа» уже в шесть месяцев и через пару лет начинают уже спокойно общаться предложениями. Эти временные вехи совпадают с умственным, эмоциональным и поведенческим развитием ребенка.

Однако Дин никогда так и не заговорит. Несмотря на многочисленные попытки окружающих научить его речи, мальчик-волк так и не выучил человеческий язык и не научился письму. Он всю жизнь общался, издавая звуки животного.

Мальчик быстро научился курить

Малыш испытывал отвращение к одежде и отказывался разговаривать, но ему нравилось ходить не на четвереньках, а на ногах, хотя это давалось ему нелегко. Очень скоро он перенял у взрослых пагубную привычку и пристрастился к курению. Возможно это и стало причиной туберкулеза, сгубившего его в последствии.

Ему больше нравилось питаться сырым мясом и точить зубы об кости

У большинства детей начинают расти зубы в возрасте от четырех до семи месяцев и к трем годам уже полный набор зубов. Скорее всего Дину было поначалу в стае волков очень тяжело питаться без зубов, ведь волки являются плотоядными животными и едят в основном сырую дичь.

Но со временем он похоже привык только к той пище, что ела стая. Впервые появившись в приюте, мальчик наотрез отказался питаться приготовленной едой. Но он с жадностью накинулся на сырые куски мяса и с рычанием ощерившись обгрызал косточки.

Он ненавидел ходить одетым

Сразу же после доставки мальчика из джунглей, люди пытались привить ему навыки жизни в обществе и заставляли одеваться. Научившись ходить по-человечески, он почти двадцать лет насильно заставлял себя одевать штаны и рубаху.

Помимо него в детский приют позже привезли еще мальчика-волка из Крондштадта, который разделял нежелание Дина одеваться. Им обоим нравилось бегать как в джунглях нагишом.

Ему удалось сдружиться только с одним сиротой – таким же диким ребенком

Дин провел большую часть детства с животными и ему было достаточно сложно привыкнуть к людям. Но несмотря на это, ему удалось сразу найти общий язык с другим диким ребенком, жившим в этом же приюте.

Отец-настоятель приюта считал, что между мальчиками мгновенно установилась «связь сочувствия» и они даже учили друг друга новым для них навыкам человеческого поведения. Например, как пить жидкости из кружек. Они оба выросли в дикой природе, поэтому им вместе было гораздо уютнее, ведь они понимали друг друга.

В тот период было найдено еще несколько детей, воспитанных животными в индийских джунглях

Как бы это не звучало странно, но помимо Дина под конец XIX века в индийских джунглях были найдены и другие дети-волчата. Один из миссионеров нашел в 1892 году дикого ребенка возле Джалпаигура. На следующий год нашелся мальчик, который обожал кушать лягушек, в Баципуре возле Далсингарая.

Еще два года спустя ребенка нашли возле Султанпура и говорят, что в последствии он хорошо освоился среди людей и даже пошел работать в полицию. Последним нашли еще спустя 3 года ребенка возле Шаджампура, который вообще не смог приспособиться к жизни среди людей, хотя его пытались 14 лет «приручить».

Дин не смог адаптироваться в обществе полноценно и туберкулез убил его

Прожив в приюте почти десятилетие, Дин не смог наверстать упущенное в своем умственном развитии. Восемнадцатилетний юноша едва достиг 152 сантиметров роста. Юноша был низколобым и с большими зубами, он постоянно нервничал и чувствовал себя «не в своей тарелке».

Считается, что он умер в двадцатидевятилетнем возрасте из-за туберкулеза в 1895 году. Однако по другим источникам ему к тому времени исполнилось 34 года.

Доказательства о существовании детей выращенных волками впервые появилось в Индии 50-х годах XIX века

Брошюра 1851 года «Учет волков, воспитывающих детей в их стаях по индийской статистике» сэра Уильяма Генри Слимана, является одним из первых фактов, объясняющих существование шести детей-волков в Индии. Пятеро из этих диких детей были найдены на территории современного Султанпура. Один был пойман в районе современного Бахрейха.

По словам Слимана, было много волков, которые жили недалеко от города Султанпур и других районов на берегах реки Гомтри, и они бегали с «большим количеством детей».

Воспитанники волков, дети были убиты в джунглях тиграми и другими хищниками

Почему в джунглях находились только дети, воспитанные волками, а не взрослые юноши или девушки? Вполне вероятно, что многим детям не удавалось пережить свое детство. Возможно, они умирали от голода или их убивали сами волки или другие хищные животные.

В «Книге джунглей» самым страшным противником Маугли был тигр Шерхан. В Индии даже в то время было много тигров, которые могли бы с легкостью напасть на ребенка в волчьей стае, ведь людям не дано бегать так же быстро, как волкам. В течение XIX века охотники нередко в джунглях находили мертвые детские тела, обглоданные дикими животными.

Дикие дети: правда или обман?

На протяжении многих лет поступали многочисленные истории о диких детях, которые были пойманы и вновь приучены к жизни в обществе, но впоследствии многие из рассказов были развенчаны.

Один из самых известных случаев в 1920-х годах касался двух девочек Амалы и Камалы, которым было почти по девять лет во время спасения их из волчьей стаи. Человек, нашедший их, всем рассказывал, что малышки выли на луну, ходили на четвереньках и ели только сырое мясо. Он попытался научить их ходить и говорить.

Исследователи были очарованы этой историей и написали о них много рассказов и книг. Но позднее выяснилось, что девочки вовсе не были воспитаны волками, а с рождения были инвалидами с врожденные дефектами конечностей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!