Рождество: подготовка и традиции праздника. Подготовка к Рождеству – как всё успеть: опыт многодетных

Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.

Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.

Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?

Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.

Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.

Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.

Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок

Каждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Вариант первый. Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй. Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.

От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом , с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп . Ночью или утром –праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть –попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение на

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.

Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю - спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» — непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника Рождества Христова

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»

Как подготовиться к Рождеству?

Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? Мы задали этот вопрос Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

Забыть о себе, вспомнить о Боге

Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества. Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя — это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник — совершенно особый, и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.

В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями. И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост — это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения. Пост — это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.

У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста — превратить свое сердце из вертепа — то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние) — в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.

К радости духовной

Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу. Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.

В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие — это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.

6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Почему так? Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временно е измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня — так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.

Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений — ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» — оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.

Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано — значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.

Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» — я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь — это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность — человек идет в храм.

Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

Итак, завершается Рождественский пост — время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым.

Фото Александра Курочкина и из архива редакции

6 января православные христиане нашей страны с особым усердием готовятся к наступлению одного из самых главных христианских праздников — Рождеству Христову.

Кто-то приводит в порядок свой дом, кто-то стремится в храм на богослужение, кто-то готовит праздничный стол, а кто-то и вовсе успевает сделать все перечисленное.

Наверняка, многие из нас особое внимание уделяют трапезе в Рождественский сочельник. Многочисленные интернет источники то и дело публикуют статьи о том, как правильно подготовиться к Рождеству и Навечерию этого праздника. Но не во всех публикациях вы найдете достоверную с точки зрения Церкви информацию. Чтобы развеять сомнения и помочь вам, дорогие читатели, познакомиться с церковными традициями, мы пообщались с руководителем миссионерского отдела Витебской епархии протоиереем Александром Лесовым.

— Отец Александр, расскажите, пожалуйста, как Церковь относится к успешно тиражируемой в СМИ и народе традиции готовить в Рождественский сочельник 12 блюд.

В церковной традиции нет каких-либо указаний относительно количества блюд, обязательных к приготовлению в тот или иной праздник. То, что некоторые считают, будто количество блюд в Сочельник должно соответствовать числу первых апостолов, является отголоском язычества и суеверий, ровным счетом, как и иные поверья и приметы, на которые, к великому сожалению, многие христиане обращают внимание и в наши дни. Устав же церковный говорит нам о том, что канун Рождества сопровождается особо строгим постом, когда пища не употребляется до восхода первой звезды.

— Думаю, многим нашим читателям интересно, почему для вкушения пищи нужно дожидаться именно такого небесного знака?

Все очень просто. Христианская Церковь возникла задолго до того, как все люди стали счастливыми обладателями часов. В первые века христианства богослужение накануне Рождества начиналось рано утром и, из-за своей продолжительности, завершалось только с восходом первой звезды. Таким образом, по вполне естественным причинам, христиане кушали в этот день только вечером. Есть и литургическое объяснение этой традиции, связанное с символическим выносом после вечерни на центр храма свечи, которая и может эту звезду символизировать.

— Батюшка, скажите, пожалуйста, как правильно соблюдать сегодня этот пост современному человеку, особенно, если он работает на тяжелой работе?

Церковь никого не заставляет строго соблюдать все предписания. Конечно, если человек работает, скажем, водителем автобуса, отвечающим за жизни большого количества людей, врачом, пожарным, авиадиспетчером и т. п. , он должен с рассуждением подходить к своему подвигу. И ему, наверное, лучше все-таки кушать, но постараться в этот день не употреблять мясо, молочные и яичные продукты, а также рыбу.

— Традиция приготовления в Сочельник 12 блюд предусматривает, в том числе, обязательное присутствие на столе рыбного блюда, что, как мы видим, запрещено Уставом. Что же лучше всего кушать в Навечерие Рождества Христова?

Церковная традиция предусматривает приготовление в этот день сочива (колива, кутьи), от названия которого и происходит слово «Сочельник». Сегодня сочиво делают, как правило, из пророщенных зерен пшеницы, заправленных медом и сухофруктами. Также допускается употребление вареной пищи без растительного масла.

— Многие христиане стремятся приступить в рождественскую ночь к таинствам Исповеди и Причащения. Как правильно подготовиться к этому событию?

- Конечно, для того, чтобы приступить к Причастию, нужна особая подготовка. Для начала узнайте в храме, в который вы собираетесь пойти. Хорошо было бы заранее исповедаться. Это можно сделать или во время/после Божественной литургии 6 января, или после вечернего богослужения в канун Рождества, или перед самой ночной службой, если в вашем храме она будет совершаться. Особенно важно учесть это тем, кто бывает в храме только несколько раз в год. Если вы приступите к исповеди заранее, а не во время самой праздничной Божественной литургии, у вас будет больше времени собраться с мыслями и покаяться, а также задать волнующие вас вопросы священнику и получить на них взвешенные и понятные ответы. Для исповеди нужно, в первую очередь, искреннее покаяние и честность. Если вы также хотите причаститься, необходимо выдержать евхаристический пост (полный отказ от пищи и питья) и прочитать специальные молитвы, которые можно найти в книге «Молитвослов».

— Отец Александр, поясните, пожалуйста, каким должен быть евхаристический пост для человека, планирующего причаститься на ночной службе.

Если вы собираетесь приступить к таинству Евхаристии ночью (как правило, причастие совершается в промежутке от 1:00 до 1:30, в зависимости от времени начала богослужения), вам необходимо воздерживаться от пищи и питья в течение 6−8 часов.

Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев расскажет о праздновании Рождества Христова

Братья и сестры, я вас приветствую. У нас есть два календаря - Юлианский и Грегорианский. Согласно Грегорианскому календарю - 25-го декабря, по-нашему на Спиридона Тримифунтского, празднует большая часть христианского мира Рождество по плоти Господа Иисуса Христа.

У Христа два Рождества. Сын Божий рождается вне времени от отца, без матери, и на земле рождается однажды во времени, от матери без отца. И празднуем мы, собственно, Рождество Сына Божиего в плоти от матери Марии Девы от Духа Святаго и без семени мужа. Можно поздравлять сегодня всех тех, кто празднует Рождество по этому календарю. В православном мире это немало-немного румыны, болгары, греки и много еще кого. В Америке, Канаде православные христиане празднуют именно в эти дни Рождество Христово. В Палестине, Иерусалимская церковь, грузины, сербы, русские - праздную по-другому, по Юлианскому календарю. А часть православного мира празднует так. Поэтому это не только католическое Рождество, а также и для православных, живущих по Грегорианскому церковному календарю, в отличие от Пасхи.

Пасха у нас у всех православных совершается одинаково, Пасхалия у нас единая. И весь православный мир празднует Пасху в один и тот же день. Это очень важно. Мне кажется, очень важно понимать, что празднуем. Что празднуем, братья? Празднуем воплощение Божие. Это то, чем отличается христианство от иудаизма и мусульманства. Потому они монобожники. И те, и те поклоняются, как умеют, как могут, как научили Творцу неба и земли. Но только христианство утверждает, что Бог стал человеком.

Говоря словами Иоанна Богослова: «Слово - плоть бысть, и видехо славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины». Слово стало плотью. Слово инкарнировалось, воплотилось, стало человеком, одушевилось. То есть, Слово Божие, которое всегда у Бога, которое есть Бог, из Пролога Евангелия от Иоанна мы научены, что оно стало плотью от Марии Девы и вочеловечилось. О чем мы поем в Символе Веры: Веруем в Христа Сына Божия, рожденнаго, несотвореннаго, единосущного Отцу. Через которого все стало. Все было. Имже вся быша.

Вот мы именно должны в эти наши безбожные времена утверждать празднование на догматической основе. Что у церкви нет недогматических праздников. Введение во храм, Успение, Преображение, Рождество, Пасха, Богоявление - это всё догматические праздники, у них есть догматический фундамент. Праздновать праздник с плюшками и коврижками, не зная догматики праздника - это какое-то сомнительное занятие, которое потом прорвется, как плотина, как бы, значит, с треснувшей стенкой под напором воды. От потока разных новых учений, или от фактического безбожия.

Я сегодня смело призываю себя, дурака, и вас всех, умных и разумных, к тому, чтобы мы понимали догматическую основу праздников. В Рождество мы празднуем уникальную вещь - Бог стал человеком. «Несомненно, - пишет Павел к Тимофею, -- великого благочестия тайна - Бог воплотился, Бог стал человеком. Оправдал себя в духе, показал себя ангелом. Проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Мы проповедуем, что Бог стал человеком, Божество и человечество, в лице Иисуса Христа, соединились. Соединились, по словам четвертого Собора Вселенского, соединились неразрывно и не слитно. То есть, не сливаясь, не разъединяясь. И мы празднуем, в лице Христа, этого «бамбина джезу». За моей спиной эти шопки, по-польски говоря, или вертепы по-русски говоря. Это там, где малыш Иисус, над ним Мария, сделаны фигурки из глины или из дерева. Иосиф, три царя, которых в Средневековье стали изображать неграми, желтыми и белыми. Как бы представители трех рас, приходящих к Иисусу поклониться. … Три мага с Востока, персидские волхвы. Они там не были. Но начали так изображать для того, чтобы показать приход к Иисусовым яслям всех народов.

Можно спрашивать у прихожан своих: что празднуете, люди? Что, вообще, празднуется? Рождение ребенка? Они рождаются каждый день в большом количестве. Мы же не ходим в роддома с пальмовыми ветвями, махать над каждым малышом. А кто родился? Что такого особенного? Родился искупитель наших грехов. А кто сказал? Звезда с неба сказала. Вот она, стала над домом … И люди пришли с Востока, принесли ему дары, золото … смирну, показав, что Он есть и Господь, и жертва, и царь. Он - маленький Иисус, родившийся от Девы Марии, не знавшей мужа. Чье чрево семени мужского не знало, которая Девой сохранилась. Родила его без боли, и повила, и поклонилась Ему.

Празднуем Бога, ставшего человеком. Если мы это забудем - нет смысла в Рождестве. Нет смысла в Пасхе, если все свелось к куличам и яйцам. Нет смысла в Рождестве, если мы не знаем, что празднуем до сих пор. Христиане - это не просто монотеисты, не просто верующие, что Бог один. Ты веришь, что Бог один и хорошо делаешь, неосновательный человек. Бесы тоже веруют, но трепещут. Мы веруем в Бога, ставшего человеком. В своем Сыне единородном, в Слове своем Он воплотился, Слово стало плотью. Это Слово и есть бамбина джезу, этот маленький Иисус, этот ребенок Иисус, имя которого было открыто заранее Иосифу и Марии. Которому поклоняемся, который вырастет, в восемь дней будет обрезан, в 14 лет воцерковится, станет, так сказать, посвященным в тайны. И войдет в храм Божий, будет беседовать со старцами. А потом в 30 лет будет крещен от Иоанна на Иордани. И будет одет силой Духа Святого и пойдет в пустынь на 40 дней. Потом вернется - будет проповедовать три года. А потом будет отвержен и распят. И ляжет в гроб и воскреснет. Вот мы празднуем начало всего этого.

В эти праздники нужно сращивать наши застолья, наши все штуки зимние и веселые с кровавой историей жизни Христа Спасителя и с его торжественным славным Воскресением. То есть, наши праздники догматичны. У нас нет недогматичных праздников. Праздник дает человеку веселье и отдых. Дает ему ослабление и ослабу некую в житейских трудах. И дает ему догматическую нагрузку. Он дает ему некий якорь в душе, чтобы нас не унесло. Чтобы якорь брошенный держал тебя на месте. Держитесь на месте. Изучайте учения Церкви. Читайте Евангелие. Ходите в храм. Без храма христианство - это … перышки одуванчика, который дунуло - и нет его. В храм ходите. Кайтесь перед Богом в грехах своих. Радуйтесь перед Господом. О грехах своих плачьте. Нужно уметь делать и то, и другое. О Господе радоваться, о грехах своих толковать и плакать. Каяться нужно уметь.

Так что поздравляем с Рождеством всех тех, кто празднует Рождество по Грегорианскому календарю. У нас пока что Спиридон. Его молитвами спасаемся. А потом будет и наш праздник через две недели. И мы - вторая часть христианского мира будем праздновать Рождество Христово. То есть, воплощение Бога Слово. Пока что с праздником тех, кто уже к празднику приблизился. Ну, а наш праздник еще впереди. До свидания.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}