Роль куклы в развитии детей. Проект "роль куклы в жизни человека"

Учреждение:

МОУ «Гимназия №18», 5-класс

Овчинникова Виктория

Научный руководитель:

Азиева Алина Раисовна, педагог- психолог МОУ «Гимназия 18»

города Магнитогорска

Введение

Все взрослые родом из детства и у всех взрослых людей когда-то в детстве были любимые игрушки. У кого-то они даже передаются по наследству, от родителей к детям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре он развивается, учится общаться, мыслить, понимать мир взрослых. В данной работе речь пойдёт об игрушках для девочек, а именно - о куклах. Наверное, если спросить любую девочку, что ей подарить, то большинство не задумываясь ответят - куклу. И сегодня, и много веков назад куклы были рядом с подрастающей девочкой. На Руси игрушка имела символическое, обереговое, мистическое значение. Погремушками отпугивали злых духов от ребёнка. Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В русской народной сказке о Василисе Прекрасной мы видим куклу-оберег, сделанную руками мамы для дочери. Она охраняет Василису, помогает ей победить зло, обрести счастье.

Современным девочкам куклы помогают рукодельничать, учиться лучше, дружить, заботится, быть ответственными. Вместе с тем, много споров у родителей и педагогов вызывают современные куклы из серии Барби или Корпорация Монстров. Девочки дошкольницы и младшие школьницы просят своих родителей подарить им такую куклу. Но не все родители соглашаются выполнить просьбы дочерей, многие относятся к таким игрушкам настороженно, считая, что, играя в монстров, ребёнок сам станет походить на них, будет учиться плохим качествам. В своей работе мы и попытались разобраться в этой проблеме. Исследования психологического воздействия кукол мы находим в трудах Г.Г. Ершовой, В. К. Лосевой и А. И. Лунькова, Карин Нойшюц, В. В. Абраменкова, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.Е. Карповой.

Актуальность выбранной нами темы « Кукла как носитель духовных ценностей общества » связана с тем, что давно известен воспитательный и образовательный потенциал кукол. После появления на российском рынке таких неоднозначных кукол как Барби, Братц, Мокси, Монстер Хай перед общественностью встал вопрос о психологическом значении куклы в жизни человека.

Цель работы - изучить кукол мира как носителей духовных ценностей общества (на примере кукол Монстр Хай).

Задачи исследования :

1. Изучить особенности кукол народов мира.

2. Рассмотреть историю кукол в России.

3. Провести экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам Монстер Хай.

Объект исследования - куклы (куклы Монстр Хай)

Предмет исследования влияние кукол на духовной мир ребенка (на примере кукол Монстр Хай)

В работе мы использовали методы: теоретический анализ литературных источников, изучение СМИ, анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.

Практическая значимость связана с возможностью использовать полученные результаты для воспитания детей, дать полезную информацию родителям, понять направление культурологических процессов в обществе.

Структура работы . Работа состоит из введения, где определена актуальность, поставлены цель и задачи, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Куклы в истории человечества

1.1. Куклы народов мира

Несомненно, кукла - это культурно-историческое явление в жизни общества. С тех времён, когда люди объединились в человеческое сообщество, стали жить совместно, примерно в эпоху палеолита уже было положено начало истории кукол. Об этом свидетельствуют археологические находки в пещерах Франции и Испании. Там, вместе с рисунками древних людей, наскальной живописью были найдены фигурки из камня и мамонтовой кости. Эти фигурки выполнены настолько совершенно, что сначала учёные приняли их за поздние подделки, но оказалось, что по самым приблизительным расчетам фигуркам более 30 тысяч лет. Скорее всего, фигурки людей, созданные из порочных материалов были для людей того времени символом вечной жизни, стирая грань между жизнью и смертью. Ведь кукла и живая и мёртвая одновременно: созданная из неживого материала, она оживает в процессе игры с ней. Мы можем предполагать, что фигурки-куклы первобытных людей были для них атрибутом, который помогал им в охоте, добывании пропитания, их использовали в ритуалах, жертвоприношениях. Сейчас ещё некоторые африканские племена используют кукол в качестве обрядов.

В Азии, Европе, Америке в средние века куклы использовались как атрибут богослужений. В Индии и юго-восточной Азии показывали кукольные представления, главными героями которых были Рамаяна и Махабхарата (индийские боги). Кукловод являлся подобием Брахмы (Творца), а сам театр - подобием мира. Обрядовые куклы индейцев хопи называются качина (дух невидимых сил) и представляют собой фигурки духов Качинас. Изготавливают таких кукол из дерева, сразу же вырезая руки, ноги, черты лица. Куклы участвуют в обрядовых праздниках, а после окончания праздника их развешивают в жилищах для украшения или отдают играть детям. Существует более 400 видов кукол качина. Африканские куклы также отражают различные верования и ритуалы. У девочек из африканских племён кукла должна быть похожа на её хозяйку вплоть до украшений. Принято носить куклу на шее. Глядя на африканскую куклу можно многое сказать о её хозяйке: место рождения, возраст, какое приданное имеется . Такую куклу девочке дарят на совершеннолетие и она хранит её до рождения первого ребёнка, с рождением второго ребёнка она снова получает куклу. Эти куклы считаются священными. У чукчей похожие обычаи. Выходя замуж, женщина забирает с собой своих кукол и кладёт их в изголовье, дабы скорее в семье появились дети. Таким образом, и здесь кукла является покровительницей женского плодородия . Вообще, куклы изначально в истории были связаны с философией, религией. До сих пор куклы принимают участие в христианских шествиях, в католических храмах мы можем видеть красочные скульптуры Девы Марии с младенцем и апостолов. Очень разнообразен мир игрушек народов разных стран. Первой куклой в Японии была Кокэси - деревянная игрушка, чем-то напоминающая русскую матрёшку. Есть мнение, что Кокэси и послужила её прообразом. Постепенно искусство изготовления кукол усовершенствовалось с каждым разом всё больше и больше. Для изготовления японских кукол использовали лоскуты, японскую бумагу, дерево. Кимоно украшали вручную драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому детям не доверяли столь хрупкую вещь, чаще кукол убирали на высокую полку, куда не могли дотянуться дети. Такая же участь постигла и европейских кукол, изготовление которых началось со второй половины XVII века. В это время куклы перестают быть исключительно обрядовыми. Теперь они выполняют функцию манекенов для демонстрации мод. Высота кукол была примерно 50 сантиметров, материал - фарфор, они имели пропорции взрослой женщины и были одеты по последнему слову моды. Как и у современных Барби, к ним прилагался целый гардероб модной одежды, парфюмерные новинки, огромное количество аксессуаров. Конечно, позволить себе такую куклу могли не все, а только очень богатые люди. В знатных семьях куклы передавались из поколения в поколение, некоторые из них были подарены владельцу из рук самого короля в знак особых заслуг перед отечеством. Таких кукол, конечно, не давали играть детям. XVIII век - век развития механики, в это время Декарт открывает законы оптики, вектор движения. В мире кукольной индустрии также новый виток - создано огромное количество механических кукол. Они могли рисовать, ходить, и даже говорить нечто похожее на фразу. В середине XIX века в связи с промышленным подъёмом открываются фабрики по производству кукол, для их создания приглашаются известные художники и педагоги.

Сегодня на прилавках магазинов всего мира огромное количество кукол. Куклы выпускаются по мотивам мультфильмов, сказок, представляют разный возраст, также доступны для людей любого уровня достатка. Самая дорогая кукла Барби стоит 95000 долларов. Таким образом, мы видим, что кукла, зародившись в истории человеческого общества как сакрально-ритуальная вещь для взрослых людей перерождается в игрушку для детей, не связанную с какими-либо религиозными и культовыми ритуалами. Но всё же не стоит думать, что современные куклы не обладают воздействием на психику человека, лишены ритуального смысла.

1.2. История кукол в России

На Руси, так же как и во всём мире, изначально кукла имела обереговое значение, часто дарилась в день свадьбы и была хранительницей дома, очага. Голова куклы Бабы (женское божество) делалась из золы домашнего очага и, куда бы не переезжала женщина, хозяйка куклы, тепло домашнего очага всегда было рядом и напоминало ей о доме. Ещё одна древняя русская кукла изготавливалась из волос. Когда женщина остригала волосы, она их собирала в мешочек и из него делала куклу. Такая кукла помогала при болезни, ускоряла выздоровление. В быту русской деревни традиционной игрушкой была тряпичная кукла. Она называется кукла-закрутка. Были обыкновенные куклы-закрутки, с которыми играли дети, а были обереговые, которые находились в «красном углу» избы, рядом с иконами. В колыбель новорождённого ребёнка обязательно клали яркую куколку от сглаза. (1,с 8) На Руси и у всех славянских народов было великое многообразие кукол. Причём в куклы играли также как и девочки, мальчики до 7-8 лет (пока они ходили в рубахах). Кукла-закрутка очень проста в изготовлении, даже пятилетняя девочка может справиться. Для этого нужен кусок ткани, свёрнутый в скалку, лицо обтягивается белой материей, волосяная коса, наряд из пёстрых лоскутов. Лицо кукле никогда не прорисовывалось. Ребёнок, играющий с куклой, сам мог додумать её настроение, характер, как-бы нарисовать его в своём воображении. Играя с куклами, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали народное искусство и народную мудрость. Сегодня зачастую можно увидеть кукол-невест на свадебных машинах, но мало кто знает, что этот ритуал означал в древности. В русских свадебных поездах куклы оберегали жениха и невесту от сглаза. Игрушка была свадебным атрибутом, её давали в руки невесте в знак того, чтобы вскоре пара обзавелась потомством. Также существовала свадебная обережная кукла «Неразлучники»: две куколки пришивались к одной палочке-планке, которая являлась руками для жениха и невесты. Куклы были даже на свадебном пироге. Ещё на свадьбе дарили куклу «Десятиручку» - хранительницу очага, на каждую ручку которой молодая загадывала желание или дело, в котором ожидала помощь. Кукла Плодородие обещала хороший урожай. Кукла Купавка использовалась в начале купаний в водоёмах, её сплавляли по реке и вместе с ней уплывали людские болезни, хвори, невзгоды. Каждый россиянин знает куклу Масленицу, которую по сей день принято сжигать в масличную неделю. В старину к рукам Масленицы привязывали тесёмки-желания. Когда тесёмки сгорают - желания исполняются. Деревянными и тряпичными куклами дети в России играли до XVII века.(8) Появившиеся в то время фарфоровые куклы стоили очень дорого. В XIX веке в России стали открываться заводы по изготовлению кукол. В первые годы советской власти на фабриках выпускали целлулоидных пупсов, а в 1950 годах стали выпускать кукол с «идейным содержанием»: «врач», «школьница», «спортсменка». В конце советской эпохи куклы делались из винила со стеклянными глазками, в тело был вставлен механизм, который позволял говорить кукле одно слово «мама». Начиная с 90-х годов XX века в Россию хлынула кукольная европейская продукция. Появление кукол Барби вызвало большой восторг у девочек, её воспринимали как чудо и каждая желала иметь такую куклу. Первые экземпляры, появившиеся на рынке, были очень плохого качества, но с каждым годом ассортимент увеличивался и сегодня, 20 лет спустя мы видим огромное количество кукол, большинство из них китайского производства. Среди самых раскупаемых и популярных кукол среди девочек в 2015 году названы Куклы Винкс или Winx , Куклы Монстер Хай или Monster High, которые покорили мир своей неординарностью, Куклы Братц или Bratz, Куклы Мокси или Moxie, Куклы Барби или Barbie, Куклы BabyBorn, тряпичная кукла Тильда и ее разновидности. Как мы видим, среди них нет кукол отечественного производства.

Глава 2. Экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам (на примере кукол Монстер Хай)

2.1. Кукла Монстер Хай: аргументы за и против

Не так давно на прилавках магазинов появились куклы Монстер Хай, а также видеопродукция - мультфильм «Школа монстров» с участием девочек-кукол и компьютерная игра с участием героев мультфильма. На данной продукции имеется ограничение по возрасту: в компьютерную игру не рекомендуется играть детям младше 12 лет, а мультфильм предназначен для детей от 6 лет. Сами же куклы предназначены для детей от 6 лет, но некоторые аксессуары к ним (например, гробик) адресованы девочкам старше 14 лет. Трудно себе представить, что какие-то ограничения были бы у народной игрушки. Она может быть рекомендована людям любого возраста.

Вопрос о том, могут ли куклы Монстер Хай нанести вред психике ребёнка обсуждается на многих форумах в интернете и большинство родителей склоняется к положительному ответу на данный вопрос. Активисты уральского родительского комитета не так давно поставили на повестку дня вопрос о запрете на продажу кукол-монстров в магазинах. Это сразу вызвало волну возмущения у оппонентов. Каждая сторона предъявляет свои аргументы. Во-первых, игра ребёнка в трупы, гробы и собачек-зомби может иметь негативные последствия; во-вторых - сами пропорции тела куклы не соответствуют пропорциям нормального человеческого тела и закладывают неправильные стереотипы в сознание ребёнка; в -третьих, позиционирование монстров, скелетов и мертвецов как положительных героев, с которыми соотносит себя ребёнок, играющий в них, может в будущем спровоцировать общественно опасное поведение; в-четвёртых, внешний вид кукол не является приемлемым для девочки: слишком откровенные платья, слишком яркий макияж, да ещё и присутствие шрамов на лицах и телах некоторых кукол. Те родители, которые не против того, чтобы дочери играли в Монстер Хай, выдвигают свои плюсы. Во-первых, кукла поможет девочке-подростку преодолеть комплексы, связанные с внешностью. Шрамы на лице не мешают кукле быть привлекательной. Во-вторых, тема монстров поможет ребёнку в преодолении детских страхов и страха смерти. В третьих, воспитание терпимости к другим людям. Монстры все имеют разный цвет кожи, статус, характер, но неплохо ладят друг с другом. В-четвёртых, психологическая разрядка. Вместе с тем родители, которые категорически против подобной тематики в игрушках всё же часто не могут устоять перед просьбой ребёнка. В этом случае они пытаются выбрать самую «безобидную» из серии, то есть образ которой более приближен к нормальному, человеческому (без шрамов, не с синим или зелёным цветом кожи и т.д.). Более того, в сети интернет появились видеоролики под названием «как уговорить родителей купить куклу Монстер Хай», где девочки дают друг другу советы. Судя по тому, что таких роликов и статей много, данная игрушка действительно очень популярна среди девочек. Как же видят эту проблему специалисты психологи? Доктор психологических наук Евгения Коротаева говорит, что дело не в плохих игрушках, а в том, что родители мало времени уделяют ребёнку. Вместо этого отвлекают его яркой звучащей кричащей игрушкой, дабы ребёнок как можно дольше их не беспокоил. Другой специалист в области психологии - сказкотерапевт Любовь Владыкина - утверждает обратное. Она уверена, что кукол нельзя запрещать детям, потому что скорее всего будет обратный эффект — рост интереса. Инициатива должна идти от государства. Именно оно должно задавать обществу семейные ценности, ценность здоровья, народных традиций. Тогда скорее всего появится новая кукла, которая будет определять здоровые потребности общества. Психолог Александр Мымрин считает, что куклы-монстры выполняют психотерапевтическую функцию, они помогают малышу преодолеть страх смерти .

2.2. Ход и результаты экспериментального исследования

С целью исследования отношения девочек к куклам Монстер Хай нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие

Девочки в возрасте 11 лет - 19 человек

Девочки в возрасте 13 лет - 11 человек

Женщины в возрасте 30-40 лет — 10 человек

Цель исследования:

Выявить отношение девочек к куклам Монстер Хай

Выявить мотивы приобретения кукол Монстер Хай взрослыми

Девочкам была предложена анкета №1 (приложение 1).

В результате были получены следующие данные

Любимой игрушкой детства 80% называют мягкую плюшевую игрушку (собачка, мишка, обезьянка) и только 20% куклу;

На вопрос есть ли игрушки, которые передаются вам по наследству, 50% анкетируемых ответили утвердительно, в основном это мягкие животные и куклы. Положительное отношение к куклам Монстер Хай высказали 15 % девочек, 85% высказываются отрицательно, но вместе с тем 10% из них отмечают, что играли в них раньше. (рисунок 1)

Рисунок 1. Отношение девочек к куклам Монстер Хай

На вопрос, какие качества развивают куклы Монстер Хай в детях, были получены следующие ответы: страх, злость, непонимание жизни, боязнь войти в тёмную комнату, учат краситься, быть крутой, модной, верить в монстров, помрачают фантазию, подражание, учат быть страшными.

2% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос, купили бы вы для своей дочери в будущем куклу Монстер Хай были получены следующие ответы, представленные на рисунке № 2.

Перспективы на будущее отразились следующим образом: 10% девочек купили бы своей дочке в будущем куклу Монстер Хай, 80% не стали бы в будущем покупать подобных кукол своим детям, но вместе с тем 10% респондентов не исключают покупку в том случае, если ребёнок будет просить.

Рисунок № 2. Перспектива в будущем.

Взрослым была предложена анкета №2 (приложение 1). У всех 10 анкетируемых любимыми игрушками детства были куклы и зверушки. На первом месте - куклы-младенцы и куклы-девочки. На вопрос, покупаете ли вы своей дочери кукол Монстер Хай были получены следующие ответы: 7 человек из 9 ответили отрицательно, 3 человека положительно. Мамы, не покупающие кукол-монстров, ответили, что эти игрушки негативно влияют на психику ребёнка. Те же, кто покупает кукол Монстер Хай говорят о том, что стараются выбрать самых безобидных кукол и аргументируют покупку тем, что мультфильм «Школа монстров» вполне доброжелательный и формирует в девочках положительные качества характера: доброту, смелость, умение дружить. Но главное - они не могут отказать любимой дочке в желании иметь понравившуюся игрушку.

В итоге мы можем сделать вывод, что отношение современных девочек-подростков к куклам Монстер Хай неоднозначно. Большинство девочек негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.

Заключение

Итак, куклы сопровождают человека в течение всего времени его существования. Нет в мире народа, в культуре которого нет кукол. Чем глубже мы удаляемся в даль веков, тем чаще видим кукол как носителей сакральной ритуальной или религиозной функции. В России особое отношение к кукле сохранялось довольно долго. Куклы участвовали во многих обрядах, охраняли людей и жилище от злых духов. Упоминаются куклы и в русском народном эпосе. В современном мире появилось огромное количество игрушек и кукол, многие из них вызывают возмущение у педагогов и родителей, поэтому очень важно разобраться в том, какое влияние они оказывают на детей. Среди специалистов-психологов нет единого мнения относительно безопасности кукольных монстров, хотя большинство из них склоняются к тому, что необходимо жёсткое возрастное ограничение при покупке их детям. В нашем исследовании мы попытались пролить свет на этот вопрос. Нам было интересно узнать отношение девочек-подростков к куклам Монстер Хай, а также отношение взрослых к приобретению кукол для детей. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что большинство девочек-подростков негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.

В перспективе мы хотели бы продолжить работу над этой темой и исследовать другие символы традиционной национальной культуры народов мира.

Библиографический список

  1. Василькина Юлия. Монстр Хай: между за и против. [Электронный ресурс] URL : http://www.psyh.ru/ (дата обращения 01.02.2016 г.)
  2. Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. Издательство: АСТ, Астрель, Corpus, С 30
  3. Добрынина Светлана. Бедный Йорик в колыбели. статья [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/01/30/kukly.html (дата обращения 12.01.2016 г)
  4. Кобазова Ю.В. Психологическое заключение по серии кукол Монстр Хай [Электронный ресурс]. URL :http://mix14.livejournal.com/ (дата обращения 12.11.2015 года)
  5. Куклы мира. Редактор: Ананьева Е. Издательство: Аванта+, 2007 г.Серия: Самые красивые и знамениты, С 184
  6. Лисецкая Алеся. Психолог: про куклы "Монстер Хай" статья [Электронный ресурс]. URL : ( http :// www . mke . ee / blogi / psikholog - pro - kukly - monster - khaj ) (дата обращения 01.01.2016 года)
  7. Липовская Ю. Народные игрушки. История. Статья [Электронный ресурс]. URL : http :// www . rukukla . ru / article / kuhi / toystory / narodnye .(дата обращения 10.12.2015 год)
  8. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 91-98.
  9. Шайдурова Нелли Владимировна, Традиционная тряпичная кукла. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г. С 176

Приложение 1

Анкета для девочек №1

Сколько тебе лет______

Любимая игрушка твоего детства_______________________________________________________

Есть ли в твоей семье игрушки, которые передаются по наследству____________________________________________________

Как ты относишься к куклам Монстр Хай__________________________________________________________

Как ты считаешь, какие качества они развивают у детей? _____________________________________________________________

Купила бы ты куклу Монстр Хай своей дочери в будущем?_____________________________________________________

Анкета для взрослых№2

какие игрушки были в вашем детстве?

Покупаете ли вы своей дочери кукол Монстр Хай?

Почему?______________________________________________________

Приложение 2

Куклы Монстер Хай

«Театр кукол» - И стали смеяться в первую очередь над артистами цирка и эстрады. Театр кукол. Кукольники оказались очень способными сатириками, юмористами. Куклы и марионетки. Кукла. Наш кукольный театр. Спектакль «Буратино». Куклы. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды. Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов.

«Носов Кукла» - Чем мальчики отличаются друг от друга? «Я пошел посмотреть на цветы…». Жанр произведения «Кукла»? Из какого произведения отрывок. Музыкой, игрой на виолончели и контрабасе. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Кто является главными героями рассказа? Из какого произведения отрывок. « Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

«Развитие древних людей» - Дальше. Древнейшие люди. Древние люди (неандертальцы). Масса мозга достигала 800-1000 г. Имел примитивное строение. Для разделывания убитых животных пользовались отесанным камнем. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Жили в пещерах, использовали огонь. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц.

«История кукол» - Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была кукла. Волшебные свойства куклы. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

«Жизнь древних славян 4 класс» - Жилища древних славян. Происхождение древних славян. Бог солнца – Ярило. В доме были деревянные лавки, столы, печь. Тест. Топилась изба по -чёрному, без трубы. Стёкол не было. Поселение древних славян. Жизнь древних славян. Масленица Масленица - праздник встречи Солнца в конце февраля. Самый известный и колдовской из языческих праздников, сохранившийся и по сей день.

«Куклы из колготок» - Выверните носок на лицо и набейте его ватой или синтепоном. Оденьте одежду, закрепите с помощью булавок руки и пришейте их к телу. Д. 4.Артамонова Е. Технология(Текст): учебник: 5-7 кл.(В. 3.Ванханен Н. Часть I. Оставшуюся часть носка набейте небольшим количеством ваты. П., Сидорович Ю. С. Мягкая игрушка.(Текст)- СПб.: Литера, 1998.(« Академия увлечений»).

ГБОУ СОШ п.Комсомольский

Исследовательская работа

« Роль куклы в жизни взрослых »

Выполнила:

Смолякова Анастасия

ученица 6Б класса

Руководитель:

Никифорова

Елена Анатольевна

2015 г.

Введение …………………………………………………………………………………… 3

    Теоретическая часть………………………………………………………………… 4

    Практическая часть…………………………………………………………………. 7

Заключение………………………………………………………………………………… 8

Введение.

Мы знаем, что с куклами играют дети. А когда я увидела кукольный спектакль по телевизору, поняла, что в куклы играют и взрослые! Только это их работа. Мне стало интересно: кто же ещё из взрослых «играет» в куклы? Так появилась идея этого исследования.

Тема: «Роль куклы в жизни взрослых».

Цель: выявить роль куклы в жизни взрослых.

Задачи:

Познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;

Выяснить в какие игры «играют» с куклами взрослые.

Провести анкетирование взрослых.

Обобщить полученные данные, сделать вывод.

Объект исследования: куклы

Методы исследования :

Анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос, анкетирование;

Анализ результатов, обобщение полученных данных.

Теоретическая часть.

Игрушки на земле появились очень давно . В словаре русского языка, составленном В.Далем: «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В городе Загарске находится Государственный музей игрушки. Музей расположен в красивом здании. Основан музей в 1918 году одаренным человеком, знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Он хотел, чтобы дети в этом музее не только могли рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.
Кукла – это то, что находится рядом с нами на протяжении всего детства. Она не только избавляет ребенка от скуки, но помогает развить вкус, познакомиться с культурой и историей разных стран . Слово «кукла» способна вызвать в памяти любимый с детства образ. А сама игрушка обладает еще уникальной способностью: она умеет удивлять. Причем не только малышей, но и взрослых. Одна из первых, так называя, колышковая, кукла 17 века. Она изготовлена из цельного куска дерева, поэтому нет у нее «суставов»
И она не может двигаться. Такие куколки являлись церковным атрибутом для создания сценок на библейские темы.
Делали восковые куклы в ^ 19 веке в Англии мастера Г.Пьеротти и А.Монтанари.
Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на производительной основе. Из хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным.
Парики делались отдельно, иногда даже другими мастерами. В еще не остывший воск одну за другую вставлялись крохотные пряди волос, и через некоторое время «барышни» обретали модную и пышную прическу.
Во Франции в 19 веке на фабрике династии мастеров Бру делали кукол под названием
«Модная дама». Они выставлялись в магазинах, «сообщая» француженкам о новинках моды.
В начале 20 века в Германии на фабрике «Кеммер и Райнхарт» удивили куклами , где колыбель с двумя улыбающимися краснощекими младенцами. Называются эти малыши «кайзер бебе», в переводе - «имперский ребенок».
Редкая кукла «бабушка, которая вяжет». Если ее завести, звучит музыка, спицы в руках у доброй старушки начнут двигаться, а котенок, сидящий у нее ног, будет играть с клубком ниток.
Бывают куклы- автоматы. Например, две барышни- француженки с чудесными воздушными шляпками: одна читает книгу, затем, отводя лорнет в сторону, строго оглядывается. А вторая выдувает из трубочки настоящие мыльные пузыри.

Яркостью экзотических костюмов привлекают внимание японские куклы . Целллулоидная кукла «Кьюпи»- забавный пупс большими глазами, доброй улыбкой и хохолком.

Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Египтяне их делали из дерева и украшали бусами.

Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношений, служили оберегами и идолами. Куколкой- оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- нибудь напасти. Ее брали в руки и три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: отвернись злом, повернись добром. Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме возле печки висели, обязательно «проживали» двенадцать кукол-лихорадок. они оберегали хозяев от различных болезней.

Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Самые первые куклы на Руси делались из золы. Ее брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси.
Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

Кукол в каждой группе много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

Зерновушка или – Крупеничка – Внутри мешочек, набитый крупой, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном. Зимой давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Настолько мудрыми были наши предки! Вот, например зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает.

Самая известная обрядовая кукла – Масленица.
Домашняя масленица находилась в доме. Если кто –то обижал женщину, она завязывала узелок на подол кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

Итак, в русской кукле с древних времен сочеталось священная и игровая направленность. Им приписывались различные волшебные свойства. Куклы-талисманы бережно хранились в каждой семье и передавались по наследству.

А вот происхождение этой куклы достоверно не прояснено.

Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году. Мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия – Петр Иванович Уксусов.

Об одной кукле в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой сказано так.

« Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера». Ещё одна игрушка- это матрёшка.

Удивительно то, что родная наша мат­решка – имеет японского родственника, который стал её предшественником.

По одной из версий, японское божество Фукуруму - разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Он сделал эскиз круглолицей барышни в цветастом платочке.

Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских Василию Звездочкину.

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, другие – что это название от женского имени Матрёна, Матрёша. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Впоследствии оно сделалось нарицательным.

Итак, я узнала, что на Руси кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. С течением времени кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись тряпичные и деревянные куклы.
Работая над проектом, я провела исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

– 60% девочек любят играть куклой Барби.

– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

– 10% выбирают куклу Братц.

– 5% играют пластмассовыми куклами. Дети всех поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно, что в лидерах у современных детей кукла Барби и Беби-Бон.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Практическая часть. Также я провела анкетирование взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте куклы в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.

В ходе исследования выяснилось, что роль куклы не так уж и мала. В анкетировании приняло участие 30 человек. У 24 из них в доме есть куклы и назначение их самые разные. В большинстве, конечно, кукла – игрушка для детей (слайд) – 15 человек, но как мы видим, есть кукла – талисман – 5 человек, декоративный элемент и элемент интерьера – 4 человека, приспособление для чего-либо – 6 человек. В доме становится веселее и уютнее, когда там куклы.

Но оказывается, куклы необходимы для человека и на работе. (слайд)

(Используют в работе – 17 человек, всего – 30 человек).

Большая часть анкетируемых использует кукол в профессиональной деятельности. Выяснилось (слайд) – что учителям и воспитателям – (8 человек) куклы помогают сделать успешней процесс обучения и воспитания.

Продавцам – (5 человек) использование кукол – манекенов позволяет рекламировать и продавать товары.

Медикам – (6 человек) тоже нужны куклы! Почти в каждом кабинете педиатра есть кукла, чтобы успокоить детей, когда они плачут. Куклы манекены, позволяют обучать студентов – медиков. Даже будущих мам доктора учат на куклах малышах.

Оказывается, что и кондитеры – (1 человек) «играют» в куклы. Они их используют для украшения тортов.

В результате анкетирования выяснялось, что куклы нужны не только для работы. Есть люди, которые коллекционируют кукол. Это их увлечение, занятие для души (слайд) – из 30 анкетируемых коллекционируют куклы – 5 человек.

Заключение

Итак, в ходе моего исследования я узнала, что кукла не просто детская игрушка, для одних - это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, залог удачи, счастья, а для кого – то - помощник в работе.

Оказывается, взрослые тоже «играют» в куклы, только по - своему.

7.

V ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ

АКАДЕМИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Направление: «Творчество юных»

Секция: «Искусство»

Название работы: «Человек и кукла. Их взаимодействие».

Место выполнения работы: МБОУ Глубочанская СОШ № 8

х. Глубокий

Руководитель: З.М.Магомедалиева

2013г.

    Введение.
В предверии 8 марта я стала задумываться над подарком для мамы. Взрослые часто говорят, что лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Я воспользовалась интернетом и мне на глаза попалась чердачная кукла. Что это за кукла? Я никогда о ней не слышала. Мне стало интересно и я решила провести исследовательскую работу. Тема моей работы «Человек и кукла. Их взаимодействие». Тема проекта посвящена изучению кукол, истории их возникновения, разнообразия и зн ачения в жизни людей. Так как я занимаюсь в художественной школе и собираюсь посвятить себя искусству, я задумалась ещё над одним вопросом: является ли кукла предметом искусства? Одной из первых игрушек ребёнка, особенно девочки, чаще всего является кукла. В толковом словаре русского языка сказано: «Кукла - детская игрушка в виде фигурки чел овека». Куклы это нечто волшебное, что на протяжении всей жизни связывает нас с детством, каким-то странным образом вызывая в душе самые нежные и самые светлые чувства. Актуальность работы заключается в том, что изготовленная своими руками кукла даёт больше положительных эмоций, играя с такой куклой ребёнок выполняет упражнения на развитие тактильных ощущений, они способствуют релаксации и улучшают не только самочувствие, но и нормализуют сон, а так же могут благоприятно воздействовать на душевное состояние, обладают способностью успокаивать перед сном.

    .Гипотеза – процесс изготовления куклы и есть искусство.

    Цель работы: исследовать историю взаимодействия человека и куклы; изготовление чердачной куклы.

    Задачи:

    найти и изучить литературные и другие источники, связанные с историей взаимодействия человека и куклы;

    изучить краткую историю возникновения игрушки;

    практически освоить технологию изготовления чердачной куклы;

    пробудить интерес к кукле как полноценному явлению человеческой культуры и желание самому создать свою куклу.

    Методы исследования: работа с источниками информации; практическая работа.

    Взаимодействие человека и куклы.
История кукол начинается с глубокой древности, когда примитивные самодельные игрушки являлись воплощением красоты души первобытного человека. Детство куклы, как и человечества, ее создавшего, наполнено магией, поверьями, страхами. Куклы служили идолами, сосудами духа, образами предков, были обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю; куклы-талисманы хранились в роду, после – в семье. Они береглись как религиозный предмет, с ней не играли. Так было тысячи лет назад. С изменением взглядов человека на окружающий мир, на свое место в нем, изменилась и кукла, ее роль в жизни человека. Появилась игровая кукла.Уже в Древней Греции богов и богинь изображали статуи, а кукла – игрушка, существовала вполне самостоятельно.До наших дней дошли египетские куклы. Они лишь отдаленно напоминают человеческую фигуру, что связано с ориентацией египтян на загробную жизнь.Греческие куклы были настоящим открытием – повторяли все детали человеческого облика, могли двигаться, имели съемную одежду. Это объяснялось тем, что греки уделяли большое внимание телу и стремились к физическому совершенству. Руки и ноги куклы присоединялись к керамическому телу кожаными шнурами. По конструкции куклы очень напоминают современную. Кукла как игрушка прочно заняла свое место в жизни человека. Человек пробовал различные материалы для ее изготовления, лепил, резал, плел, шил. Искал новые конструкции, которые позволили бы кукле быть наиболее похожей на своего создателя человека. Римляне продвинулись в кукольном деле еще дальше: стали использовать слоновую кость. Этот дорогой материал был долговечен, имел ослепительную белизну, что придавало лицам кукол благородные оттенки. Это были первые куклы для богатых и со «стилем жизни» богатых. Изящные прически, украшения, дорогая одежда – все это было призвано приучить маленькую римлянку ко всем прелестям роскошной жизни. Интересной особенностью этих кукол было тщательно продуманное строение коленного сустава и локтя, при котором они могли сгибаться только в одну сторону. Конструкция кукол была очень простая, но очень удобная, и дожила, с некоторыми изменениями, до сегодняшнего дня. Средние века донесли до нас не так много кукол. Большинство из них имело религиозное назначение – это образы Богоматери и святых, чьи довольно обобщенные фигуры, делались из глины. Но именно тогда зародилось кукольное производство. Самые дорогие и красивые куклы до конца XVII века изготовлялись во Франции, но они были лишь побочной, дополнительной продукцией модных мастерских. Кукла прилагалась к платьям. Большинство дошедших до нас кукол предназначались для дочек богатых родителей. Дети бедняков играли куклами из домотканого полотна, дети среднего класса играли деревянными куклами, их особо не берегли и они погибали в детских руках. В Англии были популярны деревянные куклы, а также куклы из воска, которые были очень красивыми, но дорогими.По мере развития кукольного дела, шел поиск более дешевого и быстрого способа производства. Пробовали и муку с клеем, бумажную массу с каолином, воск, мел, глину, ткань. Кукла из папье-маше получилась недорогой, могла быстро изготавливаться. И это изобретение окончательно вывело куклу из сферы народного творчества, она стала массовой. Полая внутри голова куклы позволила вставлять в нее стеклянные глаза. Такие куклы существовали до второй мировой войны, до «пластиковой революции» Материалом для самых дорогих кукол стал фарфор, который с момента своего открытия являясь для европейцев воплощением имущества, не боялся воды. Куклы из него делались скорее для взрослых, чем для детей. Дамам нравилось иметь такие роскошные и необычные вещицы, любоваться ими. С самого начала кукла «стремилась» подражать идеалу и имела тело взрослой женщины, после появились куклы с детскими пропорциями тела. Вокруг кукол разворачивались оживленные дискуссии о ее назначении. Но одно было бесспорно: играя с ней в различные игры, ребенок готовился к жизни взрослой; получал навыки общения, закреплял правила поведения, проигрывал различные ситуации. Америка славится своими деревянными и тряпичными куклами. Они отличаются от прочих необычным дизайном, не похожим на европейский. Матери шили куклу своим чадам, если она нравилась, ее копировали соседи, дальше – небольшие домашние мастерские; детали менялись, но общий тип сохранялся. Куклы выполнялись с юмором. Дядюшка Сэм – кукла, являющаяся олицетворением США. История создания кукол в Японии известна давно. Большинство кукол не предназначены для игры, они, как и многое в культуре Японии, существуют для любования и этим близки современным художественным куклам. Они бережно в семье хранятся. В 50 х годах прошлого века появился новый материал – пластик. Это позволило делать куклам волосы наподобие настоящих, что придавало кукле еще большее сходство с человеком. В 1959 году была придумана кукла, перевернувшая все современное производство – это Барби. У нее стилизованная фигура взрослой женщины и лицо, отвечающее идеалам современности (в 70 х, 80 х, 90 х годах у нее менялось лицо). Но нового в кукольное дело она не принесла, единственное, чем она отличалась от других кукол – количеством амплуа, это суперженщина разного этического шика. Желая приблизить куклу к образу человека, используя развитие механики, техники, человек создал кукол, которые двигались, говорили, дышали, плакали и т. д. Они были очень дорогими, не давали полета фантазии ребенка при игре с ними, потому перешли в мир интересов взрослых. Сейчас существуют подобные же куклы, но совершенно другого уровня – интерактивные, созданные в Японии. У наших отечественных кукол тоже богатая история.Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы, которые были посредником между человеком и невидимыми силами природы, как самый доступный и понятный образ. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны были красочные и яркие праздники, которые сопровождались многообразной символикой. Интересна кукла – «Пеленашка». В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, какой мы ее представляет сегодня. Рождение ребенка было опасным как для него самого, так и для матери. Сразу же после рождения мальчиков заворачивали в нестиранные рубахи отцов, а девочек – в поневы матери. Таким образом, со старым вещами старались передать младенцам часть жизненных сил родителей. Чтобы сбить злых духов с толку, младенцу в колыбель подкладывали спеленутую куклу, где она, защищая ребенка, находилась до его крещения. Куклы хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. Спеленутая кукла сопровождала и детские годы. Ведь детские игры – это не только способ познания, но и отображение мира взрослых. В основе изготовления куклы – пеленашки лежит понимание мироздания крестьянами. Куклу изготавливали из куска ношенной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук. Считалось, что с родным домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы, при изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Интересна и кукла «Крупеничка». С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке. У крестьян было особые отношения к гречихе. После уборочной страды куклу- мешочек наполняли отборной крупной нового урожая. Куклу наряжали и берегли в красном углу до следующего урожая, верили, что только тогда год следующий будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой. Позже истоки обряда были утрачены и появились другие имена: Зерновушка, Горошинка. Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Исследования дошкольных психологов выявили строгую зависимость между развитием пальцев рук ребенка и речевой активностью. В Германии для детей 2-3 лет налажено промышленное производство тряпичных кукол, наполненных шариками диаметром 5 мм. Интересны и куклы «Бессонница», «Лихоманки», само название раскрывает их назначение, роль в жизни человека: помочь, оберечь, защитить в этом суровом мире. Самая известная русская кукла – это «матрешка»: Ее происхождения связано с Японией, но и в России были традиции, которые могли предвосхитить появление такой куклы на русской национальной почве – это изготовление и роспись деревянных пасхальных яиц.Кукольное дело широко было развито в Сергиевом Посаде. Куклы различались по качеству, цене, конструкции. Интересны Сергиевопосадские «Этнографические» куклы. Они были такими красивыми, что в 1892 году их послали на выставку в Чикаго, где куклы завоевали золотую медаль. Не отказывали себе в удовольствии общения с куклой и взрослые. Художник Александр Бенуа не только запечатлел их в своих работах, но и был их коллекционером. До 1936 года в Советской России в воспитании ребенка упор делался на процесс труда, т.к. именно труд, а не игра, считалась наиболее полезным и целесообразным знанием для детей. Кукла осталась не у дел. Она была связана с прошлым, со старым бытом. Производство кукол было очень низким. Но постепенно кукол реабилитировали и вернули в детские сады, появились новые типажи: пионерки, комсомолки, работницы. Создаются новые фабрики игрушек. Появляются художественные заведения для художников–игрушечников. Художники старались соединить в куклах обаяние детства и выразительность общего образа. Война отодвинула вопросы производства игрушек на второй план. Одна из наших респонденток сообщила в анкете, что в ее военном детстве были куклы, сделанные из овощей. В современных магазинах можно увидеть кукол из самых различных материалов и самого разного назначения: от пупсов до интерактивных. Но самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками, оживленная собственной вдохновленной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненной симметрии, но зато в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Сейчас в нашей стране наблюдается колоссальный подъем кукольного искусства, так как кукла попала в поле интересов профессиональных художников. Никто уже не удивляется авторским куклам, украшающим современные интерьеры. Как правило, их изготавливают в единственном экземпляре, или небольшими партиями. Человек, создавший свою куклу, вдохнувший в нее жизнь и душу, приобретает прекрасное увлечение, кроме того, кукла требует все больше новых знаний, навыков, расписывать, делать парики и многое другое.Несмотря на обилие кукольной продукции в наши дни в магазинах на все вкусы и запросы, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой дома становится та кукла, которую сшил сам.
Исследуя отношение человека к кукле, я опросила 67 респонденток в возрасте от 9 до 81 года, так как куклам большее внимание уделяет женская половина человечества. Результаты анкетирования я буду использовать в ходе моего сообщения (см. приложение 4).Всю жизнь, начиная с младенчества, нас сопровождают куклы. Не только дети, но и взрослые искренне радуются, получая в подарок куклу. Многие люди долгие годы собирают такие игрушки и гордятся каждым новым пополнением своей коллекции. Особое место в доме занимают куклы, которые дороги нам как память о детстве, людях, их подаривших, или о каком-то особом событии. Из опрошенных на вопрос: Какова роль куклы в вашей жизни? (В каком качестве вы их используете?) 33 ответили: игрушка; 31 – элемент интерьера; 3 – приспособление для чего-либо.
Вывод: Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями Человек и кукла идут, по жизни вместе с глубокой древности, взаимодействуя друг с другом. Кукла преображалась, расширяла круг своего использования волей человека, но и сама многое ему давая: оберегая, развивая, воспитывая, развлекая. Новые технологии и материалы открывают новые возможности для взаимодействия куклы и человека, для приложения творческого потенциала последнего.
    История происхождения первой чердачной куклы.
Вернёмся к результатам анкеты. На вопрос: Знаете ли вы, что такое чердачная кукла? все опрошенные ответили, что никогда о ней не слышали. Существует легенда о происхождении первой чердачной куклы.Одна женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья. Кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой кофейной фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда мама брала девочку с собой на работу. За то время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё – она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ. И действительно этих кукол специально состаривают, чтобы казалось, что их словно достали с бабушкиного чердака. Такой слегка состаренный вид придаёт куклам особое очарование. От них веет праздником, уютом и … детством. Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер). Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление. Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Церковные службы продолжались весь день и куклы помогли занять детей. Матери делали кукол даже из мужских носовых платков и клали кубик сахара или конфетку кукле в голову, чтобы дети во время церковной службы могли её сосать. Изготавливают такие куклы из натуральных материалов (мешки от муки и сахара) в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. На одежде часто вышиваются стихи, поговорки с использованием декоративных швов. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца. Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними."Примитивные куклы" подразумевают вид кукол потрепанных временем, залюбленных, домашних кукол. На вопрос: Можно ли совместить понятие кукла с искусством, кулинарией или медициной? 48 респонденток ответили нет; 19 – ответили, что можно совместить с искусством. Эти куклы включают в себя характеристики Наивного Искусства - т.е. искусства которое было сделано руками нетренированных (необученных, необразовванных) художников - они характеризуются простыми формами, и невысокой техничностью, неровными линиями и нескоординированными цветами... Простота и удивительное обаяние Примитивов кажется воплощением детских рисунков и несомненно это является одной из главных причин того, что они вызывают у людей положительные эмоции. Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения. Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту. Вывод: Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок.

    Практическая работа «Чердачная кукла».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе применен проектный метод, итогом которого было:1. Проведение мастер-класса (Приложение 2) по изготовлению чердачной куклы с воспитанниками группы кратковременного пребывания и педагогическими работниками: воспитателем и помощником воспитателя. В ходе изготовления чердачных кукол особых трудностей не возникало ни у детей, ни у взрослых, ведь технология изготовления сама по себе проста, главное терпение и желание. У всех куклы получаются разными, похожими на своих творцов. Педагоги отметили, что такие куклы, в силу своих внешних и развивающих качеств, с радостью будут приняты детьми. Педагоги так оценили свое участие в мастер-классе:- «Изготовление кукол очень увлекательное, интересное и несложное занятие, чем можно заняться в кругу семьи со своими детьми».- «С куклами можно играть, одновременно развивая мелкую моторику».- «Данные куклы вызывают положительные эмоции не только у детей, но и взрослых».

На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Она не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Если детям в семье не уютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в темной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.
С самых древних времен до сегодняшнего дня куклы были и навсегда останутся предметом культуры и искусства.
Гипотеза исследования подтвердилась – процесс изготовления куклы и есть искусство.