Родительское собрание. «Поощрение и наказание в воспитании ребенка

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
  • Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

  • Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
  • Снежинки тех же цветов (для каждого участника).
  • Карточки с практическими заданиями.
  • Карточки с описанием проблемных ситуаций.
  • Музыкальное сопровождение

Подготовительная работа к собранию:

  • Анкетирование детей.

Организация пространства:

  • В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает новогоднюю снежинку какого-либо цвета, заходит в класс и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)

1. Мотивация деятельности

Что изображено на картинке?

– Губка (родители ).

– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители ).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители ).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители ).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители ).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово “воспитание”?

– Родители высказывают собственные предположения.

– Слово “воспитание” образовано от слов “питание”, “впитывание”. Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что “вливают” в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, “впитает” в себя пример старших и уважаемых людей.

– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

2. Постановка цели и задач собрания

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, а тему нам подскажет восточная притча “Все оставляет свой след” видео

Обсуждение с постановкой цели

Вывод: от собственного примера зависит воспитание детей и их поведение, значит и мы, как родители, должны мудро поступать, когда детей наказываем или поощряем

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в семейном воспитании говорит о низкой культуре родителей, не умеющих справиться с собственным раздражением и плохим настроением, с неудачами в семье или на работе, убежденных в собственной непогрешимости и вседозволенности.

3. Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания (Приложение 1 ).

(Участники представляют свои результаты работы в группах)

Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)

Анализ анкетирования детей (диаграмма)

Всего обследовано: 19 человек

1. Меня наказывают, если...

  • Учёба, плохие оценки – 68%
  • Не выполнил или плохо выполнил д/з– 15,8%
  • Плохое поведение – 15,8%
  • Не помогаю – 5,3%

2. Меня хвалят, если...

  • Учёба, хорошие оценки – 68%
  • Хорошее поведение – 10,5%
  • Помогают по дому- 52,6%

3. Родители наказывают меня...

а) кричат на меня – 58%
б) называют обидными словами – 15,8%
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере – 42,1%
г) запрещают гулять – 36,8%
– 5,3%
е) на наказывают – 10,5%%

4. Родители поощряют меня...

а) хвалят меня – 79%
б) дарят подарки – 21%
в) покупают вещи – 10,5%
г) что-то разрешают – 42%
д) дают деньги – 5,3%
е) свой вариант – 10,5%

(поездка в развлекательный центр)

Вывод: Конечно, воспитывать ребенка – нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети – не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Подведем итог: (раздать советы по группам, чтобы родители зачитали вслух) Желтые листы с советами

Как поощрять ребенка в семье

  1. Поощряйте ребенка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".
  2. Дарите ребенку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
  3. Если Вы поощряете ребенка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
  4. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и Вами.

Предлагаю собрать правила по поощрению и наказанию детей (разрезанные правила в конверте)

7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание . Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Для закрепления наших знаний, поработаем с ситуациями по группам

Проблемные ситуации для групп

1 группа (белый цвет)

2 группа (голубой цвет)

3 группа (синий цвет)

  • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “ Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

4 группа (розовый)

Творческое задание: Составьте плакат “Советы дня” для родителей, взрослых, в котором будут отражены все ваши знания и опыт по теме “Поощрение и наказание детей в семье” (музыкальное сопровождение)

Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей !

Выходят дети, говорят слова:

  1. Дорогие родители!
    Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это все, что имеет значение
  2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место
  3. Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
  4. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает по отношению к вам удивительно теплые чувства.
  6. Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка
  7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
  8. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернется вам сторицей.
  9. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – я- ваш ребенок!!!

“Ласковые ладошки” подарить родителям

(Учениками заранее готовятся обведенные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова, как они хотели бы, чтобы их называли родители)

Приложение 1

  • Приемлемые поощрения для детей (1 группа) – красный цвет
  • Неприемлемые поощрения для детей (2 группа) – голубой цвет
  • Приемлемые наказания для детей (3 группа) – синий цвет
  • Неприемлемые наказания для детей (4 группа) розовый цвет

Приложение 2

1. Меня наказывают, если...

2. Меня хвалят, если...

а) кричат на меня

б) называют обидными словами

г) запрещают гулять

д) ставят в угол, наказывают ремнём

е)свой вариант____________________

а) хвалят меня

б) дарят подарки

в) покупают вещи

г) что-то разрешают

д) дают деньги

е) свой вариант____________________

Анкета для детей “Поощрение и наказание”

1. Меня наказывают, если...

2. Меня хвалят, если...

3. Родители наказывают меня... (подчеркни как)

а) кричат на меня

б) называют обидными словами

в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере

г) запрещают гулять

д) ставят в угол, наказывают ремнём

е)свой вариант_______________________

4. Родители поощряют меня....(подчеркни как)

а) хвалят меня

б) дарят подарки

в) покупают вещи

г) что-то разрешают

д) дают деньги

е) свой вариант_______________________

Приложение 4

Проблемные ситуации для групп

1 группа (белый цвет)

  • В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии.
  • В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: “Я не собираюсь с ним сидеть!” Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.

2 группа (голубой цвет)

  • В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

3 группа (синий цвет)

  • Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: “Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!” - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
  • Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
  • Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

4 группа (розовый цвет)

  • Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. “Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!” Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
  • Как бы вы поступили на месте мамы Вити?
  • Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания. Макаренко. Папа вазу опрокинул. Кто его накажет? Это к счастью, Это к счастью! Всё семейство скажет. Ну, а если бы к несчастью, Это сделал я. Ты разиня, Ты растяпа - Скажет мне семья.




Несколько советов о поощрениях: Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом. Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное затаскивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.


Правила наказания детей. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по- прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказание должно быть соразмерно проступку. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Родители, помните! Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки. Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность. После наказания проступок должен быть «предан забвению». Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно. 5.




Ситуация Володя нагрубил учительнице, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» - Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут». Больше дома на эту тему разговоров не было, но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним. «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым». - «Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я сам извинюсь» - Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет». Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Этот урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов. А.С. Макаренко писал: «Наказание может воспитывать раба, а иногда может воспитывать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека». Согласны ли вы с этим высказыванием?


Ситуация Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнял свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин. Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?


ОСОБОЕ МНЕНИЕ (ИЗ АНКЕТ РОДИТЕЛЕЙ) : Физическое наказание детей следует применять в исключительных случаях, только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или для жизни и здоровья окружающих (Например: младшего брата или сестры). Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).




Советы 1. Попробуйте какое-то время не говорить с ребенком после совершения проступка. 2. Умейте выбрать место и время для разговора. 3. Не делайте замечания детям в присутствии их товарищей. Оно не окажет в этом случае педагогического воздействия. 4. Выражение недовольства может быть разным, но лучше воспринимается тактичный способ.

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск

Родительское собрание

"Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"
Цель собрания:

Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:


  1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

  2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Материалы:

Листы бумаги А4 разного цвета (4 цвета).

Карточки тех же цветов (для каждого участника).

Плакаты с высказываниями.

Карточки с практическими заданиями.

Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию: анкетирование детей.

Класс оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания.

Стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в класс каждый участник получает карточку какого-либо цвета, садится за стол, на котором лежат листы А4того же цвета. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
Ход собрания

1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Выполнение практического задания по группам:

Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения.

Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).

Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.


3. Анализ анкетирования детей

Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?

Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.

А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением ребёнку, родители должны внимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:

Поощрения, связанные с внешкольными занятиями

Например: лечь спать на час позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.

Материальные поощрения
Приложение 5
Как поощрять ребенка в семье


  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

  • Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребенка, его поведению.

  • Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т. д.

  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

  • Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей семьи.

  • Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.

  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним.

  • Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами

  • Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.

  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка


  • Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

  • Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно - сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.

  • Нельзя наказанием унижать ребенка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.

  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

  • Важно помнить, что смысл наказания - сообщить серьезность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.

  • Нужно объяснить ребенку смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.

  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.
Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

Подготовка к собранию.

Анкеты родителей;

Анкеты учащихся;

Памятки родителям;

Ход собрания:

1). Классный руководитель.

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

Знакомая ситуация многим.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.

^ 2) Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить листок на 2 части и написать в одной слова, которыми вы поощряете, хвалите ребенка, а в другой - которыми ругаете(Родители выполняют предложенное задание в течение 3 минут). Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

3). Анализ анкет.

Анкета для родителей:

1. Наказываете ли вы своих детей?

2. Как наказываете?

З. За что наказываете?

4. За что поощряете?

5. Как поощряете?

б. Ваше отношение к физическим наказаниям.

Анкета для детей:

1. Наказывают ли вас?

2. Если да то, как наказывают?

З. За что наказывают?

4. Целуют ли вас родители?

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены.

Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, не чувство униженности или ожесточенность несправедливостью и жестокостью. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Однако не следует и затягивать его. Нужно дождаться отца с работы, дать ему перевести дух и только тогда, рассказав о, проступке в присутствии ребенка, сообщить ему, как он будет наказан. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Еще хуже, когда в наказаниях, как и в поощрениях, просматривается двойная мораль родителей (поступил так с одними – наказан, с другими – поощрен). Это дезориентирует ребенка.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации.

Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Сын - естественно: ведь наказал отец, а дочь потому, что мать наказала, мать и простила. Наказали, поплакал, прочувствовал - теперь можно и утешить.

Ребенка наказали и утешили свои, родные люди. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Наказывая ребенка, помните: наказания раскрывают систему ценностей родителей. Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо. Он и так все поймет и примет как достойное лишь молчаливое одобрение, а лучше - родительскую гордость за него.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Одобряется преодоление робким страха, неуверенным - робости и нерешительности.

Сильного хвалят за значительное, слабого хвалят и за малое.

Наиболее тонкая и действенная похвала для всех - признание заслуг и успеха ребенка. Признание порождает доверие. Свидетельство признания успехов - заслуженное уважение. Ребенок тонко чувствует отношение к себе. Уважение ободряет его, порождает уверенность в себе, решительность. Оно усиливает чувство самоценности и достоинства, укрепляет отношения между родителями и детьми, чувство ответственности и самостоятельность ребенка.

^ 4). Заключительный этап родительского собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу вас объединиться в группы для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (через 5 минут каждая группа знакомит своими советами всех родителей).

Если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С.Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика – родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

^ Памятки родителям.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.


Родительское собрание

ПООЩРЕНИЕ

И НАКАЗАНИЕ

как методы семейного воспитания


  • Нужно ли наказывать детей?
  • Когда и как это делать?
  • Можно ли испортить ребёнка похвалой?
  • За что можно хвалить ребёнка?

  • Воспитание ребенка младшего школьного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений , таких как:
  • одобрение,
  • похвала,
  • поощрение …

но и отрицательных:

  • порицание,
  • запрет,
  • наказание.

Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса.


Разные взгляды на использование

поощрений и наказаний

в воспитании детей:

  • Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять;
  • Другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка;
  • Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем;
  • А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

За что мы поощряем ребенка?

За учебу;

За домашнюю работу;

За хорошие поступки;

За выполнение поручений;

За то, что похвалил учитель.


Как можно поощрить ребенка?

Добрым словом;

Подарком;

Деньгами;

Разрешением запретного для этого возраста.


Из высказываний детей:

«Меня хвалят, если я выполнил домашние поручения».

«Мне дарят подарки, если я сделал доброе дело».

«Мне дарят деньги, если я получил пятерку».

«Мне разрешают долго играть в компьютер, много гулять, если я сделал уроки».


А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

Не следует хвалить за то, что дано от природы;

за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

больше двух раз за одно и то же;

из жалости;

из-за желания понравиться.


Как правильно хвалить ребенка?

Прежде всего, хвалить ребенка - необходимо!


« Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это! »

Главное, что здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его возможности.

психиатр и психотерапевт В. Леви.


Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей младшего школьного возраста»

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрения в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети младшего школьного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.
  • Как можно чаще одобрительней улыбайтесь вашему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушкам.
  • Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
  • Используйте чаще выражение: «Ты прав, мы согласны с тобой» - Это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать их.
  • Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок ими распоряжался разумно.
  • Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Когда вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка младшего школьного возраста»

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  • Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получиться. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути!
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо! Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Несколько советов о поощрениях:

Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки, когда он старательно моет посуду, готовит уроки, с радостью играет с младшим братом.

Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, как их принимать, быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.


Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят .


  • Вывод: надежный способ поощрения – одобрение, похвала.

К сожалению, бывает так:

Если ребенок ведет себя хорошо,

то родители не обращают

на него внимания,

а если плохо – то наказывают.


За что наказываем ребенка?

За плохую учебу;

За невыполненную

За проступки.


Как можно наказать ребенка?

Строго поговорить;

Ударить;

Что-то запретить (мультфильмы, сладкое, гулять, ..);

Поставить в угол (чтобы подумал над своим поведением).



Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.


Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей младшего школьного возраста»

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребенку младшего школьного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям этого возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

  • Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.
  • Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка . Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.
  • Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.
  • Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.
  • Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Чтобы наказание было эффективным, оно должно содержать четкое указание на то: какое поведение является правильным.

С этой целью, оно должно:

  • Осуществляться немедленно после возникновения нежелательного поведения.
  • Осуществляться после каждого возникновения нежелательного поведения.
  • Использоваться вместе с положительным поощрением желательного поведения.

Правила наказания детей.

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

Наказание должно быть соразмерно проступку.

Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме, чтобы у ребенка не было путаницы из-за непоследовательного поведения взрослых.

При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.


Не наказания должен бояться ребенок, не гнева,

а Вашего огорчения.

Постарайтесь пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку, желание исправить её.


Родители, помните!

Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность.

После наказания проступок должен быть «предан забвению».

Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок обещает в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.


  • Вывод: надежный способ наказания–поговорить и убедить, что он не прав.

Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель –

благо ребенка .

И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.


Самый надежный способ воспитания – это убеждение.


Для этого

разговаривайте со своим ребенком, ищите примеры подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его в неправоте. Тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.


ПОМНИТЕ!!!

Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!


Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.