Рисование мандарины и апельсины 2 младшая группа. Конспект занятия в группе раннего возраста

МБДОУ Курагинский детский сад № 7 «Рябинка»

комбинированного вида.

Конспект непосредственной по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему «Мандарины и апельсины» для детей средней группы.

Подготовила: воспитатель средней группы

«Подсолнушки»,

Тема: «Мандарины и апельсины»

(Вторая младшая группа «Подсолнушки»,)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие (лепка)

Цель: научить детей лепить предметы круглой формы и разной величины.

  1. Обучающие. Формировать умение детей лепить предметы круглой формы и разной величины; дать представление об оранжевом цвете предметов, активизируя при этом все анализаторы.
  2. Развивающие. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин кругообразными движениями между ладоней; закрепить умение сравнивать предметы по форме, цвету, размеру.
  3. Воспитывающие. Вызвать радость от творческой работы; активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением апельсинов и мандаринов; рассматривание самих фруктов, с описанием формы и цвета; чтение сказки «Мы делили апельсин».

Методы и приемы: Сюрпризный момент; игра «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь»; рассматривание иллюстраций предметных картинок: мяч, шарик, клубок, яблоко.

Материалы и оборудование: «Волшебный мешочек», апельсин и мандарин, пластилин оранжевого цвета, стеки, досточки для лепки, салфетки.


Структура НОД:

  1. Вводная часть – 3 минуты:

Воспитатель: ребята, сегодня нам на занятие был передан «волшебный мешочек», как вы думаете, что там?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь».

Воспитатель: правильно, там лежит книжка со стихотворением, хотите, я вам ее прочитаю?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

II. Основная часть – 15 минут:

Воспитатель: Ребята, а апельсин и мандарин какие по форме?

Дети: круглые.

Воспитатель: верно. А какие они по размеру?

Дети: апельсин – большой, мандарин – маленький.

Воспитатель: правильно! А какие они по цвету?

Дети: оранжевые.

Воспитатель: молодцы. А что лежит перед вами на столе?

Дети: пластилин, досточки.

Воспитатель: хорошо, а как вы думаете, что мы будем сегодня делать?

Дети: лепить мандарины и апельсины.

Воспитатель: молодцы ребята! Сегодня мы с вами будет лепить мандарины и апельсины. Но для начала я предлагаю разбудить наши пальчики и выполнить пальчиковую гимнастику:

Под аудиозапись песни «Мы делили апельсин» выполняется пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин (сжать пальцы правой руки в кулак)

Много нас (распрямить пальцы)

А он один (сжать пальцы)

Эта долька для ежа (отогнуть мизинец)

Эта долька для чижа (отогнуть безымянный палец)

Эта долька для утят (отогнуть средний палец)

Эта долька для котят (отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра (отогнуть большой палец)

А для волка кожура (расслабить кисть руки)

Он сердитый, вот беда!

Разбегайтесь кто куда (спрятать руки за спину)

Воспитатель напоминает правила работы с пластилином, показывает прием раскатывания пластилина кругообразными движениями между ладоней; после этого дети приступают к лепке.

III. Заключительная часть:

Воспитатель творчески использует традиционные способы оценивания: дает косвенную оценку деятельности детей, хвалит детей, что результат деятельности у каждого получился хороший.

Воспитатель обращает внимание детей на то, сколько много они налепили мандаринов и апельсинов. Подводя итог занятия, воспитатель задает детям вопросы: что они лепили, какого цвета, какой формы, какого размера.

Дети анализируют свою деятельность, делают вывод об усвоенном материале: научились сравнивать предметы по цвету, форме, размеру.

Воспитатель организует демонстрацию успешности детей: выставку продуктивной деятельности детей.

В конце занятия воспитатель предлагает сыграть в игру «Угадай по запаху».

Тема занятия: Знакомство с цитрусовыми: Лимон и апельсин

Программное содержание . Уточнить знания детей о яблоке, груше. Дать знания о лимоне и апельсине: знать названия плодов, их сенсорные характеристики. Развивать сенсорные ощущения ребят, радость от восприятия красивых плодов, их запаха. Сообщить, что фрукты, также как и зеленый лук, зимой очень полезно есть детям для здоровья.

Материал для занятия: кукла Дед, корзина с 2-3 яблоками и грушами, плоды лимона и апельсина, разделочная доска, тарелка, нож.

Ход занятия

(Стук в дверь. Входит Дедушка с корзиной в руках.)

Дедушка. Здравствуйте, дети! Вы мне рады?

Воспитатель. Мы тебе рады. Проходи. А что ты нам принес?

Дедушка. Попробуйте отгадайте: круглое, румяное, ароматное, хрустит на зубах.

Воспитатель . Да ведь это яблоко. Правильно?

Дедушка. Правильно, я принес вам яблоки и груши. Саша, достань яблоко, а ты Маша - грушу.

Сережа, достань яблоко, а Андрюша - грушу. Да, я вижу, что вы хорошо различаете яблоки и груши.

Воспитатель. Дедушка, дети тебе могут про них рассказать, какие они.

Дедушка. Рассказывайте, я с удовольствием послушаю.

Воспитатель . Света, расскажи, яблоко какой формы, какого цвета. Алеша - оно твердое или мягкое, гладкое или шершавое? Саша - какое яблоко на вкус, чем пахнет?

Дедушка . А что вы знаете про грушу, расскажите. (Дети по аналогии рассказывают про грушу.)

Воспитатель. Дедушка, а ведь мы приготовили для тебя подарок. (Воспитатель достает апельсин.) Ты знаешь, что это?

Дедушка. Нет, такой фрукт не растет у меня в саду. Дети, подскажите, что это такое?

Воспитатель. Правильно, это апельсин. Апельсины, Дедушка, в твоем саду не растут. А растут они далеко-далеко, там, где тепло, где подолгу светит солнышко и почти никогда не бывает снега.

Ребята, возьмите каждый по апельсину. Давайте вместе скажем: апельсин.

Какого он цвета? (Оранжевый.)

Какой формы апельсин? (Круглый.) Он круглый, как мячик, покатайте его по столу.

Покажите, какой он круглый. (Дети пальцам показывают форму круга.)

Какой апельсин, твердый или мягкий? Нажмите на него пальцем. (Твердый.)

Погладьте его ладошкой, какой апельсин? (Он гладкий.)

Давайте понюхаем апельсин. Чем пахнет? (Апельсином.)

Что можно про него сказать? Какой он? (Он ароматный, душистый, пахнет апельсином.)

Дети, а это что? (Лимон.)

Дедушка. И лимоны не растут в моем саду.

Воспитатель . Какого цвета лимон? (Желтого.)

Какой формы? (Продолговатый.) Покажите. Нарисуйте лимон в воздухе пальчиком.

Лимон твердый или мягкий? Нажмите на него. (Твердый.) Гладкий ли он?

Да, дети, лимон твердый, шершавый.

Понюхайте лимон, чем он пахнет? (Лимоном.)

Дедушка. Все фрукты в корзинке перепутались. Помогите мне навести порядок, разложить их по тарелкам.

(Дети встают и на каждую тарелку, в которой лежит определенный фрукт, кладут такой же.

Ведущий и Дедушка уточняют их названия.)

Дедушка . Дети, я приглашаю вас в кафе «Фруктовница» и хочу угостить фруктами.

Воспитатель . Дети, возьмите по кусочку лимона. Понюхайте его. Он ароматный и душистый. Чем он пахнет? Попробуйте на вкус, какой он? (Кислый.) Лимон очень полезный, в нем много витаминов. Его надо обязательно есть.

Дети, возьмите теперь апельсиновые дольки. Понюхайте их. Апельсин тоже хорошо пахнет, он душистый, ароматный. Чем пахнет? Попробуйте на вкус, какой он?

Дедушка. Я хочу с вами поиграть в игру «Угадай по вкусу». Вы сейчас закроете глаза, а я вас буду угощать. Каждый должен будет сказать, что он съел.

(Проводится игра «Узнай по вкусу», в ходе которой уточняются вкусовые качества фруктов: яблоко - кисло-сладкое, хрустит на зубах, твердое. Груша - сочная, сладкая, мягкая. Лимон - кислый, сочный, ароматный. Апельсин - вкусный, сладкий, сочный.)

Дедушка . Помните, дети, что фрукты, также как и зеленый лук, зимой надо есть всем, они полезны для здоровья.

Воспитатель. Дедушка, наши дети едят и зеленый лук, и фрукты, в них много витаминов. Все хотят быть сильными, крепкими и здоровыми.

Дедушка. Пришло время отправляться обратно к себе домой. До свидания, ребята.

Воспитатель. До свидания, Дедушка. Счастливого пути!

Цель:

Обучающая: Формировать у детей представления о скрытых в их самих творческих способностей, интерес к себе и своим сверстникам.

Развивающая: Развивать внимание (переключаемость, концентрации, устойчивость), творческое мышление, воображение (типиза­ция, схематизация, пластическое, эмоциональное); расширять кругозор, любознательность; развивать мимику и понтамимику, эмоционально раскрепощать детей; развивать мелкую моторики рук и крупную; развивать изобразительные навыки.

Воспитательная: Способствовать воспитанию личностных качеств: сострадания, эмпатии, взаимопомощи, поддержка, стремление помочь в трудный момент. Помогать детям в самопознании, самопонимании.

Оборудование: апельсин, нож, карточки с изображением круга, цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребята, давайте с вами поздороваемся.

Основная часть.

1. - Садитесь поудобнее за столы.

Ребята, к нам в гости из далекой страны приехал в гости принц. А какой принц и, как его зовут, вы узнаете его по запаху, закройте глазки. (Режется апельсин пополам.)

Кто догадался? Принц Апельсин.

Он к нам приехал в гости со многими своими братьями сестрами, чтоб пригодиться на нашем любимом празднике. Вы уже догадались, что это за праздник? (Новый год.)

Апельсин привез к нам в гости свою любимую игру, и говорит, что вы с ней не справитесь. Игра называется: «Не пропусти растение». Ребята вы внимательно слушаете слова и как, только услышите растение, хлопаете в ладоши. Договорились? Будьте внимательны.

Слова: дорога, тигр, берёза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, апельсин, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, палатка, пальма, киви, банан, кенгуру, хоккей, ель, лес, сосна, дорога, тапочки, одуванчик, осина.

Понравилась вам его игра? Молодцы, я думаю, вы очень хорошо справились с игрой принца Апельсина.

2. - Ребята, а давайте с вами вспомним игру мы как – то в неё играли, она называлась «Зеркало». И принцу Апельсину покажем, как в неё играть в его королевстве очень много зеркал.

Представьте, что вы зверь, но какой не кому не говорите. И вы вошли в магазин зеркал. Один из пары, как вы сидите за столом (называю имена) будет зеркалом, другой (называю имена) будет зверюшкой. Зверюшка смотрится в зеркало и строит разные рожицы, зеркало всё это отражает. (2-3 зверюшки). Теперь меняетесь, вы наоборот будете, зеркалом (называю имена), а вы зверюшками (называю имена).

Апельсину очень понравилась – эта игра, тем более, что у него много разных животных в королевстве, и он часто за ними наблюдает и выучил многие их повадки.

3. - Ребята, Принц Апельсин говорит, что он волшебник. Может превращаться почти в кого угодно. А я ему сказала, что мы знаем в кого он может превратиться. На что похож апельсин?

Ребята, какая геометрическая фигура нарисована? (круг) А давайте нарисуем апельсин. А теперь дорисуйте апельсин, до какого – нибудь предмета. Как – будто он превратился в какую – то вещь или предмет.

У кого, что получилась. (Дети рассказывают о своих рисунках.)

А когда вы рисовали из апельсина предмет, какой - то, что делали? (Придумывали.)

А когда человек придумывает, сочиняет новое, как называется эта способность человека? (Воображение.)

Значит, вы сейчас использовали способность – воображение, благодаря, которой можно придумать много нового и интересного.

Разгадали мы с вами секрет принца Апельсина. А принц Апельсин, даже очень этому рад и будет счастлив с вами дружить.

Заключительная часть

Вам понравилось играть с принцем Апельсином? А, что вам понравилось больше всего?

Что было интересного?

Давайте встанем в круг, возьмёмся за ручки и попрощаемся. Вам понравилось сегодняшнее занятие? И мне тоже. Давайте скажем друг другу спасибо за занятие. У вас хорошее настроение? Давайте поделимся все своим хорошим настроением. Передадим его. Улыбнемся. А принц Апельсин дарит вам апельсины и желает много здоровья.

Текущая страница: 5 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Занятие 30. Лепка «Печенье»

Программное содержание. Закреплять умение детей раскатывать глину круговыми движениями; сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с глиной (пластилином).

Методика проведения занятия. Предложить ребятам слепить печенье для игры с куклами (в «магазин», в «день рождения», в «гости» и т.п.).

Рассмотреть с детьми круглое печенье, уточнить его форму (круглое, плоское). Спросить у ребят: «Как можно слепить печенье?» Если никто не ответит, сказать, что сначала нужно скатать круглый шарик, а затем сдавить его ладошками.

Ребятам, которые будут испытывать затруднения при сплющивании шарика, показать этот прием на отдельном комочке глины или взяв ладошки ребенка в свои и слегка сдавив шарик.

Материалы. Печенье. Глина, доски, палочки для рисования узора на печенье (на каждого ребенка).

Во время игр, прогулок рассматривать с детьми плоские круглые предметы.

Декабрь

Занятие 31. Рисование «Снежные комочки, большие и маленькие»

(Вариант «Пушистая игрушка»)

Программное содержание. Закреплять умение детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильным приемам закрашивания красками (не выходя за контур, проводить линии кистью сверху вниз или слева направо). Учить повторять изображение, заполняя свободное пространство листа.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, как на прогулке они лепили комочки из снега, уточнить их форму.

Предложить им вспомнить и рукой в воздухе, а затем рукой с кистью сделать кругообразное движение.

Показать на доске прием закрашивания. Вызвать у детей желание рисовать.

Примечание. Это занятие может быть проведено как коллективное. В этом случае дети рисуют (по подгруппам) на большом листе бумаги.

Материалы. Листы цветной бумаги формата А4 или немного больше (в зависимости от размера кистей), белая гуашь, банки с водой, кисти, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей со снегом во время прогулки. Рассматривание иллюстраций, пушистых игрушек.

Занятие 32. Лепка «Лепешки, большие и маленькие»

Программное содержание. Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины; раскатывать комочки глины круговыми движениями. Закреплять умение сплющивать шар, сдавливая его ладонями.

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить и показать в воздухе приемы лепки лепешки, побуждать их называть производимые действия: «Отломил кусочек глины, положил его на ладошку, раскатал обеими ладошками шарик и сжал его ладошками – получилась лепешка».

Если дети не смогут назвать последовательность действий, включиться и назвать действия, активизируя ребят и спрашивая у них: «А что делать дальше?» Сопровождающие процесс изображения слова помогут детям осознать и запомнить, что и как нужно делать.

Предложить детям лепить лепешки, большие и маленькие. Попросить назвать, что еще они лепили похожее на лепешки.

Когда лепешки будут вылеплены, похвалить ребят за то, что они лепили старательно; предложить угостить лепешками кукол.

Материалы. Глина, доски, палочки для украшения вылепленных лепешек (на каждого ребенка).

Занятие 33. Лепка «Погремушка»

Программное содержание. Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми 2–3 погремушки, уточнить их форму и строение, предложить «нарисовать» погремушки в воздухе пальчиками одной, затем другой руки.

Спросить детей о приемах лепки. Предложить им показать в воздухе руками, как они будут раскатывать глину для частей погремушки. Сказать, что каждый ребенок может слепить ту погремушку, какую захочет.

В процессе работы следить за использованием правильных приемов лепки. Ребятам, быстро справившимся с работой, дать дополнительные комочки глины, чтобы они слепили еще по одной игрушке.

Все вылепленные погремушки рассмотреть вместе с детьми, отметить разнообразие игрушек; активизировать ребят на высказывания о форме и строении погремушек.

Материалы. 2–3 погремушки разной конструкции. Пластилин разных цветов или глина, доски (на каждого ребенка)

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры в игровом уголке, рассматривание погремушек, уточнение их формы.

Занятие 34. Рисование «Деревья на нашем участке»

Программное содержание. Учить детей создавать в рисовании образ дерева; рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображения по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Продолжать учить рисовать красками. Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми особенности строения деревьев. Можно предложить им подойти к окну и еще раз посмотреть на деревья, которые растут на участке детского сада, на улице.

Предложить детям всем вместе показать движением рук, как расположены ствол и ветви дерева. Вызвать несколько ребят к доске для показа приемов изображения.

По окончании работы рассмотреть с детьми все рисунки. Отметить, как много разных деревьев они нарисовали – целый лес получился.

Примечание. Это занятие может быть проведено как коллективное. Для коллективной композиции следует подготовить большой лист бумаги, разместив его на отдельном столе, к которому будут подходить и рисовать по 2–3 ребенка. Остальные дети в это время рисуют на своих листочках. Коллективная композиция может дополниться подходящими по теме изображениями в свободное время. (Эту деятельность организует воспитатель, оговаривая с детьми, что может еще быть в лесу (кусты, лежащие на снегу отломившиеся ветки деревьев и др.).) Поощрять активность и творчество детей, придумавших что-то свое. По окончании работы рассмотреть общую картину, отметить красивые деревья; предложить повесить картину в группе, чтобы полюбоваться ею, показать родителям.

«Дерево зимой»

Костя И., 2-я младшая группа


Материалы. Белая бумага размером 1/2 альбомного листа (или большой лист для коллективной композиции), краски гуашь, банки с водой, кисти, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке; рассматривание разных деревьев, включая движение рук, обрисовывающее ветки и ствол. Обращать внимание детей на цвет стволов и ветвей деревьев.

Занятие 35. Аппликация «Пирамидка»

Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ игрушки; изображать предмет, состоящий из нескольких частей; располагать детали в порядке уменьшающейся величины. Закреплять знание цветов. Развивать восприятие цвета.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми пирамидку, уточнить форму, величину ее частей.

Вместе с ребятами определить последовательность наклеивания. В процессе работы направлять их действия, задавая вопросы о порядке наклеивания. Обращать внимание детей на необходимость использования правильных приемов наклеивания.

Все получившиеся пирамидки рассмотреть, предложить детям назвать их цвета. Выделить самые красивые работы.

Материалы. Пирамидка (желательно, состоящая из шаров или колец одного цвета). Альбомные листы, бумажные кружки (разных цветов на разные столы), клей, кисти для клея, салфетки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей с предметами и игрушками круглой формы разной величины; разбирание и собирание пирамидок и других игрушек, состоящих из деталей круглой формы (гусеница).

Занятие 36. Рисование «Елочка»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисовании образ елочки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, горизонтальных или наклонных). Продолжать учить пользоваться красками и кистью (промывать кисть в воде и промокать ее о тряпочку (салфетку), прежде чем набрать краску другого цвета).

«Елки»

Ира Ф., 2-я младшая группа


Методика проведения занятия. Напомнить детям о новогоднем празднике. Рассмотреть с ними новогоднюю елку, включив показ ее формы движением руки в воздухе. Вызвать к доске для рисования елки 2–3 ребят (тех, кто хорошо овладел способами рисования).

Ребятам, которые быстро справятся с работой, можно дать еще один лист бумаги. Если ребенок разместит на одном листе несколько елочек, его следует похвалить за самостоятельность, творчество; подчеркнуть разнообразие созданных изображений.

В конце занятия все рисунки выставить на доске, порадоваться тому, что получилось много разных елочек (маленькая, высокая, стройная, пушистая и т.п.). Это занятие можно провести как коллективное.

Материалы. Бумага размером 1/2 альбомного листа, гуашь темно-зеленого цвета, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание елки (ели) на участке детского сада, елки в групповой комнате; сравнение елки с другими деревьями. Чтение стихотворений о новогоднем празднике. Рассматривание иллюстраций в детских книгах, выделение основных частей и особенностей елей.

Занятие 37. Лепка «Башенка» («Пирамидка из дисков, колец»)

Программное содержание. Продолжать учить детей раскатывать комочки глины между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями; составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умение лепить аккуратно.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми башенку, уточнить, из каких частей она состоит. Предложить всем ребятам показать в воздухе, как они раскатывают глину круговыми движениями ладонями.

Учить детей добиваться передачи различия колечек в величине; отщипывать лишнюю глину от комочка, если он окажется более крупным, чем нужно.

Все вылепленные изделия рассмотреть, порадоваться вместе с детьми тому, как много получилось красивых башенок, состоящих из колечек разной величины.

Материалы. Башенка, состоящая из 4–5 колец одного цвета. Глина, доски (на каждого ребенка)

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры с башенками «Кто скорее соберет?», «Собери такую же». Упражнение детей в сравнении предметов разной величины в процессе игр.

Занятие 38. Рисование «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров»

(Вариант «Красивая игрушка» – рисование по замыслу)

Программное содержание. Познакомить с народными дымковскими игрушками. Вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки. Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет.

Методика проведения занятия. Посадить детей вокруг столика, на котором выставлены дымковские игрушки. Предложить рассмотреть их; рассказать что эти нарядные, яркие игрушки сделаны из глины, покрыты белой краской, а затем расписаны яркими узорами.

Предложить детям выделить и назвать узоры, дать возможность провести по линиям узора пальчиком и назвать его части. Если ребята затрудняются с ответом, спросить у них (повторив движение пальцем по контурам элементов узора), как называется эта форма (колечко, полоска, пятнышко), какого она цвета.

Предложить детям подойти к поставленным в длинный ряд столам и нарисовать узоры, кто какие захочет.

По окончании работы предложить ребятам рассмотреть все рисунки, сказать какие узоры они нарисовали, назвать их цвет и форму.

Материалы. 3–4 дымковские игрушки, украшенные простыми узорами. Альбомные листы, краски гуашь (2–3 цветов, по одной на двух стоящих рядом детей), кисти, вода, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. При рассматривании оформления групповой комнаты обратить внимание детей на дымковские игрушки, полюбоваться ими, отметить их яркость, нарядность, красоту; предложить назвать переданные в них объекты, выделить украшения (линии, пятнышки, точки; их цвет).

Занятие 39. Лепка по замыслу

Программное содержание. Развивать умение самостоятельно обдумывать содержание лепки. Упражнять в разнообразных приемах лепки.

Методика проведения занятия. Предложить детям назвать красивые игрушки и предметы окружающие их, увиденные на прогулке. Если какие-то названные предметы находятся в группе, рассмотреть их с детьми.

Предложить ребятам слепить, кто что захочет. Напомнить о правильных приемах лепки. Поощрять самостоятельность, настойчивость.

Все вылепленные детьми предметы собрать на общей доске.

Похвалить ребят за старание и рассказать им сказку, придуманную воспитателем, включая в действие вылепленные предметы.

Материалы. Глина (пластилин, пластическая масса), доски (на каждого ребенка).

Занятие 40. Аппликация «Наклей какую хочешь игрушку»

Программное содержание. Развивать воображение, творчество детей. Закреплять знания о форме и величине. Упражнять в правильных приемах составления изображений из частей, наклеивания.

Методика проведения занятия. Предложить детям назвать игрушки круглой формы или состоящие из круглых частей.

Сказать, что каждый ребенок должен подумать, что он хотел бы наклеить, а затем составить изображение на листе. Проверить правильность выполнения задания и разрешить детям приступить к наклеиванию. Поощрять наклеивание нескольких предметов.

«Чебурашка»

Аня Б., 2-я младшая группа


Все готовые работы выставить на доске или разложить на столе, рассмотреть их вместе с детьми, предложить назвать изображенные игрушки.

Похвалить ребят и порадоваться вместе с ними ярким, красивым картинкам. Попросить детей назвать форму и цвет изображенных игрушек.

Материалы. 3–4 игрушки круглой формы или состоящие из круглых частей (погремушки, шарики, пирамидки и др.). Разноцветные бумажные кружки разной величины, альбомные листы, клей, кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры с игрушками; уточнение формы, строения, цвета игрушек.

Занятие 41. Рисование «Новогодняя елка с огоньками и шариками»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ нарядной елочки; рисовать елочку крупно, во весь лист; украшать ее, используя приемы примакивания, рисования круглых форм и линий. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Познакомить с розовым и голубым цветами. Вызывать чувство радости от красивых рисунков.

Методика проведения занятия. Перед началом занятия рассмотреть с детьми нарядные елочки в группе, в зале. Подчеркнуть, что елка в зале очень высокая – от пола до потолка. Обратить внимание ребят на елочные украшения, которые они могут нарисовать (шарики, бусы, нити дождя, флажки и др.), их форму и цвет.

Предложить вызванным к доске ребятам показать на вырезанной из бумаги елке, чем ее можно украсить (огоньки, шарики, серебряные нити, бусы) и какими приемами это можно сделать. (Прием примакивания показывает воспитатель.)

«Красивые шары и нарядная елка»

Юля П., 2-я младшая группа


В конце занятия полюбоваться с детьми яркими рисунками, назвать использованные цвета (розовый, голубой).

Материалы. Альбомные листы; краски гуашь зеленая, желтая, розовая, голубая, белая; кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Участие в новогоднем празднике, рассматривание елки и елочных украшений. Игры с игрушками, дидактические игры на закрепление знаний о форме и цвете предметов. Предложить детям рассказать, какие елки у них дома, чем они украшены.

Занятие 42. Рисование «Украсим рукавичку-домик»

(Интегрированное занятие по мотивам театрализованного действия)

Программное содержание. Учить детей рисовать по мотивам сказки «Рукавичка», создавать сказочный образ. Развивать воображение, творчество. Формировать умение украшать предмет. Закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов; чисто промывать кисть и осушать ее о салфеточку, прежде чем взять другую краску.

Методика проведения занятия. После просмотра спектакля «Рукавичка» предложить детям украсить рукавичку, чтобы у зверушек был новый, красивый домик.

Спросить у ребят, как можно украсить рукавичку с помощью кисточки и красок.

Предложить детям назвать цвета красок, которые стоят перед ними на столах. Спросить, как нужно правильно держать кисточку, набирать на нее краску, промывать кисть. В процессе занятия напоминать приемы рисования, способы украшения.

Вместе с детьми рассмотреть готовые рисунки, порадоваться разнообразию украшений. Можно, взяв в руки зверушек, показать им новые домики-рукавички и спросить: «Нравятся ли вам домики, которые нарисовали для вас ребята?», похвалить всех детей.

Материалы. Вырезанные из бумаги педагогом рукавички, краски гуашь 4–5 цветов, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривать с детьми украшения одежды, дымковские игрушки. Чтение белорусской народной сказки «Рукавичка» (Книга для чтения в детском саду и дома. 2–4 года. Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. – М.: Оникс, 2005).

Занятие 43. Лепка «Мандарины и апельсины»

Программное содержание. Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая глину кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми мандарины и апельсины (можно взять и другие фрукты или предметы разной величины), определить их форму и величину. Уточнить количество глины, необходимое для лепки больших и маленьких предметов.

Предложить детям показать жестом в воздухе прием раскатывания глины.

Ребятам, которые закончат работу раньше других, можно дать дополнительный комочек глины. Добиваться, чтобы дети более отчетливо передавали различие между предметами по величине. Порадоваться всем вместе созданным изображениям.

Материалы. Мандарины и апельсины (или другие предметы круглой формы разной величины). Глина, доски (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. В повседневной жизни и в процессе игр обогащать представления детей о предметах круглой формы разной величины, разного назначения (игрушки, овощи, фрукты).

Занятие 44. Рисование «Украсим дымковскую уточку»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми 2–3 дымковские игрушки. Спросить, как украшены игрушки, предложить назвать элементы украшения (полоски, пятнышки-примакивание, точки). Предложить желающим ребятам показать на листе бумаги, приколотом к доске, как они будут украшать своих уточек.

Затем предложить детям расписать узором белых уточек. Уточнить правильные приемы работы красками. Всех расписанных уточек разложить на столе, полюбоваться ими с детьми. Отметить, что все уточки получились яркие, нарядные, красивые.

Материалы. 2–3 дымковские игрушки. Вырезанные педагогом из белой бумаги уточки (длина силуэта уточки 10–12 см), краски гуашь 2 цветов (разные сочетания красок на каждом столе), кисти, салфетки, банки с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. В свободное время рассматривать с детьми дымковские игрушки, их яркую нарядную роспись.

Занятие 45. Аппликация «Красивая салфеточка»

Программное содержание. Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны маленькие кружки другого цвета. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что сегодня они будут украшать салфеточку. Напомнить, что они уже рассматривали разные украшенные предметы. Рассмотреть с детьми два образца салфеток, спросить, как они украшены. Напомнить, что сначала надо разложить на листе бумаги кружки. Уточнить порядок расположения фигур и предложить аккуратно наклеить их.

Все готовые работы выставить на доске, отметить наиболее красивые по композиции, сочетанию цветов салфетки. Побуждать детей к высказываниям (называть фигуры, их цвет; рассказывать, как расположены украшения).

«Котик и игрушки: мишка, шарик, мячик»

Лена Т., 2-я младшая группа


Материалы. Два образца салфеток, разные по цветовому решению. Белая бумага размером 15х15 см, бумажные кружки разной величины (диаметр 3 см и 2 см), хорошо сочетающиеся по цвету (по 2 цвета на стол, разные сочетания на разные столы), кисти, клей, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание предметов, украшенных простыми декоративными узорами, дымковских игрушек, салфеток и т. д.

Люция Ахметзянова
Конспект занятия по лепке «Мы делили апельсин»

Вашему вниманию предлагается занятие по художественно-изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в нетрадиционной технике-пластилинографии. Принцип техники заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной плоскости. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью. Конспект составлен с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей дошкольников. Дети учатся и растут играя,игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития,поэтому следует отдавать предпочтение игровому построению занятия .

Конспект занятия по лепке «Мы делили апельсин »

Цели :

1. Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов.

2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать нужные части.

3. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.

Материал для занятия :

Плоский картон с силуэтом вазы (размер А4)

Пластилин желтого и оранжевого цветов

Салфетка для рук

Доска для лепки

Коробка-посылка с фруктами (апельсин , банан) и письмом

Муляжи или натур. фрукты : яблоко, слива, груша.

Ход занятия:

Педагог показывает детям посылку, которую принес в детский сад почтальон.

Педагог : Дети, в посылке письмо, сейчас мы узнаем, кто нам его прислал.

«Здравствуйте, мои маленькие друзья!

Пишет вам далекого острова Чунга-Чанга мартышка Микки. Однажды к нам прилетала ласточка и рассказала о том, что с ранней весны до поздней осени жила под крышей детского сада под названием «Золотое зернышко» . Жила она там и смотрела за тем, как играли дети, как гуляли, занимались и пели песни. Ласточка рассказала, какие вы добрые и хорошие дети и я решила, что вы заслуживаете подарки. Я посылаю вам фрукты, которые растут у вас на острове. Попробуйте отгадать, что это за фрукты?

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей - дольки,

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим.

Дети : Апельсин .

Педагог достает из посылки апельсин .

Педагог : Вот он, какой красивый, круглый, душистый, ярко-оранжевый, похож на солнышко. А теперь послушайте другую загадку про другой фрукт, который лежит в посылке :

Желтый- желтый,

Длинный, гладкий,

А очистишь-

Сладкий- сладкий.

Он нам жарким югом дан,

И зовут его…

Дети : Банан.

Педагог достает из посылки пучок бананов.

Педагог : Банан тут не один их много. Давайте мы их положим в вазочку.

Высокая ваза стоит на столе,

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан-

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин , мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим. (Т. Шорыгина)

Педагог : Ребята, на острове, где живет мартышка Микки, растут не только разные фрукты, там есть удивительные растения, похожие на длинные и прочные ветки. Они называются лианами. Мартышки любят на них висеть, перепрыгивать с лианы на лиану и качаться на них, как на качелях.

Физминутка : «Обезьянки»

Лучшие качели - гибки лианы. Дети слегка пружинят, согнув

Ноги в коленях, с раскачиванием рук.

Это с колыбели знают обезьяны. Когда говорят «да-да-да» , хлопают,

Кто весь век качается, Выполняя прыжки на месте.

Тот не огорчается

Педагог : Дети, если мы с вами съедим фрукты, у нас ничего не останется на память от Микки. А если мы их не съедим, они испортятся. Что же нам делать? А давайте мы их сохраним в пластилине.

(Перед началом работы нужно рассмотреть фрукты, их форму, цвет и т. д)

1. Из кусочка пластилина оранжевого цвета скатать шарик, положить его на нарисованный силуэт вазы и немного сплющить, чтобы получилась слегка выпуклая лепешка.

2. Взять стек с острым концом и потыкать кожуру апельсина , чтобы придать ей неровный вид.

3. Из желтого цвета скатать 2-3 колбаски, каждую слегка сплющить с обоих сторон, заострить, изогнуть.

4. Готовые бананы уложить пучком рядом с апельсином .

Физминутка «Мы делили апельсин »

Педагог : (хвалит детей) Теперь мы можем смело съесть мартышкин подарок. А ей в подарок мы давайте-ка пошлем фрукты, которые растут у нас : яблоки, груши, сливы.

В посылку укладываются заранее приготовленные фрукты. Дети, вымыв руки, едят фрукты (апельсины , поделенные на дольки и бананы) После этого дети танцуют под песню «Чунга-чанга»