Результаты методики оро столин. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения представляет собой

психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление роди-

тельского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью

по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных

чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуе-

мых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и

личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмо-

циональное отношение к ребенку. Полюс «принятие»: родителю нравится

ребенок таким, какой он есть; он уважает индивидуальность ребенка, сим-

патизирует ему; родитель стремится проводить много времени вместе с

ребенком, одобряет его интересы и планы. Полюс «отвержение»: роди-

тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудач-

ливым, с низкими способностями или дурными наклонностями; по боль-

шей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение,

обиду; он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» – социально-желательный образ родительского от-

ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему; родитель высоко

оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордится

им; он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть

с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку

зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в обще-

нии с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что

родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержа-

ние: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовле-

творить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей

жизни; родитель постоянно испытывает тревогу за ребенка, который ка-

жется ему маленьким и беззащитным, тревога повышается, когда ребенок

начинает автономизироваться от родителей.

контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в роди-

тельском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Содержание:

родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины; он

старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его

точку зрения; за проявления своеволия ребенка сурово наказывают; родитель

пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует соци-

ального успеха; при всем этом родитель хорошо знает ребенка, его индиви-

дуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и по-

нимания ребенка родителем. При высоких баллах по этой шкале в роди-

тельском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка,

приписать ему личную и социальную несостоятельность. Содержание: ро-

дитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом;

интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детски-

ми, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспеш-

ным, открытым для дурных влияний; родитель не доверяет своему ребен-

ку, поэтому старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго кон-

тролировать его действия.

Процедура проведения тестирования

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник

содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы.

Такие же номера есть в «Бланке для ответов» Читайте по очереди утвер-

ждения опросника. Если вы согласны с утверждением, то на «Бланке для

ответов» поставьте знак «+» рядом с номером утверждения. Если не со-

гласны – знак «–». В опроснике нет «правильных» или «неправильных»

утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете».

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,

если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему

большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ниче-

го не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное «как губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядоч-

ный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ре-

бенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее

и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспо-

минаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он, по-своему, прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все ос-

тальное – приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю увлечения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сдела-

ет, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его

родителям.

При совпадении выбранного утверждения с «ключом» за каждый

пункт начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику:

I. Принятие-отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39,

40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60. В вопросах 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53,

56 начисляется 1 балл за ответ «нет».

II. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33,

III. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретиру-

ется как:

I – отвержение;

II – социальная желательность;

III – симбиоз;

IV – гиперсоциализация;

V – инфантилизация (инвалидизация).

2.2. Опросник родительских установок PARI

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей

(прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной ро-

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сто-

рон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков

описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-

детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 –

оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дис-

танция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке.

Рассмотрим шкалы опросника.

I. Отношение к семейным ролям.

Данная шкала описывается с помощью 8 параметров (их номера по

опросному листу: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

− ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами ис-

ключительно о семье (3);

− ощущение самопожертвования в роли матери (5);

− неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

− «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

− доминирование матери (19);

− зависимость и несамостоятельность матери (23).

II. Отношение родителей к ребенку.

Данная шкала представляет собой совокупность трех блоков, каждый

из которых представлен набором ряда параметров.

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 параметров,

их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

− побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

− партнерские отношения (14);

− развитие активности ребенка (15);

− уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из

3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

− раздражительность, вспыльчивость (8);

− суровость, излишняя строгость (9);

− уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками,

их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

− чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

− преодоление сопротивления, подавление воли (4);

− создание безопасности, опасение обидеть (6);

− исключение внесемейных влияний (10);

− подавление агрессивности (12);

− подавление сексуальности (18);

− чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

− стремление ускорить развитие ребенка (20).

Процедура проведения обследования

Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что

родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и не-

правильных. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы

могут показаться Вам одинаковыми. Вопросы сходные, но не одинаковые.

Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие разли-

чия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребу-

ется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро,

стараясь дать правильный ответ, который первым придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы «А», «а», «б», «Б», их

нужно выбрать в зависимости от своего убеждения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью согласны».

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться

со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудно-

стей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их

бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них

очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мы-

тья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразуме-

ний, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспи-

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его

родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей не-

легко освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему

нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это

делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справля-

лись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы

менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были

бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологиче-

скими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы вос-

питания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и

о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований,

которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный ха-

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что

им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям

вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитатель-

ные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).

37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать,

что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны

знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семей-

ной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению про-

блем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.

44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то

многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с ухо-

дом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно выска-

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на

их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя ви-

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, ко-

торые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хоро-

шими и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела

быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их ро-

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.

58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем

по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспи-

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала

к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это,

пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексу-

альным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено

вести хозяйство.

66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания

детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помога-

ют им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся раз-

решать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения на-

ходился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в

трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом явля-

ется дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд,

вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие пору-

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить пу-

тем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит

на самом деле.

78. Воспитание детей – тяжелая, нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это

может привести к серьезным проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного

времени для любимых занятий.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и

будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексу-

альные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя

89. Так как ребенок – часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче

принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справ-

ляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для от-

дыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он до-

верит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял

охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружест-

ве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень тре-

бовательны.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих роди-

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы

иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привиле-

гий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими про-

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуаль-

ных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вы-

нуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои

проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылоч-

ки (приучить самостоятельно питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по

отношению к детям.

Порядок и последовательность обработки данных

Вся методика состоит из 23 параметров (115 суждений). Каждый па-

раметр измеряется с помощью 5 суждений. Испытуемый может выбрать

один из четырех ответов и получить от 1 до 4 баллов. Максимальная вы-

раженность параметра – 20 баллов, минимальная – 5 баллов. Тогда 17, 18,

19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. В первую оче-

редь анализируют высокие и низкие оценки.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф. И. О_____________________________________________________________________

Возраст________________Пол ______________Дата ______________________________

№ п/п АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

10 33 56 79 102

11 34 57 80 103

12 35 58 81 104

13 36 59 82 105

14 37 60 83 106

15 38 61 84 107

16 39 62 85 108

17 40 63 86 109

18 41 64 87 110

19 42 65 88 111

20 43 66 89 112

21 44 67 90 113

22 45 68 91 114

23 46 69 92 115

Ключ к опроснику

Параметр и его № От- № От- № От- № От- № От-

значение вопр. вет вопр. вет вопр. вет вопр. вет вопр. вет

1 – вербализация 1 24 47 70 93

2 – чрезмерная 2 25 48 71 94

3 – зависимость от 26 49 72 95

4 – подавление во- 4 27 50 73 96

5 – ощущение са- 5 28 51 74 97

мопожертвования

6 – опасение оби- 6 29 52 75 98

7 – семейные кон- 7 30 53 76 99

8 – раздражитель- 8 31 54 77 100

9 – излишняя 9 32 55 78 101

скромность

10 – исключение 10 33 56 79 102

тет родителей

12 – подавление 12 35 58 81 104

агрессивности

13 – неудовлетво- 13 36 59 82 105

ренность ролью

14 – партнерские 14 37 60 83 106

отношения

15 – развитие ак- 15 38 61 84 107

тивности ребенка

16 – уклонение от 16 39 62 85 108

конфликта

17 – безучастность 17 40 63 86 109

18 – подавление 18 41 64 87 110

сексуальности

19 – доминирова- 19 42 65 88 111

ние матери

20 – чрезвычайное 20 43 66 89 112

вмешательство в

мир ребенка

21 – уравнение от- 21 44 67 90 113

22 – стремление 22 45 68 91 114

ускорить развитие

23 – несамостоя- 23 46 69 92 115

тельность матери

Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся в психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей в общении с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан А.Я.Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. [Варга А.Я., СтолинВ.В., 1988].

Опросник состоит из пяти шкал.

I. Принятие/отвержение - шкала отражает интегральное эмо¬циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: роди¬тель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособ¬ленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.

III. Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

IV. Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

V. Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах:

  • принятие-отвержение,
  • социальная желательность поведения ребенка,
  • симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком),
  • авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО:

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я уважаю своего ребенка.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку "липнет" все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

Отвержение,

Кооперация,

Симбиоз,

Контроль,

Инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Бланк ответов

Вопросы теста

Я всегда сочувствую своему ребенку

Я уважаю своего ребенка.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка"

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом

Я принимаю участие в своем ребенке

К моему ребенку "липнет" все дурное

Мой ребенок не добьется успеха в жизни

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось

Я жалею своего ребенка

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться

Я всегда считаюсь с ребенком

Я испытываю к ребенку дружеские чувства

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее

Я разделяю увлечения своего ребенка

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно

Я понимаю огорчения своего ребенка

Мой ребенок часто раздражает меня

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер

Я не доверяю своему ребенку

За строгое воспитание дети благодарят потом

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств

Я разделяю интересы своего ребенка

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка

Нередко я восхищаюсь своим ребенком

Ребенок не должен иметь секретов от родителей

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

НАЗНАЧЕНИЕ
Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Инструкция .
Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно», если же не согласны, то напишите «не верно».

Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисци пл и на в детстве разви вает сил ьный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение ». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация » - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз » - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация » - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник » - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Ключи к опроснику
1. Принятие-отвержение: 3,4,8,10,12, 14,15, 16, 18,20,24, 26,27, 29, 37, 38, 39,40,42,43,44,45,46,47,49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1,5, 7, 28, 32,41,58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

  • отвержение,
  • социальная желательность,
  • симбиоз,
  • гиперсоциализация,
  • инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160.

  • Значение итоговой оценки, соответствующей разным уровням сформиро­ванности компонентов учебной работы детей 6, 7, 8 лет
  • Форма индивидуального листа
  • Глава 3 особенности психологической работы с детьми младшего школьного возраста
  • 3. 1. Использование графических приемов в работе практических психологов
  • 3. 2. Оценка внимания младшего школьника
  • 3. 2. 1. Оценка устойчивости внимания
  • Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкаль­ные оценки
  • 3. 2, 2. Оценка объема динамического внимания
  • Протокол исследования оценки объема внимания
  • 3. 2. 3. Оценка переключения внимания
  • Протокол исследования оценки переключения внимания
  • Балльная оценка переключения внимания
  • Балльная оценка ошибок переключения внимания
  • 3. 3. Оценка кратковременной памяти
  • Шкальные оценки объема кратковременной памяти
  • 3. 4. Оценка мышления младшего школьника
  • 3. 4. 1. Оценка вербально-логического мышления
  • Протокол исследования
  • Поправка на время выполнения задания
  • Шкальные оценки показателей мышления
  • 3. 4. 2. Оценка образного мышления
  • 3. 5. Исследование личностных особенностей младшего школьника
  • 3) Стеновые нормы: мальчики 11-12 лет (в 141)
  • 3. 6. Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
  • 3. 7. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей школьника
  • 7. Беседа с классным руководителем
  • 2 Беседа со школьником
  • 3. Беседа о школьнике с учителями
  • 6. Беседа со старостой класса о школьнике
  • Глава 4 работа психолога с подростками
  • 4. 1. Исследование познавательной сферы подростка
  • 4. 1. 1. Оценка внимания (по методике Мюнстенберга)
  • 4. 1. 2. Диагностика уровня интеллекта
  • Время на проведение субтестов
  • 4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков
  • 4. 3. Выявление типа темперамента
  • 4. 4. Определение акцентуаций характера у подростков
  • 4. 4. 1. Патохарактерологический диагностический опросник (пдо)
  • Текст пдо и усовершенствованный код шкалы объективной оценки
  • Опросный лист основного исследования №
  • 4. 4. 2. Выявление акцентуаций у подростка с помощью теста-опросника Шмишека
  • 4. 5. Диагностика состояния агрессии у подростков
  • 4. 6. Построение личностного профиля (16-факторный опросник)
  • Глава 5 система работы психолога с лицами юношеского возраста
  • 5. 1. Оценка личностных особенностей
  • 5. 1. 1. Методика «Несуществующее животное»
  • 5. 1. 2. Методика «Автопортрет»
  • Обработка теста «Автопортрет»
  • Соотношение выделяемых признаков изображения в тесте «Автопортрет» (из 500 человек в %).
  • Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (из 500 человек, в %)
  • 5. 2. Приемы определения акцентуации у старшеклассников Методика аутоидентификации акцентуаций характера э. Г. Эйдемиллера
  • 5. 3. Выявление мотивов поведения у старших школьников
  • 5. 3. 1. Измерение мотивации достижения
  • 5. 3. 2. Измерение мотивации аффиляции
  • 5. 3. 3. Исследование мотивационной сферы с помощью теста юмористических фраз
  • 5. 4. Определение локализации контроля
  • 5. 5. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения
  • 5. 5. 1. Характеристика типа нервной деятельности
  • Оценка психического состояния
  • 5. 5. 3. Измерение степени выраженности астенического состояния.
  • 5. 5. 4. Измерение степени выраженности сниженного настроения - субдепрессии.
  • 5. 5. 5. Определение уровня тревожности
  • 5. 6. Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
  • Раздел второй работа со взрослыми
  • Глава 1 работа психолрга с педагогом
  • 1. 1. Оценка профессиональной деятельности педагога
  • 1. 2. Выявление типологических особенностей личности общепсихологическая типология личности (по юнгу)
  • 1. 3. Оценка профессиональной направленности личности учителя
  • 1. 4. Оценка агрессивности педагога (а. Ассингер)
  • 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.
  • 1. 5. Способность педагога к эмпатии
  • 1. 6. Оценка уровня общительности учителя
  • 1. 7. Оценка способов реагирования в конфликте
  • 1. 8. Шкала самооценки мотивации одобрения
  • 1. 9. Изучение личности с помощью психогеометрического теста
  • Система индивидуально-психологических различий, выявленных ори выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометри­ческих фигур
  • 1. 10. Барьеры педагогической деятельности
  • 1. 11. Способность педагога к хозяйственной деятельности
  • 1. 12. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
  • Глава 2 школьный психолог и родители учащихся
  • 2. 1. Работа психолога с родителями дошкольника
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)
  • 2. 3. Методика измерения родительских установок и реакций
  • Шкалы, составляющие фактор 2
  • Шкалы, составляющие фактор 3
  • 2. 4. Тест «дом-дерево-человек»
  • 2. 5. Определение психологической атмосферы в семье
  • Раздел третий коррекционные приемы и упражнения
  • Часть I
  • 1. 1. Основные принципы и направления работы
  • 1. 2. Нарушения личностного развития в детском возрасте
  • 1. 3. Замкнутость и ее коррекция
  • 1. 3. 1. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
  • 1. 3. 2. Работа с родителями замкнутого ребенка
  • 1. 4. Страхи
  • 1. 4. 1. Методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений
  • 1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка
  • 2. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре
  • 6. Эмоциональный конфликт
  • 7. Деятельностная терапия
  • 1. 4. 2. Страхи, связанные с нарушением личностных отношений
  • 1. 5. Агрессивность
  • 1. 5. 1. Работа с родителями агрессивного ребенка
  • 1. 5. 2. Коррекционная работа с агрессивным ребенком
  • 1. 6. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста
  • Часть 11 коррекция нарушений в школьном возрасте
  • Глава 1 приемы развития внимания
  • Глава 3 приемы развития мыслительной деятельности
  • IV. Изменение привычных связей преобразования действий:
  • Глава 4
  • Глава 5 приемы развития воображения
  • Упражнение 9. Задачи на развитие воображения
  • Глава 6 коррекция тревожности и застенчивости
  • Глава 7 методы регуляции психического состояния
  • 7. 1. Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья
  • 7. 2. Аутогенная тренировка
  • 7. 3. Саморегуляция психических состояний учителя с помощью нейролингвистического программирования
  • 7. 4. Использование музыкальных средств в целях реабилитации школьников
  • 7. 5. Использование цвета в работе психолога
  • Литература
  • Рогов Евгений Иванович Настольная книга практического психолога в образовании
  • 117571 Москва, просп. Вернадского, 88. Московский педагогический государственный университет комн. 452, тел /факс 437 99 98, тел 437-34-53
  • 2. 2. Тест-опросник родительского отношения (а. Я. Варга, в. В. Столин)

    Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на вы­явление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения сними.

    Родительское отношение понимается как система разнообраз­ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и пони­мания характера и личности ребенка, его поступков. _

    Материалом для построения опросника послужили данные оп­роса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93

    семей, обратившихся за психологической помощью в Консультатив­ный центр психологической помощи семье при факультете психо­логии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной» то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в воп­росах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополуч­ных; и экспериментальной - родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей - в нее вошла подгруппа лиц, ре­ально обратившихся за психологической помощью. Все родители - жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

    Структура опросчика

    Опросник состоит из 5 шкал.

    1. «Принятие-отверженце». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспри­нимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

    2. «Кооперация» - социально желательный образ родительско­го отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: роди­тель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает ин­теллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чув­ство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребен­ку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

    3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - роди­тель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетво­рить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ре­бенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предостав­ляет ребенку самостоятельности никогда.

    4. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и на­правление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безого­ворочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ре­бенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при­стально следит за социальными достижениями ребенка, его инди­видуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

    5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стрем­ления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и соци­альную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребе­нок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старает­ся оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

    В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической по­мощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам; симпатия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, кооперация, домини­рование, потакание, автономия. В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения эк­спертов о шкальной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на ко­торое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты фак­торизации с «Варимакс» вращением.

    В результате факторизации данных общей выборки испытуе­мых было получено 4 значимых фактора: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В эк­спериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: - 3 в экспериментальной, 4 - в контрольной и 2 - в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью - «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построе­на структура настоящего опросника.

    Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспе­риментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выбор­ки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый оп­росник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кро­ме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результа­те факторизации выявилась группа субъективно благополучных ро­дителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

    Текст опросника

    1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

    2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

    3. Я уважаю своего ребенка.

    4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоня­ется от нормы.

    5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

    6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

    7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

    8. Мой ребенок часто неприятен мне.

    9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

    10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку при­носит ему большую пользу.

    11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

    12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

    13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

    14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

    15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

    16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

    18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем ста­рании.

    19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырас­тет порядочный человек.

    20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

    21. Я принимаю участие в своем ребенке.

    22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

    23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

    24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыд­но, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

    25. Я жалею своего ребенка.

    26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажут­ся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

    27. Я с удовольствием провожу с ребенком вес свое свободное время.

    28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

    29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

    30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

    31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

    32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

    33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

    34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

    35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

    36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

    37. Я всегда считаюсь с ребенком.

    38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

    39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрям­ство и лень.

    40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ре­бенком.

    41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

    42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

    43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

    44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

    45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

    46. Мой ребенок часто раздражает меня.

    47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

    48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

    49. Я не доверяю своему ребенку.

    50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

    51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

    52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

    53. Я разделяю интересы своего ребенка.

    54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

    55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

    56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

    57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

    58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

    59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

    60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скры­ваю этого от него.

    61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, кото­рые нравятся его родителям.

    Ключи к опроснику

    1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

    2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35,36.

    3. Симбиоз: 1,5, 7, 28, 32, 41, 58.

    5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17, 22, 28, 54, 61.

    Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается

    ответ «верно».

    Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам

    интерпретируется как:

    Отвержение,

    Социальная желательность,

    Симбиоз,

    Гиперсоциализация,

    Инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных ран­гов тестовых баллов по соответствующим шкалам =160

    1 шкала:«принятие-отвержение»

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    2 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    3. 46 5. 67 7. 88 9. 77

    3 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    4 шкала

    «сырой» балл

    процентильный ранг

    «сырой» балл

    процентильный ранг