Рецепт бумаги в домашних условиях. Способ изготовления бумаги

Изготовление бумаги в домашних условиях

1. Введение

Бумага своими руками... Можно ли её изготовит в домашних условиях? Этим вопросом задались авторы предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Нами было найдено два способа изготовления бумаги в домашних условиях, испробовав оба, мы несколько изменили их и предлагаем свой.

Таким образом, цель данного проекта : научиться изготавливать бумагу самостоятельно.

Задачами проекта стали:
Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);
Научиться применять вторичное сырьё;
Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

2. Основная часть

2.1 Бумага из вторичного сырья.

“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, - абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности - вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована... египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги - “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?

2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.

МЕТОД III

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.

3. Заключение

Таким образом, цель, поставленная авторами работы в самом начале, была достигнута: нами были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Обрезанные поля собранных газет были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.

Эксклюзивные открытки и альбомы ручной работы - это отличный выбор для подарка на , например. А для изготовления таких открыток и альбомов очень пригодится декоративная бумага, сделанная собственными руками. О том, как , расскажет Страна советов.

Чтобы сделать бумагу в домашних условиях, можно в качестве исходного сырья использовать практически любые обрезки и остатки (не подойдет ламинированная бумага). Понадобится также вода, губка, специальный экран, блендер или миксер, газетная бумага или же листы промокательной бумаги. Также нужны будут кусок ткани размером чуть больше экрана, а также достаточно глубокая и широкая емкость. В качестве такой емкости домашние мастера изготовления бумаги часто используют кошачий лоток.

Экран для изготовления бумаги в домашних условиях можно приобрести в магазине для рукоделия, но можно изготовить его и самостоятельно. Для этого понадобится металлическая сетка с очень маленькими ячейками, например, антимоскитная, а также деревянная рамка. При помощи степлера нужно скрепить скобами сетку и рамку. Экран готов.

Когда все нужные инструменты и материалы подготовлены, можно начинать изготовление бумаги в домашних условиях. Остатки бумаги необходимо порвать на кусочки размером не более 2 см (также можно резать ножницами). В блендер следует налить немного воды и затем добавить кусочки бумаги . Далее блендер необходимо включить примерно на 1 минуту - масса превратится в кашицу. Чем дольше измельчать бумагу в блендере, тем более мелкозернистой будет структура полученных листов.

Сделать бумагу в домашних условиях можно из кусочков одного цвета или же из разноцветных кусочков. Для придания цвета бумаге можно пользоваться естественными или искусственными красителями. Кроме того, бумагу можно отбелить . Для этого понадобятся таблетки гидроперита: их следует растворить в небольшом количестве воды, а затем полученный раствор необходимо добавить к бумажной массе.

В широкую и глубокую емкость следует налить теплую воду. Полученную в блендере целлюлозную массу необходимо вылить в емкость с водой , тщательно перемешать руками. На данном этапе изготовления домашней бумаги можно добавить в массу различные декоративные элементы: конфетти, разноцветные нитки, блестки и т. д. Отлично подойдут для украшения бумаги также лепестки цветов, различные листочки.

Теперь необходимо подготовленный экран, держа его вертикально, опустить в емкость с водой . Затем экран нужно расположить горизонтально, как бы зачерпывая им воду. Легкими движениями влево-вправо необходимо равномерно распределить слой бумажной массы на поверхности экрана. После этого экран можно вынуть, держа его горизонтально. Следует дождаться, пока стечет лишняя вода.

С помощью губки необходимо промокнуть полученный лист бумаги (с той стороны, где находится непосредственно сетка) несколько раз, чтобы убрать влагу. Подготовленный ранее кусок ткани необходимо расстелить на широкой ровной поверхности. На ткань следует положить экран с бумажной массой «лицом» вниз. Губкой следует еще несколько раз промокнуть бумагу.

Теперь следует осторожно отделить экран от бумаги , затем накрыть полученный лист бумаги газетой или промокательным листом, затем накрыть тканью и после этого положить под пресс (подойдет достаточно толстая и тяжелая книга). Спустя несколько минут пресс можно убрать, а затем следует осторожно отделить бумагу от ткани и сушить в хорошо проветриваемом месте. Для того чтобы ускорить просушку, можно прогладить бумагу утюгом через марлю. Бумага готова!

Итак, сделать бумагу в домашних условиях - это, оказывается, совершенно несложно, да и, к тому же, весьма доступной. А полученный результат непременно порадует своей уникальностью, ведь нигде в мире больше не найти такой же бумаги - каждый лист неповторим.

Как сделать бумагу своими руками в домашних условиях?

    Вряд ли в домашних условиях у нас может получиться такая же бумага, какую получают с помощью машинной выделки, е свойства будут намного хуже, так как она будет неравномерная, неподходящая для печати...Но зато у не будет одно выдающееся качество - это е уникальность))). Как бы мы не пытались этого достичь, у нас не получится сделать два совершенно одинаковых листа, как на бумажном производстве. А это значит, что такая самодельная бумага является в некотором роде эксклюзивом.

    Для того, чтобы предпринять попытку изготовления собственной бумаги, нам могут понадобиться следующие предметы:

    • бумага
    • ткань
    • газеты
    • сетчатый экран
    • губка

    Сначала делаем экран для бумаги или покупаем в целях экономии времени уже готовый в магазине для умельцев-рукодельцев. Для этого надо найти подходящую для наших целей металлическую сетку, у которой ширина ячеек до двух сантиметров, и другую сетку с ещ более мелкими ячейками - чем меньше, тем лучше, можно даже использовать сетку против комаров. Итак, вырезаем два одинаковых по размеру куска из москитной и металлической сетки. Теперь кладм сетку с более мелкими ячейками поверх металлической и ровняем края, после чего всю сетку по краям обклеиваем клейкой лентой.

    Теперь превращаем ненужные бумажные обрывки в целлюлозную массу. Обычный кухонный блендер идеально подойдт для этой цели. Чаша наполняется водой чуть больше половины объма. Рвм бумагу на кусочки размером в два-три сантиметра. Кстати, можно использовать и цветную бумагу, в результате получим дизайнерскую бумагу своеобразного цвета)). Теперь, имея необходимое количество бумаги, включаем блендер, и мешаем, постепенно добавляя бумагу, пока не получим однородную целлюлозную массу.

    Теперь содержимое блендера выливаем в тазик. Если масса чересчур густая, можно дополнительно разбавить е тплой водой и ещ раз хорошо перемешать. Сейчас проверяем, получается ли собирать целлюлозу экраном, если мы опускаем его в раствор. Если видим, что целлюлозная масса пристат к экрану, погружаем экран, покачивая им для равномерного распределения масса, несколько раз, после чего экран наклоняем, давая стечь воде.

    Расстилаем нашу приготовленную ткань на очень ровной поверхности и переворачиваем на не экран с целлюлозой, а затем губкой осторожно промакиваем тыльную сторону, удаляя при этом лишнюю влагу. Теперь отделяем наш экран от целлюлозной массы, после чего накрываем получившуюся бумагу газетой, или другой тканью и кладм под какой-нибудь пресс, например, тяжлую книгу или любой другой подходящий предмет. После этого отделяем бумагу от ткани и дам полностью высохнуть.

    Наша самодельная бумага готова.

    Как верно ты Александр заметил в своем ответе: бумага в домашних условиях получается уникальной структуры и качества. Есть способ (опробован лично) сделать бумагу, которая уже сама по себе будет предметом искусства.

    Вс начинается с подготовки бумажной массы: бумага разных сортов рвтся на мелкие кусочки и погружается в мкость с водой. Вода должна чуть скрывать клочки бумаги. Бумага может быть разной: газетная, папиросная, офисная, клочки цветной, школьная тетрадная и т.п. Дам бумаге хорошо размокнуть (2-3 часа), после чего добавляем в массу несколько капель клея ПВА, и блендером превращаем е в сметанообразное состояние, и переходим к искусству 🙂 В бумажную массу забрасываем частички сушеных трав, цветов и растений, можно добавить небольшие кусочки цветных ниток.

    Пластиковой карточкой разравниваем бумажную массу до однородной толщины, не слишком толстой, но и не тонкой (на выходе у нас получится тоненький картон). Сушим бумагу на солнце 3-4 часа, после чего ножом или тонкой лопаткой отслаиваем е от простыни. После проглаживаем бумагу утюгом.

    Готово 🙂 На такой бумаге будет круто смотреться самодельная (хенд-мэйд) открытка с поздравлением.

    Берешь мясорубку и мелешь там палки размером с зубочистки. Затем мелешь в ручной мельнице. Собираешь труху, что получилась, смешиваешь с клеем и раскатываешь скалкой на поверхности, которая не клеится этим клеем. После засыхания получается бумага.

    Если не нравится желтый цвет бумаги, перед склеиванием можно обесцветить пергидролем (концентрированный раствор H2O2) и высушить.

Небольшое вступление:)

Самым универсальным материалом для письма, печати, и даже различных дизайнерских работ является обычная бумага. Бумага была изобретена в Китае около двух тысяч лет тому назад. Естественно поначалу она изготавливалась ручным способом. Для этого растительные волокна измельчали, замачивали в воде, процеживали, прессовали полученную массу, а далее сушили ее и использовали для различных целей. И только после появления специализированных приспособлений, производство бумаги стало механизированным. Но до сих пор самые дорогие эксклюзивные листы делаются ручным способом.

Перед тем, как начать изготовление бумаги ручной работы, необходимо представить себе какой формы, размеров вам необходим бумажный лист, какой декор вы хотите привнести, и в каких целях будет использоваться ваше произведение. По фактуре бумага может быть гладкой и структурной, по технологии изготовления - простая и декорированная лепестками цветов, семенами, обрезками ткани, фольгой, перьями, листочками.



Для того чтобы получить самодельную бумагу, нам потребуется ненужная бумага (исписанные листы, старые газеты), салфетки, туалетная бумага, клей ПВА, крахмал. Еще не забудьте приготовить глубокий поднос с сеткой, махровое полотенце, кухонное полотенце, различный декор (сухие лепестки цветов, ракушки, семена, перья). Еще нужна ваша неугасаемая фантазия.

Существует множество различных способов изготовления самодельной бумаги. Они различаются методом изготовления и сушки, видом использованного декора.

Самые главные этапы для изготовления бумаги:

Мелко рвем, или режем бумажные листы, кладем их в миску и заливаем теплой водой. Все это хорошо перемешиваем, даем постоять некоторое время (от нескольких часов до суток, в зависимости от плотности бумаги) или же ставим на огонь и кипятим минут 10.

Добавляем крахмал(льняной отвар,желатин,сливовую камедь,т.е.что-то связующее), чтобы бумажные волокна скрепились между собой, а лист стал прочным и гибким. Вместо крахмала можно использовать отвар картофеля. Еще добавляют различные клеи. Они снижают влаговпитывающие качества бумаги, чтобы на ней не растекались чернила или краски при печати, письме или рисовании. Первые клеи имели в своем составе желатин, и сохнущая бумага вдавливалась в них. В XVIII веке начали использовать внутренние проклеивающие соединения, которые во много раз ускорили производственный процесс. Для этого стали -применять квасцовые смолы. К сожалению, клей, в состав которого они входят, будучи экономичнее и эргономичнее, чем желатин, повышает кислотность бумаги. Замечено, что многие книги начала XIX века очень быстро состарились и истерлись: нарушение кислотно-щелочного состава стало причиной повышенной хрупкости и ломкости бумаги. Современные «бумагоделы» используют более щадящие клеи и сочетают их с другими веществами, которые нейтрализуют кислотность квасцовых смол.

После этого можно смешать все миксером, либо размять руками, чтобы получилась гомогенная масса. Отжимаем комок от воды.

Если использованная бумага была серой или исписанной, ее можно отбелить, применив средство для отбеливания волос.

Теперь полученный комок бумажных волокон необходимо вновь развести в небольшом количестве воды, можно добавить еще немного клея ПВА или крахмала, чтобы бумага была эластичная, гнулась и складывалась)

1. Самое важное и главное в производстве бумаги: рамка

Деревянная рама, сверху натянута полимерная сетка (белая), под сеткой - проволока, что бы сетка не прогибалась,

Кусок черной сетки (покупается в магазине тканей)

Деревянная рама (верхнюю и нижнюю рамы соединяют,

Берем таз, пластиковый лоток, или глубокий поднос, раму с металлической сеткой, либо пластиковую сетку и выливаем на нее полученную массу. Следует следить за тем, чтобы слой получился равномерным.

После всего проделанного необходимо подумать и о декорировании вашей бумаги. Для этого можно посыпать ее сверху семенами, применить лепестки цветов, потолченные ракушки, перья, кусочки фольги. Главное здесь - ваша фантазия. Чтобы бумага получилась рельефной, можно скомкать фольгу и прижать к поверхности вашего шедевра, но только после того, как вы отожмете его от воды.

Теперь приготовьте стопку из газетных листов, сверху положите махровое полотенце, на него приготовленную нами массу из бумаги, сверху еще одно полотенце, и все это зафиксируйте прессом. Сушить необходимо несколько дней, меняя мокрые полотенца на сухие. Подобную операцию можно сделать быстрее, если вы, удалив излишки воды с массы и накрыв сверху тонким полотенцем (например, кухонным), прогладите все ваше творение утюгом, а потом высушите феном. Можно также применить для этих целей электрический духовой шкаф, только бумага в этом случае может покоробиться. Поэтому сверху притрусите ваше творение горохом или фасолью.

Если вы хотите сделать цветную бумагу, то можно использовать разноцветные обрезки, либо просто добавить в массу краситель, например гуашь, акварель, или другую краску, которая растворяется в воде.

Используются в различные методы сушки, в зависимости от желаемой фактуры. Бумага каландрированная, повышенной гладкости, высушенная на специальной гладкой пластине очень хороша для конгрева, тиснения золотом. Но можно изготовить и гладкую бумагу с небольшими вмятинами — это будет точная имитация известняка. Если сушить бумагу на тканевой подложке, то она получается более рыхлой и мягкой, хорошо тиснится. Есть и оригинальная гофрированная бумага, подвергнутая многократной сушке и специальной деформации — она очень хороша для упаковки.

Бумага, высушенная на сеточке, имеет заметную сетчатую фактуру, и хотя лицевой стороной считается гладкая, многим нравится оборотная сторона, где такая фактура заметна. Эта бумага, благодаря своему составу, очень любима художниками, так как имеет нейтральный рН. можно получить красивый оригинальный подарок, который надолго запомниться вашим друзьям. Вещи, сделанные своими руками, ценятся, прежде всего, за свою уникальность и вложенную в них душу.



Мастер-класс по изготовлению бумаги ручной работы

Мне понравился МК от Татьяны Захаровой,т.к.в нем изложен материал доступно и понятно и главное, именно приближено к классическому процессу изготовления.


Итак, для работы вам понадобятся:

Емкость для воды: тазик, кастрюля или лоток. Я купила себе в зоомагазине лоток, обычно использующийся как кошачий туалет:)

Рамка и сетка (детали ниже) - должны быть мешьше ёмкости для воды примерно на 10 см. с каждой стороны: вы должны иметь возможность без труда погружать их в ёмкость с водой, держа руками за боковые грани.

Несколько поролоновых губок для мытья посуды

Несколько отрезков ткани, очень хорошо впитывающей воду. Я использовала листы войлока, а потом обнаружила на кухне хозяйственные салфетки, которые обычно используются для вытирания поверхностей (продаются в хозяйственных отделах под брендами «Золушка» и «Чистюля»). Для изготовления бумаги они подошли идеально!

Бумага: картонные коробки от когда-то подаренных духов, картонная упаковка для яиц, бумага для принтеров, салфетки, упаковочная бумага.. Подойдёт практически любая! Не рекомендуется использовать глянцевые журналы и газеты, поскольку там слишком много типографской краски.

Все возможные включения: листики, трава, нитки, шерсть, глиттер, конфетти - для украшения бумаги и придания ей неповторимого колорита.


Налейте в блендер немного воды и положите в него бумагу, предварительно порвав её на небольшие кусочки. Я положила несколько кусочков белого картона и несколько кусочков плотной оранжевой бумаги, для придания цвета. Бумагу можно окрашивать несколькими способами: перемешивая белые листы с цветными, а также путём настаивания её в луковой шелухе, чае и прочих естественных красителях.

Теперь зажимайте уши и включайте блендер:) Нам необходимо довести исходный материал до состояния кашицы: как правило, на это уходит около минуты. Здесь вы можете пойти двумя путями: измельчить бумагу до однородной массы, или остановиться на полпути, как это сделала я. Посмотрите на массу в блендере и фотографию готовой бумаги: там видны ярко-оранжевые вкрапления. Это недоизмельчённая оранжевая бумага.

Вылейте получившуюся массу в ёмкость с тёплой водой. На этом же этапе добавьте в тазик включения: конфетти, нитки.. всё, что посчитаете нужным!

Пришла очередь главных инструментов, без которых практически невозможен процесс изготовления бумаги: сетка и рамка. Кликните на изображение, чтобы поближе рассмотреть эти инструменты. Две рамки, на одну из которых натянута мелкая сетка. Сетка нужна для того, чтобы задерживать частицы бумаги и пропускать сквозь себя воду. Рамка без сетки нужна для придания листам бумаги прямоугольной формы. Использовать их нужно так, как показано на фотографии: рамка с сеткой располагается снизу, сеткой наверх. Рамка без сетки кладется сверху.

Совместите стороны двух рамок, возьмите их двумя руками (сетка смотрит на вас, сверху рамка), и погружайте в тазик как показано на фотографии ниже. Сначала вертикально:

Затем аккуратно переводите рамку и сетку в горизонтальное положение, опуская под воду. На фотографии я держу рамку и сетку одной рукой только потому, что второй я фотографирую. Обычно я держу их двумя руками:)

Вынимайте рамку и сетку из тазика строго вертикально. На сетке сверху останется влажная бумажная масса. Дайте воде стечь (примерно минуту), затем возьмите губку и начинайте промакивать с нижней стороны: там, где влажная бумажная масса отделена от губки сеткой. Выжмите губку (или поменяйте её) 2-3 раза.


Совет читателя блога:после первого этапа отжима, попробуйте сделать специальную жёсткую сетчатую коробку(желательно пластиковую) по размеру полотна формы, и поместите коробку в целофановый пакет, затем конец пакета наденьте на трубку пылесоса и замотайте изолентой или скотчем конец пакета на трубке, - это поможет ваккумным способом избавится от излишков воды.


Теперь аккуратно снимите с сетки рамку. У нас на сетке получился прямоугольник влажной бумажной массы. Отложите его в сторону, и подготовьте место, где ваша бумага будет сохнуть.


Я делала это на подоконнике - хорошо, что его ширина позволяет. Итак, на ровную и не боящуюся влаги поверхность положите полиэтиленовый пакет, поверх него - несколько газетных листов. Намочите и слегка отожмите отрезок впитывающей влагу ткани и положите сверху на газеты. Очень важно, чтобы ткань была влажной и имела нетканую структуру. Теперь возьмите сетку, на которой покоится влажная бумага, прислоните широкой гранью к влажному нетканому материалу (хозяйственной салфетке) так, чтобы сетка была снизу, а бумага - сверху. Одним быстрым и аккуратным движением переверните сетку так, как показано на фотографиях ниже:


Теперь бумажная масса лежит на влажной ткани, сверху её закрывает сетка. Возьмите губку и начинайте промакивать сетку, убирая излишки влаги из бумажной массы:

Несколько раз как следует отожмите (или поменяйте) губку. На этом этапе мы должны убрать как можно больше влаги со стороны сетки. Когда на губке после промакивания будет оставаться мало воды, слегка приподнимите узкую грань сетки и загляните под неё: если бумага не прилипает к ткани и поднимается вместе с сеткой, продолжайте убирать излишки воды губкой. Если бумага отделяется от сетки и остаётся прилепленной к ткани - отлично, это то, что нам нужно. Аккуратно уберите сетку, оставив бумагу на ткани. На этом этапе не всё может пойти гладко - здесь нужна практика и опыт. Пару раз лист бумаги у меня рвался, пока я не поняла, что очень важно, чтобы «принимающая» ткань была влажной: тогда бумажная масса легче прилипнет к ней и отлипнет от сетки.

Если вы хотите сделать один лист бумаги, можно оставить сохнуть его прямо на сетке или на ткани. Если же вы хотите сделать несколько листов за одну сессию, накройте ещё мокрый лист бумаги следующим слоем влажного нетканого материала, и повторите процедуру с самого начала. Следующий лист кладите поверх предыдущего, между ними прокладывайте влажные хозяйственные салфетки. Эта конструкция выглядит примерно так:


Когда у вас закончатся войлочные листы и хозяйственные салфетки (или когда у вас закончатся силы и желание продолжать), положите поверх получившейся многослойной конструкции последний кусок войлочного материала (на этот раз можно взять сухой), сверху можно положить полотенце, затем несколько газет, полиэтиленовый пакет, и придавить это дощечкой или толстой книгой по искусству - если что, пакет её спасёт! :) Сверху положите самые тяжелые гантели, и оставьте ваши листы на сутки-трое под этим прессом. Раз в день конструкцию желательно разбирать и проветривать - чтобы во влаге ничего не протухло и не покрылось плесенью. В летние дни бумага высохнет быстрее, чем в дождливые осенние. Так же важна близость к отопительным приборам: моя сохнущая конструкция лежала на подоконнике прямо над батареей центрального отопления, что ускорило её высыхание. Когда бумага подсохнет, немного просушите её на открытом воздухе, и опять положите под пресс на несколько дней.

Как вариант: если использованная выше сетка и рамка показались вам слишком сложной или труднодоступной конструкцией, можно использовать подручные материалы, которые есть у каждой хозяйки: вышивальные пяльцы и москитную сетку, или вообще, одну лишь москитную сетку.

В этом случае листы получаются круглыми и более фактурными, за счёт большого размера клеток у москитной сетки. Если использовать одну только сетку, бумажная масса будет уплывать, и листы получатся бесформенными и будут более тонкими на краях. Этой конструкцией я пользовалась до того, как обзавелась сеткой и рамкой, и, скорее всего, больше никогда пользоваться не буду - по сравнению с прямоугольной сеткой и рамкой это очень не удобно!

Успехов! :)

Мастер-класс 2:

Возьмите обычные столовые салфетки разных цветов. Разорвите их на мелкие кусочки.

Залейте салфетки водой. Взбейте венчиком или миксером в однородную массу.Добавьте клей ПВА.


На поднос выложите кусок москитной сетки.

Вылейте взвесь на поднос. Вода должна покрывать бумажную кашицу.


Добавьте наполнитель. Например: нитки, лепестки, кусочки салфеток.

Накройте все второй москитной сеткой.

Губкой собираем воду с поверхности от центра к краям.

Поверхность должна быть максимально сухой.

С помощью доски и полотенца перекладываем бумагу.

Снимаем москитную сетку.

Бумагу помещаем между полотенцами.

Можно подсушить утюгом. Но обязательно необходимо убрать "бумажный сэндвич" под пресс и сушить бумагу около 4 дней.

Мастер-класс 3:

Вечером прошёл мастер-класс по ручной выделке бумаги. Бумага ручной выделки очень ценится художниками, да и для эксклюзивной печатной продукции она идёт нарасхват.

И, при желании, изготавливать её можно и в домашних условиях.

В качестве сырья используется какая-то волокнистая кора (я немного опоздал к началу, так что название я прослушал), она распаривается до мягкого состояния, собирается в комок и тщательно отбивается молотком, затем разминается и снова отбивается, и так многократно, задача — полностью отделить волокна друг от друга:


Это ответственное дело поручили присутствующим детям, которые занимались им посменно.

Полученная масса распускается в воде, туда же через сито процеживается заранее распаренное в кипятке льняное семя. Семя льна в воде обильно выделяет слизь (имеет обволакивающее действие, как говорят медики). Эта слизь и нужна — она играет роль связующего.


Затем всё перемешивается и эта масса зачерпывается решетом со съёмной решёткой:



Затем бортики с решета снимаются, и слой бумажной массы накрывается тряпочкой...


Отжимается лишняя вода...


Откидывается...


Решето и сеточка снимается, а бумажная масса остаётся на тряпочке:


Так повторяется много раз, пока не образуется стопка из трапочек, покрытых бумажной массой. Стопа может состоять из сотен слоёв, но в нашем случае — всего из трёх. Теперь надо отжать лишнюю воду, для этого стопа прессуется.


Прессованную бумажную массу переносят с ткани на поверхность, на которой будет производиться сушка.



Традиционный (японский) процесс предполагает деревянные поверхности для сушки, а сама сушка производится на солнце. Наш же лектор пользуется металлическим листом от фотоглянцевателя


Включается глянцеватель — и через 15 минут бумага готова.


Между тем на подходе следующая порция. Как видим, дети настолько ответственно относятся к отбиванию, что даже расколотили доску напополам)

Неудивительно: каждый из них получит лист самостоятельно сделанной бумаги!

Французский способ изготовления декоративной бумаги для открыток.

Papierpaille.jpg (150x195, 8Kb)

Потребуется:

Любая бумага(вплоть до туалетной), кроме старых журналов, лаковых обложек и цветных страниц. Две рамки с натянутой тканью(против комаров или капрон от колгот) как сито, размер на ваше усмотрение. Миксер(или блендер), емкость которая шире размера рамок, пресс из дерева по размеру рамок, старые журналы, старые банные салфетки, лопатка для размешивания красок(забыла как такая называется по-русски) и кухонные салфетки.

Приготовление массы.

Нарвать бумагу на мелкие квадратные кусочки и оставить ее намокать на ночь. На др.день пропустите все в миксере в пропорции 35 кусочков бумаги на 1 литр(здесь не ясно какие должны бы быть кусочки:))Выливайте все это в приготовленную емкость до половины. Добавьте в массу волокна цв.шерсти или засушенные цветки лаванды или соломы или блестки и пр.

Техника.

Теперь берете две рамки и хорошо перемешав массу с фибрами целлюлозы в вашей емкости вводите две рамки в эту массу движениями к себе, держа рамки горизонтально. Поднимаете их медленно и чуть наклоняя в разные стороны чтобы дать стечь воде. Осторожно снимите верхнюю рамку.

Выкладывание мокрого листа бумаги.

Постелите свернутую по размеру бумаги банную салфетку(или проще сказать старое махровое полотенце), разгладьте тщательно складки, сверху постелите слегка влажную кухонную салфетку и на нее выложите ваш первый лист, нажимая на сетку, чтобы лист отошел от нее и лег равномерно и плотно на салфетку.

Сверху положите еще одну влажную кухонную салфетку, на нее вы положите ваш второй лист вашей бумаги, затем так же и с третьим и четвертым, сколько у вас получится из вашей приготовленной массы.

Прессование.

На старые журналы поместите эту стопу свежих листов бумаги в салфетках, а сверху положите другие старые журналы. Теперь поместите эту стопу на пресс деревянный(просто ровная доска по вашему размеру бумаги) и сверху положите другой деревянный пресс. Сожмите их и дайте стечь воде из вашего "сэндвича".

Нужно сменить теперь влажные старые журналы (оставляя салфетки с вашими листами), заново уложить на пресс. Сверху пресса груз(книги, банки консерв). Так оставить на два часа. Затем опять сменить на сухие журналы и опять под пресс. Затем можнете сменить через шесть часов. И затем ежедневно. Сушка может занять несколько дней, но не пользуйтесь ни фенами, ни искусственными обогревателями, они деформируют листы и испортят всю работу.

Когда салфетки, а значит и ваша бумага, будут сухие аккуратно снимите салфетку удерживая ваш лист бумаги, вам поможет в этом та самая лопатка, которой пользуются художники при размешивании красок.


mymailto Сережи.

Пример 1: Получение волокна из коры молодых веток шелковицы

Кора замачивается на ночь.
Ножом отделяется наружный слой от внутреннего.
Наружный слой выбрасывается. В принципе, его можно и оставить - на нем остаются какие-то волокна, и это тоже можно переработать на бумагу. Но я выбрасываю.
Внутренний слой режется на кусочки 1-1,5 см ножом (хотя это в корне неправильно, но я так делаю).
Кора проваривается в растворе щелочи - ОЧЕНЬ АККУРАТНО РАБОТАЙТЕ СО ЩЕЛОЧЬЮ! Источник щелочи - жидкости для промывки сточных/кухонных труб (на этикетке в составе - гидроксид натрия или каустическая сода или NaOH). Количество щелочи - 3-4 колпачка на "кулак" размоченной коры. Варка осуществляется 1,5-2 часа. Раствор становится темно-коричневого цвета.
Кора промывается холодной проточной водой. Минут пять, потом я складываю ее в банку, заливаю водой, через 5-6 часов воду сливаю, кору отжимаю, снова в банку, водой+ Так пару дней. Интервалы можно увеличить до 8-10 часов. В итоге кора в воде имеет легкий салатовый оттенок (или белая, как проварили и промыли), золотистый блеск, мягкая, комок легко рвется руками.
Кора отбивается молотком. Я пользуюсь молотком для отбивания мяса или киянкой (деревянный молоток). Беру порцию и отбиваю ее. Сворачиваю, переворачиваю, складываю - цель - все волокна в пучке должны "разойтись" Продолжается до тех пор, пока визуально в массе коры не будет слитных порезанных кусочков.
Кора промывается под "душем". Это в дальнейшем поможет диспергировать волокна в воде.



мастер- класс "Бумага ручной работы" от Марат`Ка