Ребенок 8 месяцев развитие что должен. Развитие ребенка на восьмом месяце жизни

Ваш ребенок перешагнул новый рубеж! Вам 8 месяцев! Малыш развивается уже не так стремительно, как в первые 6 месяцев, однако наблюдать за ним все интереснее, проводить с ним время все занятнее, и он становится таким непоседой! Он во всю интересуется игрушками, у него наверняка есть режим, свой характер, формируются даже пищевые привычки и предпочтения. Он узнает знакомых людей, учиться ползать или уже во всю осваивает домашние территории, пытается стоять у опоры, корчит рожицы в зеркале, пробует себя в танце и даже начинает шкодить. С каждым днем вы устаете к вечеру все больше, малыш требует вашего внимание все более интенсивно.

Что новенького?

Он продолжает впитывать в себя знания, подмечать все происходящее, он уже начинает запоминать последние события. Если малыша что-то расстроило, его легко отвлечь, и он переключает внимание на что-то новое. Кроха уже понимает положение предметов в пространстве, может вкладывать друг в друга. У некоторых появляется «пинцетный захват» - может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Проявляет повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность. Малыш начинает копировать действия мамы, поэтому показывайте, как катать машинки и взаимодействовать с прочими игрушками, а также обращайте внимание крохи на звуки, производимые окружающими существами и предметами. В его речи уже можно различить «папа» или «мама» - это ещё не то чтобы первые слова, но новые звукоподражания. В этом возрасте лепет вашего малыша содержит практически все звуки. Ваш карапуз уже начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Ребенок с удовольствием слушает музыку, песенки, он будет рад, если вы покружитесь с ним или потанцуете. Малыш может слушать, как вы поете или сам будет пытаться петь и пританцовывать ножкой. В этом возрасте также появляются первые страхи. Это может быть боязнь чужих людей, шумных предметов - пылесоса, миксера и других. Просто обнимите кроху, приласкайте, эти страхи пройдут довольно скоро.

Не следует считать, что ребенок должен самостоятельно всему учиться. Вы можете подтолкнуть его развитие в нужном направлении. Ползание является естественным упражнением для тела, оно тренирует все мышцы ребенка, поэтому лучше, чтобы он не пропускал эту стадию. Если малыш начинает рано ходить, у него могут быть кривые ножки или позвоночник. Ходьба требует особого контроля над телом, к этому может оказаться не готова нервная система, вследствие чего начнут развиваться психосоматические заболевания. Помогите малышу лучше ползать, играйте с ним, ползайте вместе с ним, догоняйте его или убегайте от него именно таким образом. Не сажайте ребенка в ходунки. Безусловно, это удобно для родителя, но для мышечного корсета и костной системы ребенка это слишком ранняя и большая нагрузка. Лучше всего помогать ему развивать навыки при помощи игр. Для ползания можно использовать специальные наколенники.

Как выглядит ребенок в 8 месяцев






Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Половина детей в этом возрасте самостоятельно садятся, но лечь обратно ребенок пока еще может не всегда. Сидит уверенно, без опоры руками. Поворачивает туловище в стороны, чтобы брать игрушки. Может в положении сидя обернуться и посмотреть назад.

Из положения лежа или положения сидя встает на колени. Начинает вставать во весь рост, выпрямляя колени, держась за поручень манежа или удобные для захвата части мебели. Стоя у такой опоры, переносит вес тела с ноги на ногу. Первое время после того, как сам начинает вставать, сесть обратно самостоятельно еще не может. Начинает перемещаться шагами вбок вдоль подходящих по высоте для захвата ручками ребенка предметов: мебели, поручней манежа и т.д.

Нет необходимости специально стимулировать функцию сидения, стояния и ходьбы. Если ребенок мало передвигается в вертикальном положении, то вместо этого он хорошо осваивает функцию ползания, а затем передвижения на четвереньках. Эти виды передвижения для его возраста более естественны и полезны.

Желательно, чтобы с 8–9 месяцев бодрствование было организовано в огороженном месте на полу или в манеже, где должны быть крупные предметы и другие точки опоры, держась за которые ребенок может самостоятельно вставать и передвигаться. Постарайтесь сделать окружающее ребенка пространство не только безопасным, но и интересным. Расставьте пару ящиков или корзинок с игрушками или с безопасными бытовыми предметами (баночки, кастрюльки, коробочки и т.д.). Таким образом, малыш сможет всегда найти что-то новое и увлекательное для своих игр.

Еда ребенка в 8 месяцев

Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает, грызет или кусает его. Малыша можно приучить самому периодически откусывать от хлеба во время кормления. Когда пьет из чашки, которую держит взрослый, начинает слегка придерживать ее руками.

Зрение ребенка в 8 месяцев

Тест
Если разместить предметы размерами до 1 мм (изюминка, крошка хлеба) на расстоянии около 30 см от глаз ребенка, то он не только видит их, но и тычет в них указательным пальцем или берет тремя-четырьмя пальцами (щепотью).

Следует помнить, что подобные предметы могут находиться рядом с ребенком только во время проведения теста, в остальное время вокруг малыша не должно быть таких мелких предметов. Иначе он может взять их в рот и поперхнуться. Ваш ребенок способен собирать рассыпанные мелкие предметы в кучку, если вы покажете ему, как это делать. Такие действия могут стать новой увлекательной игрой малыша.

Внимание!

Если ребенок не делает таких движений на протяжении следующих одного-двух месяцев и не берет в руки маленькие предметы, необходимо обратиться к окулисту для проверки зрения.

В этот период малыш не только интересуется статичными объектами, но и следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора. А также начинает узнавать и различать близких людей на фотографии.

Мелкая моторика и игра ребенка в 8 месяцев

Большинство детей правильно берут игрушки, то есть используют захват «клешней», противопоставляя большой палец остальным четырем. Такой крепкий и цепкий захват помогает ребенку с легкостью разрывать газеты и мягкую бумагу.

Игрушками малыш занимается долго и разнообразно:


  • Нажимает и извлекает звуки из пищащей резиновой игрушки.

  • Трясет колокольчиком.

  • Снимает крышку с кастрюльки и стучит, гремит ею.

  • Опрокидывает миску с шарами.

  • Нажимает на кнопки.

  • Дергает за рычажки и т.д.

  • Кидает игрушку на пол, ищет и находит глазами упавшую игрушку.

Появляется интерес к игрушкам, которые разбираются или каким-либо образом вставляются одна в другую по принципу матрешки. Ребенок начинает понимать, что такое емкость, и приходит в восторг, открывая для себя что-то новое: горшочки с землей, собачьи миски с водой, мамин рот, в котором видны зубы, мамину сумочку с множеством необычных вещей. Начинает доставать отдельные предметы из различных емкостей (коробок, сумок, горшков, корзинок и т.д.). Открывает дверцы шкафчиков и интересуется их содержимым.

Ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно ему нравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку взрослому, затем протягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку, спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжить игру. Ребенок может затеять подобную игру с незнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет к ней интерес. По такому же принципу малыш пробует играть и с мячиком. Он возвращает вам мяч, который вы бросили ему через комнату, и ждет, пока вы вернете его обратно. Если он еще не проявляет заинтересованности к такой игре, надо научить его: толкайте мяч ребенку, при этом словами и жестами поощряйте его тоже толкнуть мяч, делать подобные движения в направлении к вам. Обязательно называйте свои действия: «Смотри, покатили мяч, опять покатили…» Еще нагляднее эта игра становится, когда в ней участвуют оба родителя: ребенок толкает мячик матери, мать - отцу, а отец снова толкает мяч к ребенку.

Все лучше понимает жесты. Шалуну в 8–9 месяцев жизни иногда бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Достаточно активно он сам использует жесты для общения. Если ребенок хочет, чтобы близкий взрослый продолжал с ним играть, то он дергает его за руку или нетерпеливо подпрыгивает.

Понимание речи ребенком в 8 месяцев

Ребенок чутко реагирует на тон, которым произносятся слова. Не понимая полностью их значения, он хорошо чувствует оттенки вашего настроения: довольны вы или встревожены, сердитесь или спокойны.

Можно начинать учить выполнять движения по просьбе, например «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и т.д. Несмотря на то что смысла этих слов на данном возрастном этапе ребенок еще не понимает, он будет выполнять просьбу. Это своего рода условный рефлекс на факторы, которыми сопровождается обучение: знакомая ситуация, определенная интонация голоса говорящего, жест взрослого. Обучать ребенка подобным действиям полезно и важно для полноценного развития. Делать это можно следующим образом: при повторении инструкций сначала покажите сами, что надо делать, а затем помогите малышу повторить необходимые движения. Например, чтобы обучить ребенка движению «дай ручку», взрослый, протягивая руку к ребенку, просит: «Дай ручку». Одновременно с этими словами берет руку ребенка и вкладывает ее в свою, ласково поглаживает и слегка потряхивает ее. Затем, освободив руку ребенка, взрослый вновь протягивает свою и опять просит: «Дай ручку». Если ребенок уже сам пытается двигать рукой в ответ на это, то взрослому остается только правильно направить движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам не будет протягивать руку в ответ на ваш призыв. Веселее и эффективнее обучать движениям по просьбе или команде в виде игры. Сообщите ребенку, что сейчас будете играть в «ладушки». Возьмите его ручки, хлопайте ими в ладоши и пойте песенку: «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Молочко. Полетели, полетели и на голову сели». При этом ручки ребенка «летят и садятся ему на голову» сначала, естественно, с вашей помощью. Игра должна вызывать радость и восхищение ребенка. Тогда он сам постепенно начнет хлопать в ладоши и опускать руки на голову, пока вы поете эту песенку.

В этот возрастной период наблюдается более четкое различие реакции на свое и чужое имя. Попробуйте позвать ребенка по имени, и он тут же откликнется: повернется, найдет вас взглядом, заулыбается - конечно, если будет пребывать в соответствующем настроении. Попробуйте тут же произнести какое-нибудь другое, малознакомое ему имя - и вы увидите, как пропадет интерес ребенка. Если же с самого начала назвать чужое имя, то ребенок или не реагирует, продолжая заниматься своими делами, или смотрит на говорящего спокойно, без признаков эмоционального вовлечения.

На вопрос «Где?»: «Где телевизор?», «Где лампа?», «Где окно?» малыш может найти взглядом названный объект, находящийся на одном, постоянном месте. Иногда даже пытается подползти к предмету. По сравнению с предыдущим месяцем может найти уже не 1–2, а больше объектов, находящихся на одном, постоянном месте. Когда у малыша спрашивают «Где мама?», «Где папа?», то он переводит взгляд с одного родителя на другого.

Продолжайте активно разговаривать с ребенком. На прогулке показывайте ему кошку, собаку, машины, правильно называйте их и рассказывайте, кто как «говорит» и шумит. Например, как выглядит и лает собачка - «ав-ав», как мяукает кошка - «мяу-мяу», как крякает уточка - «кря-кря», как машина едет - «трр-р», паровоз гудит - «уу-у» и т. д. Те же объекты можно показать и на картинке в книжке.

Когда вы даете ребенку игрушки, то называйте их правильно: «Возьми собачку, возьми машинку». Так же поступайте, если собираетесь что-то взять у малыша из рук, скажите, например, ему: «Дай мячик».

Предречевое развитие ребенка в 8 месяцев

Громко и четко произносит слоги. Активно и самостоятельно повторяет один и тот же слог, например «ма-ма» или «ба-ба». Потом еще какой-либо и т.д. Таким образом, много лепечет, как бы нанизывая слоги один на другой. Лепет напоминает своего рода песню.

К описанным ранее звукам добавляются звукосочетания: «те-те-те», «та-та-та», «тла, дла». Чаще употребляется гласный звук «и». Возникает «о» как самостоятельный звук.

Если вы много разговаривали с ребенком, вступали с ним в перекличку, то ребенок повторяет вслед за вами известные ему слоги.

Малыш не только хорошо понимает интонацию вашей речи, но и сам часто использует интонации в лепете для выражения желания играть, взять его на руки и т. д. Веселое «папа-па» - это, скорее всего, приглашение поиграть, жалобное «ма-ма-ма» может означать просьбу взять его на руки, а пронзительный крик, состоящий из одних гласных, выражает требование не оставлять его одного. Таким образом, за счет интонаций лепет начинает нести не только эмоциональную, но и элементарную смысловую нагрузку.

Какой режим у ребенка в 8 месяцев?

Сон крайне важен для правильного развития. Менее 14 часов в сутки спать малышу нельзя. Если он при внезапном пробуждении снова быстро засыпает, то можете не волноваться, все в норме. Стоит укладывать ребенка каждый день в одно время, выполняя какой-нибудь ритуал. Например, примите ванну или спойте колыбельную. Положите в кроватку с малышом обожаемую им игрушку как сигнал, что пора засыпать.

Маленькие дети, у которых никогда не было проблем со сном, могут в этом возрасте вдруг начать просыпаться среди ночи или испытывать проблемы с засыпанием. Нарушения сна связаны чаще с тем, что именно сейчас ваш ребенок учится сидеть, переворачиваться, ползать, и возможно даже самостоятельно вставать, неудивительно, что он захочет испробовать свои новые навыки и во время сна. Малыш может проснуться ночью, чтобы еще разок попробовать посидеть или постоять.

В полусонном состоянии ребенок садится или встает, а потом не может самостоятельно опуститься и лечь. Разумеется, он окончательно просыпается и начинает плакать и звать маму. Ваша задача - успокоить ребенка и помочь ему лечь.

Полезно знать.

Если ваш ребенок ложится спать после 20.30 и внезапно начинает просыпаться в течение ночи, попробуйте укладывать его на полчаса раньше. Вы, к своему удивлению обнаружите, что ребенок стал спать крепче.

Не обходите своим вниманием ежедневные прогулки. Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством. Ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все вокруг, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7–8 месяцев не редкость.

Полезно знать.

Ваш малыш растет. Прогулка нужна ему не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Вечернее купание продолжаем ежедневно. Малыш уже уверенно сидит и маленькую ванночку можно заменить на большую взрослую. Можно продолжать использовать детский круг или детский стульчик для ванны. Можно положить резиновый коврик на дно ванны для безопасности и налить немного воды. Малыш может ползать плавать и переворачиваться в большой ванне. Следите за ребенком, чтобы он не захлебнулся и не стукнулся головой о бортики ванны.

Как кормить ребенка в 8 месяцев?

Режим кормлений при грудном вскармливании может поменяться: ребенок, занятый освоением окружающего пространства, днем забывает приложиться к груди, остается 6–8 кормлений. При этом продолжительность и частота ночных кормлений возрастает (до 6 раз).

Во время грудного вскармливания у малыша появляются новые действия: он может начать мять мамину грудь ручками, доставать ее из-под одежды, принимать самые разные позы, не переставая сосать. Такое поведение - возрастная норма. Важно, чтобы действия малыша не доставляли дискомфорта маме.

Малыш может съедать уже довольно большой (до 100 г) объем прикорма. Будет чудесно, если ребенок будет принимать пищу с другими членами семьи.

Рацион питания ребенка в 8 месяцев зависит от многих факторов: на естественном или искусственном вскармливании находится малыш, в каком возрасте начали вводить прикорм, есть ли у крохи склонность к аллергическим реакциям. Одни малыши в 8 месяцев уже имеют довольно разнообразное меню, включающее каши, фрукты, овощи, мясо, яичный желток, кисломолочные продукты и даже выпечку; другие к этому возрасту знакомы, кроме маминого молока, лишь с 2–3 новыми продуктами.

Как кормить ребенка в 8 месяцев на грудном вскармливании?

В это время у вашего малыша пятиразовое питание. Утром и вечером по-прежнему кормите только грудным молоком. Если ребенок просит, продолжайте кормить его ночью. Кроме этого, есть еще три дневных приема пищи, во время которых предлагаем малышу различные прикормы.

Меню на день может быть таким:


  • 10.00 - детская каша (в этом возрасте даем многокомпонентные каши, каши с фруктовыми добавками) - 180 г, фруктовое пюре - 40 г, грудное молоко.

  • 13.30 - мясной бульон или суп-пюре, либо овощное/мясное пюре - 180 г, сухарик, грудное молоко.

  • 18.30 - творожок - 40 г или кисломолочные продукты - 120 г, грудное молоко.

Таким образом, после каждого кормления желательно докармливать малыша грудным молоком.

Это примерное меню и каждый день оно может быть разным. Например, в понедельник даем на завтрак гречневую кашу, во вторник - многозерновую кашку; в обед даем картофельное пюре, на следующий день - сложное овощное пюре, и т.д.

Как кормить ребенка в 8 месяцев на искусственном вскармливании?

При планировании меню 8-ми месячного ребенка нужно быть внимательнее к тому, чтобы малыш получал с питанием все необходимые витамины и микроэлементы. Новинками в питании могут стать рыба, сухарики, мясные пюре.

Примерное меню для ребенка на искусственном вскармливании похоже на вышеуказанный рацион для детей, находящихся на грудном вскармливании.

Утро и вечер - это молочная смесь (до 200 г на одно кормление). В течение дня меню ребенка может быть такое:


  • 10.00 - детская каша (например, овсяная каша с грушей) - 180 г, яблочно-банановое пюре - 40 г, яблочный сок - 40 мл.

  • 13.30 - мясной бульон - 180 г, пюре овощное - 50 г, можно с рыбой или мясом, сухарик.

  • 18.30 - творожок - 40 г, можно кефир - 120 г, пюре из абрикосов с яблоком - 40 г.

Это примерное меню, блюда в нем можно и нужно чередовать.

Обратите внимание, что время кормления в меню указано только ориентировочно. Возможно, у вас с вашим малышом будет другой распорядок питания, удобный и подходящий именно вам. Если вы решили ввести новый прикорм, но ребенок категорически отказывается это есть, отложите новое блюдо на потом. Попробуйте что-то другое или оставьте меню прежним. Часто бывает, что через пару месяцев ребенок уже с удовольствием кушает то, от чего отказывался раньше. Таким образом, решая вопрос о том, как правильно кормить ребенка в 8 месяцев, учитывайте не только рекомендации экспертов, но и ваши с малышом предпочтения.

Какой стул у ребенка в 8 месяцев. Сколько раз он писает.

При мочеиспускании и дефекации ребенок стремится к самостоятельности: любит делать свои дела на полу и трогать затем лужицы и кучки. Так малыш начинает знакомиться с продуктами своей жизнедеятельности, устанавливать связь между своим действием и получившимся продуктом.

Кратность походов в туалет остается прежней.

Как играть с ребенком в 8 месяцев

Развивайте у малыша чувство равновесия. Для этого достаточно взять его на руки и кружить, подвесить под потолок воздушный шарик и поднять, чтоб малыш мог дотянуться до него. Читайте ему книги с красивыми картинками, где он сможет изучать новые предметы, цвета, животных. Можно класть игрушку подальше, чтобы ребенку пришлось больше ползти к ней. Помогайте малышу собирать пирамидки или конструкторы с крупными деталями. Показывайте части тела, проговаривая их названия, просите показать эти части у вас. Это поможет ребенку лучше ориентироваться, и если что-то заболит, он без труда оповестит вас об этом. Показывайте разные цвета и называйте их. Помогите развивать слух и интуицию ребенка - спрячьте погремушку в платок и потрясите ею. Спросите, слышит ли он погремушку, где она. Вы можете развить логику и аккуратность малыша, играя с кубиками и строя из них башенки или складывая их в коробку. Конечно, обязательно при этом нужно говорить с ребенком и объяснять свои действия. Для координации и глазомера катайте друг другу мячики, вращайте их с ребенком, учите его, малыш может бегать за мячиками, ловить их. Вашему крохе обязательно понравятся новые игры. Почаще гуляйте и ведите активный и разнообразный образ жизни. Главное - все время находится рядом с ребенком, чтобы разделить с ним радость от познания мира.

Примеры игр

Психологи в этом возрасте рекомендуют не ограничивать развитие ребенка и предлагать ему помимо игрушек любые бытовые безопасные предметы. Например, на кухне можно развлечь малыша, предложив ему поиграть с посудой, пластиковыми бутылками с крышечками, судочками с крышками разных размеров, крупой, макаронами и прочее. Почаще гуляйте и ведите активный и разнообразный образ жизни. Главное - все время находится рядом с ребенком, чтобы разделить с ним радость от познания мира.

Полезно знать

Помните, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Просто будьте рядом во время подобных игр и принимайте элементарные меры безопасности.

Строим из кубиков.
Возьмите несколько пластмассовых кубиков. Постройте башню, ставя один кубик на другой. Рассыпьте ее и попросите ребенка построить такую же башню, помогайте ему - подавайте кубики. Если нужно, ставьте кубики друг на друга вместе с ним. Называйте цвета кубиков, указывайте их размеры. Игра совершенствует движения рук, развивает зрительный анализатор и цветовое восприятие.

Разрушаем башню.
Постройте «башню» из кубиков и покажите малышу, как толкнуть ее. «Башня» рухнет, а вы сокрушенно прокомментируйте ее падение: «Ох, все обвалилось!» Вскоре ребенок начнет получать удовольствие от сознания, что он такой сильный и может производить такой замечательный эффект.

«Осязательные» картинки.
Сделайте «осязательные» картинки из различных материалов и тканей. Можно взять кусочки плюша, атласа, резинового коврика - все это интересно потрогать и пощупать. Пусть малыш перед сном «почитает» свою осязательную «книжку».

Ведро для игрушек.
В деревянный ящик или яркую коробку сложите игрушки. Положите возле малыша. Сначала ребенок будет только выкладывать игрушки - похвалите его. Покажите пустую коробку. Пусть малыш поиграет игрушками, которые он достал. Называйте предметы, которые он достает. Теперь скажите: «А давай возьмем мячик и положим его на место». Вскоре ребенок научится не только вынимать игрушки из коробки, но и складывать их обратно. Со временем усложняйте игру, сделав в коробке несколько отделений для разных игрушек. Это игра приучает ребенка убирать игрушки по вашей просьбе на место.

Пирамидка.
Разберите пирамидку и наденьте только одно кольцо. Пусть малыш рассмотрит и поиграет ею. Затем возьмите другое колечко, просуньте свой палец в дырочку и покажите ребенку: «Дырочка». Медленно наденьте кольцо на стержень. Повторите несколько раз показывайте дырочку и медленно надевайте кольцо на стержень. Сделайте тоже пальчиком малыша. Теперь спросите его: «Где дырочка?». В процессе игры малыш знакомится с новыми словами, развивает согласованность действий правой и левой руки.

Играем с крупами.
Начать играть в эту игру можно тогда, когда малыш перестал брать в рот все подряд. Малыш сидит за своим столиком. На пластиковую салфетку или поднос положите немного вареного риса (гречки, изюма т.д.). Понаблюдайте, что будет делать ребенок - трогать ручками, пересыпать, выбрасывать или просто класть в ротик. Поставьте рядом пустую мисочку, и положите одно зернышко в нее. Попросите малыша сделать тоже самое. Постепенно он научится перекладывать крупу из одной ручки в другую, складывать их в мисочку. Это игра развивает тактильную чувствительность и согласованность в движении рук.

Рисование фломастером.
В магазине канцелярских товаров купите толстый маркер зеленого, синего, красного или фиолетового цвета. Малыш сидит на полу широко расставив ноги. Положите перед ним чистый лист бумаги большого размера (можно куски обоев). Затем возьмите фломастер и вложите его в правую ручку малыша и проведите прямую линию. Скорее всего, увидев след от фломастера, ребенок попытается схватить его ручкой. Похвалите его, как хорошо и красиво он рисует, называйте цвета, которыми он рисует. Ребенок может быть безразличен к фломастеру одного цвета, и восторгаться следами другого, поэтому экспериментируйте. Это игра совершенствует движения рук, знакомит ребенка с последствиями от его действий.

Из одной в другую.
Дайте малышу большую картонную коробку, в которой лежат небольшие по размеру предметы (безопасные). Теперь, дайте ему пустую коробку, и пусть он перекладывает предметы в нее. Это игра обычно очень увлекает ребенка. Постепенно предметы и коробки уменьшайте в размере. Игра согласовывает движения рук, способствует речевому развитию (развивает моторику).

Игры с телефоном.
Предложите малышу «поговорить» по телефону. Можно дать ему игрушечный аппарат, а лучше - настоящий, отключив его от сети. Ребенок с удовольствием подержит трубку и «поговорит» в нее.

Нужно ли идти в поликлинику в 8 месяцев?

Плановый осмотр педиатра каждый месяц. Измерение роста, взвешивание. Плановая вакцинация не проводится. Анализы не проводятся.

Второе полугодие жизни у каждого новорожденного проходит по-разному, одни ведут себя спокойно и быстро набирают массу, другие стремятся познавать мир и отличаются чрезмерной активностью. Чтобы развитие ребенка в 8 месяцев проходило правильно, задачей родителей является обеспечить крохе положительный микроклимат в родном коллективе, как можно больше общаться с малышом, а также окружить маленького члена семьи лаской и заботой.

На восьмом месяце набор массы будет не таким значительным, как ранее. Это и неудивительно, ведь ребенок уже больше двигается, ползает, приподнимается, из-за чего тратит намного больше энергии. Вес восьмимесячного малыша в норме должен составлять 8-8,5 килограммов, однако это средний показатель, который может иметь отклонения вплоть до 2 кг. Тревогу стоит бить в том случае, если новорожденный за месяц вовсе не набирает веса, или, что еще хуже, теряет его. Это может быть следствием нехватки питания или же болезни – в любом случае ребенка следует показать педиатру.

Оптимальный режим питания для 8 месяцев – это прием пищи через каждые 4-5 часов. С этого времени можно начинать постепенно отучать кроху от груди, лучше всего вначале ограничить ночные кормления. Вместо привычных 2-3 раз попробуйте оставить 1-2 кормления. Чтобы ребенок не испытывал ночью чувства голода, перед сном наряду с грудным молоком предложите малышу кашку или молочную смесь (главное, давать прикорм перед прикладыванием к груди, иначе ребенок не станет его есть). Со временем аналогичным образом можно ограничивать количество дневных кормлений, постепенное отстранение от грудного питания поможет малышу спокойнее перенести этот период, а вам позволит избежать проблем с переполненными молочными железами.

В 8 месяцев у крохи обычно уже есть 4-6 зубиков, однако некоторые детки получают первый резец к году, если не позже. Позднее развитие зубного ряда не является отклонением или тревожным симптомом, но все же стоит показать малыша педиатру во избежание возможного заболевания.

Ножки и ручки восьмимесячного малыша уже не такие пухленькие, как раньше, локтевые и коленные суставы укрепляются, поэтому вскоре он сможет сам вставать на ножки. Поначалу, самостоятельно встав около опоры, ребенок может капризничать и плакать. Распространенная ошибка неопытных родителей в том, что они думают, будто малышу больно, на самом деле, у крохи просто не получается сесть обратно, что и вызывает панику. Помогите малышу присесть, после чего опять приподнимите и усадите обратно, проделав это несколько раз, малыш поймет, что ничего сложного нет, и успокоится.

Развитие пищеварительной системы на данном этапе практически завершено, поэтому организм готов к приему взрослой пищи. С 8 месяцев можно давать ребенку разнообразные продукты: каши, макаронные изделия, мясо и рыбу, овощи и фрукты. Табу лежит лишь на сладостях, солениях, копченых и жареных блюдах, а также ненатуральных продуктах.


Начиная с полугода новорожденные проявляют повышенный интерес к познанию окружающего мира, поэтому все незнакомые предметы и явления они стремятся попробовать на вкус и пощупать. Не нужно ограничивать малыша, ведь он осваивает новые для себя ощущения, предлагайте ему игрушки из разных материалов (резины, дерева, ткани и пр.) для развития моторики, знакомьте кроху с яркими цветами и новыми звуками, чтобы стимулировать память.

В 8 месяцев малыши уже могут лепетать, а некоторые произносят свои первые слова – мама, баба, ам-ам, дай и пр. Помогите развитию разговорных навыков ребенка – больше читайте, пойте малышу песенки, рассказывайте скороговорки. Приобщайте кроху к совместному диалогу, предложите повторять за вами слова или же попробуйте повторять лепетание малыша, он обязательно оценит ваши попытки.

Примерно в 8 месяцев кроха начинает проявлять характер, сейчас он может кричать и требовать вашего внимания наиболее активно. Попытки манипулировать вами должны мягко пресекаться, поскольку, предоставив сейчас полную свободу действий, перевоспитать непослушного активиста уже не получится.

  • Сразу обозначьте предметы, непозволительные для игр, и не отступайте от установленного правила;
  • Договоритесь с домашними, чего нельзя разрешать и давать ребенку, ведь если вы будете запрещать что-либо, а бабушки или дедушки станут это разрешать, воспитательного эффекта вы не добьетесь;
  • Не идите на поводу у вредины, если он капризничает без повода, – не спешите брать его на руки, поскольку вполне возможно, что малыш успокоится самостоятельно. Отвлеките его игрушкой, музыкой, а на руки берите только в том случае, если все успокоительные средства не помогают.

Развитие характера личности проходит на протяжении всей жизни, поэтому важно с самого начала обозначить позволительные рамки и правила поведения, благодаря которым ваш ребенок вырастет воспитанным человеком.


8 месяцев – возраст познания окружающего мира, сейчас малыш еще не совсем осознанно знакомится с новыми вещами и явлениями, однако все полученные на данном этапе знания станут основой для его дальнейшего развития. Важно в данное время показать крохе, что можно трогать, а что категорически запрещено. Так как кроха еще не понимает многих моментов, постарайтесь наглядно показать, что произойдет, если он, к примеру, дотронется до плиты или утюга. Проведите эту манипуляцию самостоятельно и изобразите, как вам больно. Предложите ребенку пожалеть вас и расскажите, что такое поведение принесет немало болезненных ощущений.

Разумеется, все опасные предметы в квартире должны быть надежно спрятаны, также во избежание травм постарайтесь зафиксировать ящики столов и шкафов так, чтобы ребенок не смог их открыть. Для дверей, подоконников и углов стола можно использовать силиконовые накладки, а электрические кабели и шнуры лучше спрятать под ковер или плинтус. Отдельно следует отметить опасность бытовой химии, так как кроха в 8 месяцев способен сам передвигаться по комнате ползком, ограничьте его доступ к ванной комнате, где обычно хранятся моющие средства и порошки. Любопытные детки все пробуют на вкус, а такое «лакомство» может стать причиной значительного отравления.

С полугода жизни для развития памяти малыша можно использовать самые разные игрушки. Крохи любят музыкальные предметы – надоевшие погремушки можно заменить интерактивными плакатами с буквами и музыкой или же музыкальным пианино. Мягкие кубики с цифрами, буквами, предметами и животными помогут не просто обучать кроху новым словам, они могут служить в качестве материала для постройки башен, а также прекрасно подойдут для кидания вместо мяча.

Выбирая занятия для ребенка, основывайтесь на его увлечениях: к примеру, если малыш очень активный, займите его спортивными занятиями, тренируйтесь с фитболом, покажите грудничку перекладины и кольца, приобретите детский боулинг и мягкие мячики. А спокойных деток могут заинтересовать менее активные игры: купите детское лото для развития памяти, мягкие пазлы или разнообразные пирамидки, которые помогут развитию мышления и укреплению маленьких пальчиков.

На восьмой месяц детки активны и жизнерадостны, общительны и любознательны. Они приобретают новые навыки, уже многое знают и умеют. Детки в данном возрасте всем интересуются и много двигаются. Они с радостью и умело повторяют действия за взрослыми, узнают близких людей, знакомые мелодии и вещи. В статье мы подробно рассмотрим, что должен уметь ребенок в 8 месяцев. Узнаем, сколько он должен весить и другие особенности развития.

Характеристика развития в 8 месяцев

В данном возрасте у крохи продолжают или только начинают прорезываться зубки. Поэтому можно наблюдать незначительное повышение температуры, нарушение стула, отказ от пищи. Грудничок может чаще капризничать и плакать, плохо спит. Чтобы снять воспаления и боль в деснах, используйте различные средства. Хорошо подойдут прорезыватели для зубов .

Из-за повышенной физической активности темпы роста ребенка 8 месяцев слегка замедляются. Мышцы уже достаточно окрепли, чтобы младенец мог легко сидеть и переворачиваться, стоять и ползать, в том числе назад и на четвереньках. Он умеет садиться, ложиться, переступать предметы и вставать, подтягиваясь за опору.

Ребенок интересуется и много времени изучает игрушки. Он легко отслеживает и провожает взглядом вещь, протягивает руки и хватает предмет. Малыш может удерживать игрушку и перекладывать из руки в руку. Если он уронит предмет, станет искать его. Кроме того, восьмимесячные детки умеют и любят катать мяч, перелистывать страницы книжек, трогать и жать разные кнопки. Исходя из этого, подбирайте игры и игрушки для крохи.

В восемь месяцев кроха уже пробует сам кушать с ложечки, брать в руки твердую пищу и откусывать кусочки. При этом стул ребенка становится оформленным, без резкого запаха. А дефекация происходит примерно раз в сутки.

Физическое развитие

Малыш в 8 месяцев прибавляет порядка 0,5 кг в весе и полтора сантиметра в росте по сравнению с показателями прошлого месяца. При этом учитывайте, что для каждого малыша характерно персональное развитие. Показатели могут отличаться от стандартов. Примерные вес и рост ребенка в 8 месяцев указаны в данной таблице.

Еще раз отметим, что нормы развития ребенка могут различаться. Это зависит от наследственности и особенностях организма, от питания и активности крохи. Более подробная таблица прибавки веса и роста ребенка по месяцам представлена .

Психическое развитие

Важно обратить внимание не только на физическое, но и на психическое развитие ребенка в 8 месяцев. Оно включает речевые навыки, память, мышление и коммуникацию, эмоциональное состояние и реакции, умственные способности.

Развитие речи в данном возрасте отличается появлением интонации. Ребенку легко удается повторять одинаковые слоги, типа “ба-ба”, “па-па”, “ма-ма” и так далее. Восьмимесячные детки жизнерадостны и активны, но к незнакомцам относятся настороженно. Память у крохи развивается, и он запоминает последние события. Он легко узнает знакомые лица, предметы и игрушки.

Если спросить у малыша, где находится хорошо знакомый для него предмет, он покажет рукой или пальчиком. В восемь месяцев он также может по просьбе помахать ручкой. Многие детки любят хлопать в ладоши и играть в ладушки. Кстати, малышам нравятся игры с повторяющимися действиями.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 8 месяцев

  • Положите ребенка в пустую ванну на дно и включите медленный поток воды, чтобы он постепенно наполняла емкость. Это научит кроху подниматься на локти и колени. Это особенно полезно, если он еще не освоил ползание на четвереньках. Следите, чтобы малыш не захлебнулся!;
  • Используйте в процессе купания различные игрушки. Это плавающие резиновые зверюшки, формочки. Пусть он хлопает ручками по воде, нажимает на пищащую уточку или переливает жидкость из одной емкости в другую. Плавание и в стандартной ванне, и в бассейне с инструктором, крайне полезны для малышей в этом возрасте;
  • Развитие мелкой моторики предполагает использование различных игровых панелей с кнопками, пуговицами и замками, закрывающихся и открывающихся коробочек или сундучков, мягких книжек, пирамид с колечками. Многие такие игрушки можно легко сделать самостоятельно. Дайте ребенку потрогать и пощупать мелкие предметы. Они развивают и совершенствуют мелкую моторику рук и пальчиков;
  • Перед применением новых игрушек, покажите на собственном примере, как они действуют. Покатайте машинку, постучите барабан, соберите кубики и так далее. Дети в таком возрасте копируют поведение взрослых, поэтому они будут повторять за папой и мамой. Таким образом, вы научите ребенка правильно обращаться с игрушками;
  • Игры с предметами одной структуры помогут понять взаимосвязь связь между ними. Для этого складывайте и раскладывайте кубики, шарики, колечки и другие однородные изделия разных цветов;
  • Просматривайте фотографии и попросите малыша показать маму, папу, близких людей и самого себя. Используйте картинки с известными ребенку животными. Повторяйте и имитируйте звуки, которые они издают;
  • Чаще слушайте музыку с разным ритмом и пойте песни, танцуйте. Это развивает слух, чувство ритма и такта. Кроме того, танец способствует развитию координации и равновесия. Для этого также можно периодически поднимать малыша вверх и опускать обратно;

  • Обязательно перелистывайте странички, и читайте книги с ребенком. Они должны быть с яркими и красочными иллюстрациями. Можно оборудовать полку, куда кроха сможет дотянуться сам. Сложите туда любимые книги ребенка, чтобы тот в любое время мог их достать;
  • В процессе прогулки обращайте внимание на различные звуки, которые издают птицы и животные, машины, самолет и так далее. Называйте источник звука и попробуйте повторить его вместе;
  • На глазах ребенка спрячьте игрушку или другой знакомый предмет и просите найти вещь. В этом возрасте ребенка можно ненадолго садить в манеж, ходунки или стульчик для кормления. Кстати, сегодня выпускают устройства-трансформеры, которые сразу включают функции ходунков, стульчика, колыбели и даже качелей;
  • Для правильного и нормального развития регулярно выполняйте гигиенические процедуры, принимайте солнечные и воздушные ванны, гуляйте, делайте массаж и гимнастику.

Нарушения в развитии

Обратим внимание на то, что развитие у каждого ребенка индивидуальное. И это касается не только веса, роста и других физических показателей. Если кроха еще что-то не умеет делать, это не значит, что у него проблемы со здоровьем.

Одни детки приобретают конкретные навыки раньше, другие – позднее. Но существует ряд умений, которые детки в восемь месяцев должны выполнять обязательно. Родителям следует обеспокоиться, если ребёнок на восьмом месяце жизни не садится, не ползает назад и не пробует это делать, даже не пытается вставать у опоры и не способен простоять несколько секунд, держась за опору или за взрослого двумя руками.

Беспокоиться нужно, если в 8 месяцев мальчик или девочка не хватает предложенную игрушку и не удерживает в руках, не перекладывает предмет из одной руки в другую. Если дети не произносят слоги и не проявляют никаких эмоций. При перечисленных случаях нужно обратиться к педиатру.

Питание восьмимесячного ребенка

Физическое развитие и питание неразрывно связаны друг с другом. В возрасте восьми месяцев малыш еще может оставаться на грудном вскармливании, однако число таких кормлений и полноценных прикладываний к груди сокращается до двух раз в сутки. В остальных случаях докармливайте кроху грудным молоком либо искусственной смесью после основного прикорма. Причем норма приемов пищи составляет шесть раз в день.

В рацион ребенка уже включены многие овощи, среди которых кабачок, брокколи и цветная капуста, картофель. Теперь можно ввести морковку и тыкву. Продолжайте давать безмолочные кашки и фруктовые пюре. Среди новой пищи начинают вводить растительное и сливочное масло, мясное пюре, фруктовый сок, творог и яичный желток.

Вводите каждый продукт осторожно и постепенно, следите за самочувствием и реакцией грудничка. Пищу дают в измельченном виде. Так, она усваивается легче. Кроме того, зубки у крохи только появляются, и он еще не умеет жевать. В блюдо можно добавлять молочную смесь или грудное молоко, масло. Но не кладите сахар, соль и специи!

Для первого мясного прикорма подойдет измельченная вареная индейка или курица, смешанная с овощным пюре или безмолочной кашей. Соки делайте из яблока или груши. В первое время смешивайте напиток наполовину с водой. Постепенно снижайте долю последней и переходите на полноценный сок. Подробное меню, как и чем кормить девочку или мальчика в восемь месяцев, вы найдете по /.

Дети на восьмом месяце жизни отличаются любознательностью и проявляют большую активность в познании окружающего мира. Именно в этот период они учатся ощущать безопасность и тревогу, начинают говорить и готовиться к следующему шагу после сидения – хождению. Если развитие ребенка в 8 месяцев происходит нормально, то это в дальнейшем помогает ему не отставать от своих сверстников.

Однако наличие каких-либо отклонений должно насторожить родителей и привести к посещению консультаций соответствующего специалиста. Чем же так примечателен возраст 8 месяцев, и каковы нормы развития детей в этот период?

Ваш малыш активно растет, как вширь, так и в высоту. Согласно нормам, которые закреплены ВОЗ, вес мальчиков может колебаться от 6,9 кг до 10,7 кг, а вес девочек – от 6,3 кг до 10,2 кг. Что до роста, то для мальчиков он может составлять от 66,8 см до 73,1 см, а у девочек – от 66 см до 72,5 см. Одновременно с этим увеличивается окружность головы (приблизительно на 5 см), а также расширяется грудная клетка. Ведь внутренние органы ребенка тоже растут, и им уже требуется намного больше места для комфортного и функционального размещения.

Если ваш ребенок по каким-либо причинам по высоте не дотягивает или сильно по размерам преувеличивает указанные нормы, впадать в панику не стоит. Для начала проконсультируйтесь с педиатром. Возможно, причина в наследственности (оба или один из родителей невысокого роста или, наоборот, очень высокий). Более важным здесь является показатель веса. Если он меньше нормы, значит, ребенка недокармливают, что может привести к отставанию в росте всех органов и к замедлению развития. Когда же вес превышает указанную норму, значит, вы ребенка перекармливаете, что также может привести к ухудшению его здоровья.

На 8-м месяце малыш способен порадовать родителей наличием 4-6 зубов. Чаще всего ими являются центральные передние и нижние резцы. Но если вылезли другие зубы, то расстраиваться не стоит. Развитие ребенка проходит индивидуально, и отклонения в порядке роста зубов не являются патологией. Отсутствие зубов также не должно быть для вас проблемой. В таком возрасте они могут еще задерживаться и пока не прорезываться.

Спать ребенок может до 15 часов в сутки, а есть через каждые 4 часа. С середины 8-го месяца вы можете уже не так сильно измельчать пищу для прикорма, постепенно приучая ребенка к жеванию. Мнение педиатров и стоматологов сходится в том, что это очень полезно, поскольку способствует укреплению десен и зубов. К тому же, это поможет подготовить малыша к переходу к взрослому столу.

Что ребенок должен уметь?

  1. В 8-ми месячном возрасте малыш способен уже самостоятельно садиться, а также ложиться обратно из сидячего положения.
  2. Еще одно важное умение – это способность переворачиваться в любом положении. Делать это ребенок может, стремясь достать интересующий его предмет.
  3. Ребенок такого возраста уже умеет вставать на ножки, удерживаясь за что-то руками (перила кровати, большая игрушка). Он пытается делать шаги, передвигаясь боком.
  4. Малышу интересно, и он может играть в простейшие игры («ладушки», «ку-ку»), машет на прощание рукой.
  5. Многие дети уже активно ползают, исследуя окружающее пространство и пытаясь добраться до самых интересных, по его мнению, предметов.
  6. У ребенка развито умение захватывать предметы «пинцетным методом», то есть при помощи двух пальцев.
  7. С помощью одного кубика малыш пытается двигать другой и наблюдает за его поведением. Если второй кубик упал, то он пытается его поднять и поставить на место.
  8. Ребенок способен понимать, о каком предмете или объекте идет речь и при необходимости легко показывает на него пальцем.
  9. У него получается пользоваться столовыми предметами (ложка, чашка), он ест пищу небольшими кусочками.
  10. Ребенок способен стащить носок с ножки.
  11. Начинается период лепетания, когда ребенок начинает говорить отдельные слоги, пытаясь соединять их в слова («ма-ма», «ля-ля»).

Психическое развитие

В возрасте 8 месяцев ребенок учится лучше понимать взрослую речь. При этом он уже умеет выполнять несложные просьбы: взять игрушку, дать мячик. Также это период, когда ребенок начинает говорить.

Именно в это время многие родители отмечают повышение привязанности к матери. В этом нет ничего страшного. Ни в коем случае не стоит отказывать ребенку в защите и близком нахождении матери, аргументируя это тем, что он вырастет «маменькиным».

Ведь в это время ребенок уже четко понимает, где мама, «свои», а где «чужие», незнакомые люди. Может появиться страх перед чужими людьми. И в таких ситуациях ребенок будет искать защиты у матери или кого-то близкого. Не отказывайте малышу в этом, поскольку для нормального дальнейшего познания мира ему стоит вначале четко ощутить границы зоны комфорта, безопасности. И лишь после этого он может бесстрашно отправляться на изучение окружающей действительности.

Восьмимесячный ребенок активно реагирует на громкие звуки. Поэтому вы можете заметить, как он пугается фена или пылесоса. Также вы можете заметить, что ваш малыш научился не только хватать предметы, их трогать и ощупывать, но также пытается их гладить при помощи пальца или ладошки.

Если какой-то предмет заинтересовал малыша, то он указывает на него и просит кого-то из родителей поднести себя к нему. Такими интересными объектами может стать все, что открывается – холодильник, окно, тумбочка.

Когда малышу показывают его отражение в зеркале, то он ему улыбается. В таком возрасте ребенок уже понимает, когда ему что-то запрещают и может проявлять обиду на строгий тон, обращенный к нему.

С помощью глаз ребенок учится распознавать предметы под разными углами. Теперь любимую игрушку он узнает, как сверху, так и сбоку. У него развивается понятие о свойствах разных вещей, поэтому он с удовольствием катает по полу мячик, разрывает на кусочки бумагу или дергает за висящую веревочку.

Теперь ваш ребенок умеет концентрироваться на каком-либо интересном занятии в течение 10 минут. И даже если вы его ненадолго прервете, то он вспомнит об игре и может захотеть к ней вернуться.

Ребенок учится достигать свою цель и эмоционально реагирует на удачу или же промах, может огорчаться по этому поводу. Поэтому не забывайте малыша чаще хвалить, даже за самые малые достижения.

Малыш становится настоящим манипулятором, проверяя родителей на стойкость. Здесь вам нужно научиться находить «золотую середину», чтобы не подавлять его интерес к познанию и в то же время поддерживать свой авторитет.

Еще малыш будет стремиться наладить контакт с окружающими, что может проявляться в его заинтересованности другими детьми, желании их потрогать или им улыбнуться.

Как с ребенком играть и заниматься?

Особенность развития детей до года в том, что даже разница в один месяц видна невооруженным взглядом. А что уж говорить, когда сравниваешь развитие ребенка в 2 месяца и в 8 месяцев. Поэтому то, как вы общаетесь с малышом, играете и способствуете его развитию также должно отличаться. На что же стоит обратить внимание, занимаясь с ребенком в 8 месяцев?

Активные движения требуют значительного пространства. Поэтому организуйте большое игровое поле для малыша.

Стремясь улучшить его координацию, вы можете соорудить для ребенка «полосу препятствий». Сделайте тоннель из коробок, наложите гору подушек, сделайте горку, спускающуюся с дивана, организуйте лабиринт из больших игрушек. Преодоление этих препятствий разовьет у малыша способность ощущать свое тело в пространстве и управлять им. Также он будет учиться правильно оценивать размеры объектов.

Чтобы укрепить мышцы на руках, шее и спине, учите ребенка игре «тележка». Пусть он будет предметом, у которого вместо колес – руки. Даже за недолгое движение на руках и передвижение вперед ползком обязательно хвалите ребенка. Потом можете осваивать движение назад.

Следующая игра, которая заинтересует малыша в 8 месяцев – это «А ну-ка, разрушь башню». Используйте для игры крупные, но легкие пластмассовые или же тряпичные кубики. Сначала возведите из них строение, которое затем предложите малышу разрушить. Обычно дети проделывают это с большим восторгом. После этого похвалите малыша, сказав, какой он сильный и непобедимый герой, способный разрушить башню. Экспериментируйте с высотой. Стройте башни ростом с ребенка, выше его, или ниже его. Пусть он также учится пониманию «высокий-низкий».

Очень любят такие детки игрушки со световыми и звуковыми эффектами. Нажатие клавиши или кнопочки, после которого что-то происходит, вызывает у них восторг и радость. Показывая новую игрушку, сначала предложите ребенку самостоятельно догадаться, что и как следует сделать. Когда он поймет и проделает необходимые манипуляции, обязательно похвалите малыша за сообразительность.

Также в этом возрасте дети очень любят ритмичную музыку. Покажите им, что они способны тоже создавать такие звуки. Предложите малышу деревянную ложку и поставьте перед ним несколько предметов с различной поверхностью. Включите музыку и покажите, как можно ложкой барабанить так, чтобы каждый раз получался новый звук.

С такими детками необходимо развивать речевой аппарат. Для этого необходимо как можно больше с ребенком разговаривать, рассказывая все и обо всем. Даже самые простые вещи, которые для вас являются обыденными, будут для него настоящим открытием. Когда малыш обратит внимание на какой-либо звук, обязательно объясните ему, откуда он происходит, или кто его издает. Покажите ему, что мир состоит из звуков, и он непременно захочет стать его частью.

На улице предлагайте малышу рассмотреть листики, потрогать траву, цветы и землю. Тактильные ощущения сделают для него мир еще более интересным и интригующим.

Задача родителей

Ваш малыш достиг того возраста, когда ему необходимо преодолеть боязнь окружающего мира, чтобы познать его. Большая роль в этом процессе отводится родителям. Вы – опора и защита ребенка в этот период, поэтому никогда не отталкивайте и не ругайте малыша, если его что-то испугало. Ребенок боится? Обнимите его, приласкайте, скажите доброе слово, чтобы он почувствовал себя в безопасности. После этого он снова вернется к познанию мира и всего в нем существующего.

Ни в коем случае не оставляйте такого малыша с незнакомыми людьми. Именно сейчас у него проявляется страх перед «чужим» и «неизведанным».

В этот период ребенок может с особой сложностью расставаться с мамой, постоянно требуя ее присутствия. Не следует это игнорировать, а нужно лишь переждать это время. Став старше, он снова обретет уверенность в себе и будет познавать мир с еще большим энтузиазмом.

В этот период можно попробовать приучить ребенка к горшку. Однако сильно не настаивайте. Если ребенок категорически протестует, тогда отложите это знакомство на несколько недель и потом снова вернитесь к нему.

Активность восьмимесячного младенца говорит о том, что он готов войти в эру «шишек и падений». Это неизбежная часть взросления. Порой у вас будет замирать сердце, когда вы будете видеть, как ребенок ударяется обо что-либо, но сейчас очень важно присмотреться к тому, как он исследует окрестности и их границы.

Если вы не обезопасили дом ранее, то сейчас самое время это сделать. Поползайте на уровне ребенка, постарайтесь обнаружить возможные опасности. Уберите из поля деятельности ребенка хрупкие и острые предметы так высоко, чтобы малыш до них не дотянулся. Всю не особо устойчивую мебель прикрепите к стене. Особенно это касается комодов и этажерок.

У ребенка, скорее всего, уже прорезались 2-4 зуба. Многие мамы замечают, что промежутки между зубами достаточно большие. Не беспокойтесь, вероятнее всего, они закроются ближе к двум годам, когда прорежутся все 20 молочных зубов.

В питании в 8 месяцев можно добавить фрукты. Для начала – в протертом виде, позже – небольшими кусочками. Остальные введенные продукты – овощи, каши, мясо – разнообразьте.

Психология

Для ребенка важно осознание постоянства, поэтому сохраняйте созданные ранее ритуалы. Кроме этого ваш восьмимесячный малыш настолько привязан к вам, что начинает плакать, как только вы уходите даже на минутку (например, в другую комнату). Тревога ребенка по поводу вашего ухода – нормальное явление. Есть множество причин, по которым вам иногда приходится ненадолго уходить.

Короткая разлука способствует социализации, поскольку ребенок приспосабливаются к другому человеку, с которым вы его оставляете. Совсем скоро малыш поймет, что вы всегда возвращаетесь.

Кроме этого, для мамы – это отличный способ профилактики депрессии и выхода из состояния «день сурка»: небольшая прогулка с подругой, посиделки за чашкой кофе в кафе, визит к маникюрше или косметологу. В то время как малыш привыкает к социализации, оставаясь с другим человеком, вы поймете, что небо не рухнет, если вы не будете находиться 24 часа в сутки с ребенком.

Оставляйте ребенка на это время только со знакомым ему человеком. воспринимаются детьми как потенциальная опасность. Это нормальная реакция.

Навыки и умения

♦ Умеет сидеть некоторое время, самостоятельно садиться.

♦ Самостоятельно ползает (по крайней мере, передвигается – пусть на животе на полметра-метр).

♦ Хорошо удерживает игрушки, легко ими манипулирует, перекладывает из руки в руку, пытается складывать небольшие игрушки в ведро, целенаправленно кидает игрушки.

♦ Хорошо различает людей – свой-чужой.

♦ Пытается стоять у опоры (многие дети в этом возрасте начинают не только стоять у опоры, но и ходить, держась за опору).

♦ Разнообразит сочетание слогов, постоянно удваивает и утраивает слоги.

В 8 месяцев у ребенка начинается предметная игра. Так, например, если показывать малышу, что по игрушечному телефону можно разговаривать, прикладывая его к уху, то вскоре он будет повторять за вами это действие.

Начальное развитие речи

Сейчас и далее старайтесь активно использовать : как едет машина, как «говорит» собачка или кошка, как летит самолет. Ребенок обращает внимание на новые предметы, старайтесь каждый раз говорить, как они называются.

Как играть

Познакомьте ребенка с мыльными пузырями. Их любят все. Он будет с удовольствием ловить и лопать переливающиеся шарики.

Часто малыш сам затевает игру. Сидя в стульчике или коляске, начинает выкидывать игрушки на пол и ждет, что вы их поднимите. Для вашего ребенка это всего лишь игра, а не его капризы. Поддержите ее.

Младенец уже начинает запоминать свои игрушки и некоторые начинают ему надоедать. Вы можете просто убрать часть игрушек подальше, а через неделю вновь показать их ему. Он снова будет радоваться «новым» игрушкам.

Что чувствует и как себя ведет

Для вашего ребенка совершенно естественно проявлять беспокойство, когда вы куда-то уходите и оставляете его на попечение других. На самом деле это признак нормального развития ребенка.

Помогите ему облегчить прощание :

♦ Ласково, попрощайтесь с ребенком. Не затягивайте прощание, скажите, что скоро вернетесь.

♦ Если он напуган или плачет, задержитесь, чтобы успокоиться самой и успокоить малыша, но помните, что вы помогаете ему развивать привязанности к другим людям.

♦ После того как попрощались, не возвращайтесь и не смотрите, как он там, так как это только усложнит момент расставания для вас обоих.

♦ Если вас это успокоит, позвоните, когда вы доберетесь туда, куда собирались. Скорее всего, он прекратил плакать прямо после того как вы ушли.

♦ После возвращения обнимайте, целуйте ребенка. В этот момент важен телесный контакт. Ребенку необходимо знать, что мама рядом, мама его не бросила.

Помните – это важный этап взросления. Все люди проходят через это.

Задача родителей

Основная задача родителей в этом возрасте: создать безопасную – не только в физическом плане, но и в психологическом – среду для ребенка.

Ребенок должен быть уверен, что мама и папа его любят независимо ни от чего, что они всегда возвращаются, даже если уходят ненадолго, что, если потребуется помощь, родители всегда будут рядом и готовы помочь. Эта уверенность в близких воспитает в ребенке уверенность в самом себе.