Ребенок 1год 3 месяца. Внедрение в жизнь ребенка запретов

К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие . Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: «мама», «папа», «баба», «дай-дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко» (яичко), «ля-ля» (кукла), «га-га» (уточка), «ав-ав» (собачка). Этот «запас» сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку «кхи-кхи», теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже, дедушкину седую бороду.

Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения , пока что по несущественным признакам . О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя «откликается» на чисто внешние признаки .

И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки («такой» и «не такой»). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном . Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш «живет глазами», накапливая информацию об окружающем мире.

Пойми меня, мама!

Интенсивно развивается понимание речи взрослого , которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть, в разговорную практику. Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью. Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком I г. З мес.-1г. 6 мес.:

  • речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка значительно более длительный чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается. речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений.
  • описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: «Куколка едет на лошадке! (Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!»
  • отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: «Самолет летит! У-у-у!» Или: «Машина едет! Би-би-би!»
  • необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, «Бери ложку - будем есть кашу». Или: «Моем ручки - будут чистыми».
  • лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными.Например, «Возьмем купаться гагу-уточку». Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению.
  • создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия.
  • допускаются «сюрпризные» моменты, то есть, внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение).
  • широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например, «Где расческа?» (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы» (Показ).

Эмоциональность взрослого как условие понимания: Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый «язык» самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения. Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а, следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость,. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное , то есть, основополающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.

Не шалости, а знакомство с миром!

По- прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый «рисунок», они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы «вычерпывает» все свойства игрушки, желая узнать не только «что это?» но и «что с этим можно делать?»

Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает е е «новое» видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна, за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту, - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - «подай сюда!». Его невозможно уговорить «не баловаться», потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира.

Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок– прирожденный «исследователъ», потому что он рожден человеком. Начало раннего детства – «звездный» час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием «жизнь». Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом руководя.

Живое «зеркальце»

Возраст 1г. 6 мес. – особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом I г.-1г.Змес. «Скачок» в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта. Новым в поведении ребенка к I году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает е е по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к е е личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия . Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому. Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости.

Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками «большого человека». Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя «порядок» в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.

«Стихию» познания – под контроль

Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону «обратной связи», он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам.

«Адский период родительской жизни!»,- говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке. Мама говорит сыну или дочери: «Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!». Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные «подвиги» малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь – сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.

Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: «Нельзя!», чтобы удержаться в «рамках приличий» он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более, опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место.

Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки («кораблики»), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:

Мяч плывет по луже,
Грязный мяч не нужен,
Чистый мяч подсохнет,
Подпрыгнет высоко!

Лужа перед нами,
В лужу я не побегу,
Постою на берегу

Каким бы импульсивным ни был ребенок 1г. Змес.-1г. 6 мес, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.

Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и «обходные маневры», постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым «со слова». Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года –«драматическому» периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к I г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

МИНИ-ПРОГРАММА ВТОРОГО ТРИМЕСТРА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду.
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач.
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»)
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, «следочкам», доске, положенной на пол).
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения («шнуровка», «бусы», «цепи» предметов).
Уделить особое внимание развитию понимания речи . Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними).
Способствовать развитию активной речи ребенка. Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова – слова- «заместители», состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка).
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. Создавать «ситуации диалога» со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-«заместители»).
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам.
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству(«такой» и «не такой»), состоящие из одного действия: величина («большой - маленький»), форма («шарик-кубик»), цвет.
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты).
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый и большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов – строить, шары – прокатывать).
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой («Покорми лялю», «Положи лялю бай-бай-спать»).
Использовать возрастной стимул «Я сам!» для формирования элементарной самостоятельности. Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда.
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций.

Подросший малыш активен и любознателен. К счастью для взрослых его словарный запас еще мал, поэтому ребенок пока не «замучивает» своих родителей множеством вопросом, зато его исследовательский азарт побуждает кроху к изучению всего, что окажется рядом: игрушек, механизмов, приборов и устройств. В эту пору надо прятать подальше все, что может стать потенциальным источником опасности.

Сравнительно с предыдущим возрастным периодом изменений в расписании дня мало: один дневной сон, 4–5 кормлений (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка), 1–2 прогулки, чтение книжек - совместно со старшими, и развивающие игры - на усмотрение родителей. Важно сохранить доброжелательность малыша и поддержать его стремление к получению новой информации: рассказывать ему о природных явлениях, действиях, совершаемых взрослыми и другими детьми, транспорте, который он видит на улицах города, и многих других предметах и событиях, представляющих интерес для крохи.

Раннее развитие малыша

Сегодня можно приобрести массу развивающих пособий для самых маленьких. Родители с энтузиазмом скупают все подряд, забывая учесть главный фактор: малыш не в состоянии длительное время концентрировать свое внимание, а значит, буквально через пару минут после начала занятия он уже переключается на что–то другое. Поэтому не стоит отчаиваться, если кроха не проявляет интереса к предлагаемым забавам, вероятно, позже, когда ребенок станет старше, он вернется к игрушкам и с удовольствием будет обучаться вместе с вами.

Методик раннего развития существует много, как определить, которая из них оптимальна для вас? Только способом проб и ошибок. Для начала стоит купить пазлы или обучающие кубики, не помешает конструктор или подборки тематических картинок - с животными, растениями или иными объектами. В этом возрасте малышу уже можно предложить мелки для рисования или мозаику - для развития творческих навыков.

В расписании дня предусмотрите время для совместных игр - только систематические занятия будут способствовать интенсивному развитию крохи. Примерные варианты:

  • Смешать несколько пар носков, варежек, перчаток и предложить малышу, чтобы он их разложил правильно.
  • Собрать пирамидку или комплект матрешек.
  • Сложить картинку из кубиков. Разумеется, в этом возрасте лучше использовать комплекты с простыми изображениями.
  • Изучение окружающего мира. Этому можно посвятить часть прогулки. Рассказывайте крохе о природных явлениях, объясняйте, что такое дождь, гроза, радуга (если повезет) или ветер. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был интересен малышу, никогда не перегружайте его память большим объемом информации.
  • Музыкальное воспитание. Совместное исполнение песен доставит крохе немало удовольствия, способствуя улучшению настроения. Это могут быть произведения из известных мультфильмов или сказок.
  • Чтение детской литературы. На этом этапе развития желательно подбирать книжки с большим количеством иллюстраций. Обратите внимание малыша на то, что страницы нуждаются в бережном отношении, их нельзя рвать или мять. С раннего возраста ребенок должен приобретать навыки аккуратного обращения с книгами.

Как можно больше общайтесь с дочерью или сыном и старайтесь прививать ему умение играть с другими детьми. Пусть ребенок растет всесторонне развитой и коммуникабельной личностью: тогда в жизни ему будет намного легче найти общий язык и со сверстниками, и с взрослыми.

Физическое развитие

Малыш теперь не только уверенно ходит, но и способен поднимать игрушки с пола, присаживаться на корточки, переступать через препятствия и даже бегать. Каждое утро посвятите 10–15 минут гимнастике - благодаря ей ребенок получит заряд бодрости на весь день. Помните, что это мероприятие надо проводить в форме игры - ни в коем случае не принуждайте кроху к выполнению упражнений. Возможный вариант проведения зарядки:

  • приседания с мячом;
  • энергичные движения руками в горизонтальном и вертикальном направлениях;
  • ходьба по узкой тропинке, ее можно создать с помощью шнура;
  • движение боком;
  • обычная ходьба с высоким подниманием коленей;
  • прохождение через обруч.

Постарайтесь придумать для каждого упражнения забавную историю, тогда малыш не ощутит усталости и будет заниматься с удовольствием.

Питание малыша

Во многих семьях малыша после года переводят на общий стол. Правильно это или нет? Все зависит от того, придерживаются ли члены вашей семьи здорового образа жизни. Если в меню преобладают жареные и жирные блюда, мало овощей и фруктов, значит, ребенку такая еда полезной не будет. А может, вам стоит сесть вмести с ним на диету? Попробуйте, уже через пару недель вы ощутите позитивные перемены в организме.

Основные моменты

Каждый день малышу необходимы следующие продукты: мясомолочные, хлебобулочные, овощи и крупы. Не менее двух раз в неделю в меню должна быть рыба, 2–3 раза - творог, сметана и яйца. Ежедневная порция мяса - в пределах 80–100 г, рыбы - до 100 г. Позаботьтесь о достаточном количестве питья: давайте ребенку соки, чай, в том числе травяной, компоты из свежих или сухофруктов.

Помимо традиционного завтрака, обеда и ужина обязателен полдник. В качестве пятого кормления можно предложить стакан кефира и пару печений. Если кроха еще сосет грудь - предложите ему материнского молока. В перерывах между едой не забывайте предлагать ребенку питье, это особенно важно в летний период.

Режим дня

Постарайтесь составить расписание дня ребенка в едином ритме с семьей. То есть, время пробуждения по возможности должно быть одинаковым для всех, кто проживает в доме. Аналогичным образом поступите с приемами пищи - благодаря этому ребенок научится кушать за общим столом. Примерный распорядок дня:

  • 07:00 - пробуждение.
  • 07:00–07:30 - умывание, предоставьте малышу возможность самостоятельно почистить зубки, для этого потребуется специальная щеточка и зубная паста.
  • 07:30–08:00 - утренняя гимнастика.
  • 08:00–08:30 - завтрак, как вариант - молочная каша, например, овсяная, рисовая или гречневая.
  • 08:30–09:00 - чтение книжки, рисование.
  • 09:00–11:00 - первая прогулка, даже если малыш уже уверенно ходит сам, коляска не помешает, попутно можно купить хлеба или других продуктов, решить другие вопросы.
  • 11:00–12:00 - возвращение домой, игры.
  • 12:00–12:30 - обед.
  • 12:30–14:30 - тихий час.
  • 14:30–15:30 - просыпание, самостоятельные игры.
  • 15:30–16:00 - полдник, небольшой перекус не помешает.
  • 16:00–18:00 - прогулка, отличное время для посещения песочницы (если тепло) или вояжа по улицам города.
  • 18:00–19:30 - возвращение домой, общение с родными, развивающие игры.
  • 19:30–20:00 - ужин в кругу семьи.
  • 20:00–20:30 - подготовка к купанию.
  • 20:30–21:00 - водные процедуры.
  • 21:00–21:30 - кефир перед сном, отбой.

Адаптируйте предложенное расписание под потребности своего малыша. Вы можете вносить любые изменения, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда кушал в одно и то же время. И не забывайте о самом главном, любите своего малыша и не забывайте ему об этом говорить. Пусть он растет здоровым и счастливым.

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20-25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия… Как много достижений за такой короткий период! Почувствовали гордость за своего кроху?

Стартовал второй год вашей удивительной жизни

В первом полугодии второго года жизни в основном происходит совершенствование и закрепление тех умений, которые возникли в конце первого года жизни. Прежде всего, совершенствуется ходьба.

К полутора годам малыш может перешагивать через препятствия приставным шагом, начинает бегать. В этом возрасте ребенок очень подвижен - за день он пробегает по нескольку километров. И при этом не устает! У малыша появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. А повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему, что его окружает. Юному исследователю хочется все потрогать, попробовать на зубок.

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. У разных детей освоение собственных возможностей происходит в разное время.


Однако существуют возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать…

Все эти рамки показывают родителям, не позже какого срока должна развиться та или иная функция. Если она не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, если малыш серьезно болен или когда с ним никто не занимается.

Познакомьтесь с навыками, которые ребенок должен приобрести к определенному возрасту. Не огорчайтесь, если ваш малыш пока кое с чем не справляется. Это вам подсказка - в чем ему надо поупражняться.

Ведь стоит уделить ребенку хотя бы немного внимания, обучать его через игру, что-то рассказывать, показывать ему картинки, читать книги, как он начинает умнеть, взрослеть не по дням, а по часам. Но если ваше беспокойство не проходит, малыш не умеет многое из того, что положено в его возрасте, - обязательно проконсультируйтесь с педиатром и психологом.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Физическое развитие ребенка:

  • Делает попытки слезть с высокого стула.
  • Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью что вверх, что вниз.
  • С поддержкой шагает по лестнице.
  • Ходит без поддержки.
  • Путешествует по жилым помещениям: от ползания переходит к ходьбе, от ходьбы - обратно к ползанию.
  • Умеет пятиться задом.
  • Может взбираться на мебель.
  • Хорошо сидит на детском стуле.
  • Ловко бросает мяч, пинает его (хотя зачастую и промахивается), катает мяч.
  • Пользуется различными бытовыми предметами: зубной щеткой, чашкой, блюдечком, ложкой, расческой и т. д.
  • Может самостоятельно принимать пищу.
  • Открывает доступные ему дверцы шкафов и тумбочек, вытаскивает обнаруженные там предметы.
  • Помогает взрослому при одевании: рукой ищет рукав, сам ставит ножку в обувь.

Показатели ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

74.78-75.78 см

10.045-10.665 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Малыш любит игры с мячом.
  • Очень интересуется содержимым шкафов: открывает дверцы, выдвигает ящики, выбрасывает содержимое шкафов наружу и подолгу рассматривает его.
  • Пользуется посудой, туалетными принадлежностями.
  • Любит «говорить» по телефону.
  • Любит прогулки; торопясь гулять, помогает при одевании.
  • Активно демонстрирует свои чувства: обнимает и целует любимую игрушку, человека, которого любит.
  • Если его обязывают делать то, что он не хочет, - злится и всем своим видом демонстрирует независимость.
  • Близких людей знает не только по лицам, но и по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • Правильно выполняет такие указания, как «Возьми ложку», «Дай игрушку», «Брось мячик» и т. д.
  • Проявляет интерес к более сложным, чем игрушки, предметам, интересуется их устройством.
  • Любит выкладывать предметы из коробки и складывать их обратно; закрывает коробку крышкой.
  • С удовольствием играет в кубики: ставит их один на другой.
  • Может играть с доступными ему бытовыми предметами: обувью, шкатулкой, коробкой, чашками, кастрюлькой, косметическим набором мамы, шляпой и т. п.
  • «Разговаривает» с предметами, с которыми играет.
  • Пытается рисовать.
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?

Детям нельзя навязывать выполнение упражнений. Поэтому постарайтесь превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Можете выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.

Занятия проводите ежедневно или один раз в два дня, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна в течение 10-12 минут.

На малыша наденьте шортики, маечку и носочки. Занятия выполняйте при открытой форточке или в проветренной комнате.

Прежде чем приступить к веселой гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: забавные игрушки, обруч, большой мяч, палка или доска, ящик, коврик.

Первые самостоятельные шаги

Взрослый стоит на полу, держась за какой-нибудь предмет, например, стол, диван, кресло или прислонившись к нему. Поманите ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя от малыша. Повторите 2-4 раза.

Приседайте, держась за обруч

Малыш держится обеими руками за обруч, который находится в руках у взрослого. По команде «Сядем!» ребенок приседает, не отпуская обруча. Приседайте вместе с ним. Повторите 5-6 раз.

Проползание через обруч

Взрослый держит обруч, через который видна игрушка, привлекающая внимание малыша. Ребенок проползает через обруч и выпрямляется. Можно положить игрушку повыше, например, на стол. Это заставит ребенка тянуться за ней. Повторите 4-6 раз.

Проползание под препятствием (палкой или доской)

Установите препятствие на высоте 30-50 см. После проползания предложите ребенку достать игрушку, положенную на табурет высотой 40-45 см. Повторите 3-4 раза.

Сгибание и разгибание туловища

Посадите ребенка к себе на колени. Зажмите своими бедрами его голени. Проводите сгибание и разгибание туловища малыша. Повторите 3-4 раза.

Катание мяча

Сядьте с ребенком на пол друг напротив друга, широко расставив ноги. Катайте большой мяч в любом заданном направлении. Повторите 6-8 раз.

Залезание на предмет (ящик, диван)

Вначале предложите малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а потом на диван высотой 40 см. Повторите 2-3 раза.

Приседание за игрушкой

Положите 2-3 игрушки в разных концах комнаты. Побуждайте ребенка приседать, чтобы он поднял игрушки. Повторите 2-3 раза.

Бросание мяча

Ребенок стоит без опоры, держа большой мяч двумя руками. Пусть он бросает мяч двумя руками в любом направлении. Повторите 4-6 раз.

Поднимание ног

Ребенок лежит на спине на коврике. Держите крепко палку над его ногами на высоте 50–60 см. Малыш должен поднимать ноги, стараясь дотянуться ими до палки. Повторите 3-4 раза.

Ходьба

Малыш стоит без опоры. Побуждайте его к ходьбе по комнате на расстояние 5-8 метров, оказывая ему необходимую поддержку. Повторите 2-3 раза.

1 год и 3 месяца — это очередная веха в развитии малыша. Начинает пропадать младенческая округлость, ребенок, что называется, «вытягивается», а рост и вес набираются не так стремительно, как на первом году жизни. Развитие по-прежнему идет полным ходом. Каждый день наблюдательные родители замечают что-то новенькое — жесты, движения, слова, понимание и осмысление происходящего вокруг. Но это и очень сложный возраст, когда ножки готовы нести своего маленького владельца куда угодно, а мыслительная деятельность развита не настолько сильно, чтобы сначала подумать, а потом пойти, залезть, схватить. «Глаз да глаз» — такого правила вплоть до двух лет, а то и больше, придется придерживаться тем, кто всегда старается уследить за карапузом.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.

Мальчики

  • Рост — 76,6-81,7 см
  • Вес — 9,2-11,5 кг
  • Окружность головы — 45,5-48,1 см

Девочки

  • Рост — 74,8-80,2 см
  • Вес — 8,5-10,9 кг
  • Окружность головы — 44,3-47,0 см

В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.

Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.

Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.

Сложности, которые могут возникнуть
  • Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать». Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
  • Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов. Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 1 год и 3 месяца

  1. Очень полезно делать гимнастику , ребенок учится повторять несложные движения и развивается физически. Веселее выполнять несложные действия под какую-нибудь простую музыку. Песенки Железновых, например, прекрасно подходят для 3-5 минутных «разминок». Желательно разучить две-три песенки и повторять их в течение 10 дней. Потом добавьте новые, раз в несколько дней повторяя уже выученные и любимые. Так в скором времени вы будете знать и повторять полтора-два десятка веселых движений к удовольствию малыша и окружающих.
  2. Снимать кольца с палочки и надевать их на нее — тоже необходимый навык в возрасте 1 год 3 месяца. Пирамидка как нельзя более подходит для этих целей. Пусть ребенок не способен уделить длительное внимание игре, но даже 5 минут в день скоро дадут свои результаты.
  3. Показывайте и рассказывайте малышу, что такое горячее и холодное , мокрое и сухое, большое и маленькое, чистое и грязное.
  4. Во время прогулок обращайте внимание крохи на окружающие его предметы и их части: например машина — колеса, деревья — листья.

Найди пару

Разложите перед малышом парные предметы (носки, варежки, ботинки) по одной штуке от пары. Доставайте по одному вторые предметы пары и просите найти «друга».

Перекатывание мяча

Перекатывайте мячик друг другу сидя на полу, сначала с небольшого расстояния, после отодвигаясь дальше.

Прохождение трассы

Создайте на полу «трассу» с препятствиями, разместив разные по высоте коробки, стул и предложите малышу пройти. Невысокие предметы он должен перешагивать, высокие — обходить, под стулом пролазить. Можно попросить объехать препятствия машиной, которую ребенок будет тянуть за веревочку, либо толкать.

Что приготовить ребенку в 1 год и 3 месяца: рацион питания малыша

Морковная каша

Манка — 2 ст. л., морковь — 1/2 шт., молоко — 1 стакан, сахар — 1ч. л., масло сливочное — 1/2 ч. л., соль.
Морковь натереть на мелкой терке. В кипящее чуть подсоленное молоко тонкой струйкой всыпать крупу и положить морковь. Дать закипеть и варить на медленном огне 10-15 мин, помешивая. Добавить масло и сахар.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Каша гречневая на молоке
Чай
Хлеб с маслом
Икра из свеклы с яблоком
Омлет паровой
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Каша пшенная с тыквой на молоке
Чай
Хлеб с маслом и сыром
Обед Суп рисовый с овощами, протертый
Биточки из кальмаров и рыбы
Пюре картофельное
Компот из сухофруктов
Хлеб
Суп молочный с картофелем и морковью
Кнели мясные паровые с творогом
Овощное рагу
Напиток морковно-яблочный
Хлеб
Бульон с яичными хлопьями
Голубцы ленивые
Кисель на отваре шиповника
Хлеб
Полдник Вафли
Фрукты
Кефир
Печенье
Пюре фруктовое
Кефир
Блинчики с протертым яблоком
Кефир
Ужин Творог с помидорами
Зразы картофельные с овощами
Молоко
Хлеб
Тыква с яблоком
Суфле рисово-морковное
Молоко
Хлеб
Пудинг гречневый с творогом
Мусс фруктовый
Чай с молоком
Хлеб

Первый год жизни остался позади, теперь наступил самый интересный период развития малыша. На втором году жизни карапуз стал более активным и любознательным, старается подражать родителям, выполняя «взрослые» дела. Но какие же особенности развития ребенка в 1 год 3 мес.? Попробуем подробно разобраться во всем.

Из этой статьи вы узнаете

Физическая активность

Во время второго года жизни темп роста ребенка существенно замедлился, это является нормой.

В среднем карапуз в возрасте 1 года 3 мес. весит 10,5 кг. Нормой считается все ребенка чуть больше или меньше усредненного значения, что объясняется множеством факторов.

Скорость роста карапуза также немного снижается, по сравнению с первым годом его жизни.

До 4 летнего возраста рост ребенка увеличивается равномерно, примерно на 8 см в год. Окружность головки карапуза до 5 лет растет на 1 см каждый год.

Обхват грудной клетки каждый год увеличивается примерно на 1,5 см, такая тенденция наблюдается до 10 лет.

С 1 и до 1 года 2 мес. у ребенка появляются первые коренные зубки. Сперва начинают прорезываться нижние моляры, а потом уже наступает очередь верхних.

Зачастую годовалые карапузы спят днем только один раз.

Изменения на нервно-психическом уровне

В возрасте 1 года 3 мес. ребенок становится достаточно импульсивным, он любознателен и эмоционален.

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Познание окружающего мира

Развитие ребенка на познавательном уровне уже заметно, ребенок понимает, что такое совместная игра. Карапуз в год и три месяца проявляет интерес к деткам, а именно к сверстникам.

Малыши не только с интересом разглядывают забавные картинки в книжке, но и внимательно слушают небольшие стишки и рассказы. Таким образом, ребенок общается с родителями, ему доставляет удовольствие самостоятельно переворачивать странички.

Исследовательская деятельность карапуза в 1 год 3 мес. набирает темпы, наступает понимание причинно-следственных связей. К примеру, если соорудить достаточно высокую пирамидку из кубиков, она может упасть.

Психическое развитие ребенка в год и три месяца позволяет усваивать некоторые правила поведения, вырабатывать определенные навыки.

Например, показывая карапузу ежедневно как нужно убирать за собой игрушки, можно выработать привить навык убирать после себя. Это касается также простых ежедневных гигиенических процедур, а также процесса одевания, раздевания.

В один год и три месяца карапуз без труда различает простые формы предметов: квадрат, а также круг. Поэтому, по просьбе взрослого малыш быстро принесет мячик или кубик. Постепенно наступает понимание разделения предметов как по величине, так и по цветовой гамме.

Карапуз в год и три месяца с легкостью выполняет задачу нанизывания колец на стержень пирамиды, выстраивает башенку из кубиков.

Можно заметить, что малыш уже играет с игрушками: катает машину, усаживает, а потом кормит куколку.

Каждый ребенок начиная с 13 месяца жизни старается быть похожим на взрослых: «читает книжку или газету, «разговаривает по мобильному телефону», «готовит ужин».

Как развивается речь

Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:

  • Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
  • Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
  • Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
  • Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
  • Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.

Изменения на эмоциональном уровне

Развитие карапуза в 1 год 3 мес. на эмоциональном уровне становится заметно с каждым днем, что проявляется:

  • Эмоциональной уравновешенностью на протяжении всего дня.
  • Необходимостью поддержки взрослого в трудных ситуациях.
  • Проявлением эмоций во время совместной игры.
  • Подражанием чувствам окружающих людей и детей.
  • Эмоциональным различием знакомого и увиденного впервые человека.
  • Переключением внимания с одного действия на другое, благодаря этому удается легко отвлечь ребенка.
  • Познанием окружающих предметов через органы чувств, что проявляется эмоциями (к примеру, малыш понимает что при падении он может сильно ударится).
  • Проявлением удивления к новым предметам, появлением испуга при неожиданных действиях.
  • Эмоциональным выражением радости и удовольствия по отношению собственных достижений или неудач.
  • Четким владением мимикой и жестами.

Особенности ухода

Уход за карапузом старше 12 мес. не очень отличается, от того как ухаживают за годовалым ребенком. Стоит отметить, что в 1 год 3 мес. малыш не так часто опорожняет мочевой пузырь, а также кишечник, как раньше. Поэтому частота подмываний существенно снижается.

Ежедневно проводятся гигиенические процедуры, отводится время для дневных прогулок и купаний. В этом возрасте есть необходимость проведения закаливающих процедур, а также гимнастики.

Питание

Начиная с 12 месяца жизни, происходит постепенный переход от грудного или искусственного вскармливания малыша питанию.

Для карапузов до 1,6 мес. необходим пятиразовый режим приема пищи. Стоит придерживаться временных промежутков между каждым приемом еды. Последнее кормление ребенка должно происходить не ранее, чем за 2 ч до ночного сна.

Активное развитие карапуза на всех уровнях требует больших затрат энергии. Поэтому суточной объем предлагаемой карапузу пищи должен составлять около 1,2 л.

Первый и последний прием еды должен быть равными по объему, более питательным является обед, полдник составляет 15% от суточного объема пищи. При этом суточная энергетическая ценность пищи составляет 1500 Ккал.

Стоит учитывать, что на протяжении этого времени активно развиваются костные ткани, зубы, поэтому молочные продукты в меню ребенка просто незаменимы. Суточный объем молока, а также искусственной смеси составляет примерно 600 мл.

Консистенция блюд для детей в 1 год и три месяца преимущественно пюреобразная. Переход на более плотную пищу должен проходит постепенно. При появлении жевательных зубов можно предложить карапузу кусочки сезонных фруктов, овощей.

Каждый ребенок, пребывающий в возрасте 1 года 3 мес. особенный, его развитие сугубо индивидуально, но каждому карапузу необходимо уделять достаточно внимания, чтобы он развивался гармонично.