Ребёнок боится какать: решаем деликатную проблему с осторожностью. Ребенок очень боится какать в горшок: что делать родителям в ситуации психологического запора

– настоящий бич современного мира. Уж как ни бьются мамы, чтобы отучить кроху от удобного памперса — все без толку. Чаще всего малыш просто не понимает, что от него хотят, или же понимает, но из принципа не делает. Но что делать, если ребенок боится горшка?

Такие ситуации тоже случаются и нередко. Попробуем разобраться в этом непростом случае, выяснить причины и избавиться от страха быстро и эффективно.

Источники детского страха

Боязнь горшка – это не патология и не отклонение. Довольно часто такой страх можно объяснить простыми причинами, искоренив которые, можно искоренить и сам страх.

  1. Первая причина (самая простая и частая) объясняется слишком настойчивым желанием родителей приучить чадо к горшку. Постоянное давление так утомляет малыша, что он в прямом смысле начинает трястись при виде «ночной вазы».
  2. Вторая причина связана с первой. Довольно часто родители начинают слишком рано приучать кроху к туалету, чем только угнетают желание малыша быть самостоятельным. Рекомендованный возраст для приучения к горшку – 1,5 – 2 года.
  3. Негативная реакция на неудачу также может служить причиной. Родители и воспитатели в детском саду не всегда лояльно относятся к промахам детей и требуют слишком многого. Достаточно один раз сделать выговор, наругаться на малыша, и он откажется ходить в туалет на горшок.
  4. Отсутствие похвалы тоже не способствует приучению малыша самостоятельности.
  5. Стоит помнить, что в жизни ребенка горшок – предмет новый, он неизменно вызовет целую бурю чувств. Чаще всего этими чувствами становятся либо заинтересованность, либо страх.
  6. Некоторые малыши считают, что в унитазе кто-то живет и страшно бурлит (когда спускают воду). Если горшок – это миниатюрный аналог унитаза, то и там должен кто-то жить. Так рассуждают дети и наотрез отказываются писать в «ночную вазу».
  7. Стеснение является еще одной причиной того, что ребенок не хочет ходить в туалет иначе как в подгузник.

Как видите, все причины довольно просты и, если задуматься, легко устранимы. Особое внимание хочется обратить на то, что часто (в большинстве случаев) в нелюбви ребенка к горшку виноваты родители. Нетактичное поведение, раздражительность и нежелание понимать потребности чада ведут к проблемам, которые потом приходится решать.


Причина физиологического характера

Отдельно стоит сказать о таком состоянии у ребенка, как психологический запор. Это состояние, при котором ребенок боится сходить в туалет.

Причин может быть две:

  • ранее акт дефекации был болезненным (вследствие какой-либо болезни или обычного запора);
  • ребенок часто слышит упреки от взрослого, когда сходит в туалет «не в том месте».

В результате малыш сдерживается, каловые массы твердеют, и сходить в туалет становится больно и сложно. Какой уж тут горшок?

Психологический запор является одновременно и физиологической проблемой, которая значительно тормозит

Лечение психологического запора

  1. Клизма. Облегчить состояние ребенка во время запора поможет клизма. Можно приобрести как обычную резиновую грушу, так и одноразовые клизмочки «Микролакс».
  2. Массаж. Это и профилактика, и реальная помощь страдающему малышу. Насчет техники массажа от запоров лучше проконсультироваться у опытного массажиста.
  3. Спорт. Конечно, когда речь идет о ребенке, сложно говорить о полноценных спортивных занятиях, но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше. Особенно хорошо, если вы запишете кроху в бассейн.
  4. Правильное питание. Проконсультируйтесь у диетолога насчет рациона малыша. В ежедневное меню обязательно должны выходить кисломолочные продукты, крупы, овощи, фрукты, а вот мучное лучше сократить до минимума. Если в организме ребенка не хватает каких-либо веществ или ферментов, врач назначит специальные препараты с пребиотиками.

Выше описаны основные способы борьбы с запором у детей. Все они носят физиологический характер и направлены на устранения физического явления. Тем не менее стоит помнить, что основная причина психологического запора носит эмоциональный характер.

Именно поэтому в первую очередь родителям стоит пересмотреть свое отношения к ребенку.

  • Не ругайте малыша, если он боится садиться на «ночную вазу» или не понимает то, что вы говорите.
  • Не требуйте от него повиновения и беспрекословного послушания.
  • Приучайте к горшку медленно, спокойно, ненасильственно.
  • Будьте деликатны в обращении с ребенком.


Как сделать так, чтобы ребенок перестал бояться горшка?

Итак, ребенок боится горшка. Вы проанализировали все описанные выше причины этого неприятного явления, выявили «свою», т. е. ту, которая повлияла именно на вашего ребенка. Но что же делать дальше? Ведь даже если исключить проблемный фактор из жизни карапуза, горшка он бояться не перестанет.

Ниже приведены 7 последовательных шагов по избавлению малыша от страха перед горшком.

Шаг 1. Вернемся к началу

«Начать с чистого листа» можно не только жизнь или отношения с другим человеком, но и отношения с горшком, как бы смешно это ни звучало.

Пусть ребенок ходит в подгузниках, если ему так удобно. На этом этапе от вас требуется создать атмосферу защищенности и психологического комфорта. Почувствовав себя в безопасности, малыш довольно быстро забудет свои пережитые ранее негативные эмоции и будет делать то, что попросит взрослый, более охотно.

Шаг 2. Начинаем приучение

Приучать к горшку начинайте постепенно. Не стоит сразу выставлять перед малышом новый предмет и требовать писать и какать только в него.

Лучше посмотрите с ребенком видео, где карапуз сидит на горшке. Расскажите, зачем нужен этот предмет. Объясните, что все взрослые мальчики (девочки) ходят в туалет именно в «ночную вазу», а подгузники носят только «маленькие».

Шаг 3. Выбираем горшок

Как только малыш «созреет», ведите его в магазин выбирать горшок. Помните, что он должен быть не только удобным и практичным – он должен нравиться вашему малышу. Но лучше воздержаться от покупки ярких и слишком объемных горшков, похожих на игрушки. Идеальным вариантом будет пластмассовый горшок анатомической формы.

Шаг 4. Привыкаем

Не нужно сразу же требовать от ребенка, чтобы он сходил в туалет в новую «ночную вазу». Для начала объясните, что в горшке «никто не живет» (см. «Причины детского страха»), что горшок абсолютно безопасен, что это «взрослая» вещь и бояться ее не следует.

Можно посадить на горшок куклу или резиновую игрушку, набрав в нее немного воды. Пусть сначала маленький друг малыша «сходит в туалет». Это может простимулировать кроху сделать то же самое.

Шаг 5. Терпение и только терпение!

Лояльно и доброжелательно относитесь к ребенку, даже если он после всех ваших стараний не желает принимать горшок.

Кроха написал на пол? Ну и что? Уберите и спокойно скажите малышу, что в следующий раз писать нужно в горшок. Можете выразить сожаление и расстройство поступком малыша, но не разочарование самим ребенком!

Шаг 6. Режим

Сажайте ребенка на горшок в то время, когда он хочет в туалет. Как правило, это происходит в определенные моменты:

  1. утром после сна;
  2. после приема пищи;
  3. после дневного сна (или до);
  4. перед и после прогулки;
  5. перед ночным сном.

Оставьте малыша одного, если он стесняется. Не стойте «над душой», не торопите карапуза.

Шаг 7. Хвалите!

Если ребенок сходил в туалет в горшок, не поскупитесь на похвалы. Дети (как и взрослые) очень любят, когда их хвалят. Это стимулирует в них желание работать над собой и учиться новым умениям.


Заключение

Основной причиной детской боязни горшка чаще всего становится психологическое воздействие взрослых (родителей, воспитателей). Чтобы избежать проблем с приучением малыша к горшку, стоит держать себя в руках, не раздражаться, не кричать на ребенка, делать все спокойно. Только доброжелательное отношение поможет добиться успехов.
Советуем прочитать:

По Фрейду:) Стадии психосексуального развития
23 августа 2008, 16:02 психология
Современным родителям не приходится объяснять, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком? Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче.
Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
* оральная стадия - от рождения до полутора лет;
* анальная стадия - от полутора до трех лет;
* фаллическая стадия - с трех до 6-7 лет;
* латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
* генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти “застревание“, иначе говоря - фиксация.
Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы - это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Названа так потому, что главным органом чувств малыша в этот период является рот. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Это начальный этап развития сексуальности. Малыш еще не способен отделить себя от мамы. Симбиотическая связь, которая существовала на протяжении всей беременности, продолжается и теперь. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих “материнского“ отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.
Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
В этот период и малыш, и его родители сосредоточивают свое внимание на... детской попке.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку - это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии - это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;
2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.
Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

Погрешности питания всегда отражаются на работе кишечника. Всем известно, что такое запор. В детском возрасте данная проблема может привести к формированию страха ходить в туалет по большому.

Вы заметили, что ребёнок боится какать на горшок или сам процесс дефекации наводит на него ужас. Запаситесь терпением и выдержкой, а главное - внушите малышу, что вместе вы обязательно справитесь с трудной ситуацией. Разберёмся в возможных причинах подобного явления и составим последовательный план действий по нейтрализации страха.

Причины возникновения страха

Многие родители начинают приучать своих малышей после года ходить на горшок. Очень часто это превращается в целую трагедию: карапуз категорически отказывается совершать свои дела в другое место, кроме собственных штанишек. Наберитесь терпения и не расстраивайтесь (читайте статью по теме: Как приучить малыша к горшку ?>>>).

Помните! Мозг ребёнка созревает для позывов к опорожнению примерно к полутора годам и позже.

До полутора лет совершенно не имеет смысла регулярно высаживать малыша на горшок, стоит только постепенно знакомить его с данным инструментом, на доступном языке рассказывать для чего он нужен, придумать сюжетно – ролевые игры или сказки на тему: как и зачем игрушки ходят на горшок.

При желании самого карапуза опробовать туалетную принадлежность, не препятствуйте, а радостно поддержите его идею. Главная цель - подружить ребёнка с данным предметом непринуждённым способом.

Чтобы выяснить, почему ребенок боится какать, найдите и определите точную причину страха. Это может быть психологический бунт или реальная фобия, от которой вам необходимо постепенно избавляться. Разберитесь, чего именно боится карапуз, горшка или самого процесса опорожнения. От этого будут зависеть ваши дальнейшие действия по освобождению от страха какать.

Выделим основных виновников тревожности:

  • физиологический запор, вследствие нарушенного пищеварения;
  • трещины прямой кишки (может определить только врач);
  • раннее или резкое приучение к горшку (читайте актуальную статью: С какого возраста приучать ребенка к горшку ?>>>);
  • долгое сидение на нём (может привести к выпадению прямой кишки!);
  • отсутствие похвалы со стороны родителей за удачный поход в туалет;
  • психологический запор;
  • слишком стеснительный ребёнок;
  • неуместные шутки родителей на тему опорожнения;
  • смена обстановки (посещение детского сада или школы).

Очень распространена ситуация, когда ребёнок боится какать после запора. Однажды испытав боль, малыш надолго запомнит её и будет терпеть до последнего, препятствовать акту дефекации, что снова приведёт к задержке кала и неприятным ощущениям, и выходит замкнутый круг.

Возрастные особенности страха

Психологическому запору чаще подвержены дети до 4 лет. В этом возрасте ребёнку трудно объяснить, почему ему больно ходить в туалет и популярно рассказать о процессах пищеварения. Одни детки легко забывают временную трудность, другие же длительный период не способны самостоятельно преодолеть боязнь. В таком случае вам потребуется огромный такт и терпение, а возможно и помощь соответствующих специалистов.

Проблема может обнаружиться и после 4 лет, особенно в период посещения школы. В этом возрасте формируется чаще психологическая травма, связанная со стеснительностью.

  1. Ваши действия должны строиться на понимании затруднения ребёнка, разговаривайте и объясняйте ему, как выстроить, без лишней тревожности, процесс дефекации;
  2. Большинство российских школ имеют недостатки обустройства туалетных комнат, лучшим вариантом будет приучать детей справлять нужду дома;
  3. А если приспичит в школе, пусть отпрашивается во время урока. Всё-таки здоровье ребёнка дороже и важнее знаний.

Главная задача родителей - наладить пищеварение малыша. Следить за употреблением достаточного количества жидкости. В зависимости от возраста, до 2 литров в день. Вводите в ежедневный рацион ребёнка овощи и фрукты, известные своим послабляющим действием (свёкла, чернослив, морковь, курага и т.д.). Не доводите состояние до запора.

Что делать если ребёнок боится какать даже после нормализации питания?

  • Проанализируйте свои действия, возможно вы слишком озабочены этой проблемой: не нужно постоянно уточнять у малыша, хочет ли он в туалет по большому - это только усугубит положение;
  • Лучше не спрашивайте совсем, ведь если есть страх какать, то даже если он имеет желание, обязательно скажет нет;
  • Вы наверняка замечали, когда ребёнок собирается какать, он ведёт себя соответственно (притихает, прячется за уголок, настораживается). Ваша задача: аккуратно ловить момент;
  • Попробуйте метод сказкотерапии: частое проигрывание горшечной темы с любимыми игрушками поможет ребёнку наладить контакт с необходимым предметом туалета, подружиться с ним, перестать бояться;

Важно знать! Приучение к горшку осуществляйте постепенно, ненавязчиво, в игровой форме, без резких движений. Ни в коем случае не заставляйте малыша подолгу сидеть на нём - это очень вредно и опасно для здоровья ребёнка.

  • Если ребёнок, по привычке, сходил в штаны, не ругайте его. Избегайте наказаний и криков за грязное бельё. Старайтесь спокойно реагировать на обстановку. Просто поменяйте одежду и всё.

В противном случае к страху какать прибавится тревога быть наказанным или расстроить родителей. У малыша даже может сформироваться мнение, что он не достоин вашей любви, а это представляет угрозу для полноценного психического развития.

Если ребёнок в 2 года боится какать, попытайтесь распознать причину и принимайте меры. Например, различные безопасные слабительные средства помогут безболезненно опорожнить кишечник. Постепенно боль забудется.

При устойчиво выраженной нелюбви к горшку попробуйте следующие рекомендации:

  1. не заставляйте малыша садиться на горшок, если он категорически отказывается, пусть пройдёт время, возможно страх забудется сам;
  2. выберите и купите вместе с ребёнком новый предмет туалета, а вдруг старый был ему не по вкусу;
  3. придумайте сказки про горшок и, в игровой форме, высаживайте игрушек какать.

Когда ребёнок в 3 года боится какать, постарайтесь осторожно узнать у него, что именно его страшит. В трёхлетнем возрасте большинство детей хорошо разговаривают и способны контролировать действия своего организма. Каждый малыш индивидуально реагирует на различные ситуации, только вы хорошо знаете своё чадо и тщательно наблюдая за ним и беседуя, составьте целостную картину приобретённого страха какать.

  • В зависимости от особенностей ребёнка и глубины испуга возможно самостоятельно или с помощью специалистов избавиться от проблемы за 1,5 – 3 месяца;
  • При каждой удачной попытке малыша сходить на горшок непременно хвалите его и радуйтесь вместе, акцентируйте внимание на том, что это совсем не страшно, а приносит облегчение животику;
  • Со временем, положительные эмоции станут преобладать, и ребёнок забудет свою травму. Как правило, к трём годам все дети начинают самостоятельно пользоваться горшком.

Распространённой является ситуация, когда ребёнок боится ходить в туалет по - большому с начала посещения детского сада. В этом случае постарайтесь наладить процесс дефекации рано утром, перед походом в учреждение или вечером, при спокойной домашней обстановке. Можно договориться с воспитателем принести горшок из дома, предварительно обсудив данную трудность с педагогами и совместно преодолеть страх какать в саду.

Также читайте статью

Нередко у детей разного возраста возникает запор. Запор у малыша может физиологическим и психологическим. Иногда физиологический запор может привести к психологическому запору.

Психологический запор у ребенка – это нежелание малыша идти в туалет из-за того, что ребёнок испытал стресс во время физиологического запора. Как это может случиться? Очень просто. Например, малыш какое-то время ел сухую пищу, ему не давали кисломолочных продуктов, он мало пил, и в результате образовался запор. Наконец, малыш с трудом сходил в туалет, но хорошо запомнил боль, которую получил во время процесса, и после этого ребёнок боится какать.


Во-первых , ребёнок боится какать из-за того, что он уже однажды испытал болезненные ощущения. И он не хочет повторить их. В возрасте полутора лет малыш уже самостоятельно может сдерживаться от дефекации. Иногда он может дотерпеть до такого состояния, что у него образуется запор. А после запора какать очень больно.

Во-вторых , ребёнок боится какать из-за того, что не хочет приучаться делать это на горшок. Таким образом малыш выражает своего рода детский протест.

В-третьих , ребёнок боится какать из-за того что он просто боится горшка (может быть он упал с него).

В-четвёртых , ребёнок боится какать из-за полученного стресса (например, начинает посещать детский сад или школу).

В-пятых , ребёнок боится какать из-за того, что очень стесняется. Иногда родители, сами того не замечая, неудачно шутят по поводу горшка и испражнений (высказывают недовольство запахом, например).

В-шестых , ребёнок боится какать из-за того, что родители слишком настойчиво заставляют его сидеть на горшке. Иногда процесс сидения на горшке затягивается и причиняет малышу неприятные ощущения.

В-седьмых , ребёнок боится какать, потому что у него есть трещинка в заднем проходе. Этот момент может исключить только доктор, который должен осмотреть малыша.

Как избавиться от физиологического запора?


Новорожденные дети до годика обычно испражняются от двух до пяти раз в день. Детки постарше – два раза в день. Если этого не происходит двое суток, значит, у малыша образовался запор. Чтобы исчез , сначала нужно избавиться от физиологического запора. Это можно сделать, объединив эти способы.

Первый способ

Лекарственные средства от запора – и . Специальные свечи от запора у новорожденных, облепиховые свечи, лекарственное средство , обычные клизмы с кипячёной водой – всё это хорошо поможет справиться с запором у малыша.

Второй способ

Организация правильного питания у ребёнка. Чтобы выяснить, из-за чего образовался запор у малыша, пересмотрите его меню. В нём обязательно должны присутствовать сырые фрукты и овощи, богатые клетчаткой. Добавьте в рацион малыша чернослив, тыкву, морковь.

Третий способ

Употребление необходимого количества воды. Из-за её нехватки тоже могут образовываться запоры у ребёнка.

Кроме этого дайте малышу перед сном стакан кефира, искупайте его в тёплой ванной, чтобы малыш расслабился. После этого он наверняка захочет в туалет.

В каком возрасте чаще появляется психологический запор у ребенка?

Психологическому запору обычно подвержены малыши в возрасте до трёх-четырёх лет. Родители не могут рассказать малышу, почему ему больно во время испражнения. Иногда ребенок хочет какать, но сдерживается. Это приводит к запору. После этого начинаются проблемы – ребенок плачет, когда какает, ему больно. Затем формируется психологический запор – ребёнок боится какать.

При поступлении в детский сад или школу психологический запор у ребенка формируется из-за стеснительности и смены обстановки (возраст малыша три года или шесть-семь лет). В школе ребёнок, бывает, стесняется отпроситься в туалет или туалет ему не нравится.

Как побороть психологический запор у ребенка?

Чтобы побороть психологический запор у ребенка, родители сначала должны вылечить малыша от физиологического запора. А уже потом бороться с психологическим запором. После этого родителям нужно быть тактичными и внимательными к малышу и этому важному физиологическому процессу. Вот советы психолога, как лучше себя вести родителям.

  1. Расслабьтесь. Не делайте из мухи слона – не нужно постоянно спрашивать у малыша, хочет он в туалет (на горшок) или нет. Ребёнок обратит внимание на ваше беспокойство. Лучший вариант – совсем об этом не спрашивать малыша. Он вам обязательно скажет, когда захочет на горшок.
  2. Поймайте момент сами. Перед тем, как ребёнок захочет какать, он обычно затихает в укромном местечке, начинает беспокоиться. Обратите внимание на его поведение и посадите в этот момент его на горшок.
  3. Не смейте ругать малыша за то, что он замарал штанишки. Это только усугубит проблему. Молча смените одежду. Но сначала дайте ребёнку почувствовать дискомфорт в грязной одежде – пусть немного походит в ней.
  4. Перед тем как начинать усаживать ребёнка на горшок, дайте ему привыкнуть к новому предмету. Пусть ознакомится с горшком, поиграет с ним. Посадите на горшок всех мягких друзей малыша – кукол, зайцев, медведей. Объясните, для чего они сидят на горшке. Иногда на ребёнка хорошо действуют сказки про горшок и на горшке. Высадив ребёнка на горшок, займите его чтением, лепкой. Это поможет отучить ребенка бояться какать. Но не заставляйте сидеть малыша на горшке долго, потому что это может навредить ему.
  5. Если малыш преодолеет психологический запор (покакает сам в горшок), обязательно похвалите его (можно вручить ему сладкий приз).
  6. Пусть ребёнок посмотрит, как какают его старшие братья или сёстры (если их нет, то взрослые). Он увидит, что это не больно, и успокоится.
  7. Включите фантазию – придумайте сказочную историю (песню, танец) или нарисуйте вместе с малышом рисунок с главным героем – горшком. Ребёнок может сам дальше развивать эту тему, каждый раз оказываясь на горшке. Это его отвлечёт от главной проблемы – психологического запора.

Как быстро можно избавить ребенка от психологического запора?


Мама или папа могут аккуратно спросить у малыша, почему ребёнок боится какать. Трёхлетний ребёнок обычно может сам объяснить причину. Конечно, скажет он это по-своему (по-детски). Обычно родители уже могут сами расшифровать его слова. Кроме этого понаблюдайте за поведением малыша, которое может вам рассказать о многих его страхах.

Обычно от психологического запора детки избавляются за два-три месяца. Но этот срок индивидуален для каждого ребёнка – кому-то надо больше времени, а кому-то меньше. Не забывайте каждый раз поощрять малыша за то, что он покакал в горшок. Похвала очень важна для ребёнка – вы вместе с ним можете погладить лёгкий животик, сказать ему: «Спасибо» . Не скупитесь на похвалу, дети ради неё всё сделают.

Если ребёнок боится какать в детском саду или в школе, попросите его сделать это дома. Малышей довольно легко приучить какать в одно и то же время. И если ребёнок начнёт какать, например, вечером, после школы, то это превратится у него в привычку.

В детском саду хорошо бы поговорить с воспитателями о проблеме малыша. Попросите разрешить принести свой горшок из дома, и тогда ребёнок будет чувствовать себя комфортнее.

Известный педиатр доктор Комаровский уверен, что сами родители превращают маленькую физиологическую проблему в большую психологическую. Не нужно акцентировать внимание на этом процессе. Как только стул малыша станет намного жиже, он сам не сможет задерживать этот процесс. Для разжижения стула давайте ребёнку слабительное. Например, сироп лактулозы. В первый день два миллилитра, во второй – три миллилитра. Через две недели должно получиться десять миллилитров. Дополнительно дайте ребёнку «Сенадексин» и «Но-шпу» . Ни к чему слишком много эмоций в этом деле, отнеситесь к грязным штанишкам спокойнее. Доктор Комаровский считает, что ребёнку самому станет некомфортно находиться в грязном, и он поймёт, что лучше .

Как приучить ребенка к горшку — Доктор Комаровский (видео):

Проблема психологического запора у ребёнка в один момент может перечеркнуть все родительские старания по усаживанию малыша на горшок. Поэтому самое главное, что нужно соблюдать – это режим питания ребёнка. Ни у одного здорового ребёнка не случится , и, соответственно, психологического.

Ещё раз повторюсь – не лишайте малышей достаточного количества клетчатки. Обязательно включайте в рацион своих детей сырую и варёную капусту, морковь, свёклу, свежую зелень, сладкий перец, корнеплоды (репку, редьку, редис). Не злоупотребляйте выпечкой и сладостями. Только при правильном питании у ребёнка не возникнет проблем с пищеварением, и тем более с запорами. Не забывайте про питьевой режим. Нехватка чистой воды в организме тоже приводит к запорам.

Ну а если уж случилась такая неприятность, как запор, боритесь с ней сначала лекарственными средствами. Хорошо помогают при запоре свечи, очищающие клизмы и микроклизма «Микролакс» .

Как только кал ребёнка сильно размягчится, сразу исчезнет и вытекающая проблема – психологический запор . Ребёнок просто не сможет сдерживаться. Не страшно, если малыш запачкает свои штанишки. Будет полезным, если вы позволите малышу ощутить дискомфорт в грязных штанах – он быстрее приучится к горшку.

Горшок для малыша тоже очень важен. Если это возможно, выберите горшок вместе с ребёнком. Дайте малышу время, чтобы привыкнуть к этому важному предмету. Попытайтесь усадить ребёнка на горшок на некоторое время. И сделайте так, чтобы он понял, как вы счастливы от того, что он сделал очень важное дело прямо в горшок. Обязательно каждый раз хвалите малыша за то, что он покакал в горшок. Ну а если он специально этого не делает, то не кричите и не ругайте его – малыш может испугаться вашей реакции и возненавидеть этот важный предмет. Приучайте ребёнка к горшку постепенно – пусть он некоторое время постоит среди игрушек.

Слишком рано тоже не нужно . Самый оптимальный возраст – полтора-два года. В этом возрасте у ребёнка формируется осознанное отношение к процессу испражнения.

Постоянно держите с малышом эмоциональный контакт – , гладьте, играйте с ним. Пусть малыш понаблюдает и за всеми членами семьи – чем они занимаются в туалете. Дети в два-три годика очень любят всем подражать. Поэтому глядя на вас, малыш тоже будет какать в горшок, а не в штанишки.