Реальная история суррогатной мамы. Суррогатное материнство

Ни для кого не секрет, что главным смыслом жизни для женщины является продолжение рода и рождение потомка. Каждая женщина в силу своих физиологических особенностей на уровне подсознания желает иметь ребенка. Однако, к сожалению, некоторые женщины имеют противопоказания к беременности из-за слабого здоровья и невозможности самостоятельно выносить и родить здорового ребенка.

Современная медицина в области акушерства и гинекологии предлагает таким семьям услуги суррогатного материнства, при котором каждая женщина сможет стать матерью своему родному малышу. До сих пор общественность относится к суррогатному материнству неоднозначно — некоторые категорически негативно настроены и считают этот метод противоестественным, но, к счастью, во многих странах суррогатное материнство разрешено законом.

История развития метода суррогатного материнства

Даже, несмотря на то, что данный метод начал применяться относительно недавно, уже многие бесплодные семьи обзавелись собственными детьми. Суррогатное материнство своими корнями уходит глубоко в древность, когда богатые семьи, неспособные иметь собственных детей прибегали к оплодотворению наложниц для сохранения рода. Это был, так называемый, традиционный метод суррогатного материнства, при котором оплодотворение осуществляется естественным способом. В настоящее время суррогатное материнство несколько отличается по способу оплодотворения.

Впервые современное экстракорпоральное оплодотворение было произведено в США еще в 1986 году.

В настоящее время процесс суррогатного материнства четко планируется и имеет юридическую силу.

Между потенциальной матерью и женщиной, согласившейся на вынашивание и рождение ребенка, заключается специальный договор, в котором суррогатная мама дает соглашение на передачу ребенка бесплодной семье.

Следует учитывать, что процесс внедрения оплодотворенной яйцеклетки в организм суррогатной матери происходит в условиях медицинского учреждения после тщательного медицинского обследования. Оплодотворение яйцеклетки биологической мамы спермой супруга производится в лабораторных условиях и уже готовый эмбрион внедряют в матку суррогатной матери.

Условия, предъявляемые суррогатной матери

Во время подготовки к процедуре ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) суррогатная мать должна быть абсолютно здорова, для чего она проходит обследование на предмет психических, наследственных заболеваний и болезней, передающихся через кровь. Суррогатная мать должна быть детородного возраста (до 30 лет) и не иметь родственных связей с семьей-заказчицей. Перед процедурой оплодотворения обследуется и отец будущего ребенка на предмет инфекционных и наследственных заболеваний.

Юридическая консультация

В договоре, заключаемом при процедуре суррогатного материнства, обязательно оговаривается сумма вознаграждения суррогатной матери за услуги. Семья — заказчица обязана оплатить все расходы по содержанию беременной женщины, стоимость процедуры ЭКО, медицинское обследование предполагаемой суррогатной мамы, а также расходы при рождении ребенка.

В договоре обязательно должно присутствовать разрешение супруга суррогатной мамы, если таковой имеется, а также свидетельство о том, что у нее уже есть собственный здоровый ребенок. Женщина, согласившаяся стать суррогатной матерью должна быть психически здорова и пройти специальную подготовку у психолога, так как за период беременности она привыкает к будущему ребенку и проникается к нему нежностью и любовью. Встречаются случаи, когда суррогатная мама настолько привыкает к будущему ребенку, что после родов отказывается от передачи малыша семье-заказчице, несмотря на заключенный договор. В таких ситуациях открывается судебное разбирательство.

Гюстав Доре, 1852 г.

Всегда, даже в самой глубокой древности люди мечтали о продолжении рода, стремились вопреки неизлечимому тогда бесплодию любыми путями обрести долгожданных наследников.

Первая суррогатная мать

Первая известная нам суррогатная мать появилась за две тысячи лет до Рождества Христова на опаленной жарким солнцем земле Ханаанской, близ Хеврона. Вот что говорится об этом в библейском Ветхом Завете (Бытие, 16), главной священной книге иудеев, христиан и магометан.

Сара, жена престарелого Аврама (Саррой и Авраамом они станут называться чуть позже), была бесплодна и наняла свою служанку Агарь , чтобы она выносила ребенка Аврама.

“И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.” Авраму тогда было 86 лет, но столь преклонный возраст ничуть не помешал зачатию.

В 1910 г. до н.э. у Агари родился сын, которого нарекли Исмаилом. Сара приняла его, как тогда было принято, на свои колени, как своего родного сына. Это и был первый известный нам ребёнок, родившийся по программе т.н. традиционного .

Кстати, от Исмаила в дальнейшем произошли все арабы, которых традиционно называют еще исмаилиты или же, по имени выносившей Исмаила суррогатной матери – агаряне. Интересно, что спустя 14 лет после рождения Исмаила, в 1897 году до н.э. (год разрушения Содома и Гоморры) Сарре удалось-таки забеременеть от законного супруга, который готовился к своему столетнему юбилею, и благополучно разрешиться сыном, Исааком.

«Испытание веры Авраама»

Гюстав Доре, 1866 г.

Законы Хаммурапи

24 тиртханкара

Индия

Существует интересная индийская легенда о том, как спустя тысячу лет после описанных выше библейских событий, в 599 г. до н.э. в результате переноса эмбриона от одной женщины другой родился 24 тиртханкар – последний по счёту джайнский Будда – один из главных персонажей джайнской мифологии Махавира (в переводе с санскрита – Великий герой). Ему было предопределено стать великим и родиться, соответственно, в семье из аристократического сословия кшатриев (воинов), в котором только и могли рождаться великие люди.

Но Махавира захотел переписать свою судьбу, родившись в касте брахманов (жрецов-священнослужителей). Он изменил свою карму в жизни, предшествовавшей его новому рождению, и воплотился в плод, которым забеременела брахманка Девананда. Богам стало об этом известно, и в тот же день забеременела Тришала, жена некоего кшатрия. На восемьдесят второй день после зачатия, когда женщины почивали в объятиях своих мужей, боги изъяли у них оба плода и поменяли их местами.

Теперь уже Махавира ничего изменить не мог, и пришлось ему родиться в определенной богами семье кшатриев и стать-таки тиртханкаром. А родившие в один день Тришала и Девананда стали первыми женщинами, выносившими чужих детей, первыми суррогатными матерями в нашем, современном понимании этого слова.

Известен и популярен был институт наложниц и в средневековой Европе. Карл Великий, овдовевший в 800 году, завёл нескольких наложниц, Дети от этих женщин, правда, считались внебрачными, и, соответственно, незаконными, что не помешало им, впрочем, сделать успешную карьеру в церкви: Дрогон стал епископом Меца, а младший сын Гуго – аббатом Сен-Кантена. Во многом это объясняется тем, что отец дал им блестящее по тем временам образование.

На Руси

Святой равноапостольный князь Владимир I Святославович (955-1015), крестивший Русь и более известный как Владимир Красное солнышко, до крещения имел больше восьмисот наложниц и состоял в пяти официальных языческих браках (в том числе с чешской княжной и болгарской царевной), но, желая иметь как можно больше детей мужского пола, взял в наложницы монахиню-гречанку – вдову собственного брата Ярополка.

От этого союза в 978 году родился знаменитый Святополк Окаянный. Владимир признал его своим законным наследником, а Святополк же в пику Владимиру упорно отстаивал отцовство своего дяди Ярополка (ходили слухи, что Юлия, так звали его мать, когда умер Ярополк, была уже беременна Святополком).

Именно Святополк, родившийся как тогда говорили, “от двух отцов”, стал киевским князем после смерти отца, несмотря на наличие у Владимира более старших и более “законных” детей мужского пола. Был впоследствии смещён с княжеского престола своим сводным братом Ярославом Мудрым

Святополк Владимирович Окаянный

В. Шереметьев, 1867 г.

Культурные и религиозные различия не были преградой для применения традиционного в эпоху средневековья и в Китае, Корее, Японии. Один из таких случаев, ставший достоянием истории, описывается в талантливой картине знаменитого корейского режиссера Им Квон-тэка, которая так и называется – “Суррогатная мать”.

Наследнику знатного рода Ли, жена которого была бесплодна, взяли в наложницы ещё не достигшую совершеннолетия крестьянскую девушку. Кстати, исполнительница роли юной сурмамы была удостоена приза МКФ в Венеции за лучшую женскую роль.

Джон Хантер

Знаменитый шотландский хирург и венеролог

Исследования в области искусственного оплодотворения

Исследования в области искусственного оплодотворения ведутся уже несколько веков.

В 1677 году изобретатель микроскопа голландец А. Левенгук (A. Leeuwenhoek) исследовал человеческую сперму и стал первым, кто увидел сперматозоиды. Он предположил, что сперматозоид является своего рода семенем, а матка женщины создаёт лишь благоприятную среду для его “прорастания”. В 1790 году знаменитый шотландский хирург и венеролог Джон Хантер (1728-1793) с целью преодоления бесплодия шприцем ввел сперму мужа во влагалище жены, осуществив таким образом первую искусственную инсеминацию в истории. В результате наступила и родился здоровый ребёнок.

В 1880 году была совершена первая в истории попытка у подопытных (в полном смысле этого слова) кроликов и морских свинок. Через 11 лет, в 1891 году французский исследователь Неаре успешно провел и перенос эмбриона от одной крольчихи другой, сделав её тем самым первой “суррогатной мамой”.

В 1893-97 гг. В.С. Груздев (1866-1938) разработал положение о значимости степени зрелости для оплодотворения и впервые применил в опытах на кроликах разработанную им методику, ставшую прообразом ГИФТ (перенос вместе со спермой в яйцевод).

Начиная с двадцатых годов прошлого века для лечения бесплодия широко стала применяться искусственная инсеминация спермой мужа или же специально подобранного донора.

В 1937 году Грегори Пинкус (Gregory Goodwin Pincus) и Эрнст Энцманн (Ernst Vinzenz Enzmann) из Гарварда, рассказали об оплодотворении in vitro кролика.

Первое

Lesley и John Brown с их дочерью Louise Brown

25 июля 1978

Первые успешные работы по оплодотворению человека в Советском Союзе были начаты в конце 60-х годов Б.В. Леоновым в Москве и А.И. Никитиным в Ленинграде. Первый “ребёнок из пробирки”, девочка Лена, зачатая в лаборатории Б.В. Леонова, родилась в Москве в феврале 1986 года, знаменуя успешное начало знаменитой перестройки. Через несколько месяцев в Петербурге у Лены появился “брат” Кирилл.

Что же, остаётся только порадоваться за обретших наконец-то долгожданных наследников родителей и за их детей, которых по определению ждет счастливая, наполненная радостью и любовью жизнь. Чем больше детей будет рождаться по программам , тем больше радости и счастья будет в этом мире, тем больше будет в нём людей!

Кстати, не следует забывать, что помогает решать важнейшую социальную задачу воспроизводства населения, ведь вот уже 10 лет уровень смертности в России превышает уровень рождаемости. Численность населения ежегодно сокращается. Так, например, по итогам 2003 года по официальным данным Росстата нас стало меньше на 800 тыс. человек, в 2004 – на 700 тысяч.

С развитием услуг гестационных курьеров, или суррогатных матерей, как их называют в обществе, стали множиться и дискуссии о степени нравственности подобного появления детей на свет. Лукавят те, кто говорят, что семьи, не имеющие возможности родить собственного малыша, должны обязательно взять чужого и растить его как своего. Они забывают о тайных сторонах человеческого бытия, когда древний инстинкт продолжения рода требует произвести на свет младенца, который будет носителем семейной генетической информации и станет продолжателем своего рода на земле.

История человечества тесно связана с историей семьи. История суррогатного материнства началась в древние, библейские времена. Уже тогда были женщины, не способные к зачатию, и мужчины, страдающие бесплодием. В Библии рассказывается о первых человеческих семьях, которые решали свои проблемы с отсутствием наследников с помощью суррогатного материнства. Истории о суррогатном материнстве можно встретить во всех древних летописных источниках. Евреи, например, использовали рабынь для рождения наследника, если жена страдала бездетностью. Роды принимала законная жена и этим подтверждала право на родившегося младенца. Истории суррогатного материнства были у древних римлян и эллинов. У Плутарха есть эпизод, рассказывающий о Стратонике, страдающей от бесплодия, и Дейотаре, греческом царе, которому необходимо было иметь наследников престола. Мудрая женщина убедила венценосного мужа найти красивую наложницу и сойтись с ней для рождения потомства. Детей, рожденных наложницей, царица воспитывала сама, отдавая им свою любовь и заботу. В Древнем Риме у мужей был обычай зарабатывать на жизнь, отдавая своих жен в наемные матери, для рождения детей бездетным парам.

Подобные истории - с передачей младенцев в руки биологического отца на воспитание -происходят до сих пор. Использование современных технологий в медицине помогли многим бездетным семьям. С применением искусственного осеменения яйцеклетки суррогатной матери у мужчин отпала нужда искать женщину на стороне, заводить с ней отношения, чтобы получить ребенка и взять его на воспитание в свою семью. Первый случай суррогатного материнства с искусственным оплодотворением произошел в 1980 году в Америке, штате Иллинойс. Элизабет Кейн родила после искусственного оплодотворения спермой супруга заказчицы ребенка и получила денежное вознаграждение.

Суррогатное материнство в наше время

Сейчас используется метод подсадки эмбриона в полость матки гестационного курьера, что значит суррогатная мать. Она вынашивает плод, полученный от слияния гамет генетических родителей.
В Великобритании в 1989 году была впервые подсажена в полость матки оплодотворенная с помощью ЭКО яйцеклетка сестре бесплодной женщины. Ребенок после рождения был передан на воспитание биологическим родителям. Это был первый случай, когда оба супруга стали биологическими родителями одному малышу при использовании услуг суррогатной матери.
В 2001 году Всемирная организация здравоохранения приняла термин для обозначения суррогатной матери: гестационный курьер. Это женщина, беременность которой наступила при искусственном оплодотворении ооцитов, ей не принадлежащих и подсаженных в полость матки для дальнейшего вынашивания беременности. По заключенному договору, ребенок, родившийся у гестационного курьера, передается в ту семью, чьи гаметы использовались для искусственного зачатия. Такое определение дало возможность обывателям понять, что значит определение «суррогатная мать».

Философия суррогатного материнства

Философия суррогатного материнства берет начало из традиции продления своего рода. Можно взять ребенка на воспитание, но «голос предков» настаивает именно на генетическом продолжении, и люди пытаются всеми способами выполнить этот наказ. Несмотря на споры, которые ведутся вокруг этичности суррогатного материнства, использование гестационного курьера дает возможность увидеть в родившемся человеке себя, продолжение своего рода, и с этим чувством воспитывать нового жителя планеты Земля.
По статистике, примерно 15% российских семейных пар не могут зачать ребенка самостоятельно. С каждым годом этот процент растет. Статистика утверждает, что он увеличивается в год на 2-3 %. Это значит, что потребности в услугах суррогатных матерей будут только расти.

Считается, что такой большой рост причин бесплодия кроется в современном образе жизни, в котором стали привычными ранние половые связи, аборты, частая смена половых партнеров и множество инфекций, передающиеся половым путем. Все это в конечном итоге подрывает женское здоровье юной девушки и приводит ее к бесплодию. Современная мода на подростковую фигуру также не прибавляет здоровья женщинам, лишая их необходимого запаса женских гормонов, которые находятся в жировых отложениях. Все это приводит к повышению количества бездетных пар, и обращению к альтернативному зачатию.
Бездетные пары хотят воспитывать генетически родных детей.

Развитие в обществе услуг по предоставлению суррогатного материнства дает возможность всем бездетным парам обзавестись генетически родными детьми и воспитывать их.

Рождение детей - основная цель института брака и семьи на протяжении всей истории существования человечества. Именно с рождением детей, их воспитанием связаны мечты, заботы и надежды будущих родителей.

Вплоть до настоящего времени диагноз «бесплодие» во многих случаях звучит для супружеских пар как приговор. В соответствии с медицинской статистикой около 20 % всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. В настоящее время известно 16 причин мужского и 22 причины женского бесплодия, среди которых наиболее распространенными являются воспалительные заболевания репродуктивной системы, гормональные и сексуальные нарушения.

Идеи борьбы с бесплодием с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий зародились давно. Всегда, даже в самой глубокой древности люди мечтали о продолжении рода, стремились вопреки неизлечимому тогда бесплодию любыми путями обрести долгожданных наследников.

История развития института суррогатного материнства в зарубежных странах

Первая известная нам суррогатная мать появилась за две тысячи лет до Рождества Христова на опаленной жарким солнцем земле Ханаанской, близ Хеврона. Сара, жена престарелого Аврама (Саррой и Авраамом они станут называться чуть позже), была бесплодна и наняла свою служанку Агарь, чтобы она выносила ребенка Аврама. Авраму тогда было 86 лет, но столь преклонный возраст ничуть не помешал зачатию. В 1910 году до н.э. у Агари родился сын, которого нарекли Исмаилом. Сара приняла его, как тогда было принято, на свои колени, как своего родного сына. Это и был первый известный нам ребенок, родившийся по программе традиционного суррогатного материнства.

Согласно истории, от Исмаила в дальнейшем произошли все арабы, которых традиционно называют еще исмаилиты или же, по имени выносившей Исмаила суррогатной матери - агаряне. Интересно, что спустя 14 лет после рождения Исмаила, в 1897 году до н.э. (год разрушения Содома и Гоморры) Саре удалось забеременеть от законного супруга, который готовился к своему столетнему юбилею, и благополучно разрешиться сыном, Исааком.

Вторая известная нам программа суррогатного материнства разворачивалась в шумерской Месопотамии в середине XVIII века до н.э. Следует отметить, что в царстве шумеров традиционное суррогатное материнство было общепринятой и законодательно закрепленной практикой. Кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750), созданный в 1780 году до н.э., устанавливал, что бесплодная жена, желающая иметь детей, должна для продолжения рода дать своему мужу рабыню, при этом заводить «дополнительных» наложниц мужчине разрешалось только в том случае, если сын у него так и не рождался. Предусматривались и определенные «социальные гарантии» для успешно родивших сына суррогатных мам - даже в случае крайне заносчивого поведения их нельзя было продавать11) Батыр, К. И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / Под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2007. - Т. 1. - С. 17.).

Имена прочих шумерских суррогатных мам до нас не дошли, так что все-таки второй суррогатной матерью в истории считается Валла, служанка бесплодной Рахили, второй любимой жены Иакова (внука Авраама), выносившая ему сыновей Дана и Неффалима. Самому Иакову было тогда 85 лет.

Кстати, как ни странно, достаточно часто в программах суррогатного материнства происходят совершенно необъяснимые вещи - после рождения ребенка суррогатной мамой или даже в период вынашивания неожиданно беременеет сама «заказчица». Так произошло и с Рахилью - родила она Иакову сына, который был наречен Иосифом, одного из самых известных библейских персонажей.

Ну а третьей суррогатной мамой стала Зелфа, служанка первой и нелюбимой жены Иакова Лии. Лия пыталась хотя бы детьми привязать к себе любившего ее сестру Иакова, родив ему 4 сыновей подряд. После этого она потеряла на некоторое время способность к деторождению. Зелфа родила Иакову двух сыновей - Гада и Асира. После этого, впрочем, плодовитая Лия оправилась и родила Иакову еще двух сыновей - Иссахара и Завулона и дочь Дину.

В Священном писании идет речь о так называемом традиционном суррогатном материнстве, когда в силу неразвитости репродуктивных технологий, приходилось прибегать к естественной инсеминации женщины-донора, которая одновременно являлась и суррогатной матерью. При этом с юридической точки зрения сыновья эти считались собственными детьми библейских пророков и их законных жен.

Это была распространенная практика в древности. Достаточно сказать, что услугами наложниц для продолжения рода пользовались многие египетские фараоны. Считалось, что древние правители Египта по прямой линии происходили от бога Солнца - Ра. Чтобы «солнечная» кровь не смешивалась с кровью обычных людей, фараон брал себе в жены свою родную сестру. Понятно, что дети, родившиеся в таком кровосмесительном браке, особым здоровьем не отличались, если рождались вообще. Так, например, у Аменхотепа I, фараона Нового царства, правившего в XVI веке до н.э., не было наследников, и ему пришлось прибегнуть к помощи суррогатной матери-наложницы, чтобы на свет появился продолжатель его рода - будущий великий фараон Тутмос I. Кстати, дети, рожденные от наложниц, хоть и считались детьми фараона, но были несколько ущемлены в своих правах и могли претендовать на престол лишь в случае отсутствия других, более законных наследников. Тутмос правил 30 лет, покорил половину известного тогда древнего мира, привел в Египет десятки тысяч невольников, но по требованию жрецов был смещен с трона, когда в 1490 году до н.э. умерла его сводная сестра и жена - «солнечная» царица Яхмесит, законная дочь Аменхотепа I. На престол вступил более «законный», чем сам Тутмос, дочь фараона - шестнадцатилетняя Хатшепсут, ставшая первой женщиной-правительницей в истории. На трон она взошла, несмотря на то, что у Тутмоса уже был сын, также рожденный от наложницы, тридцатилетний Тутмос II, и даже внук, тоже рожденный по программе традиционного суррогатного материнства, будущий великий воитель Тутмос III, отец Аменхотепа II. Престол в Египте передавался по «солнечной» женской линии, при этом право на трон сыну фараона - вне зависимости от его происхождения - давала только женитьба на своей единокровной или сводной сестре.

В древней Греции и Риме это была не менее распространенная практика. Плутарх описывает случай с царем Галатии (находилась в центральной части Малой Азии) Дейотаром и его бесплодной супругой Стратоникой, которая лично выбрала своему царственному супругу красивую наложницу Электру из числа пленниц. А их детей воспитала как своих законных.

Существует интересная индийская легенда о том, как спустя тысячу лет, после описанных выше библейских событий, в 599 году до н.э. в результате переноса эмбриона от одной женщины другой родился 24 тиртханкар - последний по счету джайнский Будда - один из главных персонажей джайнской мифологии Махавира (в переводе с санскрита - Великий герой). Ему было предопределено стать великим и родиться, соответственно, в семье из аристократического сословия кшатриев (воинов), в котором только и могли рождаться великие люди. Но Махавира захотел переписать свою судьбу, родившись в касте брахманов (жрецов-священнослужителей). Он изменил свою карму в жизни, предшествовавшей его новому рождению, и воплотился в плод, которым забеременела брахманка Девананда. Богам стало об этом известно, и в тот же день забеременела Тришала, жена некоего кшатрия. На восемьдесят второй день после зачатия, когда женщины почивали в объятиях своих мужей, боги изъяли у них оба плода и поменяли их местами. Теперь уже Махавира ничего изменить не мог, и пришлось ему родиться в определенной богами семье кшатриев и стать тиртханкаром. А родившие в один день Тришала и Девананда стали первыми женщинами, выносившими чужих детей, первыми суррогатными матерями в нашем, современном понимании этого слова11) Свитнев, К. Н. Суррогатное материнство в России и в мире: Монография / К. Н. Свитнев. - Режим доступа: http://www.jurconsult.ru/publications/surrogatnoe_materinstvo_v_

rossii_i_v_mire. - 15.03.2013.).

Стоит отметить, что исследования в области искусственного оплодотворения ведутся уже несколько веков. В XVI веке был проведен первый опыт искусственного оплодотворения на собаках. В 1677 году изобретатель микроскопа голландец А. Левенгук исследовал человеческую сперму и стал первым, кто увидел сперматозоиды. Он предположил, что сперматозоид является своего рода семенем, а матка женщины создает лишь благоприятную среду для его «прорастания». В 1790 году знаменитый шотландский хирург и венеролог Джон Хантер (1728-1793) с целью преодоления бесплодия шприцем ввел сперму мужа во влагалище жены, осуществив, таким образом, первую искусственную инсеминацию в истории. В результате наступила беременность, и родился здоровый ребенок. В 1880 году была совершена первая в истории попытка ЭКО у подопытных кроликов и морских свинок. Через 11 лет, в 1891 году французский исследователь Неаре успешно провел ЭКО и перенес эмбриона от одной крольчихи другой, сделав ее тем самым первой «суррогатной мамой».

Последующие столетия были отмечены многократными попытками ученых в осуществлении различных вариантов экстракорпорального оплодотворения. В 1930 году ученый Г. Пинкус применил технологии, на которых основываются современные программы суррогатного материнства и перенос гамет (оплодотворенных яйцеклеток) в фаллопиевы трубы женщины.

Первое ЭКО в истории с человеческим репродуктивным материалом было проведено в 1944 году гарвардскими гинекологами Дж. Роучем и М. Минкиным. Они культивировали человеческую яйцеклетку и оплодотворили ее in vitro, что привело к развитию двухклеточного эмбриона.

1960 год - начало применения оперативной лапароскопии (осмотра брюшной полости с помощью специального зонда - лапароскопа), в том числе с целью реконструктивных операций на маточных трубах. В последующем лапароскопия позволила получать яйцеклетки человека для экстракорпорального оплодотворения и имплантации в матку суррогатной матери.

В 1968 году эмбриолог Р. Эдвардс и гинеколог Н. Степто разработали способ получения яйцеклеток из фолликулов во время лапароскопии и метод культивирования гамет и эмбрионов, а в 1975 году им удалось получить первую эктопическую (т.е. в необычном месте, внематочную) беременность женщины в результате искусственного экстракорпорального (вне тела) оплодотворения. И в 1978 году в клинике Бон-Холл (Кембридж, Англия) им удалось имплантировать в полость матки бесплодной женщины эмбрион, полученный в пробирке в результате искусственного оплодотворения. Данный эксперимент удачно окончился через девять месяцев рождением девочки Луизы Браун.

Впервые об успешном суррогатном материнстве было заявлено в 1980 году. Первопроходцем стала 37-летняя Элизабет Кейн из штата Иллинойс. У будущей матери была заблокирована фаллопиева труба, поэтому она не могла иметь детей. С Кейн был заключен договор, по которому ей проводилось искусственное оплодотворение спермой супруга той женщины, а после родов выплачивалось денежное вознаграждение. Сама Кейн имела троих родных детей.

В 1980 году в Австралии после восьми лет экспериментов, проводимых учеными К. Воод и А. Лопата, на свет появился первый ребенок после экстракорпорального оплодотворения, а в 1981 году в Соединенных Штатах Америки было зарегистрировано рождение первого ребенка из пробирки11) Дронова, Ю. А. Что нужно знать о суррогатном материнстве / Ю. А. Дронова // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М.: КонсультантПлюс, 1997 - 2013. - Режим доступа: http://consultant.ru. - 02.04.2013.).

В том, что касается собственно суррогатного материнства, то первопроходцем здесь стал мичиганский адвокат Ноэл Кин, основавший в США в 1976 году первое в мире агентство по суррогатному материнству. Первые его программы были исключительно «традиционными», т.е. использовались яйцеклетка самой суррогатной матери, оплодотворявшаяся in vitro спермой биологического отца. К 1988 году благодаря усилиям энергичного адвоката на свет появилось 302 младенца.

Первая скоординированная программа традиционного суррогатного материнства в США и в мире была успешно реализована в 1980 году при содействии основанной за год до этого доктором Ричардом М. Левиным компании Surrogate Parenting Associates, Inc. в Луисвилле. Процесс обследований и согласований всевозможных юридических документов перед началом программы затянулся на долгих десять месяцев. Но сама беременность наступила с первой попытки и завершилась рождением здорового мальчика. Спустя пять дней после родов суррогатная мать отказалась в местном суде от прав на рожденного ей ребенка в пользу биологического отца. Это, собственно, и была первая заранее спланированная и скоординированная программа традиционного суррогатного материнства в мире. С тех пор при помощи Surrogate Parenting Associates, Inc. на свет появилось более 500 младенцев, а сам доктор Левин, так же, как и адвокат Кин, стал широко известной публичной фигурой.

Первый ребенок по программе гестационного, или полного суррогатного материнства, когда суррогатная мать вынашивает эмбрион биологических родителей, родился в Энн Арбор в США в апреле 1986 года. Девочка была зачата in vitro с использованием спермы и яйцеклетки биологических родителей. ЭКО проходило в кливлендском медицинском центре Маунт Синай под руководством доктора Вольфа Атиана. У 37-летней биологической матери была удалена матка, и она попросила свою 22-летнюю подругу, которая уже благополучно рожала два раза, выносить ее дочку. Программа эта проходила под патронажем того же Ноэла Кина, причем одним из основных ее условий было соблюдение полной конфиденциальности.

Первая суррогатная программа среди родственников, когда 48-летняя Патрисия Антони успешно выносила и родила трех собственных внуков для своей 25-летней дочери Карэн Феррейра-Хорхе, была реализована в ЮАР в октябре 1987 года. У Карэн и ее 33-летнего мужа Альсино уже был сын, но супруги мечтали о четырех детях. Карэн, у которой в 1984 году вследствие обильного кровотечения после родов удалили матку, думала, что их мечте не суждено уже реализоваться. Узнав о суррогатном материнстве, супруги подобрали потенциальную суррогатную маму, но вынуждены были отказаться от ее услуг из-за боязни, что она оставит малышей себе. Тогда за дело взялась ее мать Патрисия. Она буквально настояла на том, чтобы ей сделали ЭКО. Энергичной бабушке подсадили 4 эмбриона из полученных 11, три из них успешно прижились. Роды, которые проходили посредством кесарева сечения, снимали британские журналисты, заплатившие 500000 долларов за эксклюзивные права на этот репортаж. Детей назвали Давид, Хосе и Паула. По действовавшему тогда в ЮАР закону, Мисс Антони считалась матерью тройняшек, поэтому ей пришлось отказаться от своих родительских прав в пользу дочери и зятя, которые вынуждены были усыновить собственных детей.

С 1976 года только в США на свет появилось более 40000 «суррогатных» детей, зачатых преимущественно по программам «традиционного» суррогатного материнства. В настоящее время известны 15 случаев, когда суррогатная мать не пожелала передать рожденного ей ребенка его будущим родителям. Самым известный такой случай (так называемый случай «Бэби М») произошел в 1988 году в Нью-Джерси, когда «традиционная» суррогатная мать Мэри Бет Уайтхед-Гоулд «передумала» и пожелала оставить вынашиваемого ей для Уильяма и Элизабет Стерн ребенка себе. После родов суррогатная мать бежала с ребенком во Флориду, но частные детективы, нанятые Стернами, вернули ее в родные пенаты. Верховный суд штата Нью-Джерси восстановил миссис Уатхед-Голд в ее родительских правах, как генетическую мать ребенка, но вместе с тем, оставил «Бэби М» в семье Стернов, разрешив бывшей суррогатной маме только навещать его.

В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была оплодотворена спермой ее мужа и в мае 1994 г. родила ребенка. Прежде чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия. Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион, созданный путем слияния яйцеклетки ее дочери - 22-летней Сюзанны и спермы ее мужа - 23-летнего Крича Ленгстона11) Стеблева, Е. В. Правовое регулирование института суррогатного материнства за рубежом / Е. В. Стеблева // КонсультантПлюс: справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. математика и информатика». - М.: КонсультантПлюс, 1997 - 2013. - Режим доступа: http://consultant.ru. - 03.04.2013.).

Суррогатное (заместительное) материнство означает вынашивание и рождение ребенка, зачатого путем экстракорпорального оплодотворения. При этом генетический материал, который становится основой новой жизни, принадлежит не самой женщине, а посторонним для нее людям, которые в силу каких-либо причин не могут сами завести потомство.

Возможность воспользоваться услугами суррогатной матери для многих одиноких людей или бесплодных семейных пар является единственным способом обзавестись генетически родными детьми. Метод очень востребован, несмотря на необходимость существенных денежных вложений.

Большинство россиян считают заместительное материнство чем-то экзотическим и не вполне этичным. Этому способствует широкое распространение разнообразных заблуждений.

Источник: depositphotos.com

«Суррогатные» дети отличаются от «обычных»

Ребенок, появившийся на свет в результате суррогатного вынашивания, ни физически, ни психически не отличается от своих сверстников, зачатых естественным путем или рожденных биологической мамой, забеременевшей с помощью процедуры ЭКО. Напротив, у данного малыша выше шанс появиться на свет здоровым – без генетических отклонений и пороков внутриутробного развития. Дело в том, что процедуру искусственного оплодотворения суррогатной матери предваряет тщательное медицинское обследование. С таким же вниманием врачи изучают состояние здоровья будущих биологических родителей. Оплодотворенные яйцеклетки, подготовленные к процедуре ЭКО, подвергаются отбору с целью исключения возможных аномалий. Вынашивание «суррогатного» младенца, его рождение и первые месяцы жизни тоже проходят под строгим контролем специалистов.

Этого не может быть. Генетический материал, определяющий особенности внешности, такой ребенок получает от биологических родителей. Оплодотворение и первые деления зародыша происходят в пробирке. В момент помещения в организм суррогатной матери он имеет полный набор генов, который уже не может быть дополнен. В будущем малышу предстоит стать похожим на родных маму и папу. Женщина, которая выносила и родила ребенка, не передает ему никаких наследственных качеств.

«Суррогатному» ребенку в будущем грозит бесплодие

У детей, родившихся от суррогатных мам, никаких специфических пороков развития репродуктивной системы не наблюдается. Мало того, заместительное материнство официально существует уже более 40 лет, и первые «суррогатные» дети давно стали взрослыми, завели собственные семьи. Среди них до сих пор не зарегистрировано ни одного случая бесплодия, прямо обусловленного обстоятельствами зачатия, вынашивания или рождения.

Биологическая мать ребенка должна быть молодой

Это не так. Единственным условием применения метода заместительного материнства в данном случае является способность организма биологической матери продуцировать живые яйцеклетки, что возможно не только в период, считающийся оптимальным для вынашивания ребенка, но и после достижения женщиной 40 лет, когда беременность и роды связаны с определенными рисками.

Среди биологических родителей, прибегающих к помощи суррогатных мам, немало людей, в течение долгого времени пытавшихся завести детей, лечившихся от бесплодия, прибегавших к искусственному оплодотворению. В большинстве случаев биологическая мать уже не очень молода. Зачастую к заместительному материнству прибегают женщины, которые пропустили оптимальный возраст для вынашивания из-за увлеченности карьерой.

Зрелый (более 40 лет) возраст биологической матери при любом способе зачатия имеет повышенный риск появления на свет малыша с отклонениями развития. Тщательная проверка оплодотворенных яйцеклеток перед их имплантацией в организм суррогатной матери позволяет в значительной степени уменьшить данный риск. Кроме того, сегодня у женщины есть возможность воспользоваться достижениями научно-технического прогресса и сохранить яйцеклетки, взятые в оптимальном репродуктивном возрасте, в замороженном виде для последующего оплодотворения. При этом вероятность рождения здорового ребенка возрастает.

Для зачатия используется яйцеклетка суррогатной мамы

В большинстве случаев к заместительному материнству прибегают семейные пары, способные дать нормальные половые клетки. Однако бывают и исключения: иногда из-за неудовлетворительного состояния репродуктивной системы будущих биологических матерей яйцеклетки берутся у их кровных родственниц (например, у сестер).

В некоторых случаях суррогатным материнством желают воспользоваться одинокие мужчины. В подобной ситуации у будущего отца есть возможность воспользоваться яйцеклеткой, взятой у анонимного донора. В России с 2012 года действует законодательное ограничение, запрещающее суррогатной матери одновременно становиться донором генетического материала.

Богатые женщины используют суррогатное материнство, чтобы не рожать

Исключить такие случаи нельзя, но если они и бывают, то нечасто. Дело в том, что процедура забора яйцеклеток – дело весьма нелегкое. Прокол яичника проводят под общим наркозом. В течение нескольких недель перед этим женщина вынуждена принимать гормональные препараты, активизирующие созревание фолликулов. Все названные процедуры малоприятны и связаны с определенными рисками.

Как правило, к суррогатному материнству прибегают женщины, которые не могут зачать или выносить ребенка в силу возраста или из-за серьезных патологий, несовместимых с беременностью. Подобное решение обычно продиктовано сложными жизненными обстоятельствами, а не желанием облегчить себе жизнь, избежав тягот беременности и родов.

Суррогатные матери зачастую оставляют рожденных детей себе

Риск подобного развития событий не исключен. Во время вынашивания и родов женщина может привязаться к будущему малышу и не суметь преодолеть эмоциональное напряжение, связанное с необходимостью его передачи биологическим родителям. Будущая суррогатная мать обязательно проходит курс занятий с психологом, но это не всегда помогает.

Имеется и прямо противоположная вероятность: родные мама и папа могут отказаться от новорожденного по психологическим или каким-то иным причинам. Хотя каждый случай заместительного материнства сопровождается составлением договора, регламентирующего обязанности сторон, механизма принудительной передачи «суррогатного» ребенка в нашей стране не существует.

К счастью, такие сценарии реализуются крайне редко. Как правило, дети, рожденные суррогатными матерями, благополучно обретают родные семьи.

Суррогатное материнство вне закона

В России суррогатное материнство, в том числе коммерческое, официально разрешено с 2011 года. Оно регламентируется Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», рядом статей Семейного кодекса, а также приказами Минздрава РФ.

Несмотря на то, что законодательные акты имеют ряд существенных пробелов, практикой установлено, что право на использование заместительного материнства имеют не только официально зарегистрированные семейные пары, но и граждане, живущие в гражданском браке, а также одинокие женщины и мужчины. Иногда лицам, не состоящим в супружеских отношениях, приходится доказывать свое право на материнство или отцовство в суде. Однако данных случаев становится все больше, и есть надежда, что подобные проблемы со временем исчезнут.

Власти других государств относятся к практике суррогатного материнства по-разному. Оно фактически существует, но не регулируется законом в Финляндии, Бельгии, Испании и Греции. В таких странах, как Великобритания, Дания, Израиль, Канада, Нидерланды, суррогатное материнство разрешено с существенными ограничениями (как правило, запрещается оказание названных услуг на коммерческой основе). В Беларуси помощью суррогатных матерей могут пользоваться только те женщины, которые не способны выносить ребенка из-за серьезных проблем со здоровьем. На территории Франции, Швеции, Норвегии, Австрии и Германии заместительное материнство запрещено полностью.

Развитие заместительного материнства тормозят не только заблуждения по поводу его безопасности для будущего ребенка. Многие считают такой способ обзаведения потомством противоречащим этическим нормам. Бытует мнение, что использование тела женщины для вынашивания генетически чуждого плода нарушает ее права и фактически является эксплуатацией. Некоторые люди приравнивают суррогатное материнство на коммерческой основе к торговле детьми. Отрицательное отношение поддерживают главы основных религиозных конфессий: они считают, что практика заместительного материнства подрывает основы семейных отношений.

Тем не менее нельзя не признать, что услуги суррогатных матерей позволяют стать счастливыми родителями тем людям, которые в иных обстоятельствах были бы лишены такой возможности. Скорее всего, эта практика будет развиваться особенно успешно, если законодатели озаботятся изучением имеющихся проблем и созданием адекватной юридической основы их решения.

Видео с YouTube по теме статьи: