Развиваем малыша с первых дней жизни: советы родителям. Развитие творческих способностей в год

Все родители хотят, чтобы их дети были успешными в жизни. Результаты многочисленных психологических исследований показывают, что человек считает себя успешным, когда становится профессионалом, имеет крепкую семью и друзей, на которых можно положиться.

И соответственно многие родители задаются вопросом - что нужно сделать, чтобы воспитать успешного ребенка.

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам в этом непростом деле.

1. Чем раньше - тем лучше

В возрасте от рождения до 5 лет ребенок очень легко и быстро усваивает новую информацию. Поэтому важно начинать занятия с ним как можно раньше. При этом они не должны быть тяжелыми и утомительными, вызывать искренний интерес у ребенка и строиться по принципу от простого к сложному.

Именно на этих правилах основана знаменитая программа обучения по тетрадям Kumon . Они появились в России лишь в позапрошлом году и сразу завоевали признание родителей. Сегодня по ним обучаются 4 млн детей в 47 странах.

Занятия основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить новые навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ваш ребенок, несомненно, добьется успеха. Он сможет не только приобрести определенные навыки, но станет внимательнее, самостоятельнее, приобретет уверенность в своих силах. А сами занятия доставят ему немало удовольствия.

2. Учитесь, играя

Скука - главный враг успешного обучения. Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь заинтересовать его. Пусть все занятия содержат игровые элементы. Именно играя, ребенок лучше всего запоминает информацию. На самом деле через игру можно рассказать о чем угодно и обучить самым разным навыкам. Сегодня есть немало пособий, которые помогают понять, как превратить процесс познания в игру. На этом принципе построены и занятия по методике Kumon. Например, вырезая веселые пазлы-аппликации , ребенок развивает мелкую моторику и пространственное мышление.


3. Относитесь к негативным эмоциям детей спокойно

Некоторые родители совершают ошибку, пытаясь игнорировать негативные чувства своих детей в надежде, что те сами пройдут. С эмоциями это происходит редко.

Если у вашего ребенка что-то не получается, и он злится и огорчается по этому поводу, не игнорируйте его чувства. Лучше откровенно обсудите проблему и попытайтесь вместе найти выход. Психолог Джон Готтман в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» утверждает: «Если вы раз за разом будете объяснять детям, что их чувства неуместны или необоснованны, они вырастут с уверенностью, что с ними что-то не так». Их самооценка будет занижена, они станут испытывать больше трудностей в учебе и управлении своими эмоциями, будут с трудом преодолевать проблемы. В сравнении с другими детьми им будет сложнее концентрировать внимание, учиться и находить общий язык со сверстниками.

Чтобы избежать этого, старайтесь с уважением относиться к даже к самым сложным эмоциям ребенка.

4. Предоставляйте ребенку выбор

Родители должны понимать, что чем раньше ребенок научится высказывать свои предпочтения и делать правильный выбор, тем лучше.

Давая ребенку возможность делать выбор, мы не только воспитываем в нем чувство ответственности, но и помогаем повысить его самооценку. Ребенок, которому родители постоянно ограничивают выбор, получает сообщение: «Ты не только маленький, твои желания не имеют большого значения». Такой ребенок может вырасти послушным и будет сотрудничать, но чувство собственного «я» останется в нем неразвитым.

Если же пожелания ребенка выполняются, он получает сообщение: «Мои желания имеют значение, то, что я чувствую, играет определенную роль». Со временем эти мысли могут стать кирпичиками правильного выбора.

5. Уделяйте время совместным занятиям

Исследования показывают: участие родителей в процессе обучения ребенка очень важно. Но, к сожалению, во многих семьях выполнение домашних заданий целиком ложиться на плечи ребенка. Такое отношение не должно становиться нормой, ведь чем больше вы занимаетесь с ребенком, тем эффективнее будет процесс обучения.

Особенно это важно в освоении таких сложных дисциплин, как, например, математика. Сегодня существуют специальные пособия, которые помогают родителям самим восполнить пробелы в знаниях и помочь своим детям в освоении предмета. К таким относится книга «Как объяснить ребенку математику» . В ней доступно объясняются основные понятия арифметики, а также разбираются начальные темы геометрии, тригонометрии, алгебры, статистики и теории вероятности. Благодаря наглядным схемам и иллюстрациям вы вместе с ребенком без проблем разберетесь с задачами, которые вызывают у него сложности.

7. Меньше запрещайте

Помните, что ваш ребенок не станет успешным, если с детства не обращать внимания на его желания и чувства. Здесь в некоторой степени, нужна «здоровая» свобода в познании окружающего мира. Не стоит все постоянно запрещать. Если малыш хочет потрогать клавиатуру или желает изучить пульт от телевизора, то непременно потратьте на это время.

А чтобы не возникла ситуация вседозволенности - просто установите правила, которые будут объяснять, что можно и что нельзя.

8. Развивайте фантазию и воображение ребенка

Альберт Энштейн говорил: «Успешный человек - всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение - беспредельно».

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство. Учите ставить цель и достигать ее.

9. Развивайте целеустремленность

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите.

Многие развивающие книги предусматривают специальные вкладки с грамотами или систему баллов. Например, в тетрадях Kumon есть специальный сертификат, который можно вручить ребенку после выполнения всех заданий. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется постараться. Но наградой за это будет его счастливое будущее.

Многие мамочки на вопрос, как заниматься с новорожденным ребенком, воскликнут: «Он ведь ничего еще не знает и не умеет!» Поверьте, уже с момента появления на свет он разглядывает незнакомую обстановку, активно пробует все на вкус и внимательно слушает ваш голос. Вот почему необходимо не упустить это время и развивать кроху буквально с самых первых дней рождения.

Кормление – залог здоровья

Самое лучшее питание, которое придумано природой, – это, конечно, . Чтобы заложить основу для будущего успешного развития грудничка, очень важно кормить его по требованию. Благодаря нему, ребенок не только становится сытым, но и полностью удовлетворяет необходимость в контакте с мамой, в ее присутствии и тепле. Находясь в материнских объятиях, посасывая грудь, он сразу же становится более спокойным, даже если у него дурное настроение или его тревожат . А, как известно, эмоционально устойчивые детки воспринимают информацию гораздо лучше.

ВАЖНО ПО ТЕМЕ ГВ:

Частое общение

Пожалуй, маленький человечек еще не готов к целенаправленным играм, поэтому просто как можно чаще беседуйте с ним: нежно, спокойно, изменяя интонацию и тембр голоса в зависимости от того, что вы сейчас ему рассказываете. Обязательно подключите к диалогу папу, пусть он тоже поделится своими эмоциями от появления на свет дорогого сына или дочки. В разговоре всегда называйте кроху по имени, скоро это станет его самым любимым словом. Также помогают развитию милые сердцу колыбельные и всевозможные потешки.

Развиваем органы чувств

Развитие грудных детей в огромной степени основывается на стимуляции вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Пока же больше всего нового о предметах кроха узнает, трогая их на ощупь.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Осязание

Прикасайтесь к ножкам, животику и лицу мягким перышком. Если вашему чаду понравились такие прикосновения, «вооружитесь» материалами с разной текстурой. Это могут быть ватные шарики, махровое полотенце, шерстяная варежка или шелковый шарф. Кроме того, поместите на детскую ладошку собственный палец или небольшую вещицу, чтобы малыш сжимал кулачки.

Регулярно обнимайте ребятишек, гладьте их по голове, спинке, целуйте и кладите голенькими к себе на живот. Так вы совершенствуете и тактильные ощущения, и эмоционально-личностную сферу.

  • Слух

Подвесьте погремушку или крутящуюся карусельку, которая издает негромкие мелодии, над детской кроваткой. Не расстраивайтесь, если малыш сосредотачивается на них всего лишь пару минут. Пока что ему еще очень трудно концентрировать внимание. Груднички хорошо воспринимают классическую музыку: произведения Вивальди, Чайковского, Моцарта и Штрауса. И, безусловно, они любят слушать мамин и папин голос. ()

  • Зрение

До двух-трех месяцев детки могут различать только черные и белые цвета. Повесьте в поле зрения карапуза изображение концентрических кругов, шахматной доски или контрастные, превосходного качества черно-белые фотографии. Для привлечения интереса меняйте картинки через несколько дней. А еще новорожденному очень нравится следить за мимикой человеческого лица. Так что улыбайтесь ему как можно чаще! ()

  • Обоняние

Кроха узнает ваш запах сразу же после рождения, ведь он включает в себя те же составляющие, что и околоплодная жидкость. На химические и парфюмерные ароматы у некоторых детей может появиться аллергическая реакция. Так что будьте осторожны с духами и лосьонами и, естественно, с курением. Только не стоит отлучать папу, который по каким-либо причинам не может отказаться от сигарет, от общения с крохой.

  • Вкус

С первых дней малыши ощущают вкус и выражают предпочтение сладкой еде, а не кислой или горькой. Поэтому кормящей женщине необходимо вводить в свой рацион самые разные продукты, но только постепенно и в малых количествах. Так вы сможете приучить своего отпрыска к многообразию вкусов и застрахуетесь в дальнейшем от его избирательности в пище.

Если вы будете следовать этим несложным советам, то уже с пеленок ваше чадо будет активно расти и развиваться. Только не перегружайте его новыми знаниями, чтобы не навредить формированию нервной системы. Пусть развитие любимых деток будет радостным!

Ваш ребёнок от рождения до года

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

С самого своего рождения малыш нуждается во внимании и поддержке родителей. Ваша задача - не только обеспечивать удовлетворение базовых потребностей ребенка в еде, сне и отдыхе, но и заниматься его развитием. Многие родители считают, что маленькие дети в силу своей беспомощности еще ничего не понимают, но на самом деле, крохи уже сейчас активно изучают мир и адаптируются к нему. В этой статье мы расскажем вам как правильно развивать ребенка.

Как правильно развивать ребенка?

Очень важно выработать комплексный подход к развитию ребенка. На самом деле, в этом нет ничего сложного:

Как развивать зрение новорожденного?

Как вы знаете, новорожденный видит плохо, однако уже сейчас он способен различать движущиеся предметы и цвета. Поэтому, повесьте на высоте 20-25 сантиметров от лица ребенка красочные игрушки. Лучше всего, если они будут зелеными, желтыми и красными - именно эти оттенки младенцы различают в первую очередь. Можно установить специальную крутящуюся карусель над кроваткой. Она поможет развить умение малыша наблюдать за движущимися предметами. Кстати, можно параллельно развивать и слух крохи, купив карусель с музыкой.

Как развить слух у ребенка?

Если уж мы заговорили о слухе, то отметим, что даже в самые ранние годы жизни дети способны не просто улавливать звуки, но и непроизвольно запоминать передаваемую информацию. Поэтому, если вы не знаете, как правильно развивать ребенка в данном направлении, просто включайте ему музыку. Кстати, психологи говорят о том, что песни могут быть даже иностранными. По мнению специалистов, дети, которые регулярно слушали слова и фразы на иностранных языках, впоследствии эти самые языки изучают намного успешнее своих сверстников.

Как развить способности ребенка?

Чаще берите ребенка на руки и подносите его к различным предметам, объясняя их значение. Это можно делать и дома, и на прогулке. Старайтесь как можно больше общаться с малышом.

Нужно развивать у ребенка мелкую моторику. Вы можете дать ему в руки мешочки, каждый из которых наполнен крупой, песком, пуговицами, шариками. Пусть ребенок перебирает их в руках. Когда ребенок вырастет, вы можете просто смешивать крупы различных цветов и просить ребенка рассортировывать их по емкостям.

Как происходит развитие ребенка в 1 год?

Время летит незаметно... Казалось бы, ваш малыш не так давно появился на свет, а сегодня ему исполнился 1 год. Уже сейчас ребенок начинает познавать мир, изменяются его привычки относительно питания, сна и отдыха. Поэтому, родителям важно понять, что нужно ребенку для его правильного роста и развития. Какие блюда готовить малышу? Какие игрушки покупать? Чем заниматься с крохой? Об этом и многом другом вы узнаете прямо сейчас.

Годовалый ребенок активно познает мир. Помните, что с некоторыми вещами он только начинает знакомиться, не подозревая, что они могут ему навредить. Поэтому, спрячьте подальше острые, горячие, тяжелые предметы, выбирайте игрушки, которыми невозможно подавиться, пораниться. Кстати, психологи рекомендуют давать ребенку сначала по 1-2 игрушки, чтобы не рассеивать его внимание. Все паровозики, куклы, машинки, погремушки должны быть красивыми, яркими, но не слишком сложными, чтобы ребенок смогут изучить их. Когда интерес к одной игрушке пройдет, вы можете ее спрятать и показать малышу другую игрушку.

Чтобы правильно развивать ребенка не стоит покупать ему только электронные, музыкальные игрушки - как правило, они ломаются через несколько дней. А вот, пазлы, шнуровки, кубики, лото можно будет использовать не один год.

Что нужно годовалому ребенку помимо игр? Конечно же, движение! Пусть ребенок как можно больше ходит или бегает. Не забывайте делать специальную гимнастику - сгибать и разгибать ручки и ножки малыша, делать массаж.

Питание - еще один вопрос, который потребует от вас особого внимания, ведь теперь ребенку можно давать "взрослую" пищу. Включайте в рацион каши, супы, салаты. Помните, что внешний вид пищи очень важен для малыша, а потому, украшайте тарелки фигурками из фруктов и овощей, оформляйте блюда красиво. Кстати, многие годовалые дети уже могут есть самостоятельно.

Пересмотрите режим сна малыша - в этом возрасте дети могут не спать днем. Хотя, конечно, все зависит от самого ребенка. В любом случае, будьте готовы к тому, что малыш будет бодрствовать большую часть дня.

Не забывайте, что сегодня в продаже можно найти всевозможные развивающие игры: наборы для лепки, пальчиковые краски, мозаику, кубики и т.д. Как правило, на упаковке указывается возраст, для которого предназначена та или иная игра.

И самое главное, что нужно годовалому ребенку от вас - это внимание и забота. Уделяйте малышу как можно больше времени, общайтесь и играйте с ребенком. Именно это поможет ему расти и развиваться правильно!

Начните заниматься развитием ребенка уже сегодня!

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Будущий ребенок после пяти месяцев внутриутробного развития начинает активно воспринимать раздражения внешней среды. С этого времени малыш уже слышит звуки, и можно периодически включать для него приятную музыку. Но вовсе не обязательно прослушивать целую симфонию — пока ребенку по силам только кратковременная нагрузка. Когда вы включите музыку, он отреагирует — на миг прекратит движения (такова обычная реакция плода на внешние раздражения), а затем сладко заснет в вашем животе. Главное, чтобы музыка нравилась самой маме, приводила ее в состояние покоя, расслабляла — тогда спокойствие будет передаваться и малышу. Только не нужно специально подносить наушники со звучащей музыкой к животу: это может оказать чересчур сильное воздействие на матку.

Когда малыш появляется на свет, в первую очередь нужно позаботиться о его физическом здоровье. Если ребенок ослабленный, вялый или, наоборот, гиперактивный, сначала нужно привести в равновесие его психику (с помощью специальных лекарств, массажа, ванн) и лишь затем заниматься его развитием. Родителям нельзя перегружать психику младенца, если он еще не совсем готов к этому физически. Есть определенные этапы в развитии мозга, миновать которые невозможно: ребенок последовательно осваивает одни навыки, а затем — другие. Сначала он начинает держать голову, потом — захватывать предметы, переворачиваться на живот, ползать, садиться, вставать и, наконец, ходить.

Развитие ребенка происходит в процессе активного изучения окружающего мира. В раннем возрасте основные виды деятельности — это общение со взрослыми (и прежде всего, с мамой) и действия с . Младенцу обязательно нужны разнообразные игрушки, которые оказывают воздействие на все органы чувств — разных форм, цвета, с разным звуком, отличающиеся на ощупь. Но одних игрушек малышу мало — ему обязательно требуется общение и помощь взрослого для освоения окружающего пространства, поэтому показывайте ему, что можно делать с игрушкой, и поясняйте свои действия. Разговаривайте с малышом эмоционально, задействуя мимику, — так вы лучше сможете заинтересовать его, привлечь внимание. Старайтесь, чтобы он вам ответил — отреагировал на ваши слова на «своем» языке, начал подражать вашим действиям.

В процессе эмоционального общения взрослого с младенцем происходит развитие речи ребенка, причем чем активнее малыш в это время, тем быстрее он учится разговаривать. Сначала у него появляется понимание речи взрослого, затем он пытается подражать ему, и только потом он учится грамматике языка. На первом году жизни занятия с ребенком не должны быть продолжительными — не более 10-15 минут (по несколько раз в день). Если ребенок устает, перевозбуждается, плачет, занятие нужно завершить раньше. Большое значение в первый год жизни ребенка придается развитию согласованной работы всех анализаторов: глаз и рук, слухового восприятия и артикуляционного аппарата. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге зоны, которые отвечают за двигательную активность руки, расположены рядом с зонами, отвечающими за речевую деятельность. Активизируя моторику рук, мы тем самым стимулируем зоны речевой деятельности. Уже с ребенком 8-ми месяцев можно начать заниматься рисованием.

Это очень полезный вид деятельности: развивается не только мелкая моторика, но и пространственное восприятие, внимание, сосредоточенность, ребенок учится взаимодействовать со взрослыми. Начинать рисовать лучше всего пальчиковыми красками или губкой, на которую нанесена краска. В этом возрасте можно вводить и первые элементы лепки (сначала ребенок может просто разрывать пластилин на мелкие кусочки).

В последнее время большое распространение получили идеи раннего развития детей. Родители, которые решили заниматься со своим ребенком по определенной программе, должны учитывать не только положительные стороны, но и отрицательные моменты разных методик.

Методика Глена Домана Основана на активизации деятельности мозга за счет стимуляции зрения. Ребенку с раннего возраста показывают серии карточек с изображением предметов по разным темам (растения, животные, явления природы, предметы быта и т.д.). Занятия проводятся несколько раз в день. Предполагается, что в результате таких занятий ребенок, буквально с пеленок, получает энциклопедические познания. Минусом этой методики является то, что малыш видит картинку, но не получает реальной информации о свойствах изображенного предмета. Так, например, он видит на картинке кошку, но, посмотрев на изображение, он не узнает, что кошка — это живое существо, маленькое, мягкое, пушистое, что она мяукает. Конечно, мама может все это рассказать малышу, но чтобы понять ее слова, ребенок должен уже обладать определенным багажом знаний.

А объяснить шестимесячному ребенку, что такое «мягкий», «маленький», «животное», довольно сложно. Когда малыш видит настоящую кошку, он получает знания опытным путем: может ее потрогать, услышать, как она мяукает. Плоскостное изображение не заменит объемного. Так, например, мяч, изображенный на картинке, это — круг, но не шар. Пока ребенок не увидит настоящий мяч, не попробует его покатать, он не поймет, что это такое. Иными словами, ежедневный просмотр карточек не может заменить ребенку уроков настоящей, живой жизни. Познание окружающей среды происходит непосредственно через практическую самостоятельную деятельность, через приобретение им собственного опыта.

Раннее чтение

Не стоит слишком рано (с года-двух) стремиться обучить малыша чтению. Дело в том, что чтение — это осознанная целенаправленная деятельность, которая требует наличия у ребенка определенных навыков и умений, а в этом возрасте мышление еще не достигло необходимого для чтения уровня развития. В раннем возрасте мышление только начинает формироваться. Кроме того, у малыша еще недостаточно широкий кругозор, и чтение даже простых текстов будет для него затруднительным. Изучение иностранного языка.

Если родители разговаривают на разных языках, обучение двум языкам у ребенка будет идти параллельно. Если же оба родителя разговаривают по-русски и живут в русскоязычной среде, то торопиться обучать малыша иностранному языку не нужно. Сначала он должен научиться разговаривать на своем родном языке, усвоить его лексические и грамматические особенности, и лишь потом, когда хорошо разовьется речь, его можно будет знакомить с элементами иностранного языка (в четыре-пять лет). Если начать занятия раньше, в один или два года, это может отразиться на качестве усвоения родного языка. Поэтому не торопитесь: предлагайте ребенку занятия, которые соответствуют его уровню развития. Придет время, и малыш обязательно порадует вас своими достижениями.

За первый год ребенок воспринимает и усваивает огромное количество информации об окружающем мире.

Задача родителей — всемерно помогать ему.

Этапы раннего развития малышей :

  • 0-3 месяца

Младенец еще только лежит в кроватке и доверчиво смотрит на вас, но с ним уже можно заниматься. Показывайте ему , водите игрушкой влево-вправо, вверх-вниз, чтобы малыш научился фиксировать взгляд на предмете, а затем — следить за ним глазами. Давайте малышу трогать разные на ощупь игрушки. Создайте условия, чтобы он мог дотянуться до игрушки ручками.

  • 3-6 месяцев

Действия ребенка становятся более точными. Он учится захватывать предметы, начинает внимательно их изучать, совершать с ними действия. С помощью игрушек стимулируйте ребенка к ползанию. Кладите предмет недалеко от малыша и привлекайте к нему внимание ребенка, чтобы он начал тянуться к игрушке и ползти к ней. Ползание очень полезно — оно предоставляет огромные возможности для самостоятельного познания мира.

  • 6-9 месяцев

Продолжается освоение пространства с помощью ползания. Малыш учится совершать разнообразные действия с предметами — перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать ею, бросать, нажимать на кнопочки. Все это очень полезно для ребенка — у него развивается моторика рук, он учится концентрировать внимание, формируется восприятие и память.

  • 9-12 месяцев

Ребенок начинает соотносить свои действия с определенным результатом, что позволяет ему открывать новые свойства предметов. Он уже может, подражая взрослому, совершать предметные действия — катать мячики, кубики, катать машинку. Во время игры произносите простые слова, стимулируйте ребенка к речевой активности.

Похожих статей нет.