Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет. Почему двухлетний ребенок не говорит Явные признаки отставания

Обычно возрастные нормы развития ребенка служат ориентиром. Очень важно, чтобы с ростом малыша все было хорошо и с его развитием. Он должен постепенно подниматься как бы по ступени вверх.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Из данной таблицы следует, что средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи .

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Освоенные новые навыки и умения

Какие двигательные навыки (способность управлять своим телом) обретает малыш?

  • Уверенная ходьба.
  • Прыжки.
  • Ходьба по лестнице (вверх, вниз).
  • Преодоление препятствий (обходит, перепрыгивает или перешагивает препятствия высотой 20 см).
  • Удар ногой по мячу, броски мяча.
  • Умеет ловко лазить и пятиться назад.
  • Прыгать на одной ноге.
  • Проходить сквозь обруч.
  • Удерживать равновесие на перекладине.

Умения

  • Использование предметов по прямому назначению (карандашом рисовать, совком копать, есть ложкой, расчесываться расческой).
  • Листать страницы книжки.
  • Стоять на цыпочках.

В этом возрасте двигательная активность ребенка интенсивно развивается. Физическое развитие оценивается с точки зрения координации и согласованности движения. Развивайте у детей физические навыки, а также крупную и мелкую моторику.

Отдайте предпочтение прогулкам, вместо многочасового просмотра мультиков. Гуляйте с ребенком на свежем воздухе, совмещая прогулку с посещением детских игровых площадок. Игровые комплексы с каруселями, качалками, лазами — прекрасные помощники для физического развития.

Развитие речи в 2 года

Словарный запас детей от 1,5-2 лет может составлять от 40 до 100 слов, а к концу второго года может достичь 300 слов. Наряду с пополнением словарного запаса ребенок улавливает и смысл сказанного, у него интенсивно развивается понимание речи. Дети сочетают два-три слова, из таких комбинаций получаются фразы: мама пришла, большая машина уехала. Главное, чтобы малыш смог сочетать слова по смыслу .

Если у ребенка не получается образовать фразы (ошибается в сочетании слов), то нужно правильно произносить полностью фразу, но не отдельное слово. Подобным образом он поймет, как правильно строить фразы.

Любопытно то, что, знакомясь с новыми предметами, малыш пытается узнать о функции нового предмета, и спрашивает «Как называется это?». Взрослый не только должен назвать этот предмет, но еще и показать ребенку, как им пользоваться.

Попытайтесь построить общение со своим чадом таким образом, чтобы свои потребности он выражал словами, даже если вы прекрасно понимаете его с полуслова. В некоторых случаях ребенок может попросить какой-то предмет жестом или неправильно произнести слово.

Например, малыш говорит: «Мама, дай бибику», а мама в ответ: «Что дать, не понимаю?». Такой способ непонимания будет хорошо стимулировать ребенка в первом случае говорить, а во втором правильно произносить слова.

Чтобы развивать мелкую моторику, нужно устраивать занятия и игры, в процессе которых участвуют кисти и пальцы (рук и ног), в таком случае они будут выполнять мелкие и точные движения. Можно предложить порисовать, сложить кубики, собрать мозаику или пазлы. Мелкие движения пальцев рук и развитие речи тесно связаны друг с другом.

Особенности развитие психологии детей 2-3 лет

Поведение малыша в двухлетнем возрасте носит непроизвольный характер. Он не может управлять собой по своему желанию, таковы особенности второго года жизни.

Еще одной закономерностью считается то, что ребенок не может долго сосредоточивать внимание на одном предмете.

Многие родители пользуются этой возрастной особенностью в свою пользу, отвлекая внимание ребенка по необходимости. В этом возрасте он четко понимает о назначении предметов в домашнем обиходе и применяет их. Например, применение предметов личной гигиены при умывании, использование столовых приборов во время еды.

  • Речь более понятна , чем у полугодовалого, иногда с использованием прилагательных.
  • Ребенок может складывать пирамидку, кубики, мозаику.
  • Может разрезать бумагу, держа ножницы в одной руке.
  • Под ритмичную музыку подтанцовывает (покачивается, приседает, притоптывает).
  • Выполняет простые указания и просьбы.
  • Способен запомнить четверостишья, потешки, песенки.
  • Рисует, из пластилина лепит простые фигурки.
  • Разбирает игрушки , пытаясь изучить содержимое.

Познавательные способности ребенка 2-х лет

  • После показа он может собирать пирамиду из 5 колец (от большего кольца к меньшему, и наоборот).
  • Соотносит геометрическую объемную фигуру с плоским аналогом.
  • Определяет предмет по его характерным признакам весу, фактуре, то есть тяжелый, мягкий.
  • Ориентируется в разных величинах (например, сравнивая матрешку по высоте, цвету, объему, ширине).
  • Зрительно выделяет предмет по его форме (сопоставляет геометрические фигуры по форме, и вставляет в соответствующие окошки).
  • Выделяет три-четыре цвета , некоторые называет или подбирает к данному образцу.
  • Проводит линии различной длины, направленности и формы, называет, что нарисовано.

Во что поиграть с ребенком в возрасте двух лет?

В этом возрасте малыш уже осознанно совершает какие-нибудь действия, поэтому хочет узнать побольше об окружающем его мире. А окружает малыша множество предметов, с которыми можно и .

Желательно отметить, что дети в этом возрасте сосредотачивают внимание только на небольшом количестве предметов. Они быстро увлекаются новым занятием, но также устают за короткое время и теряют интерес к ним. Играйте в небольшие по длительности и простые для восприятия игры.

  • «Кто быстрее»

Соорудите небольшие ворота из конструктора на полу или на столе, и устройте гонки: кто быстрее докатит свой предмет до ворот. Предложите малышу выбрать для гонок одну из фигурок. Предметы должны быть различной формы: мяч, кубик, палочка, брусок, колесо. После нескольких стартов покажите, что круглые фигурки лучше катятся, объясните малышу — почему так происходит.

Эта игра научит различать предметы по форме.

  • «Сходства и различия»

Возьмите 2 вещицы или картинки, и рассуждайте, в чем их сходства и отличия. К примеру, у медвежонка и белочки есть глаза, уши, носик, лапы, хвостик; но у белочки шерстка рыжая, а у медвежонка — коричневая. Если с первым заданием справились с легкостью, можно усложнить второе: предложите 2 машинки разных цветов.

Игра развивает внимательность.

  • «Сравнение»

Предложите малышу четыре мягкие игрушки или куклы, и дайте 3 блюдца, хватит ли всем блюдец? Разложите и сделайте вывод: «Блюдец меньше, чем игрушек». Проделайте то же самое для случаев «больше» и «равно». Комбинируйте количество игрушек и блюдец. Не берите слишком много, начните с 5.

Игра обучает действиям сравнения, считается началом изучения математики.

  • «Книга своими руками»

Возьмите несколько кусочков картона одинакового размера. Совместно вырезайте из старых журналов и газет понравившиеся иллюстрации. В процессе научите ребенка правильно пользоваться ножницами. Приклейте картинки на картон. В каждом кусочке картона проделайте 2 отверстия, затем сложите все кусочки друг на друга и перевяжите ленточкой или веревкой. Получилась книжка. Можно подбирать тематические картинки и придумывать к ним историю.

Игра развивает любовь к книгам, воображение, мелкую моторику.

  • «Крепость»

Совместно постройте надежную крепость, которая спасет ее обитателей от невзгод. В качестве строительного материала используйте коробки разных размеров, подойдут любые: из-под обуви, сока, техники. Соорудите крепость, башню, замок или дом, складывая коробки по периметру, а затем друг на друга.

Игра развивает воображение.

Питание и уход

В двухлетнего ребенка должны нужно включать легко усваиваемые белки, витамины и минеральные вещества. В рационе питания — молочные каши, кисломолочные продуты (кефира по 500 -700 мл в день или молока), творог или сыр (блюда из творога: творожные запеканки, вареники). Овощные блюда из различных овощей (свекла, капуста, морковь, тыква, кабачки).

Несколько простых блюд для питания двухгодовалого малыша

1. Салат «Снеговик»

Салат выкладывается слоями, каждый из которых пропитывается сметаной. Внизу — отварная куриная грудка, затем — вареная морковь, следующий слой состоит из вареной свеклы, завершающий слой — тертый сыр. Верхний слой похож на голову снеговика, можно добавить глазки из маслин, реснички из зелени и, конечно же, не забыть прикрепить нос-морковку.

2. Гречневые котлеты

На обед можно предложить малышу гречневые котлеты. Для начала сварите 0,3 кг говядины в слегка подсоленной воде. Затем достаньте мясо и отварите в той же воде половину стакана гречки. Для фарша пропустите через мясорубку мясо, добавьте в него гречку, 1 яйцо, мелко порезанный и обжаренный лук, специи по вкусу. Слепите котлетки и обжарьте их на сковороде или приготовьте в мультиварке на пару.

3. Зразы из творога и тыквы

Измельчите 0,5 кг творога, добавьте 2 яйца, 0,5 стакана сахара, немного муки, соль по вкусу. Тыкву нужно разрезать и запекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 40 минут. Тыкву измельчить и добавить к творожной массе. Слепить зразы, обвалять в муке и обжарить. Подавать со сметаной.

Ухаживая за двухлетним малышом, нужно заботиться о его здоровье и безопасности, обеспечивать комфорт и всестороннее развитие, соблюдать режим сна и питания.

Психология ребенка в два года

08.04.2015

Снежана Иванова

Самое важное, что следует усвоить родителям: до 5 лет ребенок не способен управлять своим вниманием, памятью, мышлением...

Самое важное, что следует усвоить родителям: до 5 лет ребенок не способен управлять своим вниманием, памятью, мышлением. Все это носит непроизвольный характер. Ребенок схватывает на лету то, что его заинтересовало, смотрит на то, что привлекло его внимание, но направить внимание на то, на что нужно, он пока еще не в состоянии.

Поэтому сердиться на двухлетнего малыша, что он не может повторить ваше вчерашнее объяснение об опасности розеток, по меньшей мере, глупо. Значит, ваше объяснение было совершенно не интересным. Именно на эмоциональном воздействии строится в этом возрасте управление поведением малыша. Ребенок идет за своими эмоциями, очень яркими, и в то же время непостоянными. Малыша легко отвлечь, переключить его внимание, предложив более заманчивые впечатления.

Дети очень легко обучаются в этом возрасте, но надо иметь в виду, что наиболее эффективным учителем будет тот, кто вызывает у ребенка одновременно две эмоции: доверие и интерес. Многие из нас сталкивались с тем, что ребенок как будто не слышит взрослого, значит, либо он не доверяет этому взрослому (причины могут быть самыми разными), либо взрослый не умеет эмоционально увлечь малыша.

Очень полезны для эмоциональной сферы ребенка ритмические игры, недаром дети так их любят. Это покачивания, подбрасывания, катание на качелях. Они успокаивают и доставляют положительные эмоции, и, как следствие, позволяют развиваться интеллектуально.

Еще одна характерная особенность двухлетних детей – низкая способность понимать источник своего физического дискомфорта. Ребенок просто чувствует, что что-то не так, но что именно, он объяснить не в состоянии. Он не выспался, или плохо поел, ему слишком холодно, на нем неудобная одежда – он может понять только крайнюю ситуацию. Ему слишком холодно, одежда вообще неудобная, он категорически не выспался, и у него слипаются глаза, но если эти ощущения не так сильны, он просто будет чувствовать себя плохо, не реагировать на интересные занятия, которые предлагает ему педагог или родитель. Именно поэтому перед любыми развивающими занятиями или играми, следует убедиться, что все физиологические потребности ребенка удовлетворены.

Групповые занятия с детьми в этом возрасте, в той форме, в которой это проходит, например, в школе, пока еще невозможны. Даже если педагог занимается с группой детей, он должен быть готов поддерживать индивидуальный контакт с каждым отдельно. Дети в этом возрасте эгоцентричны, и в определенном смысле не замечают других детей. Это не говорит об эгоизме или неумении дружить. Для этих понятий пока просто не пришло время. Ребенок живет в мире простых вещей, находящихся в предметной сфере, для него существует то, что можно пощупать или потрогать. Сверстники для двухлетнего ребенка – это некие объекты, с которыми удобно или неудобно что-то делать рядом, но как с ними взаимодействовать, он пока еще не знает и не чувствует в этом потребности. Он стремится подражать именно взрослому или более старшему ребенку. Ребенок будет перенимать поступки именно взрослого человека, при условии, конечно, что тот вызывает симпатию, а не сверстника. Причем двухлетние дети никак не фильтруют поступки и поведение взрослого. Если им нравится этот взрослый, они будут перенимать у него все, и хорошее, и плохое, вплоть до его манеры сидеть на стуле или растягивать слова. Главное, чтобы ребенку это казалось интересным и увлекательным. В то же время, если воспитательница в группе детского сада ведет себя холодно, отстраненно и не умеет эмоционально расположить к себе детей, они найдут другой объект для подражания. Например, это может быть нянечка.

Ребенок двух лет познает мир, выполняя простые манипуляции с окружающими его предметами. Его интересует предмет и действия с ним. Чем больше его окружает разнообразных предметов и действий, чем свободнее он может действовать с ними в этой среде, тем лучше ребенок развивается. Поэтому в этом возрасте так легко заинтересовать ребенка любыми видами творчества, связанными с работой руками, или научить чему угодно, подавая информацию через действия. Вам будет трудно научить двухлетнего ребенка буквам, просто показывая их в книжке, другое дело, если буквы сделаны из пластика, их можно потрогать, выложить из них дорожку, или разложить их в отдельные емкости.

В два года ребенок уже имеет определенные достижения в речевой сфере. Он очень многое понимаете, и как раз сейчас начинает в бешеном темпе набирать свой активный словарь. Как можно чаще разговаривайте с ребенком. Не вместо него, а именно с ним. Ваши фразы должны быть короткими, понятными, яркими и эмоциональными. При этом не стоит сюсюкать и коверкать слова. Говорите с ним, как со взрослым, но образно и эмоционально. Примечательно, что лучше всего говорят те двухлетние дети, у которых есть старшие братья или сестры. Почему? Потому что они говорят достаточно просто, и именно о том, что интересно двухлетнему ребенку. В то же время в играх старших детей есть то, что активирует малыша к речи: команды и действия, которые нужно выполнять. Этого нет во взаимодействии со сверстниками. Если ваш малыш играет только с такими же двухлетними детьми, то им обязательно нужен тот, кто инициирует совместную игру, например, строить «замок» из песка, или искать в песочнице потерянную игрушку. Это стимулирует совместные действия, соревновательность, и, следовательно, вызывает потребность в том, чтобы все это сопроводить словами.

Роль родителей в становлении речи очень важна. Но это не значит, что нужно изводить ребенка постоянными поправлениями и замечаниями. Родители могут значительно помочь ребенку, стимулируя речевые навыки в самых разных играх. Главное, чтобы это было эмоционально, весело и интересно. Рассматривая книжки, говорите простые фразы, предлагая ребенку закончить их: кошка лакает…(молоко), петух сидит на…(заборе). Слова, которые не получаются, вместе пропевайте или проговаривайте. Изучая мягкую игрушку, вместе пытайтесь отвечать на вопрос, какая она, описывая ее цвет, размер, степень пушистости, характер, температуру. Придумывайте игры, которые интересны именно ему. Как можно чаще играйте в звукоподражательные игры – это весело и развивает артикуляционные навыки. Катая машинку, можно изобразить, как она урчит, пыхтит, шипит, бурчит, постукивает. Больше пойте, учитесь вместе с ребенком простые скороговорки – учитывая, что у многих взрослых они не получаются, масса веселья обеспечена.

Кризис двух лет

Это тот самый возраст упрямства, который так хорошо известен опытным родителям. Постоянное «нет» — это вовсе не черта характера именно вашего малыша, это особенность данного возраста. И тут важно понимать, откуда это упрямство вообще взялось и зачем оно нужно малышу. А понимая, вы, наконец, сможете расслабиться и не воспринимать вечные возражения как желание вам досадить.

Дело в том, что именно в этом возрасте ребенок учится собой управлять, как физически, так и психологически. Он уже может самостоятельно ходить на горшок, может убегать от мамы на прогулке. И он понимает, что он – это совершенно отдельная от родителей личность, со своими особенностями. Это зарождающееся чувство независимости нуждается в подкреплении. Отказываясь надевать именно эту рубашку, есть кашу именно сейчас, или, забывая, что ваш телефон – не игрушка, хотя вы уже запретили с ним играть, он просто сообщает вам: «я самостоятельный!».

И вот здесь родителям важно вести себя с определенной гибкостью. Ломать упрямство малыша – опасно для становления его индивидуальности. Все время уступать – вы рискуете получить самоуверенного тирана. Не стоит говорить ребенку ни «да», ни «нет». Отвлекайте его! Вы как бы снимаете ситуацию противостояния, и никто не остается ни победителем, ни побежденным. Малыш не хочет надевать эту рубашку? Предложите поиграть ему в игру «А куда же спряталась рубашка?», «Кто быстрее наденет рубашку, я или ты?», или просто выждите пару минут, занявшись чем-то другим. Возможно, через пару минут рубашка будет уже не так важна. Привлекайте внимание упрямца к чему-то необычному и веселому, проявляйте больше фантазии, и через некоторое время он начнет сотрудничать с вами, ведь вы даете ему понять, что уважаете его мнение, и в то же время с вами интересно. Всегда хвалите за послушание, но при этом держитесь так, будто иная ситуация вообще невозможна.

Еще один прием: дать ребенку понять, где его зона ответственности, а где ваша. Прислушивайтесь к его мнению во время игр, ведите себя так, будто вы партнеры на равных, но требуйте беспрекословного послушания в вопросах его безопасности и здоровья. Он должен понимать, что это не та область, где хоть как-то допустимо «качать права». В то же время, чем больше вы с ним играете, предоставляя ему возможность почувствовать себя взрослым, тем меньше ему захочется упрямиться во время обеда или перед сном. Как можно чаще начинайте обращения к нему со слов «Хочешь…?», чтобы он сам мог принять решение. Разумеется, не всегда ребенок способен сходу понять, что для него полезнее именно вот эта котлета, а не эта конфета. Здесь понадобятся ваши навыки пропагандиста. Мягко подводите его к этой мысли, или, что ее лучше, вместе размышляйте вслух. Больше объясняйте, разговаривайте, рассказывайте короткие интересные истории – он все это запомнит, и возможно, удивит вас, буквально через пару лет придя из садика и рассказав, что Петя не хочет стать сильным и не ест кашу. Только ваши рассказы должны быть искренними, и вы сами должны быть в них убеждены. Если вы пытаетесь ребенком манипулировать при помощи интересных историй, он это обязательно заметит. Никогда не требуйте от ребенка того, что ему пока не по силам. Заранее предупредите его, когда пора спать или обедать, дав ему возможность переключиться с интересной игры на выполнение своих обязанностей.

В этой статье:

Малышу два года. Он бесконечно изводит взрослых, по несколько раз тыча пальчиком на предметы вокруг, вопросительно мыча и требуя от взрослых ответа. Получает желаемое, внимательно слушает слово, но повторять не спешит. Родители волнуются: почему ребенок не говорит? Нужно срочно что-то делать или стоит подождать – авось «прорвет»?

Проблемный ли ребенок или он относится к тем особым детям, которые начинают говорить позднее сверстников, но развиваются потом стремительнее? Возможно, какой-то момент уже упущен, и причины того, что малыш до сих пор не разговаривает, надо искать в младенчестве? Столько вопросов и совсем нет ответов. Поэтому их следует найти. Мы предлагаем сделать это прямо сейчас.

Когда срочно нужна помощь врачей

Речь развивается по трем направлениям: развитие психики, тренировка артикуляции, обучающее общение. В каждом могут быть свои проблемы. В становлении речи участвуют все органы чувств, и
нарушение хотя бы одного может привести к отставанию от общепринятой нормы.

Примерный рубеж устойчивого освоения разговорных навыков – 3 года. Затем наступает процесс усовершенствования речи: обогащение словарного запаса, развитие образности, усложнение фраз, освоение чтения и письма.

Период жизни до двух лет считается критическим в формировании речи в связи с активным развитием в это время области мозга, отвечающей за коммуникационные навыки. Чем раньше обратить внимание на несоответствие реакции малыша условным нормам, тем быстрее удастся понять, что делать и как преодолеть трудности.

Явные признаки отставания

Предлагаем рассмотреть признаки отставания детей в развитии и речи:


Такая история событий свидетельствует о том, что причины, по которым ребенок не разговаривает, гораздо серьезнее, чем может показаться. Надо немедленно что-то делать, в первую очередь обратиться к врачам. Возможно, ребенку срочно требуется помощь детского психолога, невропатолога или хирургическое вмешательство.

Только тщательное обследование может выявить причины и поставить правильный диагноз:

Предпосылкой недугов могут быть тяжелые роды, генетическая предрасположенность, перенесенные травмы в ранний период до года, инфекционные заболевания матери во время вынашивания, применение антибиотиков. Вредные привычки родителей также негативно влияют на психическое и физическое здоровье будущего малыша.

Какими бы ни были причины отставания, падать духом ни в коем случае нельзя. Если ребенок не разговаривает из-за болезни, это не значит, что он не заговорит никогда. Два года – возраст, когда совсем еще не поздно. Комплексный подход в лечении, в системе развивающих занятий – основа нелегкого пути к физическому и психическому благополучию ребенка.

Если здоровье в норме

В случае, когда ребенок ведет себя, как все малыши его возраста, медики говорят, что все в порядке, но он не желает разговаривать ни в какую, следует искать другие причины неразговорчивости. Ведь чего-то все-таки недостает, или, наоборот, в избытке имеется то, что мешает. Возможные причины «неразговорчивости» малыша:

  • Отсутствие мотивации
  • Чрезмерная забота

Любая просьба малыша, выраженная движением, жестом, звуком, немедленно исполняется. Так зачем напрягаться, делать попытки привлечь внимание словом, если можно показать пальчиком и помычать? Такое предугадывание любого желания не стимулирует ребенка к выражению просьб и эмоций словами.

  • Молчаливая семья

О ребенке заботятся: он ухожен, опрятен, накормлен. Родители выполняют все, что нужно делать для его физического комфорта, но молча. Они мало общаются между собой и редко разговаривают с ребенком. Раз у родителей нет желания общаться с малышом, год от года угасает и его интерес. Если вовремя спохватиться, скорректировать поведение окружающих взрослых, ребенок быстро наверстает упущенное.

  • Стрессовая обстановка в семье

Не может быть речи о психологическом комфорте детей в неблагополучных семьях. Постоянный испуг от скандалов домочадцев в присутствии ребенка, крики заставляют малыша замыкаться в себе и все меньше и меньше реагировать на шум и речь.

  • Лишение инициативы

Слишком навязчивое присутствие всех членов семьи в жизни ребенка тоже не стимулирует развитие речи. Малыш испытывает дискомфорт от бурного общения, многочисленных инструкций и команд взрослых. Окруженный постоянным неослабным вниманием, лишенный возможности остаться с самим собой для самостоятельных «исследований» окружающей обстановки, ребенок становится безынициативным и замкнутым.

  • Избыточная информационная среда

Не разговаривает малыш, который в свои 2 года привык «общаться» с телевизором. Постоянно включенный телевизор затрудняет восприятие речи взрослых. Быстрая смена кадров, частые резкие звуки формируют у детей клиповое сознание, в результате вместо осмысленной речи ребенок получает бессмысленные обрывки фраз, набор стереотипных образов.

Негативно влияет телевизор и на психику. «Телевизионные» дети теряют интерес к познанию, неэмоциональны, не умеют наблюдать и делать самостоятельные выводы, фантазировать, не хотят думать.

Ученые и врачи не советуют разрешать детям до 2 лет смотреть телевизор, поскольку это период активного формирования речи, слуха, зрения, всех навыков общения и восприятия окружающей среды. Развитие успешно только в общении с живыми людьми, когда ребенок подражает мимике взрослых, их интонациям, слушает живую речь, учится правильной артикуляции, овладевает навыками диалога.

Куда лучше телевизора способствуют развитию речи чтение книг, разглядывание ярких картинок, которые не спешат меняться и мельтешить перед детскими глазами и сознанием.

  • Недоразвитие мелкой моторики

Центры детского мозга, отвечающие за речевое развитие, тесно связаны с осязанием и координацией
движений рук и глаз, со способностью ребенка манипулировать с мелкими предметами, совершать точные короткие движения.

Упражнения для развития мелкой моторики надо начинать делать с первого года жизни малыша. Если момент упущен, интенсивные занятия в более позднем возрасте помогут восстановить координацию. Для этого существует множество развивающих игр: шнурование, мозаика, конструкторы, лепка, рисование пальчиковыми красками.

  • Натура малыша

Не стоит игнорировать такие простые причины, как характер и темперамент ребенка.
Дети упрямые, с повышенным чувством противоречия, сопротивляются тем сильнее, чем упорнее на них пытаются давить взрослые в навязчивом желании услышать первое слово, «как положено».
Ребенок-сангвиник, энергичный весельчак уже в 1,5 года бойко разговаривает при любой возможности.
Флегматичный, спокойный малыш может долго молчать, наблюдать, впитывать, не желая до поры до времени выразить себя в слове.

В любом случае, дополнительные занятия благотворно сказываются и на развитии речи, и на формировании личностных качеств детей. Не торопите ребенка – просто общайтесь с ним. Используйте при этом эмоции и диалоги, предполагающие ответ.

Дети разного возраста отличаются друг от друга не меньше, а то и больше, чем от взрослых. Ребенок меняется с каждым годом, а в первые два года жизни - с каждым месяцем.
В два года начинается «переходный период» - от младенчества к детству. В переходные периоды разрушаются уже выработанные формы поведения и создаются новыве. Но прежде всего происходит разрушение старого. Родители замечают, что их послушное дитя склонно оказывать сопротивление. Его любимым словом становиться «нет». Ребенок сам порою не знает, чего хочет. Если ему предлагают чай, просит молока. Приносят молоко - требует сока. Он отказывается от того, что ему предлагают, не потому, что не хочет этого. Ему просто не нравиться сам факт, что он должен выполнять чужие указания.
Это неизбежный этап духовного роста и созревания. Ребенок начинает осознавать самого себя как личность, и ему необходимо самоутвердиться.
Как он этого добивается? До сих пор он более или менее беспрекословно повиновался взрослым. Теперь же он противопоставляет свои желания их требованиям. Одна из главных ошибок, которую совершают при этом родители, - непреклонность, решимость ни в коем случае не потакать «капризам» ребенка. Нередко такая линия приводит к тому, что ребенок превращается в робкое, пассивное и покорное существо. Иногда, наоборот, отношения с ним превращаются в серию сражений.
Другая ошибка - избегать всяких столкновений, выполнять все его прихоти, желания и требования. Таким детям трудно приходится в детском саду и школе, потому что у них нет навыков самоограничения, подчинения правилам и распорядку.
Как же поступать в случае разногласий? Уступить? Или настоять на своем, проявив «твердость воли»? (Когда взрослые противопоставляют свое упрямство упрямству ребенка, то, глядя со стороны, думаешь - кто же умнее? И сравнение явно не в пользу родителей.) Лучшая тактика в таких случаях - отвлечь ребенка, переключить на что-то другое, заинтересовать чем-то другим. Причем сделать это нужно до возникновения конфликта, когда он только назревает. Прием отвлечения очень действенен и полезен и долго еще будет верой и правдой служить родителям. Двухлетний бросается из одной крайности в другую. Жажда самоутверждения проявляется в том, что он то и дело кричит: «Я сам!» или «Я сама!». Убедившись же в своем бессилии, просит помощи: «Сделай», «Наладь», «Помоги». Он ищет независимости и в то же время не хочет вовсе отказаться от положения младенца, который надежно чувствует себя под спасительным покровительством старших.
Ребенка в этом возрасте нужно непременно приучать к соблюдению каких-то норм, правил и распорядка. Однако правила должны быть гибкими. Слишком строгий распорядок для этого возраста не годится, потому что не соответствует его психическому восприятию, частой смене прямо противоположных стремлений и побуждений. Установленные для ребенка правила не должны быть жесткими, но должны быть последовательными и согласованными, чтобы одно не противоречило другому, и ребенок не привыкал к тому, что запрещенное мамой будет разрешено папой или бабушкой. При всей его неопытности двухлетний отлично уловит это и будет использовать.
Ребенку нужно позволять свободно выражать свои чувства. Надо помнить, что двухлетнему присущи и такие чувства, как раздражительность, злость, гнев. Можно требовать от него контроля над поступками, но требовать контроля над чувствами нереально: его чувства должны иметь какое-то внешнее выражение. Ребенок разыгрался и не хочет возвращаться с прогулки. Предложение идти домой вызывает вспышку гнева: «Не люблю тебя! Ты нехорошая!» и т.д. Родителям это не нравится, да и стыдно им перед случайными свидетелями этой сцены, отсюда досада: «Не смей так разговаривать с мамой!». Что же делать? Если ребенок упорствует и не хочет идти, нужно унести его на руках, не взирая на вопли. Если разрешить остаться, он увидит, что с помощью слез может добиваться своих целей, воздействовать на родителей, заставлять их менять решение. Но унося его, не надо мешать ему выражать свои чувства. Напротив, нужно, чтобы он видел - его чувства понятны родителям, но все-таки уже пора уходить. Двухлетний ребенок не умеет различать положительные и отрицательные чувства. Если его будут наказывать за то, что он выражает отрицательные чувства, он будет скрывать также и положительные. Это не пойдет ему на пользу.
Нежелательные поступки надо пресекать, но в своих чувствах двухлетний не властен, и ничего страшного, если он немного покричит и поворчит. Когда у двухлетнего неприятность, он остро нуждается в сочувствии и жалости, и должен видеть, что родители понимают его и разделяют его горести и заботы (это нужно не только двухлетним). Когда ребенок чем-то встревожен, его беспокоит страх темноты или у него затруднения, самая худшая тактика - сказать ему: «ерунда, не бойся, ничего страшного». Такая «лобовая психология» приносит только вред (и с взрослыми так говорить не годиться). Ребенок увидит, что его не понимают и не хотят понять, и это лишь усугубит его страхи. Двухлетний не всегда понимает, когда голоден. Он хнычет, ему неприятно, но он не знает, что сказать взрослым. Они сами должны догадаться, что он хочет есть и объяснить ему. Тем более он не умеет понять, что устал. Среди игры он вдруг начинает капризничать, а то и вовсе заплачет. Он устал, но не умеет еще словами определить свое ощущение. Если простейшие, «извечные» эмоции голода и усталости не всегда доступны пониманию двухлетнего, что же сказать о тех волнах переживаний, которые захлестывают его по мере расширения его связей с внешним миром? А непонимание детской души родителями, к сожалению, вещь нередкая.
В этом возрасте дети часто проявляют склонность к «ритуальным действиям». Они требуют строгой последовательности «обрядов»: прежде чем поесть самому, ребенок должен помыть лапы любимому мишке или кукле и усадить их за стол. Так же в определенной последовательности проводит он какие-то действия, возвращаясь с прогулки или укладываясь в постель. Ни в коем случае нельзя упустить часть обряда. Когда им читают перед сном, книжку нужно держать так, чтобы видны были картинки. Любимая телевизионная программа не сможет заменить чтение перед сном.
В этом возрасте дети охотно слушают музыкальные сказки в записи. Хорошо начать с «Бременских музыкантов». Чтобы воспринимать сказку в записи, ребенок должен прослушивать ее неоднократно, изо дня в день, по нескольку раз. Сначала его привлекают песенки и музыка. С каждым прослушиванием он вникает все больше, запоминает новые подробности, и сказка нравится ему все сильнее. Процесс прослушивания поглощает его настолько, что ребенок не требует специального внимания в течение 30-40 минут Через три-четыре недели можно познакомить его с новой сказкой, а затем каждые две-три недели добавлять следующую - «Три поросенка», «Красная шапочка», песенки из мультфильмов и т.д. Это развивает музыкальное восприятие и музыкальный слух, обогащает речь - словарный запас, интонации, помогает овладеть правильным литературным произношением. Развитие речи чрезвычайно расширяет мир ребенка. Он начинает задавать вопросы, и желательно, чтобы на все вопросы он получал осмысленные ответы. С каждым месяцем он становится разумнее, поведение его улучшается, общение с ним приобретает все большую привлекательность и прелесть.
Автор Валентина Липницкая

Дети эмоциональны и воспринимают мир исключительно чувственно. Анализировать свои поступки и поступать рационально они ещё не умеют, так что к детским истерикам все относятся снисходительно. В период же активного полового созревания, во время мощных гормональных выбросов, подросток превращается в бомбу, готовую закатить скандал по малейшему поводу.

И тем не менее, порой детские истерики вдруг начинают настораживать и даже пугать родителей, когда они становятся слишком частыми и сильными. Порой начинаешь переживать даже не за эмоциональное здоровье ребёнка, а за физическое. В порывах гнева он может навредить себе, после истерики у него болит голова, раскрасневшиеся глаза, раздражённое и разодранное криком горло. Тем более это пугает, если истерики начинаются в раннем возрасте, у двухлетних деток. Считается, что истеричность совсем не свойственна такому возрасту, так в чём же причина такого поведения и можно ли с ним каким-то образом бороться?

Но мнение о том, что истерики в таком возрасте не типичны глубоко ошибочно! Напротив, для такого возраста подобное поведение абсолютная норма. Этот переходный период так и называется - кризисом двухлетнего возраста.

Как выглядят детские истерики?

Ребёнок ведёт себя агрессивно всякий раз, когда ему в чём-то отказывают. Иногда это простые требования, вроде желания поесть сладостей или отказ от обеда, но чаще требования эти совершенно нелогичны, абсурдны, и неясно откуда берутся. Ребёнок может прийти в ярость от того, что ему не разрешают что-то ломать, он может посреди ночи захотеть арбузов и устроить истерику по этому поводу, или не захочет ехать с вами на автобусе, потому что он не такого как ему хочется цвета. Истерики вспыхивают мгновенно и длятся подолгу. Иногда они протекают довольно тяжело, с избиением ребёнком всех окружающих, погромами, валянием по полу и тому подобное. Часто родители вынуждены уступить требованиям ребёнка, если эти требования вообще выполнимы.

Ещё одним характерным штрихом является невозможность отвлечь . Если раньше его капризное настроение можно было как то "переключить", то теперь это невозможно, ребёнок плотно удерживает своё внимание на своих абсурдных требованиях и прекратить истерику не удаётся иными способами, кроме как уступить.

Почему истерики происходят с вашим ребёнком?

Суть психологического процесса , который происходит в голове ребёнка в двухлетнем возрасте, описать довольно трудно. Там творится целый ураган из формирования основ личности, выделения себя из окружающего мира, постепенного понимания принципов взаимодействия с окружающими, стремление к самостоятельности. Но важно понимать, что истерики - результат попыток ребёнка понять, что можно, а что нельзя, где пролегает граница дозволенного.

Проверка этих самых границ дозволенного происходит не понятным нам рациональным способом, при помощи диалога, а способом понятным на данный момент ребёнку. Он просто начинает изо всех сил расшатывать эти самые границы, чтобы увидеть, какие сломаются. Выдвинув абсурдное требование, малыш запоминает полученный результат. Если реакция повторяется несколько раз подряд, то он закрепляет её у себя в голове как нормальную. Я чего-то хочу и требую, я валяюсь по полу и крушу предметы, ломаю свои игрушки, но мне всё равно ничего не дали. Значит, это "нельзя" и повторённая несколько раз, такая ситуация закрепляется в поведенческих стандартах формирующейся личности.


Что делать с детскими истериками?

Во-первых, придётся смириться с самим фактом истерик . Они ещё некоторое время будут продолжаться, поделать с этим что-то трудно. Но правильное поведение родителя в такой ситуации быстро сведёт демонстративное поведение на нет, в то время как неправильная стратегия может привести к очень дурным последствиям.

Как уже писалось выше, родители часто уступают детям , понимая, что уступка является единственным способом прекратить бушующую истерику. Но делать этого ни в коем случае нельзя! Вы закрепляете у ребёнка понимание взаимосвязи "истерика - желаемое". Вероятно, вы знаете немало проблемных детей, которые закатывают скандалы и всячески терроризируют своих родителей, не смотря на то, что им давно уже не два года. Такая испорченность - вина родителей, их неверной стратегии воспитания.

Именно в два года такой ребёнок привык добиваться всего криком и рёвом, его вины в таком к родителям нет. Просто так он сформировался, и не знает других способов взаимоотношений с окружающим миром.

Хорошей иллюстрацией являются также случаи, когда родители ребёнком уважаются, но с бабушкой-дедушкой малыш ведёт себя совершенно иначе, не ставит их ни в грош и третирует по малейшему поводу. Всё это от чрезмерной любви бабушки или дедушки, потакавшим в своё время (и продолжающим потакать) истеричному поведению.
Не вините детей, не злитесь на них, они не виноваты в своём поведении. Но и уступать эмоциональным атакам нельзя, если вы действительно любите их и не хотите испортить.

В момент истерики лучшей линией поведения будет твёрдый отказ и игнорирование всех "выбрыков". Пусть выйдет вся энергия, только после того, как ребёнок "отошёл" можно начинать с ним какой-то диалог. Не так важно, что вы ему скажете, но он должен понять, что вы любите его, что не злитесь и не обижаетесь. Просто вы не разрешили ему то или иное, потому что заботитесь о нём и лучше его на данный момент понимаете, что ему можно, а что нельзя.

Надо отдавать себе отчёт в том, что ребёнок остро нуждается в защите , которую даёт ему родительский авторитет. В послушании авторитету молодая личность находит столь необходимый ей покой и может развиваться гармонично и правильно. Отсутствие человека, могущего указать малолетнему террористу рамки, за которые ему нельзя выходить, обескураживает, дезориентирует ребёнка, пугает и гнетёт его. Что приводит к новым истерикам и очередному витку деструктивного поведения.

Только любовь и терпение мамы и папы помогут маленькому человечку научиться себя вести, так что вам придётся набраться и того и другого. И следите, чтобы ребёнок достаточно двигался. Пусть энергия уходит в подвижные игры, это снизит количество, продолжительность и интенсивность истерик.