Развитие мышления детей 3 4 лет. Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду

Анна Давыдова
Игры на развитие мышления у детей 3–4 лет

Способность мыслить логически отличает человека от других живых существ и играет огромную роль в развитии ребёнка . Логическое мышление позволяет делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Конечно ваш малыш не в состоянии делать научные открытия, но «процесс пошёл» и наша с вами задача научить ребёнка думать логически. Мы с вами помним, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, и всё, что он помнит и знает базируется на ярких, положительных эмоциях. Следует обеспечить ребёнку спокойную, комфортную обстановку и запастись терпением. Никогда не критикуйте ребёнка, если что-то не получается. Покажите, как действовать и вернитесь к этому заданию позже.

«Ассоциации»

Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок – ведёрко, зонтик – капли дождя и т. д. Обсуждайте, чем связаны эти предметы. Потом ищите подходящие пары.

«Найди лишнее»

Для игры можно использовать всё, что есть в доме или использовать специальные карточки. На карточке изображены 3 и более предметов, один из которых не подходит по какому-то признаку. Если вы только начинаете играть, выберите те карточки, на которых предмет не подходит по размеру или цвету. А затем уже берите карточки, где 3 предмета относятся к одной группе (например, одежда, а четвертый нет (кастрюля) . Ответ ребёнка должен быть примерно такой : “Лишняя кастрюля, потому что платье, шапки и пальто – это одежда, а кастрюля – посуда”. Если ребёнок затрудняется, вспомните игру «Назови одним словом» и обсудите все изображения на картинке. В следующий раз начните именно с этой карточки. Если же у вас нет карточек, соберите дома стакан, ложку, тарелку и пирамидку. Попросите ребёнка определить, что лишнее и почему. Вариантов игры очень много . Фантазируйте.

«Что лишнее»

Это более сложный вариант предыдущей игры , так как ребёнку необходимо определить лишний предмет на слух. Вы называете ребёнку 4 слова, одно из которых лишнее :

Корова, курица, диван, кошка.

Пирамидка, кукла, мячик, чайник.

Мячик, картошка, огурец, морковка.

Усложните задачу :

Капуста, свёкла, клубника, баклажан.

Шапка, сапоги, панамка, шуба.

«Раздели на группы»

Прежде чем играть в эту игру, рассматривая предметы и картинки вы должны обращать внимание на разные признаки. Например, свёкла – это овощ, потому что растёт в огороде. Яблоко – это фрукт, потому что растёт на дереве в саду. Собака – это домашнее животное, потому что живёт рядом с домом человека (или в доме, а медведь – дикое животное, живёт в лесу. Разделяйте группы посуда, игрушки, одежда и т. д. В дальнейшем из каждой группы можно будет выделить ещё несколько групп (животные севера и южных стран, зимняя и летняя одежда, столовая и кухонная посуда и т. д., но это ещё впереди.

«Кому что понадобится»

Весёлая игра поможет скоротать время. Спросите у ребёнка : “Что понадобится врачу?” – халат, шприц, очки. Кошке понадобятся миска, молоко и одеяло и т. д. Вы узнаете много интересного о представлениях малыша, играя с ним в эту игру. Сразу станет понятно, о чём ещё следует поговорить, на что обратить внимание.

«Антонимы или скажи наоборот»

Ребёнок 3-4 лет может выделять признаки, качественно отличающиеся друг от друга. Для игры подойдут такие пары слов, как мокрый – сухой, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, весёлый – грустный, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, светлый – тёмный, длинный – короткий, тихий – шумный, мелкий – глубокий.

«Как узнать?»

Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую надо решить. Например, как узнать, сладкая ли каша? (попробовать её) .

Подойдут и такие вопросы :

–…как узнать, наступила ли зима?

–…идёт ли дождь?

–…высохло ли платье?

–…сварилась ли картошка?

–…пишет ручка или нет?

–…есть ли что-то в коробке?

–…работает ли пылесос?

–…что приготовила мама?

–…будет ли папа играть с ребёнком?

–…какое настроение у мамы?

Вопросы возникают сами по себе. Попробуйте, у вас обязательно получится.

«Кто что ест?»

Можно использовать мяч. Перебрасывая друг другу узнайте, что ест корова (сено, заяц – морковку и т. д. Можно играть и наоборот : Кто ест косточки – собака, кто любит молоко – кошка, кто ест конфеты и т. д.

«Ошибки»

Если ваш малыш с лёгкостью решает логические задачки, намеренно говорите и ошибайтесь. Ребёнок должен вас исправить и объяснить, почему вы не правы. Это очень повышает самооценку малыша. Но усердствовать не надо, дабы не потерять свой авторитет.

«Так не бывает»

В эту игру хорошо играть всей семьёй. Передавая друг другу волшебную палочку, придумывайте смешные небылицы, типа «Сапоги просят каши» , или «Дом рисует девочку» , «Кошка сказала – Му, му» . Детям очень нравится такая игра, да и вся семья отлично проведёт время.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5–7 лет Дидактические игры на развития логического мышления и речи у детей 5-7 лет. 1.«Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи? Цель:.

Дидактические игры на сенсорное развитие детей 3–4 лет «Укрась бабочку» Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один,.

Игры на развитие самостоятельности у детей 4–7 лет Картотека игр на развитие самостоятельности у детей 4-7 лет. "Накроем стол для кукол" Цель: Упражнять детей в сервировке стола. Знакомить.

Игры на эмоционально-волевое развитие детей 2-3 лет. Цель: знакомство детей с основными эмоциями. Задачи: Познакомить детей с базовыми эмоциями.

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 1. Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Развитие логического мышления у детей 5 лет. Закрепление материала» Развитие логического мышления у детей 5 лет. Закрепление материала. Задачи: 1. развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию,.

Памятка для родителей

«Игры на развитие мышления детей 3 - 4 лет»

Дружные фигурки

Игра развивает образное мышление, произвольную память, готовит руку к письму.

◈ Как играем: вы в дороге и вам нечем занять ребенка? Нарисуйте на листе бумаги 7-8 любых фигур, какие придут вам на ум. Например: круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них - две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как - пусть придумает сам. Самое главное - не выходить за контуры.

◈ Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много. А главное - ваш ребенок будет занят с пользой для вас и для него.

Пригласим на день рождения

Игра учит соотносить группы предметов по их количеству, развивает наглядно-образное мышление

Необходимый инвентарь: бумага, ручка или карандаш.

◈ Как играем: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах - это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

◈ Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество - больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Делим - собираем

Игра учит вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу)

◈ Как играем: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, - машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

◈ Играем наоборот: стул - спинка, ножки, сиденье. Телефон - кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?..

◈ Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, - попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик), и дорисовать предмет. Покажите часть предмета - ребенок должен определить, что это такое.

Тук, тук, кто в домике живёт?

◈ Как играем: спросите ребенка, что снаружи, что внутри: котлета или сковорода, сок или кувшин, краска или ее тара, квартира или дом, мягкая игрушка или вата река или песок?

◈ Закрепляем: нарисуйте комнату - в ней мебель, банку с компотом - в ней фрукты и т. д.

Сортируем картинки

Игра учит классифицировать предметы

Необходимый инвентарь: вырезанные картинки из старых книг, журналов, фантики от конфет и т. д.

◈ Как играем: вместе с ребенком сложите картинки в коробочки и положите их в определенное место. Эти картинки вам пригодятся и для развития речи, и для игр по математике. И не надо покупать лото! В дождливую погоду достаньте коробки с карточками. Сами вернитесь к своим делам, а ребенок пусть занимается сортировкой карточек.

◈ Группировать и сортировать можно как угодно: цветы и кустарники, времена года, части суток, одежду и обувь, буквы и цифры и т. д. Есть картинки с игрушками и мебелью - разделите их на деревянные и на пластмассовые и т. д.

◈ Закрепляем: раскладывать можно зимнюю и летнюю обувь, тяжелые и легкие предметы, игрушки для зимы и для лета и т. д.

Квартирный счет

Игра учит сравнивать группы предметов по их количественному соотношению, формирует логическое мышление.

◈ Как играем: вы путешествуете с ребенком по квартире и выясняете, каких предметов в ней много, мало, один. Задаете вопросы, требующие логического объяснения: а может ли быть ваз, полок, холодильников больше, чем цветов, обуви, продуктов? Страниц меньше, чем книг? И т. д. Пусть ребенок обоснует свой ответ.

◈ Закрепляем: на улице сравниваем дома и людей, живущих в них, деревья и цветы, машины и пассажиров и т. д.

Нужные вещи

Игра знакомит с многофункциональностью некоторых вещей

◈ Как играем: с показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» - «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» - «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

◈ Поощряйте ребенка за интересные ответы: бумага для бумажного змея, кораблика.

◈ Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» - «Рисовать, для постового, для флажка».

◈ Чем интереснее ответы, тем лучше. А если завести альбом «Нужных вещей» и зарисовывать их? Поверьте, ребенку это понравится.

Сообразилки

Игра помогает формировать понятийное мышление - вычленять подгруппу из целой группы

◈ Как играем: путешествуем по квартире, по улице. Чего больше: столов или мебели, кастрюль или посуды, одежды или футболок, медведей или животных в лесу, рыбы или пескарей в реке?

◈ Закрепляем: посмеемся: чего больше - коров или молока, квартир или жильцов? Куриц или яиц?

◈ Такие вопросы развивают образное и логическое мышление.

Изображалки

Игра подводит к пониманию того, что схемой можно изобразить любые предметы

Необходимый инвентарь: бумага, карандаш.

◈ Как играем: попытайтесь вместе изобразить на бумаге снег, ветер, дождь и даже настроение - радость, обиду. Вы говорите - ребенок изображает, и наоборот.

◈ Закрепляем: в кармашке погоды каждый день отображайте схемой ее явления.

◈ Задавайте больше заданий на абстрактные понятия - как изобразить тяжесть, верх, легкость и т. п.

◈ А если попробовать на одну изображенную схему найти как можно больше подходящих предметов?

Заколдованные сказки

Игра развивает наглядно-образное мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: кружочки разного размера и цвета.

◈ Как играем: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их - определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом - оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал - придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

◈ Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки - ищите в них героев сказок. Фантазируйте. Например, зеленый кружочек - это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра», - остальное придумаете сами с ребенком или с членами семьи.

"Нелепицы" Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.

Дети должны показать, что нарисовано неверно.


Доброго дня! Я, Татьяна Сухих приветствую вас и предлагаю поговорить на интересную тему о том, какие игры на развитие мышления 3-4 года важны для детей. Рассмотрим в какие игры необходимо играть младшим дошколятам?

    Цель данной забавы — развитие навыков классификации, внимания, памяти. Игровыми материалами, наглядными пособиями служат карточки с рисунками животных, предметов.

    Игра начинается с выкладывания карточек. Карапуза попросите отделить карточки с рисунками животных, потом их разделить на домашних и диких. Затем выбрать животных с копытами, далее перебрать тех, кто без рогов и кто с рогами. Можно систематизировать их и по признакам: травоядный –хищник, гладкошерстный – пушистый, плавающий – не плавающий, летающий – не летающий.

    1. «Кто в каком месте спит»?

    Развитие умственных способностей, представлений о геометрических фигурах, закреплений названий цветов, формирование действий подбора по образцу — цель данного развлечения.

    Наглядными пособиями, игровыми материалами являются карточки, которые разбиты на секторы, в каждом из которых есть геометрическая фигура.

    Игра начинается со вспоминания названия фигур – человечков. Воспитательница дает деткам карточки с изображениями «кроватки» для фигурок. Дети должны разложить фигуры на карточки таким образом, чтобы они совпадали с нарисованными. Так, человека с квадратной формой должны положить в кровать такой же формы.

    1. «В саду, в огороде или в лесу»

    Целью игры является усовершенствование навыков классифицирования, изучение порядка вещей. Игровыми материалами являются карточки с рисунками сада, огорода, леса, картонные фигуры ягод, овощей, грибов, фруктов.

    Начинать игрище нужно следующим образом: деток предложите вырезанные фигуры разложить правильно, то есть вспомнить, что растет в огороде, в лесу, в саду, а затем разложить фрукты в саду, грибы, ягоды в лесу, овощи в огороде.

    1. «Найди рисунок»?

    Развитие памяти, внимания является целью данной игры. Игровыми наглядными материалами служат рисунки с одинаковым форматом, но с разными изображениями.

    Игру начинайте с показа картинки детке. Он должен внимательно изучить ее. Попросите малютку отвернуться или закрыть глазки, а вы выложите картинки, в том числе и рассмотренную. Предложите найти ранее увиденную картинку.

    1. «Какие действия я делаю»?

    Усовершенствование внимания, воображения преследует данная потеха, которая начинает воспитательница с имитации определенных действий. Кроха должен предугадать, что под этим подразумевается. К примеру, воспитательница складывает пальцы таким образом, как будто ручку или карандаш держит и водит по мыслимой бумаге рукой. Детка должен предугадать, что педагог пишет или рисует. Покажите также простые жесты, например, как выпить из чашки, как кидать мячик. Затем можете поменяться ролями.

    1. «Кто это может делать»?

    Развитие речи, наблюдательности, логического мышления является целью данной игры. Ребенок должен угадать, о ком пойдет речь в беседе. Воспитатель должен перечислить действия человека. К примеру, возвращается с работы домой, играет с тобой, гуляет с нами в парке. Ребята говорят мама или папа? Делает красивые прически, стрижет волосы. Кто это? – парикмахер. Лечит людей, надевает белый халат. Это врач.

    1. «Что дает корова»?

    Эта игра преследует следующую цель: развивать память, внимание. Игровыми материалами являются рисунки с животными и продуктами, которые получаются от них, например, молоко, яйца, шерсть.

    В произвольном порядке разложите карточки. Попросите ребенка рядом с рисунком каждого животного положить картинку продуктов, которое дает это животное. Образец: корова — творог, молоко, кефир, сметана; курочка – яйцо, перья, коза – носки, пуховая пряжа, варежки.

    1. «Широкое – узкое»

    Ознакомление с понятиями широкое — узкое, развитие навыков сопоставления преследует данная игра. Игровым материалом могут служить два мяча различного размера.

    Начинайте такое развлечение с предложения ребенку прокатить мячи по дороге, которые огорожены кубиками. Сделайте две полоски: одна для большого мяча, а другая — для маленького. Прокатите большой мяч по узкой дорожке, а маленький мяч – по широкой. Объясните ребенку, почему большой мяч не может поместиться на узенькой дорожке, и введите в словарь ребенка понятия «широкая – узкая». Сделайте такой эксперимент: проведите по дорожкам игрушки различного размера. Затем, в конце игры можете обобщить и сказать, что узкая дорожка для маленьких игрушек, а широкая дорожка – для больших.

    1. «Величины и их сравнение»

    Целью этой игры является сравнительный анализ величин, развитие логического мышления. Наглядными пособиями являются узкая и широкая полоска бумажки, различные кубики.

    Предложите крохе построить дома для зайчика и мышки. Затем спросите его о том, сможете ли построить одинаковые домики по размеру. Пусть ребенок сделает вывод, что домик мыши должен быть меньше домика зайчика.

    После построения домиков, скажите, что звери попросили проложить тропы для гостей перед их домами. Но, дорога перед домом должна быть узкой, а перед домом зайки – широкой. Путем наложения полосок друг на друга, покажите детке, какая из них шире. После чего предложите малышу самостоятельно распределить дороги между домами.

Развитие словесно-логического мышления детей

Пройдет год-другой, и ваш малыш станет школьником. Обучение в современной традиционной школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность вашего малыша. В развитии мышления помогают игры и упражнения. Начинайте упражняться в логике уже сегодня.

Где это можно увидеть?

Спросите у ребенка: «Где можно увидеть ручку, кран, посуду, стрелку, мультфильм, картину, книгу, стол, рыбу, ножницы, слона и т. д?»

Животные и их детеныши

Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

Больше-меньше

Познакомьте ребенка с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: кот — котик, дом — домик, рот — ротик, гном — гномик, ваза — вазочка, стул — стульчик, волк — волчонок, бык — бычок, кровать — кроватка, мама — мамочка.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ. Для проведения этой игры вам понадобятся ряды слов. Три слова в ряду объединены по какому- либо признаку, а четвертое — лишнее. Попросите ребенка обосновать свой ответ. Например:

Кровать, стол, комод, ложка.

Вилка, ложка, кресло, нож.

Юбка, шапка, платье, тапочки.

Яблоко, свекла, груша, виноград.

Дуб, ромашка, роза, тюльпан.

Береза, сосна, липа, яблоня.

Конфета, суп, халва, варенье.

Мяч, кукла, машинка, шапка.

Рука, нос, туфли, живот.

Весна, осень, радуга, лето.

Ручка, карандаш, бумага, фломастер.

ЧТО КОМУ ПОНАДОБИТСЯ? Вы называете слово (человек, птица, животное), а ребенок должен назвать 3—5 предметов, которые понадобятся задуманному герою. Например:

Врач — халат, маска, шприц.

Собака — будка, кость, поводок.

Воробей — ветки, зерна, лужа.

Пчела — цветы, нектар, улей.

Маленький ребенок — погремушка, памперс, соска.

Продавец — касса, товар, калькулятор.

Художник — краски, кисти, полотно.

дворник — метла, ведро, грабли.

Мама —...?

И вы узнаете много интересного о своем статусе.

ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Называйте предмет, а ребенок пусть называет его части. Не всегда малышу легко даются такие задания. Ваша задача — познакомить его с новыми словами и обогатить его словарный запас. Например:

Машина — колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов).

корабль —...

самолет — …

поезд — ...

велосипед — …

троллейбус - …

стол — ...

кресло — ...

книга — ...

компьютер -

гитара — ...

пианино —…

барабан — ...

забор — ...

цветок — …

дерево —…

бабочка — …

собака — …

человек — …

яблоко — …

арбуз — ...

АНТОНИМЫ. Пришло время познакомить ребенка со словами, имеющими противоположное значение. Антонимов в нашем языке много. Начните с пар качественных прилагательных: мокрый — сухой, холодный — горячий, твердый — мягкий, веселый — грустный, смелый — трусливый, ленивый — трудолюбивый, светлый — темный, длинный — короткий, тихий — шумный, мелкий — глубокий.

КАК УЗНАТЬ,

Идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)

Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)

Пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)

Закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)

Сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)

Сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)

Высохла ли рубашка? (потрогать)

Сладкий ли чай? (попробовать)

Холодная ли вода? (потрогать)

Пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

Крепко ли завязана веревка? (потянуть)

Есть ли молоко в пакете? (поболтать)

Жмут ли ботинки? (померить)

Сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)

Есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)

Работает ли пылесос? (включить)

Мягкий ли хлеб? (пощупать)

Любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)

Что приготовила мама на обед? (спросить)

Спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Провокационные вопросы:

Как узнать,

Хорошее ли у мамы настроение?

Что подарят на день рождения?

Будет ли папа играть со мной сегодня вечером?

Когда можно посмотреть мультик?

Можно ли сегодня лечь спать и не чистить зубы?

Будут ли ругать за разбитую вазочку?