Работа с масками на остеклении модели. Масштабирование схем окраски и изготовление масок Процесс сборки и окраски стендовое моделирование

Задача масштабирование схем окраски модели возникает практически сразу после выбора прототипа и ставит своей целью достижение максимального сходства и исторической достоверности модели. Форма и расположение камуфляжных пятен является плодом работы целых институтов, разрабатывающие стандарты окраски техники для снижения ее заметности. Поэтому камуфляж, сделанный «на глаз», может отрицательно сказаться на общей оценке модели в глазах искушенного зрителя.

Опробовав несколько способов нанесения камуфляжа, неоднократно описанных в Сети, для себя я выработал метод, который и собираюсь Вам продемонстрировать на примере окраски модели советского истребителя Ла-5 ФН, хотя думаю что он вполне применим и на БТТ. На авторство не претендую, так как все элементы и технологические операции взяты из открытых источников. Текста будет немного, поскольку старался отразить основные моменты на фотографиях.

Итак, для нанесения камуфляжных пятен, по форме максимально приближенных к типовым, нам понадобятся:

  1. Образец камуфляжа, который мы будем воспроизводить. Это может быть как инструкция по окраске, данная производителем модели, так и фото прототипа, позволяющее полностью увидеть пятна и их конфигурацию. Я буду использовать схему окраски самолета лейтенанта Крамаренко, которую предлагает «Звезда» в инструкции по сборке и окраске модели.
  2. Линейные размеры модели. Как правило их указывает производитель на коробке. Для Ла-5 ФН в масштабе 1/48 длина модели составляет 18 см, размах крыльев 20 см.
  3. Сканер и принтер, подключенный к компьютеру, или копировальный аппарат с функцией увеличения изображения.
  4. ПО для обработки графических файлов. Я буду использовать FastStone Image Viewer — бесплатная программа с набором необходимых функций. В принципе, подойдет практически любой графический пакет, к которому вы привыкли, и который умеет обрезать изображение и изменять его размер.
  5. Калька либо аналогичная бумага, обладающая как прозрачностью, так и стойкостью к жидкостям, линейка, калькулятор, ножницы, простой карандаш, канцелярский пластелин (канцелярский в отличие от обычного не оставляет жирных следов и без последствий снимается с любых поверхностей).

Когда материалы и информация собраны, а планер загрунтован и подготовлен к окраске, можно приступать.

1.Расчет коэффициента пересчета

Как правило, изображения образцов камуфляжа имеют меньшие линейные размеры, чем модель, на которую необходимо их перенести.

Для определения коэффициента увеличения можно воспользоваться следующей формулой:

Кп = (Lм / Lпр) * 100%, где

Кп- коэффициент пересчета;

Lм — линейный размер модели;

Lпр — линейный размер, снятый с источника.

Зная длину фюзеляжа «Звездовской» модели (18 см), и измерив соответствующую длину по инструкции (8,5 см), легко получить искомый коэффициент:

Кп = (18 / 8,5) * 100% = 212 %

Этот коэффициент справедлив для увеличения длины.

Но в размеры боковика и вида сверху в инструкции разные. Следовательно и расчет для вида сверху будет несколько иным:

Кп = (20 / 5,5)*100% = 364 %

2.Сканируем инструкцию для последующей обработки.

Обладателям копира с функцией увеличения достаточно сделать ксерокопию источника с увеличением на рассчитанную ранее величину Kп и сразу перейти к п.4.

Владельцам же сканеров и компьютеров предстоит последующая цифровая обработка изображения. Разрешение сканирования и цветность мне кажутся не принципиальными. Вполне хватает и настроек по-умолчанию для документов.

Сканированный лист инструкции по сборке самолета Ла-5 ФН

3.Обработка изображения

Открываем отсканированное изображение в программе FastStone Image Viewer (или аналогичной, кому как удобнее) и при помощи инструмента Обрезка (горячая клавиша X) отсекаем все лишнее, оставляя лишь интересующий нас фрагмент. В моем случае это боковик и верх самолета лейтенанта Крамаренко.

Выбираем Проценты и вносим значение Кп.

Ввод параметров увеличения изображения для боковика

Печатаем результат.

Проделываем то же самое еще раз для размаха крыльев и печатаем результат

4.Перенос изображения на кальку

Переносим контур планера и форму пятен на кальку, не забывая отмечать различие в цветах (например, штриховкой). Так же имеет смысл сделать пометки для лицевой стороны.

Перенос изображения на кальку

5.Вырезание масок

При помощи ножниц вырезаем контур планера и сами маски по границам цветов.

Вырезаем контур планера и пятна по границам камуфляжа

6.Нанесение масок на модели

Небольшое количество канцелярского пластилина раскатываем в тоненькие колбаски, которые путем выкладывания по контуру, наносим на обратную сторону маски. Устанавливаем маску на место. Цвета наносятся в порядке от светлого к темному.

Колбаска патафикса и крепление масок

Здесь следует отметить, что в зависимости от требуемой степени размытости границы цветов, степень прилегания масок можно регулировать при помощи толщины колбасок.

7.Окраска

После нанесения первого цвета и снятия масок

К достоинствам данного метода следует отнести доступность и дешевизну используемых материалов, а так же простоту изготовления и неплохую точность результатов.

Благодарю за внимание и, как написал один из китайских товарищей, «хэппи моделинг, в самом деле»!

UPD: К недостаткам указанного метода можно отнести потерю точности при переводе избражения. Кроме того, на криволиненых объемных поверхностях (гаргроты, борта и прочее) контуры придется выкладывать вручную применяя знания в начертательной геометрии и вырезая контур по месту.

Часть 1. Архив ~2004 г. Ред. 2013 г.

Нанесение масок - одна из самых требовательных процедур в окраске модели. Трафареты и маски - основной приём при работе с аэрографом. Для этих целей выпускается несколько специальных товаров, а придумать можно ещё больше.

Что можно использовать для масок? Да практически всё, что не пропустит краску: плёнку, фольгу, клей ПВА, пластилин, простую бумагу. Можно долго перечислять всё это. Но нужно ли? Считаю, что Вы не должны тратить время на поиск дешёвого подходящего материала для этих целей. Абсолютно уверен в том, что для большинства из Вас, моделизм - это хобби и удовольствие, а не работа. Поэтому положительные эмоции от процесса должны стоять на первом месте, а экономия средств на покупке материалов - на втором. Когда дешёвый пластилин оставит разводы на предыдущем слое краски, а малярная лента из хозяйственного магазина оторвёт её кусок… Вы пожалеете о своём эксперименте и потратите уйму времени для того, чтобы устранить последствия. Некоторые предлагают ставить "эксперименты" с использованием маскирующих материалов на старых или сломанных моделях. Но свежая краска может повести себя совершенно иначе, чем покрытие, которое сохло несколько лет на окрашенном обломке.
Так что, рекомендую пользоваться специальными, многократно проверенными средствами. Их цена - ничтожна, если поделить её между используемым количеством (на одну модель), сроком их службы (или жизни), взаимной совместимостью (во многих случаях) и практически нулевым риском повредить базовый слой краски (это о масках). Итак…

Самым распространённым материалом для масок является Maskol производства фирмы HUMBROL. Он представляет собой жидкий латекс, окрашенный в светло-сиреневый цвет. После открытия нового пузырька ОСТОРОЖНО понюхайте - если запах аммиака очень сильный, то лучше отлить четверть состава в другую тару, а Maskol разбавить водой и перемешать или, как вариант, оставить открытым на 2-4 часа. В результате этого его едкость понизится. В противном случае Вы легко можете сжечь краску, о чём узнаете по коричневым ("обугленным") полосам на краске в тех местах, где была маска. На упаковке рекомендуется наносить его кисточкой. Однако промывать её в "растворителе для целлюлозы" занятие не из лёгких. Поэтому для нанесения Maskol, я использую кусочек тянутого литника с миллиметровым, в диаметре, кончиком. Этот инструмент по разным параметрам оказался настолько подходящим для меня, что я его даже "окультурил" и сделал для него ручку. Так что, кисточка - это последний инструмент, который можно рекомендовать для нанесения латексных масок.

Также давно известен Colorstop от REVELL. Это то же самое, за исключением того, что он бесцветный. Что является серьёзным недостатком: после нанесения сложно проконтролировать его наличие на том или ином участке.

У всех латексных масок есть два общих недостатка. Первый: после высыхания его нельзя ровно обрезать ножом. Поэтому от того, как ровно Вы его нанесёте, зависит, какой будет кромка краски. Занятие, надо сказать, изматывающее и, чаще всего, бесполезное (за исключением остекления). Второй недостаток: в местах применения латекса на некоторых матовых красках образуются "тёмные" или "блестящие" полосы. С этим сталкиваются множество моделистов и у них возникают вопросы, но почему-то до сих пор я нигде не видел простого ответа: частички краски, которые, собственно, и создают её матовую (шероховатую) структуру, вклеиваются в латекс, а потом отрываются вместе с ним. Отсюда и блеск, и более яркий цвет (глянец всегда смотрится более ярким).

Другой материал для масок - самоклеящиеся бумажные ленты. Здесь наиболее распространённой и доступной является продукция фирмы TAMIYA. Ленты бывают разной ширины. Если мне не изменяет память, то есть ленты 3, 6, 10, 12(?) и 18 мм. Ленты продаются в удобных многоразовых пластиковых контейнерах (диспензерах) с зубчатым резаком или просто в пакетах - для тех, у кого уже есть футлярчик. Никаких особенных хитростей при работе с этими лентами нет: отрезал и приклеил. Или наоборот, в зависимости от места и цели. Ленты обладают достаточной эластичностью для того, чтобы незначительно изогнуть кромку. Чем уже лента, тем больший радиус кривизны кромки можно сделать. Полоску ленты шириной около двух миллиметров, мне удавалось "согнуть" в радиус около 30 миллиметров. Я пробовал и малярные ленты, и подлинную "удаляющуюся" Magic Tape от SCOTCH 3M двух типов. И даже она (куда уж круче, чем 3М!) и то создавала некоторые, мягко говоря, проблемы.

Если, после снятия маски из ленты, остались крупные, не очень залитые краской, куски, то их можно не выбрасывать, а клеить, например, на чистый полиэтиленовый пакет - до следующего раза: ведь бывает, что нужно закрыть что-то менее ответственное. Лента TAMIYA выдерживает три-четыре цикла наклейки. После этого её клеящие свойства существенно снижаются.

Ещё один состав, о котором обязательно надо рассказать. Состав "Master Mask" от американской фирмы HOBBICO. Сметанообразная масса светло-голубого цвета упакована в банку ёмкостью 89 мл. Может наноситься как кисточкой, так и из аэрографа. При необходимости разбавляется водой. После высыхания образует прочную голубоватую плёнку, которую можно резать ножом. Супер-штука!

Продолжение (часть 2)

— ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Вчера вечером, когда я начал выкладывать в свой аккаунт в Instagram фотографии первого этапа работ по модели F-18F Super Hornet от Академи, мне написал один из подписчиков. Он попросил меня рассказать о том, как наносить смывку, следы эксплуатации на модели бронетехники.

Прежде чем что-либо советовать, я ознакомился с уровнем его работ. И понял, что тут до собственно практики нанесения всех этих мудреных вещей далеко. Необходимо объяснить сам процесс работ над моделью. Дабы человек смог перейти от простой, одноцветной покраски к полному циклу работ.

Именно желание объяснить саму последовательность процесса стало основанием для написания этого материала.

Здесь я опишу структуру цикла работ над моделями бронетехники. Без влезания в подробности каждого этапа. Это вы, при желании, сможете сделать самостоятельно. Важно просто понять что и зачем идет.

Поэтому данный материал предназначен в первую очередь начинающим моделистам. Если вы выполните (даже слабо и плохо) все эти этапы в предлагаемой последовательности, вы добьетесь приемлемого результата. Останется только улучшать понимание каждого из этапов в частности.

Возможно, эта статья будет полезен и опытным. Хотя бы просто для того, чтобы взглянуть на процесс снаружи . Получить свежий взгляд.

В качестве основы визуального ряда я использовал процесс сборки модели БМП Т-15 на ТГП (тяжелой гусеничной платформе) Армата от фирмы Panda Hobby в масштабе 1/35.

СБОРКА МОДЕЛИ

Первым этапом идет собственно сборка модели.

Необходимо собрать модель как можно полнее. Если возникает вопрос в окраске катков и гусеничной ленты — можно сделать это на первоначальном этапе. Но не нужно излишне усердствовать. Не нужно красить элементы, которые после сборки не будут видны. Например, пространство под бортовыми экранами в верхней части гусениц.

ПРЕШЕЙДИНГ

Прешейдинг — это процесс создания темной цветовой основы для последующего заглубления цветов. В первую очередь, окрашиваются швы, элементы расшивки. И вообще все темные места. Т.е. те места, которые впоследствии создают цветовой перепад, и обеспечат зрительный объем.

Ведь если окрасить модель без предварительной подготовки, только с использованием базового цвета — модель останется плоской .

Прешейдинг может выполняться как в виде грунтования т.е. в качестве подготовки пластика в дальнейшим окрасочным работам. Например, с использованием цветного акрилового грунта. Так и в отдельности. По пластику, или же нанесенному по всей поверхности модели грунту.

ЦВЕТОВАЯ МОДУЛЯЦИЯ

Сегодня собственно процесс окрашивания перешел от простого нанесения цветов в плоскость полноценной художественной работы. Игры с цветами. Создания большого количества оттенков, создающих визуальный объем и красоту.

Основной метод, которым сейчас пользуются моделисты, называется цветомодуляция , или цветовая модуляция. Его смысл состоит в том, что наносится некая последовательность цветов от темного к светлому.

Это может быть и как смешивание разных цветов для каждого последующего слоя, так и использование специальных наборов цветомодуляции.

В данном случае мы имеем нанесение базового полупрозрачного слоя. Т.е. слой не перекрывает созданные на предыдущем слое темные зоны. А именно слегка накрывает их. Так создается первый визуальный объем.

Затем, путем добавления в базовый цвет более яркого тона, наносится второй, светлый полупрозрачный слой. Принципиально выбор количества слоев модуляции является решением только мастера. Если нужно, можно сделать хоть 10 таких высветлений.

Но на первоначальном этапе, когда вы только пробуете данный метод, вполне допустимо ограничиться и 2мя слоями.

Сразу стоит заметить, что окрашенная таким способом модель может выглядеть недопустимо ярко, карнавально. Но этого не нужно бояться. Эта яркость, под воздействием наложения эффектов эксплуатации уйдет, оставив за собой именно широкую гамму тонального перехода.




Цветовая модуляция

НАНЕСЕНИЕ КАМУФЛЯЖА

После выполнения всех предыдущих манипуляций можно с успехом переходить к собственно нанесению камуфляжного рисунка. Это делается путем создания окрасочных масок. Можно использовать и офисный пластилин, и специально созданные составы от AMMO MIG или Пластмастер.

После того, как границы камуфляжа первого слоя выложены, мы или закрываем не окрашиваемые места от возможного попадания краски. Например, фасовочными пакетами. Или же аккуратно, на небольшом давлении красим первый слой.

Принципиально, в окраске камуфляжного рисунка тоже можно использовать принцип цветомодуляции, последовательно нанося несколько высветляющих полупрозрачных слоев цвета.

Но здесь мы не будем себе усложнять работу.

И просто красим камуфляжный слой в 1 цвет. Только желательно сделать его полупрозрачным. Дабы создавать зоны тени, изменять визуальный вес и объем модели.

После нанесения 1го камуфляжного цвета мы выполняем всю последовательность действий снова. Но уже для того, чтобы нанести второй цвет.





Нанесение камуфляжного рисунка

НАНЕСЕНИЕ СЛЕДОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Модель окрашена. Но это считай, что только первая половина работ сделана. Второй частью частью является процесс нанесения следов эксплуатации. Или по простому везеринг (от англ. weathering — опогаживание).

Вообще, эта тема для нескольких диссертаций как минимум. И в одной статье нет смысла даже пытаться рассматривать все элементы этого очень увлекательного процесса. Лучше взять подшивку журналов The Weathering Мигеля Хименеса, и посмотреть что же это такое.

Но раз уж мы взялись говорить о создании модели на базовом уровне на примере именно этой, конкретной модели, то все-таки стоит описать хотя бы простые элементы действий.

После окраски модель закрывается сатиновым (полуматовым) лаком. Если уж совсем припрет, то можно и матовым. Но уж никак не глянцевым.

Это позволит защитить акриловую краску от воздействия эмалевых жидкостей, применяемых для везеринга. Если не наложить лак, то агрессивная основа эмали попросту сожрет акрил.

В данном случае, первым этапом везеринга стала надувка через аэрограф песчаного тона. Больше в местах, где пыль и песок могут скапливаться. Меньше «по площадям».

Затем наносятся потеки грязи на вертикальные поверхности. Это, в первую очередь, бортовые экраны.

Как потеки грязи высохнут, следует приступать к нанесению следов брызг. Здесь мы используем кисть и аэрограф.

Если под рукой есть пигменты, можно пройтись и ими.






Везеринг в 3 этапа

РЕЗУЛЬТАТ

Для первого раза всех этих ритуальных действий танца с бубнами вполне достаточно.

Нужно не заморачиваться с каждым этапом в отдельности. А выполнить самую простую последовательность, получить первый результат. Это позволит хотя бы понять, что это такое.

И СДЕЛАТЬ ГОТОВУЮ МОДЕЛЬ.

Это я считаю наиболее важным. Доведение модели до готового результат. Можно навсегда увязнуть в дебрях какого-то этапа работ, так и не добравшись до конца.

Задача каждого моделиста состоит в эволюционном пути развития. Т.е. необходимо постепенно, шаг за шагом пробовать что-то ОДНО новое. Улучшать понимание какого-то ОДНОГО момента.





Конечный результат

И так, раз за разом, постепенно ваши модели обретут новые качества. А ваше мастерство выйдет на новые рубежи, позволяя с каждым разом делать все лучше и лучше.

На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!
Понравилась статья? Обязательно расскажи друзьям:
Нужны другие материалы по этой теме? Читайте:

В кругу начинающих моделистов не принято красить первую модель. Потому мы поговорим про тот момент, когда вы чувствуете необходимость наполнить «горы пластика» цветами и придать им лакированный блеск. Согласитесь, одними переводными рисунками здесь не обойтись, поэтому рассмотрим процесс окраски моделей детально.

Что понадобится в первую очередь?

Это деньги, причем деньги немалые. Необходимо учесть тот факт, что моделист тратит на свое хобби порядочные суммы, однако расходы сполна окупаются потрясающей эстетикой моделей и удовольствием от создания потрясающих моделей из вороха пластиковых деталей. В зависимости от способа окрашивания вам понадобятся:

Краски или эмали

Под словом «краски» мы подразумеваем вещества, которые не так просто, а порой и вовсе невозможно смыть водой. Они наносятся раз и навсегда, с ними стоит быть особенно осторожным. Их вы или не смоете, или сполна надышитесь растворителями. Что же касается эмали, большинство из них можно с легкостью смыты растворителями. На тематических форумах вы найдете множество советов от мастеров, которые привыкли считать себя «истинами в последней инстанции». Стоит отметить, что найти «свои» краски и эмали можно методом проб и ошибок. Потому не рекомендуем ввязываться в споры на форумах - они лишь отнимут у вас энергию и потратят нервные клетки.

Какими принципами стоит руководствоваться в процессе выбора?

Рекомендуется экспериментировать со всеми вариантами. Однако необходимо учитывать и свойства красок, эмалей. Например, нитрокраски обладают резким запахом и не подойдут людям с особенно чувствительным обонянием, не рекомендуется использовать их и при присутствии в комнате маленьких детей (до 12 лет). В этом случае обратите внимание на водоэмульсионные и акриловые краски - они обладают менее резким запахом. Отметим также, что упомянутые выше нитрокраски просты в использовании, но легко просачиваются через прозрачные детали и плохо смываются с рук после работы.

При окраске львиной доли моделей вам потребуются эмали или краски следующих цветов:

  • Серебряный
  • Черный
  • Белый

Краски этих цветов следует приобрести в первую очередь, остальные можно докупать в зависимости от моделей, над которыми вы работаете в данный момент. Главное никогда не смешивать краски на разных основах и эмали разных производителей - они могут прийти в негодность. Что же касается количества, то одной банки эмали или краски, при окрашивании аэрографом, хватает в среднем на 2 модели. При работе с кисточкой - на 1 модель, при окрашивании мелких деталей и элементов - на 9-11 штук. Новичку лучше приобрести классические краски в банках - они подходят и для работы кисточкой, и для окрашивания моделей посредством кисточки.

Грунт

Масса, наносимая на поверхность модели, которая фактически играет роль соединительного материала между пластиком и краской (эмалью). Материал подбирается индивидуально, в зависимости от используемых вами красок или эмалей. Важно учесть особенность нитрокрасок - при окрашивании модели кисточкой она слегка въедается в пластик - в этом случае можно обойтись и без грунта. Но при работе с водорастворимыми красками и эмалями использование грунта обязательно. В противном случае вы столкнетесь с адгезией - вода будет капельками скатываться на поверхности модели, равномерного слоя окрашивания добиться не удастся. В случае, если вы работаете с аэрографом грунт необходим всегда - в противном случае краска потрескается и равномерно на поверхности модели не закрепится.

Лак

Лакировка окрашенной поверхности необходима для обеспечения долговечности и практичности модели, а также для придания ей завершенной, максимальной эстетики. Вы сможете протирать и мыть изделия, не боясь сползания краски и появления трещин. Такие изделия не стыдно показать друзьям, они смотрятся эффектно и профессионально. Лаки принято подразделять на нитро- и водорастворимые. Так при использовании нитрокрасок стоит использовать нитро или акриловый лак. При окрашивании поверхности водорастворимыми красками нужно учитывать специфику их структуры и покрывать только специализированными лаками, рекомендованными производителями. Интересно, что краски, эмали, лаки и грунты продаются в виде аэрозолей, которые не требуют растворителя и просты в использовании. Однако их стоимость на порядок выше цены классических материалов.

Растворитель

Нужен для разбавления и оттирания красок, эмалей. Определиться с выбором предельно просто: на начальных этапах рекомендуется использовать средства, указанные на упаковке с красящими материалами. По мере нарастания опыта вы сможете экспериментировать с растворителями и подбирать наиболее подходящие самостоятельно. Однако все производители красок выпускают для них специализированные растворители (разбавители) и подобрать что-то лучшее навряд ли удастся (только если нечто более дешевое). Если на краске стоит пометка «разбавить водой», то лучше использовать кипяченую или дистиллированную воду - она не содержит минералов и прочих ненужных примесей.

Смыватель

Техническая смывка - это средство для очистки кистей, инструментов, рук, рабочей поверхности и других испачканных вами предметов. Не путайте ее со «смывками», применяемыми в попытках искусственно «состарить» модель и добавить визуальных эффектов. Отметим также, что эмали лучше смывать растворителем, а вот для красок (не водорастворимых) стоит использовать техническую смывку. Очистку стоит производить сразу после завершения работ, не дожидаясь высыхания и затвердевания красок.

Тара

Обычно краски в банке густые и при работе их необходимо разбавлять. Проще всего использовать для этого жестяные крышки, в которых вы сможете смешать краску и растворитель. Не рекомендуем выбрасывать крышки после использования - со временем они не только пригодятся вновь, но и составят полноценную палитру, с помощью которой вы сможете подбирать необходимый оттенок для исполняемых моделей. Здесь же можно повторно размешать краски с растворителями. При образовании трещинки на поверхности моделей вы также сможете повторно развести остаток в крышке и использовать его в качестве «ремонтного материала». Для тары также подойдут стеклянные пузырьки из-под всевозможных лекарств и продуктов.

Как выбрать способ покраски?

В целом все моделисты разделяются по своим предпочтениям в выборе одного из двух типов окраски моделей - посредством кисточки или с помощью аэрографа. Согласитесь, вам не так важно, как и чем красить, главное - получить отлично окрашенную модель. Потому для первых моделей подойдут варианты из цветного пластика. После успешной сборки изначально окрашенный пластик можно слегка украсить узорами на свой вкус. И уже после опыта успешной сборки вы сможете приобретать неокрашенный пластик и самостоятельно насыщать его поверхность цветом.

Если ваши домашние не против дальнейших экспериментов, приобретаем модель, которую потребуется окрасить целиком и полностью. Далее определяемся, чем будем красить - кисточкой или аэрографом? Первый способ - сложен и экономичен. Второй - более дорог и эстетичен. В случае работы с кистями никаких других инструментов не понадобится, а вот для аэрографа придется приобрести компрессор. Проверьте свою способность окрашивать поверхность кисточкой ровно. Для этого возьмите обычное стекло и постарайтесь равномерно нанести на него краску, не допуская появления пузырьков, разводов и прочего. Если получается - работайте кистью. Если же все попытки не увенчались успехом - сделайте выбор в пользу аэрографа.

Также для окрашивания можно использовать специальные аэрозольные баллончики, однако не забывайте, что этот способ покраски самый дорогой. При выборе способа окрашивания кисточками - приобретайте инструменты. Не скупитесь на покупку кистей разной толщины, формы, изготовленные из разных материалов. При выборе аэрографа - приобретите компрессор, не забудьте при необходимости использования вытяжки.

Собираем модель под покраску

Помните анекдот «Все инструкции по сборки на русском языке должны начинаться с фазы «Ну что, сломал?»». Разбивайте этот миф, и внимательно читайте инструкцию и собирайте модель в строгом соответствии с рекомендациями. Однако учтите важный нюанс: после итоговой сборки прокрасить изделие полностью уже невозможно. Потому заранее посмотрите, какие детали стоит покрасить, прежде чем наклеить следующие. Так фигурки стоит красить полностью, за исключением вооружения.

Бронетехнику также красим полностью (корпус), отдельно перед прикреплением окрашиваем колеса, гусеницы, оборудование, ящики и прочие элементы, в частности внутреннее убранство техники. Вы едва ли достанете кисточкой до руля после сборки - красьте его отдельно. Учитывайте индивидуальную конструкцию каждой модели, ведь по своей сути она уникальна и неповторима, оценивайте фронт работ заранее и экспериментируйте. Первый блин может и не быть «комом», если вы заранее все просчитаете.

Отделочные работы

В процессе отделки модели учитывайте последовательность этапов работ, которые в итоги позволят вам получить по-настоящему красивую, полноценно созданную модель. Итак, представляем вам алгоритм.


Подготовка

Учитываем важный нюанс: на шероховатую поверхность краска ложиться лучше, чем на идеально гладкое изделие. Одновременно отметим, что шероховатости всегда портят внешний вид модели. Потому перед покраской неровные поверхности обычно разглаживают и полируют. Обычно для этого используется «шкурка» зернистости М-40 и меньшей. Идеальные полировочные материалы можно приобрести и в магазинах для моделистов, однако стоимость их чуть выше, чем на том же рынке. «Шкурку» смачивают водой и приступают к полировке поверхности, удаляя, в том числе, следы клея. В идеале начинайте работу крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к более мелкому «зерну». Продолжаем полировать поверхность, пока она не станет идеально гладкой. Заметим, что большое количество продолговатых и выступающих элементов существенно увеличивают фронт работы, но пренебрегать их полировкой не стоит.

Далее готовим детали непосредственно к покраске - насаживаем их на оправу или другие держатели, где элементы будут находиться в процессе окрашивания и высыхания. Минимальное количество моделей имеют конструкцию, позволяющую красить детали, не срезая их с литников. Часто в качестве держателей используются обычные зубочистки, палочки и те же литники. Элемент крепят к держателю таким образом, чтобы он не касался никаких поверхностей. Место крепления к держателю = место крепления к модели, потому его можно спокойно оставлять неокрашенным. В процессе наполнения цветом первых моделей можно использовать край стола в качестве подставки для оправки, в дальнейшем рекомендуем вооружиться специальной доской с множеством отверстий, куда можно будет крепить несколько оправок одновременно. Внимание: после насадки деталей руками ее не касаемся.


Обезжиривание поверхности

Для качественного окрашивания необходимо заранее обезжирить поверхность. При этом использовать можно как специальные средства для моделистов, так и простые средства для мытья посуды и даже бензин. Чаще всего используется спирт - после обезжиривания с его помощью не требуется сушить детали, тогда как после использования бытовой химии нужно прополоскать водой каждую деталь и тщательно высушить. В процессе обезжиривания ни в коем случае не касайтесь детали руками. При попадании каких-либо частей (пыли, волосков) смахните их сухой кисточкой.

Первичная грунтовка

Напомним, грунтовка необходима для надежного крепления краски к поверхности изделия. В случае использования нитрокрасок она может и не понадобиться, однако при работе с другими красочными материалами, эмалями, а также при окраске баллончиком или аэрографом грунтовать модель обязательно. На прозрачные части в процессе грунтовки наносим защиту (подойдет простой малярный скотч), которую снимаем только после нанесения последнего слоя краски или финишной лакировки. Далее равномерно наносим грунт на поверхность. В случае образования неровностей НЕ СТИРАЕМ ее, а оставляем как есть и дожидаемся полного высыхания грунтованных деталей.

Промежуточная шлифовка

Выполняется в случае получения неровной поверхности по итогам грунтовки. Берем самую мелкозернистую «шкурку» и тщательно шлифуем грунт, убирая все подтеки, капли и бугорки. Будьте внимательны и осторожны: если вы слишком увлечетесь шлифовкой, то вполне вероятно, что некоторые места будут стерты «до пластика». В этом случае грунтование поверхности придется повторить.

Финишная грунтовка

После промежуточного шлифования всегда выполняется финишная грунтовка. Она позволяет покрыть составом чрезмерно «вычищенные» участки, а также создать идеально ровную поверхность. Будьте предельно осторожны: в процессе повторного, заключительного грунтования начинающие, да и опытные моделисты нередко вновь допускают образование подтеков и капель. Возможен вариант, при котором никаких оплошностей вы не допускали, но поверхность всё же кажется ребристой. В этом случае попробуйте вновь отшлифовать грунтовку, используя шкурку с более мелким зерном.

Основной тон

Под основным тоном понимается цвет наибольшей площади окрашиваемой поверхности. Его определяют по схеме, заранее планируя цветовую гамму. При этом в процессе работы со светлыми цветами (красный, желтый, бежевый, голубой и другие) под тон рекомендуется наносить белую краску - так модель будет смотреться намного ярче. Основным тоном может быть окрашена поверхность всей модели (при условии, что работаете вы не с красным цветом). Обычно наносится несколько тонких слоев - смотрятся они намного лучше, чем один жирный слой. При работе с водорастворимыми красками рекомендуется покрывать каждый слой бесцветным лаком.


Камуфляж

Процесс нанесения камуфляжа - самый ответственный момент в окраске любой модели. В ходе него вы можете создать либо идеальную эстетику изделия, либо окончательно испортить его. Отметим, что техника нанесения рисунка у всех моделистов разная и нарабатывается в процессе окраски множества моделей. Однако стоит все же придерживаться ряда правил. Так сначала наносят светлые тона и только затем - темные. Элементы, которые не нужно подвергать окраске, необходимо защитить простым малярным скотчем или специализированными жидкостями.

Финишная отделка

На этом этапе отклеиваются все защитные ленты (только после того как краска полностью высохнет), модель покрывается тонким слоем лака (при необходимости) и ему также дают высохнуть. Будьте внимательны: наносить лак необходимо в момент, когда все защитные покрытия еще не сняты. Далее, опять же при необходимости, на поверхность могут наноситься различные декали (переводные изображения). Ваша модель, наконец, готова. Отныне она положит начало вашей коллекции или же станет ее достойным продолжением. Осталось найти место, где расположиться модель и с гордостью продемонстрировать ее.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что стоит запастись терпением и постараться учесть все рекомендации, приведенные в этой статье. Поверьте, далеко не всегда первая модель получается идеальной. Моделист - это крайне терпеливый, усидчивый и действительно старательный человек. Каждая модель требует массы времени и сил, за что она сполна вознаградит вас своей потрясающей эстетикой и правдоподобностью. Наберитесь терпенья и дерзайте!