Психология и педагогика (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.).

Учебник для вузов - СПб: Издательство Питер, 2000. - 304 с. -- (Серия «Учебник нового века») — ISBN: 5-8046-0174-1Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории
и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.
Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о
структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений
современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.Введение.
Что такое педагогика?
Истоки происхождения «педагогики» и этапы ее развития.
Педагогическая практика.
Педагогика как наука.
Основные категории педагогики.
Резюме.
Общекультурное значение педагогики.
Вопросы и задания для самоконтроля.Воспитание человека.
Человек как предмет воспитания.
Цели воспитания и самовоспитания.
Воспитание как процесс.
Способы воспитательного воздействия на человека.
Типы воспитания.
Модели и стили воспитания.
Поликультурное воспитание, воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.Образование и культура.
Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры.
Образование как система и процесс.
Модели образования.
Возрастная динамика развития человека в процессе образования.
Характеристика процесса обучения.
Закономерности обучения.
Виды и стили обучения.
Образовательные технологии.
Типы организации социальных отношений в процессе обучения.
Формы организации обучения в школе и вузе.
Дидактические теории и концепции.Образование в мире: история и современность.
Развитие образовательных институтов в мировой практике; исторический аспект.
Инновационные образовательные системы XX века.
Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия.
Инновации в высшей школе.
Современное мировое образовательное пространство.Профессионально-педагогическая деятельность.
Сущность и структура педагогической деятельности.
Педагогическое общение.
Стили педагогического руководства.
Познание педагогом учащихся.Личность учащегося в педагогическом процессе.
Образовательные системы и развитие личности.
Социальная зрелость личности.
Мотивация учения, поведения и выбора профессии.
Что такое мотивация?
Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности.
Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.
Профессиональная мотивация.
Развитие и социализация личности в семье.Педагогический практикум.
Педагогические задачи и варианты их решения.
Педагогические ситуации.
Методики психолого-педагогической диагностики.
Рекомендуемая литература.

Общая педагогика и история педагогики

Педагогика и психология личности

Педагогические задачи и ситуации

Методы психолого-педагогической диагностики

Допущено учебно-методическим объединением

вузов России по педагогическому образованию

Министерства общего и профессионального образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Бордовская, Н.В. Реан А.А.

Педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)

Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

© Бордовская Н.В., 1999

© Серия, оформление, издательство “Питер”, 2000

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 11

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 11

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 17

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 23

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 34

Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 36

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 36

Цели воспитания и самовоспитания 36

Воспитание как процесс 38

СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 47

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 52

МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 57

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 67

Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 72

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 72

Образование как система и процесс 79

Модели образования 81

Возрастная динамика развития человека в процессе образования 92

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 101

Закономерности обучения 103

Виды и стили обучения 107

Образовательные технологии 115

Типы организации социальных отношений в процессе обучения 116

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 118

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 123

Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 128

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 128

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ XX ВЕКА 145

Инновации в высшей школе 150

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 154

Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 166

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 166

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 178

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 186

ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 191

Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 200

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 200

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 205

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 216

Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 217

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. 220

Профессиональная мотивация 224

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 237

Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 244

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 244

Задачи по изменению отношения к учебе 246

Задачи по педагогической диагностике 247

Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 251

Задачи на выбор способа поведения 254

Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 255

Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 257

Задача на выбор варианта ответа 259

Задачи на ориентацию 260

Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 262

Задача на усиление внимательности и самоконтроля 264

Задача на рост самостоятельности 264

Задачи на проявление и развитие творчества 265

Проблемные задачи 267

Задача на педагогическое стимулирование 268

Задачи самовоспитания 269

Задача на стимулирование к самовоспитанию 271

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 272

Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений 272

Ситуации самооценки 277

Ситуации самокритики и самосозерцания 278

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 279

Ситуации пренебрежения и неуважения других 280

Ситуация выбора профессии 281

Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценками 282

Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 283

Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий 284

Ситуация стимулирования к самовоспитанию 288

Ситуация стимулирования ко лжи 289

Ситуация молчаливого одобрения 290

Ситуация соперничества 291

Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 291

Ситуация выбора, приводящего к неудаче 292

Ситуация выбора критериев оценки труда педагога 292

Ситуации предъявления требований 293

Ситуации предъявления требования-унижения 296

Ситуация приведения примера 297

Ситуации обвинения — ощущения несчастья 298

Ситуации доверия-лжи 299

Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 301

Ситуации подчинения и влияния среды 301

Ситуация проявления ответственности 303

Ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои поступки 303

Ситуации убеждения 304

Ситуации риска 305

Ситуации оказания помощи 307

Ситуация взаимопомощи 310

Ситуация критики 311

Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 312

Ситуация самовыражения 312

Ситуации выражения своего отношения к человеку 313

Ситуация расхолаживания и дезорганизации 315

Тренинговая ситуация — правильно вести диалог и понимать партнера 316

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 316

Диагностика направленности личности 316

Диагностика профессиональной направленности личности 322

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е. А. Климова) 324

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 327

Изучение самооценки личности 329

Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования1. 330

Диагностика и тренинг педагогической проницательности 331

Тест «Транзактный анализ общения» 333

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 334

Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 337

Тест «Восприятие индивидом группы» 342

Московский государственный университет печати

Методическое руководство по изучению дисциплины «Основы психологии»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров: «38.03.01 Экономика»

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,2002.

2. Годфруа Дж. Что такое психология. М., 1992.

3. Немов Р.С. Психология: в 3-х томах. М., 1995.

4. Никандров, В.В. Психология: электронный учебник / В. В. Никандров. — М.: КноРус, 2009. — CD-ROM (4 шт.)

5. Островский, Э.В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э.В.Островского. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. — 380 с. (28 шт.)

6. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика: Учебник — М.: МГУП, 2001. Электронная версия.

7. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. М.:ЭКСМО, 2004.

8. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология личности: Учебное пособие. — М.: МГУП, 1999. Электронная версия.

9. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с. (10 шт.)

10. Розенова М.И. Психология обучения и воспитания. М: ЭКСМО, 2004.

11. Розенова М.И. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М.: МГУП, 2003. Электронная версия.

12. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. — 8-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр ‘Академия’, 2010. — 480 с. (10 шт.)

13. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: электронный учебник для вузов / А. М. Столяренко; под ред. А.М.Столяренко. — 3-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — Электронная версия.

1. Абрамова Г.М. Психология только для студентов. М., 2001.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,2002.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М, 2001.

4. Андреева Г.М Социальная психология. М., 2002.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М., 1997.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1984.

8. Бреслав Г. Психология эмоций. — М., 2004.

9. Брунер Дж. Психология познания. М.,1997.

10. Брэмсон Р.М. Общение с трудными людьми. Киев, 1991.

11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.

12. Веккер Л.М. Психические процессы. Л., 1996.

13. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.

15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2000.

16. Вуднок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

17. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М., 1999.

18. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. — М., 1987.

19. Гуревич П.С. Психология: учебник для вузов: рек. УМО / П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 319 с. (4 шт.)

20. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.

21. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1996.

22. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986.

23. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. М, 2000.

24. Изард Д. Эмоции человека. М., 1999.

25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

26. Кабаченко Т.С. Организационная психология: в 2-х частях. М., 1997.

27. Каган М.С. Мир общения. М., 1984.

28. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.

29. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.

30. Козьяков Р.В. Патопсихология. — М.: Юрайт, 2012. — 235 с.

31. Кон И.С. Человек в поисках себя: личность и самосознания. М., 1984.

32. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

33. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.

34. Кутер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей /Перевод с нем. С.С. Панкова. Спб.,1998.

35. Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989.

36. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — М. — Воронеж, 1991.

37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2002.

38. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.

39. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 2000.

40. Маслоу А. Психология бытия человека. — М., 1999.

41. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

42. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. — СПб., 1999.

43. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов: рек. МО / Р. С. Немов. — М.: Высшее образование, 2005. — 639 с. (5 шт.)

44. Одаренные дети / пер. с англ.; под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. — М., 1991. — 360 с.

45. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М., 1997.

46. Психология личности. Том 2. Хрестоматия / сост. Д.Я. Райгородский. — Самара, 1999.

47. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. — СПб., 2000.

48. Психология и педагогика. /Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Васиной. М., 1998.

49. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. /Под ред. А.В. Брушлинского. М.,1997.

50. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

51. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный жизненный цикл. Спб., 2001.

52. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб., 1999.

53. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М., 1994.

54. Рогозин Ю.П. Секреты общения. М., 1991.

55. Роджерс К. Становление человека: взгляд на психотерапию. — М., 1991.

56. Рошенберг В.О., Бондаренко С.Б. Мозг, обучение, здоровье. М., 1990.

57. Сафьянов В.И. Этика общения. Проблема разрешения конфликтов. М., 1997.

58. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.

59. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.

60. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.

61. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984.

62. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М, 2000.

63. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1994.

64. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

65. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989.

66. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1998.

67. Хекхаузен Г. Мотивация и деятельность. — М., 1986.

68. Хьелл Л., Зигерт Д. Теории личности. Спб., 1997.

69. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1999.

70. Шадриков В.Д. Способности человека. — М. — Воронеж, 1997.

71. Шибутани Т. Социальная психология. Спб., 1999.

72. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.

73. Юнг К. Психологические типы. М., 1997

74. Якунин В.А. История психологии. — СПб., 1999.

75. Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985.

76. Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989.

© Центр дистанционного образования МГУП

БД электронного
каталога 2000-2008 — результаты поиска

Вид поиска

Доп.точки доступа:
Коломинский Я Л.
Экз-ры: ф(1)

Реан Артур Александрович
Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для студ. и аспирантов псих. фак.,а также слуш. курс. псих. дисциплин гуманит.вузов / Реан Артур Александрович , Коломинский Яков Львович. — СПб. : Питер, 1999. — 416 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-88782-424-7: 100.00 р.
Кл.слова (ненормированные):
педагогическая психология — социальная психология

Доп.точки доступа:
Коломинский Яков Львович
Экз-ры: П(1)

Реан А.А.
Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для студентов и аспирантов псих. фак., а также слушателей курсов псих. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Реан А.А., Коломинский Я.Л. — СПб. : Питер, 2000. — 416 с. : ил. — ISBN 5-88782-424-7: 87р. р.
Кл.слова (ненормированные):
психология — социология — педагогика — педагогическая психология

Доп.точки доступа:
Коломинский Я.Л.
Экз-ры:

Бордовская Нина Валентиновна
Педагогика : учебник для вузов / Бордовская Нина Валентиновна, Реан Артур Александрович . — СПб. : Питер, 2001. — 299 с. — (Учебник нового века). — ISBN 5-8046-0174-1: 80.00 р.
Кл.слова (ненормированные):
педагогика

Доп.точки доступа:
Реан Артур Александрович ; Бордовская Нина Валентиновна; Розум Сергей Иванович
Экз-ры: 10(1)

Доп.точки доступа:
Бордовская Нина Валентиновна,Розум Сергей Иванов
Экз-ры: 20(1)

Реан Артур Александрович

Полномочия / обязанности

Исполняет обязанности заведующего лабораторией

Образование, учёные степени и учёные звания

Специалитет: Башкирский государственный университет им. 40-летия Октября, специальность «Физика»

Академик РАО по отделению психологии и возрастной физиологии (2016)

Член-корреспондент РАО по отделению психологии и возрастной физиологии (1996)

Очная аспирантура, факультет психологии Ленинградского государственного университета (1983)

Профессиональные интересы

Достижения и поощрения

Лауреат (Победитель) конкурса «Российского психологического общества» 2000 года на лучший учебник за книгу «Психология и педагогика».

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2002 года за книгу «Психология человека от рождения до смерти», в номинации Лучший проект в психологическом образовании.

Лауреат (Победитель) Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2003 года за книгу «Психология подростка: полное руководство», в номинации Лучший проект в психологическом образовании.

Лауреат (Победитель) Всероссийского конкурса 2004 года на лучший учебник по педагогике за книгу «Педагогика».

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2006 года за книгу «Психология адаптации личности», в номинации Лучший проект в психологической науке.

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» 2006 в номинации Личность года в психологическом образовании.

Лауреат Всероссийского конкурса психологических изданий 2007 за книгу «Психология детства», в номинации Лучший учебник по психологии. (Конкурс Министерства образования РФ и Федерации психологов образования РФ).

Медаль им. Г.И.Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки» (2007 г.).

Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (Указ Президента РФ № 501 от 17.04.2007 г.).

Памятная медаль «Московский университет МВД России» (2012).

Почетная грамота Президиума Российского психологического общества (2016 г.).

Благодарность Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2016 г.).

Победитель Национального психологического конкурса «Золотая психея» за книгу «Психология девиантности» в номинации «Книга года по психологии» (2016 г.).

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2000 по 2004гг.: председатель редсовета журнала «Мир детства», (2000-2004).

С 2009г.: член редсовета журнала «Вестник Фонда помощи детям в трудной жизненной ситуации».

С 2011г.: член редсовета журнала «Защити меня».

С 2012г.: член редсовета журнала «Мама, Папа, Я. (Медицина, психология, педагогика)».

С 2014 г.: член редсовета журнала «Вестник Московского университета МВД России».

С 2014 г.: член редсовета журнала «Государственная служба и кадры».

С 2014 г.: член редсовета журнала «Закон и право».

С 2014 г.: член редсовета журнала «Образование. Наука. Научные кадры».

С 2014 г.: член редсовета журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах».

С 2007 г.: член редсовета журнала «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта».

С 2005 г.: член редсовета в журнале «Российский психологический журнал».

С 2005 по 2010 гг.: член редсовета журнала «Вестник практической психологии образования».

Публикации 11

Публикации до 2016 года

Общая психология и психология личности. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). М. 2009., 2011. 639 с.

Проблемы общей акмеологии. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). СПб. 2000.

Психология подростка. / Под ред. Реана А.А (автор и научный ред.). М.-СПб. 2003, 2008. 504 с.

Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. Реана А.А (автор и научный ред.). СПб-М. 2001, 2003, 2006, 2008. 652 с.

Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. СПб.-М. 2006. 255 с.

Реан А.А. Психология личности. СПБ.: Питер. 2013, 2016. 288 с.

Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.-СПб. Еврознак. 2004. 416 с.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. 1999, 2008. 574 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В. Педагогика // СПб. 2000, 2003, 2006, 2008. 304 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. 2000, 2003, 2006, 2008. 432 с.

Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. М.2002. 94 с.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб. 2002., 2006, 2008. 352 с.

Семья: психология, педагогика, социальная работа. / Под ред. А.А.Реана. (автор и научный ред.). М.:АСТ. 2010. 576 с.

Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. Т.21. №3. 2000. С.88-95.

Реан А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования // Российский психологический журнал. 2005. т.2. № 3. С. 68-77.

Реан А.А. Влияние семьи и социальных установок на асоциальное поведение несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 281-288

Реан А.А. К вопросу о феномене социально-психологической терпимости // Психол. журнал. 1991. Т.12. №4. С.181-182

Реан А.А. Личность и деформация ее ядра при делинквентном поведении. // Вестник практической психологии образования. 2005. № 4. С. 23-27.

Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности. // Психологический журнал. 1994. №2. С. 52-56.

Реан А.А. Напряженность и привлекательность как параметры способов совместной деятельности в обучении // Вопросы психологии. 1984. №6. с.102-105

Реан А.А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. №5. с.58-60

Реан А.А. Подростковая субкультура – зона потенциальных р исков // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 5 – 10.

Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности. С.3-12. // Психологический журнал. 1998. №4. С.3-12.

Реан А.А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1988. №1. С. 83-88.

Реан А.А. Семейный фактор преодоления преступности несовершеннолетних: теория и практика // Вестник Московского университета МВД России № 3. 2014 С. 211 — 215

Реан А.А. Семьи риска. Дети. Общество. // Национальный психологический журнал. 2007. № 1 (2). С. 40-43

Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. № 1. С. 3-8.

Реан А.А. Семья как фактор социальных девиаций личности // Российский психологический журнал. 2007. т.4. № 1. С. 25-28

Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков // Российский психологический журнал. 2015. Т. 12. № 1. С. 29 — 40

Реан А.А. Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 304 – 308

Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психологический журнал. 1990. Т.II. №2. С.74-81

Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. №4. С.139-144

Реан А.А. Этико-гуманистический подход к проблеме агрессии человека. (статья 1). // Псiхaлогiя. 1999. № 2. с.22-38.

Реан А.А. Этико-гуманистический подход к проблеме агрессии человека. (статья 2). // Псiхaлогiя. 1999. № 3. с.36-40.

Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей. // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45 — 54.

Реан А.А., Регуш Л.А. Рогов Е.И. Практико-ориентированная концепция психологической подготовки педагогов // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. с. 39-42.

Реан А.А., Санникова М.Ю. Правовое воспитание старшеклассников: психолого-педагогические аспекты // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 260-263.

Реан А.А., Симаева И.Н. Превентивная адаптивность как новообразование личности // Российский психологический журнал. 2006. Т. 3. № 2. С. 22-34.

Конференции

Количество конференций не поддается подсчету.

Опыт работы

1979 – 1980 стажер-исследователь факультета психологии Ленинградского государственного университета

1980 – 1983 аспирант факультета психологии Ленинградского государственного университета

1983 – 1988 ассистент, доцент кафедры психологии Башкирского государственного университета

1988 – 1992 зав. лабораторией педагогической психологии, с.н.с., Всесоюзного НИИ профтеобразования, Ленинград

1992 – 1993 директор научно-внедренческого центра «Акмэ» Всесоюзной акмеологической ассоциации, Ленинград

1993 – 1997 профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета

1997 – 1997 и.о. зав. кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета

1997 – 2000 зав. кафедрой психологии и педагогики личностного развития Санкт-Петербургского государственного университета

2000 – 2002 профессор кафедры акмеологии и психологии Российской академии госслужбы при Президенте РФ

2002 – 2003 научный руководитель фонда «Развития социальных инноваций»

2003 – 2003 вице-президент фонда «Развития социальных инноваций»

2004 – 2016 профессор кафедры психологии Московского университета МВД России

2006 – н.в. Директор федерального проекта «Крепкая семья»

2016 – н.в. Главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

Бордовская нВ реан аа педагогика учебное пособие спб питер 2008

Целью Портала является предоставление доступа всем заинтересованным лицам к современным образовательным (педагогическим) е -ресурсам, концентрация новых педагогических источников в собственном образовательном депозитарии, содействие реализации интеллектуальных образовательных инвестиций в национальном социокультурном пространстве, которые осуществляются научно педагогическими учреждениями и благотворительными фондами.

Портал современных педагогических ресурсов создан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям .

Каждый из посетителей Портала может рассчитывать на информационную поддержку, которая заключается в предоставлении актуальной информации об образовательных мероприятиях и педагогических событиях в Украине, России и странах ближнего зарубежья, имеющиеся педагогические е -ресурсы (библиотеки, тематические собрания книг, энциклопедии, справочники, журналы, подборки статей, и т.п.).

Отдельное место на Портале отводится электронным периодическим изданиям, в которых могут публиковаться статьи, содержащие результаты исследований соискателей кандидатских и докторских степеней.

Самостоятельная страница Портала содержит подборку биографических эссе об известных педагогических деятелях или официальных лицах, деятельность которых повлияла на развитие отечественного образования.

На Портале также рекламируются благотворительные проекты и программы, реализуемые в национальном образовательном пространстве, а также освещается актуальная информация педагогических учреждений, методических объединений и иных образовательных структур, сотрудничающих с Порталом.

Доп.точки доступа:
Бордовский, В. А.
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Бордовский, Г. А.; Извозчиков, В. А.; Исаев, Ю. В.; Морозов, В. В.; Извозчиков, В. А. \ред.\
Экземпляры всего: 3
ЧЗ (1), АБ (2)
Свободны: ЧЗ (1), АБ (2)

Доп.точки доступа:
Реан, А. А.
Экземпляры всего: 13
ХР (5), АБ (7), АБ Д/В (1)
Свободны: ХР (5), АБ (7), АБ Д/В (1)

Доп.точки доступа:
Бордовский, Г. А. \ред.\; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Экземпляры всего: 1
ЧЗ (1)
Свободны: ЧЗ (1)

Доп.точки доступа:
Бурсиан, Э. В.
Экземпляры всего: 10
ЧЗ (2), АБ (8)
Свободны: ЧЗ (2), АБ (8)

Доп.точки доступа:
Бордовская, Н. В. \ред.\
Экземпляры всего: 3
ЧЗ (2), АБ (1)
Свободны: ЧЗ (2), АБ (1)

Доп.точки доступа:
Бордовская, Н. В. \ред.\
Экземпляры всего: 3
ЧЗ (2), АБ (1)
Свободны: ЧЗ (2), АБ (1)

Экземпляры всего: 1
Свободны: Ч/з №4 пед. и психол. лит. (1)

Доп.точки доступа:
Бордовская , Нина Валентиновна ; Розум, Сергей Иванович
Экземпляры всего: 2
Аб. №1 (2)
Свободны: Аб. №1 (2)

Доп.точки доступа:
Бордовская , Нина Валентиновна ; Розум, С. И.
Экземпляры всего: 4
Свободны: Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Ч/з №12 мед. и соц. лит. (1), Аб. №1 (1)

Доп.точки доступа:
Реан, Артур Александрович
Экземпляры всего: 1
Аб. №1 (1)
Свободны: Аб. №1 (1)

Доп.точки доступа:
Реан, Артур Александрович
Экземпляры всего: 11
Аб. №1 (11)
Свободны: Аб. №1 (11)

Доп.точки доступа:
Реан, Артур Александрович
Экземпляры всего: 1
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (1)
Свободны: Ч/з №4 пед. и психол. лит. (1)

ББК 88я73 + 74.0я73

Доп.точки доступа:
Розум, С. И.
Экземпляры всего: 10
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (8)
Свободны: Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (4)

Доп.точки доступа:
Бордовская , Нина Валентиновна ; Даринская, Л. А.; Костромина, С. Н.; Молодцова, Г. И.; Жебровская, О. О.; Розум, С. И.; Бордовская , Нина Валентиновна \ред.\
Экземпляры всего: 12
Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (10)
Свободны: Ч/з №4 пед. и психол. лит. (2), Аб. №1 (6)

  • Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2009 г. N 1101 г. Москва "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80" Документ является поправкой к Зарегистрирован в Минюсте […]
  • Приказ ФСБ РФ от 31 мая 2007 г. № 278 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха” Во исполнение пункта 3 статьи 11 […]
  • Литература для любителей самодеятельных водных путешествий Сост. В. Н. Григорьев. Водный туризм. - Москва.: Профиздат, 1990. - 304 с., ил. Книга посвящена организации и проведению водных туристских путешествий. В ней рассказывается о […]
  • Негаторный иск Собственность Право собственности и другие вещные права Приобретение и прекращение права собственности Ограниченные вещные права Земля как объект гражданских прав Право собственности на землю Право […]
  • ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 17 мая 2018 18 мая в 10.00 в Отделении ПФР по Тамбовской области (г.Тамбов, ул.Интернациональная, […]
  • Судья Корчагин Александр Юрьевич В 1992 г. окончил юридический факультет Кубанского государственного университета. В 2008 г. защитил диссертацию, имеет ученую степень доктора юридических наук, профессор. Трудовую деятельность в судебной […]
  • Закон г. Москвы от 1 марта 2017 г. N 8 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 мая 2000 года N 11 "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" и […]
  • ПРИКАЗ МВД РФ от 31.12.2009 N 1025 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ХРАНЕНИЯ ВЕЩЕЙ, ЯВИВШИХСЯ ОРУДИЯМИ СОВЕРШЕНИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ, И ДОКУМЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО ДЕЛУ ОБЕ […]

СФЕРА ПСИХОЛОГИИ

По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее логос.

Гераклит из Эфеса

«Что такое психология?» - именно так названо одно из крупных современных руководств по психологии (Годфруа Ж.,1992). В самом названии солидного учебника как бы выражается некоторое недоумение по по­воду этой загадочной и во многом противоречивой дисциплины. Человеку, впервые вступающему в пределы этой области человекознания, действительно нелегко свести в единое целое ту разнородную массу фактов, гипотез, концеп­ций, которыми наполнены статьи, учебники, руководства, монографии, научно-популярные издания по психологии, парапсихологическая литература, навод­нившая в последнее время книжные прилавки, не говоря уже о насыщенной коллизиями человеческих отношений художественной психологической прозе. Что же такое психология? Если это «наука о душе», а именно так переводит­ся с греческого данный термин, то почему сами психологи говорят об искусстве проникновения во внутренний мир другого человека? Где, собственно, она находится, эта душа, психика, почему ее не удается обнаружить при анатомическом препарировании че­ловека? Если, как установлено, психическая деятельность свя­зана с активностью мозга, то чем предмет психологии отлича­ется от предмета физиологии нервной деятельности? Если это наука о переработке информации живыми системами, то в чем ее специфика по сравнению с информатикой и кибернетикой? Если это, как утверждает одно из направлений психологии, наука о поведении, то как быть с внутренними переживаниями, ведь только они делают нашу жизнь осмысленной и богатой и, несомненно, во многом определяют наши поступки? Или если психология - наука о закономерностях, определяющих взаимоотно­шения между людьми, тогда как она соотносится с социологией? Может быть, эта наука вообще не имеет своего предмета и, подобно приживалке, постоянно гостит в чужом доме, подбирая остатки с хозяйского стола? Если это действи­тельно так, то почему она до сих пор не утратила своей самостоятельности и по­чему именно к ней за ее специфическими знаниями постоянно обращаются спе­циалисты из смежных областей - педагоги и социологи, кибернетики и медики, инженеры-разработчики сложных технических систем и философы?

Глава 1. Сфера психологии

Попытаемся разобраться в многообразии проблем, которые стоят за подоб­ными вопросами, систематизировать и упорядочить сведения, относящиеся к интересующей нас области знаний, и, обратившись к авторитетным теоретиче­ским концепциям, создать целостное представление о современном взгляде на психические явления, на их место и роль в жизнедеятельности человека.

1.1. Понятийный

и терминологический аппарат психологии

Психология - это определенный упорядоченный взгляд на события, относя­ щиеся к внутренней, ментальной, психиче­ ской, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и животных).

Современная научная психология, как и любая другая систе­матическая деятельность, представляет собой определенный этап последова­тельного развития человеческого знания. Результатом этою развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий (и не только понятий, но и норм и схем действий). Каждому из этих понятий постав­лены в более или менее однозначное соответствие определен­ные символы или слова. Необходимо отдавать себе отчет в том, что психология - это определенная культура, эффек­тивное участие в которой, т. е. понимание происходящего в ней, возможно только при овладении принятой здесь сис­темой понятий. Для «вхождения» в данную культуру или, в терминах П. Лукмана и Т. Бергера, «систему знаний как смысловой подуниверсум», необходимо овладеть терминоло­гией, значение которой разделяется поддерживающими дан­ную культуру людьми. Следует отметить, что термин «куль­тура» здесь используется в его расширенном значении, а

именно как совокупность общепринятых представлений, проявляющихся в действиях и артефактах, которые характеризуют те или иные группы людей (Шибутани Т., 1969). Психология - это определенный упорядо­ченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психиче­ской, душевной жизни человека, а также к области поведения человека (и жи­вотных). Подобное освоение специфической терминологии, связанной со спе­цифической системой понятий, неизбежно и обязательно при «вхождении» в любую культурную область с целью эффективного участия в ней. Даже для того, чтобы стать эффективным преступником и адекватно понимать происходящее в соответствующей социальной среде, человек должен овладеть определенной си­стемой понятий (значений).

При овладении понятийным и терминологическим аппаратом психологии нередко могут возникать трудности в отделении слова (имени предмета, сущно­сти) от его значения, подобные трудностям, которые испытывают дети и некото-

1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии

рые взрослые, когда им предлагают поверить в то, что связь между их личностью и их именем случайна. Эта «детская болезнь» обусловлена тем, что, оперируя специальной психологической терминологией, субъект остается в системе сти­хийно сформированных, нередко глубоко индивидуализированных значений, которые только частично пересекаются с принятыми в психологии, конвенцио­нально определенными научными понятиями. Именно с целью преодоления этой «болезни» мы будем особенно тщательно анализировать основные понятия психологии.

Трудности в овладении понятийным аппаратом психологии обусловлены не только взаимоотношениями между языком (словом) и мышлением (понятием), но и особенностями предмета психологии. В настоящее время система понятий психологии представляет собой пеструю картину, в которой нашли отражение все этапы развития этой науки - донаучный, философский и собственно науч­ный,

Здесь слово «донаучный» означает не только «хронологически наиболее ран­ний», но и «повседневный», «берущий свое начало в повседневной практичес­кой деятельности и общении людей». Это - психология, которую, по меткому определению Пьера Жане, народ создает еще до психологов, психология, в кото­рой знание и деятельность слиты воедино, обусловленные необходимостью по­нимать другого человека в процессе совместного труда, необходимостью пра­вильно реагировать на его действия и поступки (Роговин М. С., 1969). Этот по­вседневный опыт понимания другого, классифицированный и поименованный, входит составной частью в понятийный аппарат психологии, где он играет роль неисчерпаемого источника рабочих психологических гипотез и в то же время является основой для проверки научных концепций.

Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получают дальнейшее развитие в форме философского осмысления наблюдаемых психи­ческих явлений и формулирования наиболее общих законов и предположений. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естествен­ные науки не достигли соответствующего уровня развития, психология только и могла развиваться в рамках философии с ее абстракно-логическим методом объяснения явлений, в том числе и психических. В рамках отдельных философ­ских систем сформировались и утвердились многие представления и понятия, описывающие сущность и функции элементов душевной жизни и души в целом и ставшие базовыми для психологии. Это принцип единой основы природных и Душевных явлений (Демокрит, Б. Спиноза), идея о двойственной природе чело­века как сознающей и материальной субстанции (Р. Декарт), представление об ассоциативном механизме мышления (Аристотель и многие философы нового времени), учение о воле (А. Шопенгауэр), о бессознательном (Э. Гартман) и многие другие концепции и понятия.

Как и всякая наука, научная психология, отличается от донаучной стремле­нием к строгому определению понятий, использованию экспериментального метода для вскрытия закономерных связей между наблюдаемыми явлениями, применением строгих математических процедур для оценки событий и обработ­ки полученных данных. Именно с помощью организованных научных исследо­ваний выявлены закономерности, которые были скрыты от повседневного на-

Педагогика - Учебник для вузов (Н. В. Бордовская, А.А.Реан)

Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк истории, теории и практики педагогики, написанный ведущими петербургскими специалистами по педагогике и педагогической психологии.

Читатель узнает об основных этапах становления и новейших достижениях педагогики, о структуре мирового образовательного пространства, о разнообразии форм и направлений современной педагогической деятельности. Значительное место в учебнике отведено анализу трудных педагогический ситуаций. Этот раздел поможет будущему профессионалу научиться активно использовать их воспитательный и обучающий потенциал, применять на практике современные психологические знания.

ВВЕДЕНИЕ 6

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? 10

ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 10

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 15

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 20

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ 28

Вопросы и задания для самоконтроля 30

Глава II. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 31

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ 31

Цели воспитания и самовоспитания 31

Воспитание как процесс 32

СПОСОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 39

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ 43

МОДЕЛИ И СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ 47

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 54

История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества 58

Глава III. ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА 59

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ 59

Образование как система и процесс 64

Модели образования 66

Возрастная динамика развития человека в процессе образования 74

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 81

Закономерности обучения 83

Виды и стили обучения 86

Образовательные технологии 93

Типы организации социальных отношений в процессе обучения 93

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ 95

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ 99

Глава IV. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 104

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 104

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 117

Некоторые наиболее известные в мире «новые школы» XX столетия 119

Инновации в высшей школе 121

СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 124

Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 135

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 135

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ 144

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 151

ПОЗНАНИЕ ПЕДАГОГОМ УЧАЩИХСЯ 155

Глава VI. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 162

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 162

СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ 166

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 175

Что такое мотивация? 175

Как мотивация влияет на успешность учебной деятельности 176

Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи 178

Профессиональная мотивация 181

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ 192

Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 198

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ 198

Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников 199

Задачи по изменению отношения к учебе 200

Задачи по педагогической диагностике 201

Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия 204

Задачи на применение метода “ пример” 204

Задачи на выбор способа поведения 206

Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 207

Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» 208

Задача на выбор варианта ответа 210

Задачи на переориентацию 211

Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта 213

Задача на усиление внимательности и самоконтроля 214

Задача на рост самостоятельности 214

Задачи на проявление и развитие творчества 215

Проблемные задачи 217

Задача на педагогическое стимулирование 217

Задачи самовоспитания 218

Задача на стимулирование к самовоспитанию 220

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ 221

Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений 221

Ситуации самооценки 225

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении 227

Ситуации пренебрежения и неуважения других 227

Ситуация выбора профессии 228

Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам 229

Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов 230

Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий 231

Ситуация стимулирования к самовоспитанию 234

Ситуация стимулирования ко лжи 235

Ситуация молчаливого одобрения 236

Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий 237

Ситуация выбора, приводящего к неудаче 237

Ситуация выбора критериев оценки труда педагога 238

Ситуации предъявления требований 238

Ситуации предъявления требования-унижения 240

Ситуация приведения примера 241

Ситуации обвинения - ощущения несчастья 242

Ситуации доверия-лжи 243

Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины 244

Ситуации подчинения и влияния среды 245

Ситуация проявления ответственности 246

Ситуации убеждения 247

Ситуации риска 247

Ситуации оказания помощи 249

Ситуация взаимопомощи 251

Ситуация критики 252

Ситуация принятия твердого решения «здесь и сейчас» (проявления чувства самообладания) 253

Ситуация самовыражения 253

Ситуации выражения своего отношения к человеку 254

Ситуация расхолаживания и дезорганизации 256

Тренинговая ситуация - правильно вести диалог и понимать партнера 257

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ 257

Диагностика направленности личности 257

Диагностика профессиональной направленности личности 262

Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) 267

Изучение самооценки личности 269

Диагностика и тренинг педагогической проницательности 272

Тест «Транзактный анализ общения» 274

Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) 275

Методика диагностики социально-психологического климата коллектива 277

Тест «Восприятие индивидом группы» 281

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга обращена ко всем, кто хочет быть в курсе основных педагогических проблем и способов их решения в мировой и отечественной науке и практике.

Наш читатель сможет получить не только совокупность сведений по проблемам обучения, образования и воспитания, но и представление о трактовке этих проблем в разных странах, эпохах и цивилизациях.

Работая над содержанием книги, авторы придерживались культурно - цивилизационной концентрации педагогического знания и опыта, учитывая многообразие педагогических ориентиров современного человека в решении кардинальных проблем нашего времени. Главная идея книги состоит в том, что педагогика, как всякая развивающаяся наука, постоянно пересматривает и расширяет аспекты понимания своих основных категорий, а на практике непрерывно обогащается опытом воспитания и обучения в силу безграничности и многогранности педагогического творчества. Расширяя границы традиционной педагогики, авторы использовали при подготовки текста современные исторические данные, результаты научных изысканий педагогов и психологов, а также мировой и отечественный инновационный педагогический опыт. Поэтому заинтересованный читатель может погрузиться в многообразие смыслового поля педагогики и ее назначения.

Данное издание в какой-то мере энциклопедично, а значит, будет полезно широкому кругу читателей ѕ от педагогов- профессионалов, студентов высших учебных заведений до школьников и их родителей. В нем не только представлены различные направления педагогической науки и практики, но затрагиваются и социально – педагогические проблемы, с которыми сталкиваются как дети так и взрослые. В книге не только рассматриваются традиционные проблемы обучения, воспитания и образования в достаточно богатом содержательно-смысловом многообразии, но и определяются педагогические ориентиры для современного человека, выбирающего способ взаимодействия с людьми в тех или иных условиях ѕ в семье, на производстве, в школе или вузе, на улице или в компании сверстников.

Таким образом, книга предназначена не только для тех, кто решил стать педагогом (хотя это не исключается), сколько для широкого круга читателей независимо от их профессии и рода деятельности. Она будет полезна тому, кто сам стремиться стать воспитанным и образованным человеком и имеет желание оказывать помощь в этом сложном процессе другим людям.

Знание основ, “азов” педагогики, изложенных в данной книге, может пригодиться читателю также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы воздействия на себя и на других в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей, а возможно, и к педагогической деятельности. В связи с этим мы пытались сделать книгу как можно более до-ступной, привлекательной и полезной как по содержанию, так и по стилю изложения мате-риала.

Правомерно ли вводить непрофессионала в мир педагогической науки и проблем обра-зования или воспитания? Не приведет ли такой подход к сомнениям и путанице? Мы наде-емся, что нет. И вот почему. Во-первых, сфера воспитания и образования, являясь приори-тетной в развитии личности, общества и государства, всегда вызывала широкий интерес практически у каждого человека. Да и вообще, независимо от образования любой человек, как известно, все равно считает себя специалистом в педагогике (так же как, впрочем, в политике и в медицине). Во-вторых, издание в большей мере все же ориентировано на сту-денчество. А, как известно, главное назначение высшего образования - становление сту-дента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятель-ным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и приклад-ных, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Во всем мире разработкой направлений и стратегических ориентиров в развитии таких сфер, как обра-зование и воспитание, занимаются не только психологи и педагоги, но и экономисты, поли-тики, юристы, социологи и многие другие специалисты. Более того, при всем многообра-зии современных образовательных доктрин, стратегий, систем и технологий весьма опас-но было бы выделять только инвариантные или универсальные, ибо педагогическое творчество и инновационная деятельность непрерывно «подпитывают», обогащают и по-рой «расшатывают» (как видно из истории) устоявшиеся идеи или модели, динамизируя и развивая их. Насколько многогранен мир, настолько разнообразна и педагогическая тра-диция. Но при этом в процессе духовной интеграции различных человеческих сообществ в едином мировом образовательном пространстве не прекращается целенаправленный по-иск общих идей и образовательно-воспитательных стратегий. А это, соответственно, отра-жается и на развитии собственно педагогической науки - уточняются и обогащаются смыслы и содержание основных категорий, принципов и закономерностей в обучении и воспитании, педагогических методов и технологий.

Данная книга не является вместилищем непререкаемой истины, это, скорее, попытка широкого обсуждения и разного истолкования базовых данных педагогики в системе человекознания. Показывая, насколько разнообразны подходы, тенденции, стили и модели в педагогической науке и практике, мы не присоединяемся ни к одному течению или направ-лению, подчеркивая наличие разных путей развития педагогических идей. Это дает воз-можность преподавателю, читающему курс «Педагогики» в вузе, расставлять акценты в соответствии с собственными взглядами и выбирать по своему вкусу примеры из достаточ-но насыщенного и богатого фактурой «Практикума». Таким образом, предлагаемая книга не вписывается в жанр «рецептурных» пособий и не претендует на безапелляционно-кон-цептуальное построение курса в логике представленных глав (они могут быть в авторском курсе прочитаны в другой последовательности). Это попытка «возвысить» читателя до уровня проблемно-педагогического мышления, ввести его в круг важнейших педагогиче-ских проблем и задач, побудить к самостоятельным размышлениям и поискам специаль-ной литературы (если возникнет особый интерес) для более углубленного осмысления путей решения весьма непростых проблем воспитания и обучения человека.

Можно сказать, что материал пособия максимально депрофессионализирован. Это очень важное отличие данной книги от всех предыдущих «педагогик», адресованных, как правило, только преподавателям и студентам педагогических учебных заведений. При ее составлении тщательно отбирались именно те материалы, та информация, которые жиз-ненно необходимы каждому образованному и культурному человеку, живущему в совре-менном многомерном и разнообразном мире, с разными культурно-воспитательными и об-разовательными традициями, в стране, уверенно входящей в мировое образовательное пространство. Специфика авторского замысла, сверхзадача и особенность данной книги состоит в попытке интеграции общей, социальной и сравнительной педагогики, дидактики и педагогической психологии, истории образования и воспитания, а также в том, что мы пытались максимально расширить читательскую аудиторию.

Авторы старались не перегружать главы материалом, стремясь выделить важнейшие понятия, педагогические явления и феномены, сделав изложение как можно более доступ-ным и логически последовательным. В структурировании содержания в основном исполь-зовался дедуктивный подход, позволивший идти от общих посылок к прикладному и прак-тическому материалу. Поэтому каждая глава включает как теоретический, так и практи-ческий материал, обогащенный примерами и педагогическими фактами. Многочисленные прикладные материалы, как включенные в текст, так и собранные в специальной главе (гл. VII), ориентируют читателя не столько на получение готовых рекомендаций, сколько главным образом на анализ процессов обучения-самообразования в школе и вузе, жизнен-ной практики воспитания и самовоспитания.

В рамках единого подхода в учебник вошли материалы, которые посвящены предмету и смысловому полю педагогики, воспитанию и образованию человека в контексте истории и современности, актуальным педагогическим задачам и ситуациям (написанные проф. Н. В. Бордовской), профессионально-педагогической деятельности, педагогическо-му общению, личности учащегося в педагогическом процессе, развитию и социализации личности в семье и психолого-педагогической диагностике (написанные членом-корреспон-дентом РАО, проф. А. А. Реаном).

Все разделы глав завершаются резюме и вопросниками. Мы считаем важным наличие вопросника после каждого раздела для контроля и самоконтроля процесса понимания и степени освоения предлагаемого материала.

Книга состоит из семи глав.

Первая глава поможет сориентироваться в том, что такое педагогика. Здесь показано разнообразие значений и смыслов этого понятия, уточняется место педагогики в системе человекознания в процессе ее интеграции с другими науками о человеке, раскрывается диалектика развития педагогики и ее полисистемное начало.

Вторая и третья главы нацелены на освещение основных педагогических категорий - воспитание (вторая глава) и образование (третья глава). Дается понимание сущности этих категорий и раскрывается их роль в развитии личности и становлении человека.

Вторая глава посвящена проблемам воспитания человека в широком культурно-исто-рическом контексте. Главное внимание уделяется приоритетным ценностным и целевым ориентирам в воспитании и самовоспитании человека, способам воспитательного воздей-ствия на человека, стилям и видам воспитания в мировой и отечественной практике. Пред-ставлено накопившееся в мировом опыте многообразие воспитательных традиций и воспи-тательных стратегий, методов воспитания и способов человеческого взаимодействия.

В третьей главе раскрывается феномен образования как социального явления, как про-цесса обучения и воспитания, как образовательной системы. Уточняется характер взаимо-связи образования и культуры, образования и самообразования, отмечается особенность образования как оптимального способа вхождения человека в мир науки и культуры. Чи-татель узнает о разнообразных видах и способах получения образования в современном мире, о проблемах дидактики средней и высшей школы, о разных типах и стилях обучения.

Мы надеемся, что достаточно широкая и глубокая информированность по проблемам воспитания и образования позволит нашим читателям оценить достоинства и недостатки той или иной образовательной или воспитательной модели, стратегии обучения или вос-питания, в рамках которой он получал образование в школе или вузе. С учетом перспектив в будущем наши читатели смогут более компетентно оказывать помощь своим детям в вы-боре школы или высшего учебного заведения у нас, в России, или за рубежом.

В четвертой главе большое внимание уделено культурно-историческим истокам разви-тия школы и вуза, показаны особенности и общие черты в образовательных инновациях разных стран, а также характеризуются тенденции развития единого мирового образова-тельного пространства. В этой главе читатель приобщится к ценностям и тенденциям раз-вития образования в современном мире.

Пятая глава посвящена рассмотрению сущности, структуры и закономерностям про-фессионально-педагогической деятельности. Особое внимание уделяется педагогическо-му общению и психологическим особенностям различных стилей педагогического руко-водства. Мы также сочли необходимым рассмотреть в этой главе и такие оригинальные (по крайней мере, не вполне традиционные для учебников по педагогике) вопросы, как пе-дагогическая социальная перцепция, то есть вопросы восприятия и понимания педагогом личности учащихся. Большинство разделов данной главы содержат не только теоретиче-ский, но и большой фактический материал, а также описание различных психолого-педа-гогических экспериментов.

В шестой главе центром внимания становится личность учащегося. Рассматривается феномен социальной зрелости личности, сущность и проявление таких качеств зрелой лич-ности, как ответственность, автономность, терпимость, потребность в саморазвитии и дру-гие. Мы обратились здесь не только к проблемам развития личности в образовательных системах, но и к вопросам развития и социализации личности в семье. Большое внимание уделено в этой главе мотивации учения, поведения и выбора профессии. Мы думаем, что это центральные вопросы, и потому уделили им здесь очень много внимания, может быть, даже непропорционально много, в сравнении с другими разделами этой главы. Однако, как заметил один остроумный человек, для успешного учения нужны три вещи: мотивация, мотивация и мотивация.

Седьмая глава представляет собой «Практикум», который может быть использован в групповой и индивидуальной работе со студентами на семинарских занятиях. Здесь пред-ложены методики, задачи и ситуации, требующие в процессе работы с ними применения комплекса психолого-педагогических знаний и умений. Материал позволит осознать мно-гообразие способов решения педагогических задач и возможностей выхода человека из ситуации, имеющей педагогическое значение. Педагогическое воздействие не может быть эффективным, несмотря ни на какие новомодные и оригинальные методы и методики, если это «воздействие вообще», абстрактное и не индивидуальное. Индивидуализация педаго-гических воздействий и педагогического общения требует предварительного адекватного изучения ребенка, подростка, юноши как личности и как субъекта деятельности. Поэтому в нашей книге, и именно в этой главе, уделено значительное внимание методикам психоло-го-педагогической диагностики.

Настоящая книга была задумана как попытка удовлетворить любознательность студен-тов, которые могут почерпнуть в ней сведения о путях и способах воспитания человека, о видах и типах получения образования в мире, об основах и особенностях обучения в шко-ле и вузе. Таким образом, молодые люди приобщатся к элементам педагогической культу-ры как составляющей общей культуры будущего специалиста в рамках реализации госу-дарственного образовательного стандарта современного высшего учебного заведения.

Пособие может служить основой в работе преподавателей высших учебных заведений, пробуждая интерес к проблемам и характеру обучения, получения образования и поиска эффективных способов работы над собой на пути личностного и профессионального ста-новления и совершенствования.

Мы надеемся, что данная книга будет также способствовать укреплению позиций педа-гогики в общей системе подготовки человека к гуманному и компетентному решению жиз-ненно важных задач в системе «человек-человек».



1.1. Понятийный и терминологический аппарат психологии
1.2. Специфический характер психологических феноменов
1.3. Определение психики
1.4. Определение предмета психологии
1.5. Виды и способы получения психологического знания
Резюме

2.1. Организм и психика
2.2. Мозг и психика
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

3.1. Ощущение
3.2. Восприятие
3.3. Мышление
3.4. Память
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

4.1. Категория сознания в психологии
4.2. Категория значения и сознание
4.3. Гипотеза лингвистической относительности
4.4. Развитие индивидуального сознания
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

5.1. Определение эмоций
5.2. Двойственная природа эмоций
5.3. Формы эмоций
5.4. Функции эмоций
5.5. Классификация эмоций
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

6.1. Понятие «личность»
6.2. Социализация личности
6.3. Я-концепция личности
6.4. Социальная зрелость личности
6.5. Некоторые модели личности
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

7.1. Мотивация в структуре личности
7.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи
7.3. Профессиональная мотивация
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

8.1. Понятие о характере
8.2. Акцентуации характера
8.3. Типы акцентуаций
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

9.1. Категория деятельности в психологии
9.2. Макроструктура деятельности
9.3. Внутренняя структура деятельности
9.4. Деятельность и способности
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

Литература к разделу «Психология»

11.1. Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития
11.2. Педагогическая практика
11.3. Педагогика как наука
11.4. Общекультурное значение педагогики
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

12.1. Человек как предмет воспитания
12.2. Способы воспитательного воздействия на человека
12.3. Типы воспитания
12.4. Модели и стили воспитания
12.5. Поликультурное воспитание. Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

13.1. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
13.2. Образование как система и процесс
13.3. Характеристика процесса обучения
13.4. Формы организации обучения в школе и вузе
13.5. Дидактические теории и концепции
13.6. История и современность
13.7. Современное мировое образовательное пространство
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

14.1. Сущность и структура педагогической деятельности
14.2. Педагогическое общение
14.3. Стили педагогического руководства
14.4. Познание личности учащихся
Резюме
Вопросы и задания для самоконтроля

15.1. Образовательные системы и развитие личности
15.2. Мотивация учения и выбора профессии
15.3. Автономность - зависимость личности в учебной деятельности
15.4. Развитие и социализация личности в семье
Вопросы и задания для самоконтроля

16.1. Педагогические задачи
16.2. Педагогические ситуации

17.1. Диагностика направленности личности
17.2. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
17.3. Изучение самооценки личности
17. 4. Диагностика и тренинг педагогической проницательности
17.5. Тест «Транзактный анализ общения»
17.6. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас)
17.7. Методика диагностики социально-психологического климата коллектива
17.8. Тест «Восприятие индивидом группы»

Литература к разделу «Педагогика»