Происхождение собак, японские аборигены акита и сиба-ину. Какими особенностями обладают примитивные породы в сравнении с заводскими

Термин «примитивные» в приложении к небольшой группе собак, которые происходят от волка индийских равнин Canis lupus Pallipes) достаточно произволен. Некоторые члены этой группы, такие как динго и новогвинейская поющая собака, дейст вительно примитивны в том отношении, что они находятся на ранней стадии одомашнивания или их одомашнивание, возможно, остановилось. Другие, такие как мексиканские голые собачки и басенджи, хотя и происходят от тех же предков, сильно изменились в результате вмешательства людей в их разведение.

ПЕРВЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

Специалисты убеждены, что бродячие группы людей вышли из Юго-Западной Азии между 10 ООО и 15 ООО лет назад, и их сопровождали собаки-парии. Эти - животные попали на Средний Восток и в Северную Африку по меньшей мере 5000 лет назад благодаря миграции и торговле. Изображения представителя наиболее древней из зафиксированных пород — фараоновой собаки — украшают гробницы древнеегипетских фараонов. Эта собака, возможно, была потомком животного, известного как «финикийская собака» — финикийцы торговали собаками по всему Средиземноморью, внедряя породы, которые теперь называются ханаанскими собаками, чирнеко дель Этна и ивисскими собаками.

РАННЯЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Впоследствии собаки оказались в самом сердце Африки, и, хотя басенджи — единственная примитивная африканская порода, официально признанная сегодня, до недавних времен существовало много других подобных пород. В Западной Африке появилась либерийская собака — похожая на терьера, маленькая, аккуратная, с коричнево-рыжей шерстью; в Кении восточно-африканская собака — более крупное животное с мощной мордой — нашла себе место как падалыцик и спутник охотника. Собаки багрими, подобного же размера и вида, отличались пестрым окрасом, а собака банту, использовавшаяся для охоты и охраны, была гораздо изящнее, с заостренной мордой. В Южной Африке маленькая, но мощная, с квадратной мордой, палевая собака зулусов также исполняла роль охранника и помогала охотникам. В Заире пигмеи держали длинноголовых, остроухих лесных собак, а готтентотов сопровождали животные типа шпица, с пушистыми хвостами. Похожая на лисицу кабиле, или дуар, охраняла стада и людей, в то время как собака баганда, длинноногая, с завернутым в колечко хвостом, служила для охоты в стае. Все эти родственные породы существовали в чистом виде вплоть до XX в.

В то время как одни собаки-парии мигрировали к западу, другие сопровождали людей в путешествии на восток. Многие из них последовали за людьми, которые пересекли перешеек на месте теперешнего Берингова пролива и перебрались в Америку Некоторые из этих азиатских собак-парий смешались с североамериканскими волками, однако материалы археологических раскопок свидетельствуют, что чистопородные собаки, явно схожие с динго, сначала распространились на юго-запад Северной Америки (территория нынешнего штата Аризона), а потом на юго-восток, в современные Джорджию и Южную Каролину. Канадская талтанская медвежья собака, возможно, являлась звеном этой цепи. То же можно сказать и о вымершей кентуккийской «собаке раковинных куч» и «собаке корзинщиков». Происхождение центрально- и южноамериканских пород, видимо, так и останется загадкой. Туземные собаки Мексики и Перу вполне могут быть безволосыми потомками азиатских собак-парий, которые попали дальше на юг посредством миграции и торговли. Точно так же вероятно, что они — более поздние потомки африканских собак-парий, привезенных в Центральную и Южную Америку европейскими торговцами. Если дело обстоит именно так, то тогда мексиканская голая собака и перуанская орхидея инков находятся в более близком родстве с африканскими басенджи, чем с каролинской собакой.

АВСТРАЛИЙСКИЕ ПОРОДЫ

ЕСТЕСТВЕННАЯ СЕЛЕКЦИЯ

Эволюция примитивных собак до некоторой степени подразумевала их самоодомашнивание. Сложные экологические условия заставляли людей направлять отбор в сторону малых размеров животных, и поэтому примитивные собаки не столь велики, как их предки — индийские волки. Когда число собак вокруг человеческих жилищ возрастало, то у маленьких особей, которые нуждались в меньшем количестве еды, было больше шансов на выживание. Эволюционные изменения происходят гораздо быстрее, чем считалось раньше; так же обстоит дело и со скоростью колонизации видами животных новых земель. Лисам понадобилось лишь 130 лет, чтобы расселиться из Виктории на юге Австралии до самых гор Кимберли на севере. Возможно, динго понадобилось менее 500 лет, чтобы освоить весь континент.

За исключением динго и новогвинейской поющей собаки, парии довольно легко усваивают начальный курс дрессировки. Они всегда настороже и могут казаться несколько индифферентными. Некоторые породы остановились на ранней стадии человеческого вмешательства, и у них отсутствуют признаки, появившиеся в результате селекции, такие как острое чутье, сила или дружелюбный, общительный характер.

ИВИССКАЯ СОБАКА

В Египте были обнаружены изображения пятитысячелетней давности животных, которые почти не отличаются от ивисских собак.

МИНИАТЮРНАЯ МЕКСИКАНСКАЯ ГОЛАЯ СОБАКА

Один из трех официально признанных размеров мексиканской голой собаки, которая бывает также меньше, той, и крупнее (стандартные разновидности).

ЧИРНЕКО ДЕЛЬ ЭТНА

Хотя чирнеко меньше по размеру, чем фараонова и ивисская собаки, он также происходит от примитивных азиатских собак, которыми торговали по всему Средиземноморью.

ПЕРУАНСКАЯ ОРХИДЕЯ ИНКОВ

Возможно, эта порода происходит от азиатских собак, привезенных в Америку 12 ООО лет назад, хотя она может быть и более недавнего, африканского происхождения.

ХАНААНСКАЯ СОБАКА

Этот крепкий пес средних размеров происходит от собак-парий Среднего Востока.

ЖЕСТКОШЕРСТНАЯ СРЕДНЯЯ ПОРТУГАЛЬСКАЯ ГОНЧАЯ

Одна из трех португальских гонч их, медиу, гораздо меньше, чем стандартный поденгу (таким он был вначале). Малый размер медиу позволил ему выжить в трудных условиях.

БАСЕНДЖИ

Басенджи единственная примитивная африканская собака, которая получ ила широкую популярность вне своей родины. Так же, как у волка и динго, течка у басенджи бывает лишь раз в году.

МЕКСИКАНСКАЯ ГОЛАЯ СОБАКА (ТОЙ)

Той самая маленькая из трех разновидностей мексиканской голой собаки, а также самая нежная. Даже его шерстистые особи очень подвержены переохлаждению, особенно в северных странах.

ФАРАОНОВА СОБАКА

Поразительно похожую на египетского бога-шакала Анубиса фараонову собаку продолжали разводить в изоляции на Мальте, пока европейские заводчики не открыли ее в 1960-х гг.

НОВОГВИНЕЙСКАЯ ПОЮЩАЯ СОБАКА

Родина этой собаки Новая Гвинея, хотя исследования археологов свидетельствуют, что она прибыла на этот остров только 2000 лет назад.

ГЛАДКОШЕРСТНАЯ МАЛАЯ ПОРТУГАЛЬСКАЯ ГОНЧАЯ

Собаки этой породы карликовой разновидности древнего примитивного поденгу — настоящие мастера-крысоловы.

  • РН МКФ - 43.
  • Высота в холке: желательно кобели - 43,2 см, суки - 40,6 см. Вес: желательно кобели 11 кг, суки 9,5 кг.
  • Окрас: черно-белый, рыже-белый, тигровый, черно-белый с подпалом.
  • Родина: Великобритания (Центральная Африка, Конго).
  • Примитивная домашняя собака. Она незаменимый помощник на охоте, где работает в своре, загоняя дичь в сети. Басенджи не лает, а свои ощущения выражает рычанием, горловыми звуками и коротким «пфф». От собаки не исходит никакого запаха. Это умная, способная, всегда веселая, но не надоедливая собака. Требует к себе хорошего отношения и понимания, не терпит грубости.

Мексиканская голая собака / Ксолоицкуинтли

  • РН МКФ - 234
  • Разновидность: стандартная, средняя, миниатюрная.
  • Высота в холке: стандартный 46-59 см, средний 36-45 см, миниатюрный - до 35 см. Вес стандартный 11-18 кг, средний 7-14 кг, миниатюрный 2-7 кг.
  • Окрас: черный, антрацитовый, серый, печеночный, бронзовый, розовый или шоколадный, золотисто-желтый, пятна допускаются.
  • Родина: Мексика.
  • Идеальная домашняя собака. Они подвижны, спортивны и выносливы. Собаки этой породы радостные и разумные, беззаветно преданы своим хозяевам, легко поддаются воспитанию. Всегда внимательны, готовы защитить, к чужим равнодушны или дружелюбны, но без агрессии и трусости. Это элегантные собаки двух видов - «бесшерстный» и «шерстяной».

  • РН МКФ - 310.
  • Разновидность: малая, средняя, большая.
  • Высота в холке/вес: малая - 25-40 см/4-8 кг; средняя - 40-50 см/8-12 кг; большая - 50-65 см/12-23 кг.
  • Окрас: черный, графитово-черный, серовато и синевато-черный, любой оттенок серого, от темного до светлого розовато-желтого с пигментированными (розовыми) пятнами или без них.
  • Родина: Перу.
  • Это живая, добрая собака, которая не любит чужих, очень хорошо сложена, любящая бегать, бдительная, готовая к обороне, любимец семьи. Раньше этих собак называли «лунный цветок орхидеи инков» и они были священными.

  • РН МКФ - 248.
  • Высота в холке: кобели - желательно 56 см, суки - желательно 53 см. Вес 18-27 кг.
  • Окрас: насыщенный коричневый с белыми отметинами или без них.
  • Родина: Мальта.
  • Хорошая охотничья собака и в то же время семейная. Собака-компаньон. Обладает своенравным характером, живая, зачастую шумная, бдительная. Привязана к своим, к чужим относится настороженно. Очень чистоплотная.
ПРИМИТИВНЫЕ ПОРОДЫ СОБАК.

Примитивные аборигенные собаки сильно отличаются от собак заводских пород, потому что они сформировались в результате естественного отбора в условиях свободной жизни и тесного взаимодействия с людьми. Каждая из них является уникальным произведением природы, временных рамок и ареала, и наиболее похожи на зоологические подвиды. В то же время они исторически связаны с этническими группами и культурами.

Термин «примитивный» иногда оспаривается, как неподходящий и унижающий аборигенных собак. Слово «примитивный» в контексте собак означает естественный, функционально обоснованный и неискаженный по внешнему виду, поведению и здоровью. Еще одна причина для такого названия аборигенных пород связана с их свободным, неконтролируемым образом жизни в странах их происхождения.

Диапазон изменения внешнего вида у аборигенных собак не так широк, как у культурных. В целом, разнообразие аборигенных собак увеличивается с севера на юг, наряду с увеличением разнообразия дикой фауны. Это также свидетельствует об их происхождении в процессе эволюции. Таким образом ездовые собаки зоны полярной пустыни очень схожи везде вокруг их ареала в приполярной зоне. Чуть далее на юг, в тундровой зоне, аборигенные собаки становятся более разнообразными из-за наличия ездовых собак, оленных пастушьих собак и некоторых охотничьих лаек. Еще дальше на юг, в зону бореальных лесов, охотничьи лайки северо-восточной Европы и Сибири еще более разнообразны по размерам и строению. Они представляют собой десятки пород и подпород, связанных с этническими народами северо-восточной Европы и Сибири. Далее к югу, в пустыни, горы, субтропические и тропические ландшафты Евразии и Африки, разнообразие среди аборигенных собак становится максимальным: дингоподобные дикие собаки, похожие на охотничьих лаек разных размеров, собаки для охоты по-зрячему нескольких типов и собаки для охраны скота. Во многих районах сосуществуют несколько видов аборигенных собак различного назначения.

Подобное увеличение вариаций с севера на юг можно проследить и у вымерших аборигенных собак Америк. Аборигенные собаки, найдены на малых островах Тихого океана похожи на собак ближайших крупных островов и континентов. Многие из них вымерли, некоторые почти исчезли, а некоторые все еще существуют в разной степени метизации с привозными собаками. Например, новогвинейская пастушья собака - островная форма динго, ныне вымершая, сохранилась в неволе. Так называемый теломиан - еще один представитель дингоподобных островных собак. В Индонезии существуют несколько не признанных, но на самом деле дингообразных аборигенных собак. Их можно увидеть на снимках, сделанных путешественниками.

Некоторые вариации могут иметь признаки генетического загрязнения, но изменчивость внешнего вида любой примитивной породы в ее подлинном состоянии намного превышает те рамки, которые считаются приемлимыми для шоу-пород. Когда аборигенную породу решают вести как чистокровную, чтобы «спасти от вымирания», неоднократно повторяют одну и ту же ошибку: выбирается единственный тип, который, как кажется, встречается наиболее часто, а остальные вариации отбрасываются. Например, все охотничьи лайки определяемые как чистокровные должны иметь закрученный кольцом хвост и высоко посаженные стоячие уши. Среди аборигенных предков лаек даже в пределах одной этнической группы эти черты более разнообразны. Хвост может опущен вниз и иметь серповидную форму, уши могут быть высоко и низко посаженные, с закругленными или заостренными кончиками и т.д. Местное население не заботится о деталях внешнего вида своих собак, но уделяют гораздо больше внимания их рабочим качествам. В каждом сообществе вариативность особей поддерживается за счет обмена собаками во время путешествий и торговли. Поэтому аборигенные собаки стойбищ и деревень имеют менее однородный внешний вид, чем современные породистые собаки.

Примитивные аборигенные собаки отличаются от культурных пород способностью переходить к дикой жизни по крайней мере в наиболее благоприятное время для размножения и для успешного выращивания щенков. Репродуктивная биология аборигенных собак варьирует в зависимости от географического расположения, и зависит от их образа жизни и окружающей обстановки. У австралийских динго и дингоподобных собак Юго-Восточной Азии, Индии и Африки период размножения имеет сезонность, связанную с наиболее благоприятным временем для выкармливания щенков. Суки достигают половой зрелости достаточно поздно - к 1-2 годам - имеют одну течку в год, рожают относительно некрупные пометы (от 1 до 7 щенков), и могут размножаться без защиты и помощи людей. Тем не менее даже дикие собаки отличаются от волков, не имея жестких связей внутри стаи. Все половозрелые собаки могут пытаться размножаться. Суки северных ездовых собак имеют 2 течки в год. Охотничьи лайки имеют одну течку в год, обычно в феврале-марте, как волки. Другие лайки имеют одну течку в год независимо от времени года, а некоторые - две течки. Суки собак, охраняющих скот, в Центральной Азии и суки аборигенных борзых, таких, как салюки и тайганы, имеют одну течку в год. Суки собак, охраняющих овец, и борзые в странах их происхождения способны делать свои собственные логова для щенения и выращивать щенков, охотясь на мелких млекопитающих, без помощи людей. Австралийские динго стали удивительно приспособленными к жизни в пустыне и могут выращивать щенков вдалеке от воды, так как мать приносит воду и отрыгивает ее в рты щенкам. В сообществах динго отец и живущие с ними более старшие братья и сестры будут помогать в уходе за щенками. Затем старшее поколение потомков будут изгнаны с территории, а другие потомки затем могут остаться с родителями и помочь вырастить следующий помет. Есть данные, что у диких аборигенных собак Индии и Ближнего Востока оба родителя остаются вместе, и кобели также помогают выкармливать и защищать щенков. У специализированных пород, живущих в тесных отношениях с людьми, роль отца в уходе за щенками постепенно отпала, эта функция перешла к владельцам-людям. Тем не менее даже среди более домашних собак, когда они имеют достаточно свободы и время для размножения, некоторые кобели занимаются воспитанием щенков, например, принося куски мяса для матери и щенков.

Примитивные аборигенные собаки чутко реагируют на изменения окружающей среды. Это адаптация для выживания. Они независимы, свободолюбивы, несколько диковаты и необычайно осторожны. Их поведение разборчивое и твердое в отношениях с другими собаками и людьми, или при выборе партнера для спаривания, а также при защите своей территории. Привязанность к определенной территории и людям происходит естественно в щенячьем возрасте, и становится важной частью «рабочей среды». Если собака работает в своей домашней обстановке, она легко разучивает и слушается голосовых команд и жестов, если они соответствуют ее природным задаткам и склонностям, таким, как тянуть упряжку, охранять скот и т.д. Если же им нужно работать в новых условиях, находящихся далеко от дома, им нужно некоторое время для адаптации. Дрессировщики, привыкшие иметь дело с культурными породами, находят аборигенных собак ужасно непослушными, невнимательными и с отсутствием интереса к изучению простых задач. Такая собака скорее всего создает впечатление бестолковой, чтобы справиться с какой-нибудь работой. Это может быть абсолютной правдой, если эта работа требует тесного контакта с человеком и немедленной реакции в ответ на его команды в среде, наполненной необычными искусственными объектами.

Основные элементы рабочего поведения в каждой породе удивительно постоянны, вариативность практически отсутствует. На самом деле это определяющая черта каждой рабочей аборигенной породы. Функция стоит на первом месте, и внешний вид определяется функцией. Все аборигенные борзые будут преследовать и ловить зайцев и лис. Все собаки, охраняющие скот, будут оставаться со стадом и нападать на бродячих собак и диких хищников для защиты стада. Точно также оленные собаки будут находиться со своим стадом оленей и предотвращать их побеги, ища и возвращая отставших животных, и защищая их от хищников. Все охотничьи породы лаек будут искать белок и другую мелкую дичь и лаять у основания дерева на добычу. Все ездовые собаки тянут нарты с энтузиазмом. Некоторые собаки могут работать лучше, чем другие, но если некоторые из них не работают вообще, скорее всего они не принадлежат этой породе. Физически интенсивные и сложные работы, выполняемые специализированными аборигенными собаками в их родных странах сложно назвать примитивными, потому что они гораздо более сложные и изощренные, чем могут показаться наблюдатели, незнакомому с этими собаками. Например, лайки применяют различные тактики при работе с разными видами дичи, такие, как белки, тетерева, лоси, соболи и медведи. Они по-разному лают, и охотник, слушая стиль лая своей собаки, может сказать с высокой степенью вероятности, что происходит и какую дичь обнаружила собака. Собака знает, когда использовать «мягкую пасть», а когда кусаться сильно. Ездовые собаки не просто тянут сани, они работают в команде, сотрудничают с каюром, проходя по местам с тонким льдом, скрытым под снегом, находят правильное направление в метель во время полярной ночи и т.д. Собаки, охраняющие скот, курсируют по периметру стада и принимают собственные решения при возникновении угрозы. В любом случае поведение аборигенных собак естественно и происходит в зависимости от их назначения, также как и внешность собаки. Хотя каждый элемент поведения собаки может быть получен из поведения, присущего волку, рабочие качества собак значительно изменились, часто стали совершенно новыми, не присущим волку. Например, специализированные стили лая лаек, которые служат для сигнализации человеку-партнеру. Предпочтение охоты на добычу, неприятную собакам в качестве пищи, например, животные семейства куньих, чьи шкурки имеют высокую стоимость. Или такое поведение, как нападение на агрессивных, больших и опасных хищников, защищая скот или жизнь хозяина, также является примером этого. Некоторые кавказские овчарки настолько специализированы для охраны и настолько верны, что их нельзя продать или передать, потому что они никогда не примут нового владельца.

Условия жизни примитивных аборигенных собак были и остаются жестокими. Если собака получает травму, она или умирает или выживает, как правило, без лечения, потому что ветеринарная помощь там недоступна. Но хорошие ездовые собаки, как правило, здоровы, и это качество поддерживается путем отбора, при котором выживают наиболее приспособленные.

Санные упряжки формируются в основном из кобелей, которые крупнее и сильнее. В сообществе инуитских ездовых собак присутствует доминантный пес (вожак), который помогает каюру и контролирует всю стаю. Если начинается собачья драка, вожак быстро пресекает ее, чтобы сохранить мир в группе. Когда вожак становится стар, ему бросают вызов и нередко убивают его. Тогда происходит драка между более низкоранговыми собаками, пока новый вожак не займет его место. Вожак - один из наиболее вероятных отцов щенков. Ведущая собака в упряжке никогда не является вожаком.

Сук немного, но их также запрягают. Текут они дважды в год. Если сука беременна, она по прежнему продолжает работать в упряжке. Если она родила помет щенков, щенки гибнут, пока ее владелец не захочет сохранить их. Он заворачивает их в шкуры животных и везет на санях, позволяя им сосать мать на остановках.

Самое худшее, что может случиться с северными кочевниками - это потеря возможности передвижения. Если он окажется на дрейфующей льдине, он может прибегнуть к убийству собак для пропитания, чтобы спасти свою собственную жизнь. Можно предположить, что лучшие собаки будут убиты последними, чтобы дать преимущество для выживания. Для северной ездовой собаки упряжка является частью ее повседневной жизни. Собаки редко доживают до глубокой старости и причина смерти, как правило, носит насильственных характер. Тем не менее какая-то эмоциональная привязанность к собакам присутствует даже в этой среде. Известны случаи, когда владелец выдающейся собаки защищал ее и хорошо кормил до самого преклонного возраста.

Примером другого образа жизни являются охотничьи лайки традиционных семей манси. Манси обычно содержат 2-5 собак. Собаки живут на улице и им разрешается перемещаться свободно. Некоторые пары лаек склонны уходить на один-два дня. Во время охотничьего сезона, когда собаки могут потребоваться для работы, их привязывают рядом с жилищем, при этом в охоте принимает участие только одна собака. Если охота прошла успешно, части туши, бесполезные для людей, оставляют собакам. Если убито большое животное, например лось, у собак появляется много еды. Охотник может вернуться домой без собак, оставив их, чтобы они могли съесть все, что захотят. Собаки возвращаются домой через час или позже. Когда необходимо покормить собак, охотник манси бросает куски мяса своей лучшей/доминантной собаке, а затем подчиненным в порядке убывания, чтобы избежать драки. Летом собак не кормят и они добываю себе еду охотой. Для разведения отбирают сук, проверенных на охоте. Это потому, что суки являются единственным известным родителем щенков, хотя отцом часто является доминирующий кобель, свободно перемещающийся по окружающей территории. Тем не менее другие кобели могут прийти издалека, чтобы принять участие в собачьей свадьбе. Когда у охотника имеется достаточное количество собак, нежелательный помет уничтожается. Ленивые собаки и те, которые не очень хорошо показали себя в охоте убиваются для изготовления варежек и мокасин. Небольшие группы семей манси проживают в рубленых домах в глуши на расстоянии около 10-50 миль от других групп. Собаки одной семьи или группы могут стать инбредными в течение нескольких поколений до момента, когда появляется возможность поторговать собаками с соседями. Хорошая новая лайка может быть приобретена на торговом посте или региональной ярмарке. Манси, ханты, эвенки, нанайцы и другие сибирские народы ценят собак за их охотничьи качества, но игнорируют различия во внешнем виде до тех пор, пока они не мешают работоспособности. Их собаки сохраняют определенный тип только за счет изоляции бездорожьем. Несмотря на жесткие условия содержания собак, эмоциональная привязанность между отдельными лайками и охотниками имеет место. Собаки, которые спасли жизнь своему хозяину от нападения медведя, получают лучшую заботу. Особенно талантливых рабочих лаек помнят и упоминают об их выдающихся способностях в охотничьих рассказах.

Салюки кочевников засушливых равнин и пустынь имеют большее уважение и уход, чем описанные северные собаки. Салюки считаются чистыми, в отличии от других собак, и получают лучший уход. Им позволяется жить в палатке или доме, и кормят их той же пищей, которую едят люди. В Сирии, если собаки должны жить вне дома, им оборудуют укрытие из камней, похожее на улей. Такая конструкция обеспечивает превосходную защиту от летнего зноя и от порывов зимнего ветра. Собак накрывают вышитыми покрывалами для защиты от непогоды. Сук в течке тщательно изолируют от других собак, чтобы повязать ее с кобелем, который зарекомендовал себя в охоте на зайцев. Современные описания салюки подчеркивают гламурную сторону их жизни, с хорошим отношением и уходом у состоятельных кочевников и людей с высоким статусом. Тем не менее многие из этих собак живут намного более суровой жизнью, особенно те, которые принадлежат бедным людям. Собаки едят остатки со стола или им выдают одну лепешку в день, что, конечно, недостаточно для собаки такого размера. Для того, чтобы дополнить свой рацион они едят падаль и отбросы или охотятся на мелких млекопитающих, таких, как суслики, тушканчики и сурки. Не смотря на уважение к этим собакам, которые являются важной составляющей культуры кочевых народов, большинство их них живут не долго, достигая пика производительности (в ловле дичи) в возрасте 4-5 лет. Однако существуют люди, которые содержат собак до самой старости. Есть данные из Казахстана, Кыргызстана, что тазы, а также тайганы и салюки иногда становятся верными другим людям, другу семьи или родственнику, живущему поблизости, если они кормят собак, относятся к ним доброжелательно и берет их на охоту. Эта часть их жизни не сильно отличается от типичных диких дингообразных или деревенских собак. Необходимость выживания берет верх над любовью и верностью одному хозяину.

В высокогорных областях Кыргызстана у местных жителей имеются охотничьи собаки только одной породы - тайганы. Функция тайганов - найти и поймать большую дичь, такую, как горный баран. Они также держат в страхе и убивают волков. Такие собаки считаются очень ценными. На равнинах тайганов сменяют тазы, которые лучше адаптированы к жаркому климату и используются для ловли мелкой дичи: зайцев и лис. В предгорьях и долинах находятся большие популяции как тайганов, так и тазы, а также их помеси. Тайганов никогда не привязывают и редко приводят в дом. Суки сами делают себе норы для щенения, используя особенности рельефа местности, и кормят щенков добытыми сурками и другими мелкими млекопитающими.

Защита скота - это ежедневная работа собак, разводимых для этих целей. Она также требует навыков диких собак, чтобы позаботиться о собственном благополучии. Работа этих собак требует выносливости и смелости. На Кавказе их кормят один раз в день зерном, приготовленным с молочными продуктами. Весной и в начале лета собаки поедают последы скота, которые они находят после окотов. Кроме того они ловят сусликов, сурков и других мелких млекопитающих. В Таджикистане, когда сурки многочисленны, собак не кормят вообще, и они находят себе пропитание самостоятельно, подобно диким собакам. Для работы используют и кобелей, и сук, но рабочие качества кобелей, которые крупнее, сильнее и агрессивнее ценятся выше. Согласно древней традиции кобелей проверяют на боях. Это делается во время национальных праздников и на других мероприятиях и торжествах. Два кобеля должны сражаться в кругу зрителей. Их выступления судят уважаемые и опытные люди. Это не имеет ничего общего с боями питбулей на деньги в США и некоторых других странах. Бой длится недолго и не заканчивается смертью проигравшего. Собаки прекращают бой самостоятельно, когда одна их собак демонстрирует подчинение. Эти турниры необходимы для выяснения лучших кобелей для сторожевой службы. Лучшие бойцы имеют достаточно смелости, чтобы противостоять бродячим собакам, волкам и даже медведям. Кочевой образ жизни владельцев стад особенно при отгонном животноводтсве, представляющем собой полукочевой образ жизни для выпаса скота (как правило овец и коз) в Португалии, Испании, Кавказе, Балканах и в некоторых регионах Центральной Азии. Владельцы скота живут рядом с их стадами в долинах и низинах зимой. А весной они уходят на более высокогорные пастбища, чтобы избежать жары и гнуса, и выпасать животных на зеленых альпийских пастбищах. Осенью они возвращаются обратно в предгорья и долины. Некоторые кочевки завершаются ярмарками, где продается много животных. Некоторые проходят сотни километров. Сторожевые собаки играют важную роль в жизни людей, применяющих отгонное скотоводство, не имеющих заборы и амбары. Они способствуют генетическому обмену между популяциями охранных собак на больших участках их ареала. Из-за сурового образа жизни и отбора наиболее приспособленных и способных к работе производителей гетерозиготность в аборигенных популяциях собак должна быть высокой, и именно поэтому эти собаки здоровы как дикие животные. Фольклорные рассказы указывают на определенный уровень эмоциональной привязанности между владельцами и выдающимися сторожевыми собаками, которые были отмечены за их мастерство в защите скота, а также владельца и его семьи от хищников.

Средиземноморские охотничьи собаки, такие, как мальтийская собака для охоты на кроликов (Kelb tal-Fenek) и родственные породы также отбираются по своим рабочим качествам. Владельцы их не балуют. Некоторые посетители из США были в ужасе, когда они увидели, как живут собаки. Например, собаки спят на плоской крыше дома в течение дня, и им позволено свободно бродить ночью. Они питаются отварным картофелем с рыбьими головами. Однако, на самом деле эта пища гораздо здоровее для собак, чем большинство популярных промышленных кормов.

Все аборигенные собаки, специализирующиеся в выполнении конкретной работы, конкурируют друг с другом, чтобы показать свои способности, ища внимания и благосклонности их владельцев. Лучшие собаки получают преимущества в виде защиты и питания, которые могут стать критичными в суровое время года. Это увеличивает шансы на выживание и успешное размножение.

Когда модернизация традиционного уклада жизни произвела радикальные изменения в ранее примитивные обществах, люди перестали нуждаться в этих естественных породах собак. Они отказались от своих собак, и они были уничтожены или генетически засорены бродячими импортированными собаками заводских пород и их помесями. Аборигенные собаки замещаются собаками культурных пород во всем мире. На самом деле этот процесс не нов; это началось, когда появились первые цивилизации и переполненные человеческие сообщества.

Введение

Все началось еще в каменном веке. Когда человеческая популяция увеличилась и расширила свои географические границы, появилась новая экологическая ниша для животных в виде груд мусора вблизи поселений человека. Идея, что волки были одомашнены через адаптацию при поедании человеческих отходов, была предложена Реймондом Коппингером (2001) и основана на археологических и зоологических данных, и наиболее правдоподобно объясняет то, почему и как волки превратились в домашних собак. Взятие и ручное выкармливание щенков как компаньонов, возможно, также способствовало этому, но оно стало возможно практически только после того, как «помоечный» волк изменился настолько, что стал более смирным и «совместимым» с жизнью возле людей. В начале в условиях умеренно южной среды люди особо не нуждались в собаках, кроме как компаньонов или в качестве источника мяса. Скорее всего это произошло в Юго-Восточной Азии (Olsen, S. J and JW Olsen. 1977; Savolainen, 2002). Обычай есть собачье мясо — очень старый в Юго-Восточной Азии и Китае, и до сих пор широко распространен. Когда оба вида начали заселять регионы с неблагоприятной окружающей средой и резкими сезонными изменениями, такие, как засушливые равнины, высокие горы, бореальные леса, тундры и полярные пустыни, они стали нуждаться друг в друге для выживания. Это стало особенно очевидно на севере, где люди и собаки просто не могли выжить друг без друга. Сначала просто охота, затем охота в сочетании с содержанием домашних травоядных млекопитающих открыли новые направления для применения и эволюции собак. В процессе этого собаки изменились, стали более дружелюбными, стали меньше бояться людей, менее хищными, более разборчивыми в своих взаимоотношениях с другими видами животных, и стали лучше общаться с людьми эмоционально, физически и во время работы. Их анатомия также изменилась в результате адаптации к местным условиям и различным видам деятельности. После того, как собаки полностью одомашнились, они претерпели дальнейшие эволюционные изменения в различных частях мира, собаки значительно повлияли на продолжающееся увеличение плотности и расширение человеческой популяции.

Реймонд Коппингер (2001) наблюдал жизнь диких собак и их отношения с местным населением в Африке. Он назвал их «деревенские собаки». Остается не ясным были ли эти собаки дикими местными (коренными) или помесями с импортированными из других стран собак. В этом контексте этот вопрос имеет второстепенное значение, так как любые домашние собаки, если они были брошены, могут вернуться к подобной жизни при условии, что климатические условия достаточно мягкие и нет волков. Как объясняет Коппингер, деревенские собаки и жители сосуществовали без антагонизма и собаки были бесхозные. Они занимали одно и то же пространство, как мы живем рядом с другими животными-комменсалистами. В этих отношениях людей и деревенских собак, однако, присутствовал один важный дополнительный момент. Хотя люди не были владельцами этих собак, они легко переносили их близкое присутствие, и кроме того, Коппингер видел, как собаки ели еду, которую им иногда давали. Они также звали собак, чтобы преследовать и убивать мелких хищников, и совместно занимались этой деятельностью. Эти две формы взаимодействия с собаками, кормление и охота, являются важными факторами, способствующими эволюции от «помоечного» волка к диким собакам, и далее к собакам, специализирующимся на различных видах деятельности и полезных для людей. Похожие отношения между местным населением и коренными дингоподобыми дикими собаками до сих пор сохраняются на обширных территориях сельских районов Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Это то, на что были похожи отношения австралийских аборигенов и динго, когда туда впервые прибыли европейцы. Эта старая форма отношений между бесхозными собаками и людьми легко возникает вновь при благоприятных условиях, когда брошенные собаки возвращаются к дикому образу жизни. Основная поведенческая адаптация собак диких или нет, чтобы выжить, — это оставаться рядом с людьми, которые обращаются с ними достаточно любезно и кормят их по крайней мере иногда. Все естественные типы собак, специализирующиеся на выполнении конкретной работы, развились естественным образом из более примитивных дингоподобных диких собак, именно поэтому мы называем их естественными породами. Они по-прежнему сохраняют многие дикие черты своих предков, собак, приспособленных к «дикой» жизни. В то же время они обладают уникальными рабочими качествами, которые стали их новыми адаптациями для выживания, активному сотрудничеству с людьми и помощи им в охоте, управлении другими животными или работе в упряжке. Это стало решающим фактором для выживания обоих видов в экстремальных условиях. Уникальность собаки заключается в ее чрезвычайных когнитивных способностях, что позволяет этому животному участвовать в нашей жизни эмоционально на работе и на досуге. Такая специфическая адаптация собак для жизни с людьми и влияния на них в свою пользу позволила собакам придать себе значение в человеческом обществе. Этот своеобразный признак не может быть прослежен непосредственно в палеонтологической летописи, но древние совместные захоронения людей с собаками и артефактами свидетельствуют о том, что трансформация волка в собаку была завершена уже 15000 лет назад. Собаки и люди заключили договор с дикой природой, и с тех пор они вместе противостояли всему миру. Естественные собаки приспособились жить с людьми и служить им, и в то же время остались членами местной географической фауны — пока развивающаяся и расширяющаяся цивилизация не начала уничтожать их всех.

Когда увеличилась популяция людей и появились древние цивилизации, собаки постепенно потеряли свою свободу выбора и стали частью общества собственников. В результате этого возможности собак влиять на наше поведение уменьшились, но со все возрастающей скоростью продолжились их эволюционные изменения, потому что люди стали разводить собак в изолированных группах и сознательно изменять их. Так был создан новый тип пород, который можно назвать культурными (искусственными, созданными человеком). Культурные породы стали более одомашненными, более покорными и легче обучались новым видам работ. Их внешний вид также изменился, став более разнообразным, поскольку конкретные черты внешности, помогавшие различать породы, стали выгодными. Культурные породы становились все более популярными, заменяя естественные породы, которые были вынуждены отступить на обочину цивилизации; некоторые из них до сих пор сохранились в районах, удаленных от густонаселенных, экономически развитых центров цивилизации.

И, наконец, с конца XIX века и далее разведение собак для выставок изменило их роль еще раз; взаимодействие между собаками и людьми во время охоты и других работ было в основном ликвидировано, наряду с большим эмоциональным обменом, который сопровождает эти виды деятельности. Собаки с радостью разделяют с людьми все виды физической активности, но многие не любят выставки, где конкурс собак заменился соперничеством владельцев. Собаководы стали заводчиками-селекционерами, похожие на селекционеров других организмов, таких, как золотая рыбка, змеи, грызуны и декоративные растения. Охотничьи и другие рабочие породы прошлого стали чистокровными домашними любимцами горожан, и старый договор с дикой природой был нарушен. Хотя некоторые охотничьих и других служебных собак по-прежнему разводят и используют согласно их первоначальному назначению, популярность выставочных и собак-компаньонов растет во всем мире. Они численно превосходят, засоряют генетически и поглощают не только примитивных аборигенных собак, но и те культурные породы, которые еще работают по своему назначению.

История одомашнивания собак, со всеми ее породами, — это ничтожно короткий срок по сравнению с историей жизни на Земле. Это может вызвать вопрос: зачем беспокоиться по поводу эволюции собак и пород собак? Адаптивные и экологически значимые изменения генетической структуры природных популяций являются частью эволюционной биологии. Они — микроэволюционные явления. Хотя собаки живут под контролем человека, их адаптивные изменения связаны с одомашниванием, и их успешная специализация для выполнения различных задач — интересные и увлекательные темы для микроэволюционных исследований.

Культура собачьих выставок, с ее концепцией чистокровных собак, была создана до появления генетики как науки. Даже после того, как генетики сделали ряд важных открытий в природных популяциях, заводчики породистых собак продолжали игнорировать обнаруженные факты превосходной жизнеспособности гетерозиготных особей. Всеобщая одержимость соперничеством на собачьих выставках противоречит здравому смыслу и сочувствию собакам, которые испытали на себе непреднамеренный результат генетического насилия, иногда в виде хронической боли, страданий и преждевременной смерти. Наиболее приспособленные собаки чаще всего гетерозиготные, они могут быть найдены среди естественных беспородных рабочих аборигенных собак, которые зарабатывают себе на пропитание охотой, пастьбой, тасканием саней или охраной. Поэтому я начну напоминать любителям собак об истории и значении открытий, сделанных при изучении генетики природных популяций.

Природные популяции

Для понимания эволюции важно понимание того, что наследственный материал передается в неизменном виде от одного поколения к другому; он не модифицируется благодаря жизненному опыту особи, который несет его. Грегор Мендель открыл основные законы генетики путем скрещивания сортов гороха в монастырском саду и в 1866 г опубликовал свою «Versuche über Pflanzen-Hybriden». Однако эта работа оставалась незамеченной на протяжении 30 последующих лет. Тем временем немецкий зоолог Август Вейсман заложил важную основу для дальнейшего понимания, настаивая на «непрерывности зародышевой плазмы», хотя в то время физического объяснения наследования еще не существовало. Работа Менделя была вновь открыта в 1900 г тремя исследователями независимо друг от друга, а в 1902 г Саттон признал, что поведение хромосом во время размножения точно соответствует «факторам» Менделя. Эту публикацию можно считать основным событием современной генетической науки. В 1915 г Т.Х. Морган с коллегами опубликовали «Механизм менделевской наследственности», детально изложив теорию наследственности. В 1920-х гг Сьюэл Райт, Р.А. Фишер и Д.Б.С. Холдан основали современную науку популяционной генетики. Эти открытия заложили прочную базу для теории эволюции Дарвина, которая затем стала основой современной биологии. Гены имеют все свойства, необходимые для объяснения эволюционного процесса: они представляют собой структурные единицы, они постоянны, но могут изменяться в результате мутаций, не смешиваются между собой, передаются в неизменном виде от родителей потомству, перетасовываются в каждом поколении и взаимодействуют множеством специфических способов, и, как правило, имеют максимальный положительный эффект в гетерозиготном состоянии. Таким образом, произошло слияние генетики, систематики и дарвиновской теории, в результате чего они стали одной объединенной биологической наукой. Понятие вида и подвида приняли свой современный вид.

Тувинская овчарка

Теперь вы понимаете как популяция, или система из нескольких генетически изменчивых субпопуляций, изменяются во времени и пространстве. Генетическое разнообразие — это нормальный атрибут природной популяции и результат сложного процесса с привлечением мутаций, генетической рекомбинации в мейозе, а также генетического обмена между субпопуляциями с помощью отдельных особей. Генетическое разнообразие в каждой популяции проходит проверку естественным отбором, и полезные гены и генные комбинации преимущественно передаются последующему поколению. Различия между природными популяциями могут быть описаны с помощью частот аллелей, вызывающие морфологические, поведенческие и другие вариации, возникающие различными способами, такими, как хромосомы с различным расположением генов или вариации ферментов или других белков. Недавний прогресс в методах ДНК-анализа предоставляет мощные инструменты для исследований и позволяет сделать детальные сравнения для установления родства между особями и географическими популяциями.

Лишь малая часть существующих генетических вариаций проявляется в форме, доступной для непосредственного визуального наблюдения; большинство из них остается скрытыми, так как они выражаются только в виде физиологических или поведенческих различий, в устойчивости к патогенам и т.д., признаках, которые могут быть проанализированы только в лабораторных или экспериментальных условиях. Многие количественные отличия, такие, как размер тела, пропорции частей тела, качество кожи, перьев или цвет волос и т.д. находятся под контролем нескольких генов, каждый из которых оказывает лишь небольшое влияние на фенотип. Большая часть наблюдаемого генетического разнообразия называется «нейтральным», потому что нам до сих пор не удалось найти каких-либо преимуществ или недостатков наличия определенных аллелей. Иногда незначительные изменения в последовательности ДНК не изменяют генный продукт вообще.

Гены с определенными эффектами выживания, плодовитости, выносливости и т.д. представляют большой интерес для биологов-эволюционистов, и им уделяется особое внимание. Каждый ген может иметь один эффект на фенотип с очевидным воздействием на приспособленность, но он также может иметь несколько эффектов на несколько различных признаков организма, некоторые из которых могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие в зависимости от окружающей обстановки. Кроме того система становится еще более сложной, потому что каждый ген действует не по отдельности, а во взаимодействии с другими генами, и тот же самый ген может быть вредным в одном сочетании, и выгодным или нейтральным в других. Вот так генетическое разнообразие внутри популяции служит буферной системой для воздействий окружающей среды и повреждающего эффекта вновь возникших мутаций.

Владимир Береговой — биолог, окончил Пермский государственный университет в 1960 г и защитил диссертацию в 1964 г, ему была присвоена степень кандидата наук Института биологии Уральского отделения Академии наук СССР, где он работал в качестве зоолога. Преподавал в Кубанском государственном университете в Краснодаре. Во время работы зоологом он путешествовал по Уралу, Западной Сибири, Поволжью, Казахстану и Северному Кавказу. В 1979 г Владимир Береговой эмигрировал с семьей в Вену (Австрия), а в 1980 г в США (штат Орегон). Он работал над рядом научно-исследовательских проектов в Государственном университете Северной Дакоты и в 1989 г стал главным аграномом в Департаменте энтомологии Университета штата Оклахомы, где он работал до выхода на пенсию в 2000 г. С 1991 по 1996 г, он импортировал 5 западно-сибирских лаек (3 кобеля и 2 суки). В настоящее время он живет со своей женой Эммой и любимой лайкой на небольшой ферме в штате Вирджиния. Владимир Береговой опубликовал несколько статей в популярных журналах и две книги: «Primitive Breeds-Perfect Dogs» и «Hunting Laika Breeds of Russia». Он также советник и куратор Общества примитивных и аборигенных собак (PADS), а также член редколлегии газеты PADS.

Сами признаки заводских пород, отличающие их от оригинального дикого типа, во многих случаях есть не что иное, как биологические аномалии. Излишества в анатомических и внешних морфологических отклонениях ставших своего рода торговыми марками некоторых заводских пород собак, имеют свою цену в форме неудобства, а иногда даже выживаемости собаки и должны компенсироваться заботами ее владельца. Кроме этого, их общая приспособленность и здоровье ослаблены длительным существованием под довольно регулярным ветеринарным надзором, что поколениями сохраняло генетически не совсем полноценных животных.

Примитивные аборигенные собаки более совершенны биологически и лучше приспособлены к выживанию без заботы человека. Аборигенные собаки, используемые людьми для какой-либо работы или живущие вольно, сложены функционально правильно, без каких-либо излишеств: их движения и бег экономичны, точны, хорошо координированы и легки, как у диких псовых. Это всегда поддерживалось строгим, хотя и бессознательным отбором.

Другие черты их совершенства включают полный набор крупных симметрично расположенных и крепких в течение жизни зубов, чем редко могут похвастать многие популярные заводские породы. У них большая потенциальная продолжительность активной жизни, врожденный иммунитет и большая сопротивляемость к местным болезням, передаваемым клещами и кровососущими насекомыми и даже иммунитет или толерантность к клещам, блохам и глистам; большая выносливость во время работы на охоте, в нартах или при пастьбе и охране стад в тяжелых климатических условиях. Им требуется меньше пищи, потому что их пищеварение более эффективно.

В тех местах мира, где аборигенные собаки исторически используются для работы, они работают от души. Лучше всего они делают то, для чего они были приспособлены в стране их происхождения, в родной или иной сходной обстановке. На охоте, в нартах, охраняя дом или стада, они не нуждаются в регулярно даваемом поощрении. Более того, они часто остаются подолгу голодными, но не бросают работать. Энтузиазм работающей примитивной собаки объясняется тем, что для них сам процесс работы с участием хозяина и есть их лучшее вознаграждение.

Во время охоты примитивная собака использует весь набор чувств, данный ей природой, чтобы быстрее найти дичь, как это делал бы волк. Имея дело с большим и опасным животным, такая собака должна соразмерять свою храбрость со степенью опасности. Иначе она будет быстро убита или искалечена и ее хозяин может лишиться своего помощника, а небогатый владелец не может позволить себе держать стаю собак.

К сожалению, примитивные собаки начали заменяться заводскими породами и исчезать сначала в городах, затем в отдельных странах и, наконец, к середине двадцатого века их вымирание ускорилось во всемирных масштабах.

Рост популярности заводских пород объясняется еще и тем, что они легче контролируемы и удобнее для содержания в густо населенных местах. Аборигенные породы все более оттеснялись на периферию, в глушь, где население реже. Но проходит время, и прибывающие люди привозят новых собак и туда. Везде, где собак держат по старинной традиции, позволяя им бродить и спариваться бесконтрольно, аборигенные породы, смешиваясь с импортированными заводскими породами, теряют свою специфичность и таким образом перестают существовать как таковые.


В некоторых географических районах вымирание аборигенных собак происходит и в результате изменений в образе жизни коренного населения. Например, ездовые собаки эскимосов одни из лучших в мире, но они почти вымерли, потому что они стали им больше не нужны. Современные эскимосы теперь не живут в иглу построенных из глыб льда, а в теплых стандартных домиках с электричеством. Сейчас канадская эскимосская собака признана официально как чистокровная порода. Ее используют для спорта или для семейного хобби езды в нартах. Канадцы знают цену качествам аборигенных собак и твердо намерены их сохранить как ездовую породу.

К сожалению, попытки спасения еще живущих аборигенных собак от вымирания сталкиваются со многими трудностями. Зоологи, по большинству, их не изучают потому, что считают тривиальным предметом. Все-таки собаки это домашние животные. Национальные и международные природоохранные организации ими не интересуются потому что аборигенные собаки не принадлежат к диким видам и по существующим законодательствам не могут считаться видами, которым грозит вымирание. Их нет в Красной Книге.

Аборигенные собаки представляют большую ценность для всех любителей собак как уникальные творения природы и человека. В наше время, когда они становятся редкостью, любители проявляют к ним все больше интереса. Их ценят по разным причинам. Есть большая категория людей движимых романтическим «зовом предков», мечтой о простой независимой жизни как «в старое доброе время» и нетронутой природе. Их привлекает неискаженная внешность и характер аборигенных собак. Есть и другая важная категория любителей таких животных. Это те, кто ценит аборигенных собак как раз за их рабочие качества. Им они нужны для охраны овечьих стад от волков и койотов, для охоты или для езды в нартах. Есть люди, которых аборигенные собаки привлекают тем, что это собаки их предков, часть национального наследия. Современного ценителя аборигенных собак больше не смущает присутствие в них волчьих черт. Наоборот, они скорее ценят их именно за это. Волчьи черты лаек – важная часть их первобытной красоты. Это их, так называемая, «звероватость».

С целью объединения усилий любителей аборигенных собак в 1999 году Джанис Колер-Мацник было организовано Общество по сохранению примитивных аборигенных собак (PADS – Primitive Aboriginal Dog Society).

Россия – страна самая богатая ценными аборигенными собаками, включающими лучшие в мире охотничьи, ездовые и пастушьи породы. По злой исторической иронии Россия, будучи родиной самых лучших и многочисленных ездовых аборигенных собак, пропустила развитие растущего во всем мире спорта езды на собаках, запряженных в нарты. Хуже того, в советское время проводилось систематическое истребление аборигенных собак севера, свидетельства чему есть во всех регионах, где эти собаки существовали. Еще не поздно найти и восстановить то, что сохранилось. Не так давно широкой публике стало известно, что еще сохранились аборигенного типа чукотские и камчатские лайки. Можно ли еще найти и восстановить на ее родине уникальную амурскую лайку? Есть ли еще где-либо в живых быстрые коренные охотничьи лайки манси? А где те исключительно способные «лисоподбные» охотничьи лайки эвенков? Сколько оленегонных лаек старого аборигенного типа еще гоняют оленей? Аборигенные кавказские овчарки, среднеазиатские овчарки, тазы и тайганы представляют собой уникальные породы и нельзя допустить, чтобы они были потеряны.

PADS решило открыть в России свое отделение, что бы дать реальную возможность всем людям, заинтересованным в сохранении аборигенных собак устанавливать контакты друг с другом, обмениваться мнениями, опытом и координировать усилия по отысканию, спасению и, если возможно, восстановлению аборигенных пород на территории России.