Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа. О процессуальной работе

«Процессуальный ум»

Сертификационная программа Международной школы процессуальной работы
International School of Processwork Russia (ISPWR), стандарт IAPOP.

Процессуальная работа - это следование пути природы

Что такое процессуальная работа?

Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология - междисциплинарное направление в современной психологии. Основной акцент в процессуальной работе делается на восприятии потока жизненных событий - «процесса», а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначально заключено семя ее разрешения.

То, что человек воспринимает как проблему (проблемы в отношениях, хронические заболевания, депрессии, зависимости, кошмарные сны и т.д.) на самом деле - проявление бессознательного, которое стремится объяснить, что мы живем в чем-то не своей жизнью и где-то идем против своей глубинной Сути. Например, у человека хронический симптом – мигрень. Проживая этот симптом, может прийти понимание того, что головная боль возникает в тот момент, когда человек чувствует себя подавленным и не может защитить свои интересы. Но в самой мигрени уже есть ресурсы, которые только необходимо раскрыть и привнести в жизнь и отношения. Но часто некоторые аспекты личности (там, где проявляется сила, агрессия, сексуальность, свободолюбие и т.д.) бывают подавлены. Мы можем говорить себе "нельзя быть таким, это не принято". Но в тот момент, когда человек начинает вести себя иначе, и при необходимости показывает, что он может быть сильным и постоять за себя, телесный симптом уходит. Так, в повторяющихся ситуациях в отношениях, в кошмарных снах, в телесных симптомах и других сферах жизни проявляется наше подсознательное, которое указывает нам на нашу внутреннюю силу и ресурсы.

Занимаясь процессуальной работой, мы учимся быть разными и гибкими, в зависимости от ситуации. Появляется легкость и уходят тревоги, так как интегрируются прежде отвергаемые части нас самих.

Главное в процессуальной работе – находится в потоке непрерывной многоуровневой практики осознания, замечать малейшие изменения в окружающем пространстве и в теле – все это может быть ключом к развертыванию "процесса", который приведет человека к более целостному и гармоничному восприятию себя и мира. Специалисты по процессуальной работе стараются следовать своему собственному процессу и процессам отдельного человека и группы.

Теории и методы процессуальной работы может лично испытать и проверить любой человек и убедится в их универсальности. Процессуальная работа используется в индивидуальной терапии, для самостоятельной работы, а так же для разрешения семейных конфликтов, конфликтов в различных группах и организациях.

Арни и Эми Минделл в Москве, 29.04.13. История возникновения процессуально-ориентированного подхода, основы теории и работа с клиентами. Встреча со студентами МИП.

И. Зингерман, «Три уровня состояния сознания в процессуальном подходе Арнольда Минделла при работе со снами»

Арнольд Минделл и процессуальная психология

Основные идеи процессуально-ориентированной психологии были разработаны в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, доктором философии, психотерапевтом, автором 20 книг, переведенных на 20 языков.

Арнольд Минделл изучал физику в Технологическом университете Кембриджа, а затем психологию в швейцарском Институте Юнга в Цюрихе и стал юнгианским психоаналитиком. Минделл добавил к своим знаниям в области физики и западной психологии наблюдения за австралийскими шаманами, целителями и изучал древние духовные практики, в том числе даосизм и буддизм. Из таких, казалось бы, разных областей, возникла процессуально-ориентированная психология. Она объединила открытия науки, древние представления о человеке, танец и воображение, ощущения в теле и сновидения.

Арнольд Минделл

Основатель процессуального подхода

Процессуальный подход интересен, поскольку вы должны изменить ваше нормальное состояние сознания или, если выразиться с помощью метафоры, вам нужно сесть на лошадь задом наперед. В одном из племен американских аборигенов существовала смешная, несколько странная шутовская фигура. Ему позволялось быть в племени до тех пор, пока он был «человеком-наоборот», то есть делал все не так, как все. Его лошадь двигалась вперед, но сидел он на ней наоборот, лицом к хвосту.

Скакать на лошади задом наперед означает говорить жизни: «Да, это невозможно» и в то же время: «До чего интересной может оказаться эта болезнь». Вы идете вперед спиной. Обычно вы считаете, что смерть ужасна, но если подумать с точки зрения еретика - смерть может вас чему-нибудь научить. Это может даже понравиться! Скажите «нет» боли, а если уже больше ничего не помогает, попытайтесь сказать ей «да». Когда беда обернется чем-то интересным - вы будете просто прыгать от радости. Это словно божественное откровение или способность быть совсем другим. В процессуальной парадигме всеобъемлющее «да» миру представляется потенциальностью, как бы семенем того, что стремится себя выразить.

Раньше мне необходимо было подумать прежде, чем действовать. Теперь я доверяю естественному течению событий и думаю гораздо меньше. Вместо этого я следую моим чувствам. Мой путь в настоящее время - следовать непредсказуемому. Я действую сейчас, а думаю после. Есть многие вещи в работе процесса, которые мне непонятны. Кое-что я могу объяснить, но есть еще масса такого, что мне хотелось бы изучить. Дело помощи человеческим процессам - это безграничная область, такая же древняя, как даосизм, и такая же новая, как теории холодинамики вселенной.

- «Вскачь задом наперёд», Арнольд Минделл

Основные идеи

Понимание процессуальной работы строится на нескольких базовых понятиях: Основные идеи, которые могут помочь понять, что же такое процессуальная работа – это понимание того, что такое три уровня сознания, понятия первичного и вторичного процесса, "края", а так же метанавыков фасилитатора (терапевта).

Три уровня сознания

Три уровня сознания

В своих наблюдениях Арнольд Минделл пришел к тому, что сновидения и телесные симптомы "говорят" об одном и том же, то есть отражают определенный жизненный процесс человека. Он понял, что если правильно раскрыть послание сновидения, то можно обойти какую-то неприятную жизненную ситуацию, тенденцию, которая уже "созревает" в повседневной реальности, например, болезнь или даже аварию. И тогда Минделл стал исследовать, откуда же приходят сновидения с тем же упорством, с каким он изучал возникновение Вселенной, будучи студентом-физиком. Обращаясь к различным источникам, изучая древние тексты, общаясь с шаманами Австралии, Минделл понял, что про этот источник сновидений люди знали всегда. Кто-то называл это Дао (даосизм), кто-то называл его Всевышним Богом, кто-то называл Основой Мироздания и т.д.

Так сформировалась теория о трех уровнях сознания.

Обычно мы себя сознаем себя в так называемой реальности консенсуса. Реальность консенсуса (общепринятая реальность) - термин, обозначающий такое описание реальности, в отношении которого достигнуто общее (осознанное или неосознанное) соглашение между людьми. В консенсусной реальности существует дуальное восприятие, здесь все разделено на плюс и минус, хорошо и плохо, добро и зло, день и ночь, мужчина и женщина, субъект и объект. Это привычный нам уровень восприятия реальности. Что его формирует и создает консенснусную реальность? Для того, чтобы что-то произошло в жизни, должна быть тенденция - чтобы заболеть, надо промочить ноги. Чтобы появилась зависимость, должна быть большая потребность в расслаблении, и неумение его получать. Возникает вопрос, откуда приходит реальность консенсуса? На этот вопрос можно получить разные ответы: психологи вам скажут, что источник формирования нашей повседневной жизни - это бессознательное, шаманы назовут это сновидением, квантовые физики - волновой функцией... В любом случае они будут описывать второй, более глубинный уровень восприятия реальности, который и формирует сценарии и варианты нашей жизни. Арнольд Минделл предложил назвать этот второй уровень сознания Dream Land (англ. "дрим ленд") - страной снов, или страной грез. В нашем сознании есть некое пространство, которое формирует мечты и будущее. Именно поэтому возможны вещие сновидения, возможны предсказания. И Сновидение является тем состоянием ума, из которого потом и проявляется наша привычная консенсусная реальность.

Сны могут быть кошмарными, могут быть прекрасными. Но может не быть четко выраженной их дуальности. Например, во сне вы можете убивать других и это не вызовет у вас ужаса или отторжения, возможно ходить по воде, летать по воздуху или пить чай на вершине Эвереста в купальнике или домашних тапочках. В сновидениях возможно делать самые немыслимые вещи с точки зрения реальности консенсуса. Второй и третий уровни сознания происходят из недуального состояния сознания, находящегося за пределами нашего привычного, и даже сновидческого, восприятия.

Страна грез, страна сновидений (Dream Land) - это не только ночные образы. К ним относятся любые другие видения. На уровне Страны грез, процессуальная работа имеет дело со сновидениями, глубинными чувствами, невысказанными истинами, "двойными", или непреднамеренными сигналами, "призраками" (не представленными фигурами), и призрачными ролями в историях и мифах отдельных людей и организаций. Большое значение имеют история, мифы, и события, затрагивающие не одно поколение. Здесь также можно ощущать воздействия будущего на настоящее.

Для третьего уровня сознания характерно недуальное состояние, где нет взаимодействия на уровне субъекта и объекта. Именно из этого источника происходит формирование пространства второго уровня - пространства сновидений.

На глубочайшем недвойственном уровне, или уровне «сущности», Основы, Дао, процессуальная работа имеет дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие на нас можно чувствовать, но еще нелегко выразить словами. Здесь вы замечаете глубинные переживания, чувства, на которые вы обычно не обращаете внимания, и ощущения, еще не выразившиеся в виде осмысленных образов, звуков и т.п.

Первичный процесс, край, вторичный процесс

«Первичный процесс», «вторичный процесс» и «край»

Следующие ключевые понятие процессуального подхода - «первичный процесс» и «вторичный процесс». Первичными называются процессы, которые человек не отделяет от собственной персоны. Вторичный процесс обычно в чем-то противоположен первичному. Он воспринимается человеком как нечто чуждое.
Процессуальная психология рассматривает вторичный процесс, как проявление той идентичности человека, которую он в себе вытесняет или не допускает в повседневную жизнь. Именно по этой причине он сталкивается с ней в снах, поступках других людей и телесных симптомах.

Например, человек может чувствовать себя жертвой, но внутри него живет агрессор, с которым он не очень знаком.

Между первичным и вторичным процессом находится «край», то есть опыт переживания неспособности сделать нечто, переживание ограничения или препятствия. Этот край могут представлять различные «краевые фигуры». Их суждения и действия в жесткой форме препятствуют человеку принять вторичный процесс, как часть себя.

В целом, все навыки процессуальной работы представляют собой навыки осознания

Метанавыки терапевта

В процессуальной работе используется понятие «фасилитатор» (вместе терапевт) - специалист, наблюдающий и раскрывающий работу клиента таким способом, который делает результаты этого наблюдения непосредственно доступными тому, кого наблюдают, чтобы они стали частью сознаваемого им мира. Фасилитатору необходимо обладать некоторыми ключевыми навыками, которые помогут ему вести процесс группы или одного человека.

Одна из первых задач фасилитатора во время процессуальной работы - осознавать первичные и вторичные процессы клиента (группы), разделяющие их края и краевые фигуры.

Такого рода работа раскрывает более глубокий уровень сознания, в котором проявляется недуальное восприятие мира, где проблема может стать источником силы и ресурсов.

Второй навык - «следование» самим себе и чувству Дао, то есть, событиям, которые являются наблюдаемыми и/или интуитивно постигаемыми. Мистический аспект процессуальной работы пытается следовать тому, что не вполне выразимо, в то время как ее конкретная и реалистическая часть имеет дело с наблюдаемыми сигналами и их развертыванием, позволяя этим сигналам рассказывать нам, что они означают.

Третий навык - «прозрачность». Фасилитатор стремится оставаться «прозрачным», не привнося в процесс ничего от себя. Более многогранное, объемное восприятие себя и реальности, которое достигается в результате, приводит к решению личных проблем, разрешению межличностных противоречий и излечению физических заболеваний.

Четвертый навык - осознавание себя на трех уровнях реальности. Во-первых, осознавать и чувствовать себя на уровне обусловленной реальности; во-вторых, жить на уровне сновидения: разговаривая с человеком, впадать в легкий транс. Это помогает развернуть процесс еще глубже. И, в-третьих, мы одновременно можем иметь ощущение себя и этого человека в едином, изначальном пространстве. Из этого состояния мы способны любую проблему сделать своим Учителем, и обучаться, проживая источник, откуда приходит это послание, где является суть этой проблемы консенсусной реальности. Таким образом, мы обретаем себя целостных.

International Institute for Process Work (Russia) IIPW

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Образовательный стандарт IAPOPhttp://www.iapop.com/ispwr/

Сертификационная Программа по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии.

Обучение по стандартам IAPOP.

Уважаемые коллеги! Ведется набор на обучение 2018-2020г.

Расписание семинаров:

1 семинар - 8-9 декабря 2018г - Введение в Процессуальную работу. Теория и практика. Работа с движением. - Сербина Людмила.

Данная программа является уникальной, так как позволяет освоить новый психотерапевтический метод, на профессиональном уровне и получить глубокие знания в области процессульно-ориентированной психологии и психотерапии. Программа включает как теоретическое, так и практическое обучение. Обучение ведется в рамках стандартов IAPOP с использованием теоретического и методического арсенала его преподавателей, которые обладают уникальными и разносторонними навыками и метанавыками и личным глубоким многолетним профессиональным психологическим опытом и вносят его в процесс обучения. Все преподаватели имеют собственную практику ведения личной терапии и преподавания в различных школах и направлениях терапии. Многие преподаватели являются старейшинами процессуального обучения в России, основателями и учредителями Процессуального сообщества в России.

Многие преподаватели сейчас являются членами и руководителями профессиональных психотерапевтических организаций и сообществ: Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАР) Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Европейской Ассоциации телесно-ориентированных терапевтов, Международной Ассоциации Процессуально-Ориентированной Психологии (IAPOP), Международной Ассоциации Фасилитаторов (IAF).

Преподаватели Сертификационной Программы:

Ректор МИПСИТ, президент ПСИРП, международный дипломированный специалист и тренер по процессуальной психологии, член IAPOP, член Европейской Ассоциации телесно-риентированных терапевтов, автор и ведущий обучающих программ по работе с шоковыми травмами и травмами развития.

к.пс.н, психотерапевт ЕАР, Дипломант PW, руководитель модальности по Процессуально-ориентированной психологии и психотерапии в ППЛ, член IAPOP.

Врач-биофизик (диплом РГМУ им. Пирогова), врач психотерапевт (диплом ММА им. Сеченова), психолог (диплом МЭГУ), процессуальный терапевт - сертификат 3-х годичной программы Центра по процессуальной работе в Портланде, США (Process Work Center of Portland,USA), гештальт терапевт.

к.пс.н. Процессуальный терапевт,Ведущий курса "Введение в процессуальную терапию".Член Профессионального Сообщества Интегративно Работающих Психологов. Преподаватель и член Совета Московской Психологической Лаборатории 12.

обладатель степени МА «Организационные изменения и фасилитация конфликтов»(Process Work Institute (PWI), Portland,USA), сертифицированный специалист попроцессуальной работе(PWI, USA), бизнес-тренер, дипломированный консультант по управлению (SMC, Россия), коуч (CTI, Amsterdam, Netherlands) с 14-летним стажем работы.

Принцип нашей работы заключается в том, что бы дать качественное образование, где в процессе обучения вы сможете глубоко и интересно учиться и получите новый инструмент и новую методику, что бы использовать это в своей профессиональной деятельности, а так же научиться работать со своими личными проблемами и комплексами.

Особенность нашей программы заключатся в том, что наши преподаватели имеют большой опыт в других подходах, то в процессе обучения будет рассмотрена связь В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Вы получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Программа реализуется в сотрудничестве с членами международной ассоциации процессуально-ориентированной психологии. Это позволяет глубоко и осознанно освоить метод Процессуальной Работы, основателем которой является Арнольд Минделл, и он работает с большим спектром проблем. Процессуальный подход использует методы всех современных психологических школ, а также телесных и духовных практик и исходит из положения, что решение проблемы содержится в самом нарушении, которое она вызывает.

Процессуальная психология развилась во всестороннюю психотерапевтическую систему, и применяется в различных контекстах, включая индивидуальную терапию и работу с группами и организациями. Особое внимание уделяется работе со снами и с телесными симптомами, включая работу с тяжело больными, с измененными и крайне экстремальными состояниями сознания, с зависимостями, для разрешения личностных и семейных конфликтов с большими и малыми группами в бизнес среде.

Для кого эта программа

Сертификационая Программа Международного Института Процессуальной Работы (Россия) (IIPW) предназначена для психотерапевтов, психологов-консультантов, специалистов, работающих в области здравоохранения и образования, педагогам, социальным работникам а также коучам, людям, занимающимся развитием организаций, бизнес консультантам, а так же всем желающим, кому интересен процессуальный подход для самообразования, самопознания и саморазвития.

Что в результате

В результате прохождения Международной Сертификационной программы IIPW вы освоите и приобретете теоретические практические знания Процессуальной работы, которые необходимы в индивидуальной работе с клиентами, так и в работе с малыми и большими группами, безнес-организациями.

В программе курса вы познакомитесь с основными философскими, теоретическими и практическими (прикладными) аспектами процессуальной работы. Будет рассмотрена связь процессуальной терапии с основными академическими направлениями психотерапии (юнгианский анализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная терапия, работа с посттравматическими расстройствами, системная семейная терапия. Получите представление о взглядах Процессуальной работы на организацию как живую систему. Освоите инновационные инструменты организационного развития и консультирования и сможете применять их на практике.

Структура сертификационной программы :

Условия участия:

Для вступления в Международную Сертификационную программу необходимо:

Заполнить и подать заявление.

Пройти вводную сессию с преподавателем сертификационного курса.

Форма заявления

  • Адрес, электронный адрес, телефон, скайп
  • Резюме (дата рождения, пол, возраст, образование, место работы и др.)
  • Предыдущий опыт процессуальной работы. Какие семинары посещали, какие программы, опыт личной терапии?
  • Какие другие психологические и психотерапевтические подходы изучали? В каких программах принимали участие?
  • Кратко напишите почему вы хотите изучать Процессуальный подход.

Документы:

При успешном завершении Международной Сертификационной Программы International Institute for Process Work (Russia) IIPW (Международный Институт Процессуальной Работы в России) выдаётся:

  • Международный Сертификат по Процессуальной работе.
  • Накопительный сертификат Профессиональной Психотерапевтической Лиги.(по запросу)
  • Свидетельство о повышение квалификации от об окончании программы повышении квалификации установленного государством образца; (по запросу)
  • Также вы можете получить Диплом о профессиональной переподготовке: «ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (в объеме 980 часов), (по запросу)

О формате.

  • 12 семинаров по 2 дня (выходные дни)
  • Личная терапия не менее 20 часов;
  • Супервизии групповые и личные 20 часов;
  • Интервизорские группы не менее 4 раз в год;
  • Сессии с адвайзером (личным куратором) 4 сессии и одна завершающая по итогам обучения;
  • Ведение студенческой зачетной книжки;
  • Ведение личного дневника;
  • Написание итоговой работы (реферат)
Подробнее:
  • Количество часов семинарских занятий составляет 12 семинаров, по выходным дням.
  • Супервизии 20 часов. (Различные форматы: групповая, индивидуальная) Это может быть как очная работа с клиентом, или им так же может быть любой студент программы, а так же разбор Кейсов из личной практики или из работы в интервизорских группах.
  • Интервизорские группы. Самостоятельная работа в малых группах. Группа 3-5 человек. По итогам встречи студенты составляют протоколы по структуре процесса и интервенций. (Каждый из студентов на встрече является Психотерапевтом, Клиентом, Наблюдателем) Протоколы проверяются адвайзером на личных сессиях с ним.
  • Личная терапия минимум 20 сессий. Личная терапия является важной составляющей частью учебного процесса.
  • Сессии с адвайзером, личным куратором в процессе обучения – 5 сессий (2 сессии в год, консультации по написанию итоговой работы, и заключительная (итоговая)сессия)
  • Рекомендуется определиться со своим Адвайзером в течении двух месяцев с момента вступления в программу. При его участии заключается студенческое соглашение и выбирается фокус личных интересов в процессе обучения в сертификационной программе. Для тех студентов, кто одновременно обучается и в сертификационной, и в дипломной программе, адвайзер является одним и тем же лицом.
  • Студенческая зачетная книжка. Сюда фиксируется информация о прохождении семинаров, супервизий, встреч с адвайзером. Ведение дневника необходимо на протяжении всего сертификационного курса и в дальнейшем, если студент продолжит свое обучение в дипломной программе.
  • Ведение Студенческого дневника. На протяжении обучения студенту рекомендуется вести подобный дневник, куда записывается личный опыт от прохождения семинаров, личных сессий, супервизий, интервизий и внутренней работы.
  • Написание итоговой работы (реферат). Общий объем от 10 и более страниц. В этой работе студенты демонстрируют свои теоретические и практические знания в письменном виде. И демонстрируется знание текстов и книг, по Процессуальной работе доступных как на русском, так и на английском языках.
  • Сертификат о прохождении программы выдается после выполнения всех вышеперечисленных требований программы и прохождения заключительной сессии с адвайзером. Преподавательский состав сертификационной программы оставляет за собой право принимать решение о выдаче сертификата студенту, а так же о прохождении дополнительных часов для освоения недоработанных тем.

Темы семинаров:

Семинары программы:

(В темы семинаров могут быть внесены изменения и дополнения)

Процессуальная работа. Введение: Теория и практика. Источники и история создания. Основные определения и положения (первичный, вторичный процесс, край). Сновидящее тело и сновидческий процесс. Уровни работы в процессуальном подходе (консенсусный, сновидческий, сущностный). Работа с каналами восприятия.

Работа с симптомами. Соматические заболевания. Работа с соматическими заболеваниями, симптомами в процессуальном подходе. Послание симптомов. «Дух симптома». Работа с различными хроническими и острыми симптомами. Телесно-ориентированная работа с симптомами.

Работа со взаимоотношениями. Основные принципы взаимоотношений. Коммуникативные аспекты в первичных и вторичных процессах взаимоотношений. Методы работы с парой и межличностными взаимоотношениями. Мифы в отношениях. Работа с семейными системами. Высокий и низкий сон взаимоотношений. Конфликты, публичные атаки

Теория конфликта с точки зрения процессуально-ориентированной психологии. Мировая работа (World Work) и концепция Глубинной демократии. Основы фасилитации конфликтов. Сигналы эскалации и деэскалации конфликта.. Работа с обвинениями. Понятие рангов и их роль в разрешении конфликтов. Типы рангов и степень их осознанности. Сигналы высоких и низких рангов.

Работа зависимостями: химические и поведенческие зависимости. Процессуальная работа (терапия) с зависимостями. Виды и механизмы формирования зависимостей. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость. Особенности работы с химическими зависимостями. Различные способы проявления послания в зависимостях: первичный и вторичный процесс, края. Особенности телесно-ориентированной работы с зависимостями.

Сны, сновидения, работа со сновидением. Процессуальная парадигма работы со сновидениями. Определение различных уровней работы со сновидением. Мифы в сновидениях. Работа с ранними детскими снами и их связь с хроническими симптомами и со стилем жизни и жизненными сценариями. Исследование снов и едва заметных предсигналов(Флирты), проявляющихся на грани состояния сна и бодрствования.

Измененные состояния сознания, психопатология, депрессии. Структура измененных состояний сознания в процессуальной психологии. Связь с культуральными и социальными мифами и краями. Особенности процессуальной работы с экстремальными и измененными состояниями сознания, психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Процессуальная работа (терапия) с различными видами депрессий.

Работа с травмой. Формирование ресурсов. Особенности соматической работы с посттравматическими расстройствами. Разворачивание личностного мифа человека через детские сновидения, ранние травмы, соматические заболевания и паттерны отношений. Первичный и вторичные процессы при ПТСР, Работа с травмой как работа с Экстримальными и измененными состояниями сознания. Край и что происходит при травмах на краю. Особенности краевых фигур. Особенности работы в каналах при работе с травмами. Роли. Взгляд на роли в работе с травмой. Первичная идентичность и роли из первичного процесса (роль жертвы травмированного внутреннего ребенка).
Вторичная идентичность и роли (агрессор, демон (внутренний угнетатель) , свидетель, защитник)
Формирование ролей, работа с ними. Особенности работы с ролями при ПТСР.
Работа с ролями на всех трех уровнях (консенсусном, сновидческом и сущностном) .

Диссоциация как начало процесса отстранения и осознанности,

Диссоциация и паралельные вселенные(Минделл)
Высокий и низкий сон при работе с травмой. Застревание в низком сне. Способы работы,
Восстановление оси эго Самость. Работа на сущностном уровне (большое «U»)
Трансформация травмы. Работа с травмой на символическом и мифологическом уровне.
Осознание жизненного мифа, возможность посмотреть на свою жизнь как на путь индивидуации и встреча на этом пути с травматическим событием как с инициацией. Травма как преобразующая сила на пути индивидуации. Старейшинство. Травма как вызов для нашего духа. Столковение с нуминозным, трансперсональным опытом. Мудрость, духовность и опыт старейшинства при трансформации травмы.

Мировая работа. Принципы мировой работы (World Work). Методы фасилитации группового процесса (Group process). Фасилитация работы в группе на собраниях, совещаниях, стратегических сессиях. «Горячие» моменты в групповой работе (Hot spots). Сложные участники в группе.

Геопсихология. Векторная работа. Векторный метод осознавания, исследование ИСС связанных не только с чувствами и различными внутренними состояниями, но и с природой пространства, связью наших тел с планетой Земля. Понятие большого «U» и малого «u», суммирование векторов. Исследование глубинных состояний и способности нахождения направления как личных, так и коллективных. Понятие кратковременной и долговременной осознанности.

Внутренняя работа. Процесс-ориентированная классическая внутренняя работа. Зачем и когда делать внутреннюю работу? Осознавание сигналов / уровни восприятия. Канал-ориентированные методы усиления сигналов. Навыки раскрытия процесса «Вперёд» (от сигналов к фигуре). Навыки раскрытия процесса «Назад» (от фигуры к её сущности). Работа с барьерами во внутренней работе. Работа с внутренним критиком.

Процесс-ориентированный коучинг.Процесс-ориентированный коучинг. Схожести и различия терапии и коучинга.Цели и принципы процесс-ориентированного коучинга. Раскрытие и реализация потенциала человека. Процесс-ориентированный коучинг руководителей. Связь личностного развития руководителя и развития организации в целом. Как личные барьеры руководителя формируют организационные барьеры.

Начало обучения - осень 2018г. Обучение в Москве.

Дополнительная информация.



Corbis/Fotosa.ru

Процессуальная терапия родилась в Портленде, США, в 1970-х годах. Автор ее — квантовый физик и психолог Арнольд Минделл , который к своим знаниям в области физики и классической психологии добавил наблюдения за австралийскими шаманами и изучение тибетских духовных практик. Так получилось направление психологии, объединившее открытия науки о Вселенной, древние представления о человеке, игру и воображение, ощущения в теле и душевные переживания.

В России о процессуальном подходе узнали в 1990-х. С тех пор его адепты создали и сайт о философии и практике этого направления.

Окружающая нас повседневная реальность полна дуализма: хорошо-плохо, счастье-горе, наличие-отсутствие и т. д. Однако эта система дуальных оппозиций существует не сама по себе, ее выстраивает наш ум. Ум человека критичен, недоверчив, стремится к полному контролю, и для этого он создает дуальные оппозиции.

Минделл учит, что это лишь верхний слой бытия. Что мир богаче, чем наша система рациональных представлений о нем. Есть более глубокий, иррациональный уровень реальности, который проявляется в повседневной жизни в сновидениях. А под ним — основа сущего, дао, Бог, бесконечность, пустота или абсолютный разум — то, что описать невозможно или крайне трудно.

По мнению процессуальных психологов, наша душа тесно связана именно с этими глубокими уровнями. Тело как вместилище души также косвенно с ними связано, поэтому физические недуги, особенно хронические (астма, аллергия, расстройства ЖКТ), процессуальные терапевты рассматривают как такое же послание сущности, наполненное жизненно важным смыслом, как и сны.

О том, что сны относятся к чему-то большему, чем личный опыт, догадался еще великий. Минделл, окончив Институт Юнга в Цюрихе, после долгой практики заметил, что тело и сны говорят об одном и том же. Он предложил не интерпретировать сны и не избавляться от беспокоящих ощущений, а заново пережить их, максимально прочувствовать и осознать.

Для этого во время сеанса процессуальной терапии человек погружается в состояние, близкое к, в котором появляются те же образы, что и во сне, но при этом сохраняется контроль над собой и происходящим. В этом состоянии мучившее нас сновидение или телесное ощущение внезапно обретает очевидный смысл, «голос», который помогает нам понять себя самих и мир вокруг очень полно, ясно и глубоко. Раз за разом это понимание может становиться все более и более глубоким.

Поскольку душа тесно связана с иррациональным в человеке, процессуальная терапия работает с ним напрямую. То есть, в отличие от, это история не про «поговорить», а в первую очередь про «почувствовать».

На практике это выглядит так. Работа (индивидуально, парами или в группе) начинается с того, что нужно удобно сесть, закрыть глаза и сосредоточиться на самом беспокоящем ощущении или на самом волнующем фрагменте сна. Представлять, как это ощущение становится все интенсивней, целиком захватывает вас и превращается в образ. Дальше этот образ сам поведет вас за собой. Важно одновременно участвовать в процессе и осознавать это движение, поддаваться ведущей в трансе силе и проецировать ее послание на свою жизненную ситуацию. Включить одновременно, воображение, внимание и сознание. Эта работа требует открытости, бесстрашия и вдохновения. Только в этом случае она принесет быстрые результаты в виде озарений, новых переживаний, нового понимания мира и себя.

В этом методе ясно угадываются и черты других психотерапевтических направлений. Например, от — разыгрывание процесса по ролям, обмен ролями с терапевтом, озвучивание внутренних персонажей. От — пристальное внимание к телу, его сигналам и симптомам. От — обращение к внеличностному измерению. Но только в процессуальном подходе есть разработанная методика осознанного перенесения этого опыта в жизнь. Терапевт здесь — не тот, кто обладает неким сверхзнанием по сравнению с клиентом, не врач и не учитель, а спутник. Сами процессуальщики предпочитают называть себя «фасилитатор» — тот, кто облегчает путешествие к себе, сталкер, проводник. Он ничего не советует клиенту. Человек в процессе сам обнаруживает источник мучившей его проблемы, а также ресурс для ее решения, и не в терапевте, а в себе самом. Поэтому здесь неактуальна проблема переноса и нет эффекта «подсаживания» на терапию, как в некоторых классических подходах, где можно ходить на сеансы годами без видимых изменений.

Процессуальная терапия рассматривает человека как единое целое с (божественной) сущностью, с одной стороны, и с окружающим миром — с другой. Все происходящее в теле и душе, в отношениях с людьми и в пространстве — это способы сущности обратить наше внимание на ключевые моменты и цели нашего существования и указать личный путь к гармонии. Обращаться к ней можно на протяжении всей жизни, поскольку, как известно, предела на пути к совершенству не бывает.

Мы предлагаем Вам принять участие в уникальной УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ – впервые в России программа проходит в полном объеме , с возможностью дальнейшего получения международного диплома* процессуального терапевта.

В Нашем институте программа проводится исключительно дипломированными * специалистами Процессуально-ориентированной психологии (из Швейцарии, США), имеющими право преподавания, и полностью соответствует требованиям Научно-исследовательского общества Процессуально-ориентированной психологии (Цюрих, Швейцария).

Основатели процессуальной терапии – Арнольд Минделл и Эми Минделл

Что такое процессуальная терапия? Сертификационная программа по процессуальной терапии

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work ) - теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы.

Процессуальная терапия была основана в 70-х годах доктором Арнольдом Минделлом , специалистом по юнгианскому анализу из Цюриха. Процессу­ально-ориентированная психотерапия − это междисциплинарный подход, гармонично соединяющий западную психологию и восточную философию. Часто обучающиеся психотерапии получают набор стандартных процедур, разрозненных навыков и мучаются, пытаясь определить – когда же какой прием необходимо применить в своей терапии. “Обычно терапевты гораздо более осведомлены о своих теоретических позициях, чем о реальном поведении с клиентами”. Процессуально-ориентированная психология дает ответы на эти вопросы в самом процессе терапии.

Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах. Минделл расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые - хотя, вероятно, и отличаясь от общепринятых взглядов на реальность - согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Это мультикультурная многоуровневая практика осознавания. Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутриличностного, межличностного, группового и глобального характера. Благодаря своему физическому образованию Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концецпию «бессознательного», чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется - с другой.

По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым мы себя идентифицируем, и тот, который определяется как «чуждый» нам. Переживания, с которыми мы себя идентифицируем, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом нами уровне. Опыт, маргинализируемый нами в качестве «чуждого», называется «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом. Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощраются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание» (англ. unfolding). Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания - и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках. Один из них - это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии: “В какой-то момент терапевт просто сидит и как психоаналитик обсуждает проблемы своего клиента; а в другом случае он похож скорее на танцевального или арт-терапевта, который шаг за шагом выходит за рамки решения проблем, сливаясь с творческими элементами жизни”.

Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет – работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не “неразборчивость” и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы. Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме. Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и измененных состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.

Попытаемся кратко описать философию процессуально-ориентированной психологии . Основные понятия процессуальной терапии – первичный и вторичный процесс. Первичный процесс – это то, что мы осознаем, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно – то, что мы в данный момент не осознаем, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несет в себе очень важную и полезную информацию, к которая мы может получить доступ. Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» (англ. edge ) идентичности человека.

Личные : у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.

Семейные : у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.

Социальные : пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.

Человеческие : существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта – отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности. Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам дает бессознательное через вторичные процессы, дает ключ к решению проблем и личностному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умения отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и “промежуточной”, так называемой “краевой”, когда человек колеблется, отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. “Край” может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. “Без осознания своих меняющихся чувств терапевт может подавлять другого человека или действовать с позиции превосходства”. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, – задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой дает терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии. “Мы развиваем способность ценить и принимать собственные чувства, с которыми сталкиваемся на практике.”

“Терапевт может обратить внимание на различные чувства и состояния, возникающие у него во время работы. Если он способен сознательно уловить эти “голоса” и может озвучить их в своей работе, то становится гибким практиком, который превращает свои чувства в пользу. Потом он замечает обратную связь клиента и может настроиться на нее. Он следует за процессом клиента и своим собственным, используя свои чувства, состояния и техники в работе.”

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира

Обращая внимание на еле заметные движения, взгляды, нюансы отношений, процессуальный психотерапевт помогает разворачиваться неосознаваемому процессу, включающему различные физические симптомы, непроизвольные движения, сны, в котором заключено очень много энергии. Чтобы получить доступ к этой энергии, необходимо следовать за этим процессом.

В процессе обучения техникам процессуальной терапии Вы:

    получите глубокие, необычные переживания и овладеете навыками глубинной и нетрадиционной работы работы с ними;

    овладеете техниками раскрытия посланий и управления сновидениями;

    научитесь работать с телесными симптомами и хроническими заболеваниями, а также предупреждать их;

    обучитесь техникам работы с личными и групповыми конфликтами, семейными и индивидуальными взаимоотношениями;

    различными зависимостями и депрессиями;

    обучитесь продуктивному планированию будущего и его использованию в настоящем;

    Вы обогатите свой профессиональный арсенал набором оригинальных техник доступа к глубинным и трансперсональным процессам человека, что позволит Вам эффективно работать с разнообразными запросами клиентов;

    на практике освоите новые техники ведения групп с использованием процессуальных техник.

    Вы узнаете о новом, оригинальном, продуктивном пути личностного и профессионального роста.

Вы сможете работать в следующих областях:

– индивидуальная психотерапия, консультирование пар, семей, групповая ПТ;

– работа с физическими симптомами, включая соматические заболевания;

– патологические измененные состояния сознания (в т.ч. терминальные, бессознательные состояния), пограничные состояния, зависимости и заболевания, относящиеся к области психиатрии

– групповое и организационное консультирование и решение конфликтов

В Базовой программе освещаются следующие темы:

    Общая структура и динамика психики в Процессуальной терапии и связь с другими теориями личности. Философия процессуальной терапии. ПТ и восточные практики: даосизм, буддизм, шаманские практики.

    Первичные и вторичные процессы и идентичности. Край, фигура на краю и способы её формирования. Двойные сигналы.

    Каналы в процессуальной терапии. Занятые и незанятые каналы, переключение каналов. Первичные и вторичные процессы в каналах. Разворачивание вторичных процессов. Краевое поведение.

    Работа с вторичными процессами в психотерапии. Техники амплификации и разворачивания сигналов. Взаимодействие первичных и вторичных процессов в контакте терапевт-клиент. Послания. “Тело сновидений”.

    Внутренняя работа. Работа с каналом мира, “флирты”. Экстремальные события, катастрофы, травмы. Повторяющиеся события.

    Работа с симптомами. Послание симптомов. “Дух симптома”.

    Работа с различными хроническими и острыми симптомами.

    Работа с экстремальными и изменёнными состояниями сознания (ИСС), психозами. Процесс-ориентированные интервенции в психиатрии и ИСС. Работа с различными видами депрессий.

    Работа с зависимостями. Получение доступа к индивидуальной, глубинной причине зависимости. Аутентичность и зависимость, отношения и зависимость, мир и зависимость.

    Работа с отношениями. Высокий и низкий сон отношений. Три уровня работы с отношениями. Мифы в отношениях. Смысл отношений. Отношения с “невыносимыми” людьми.

    Конфликты, публичные атаки, критики. Разрешение конфликтных ситуаций. Три уровня работы с публичными атаками и конфликтами, связь с личной историей человека. Публичные выступления.

    Работа с группами и процессуальный подход к групповой динамике. Линейная и нелинейная работа с группой. Теневые процессы в группе. Роли, ролевое поведение в группе, виды ролей.

    Ведение групповой работы в процессуальной терапии. Роль и линейные шаги работы фасилитатора группового процесса. Лидерство в групповом процессе.

Эта статья посвящена процессуальной психологии и включает в себя: описание основных методов процессуальной терапии, методики работы с критической фигурой, методику работы с симптомом и вредными привычками. Статья основана на знаниях, которые я почерпнул в институте процессуальной интегративной терапии, обучаясь у Елены Романченко и Дмитрия Валуева и которые с тех пор активно применяю на практике. Также хотелось бы поблагодарить Армана Бекенова у которого мне посчастливилось не только многому научиться но и иметь честь работать совместно.

Итак, для начала несколько слов о теории процессуальной терапии (да простят меня те, кто с ней знаком).
Основной постулат процессуальной терапии звучит приблизительно так: «Все что происходит с нами и вокруг нас есть процессы. Не бывает плохих и хороших (добрых и злых процессов), — любой процесс сам по себе нейтрален». Несмотря на изначальную нейтральность любого процесса, он может разворачиваться в нашей жизни разными способами, как легкими и радостными, так и тяжелыми и неприятными.
Согласно процессуально ориентированной психологии, любой человеческий опыт можно разделить на два вида: так называемый первичный процесс и вторичный процесс. Переживания, с которыми человек себя идентифицирует, называются «Первичным процессом» (ПП). По сути, первичный процесс это то, что человек про себя знает, понимает, осознает, или не знает, но если узнает, вполне готов согласиться: «Да это точно я!». Приведу пример. Меня зовут Александр Арчагов, я работаю психологом-консультантом, люблю плавать и кататься на велосипеде, — это мой первичный процесс. «Вторичный процесс» (ВП) человек, как правило определяет как чуждый ему опыт. Это может быть какое-то переживание, состояние, поведения или реакция, про которую человек всегда скажет: «Нет, это точно не про меня, точно не мое, это точно не я!» Таким образом, вторичный процесс находиться вне фокуса осознавания.
В жизни человека вторичный процесс редко проявляется напрямую, чаще всего он «приходит» так сказать в некой «упаковке», «конверте». «Конверты» вторичного процесса очень разнообразны и чаще всего мешают человеку жить. Это могут быть телесные симптомы, повторяющееся модели поведения, зависимости, повторяющиеся паттерны в отношениях, появляющиеся в жизни неприятные люди или состояния и.т.д. С точки зрения процессуального подхода у человека есть потребность в привнесении вторичного процесса (состояния, навыка или определенной психической энергии) в первичный процесс. Вторичный процесс чем-то напоминает неосознаваемую зону ближайшего развития, что-то, в чем у человека есть неосознаваемая потребность. К сожалению, чаще всего «конверт» вторичного процесса для человека очень неприятен. Более того, если человек по какой-либо причине не раскрывает конверт и не привносит хотя бы часть вторичного процесса в первичный «конверт» становиться еще более заметным, а зачастую даже опасным. Как правило, именно с таким «конвертом» вторичного процесса в качестве проблемы клиент и приходит к психологу. Задача же процессуального терапевта – раскрыть конверт и помочь клиенту интегрировать хотя бы часть вторичного процесса. Например, за болью в голове во время разговоров с неприятными людьми у клиента может стоять потребность в проявлении силы или агрессии в их адрес. Здесь головная боль является «конвертом», а умение проявлять свою силу или агрессию на раздражитель – вторичным процессом.

Основной задачей процессуальной терапии является помощь клиенту в интеграции его вторичного процесса. Для реализации этой задачи процессуальный психолог может использовать множество методов, в том числе и из других направлений психотерапии.
Однако, основным методом процессуальной терапии является метод интеграции вторичного процесса в первичный . В обобщенном виде данный метод выглядит следующим образом:
Психолог замедляет и разворачивает симптом (невроз, проблему и.т.д.) клиента по различным каналам восприятия, стараясь выявить в них сигналы вторичного процесса. «Поймав» сигнал вторичного процесса, психолог начинает усиливать его и насыщать им различные каналы восприятия клиента. Когда клиент достаточно погрузиться в опыт вторичного процесса, прочувствует его, поймет его суть и смысл, психолог помогает клиенту вернуться в первичный процесс (свое обыденное состояние), сохранив контакт с энергиями (опытом) вторичного процесса. Далее психолог помогает клиенту интегрировать опыт (умение, навык и.т.д.) полученный в опыте вторичного процесса в первичный, задавая вопросы типа: «Где есть этому место в вашей жизни? Если бы этого было больше в вашей жизни, — как бы вы жили? Как бы вы могли привнести больше этого в свою жизнь? Чем бы это могло помочь в вашей жизни и.т.д.» В процессе этой работы психолог может помогать клиенту выработать стратегию интеграции вторичного процесса и изменения своей жизни.
Под термином «Каналы» в процессуальной психологии понимается различные способы восприятия человеком окружающего Мира и проявлением в этот Мир. Именно по различным каналам и проявляются как первичный, так и вторичный процесс клиента.
В процессуальной психологии выделяют следующие каналы:

  • Визуальный
  • Аудиальный
  • Взгляд
  • Проприоцептивный
  • Паравербальный
  • Канал Мира
  • Отношения
  • Чувства и эмоции
  • Измененные состояния сознания
  • Мимика
  • Жесты
  • Дыхание
  • Движение
  • Симптомы

При желании любой практикующий психолог сможет добавить еще другие каналы в которых, так или иначе, проявляет себя клиент в процессе терапии.

Каналы бывают занятые Первичным процессом, занятые вторичным процессом и не занятые. Когда человек что-то делает осознанно (представляет, чувствует, двигается и.т.д.) то тот канал, который он при этом использует называется занятым первичным процессом. В других же каналах может бессознательно проявляться вторичный процесс или каналы могут быть вообще свободными. Как правило каналы занятые вторичным процессом посылают менее заметные, тонкие сигналы.
Поясню на примере. Допустим преподаватель, читая лекцию в аудитории, жестикулирует. В таком случае его первичным процессом (преподавание) заняты такие каналы как: речь и жестикуляция. Предположим, приглядевшись мы замечаем, что во время чтения лекции преподаватель слабо покачивается из стороны в сторону. Когда мы спрашиваем его, зачем он это делает, он отвечает, что сделал это непроизвольно. Обычно так и выглядит канал движения, занятый вторичным процессом (небольшие малозаметные движения). Чтобы развернуть вторичный процесс преподавателя прежде всего, мы просим его заметить это движение и продолжать его делать. Затем предлагаем ему усилить движение, например, увеличив амплитуду покачивания, но прим этом просим его делать все как можно медленно (это делается для того, чтобы состояние не перешло в аффективное отреагирование и у человека было достаточно времени, чтобы осознать получаемый опыт). Далее мы разворачиваем опыт вторичного процесса по другим, прежде не занятым им каналам. Например, мы можем попросить добавить в это движения жесты, обратить внимание на то, какой у человека взгляд, когда он делает это движение, спросить какой образ у него рождается, когда он делает это движение, спросить какой у этого образа цвет, вкус, запах и.т.д. Таким образом, мы как бы насыщаем все каналы восприятия человека его вторичным процессом, помогая ему в тоже время сохранять осознанность. После того, как человек достаточно погрузился в этот опыт, понял и прочувствовал его смысл или даже чему-то там научился, мы просим его посмотреть как бы изменилась его жизнь, если бы в ней было больше этого опыта или умения? Спрашиваем: как бы он могу привнести это в свою жизнь? Просим вернуться в его обычное состояние, сохраняя контакт с этим опытом. Далее можно проводить интеграцию опыта или навыка вторичного процесса в жизнь клиента уже любой доступной психологу техникой.

Работа с критической фигурой

Очень часто при попытке интеграции опыта вторичного процесса (или обучения соответствующему навыку) человек сталкивается с невозможностью это сделать. На практике это выглядит как внутренний запрет, ощущение «неправильности», «невозможности» получения того или иного опыта. Зачастую у человека всплывают какие-то останавливающие и запрещающие фразы, например: «так нельзя!», «люди так не делают», «в нашей семье так не поступают!», «это может быть опасно и.т.д.». При этом клиент может начать сопротивляться новому опыту, у него может начать кружиться голова, появляться желание убежать, обесценить происходящее и.т.д. В процессуальной терапии подобный опыт называется «Краевым переживанием» или просто «Краем», а некая внутренняя фигура, которая произносит запрещающие фразы – «Краевой» или «Критической фигурой». Мнения процессуальных терапевтов о том, что такое критическая фигура расходятся. Я придерживаюсь мнения, что это некий защитный механизм психики, который поддерживает внутренний гомеостаз (постоянство) и не позволяет появляться ничему новому, то есть потенциально опасному. Критическая фигура это некий внутренний пограничник, который во-первых не пускает человека на опасную территорию, а во-вторых не пускает что-либо с этой территории к человеку. С этой точки зрения от краевой фигуры человеку очень много пользы, так как она поддерживает первичный процесс, то есть постоянство и устойчивость психики. Именно краевые фигуры в конечном счете и удерживают нас от сумасшествия, так как с точки зрения процессуального подхода безумие это охваченность вторичным процессом при отсутствии первичного. Однако, поскольку краевая фигура является механизмом, она запрещает также все новое, что может оказаться полезным для человека.

Есть множество механизмов формирования критических фигур: личные, социальные, семейные, общечеловеческие и другие. В этой статье я не буду подробно их рассматривать, так как для практической работы с критиком механизм его образования не так важен.
Работа с критической фигурой в процессуальной терапии проводится несколькими способами. Первый способ условно можно назвать: «Спор с критиком». В этом случае терапевт вводит критическую фигуру как некоего персонажа. Клиент пытается представить себе эту фигуру и описывает что это за человек, образ или существо, которое ему что-либо запрещает. Как оно выглядит? На что похоже? Какие у него умения и свойства? Как оно себя ведет и так далее. Дальше если у клиента достаточно сил он начинает пытаться договориться с критиком или спорить с ним, выдвигая различные аргументы. Клиент может попросить критика пропустить его во вторичный процесс «хоть одним глазком взглянуть», аргументировать: почему ему туда надо и.т.д. Терапевт и клиент попеременно играют роль критика. Задача, так или иначе (ловкостью ли, хитростью ли, или договорившись) заставить критика пропустить клиента во вторичный процесс.

Если с критической фигурой не удается договориться, — можно использовать другой прием работы, который заключается в том, чтобы «присвоить силу» критика. Напомню, что критическая фигура ни что иное как некий механизм психики не находящийся под сознательным контролем человека. Соответственно интегрировав психическую энергию (силу) этой фигуры, человек присваивает себе собственную же автономную часть психики. Технически это выглядит следующим образом: после того как клиент подробно описал критическую фигуру, ему предлагается сыграть ее роль. Таким образом, став критической фигурой клиент чувствует всю ее силу, может обучиться всем умениям и навыкам этого психического механизма и даже познать его «мудрость». По сути своей работа похожа на разворачивание процесса в процессуальной терапии, когда мы помогаем клиенту интегрировать новый для него опыт максимально наполняя его переживаниями. Далее клиенту предлагается веруться в свою роль, сохранив при этом контакте со всем тем, чему он научился играя роль критической фигуры. Если упражнение пройдет успешно, критическая фигура как бы «сдуется», а клиент наполнится новой силой. Терапевт может легко проверить это, заняв роль критической фигуры, если работа проведена успешно, клиенту не составит особого труда «пройти критика», а терапевт в роли критика может начать чувствовать себя ослабевшим.

Если клиенту не только не удается договориться с критической фигурой, но и сыграв ее, ему не удается почувствовать ее силу и энергию, — существует еще один метод работы с критической фигурой, который называется «Магическая битва». Несмотря на столь эксцентричное название к эзотерике этот процесс не имеет особого отношения. Суть в том, что клиент как бы вызывает критическую фигуру на бой. Происходить это в том случае, если при появлении критической фигуры у клиента появляются силы и психическая энергия на борьбу. В таком случае работа ведется следующим образом. Клиент подробно описывает критическую фигуру, описывает ее внешний вид, умения и навыки. За тем, роль критической фигуры берет на себя терапевт. Далее клиент и терапевт совершают символическую «битву», в которой терапевт в роли критика оказывает сопротивление клиенту. В конце концов, терапевт в роли критика проигрывает, а клиент соответственно побеждает. Таким образом, у клиента активизируются дополнительные силы и умения для решения своих проблем и интеграции вторичного процесса.

Работа с телесным симптомом
Согласно процессуальной философии любой телесный симптом является контейнером (способом проявиться) вторичного процесса. Итак, если вторичный процесс проявляется при помощи симптома, то, зачастую, интегрировав его мы можем надеяться на успешное исцеление того или иного симптома. Зачастую многие симптомы проходят сразу после процессуальной работы, однако гарантировать исцеление при помощи психологических методов было бы наивно и легкомысленно. Технология работы с симптомом в процессуальной терапии выглядит следующим образом:

1) Медицинская точка зрения
Прежде всего, необходимо уведомить клиента, что психолог не врач, работает с психологическим содержанием и смыслом болезни и, к сожалению, не может гарантировать избавление от телесного симптома или болезни. Затем необходимо расспросить клиента о том: обращался ли он к врачу с этим симптомом, какой диагноз ему поставили и что порекомендовали. После чего клиенту предлагается как бы «отложить» эту информацию «в сторону» и исследовать психологическое содержание симптома.

2) Ресурс для работы с симптомом
Зачастую клиенту сложно преступить к работе с симптомом так сказать «на гора», особенно, если болезнь беспокоит человека уже достаточно давно, прогноз не благополучный, или вообще мы имеем дело с хроническим симптомом. Поэтому мы помогаем клиенту получить психический ресурс для работы. Мы просим его вспомнить какое-либо хорошее переживание в жизни. Он чувствовал что-то приятное, был в контакте с чем-то важным, сущностным и.т.д. Далее, мы разворачиваем это переживание по каналам (см. работу с каналами) и приступаем непосредственно к работе с симптомом.

3) Дух создателя симптома
Далее мы просим клиента поподробнее рассказать о том, как он чувствует и переживает симптом. Что и как у него болит, колит, режет, зудит и.т.д. На что похоже это ощущение? Как именно он переживает болезнь в своем теле. Далее мы просим показать то, на что похоже это воздействие на руке терапевта или подушке. Когда клиент демонстрирует нам воздействие симптома на подушке (например, сжатие) мы просим его замедлиться в этом. Затем мы расспрашиваем клиента, что он чувствует, когда сам делает это ощущение, этот симптом. Мы просим его как бы стать духом, создающим этот симптом и исследовать свое состояние как духа. Очень часто становясь духом создателя симптома, клиент чувствует какое-то новое для себя и ценное переживание, которого как бы не хватало ему в его жизни. Например, человек слабый по жизни, может почувствовать контакт с собственной вытесненной силой, а человек по жизни сильный, возможность побыть слабым и.т.д. Как правило, при погружении в роль духа создателя симптома, мы чувствуем изменение уровня психической энергии у клиента в сравнении с его обычным состоянием. Таким образом, получается, что вторичным процессом для клиента является то состояние, в которое он попадает, становясь персонажем, создающим болезнь. Далее мы проводим классическую работу разворачивания по каналам и интеграции вторичного процесса.

4) Дух погружает в состояние
Если при исследовании духа создателя симптома мы не почувствовали у клиента изменения какого-либо значимого изменения уровня психической энергии, мы начинаем исследовать так называемое состояние симптома. Мы подробно расспрашиваем клиента: во что он погружается, когда переживает сам симптом? В какое состояние его как бы отправляет это дух создателя симптома? Что клиент делает такого необычного для себя, когда болеет? Как он это чувствует? Таким образом, мы начинаем исследовать, то состояние, в которое человек попадает благодаря свое болезни. Следя за уровнем энергии и сигналами в каналах клиента, мы стараемся разглядеть там проявление вторичного процесса. Обнаружив подобный сигнал, мы разворачиваем его обычным образом. Например, симптом, как способ попасть в состояние может проявляться следующим образом. У человека по жизни активного, и старающегося всегда помогать другим, могут появляться сильные головные боли. Когда мы просим его пойти в то, состояние, в которое он попадает при головных болях, выясняется, что в этом состоянии он обычно лежит, отдыхает, принимает помощь от других и заботиться о себе. Таким образом, во вторичном процессе оказывается навык принятия помощи и заботы о себе.

5) Магическая битва
Бывает, что в как при исследовании духа создателя симптома, так и при исследовании состояния, в которое попадает человек переживая симптом, мы не видим проявлений какого-либо изменения уровня психической энергии. И в том, и в другом случае человек реагирует примерно следующим образом: «Ну да, ну и что? Вот так вот, как обычно», т.е. мы не наблюдаем каких-либо значимых изменений в состоянии клиента. Тогда, возможно, что вторичный процесс прячется в том состоянии, в которое клиент попадает, сражаясь с болезнью и духом ее создающим. Мы предлагаем клиенту описать этого духа создателя симптома, спрашиваем, как дух воздействует на него, что он делает? Как дух сражается с клиентом? Каким оружием или навыками пользуется, пытаясь победить клиента? Затем мы просим клиента сделать этого духа из нас самих, наблюдая за тем, как меняется состояние клиента. Как правило, уже в этот момент у клиента можно заметить сигналы вторичного процесса. Так, терапевт начинает играть роль духа создателя симптома, а клиент начинает символически сражаться с этим духом. Параллельно с этим терапевт помогает клиенту развернуть новый для него опыт. Постепенно, с определенным (но не чрезмерным) усилием терапевт в роли духа начинает проигрывать клиент, а клиент побеждает его, стараясь как можно сильнее вчувствоваться в новое для себя состояние. Именно в этом состоянии и заключается вторичный процесс клиента. Обнаружив его, мы вновь разворачиваем и интегрируем вторичный процесс вышеописанным способом. Часто подобное явление встречается у людей носителей тяжелого или смертельного заболевания. Тогда борьба с болезнью дает человеку доступ в какое-то новое и важное для него состояние. Иногда это доступ в состояние силы, а иногда и соприкосновение со смертью. Процессуальная терапия предпочитает исследовать каждый процесс отдельно.

Работа с привычками и зависимостями

Итак, рассмотрим методы работы с привычками в процессуальной терапии. Для работы с привычками, прежде всего, необходимо понять на что и как воздействует привычка в процессах клиента и для чего она ему нужна. С точки зрения процессуальной терапии привычка (какое-либо действие или принимаемое вещество) может оказывать воздействие на первичный, вторичный процессы или на критическую фигуру человека. Соответственно привычка может, как усиливать, так и ослаблять тот или иной процесс. Основная стратегия работы с привычкой заключается в том, чтобы помочь клиенту получить доступ в состояние, связанное с привычкой без необходимости привычного действия или приема вещества.

Приведу пример. Допустим, привычка усиливает первичный процесс (ПП) клиента. В подобном случае человек говорит приблизительно такую фразу: «Без этого (называет привычку) я не человек!». Очень часто подобного рода привычки связаны например с употреблением кофе по утрам. В таком случае человек говорит примерно следующее: «Вот пока кофе не выпью, не могу работать» и.т.д. Итак первичная идентичность клиента в данном случае завязана на ту или иную деятельность или прием какого-либо вещества. В таком случае работа будет заключаться в укреплении первичного процесса. Мы просим клиента представить, что он вот только что выпил кофе и спрашиваем его: как он чувствует себя человеком? На что похоже это ощущение? Что оно ему дает? Какой жест, движение или фраза могут помочь ему больше прочувствовать это состояние? Что кроме привычки в его жизни может помочь ему попадать в это состояние? В процессе работы мы повторяем за клиентом его жесты, движения и фразы, помогая ему глубже прочувствовать состояние. Таким образом, мы максимально насыщаем опыт первичного процесса клиента – укрепляем его первичный процесс без привычки. Если клиенту удается научиться поддерживать свой первичный процесс в привычке отпадает надобность. В качестве домашнего задания клиенту предлагается каждый раз, когда у него возникает потребность в привычке ждать несколько минут и в это время погружаться в состояние, освоенное в процессе работы. Таким образом, постепенно вместо привычки клиент получает непосредственный доступ к состоянию, в котором у него была актуальная потребность.
Если привычка ослабляет первичный процесс клиента, то скорее всего она усиливает вторичный процесс. И наоборот, привычка, усиливающая первичный процесс клиента, как правило, ослабляет вторичный.

Работа с привычкой усиливающей вторичный процесс клиента проводится приблизительно таким же образом – путем получения непосредственного доступа в состояние. Основная разница здесь не в работе, а в том, с чем клиент приходит в качестве проблемы. Если привычка усиливает вторичный процесс клиента, то она будет погружать его в особое состояние, в котором, так или иначе, есть потребность. Например, человек может говорить следующее: «Обычно я очень напряжен, и только когда я достаю сигаретку и прикуриваю ее, я чувствую расслабления, легкость и спокойствие». Как уже было сказано выше, работа проводится аналогичным образом: клиенту предлагается представить, что он курит прямо сейчас и этот опыт максимально наполняется переживаниями. Домашнее задание аналогично.

Очень часто у клиента есть потребность во всех состояниях и в первичном процессе и во вторичном, тогда клиент учиться получать доступ и в то и в другое состояние.

Бывает, однако, что привычка помогает клиенту позволить себе что-то, что он не позволяет себе в обычной жизни. Если при более подробном расспросе выясняется что привычка позволяет клиенту как бы выключить (или включить) в себе что-то запрещающее или останавливающее, то, скорее всего мы имеем дело с воздействием на критическую фигуру. Например, клиент может говорить следующее: «Вообще-то я человек скромный и необщительный, но вот как выпью, так сразу начинаю веселиться и со всеми болтать. Не то чтобы я совсем не могу быть разговорчивым без алкоголя, но каждый раз как я пробую это на трезвую голову, — не выходит. Буд-то что-то останавливает меня, как будто мой внутренний голос говорит – «Порядочные люди так себя не ведут!»» В данном примере алкоголь помогает клиенту ослабить (выключить) критическую фигуру и попасть во вторичный процесс (легкость, радость веселость). Бывает и обратная ситуация, когда клиент говорит: «Я все время смотрю телевизор, а там мне такие правильные вещи говорят. Вот делай, мол: так и так…. А без него так совсем в отрыв ухожу….» Это более редкий случай, который свидетельствует о том, что привычка активизирует критическую фигуру клиента. Во всех подобных случаях мы работаем с критической фигурой.

В данной работе мы рассмотрели далеко не все методы процессуальной терапии, однако остановились на самых важных, базовых, которые лежат в основе других методов таким как: работа с системой, работа с парой, мировая работа и.т.д.

В завершении хочу сказать, что хоть и описанные методы работы непосвященному читателю могут показаться витиеватыми, в действительности при достаточном навыке и опыте подобные процессы можно производить и самостоятельно без необходимости присутствия терапевта. В процессуальной терапии даже есть отдельное направление работы, которое называется: «Внутренняя работа». Так что при большом желании и определенном опыте, подобные «упражнения» можно проделывать и самостоятельно. Практика показывает, что при желании клиента разобраться с зависимостью, как правило, ему это удается с помощью терапевта или без нее.