Процесс сборки и окраски стендовое моделирование. Последовательность покраски моделей авиации и бронетехники

Задача масштабирование схем окраски модели возникает практически сразу после выбора прототипа и ставит своей целью достижение максимального сходства и исторической достоверности модели. Форма и расположение камуфляжных пятен является плодом работы целых институтов, разрабатывающие стандарты окраски техники для снижения ее заметности. Поэтому камуфляж, сделанный «на глаз», может отрицательно сказаться на общей оценке модели в глазах искушенного зрителя.

Опробовав несколько способов нанесения камуфляжа, неоднократно описанных в Сети, для себя я выработал метод, который и собираюсь Вам продемонстрировать на примере окраски модели советского истребителя Ла-5 ФН, хотя думаю что он вполне применим и на БТТ. На авторство не претендую, так как все элементы и технологические операции взяты из открытых источников. Текста будет немного, поскольку старался отразить основные моменты на фотографиях.

Итак, для нанесения камуфляжных пятен, по форме максимально приближенных к типовым, нам понадобятся:

  1. Образец камуфляжа, который мы будем воспроизводить. Это может быть как инструкция по окраске, данная производителем модели, так и фото прототипа, позволяющее полностью увидеть пятна и их конфигурацию. Я буду использовать схему окраски самолета лейтенанта Крамаренко, которую предлагает «Звезда» в инструкции по сборке и окраске модели.
  2. Линейные размеры модели. Как правило их указывает производитель на коробке. Для Ла-5 ФН в масштабе 1/48 длина модели составляет 18 см, размах крыльев 20 см.
  3. Сканер и принтер, подключенный к компьютеру, или копировальный аппарат с функцией увеличения изображения.
  4. ПО для обработки графических файлов. Я буду использовать FastStone Image Viewer — бесплатная программа с набором необходимых функций. В принципе, подойдет практически любой графический пакет, к которому вы привыкли, и который умеет обрезать изображение и изменять его размер.
  5. Калька либо аналогичная бумага, обладающая как прозрачностью, так и стойкостью к жидкостям, линейка, калькулятор, ножницы, простой карандаш, канцелярский пластелин (канцелярский в отличие от обычного не оставляет жирных следов и без последствий снимается с любых поверхностей).

Когда материалы и информация собраны, а планер загрунтован и подготовлен к окраске, можно приступать.

1.Расчет коэффициента пересчета

Как правило, изображения образцов камуфляжа имеют меньшие линейные размеры, чем модель, на которую необходимо их перенести.

Для определения коэффициента увеличения можно воспользоваться следующей формулой:

Кп = (Lм / Lпр) * 100%, где

Кп- коэффициент пересчета;

Lм — линейный размер модели;

Lпр — линейный размер, снятый с источника.

Зная длину фюзеляжа «Звездовской» модели (18 см), и измерив соответствующую длину по инструкции (8,5 см), легко получить искомый коэффициент:

Кп = (18 / 8,5) * 100% = 212 %

Этот коэффициент справедлив для увеличения длины.

Но в размеры боковика и вида сверху в инструкции разные. Следовательно и расчет для вида сверху будет несколько иным:

Кп = (20 / 5,5)*100% = 364 %

2.Сканируем инструкцию для последующей обработки.

Обладателям копира с функцией увеличения достаточно сделать ксерокопию источника с увеличением на рассчитанную ранее величину Kп и сразу перейти к п.4.

Владельцам же сканеров и компьютеров предстоит последующая цифровая обработка изображения. Разрешение сканирования и цветность мне кажутся не принципиальными. Вполне хватает и настроек по-умолчанию для документов.

Сканированный лист инструкции по сборке самолета Ла-5 ФН

3.Обработка изображения

Открываем отсканированное изображение в программе FastStone Image Viewer (или аналогичной, кому как удобнее) и при помощи инструмента Обрезка (горячая клавиша X) отсекаем все лишнее, оставляя лишь интересующий нас фрагмент. В моем случае это боковик и верх самолета лейтенанта Крамаренко.

Выбираем Проценты и вносим значение Кп.

Ввод параметров увеличения изображения для боковика

Печатаем результат.

Проделываем то же самое еще раз для размаха крыльев и печатаем результат

4.Перенос изображения на кальку

Переносим контур планера и форму пятен на кальку, не забывая отмечать различие в цветах (например, штриховкой). Так же имеет смысл сделать пометки для лицевой стороны.

Перенос изображения на кальку

5.Вырезание масок

При помощи ножниц вырезаем контур планера и сами маски по границам цветов.

Вырезаем контур планера и пятна по границам камуфляжа

6.Нанесение масок на модели

Небольшое количество канцелярского пластилина раскатываем в тоненькие колбаски, которые путем выкладывания по контуру, наносим на обратную сторону маски. Устанавливаем маску на место. Цвета наносятся в порядке от светлого к темному.

Колбаска патафикса и крепление масок

Здесь следует отметить, что в зависимости от требуемой степени размытости границы цветов, степень прилегания масок можно регулировать при помощи толщины колбасок.

7.Окраска

После нанесения первого цвета и снятия масок

К достоинствам данного метода следует отнести доступность и дешевизну используемых материалов, а так же простоту изготовления и неплохую точность результатов.

Благодарю за внимание и, как написал один из китайских товарищей, «хэппи моделинг, в самом деле»!

UPD: К недостаткам указанного метода можно отнести потерю точности при переводе избражения. Кроме того, на криволиненых объемных поверхностях (гаргроты, борта и прочее) контуры придется выкладывать вручную применяя знания в начертательной геометрии и вырезая контур по месту.

На протяжении десятилетий сообщество по моделированию разработало широкий спектр красок и отделочных материалов, которые сделают лучшие модели произведением искусств с реалистичной фактурой. Было обнаружено, что наилучшие результаты достигаются за счет нанесения многих полупрозрачных слоев краски и других материалов, которые образуют покрытие, обладающие глубиной и интерес.
Часть этого процесса является подражание игры света и тени, износа, разрыва и выветривания, как на реальных объектах, которые получают все это изо дня в день. Последний элемент является чистым искусством - добавление цвета, тени и структуры, которые отлично смотрятся и подчеркивают характеристики объекта моделирования.

Такое развитие событий может привести к путанице, особенно для новичка. Имеется много различных методов, но какие из них следует наносить на какую-либо конкретную модель и в каком порядке? Данная статья поможет Вам разобраться в этом вопросе.

Последовательность покраски

Ниже предлагается последовательность для достижения хорошего результата для большинства моделей. Не каждый этап необходимо использовать в каждом случае - применение всех этапов редко используется на моделях . Кроме того, в зависимости от результатов, иногда будет необходимо повторять несколько раз один и тот же этап.
Стоит отметить, что относительно недавно была разработана новая форма покраски, известной как цветовая модуляция . По сути, она состоит из решения, где будет основной источник света (солнца) по отношению к модели и соответственно - затенение модели. Так как солнце находится, в основном, высоко в небе, то верхние поверхности модели будут окрашены светлее, чем стороны, которые в свою очередь, буду более светлого оттенка, чем нижние части модели. Цвета по бокам можно осторожно окрасить от светлого до темного оттенка, чтобы добавить интереса модели.
Техника цветовой модуляции может производить впечатляющие результаты и воплотить в жизнь модель, окрашенную в монотонный цвет, например, оливковый. При использовании этой методики некоторые этапы, таких как предварительное и последующее затенения, применяться не будут.

1.Вымойте все части
Очень важно избавиться от жира и пыли на поверхности модели, особенно при использовании акриловых красок.

Есть несколько способов обезжирить пластик. (о способах я расскажу в будущем)

2.Грунтовка
Причины применения грунтовки рассматрим в отдельных статьях. Проверить модель на наличие дефектов, линии швов и т.д. и исправить их.

3.Предварительное затенение (прешейдинг)
Это необязательно, но большинство моделей выигрывает от предварительного затенения. Грунтовка может сделать этот этап ненужным, если правильно подобрать цвет.

4.Основной цвет (базовый)
Наносится при помощи аэрографа. Лучше нанести несколько полупрозрачных слоев, но будьте внимательны, чтобы не закрасить полностью предварительное затенение (если оно есть).

5.Выделите основной цвет и/или последующее затенение (постшейдинг)
Слегка приукрасить боле светлый оттенок основного цвета в центре панели и верхней поверхности. С камуфляжной схемой - распылите основной цвет и поочередно следующие цвета камуфляжа.
Темным оттенком с помощью аэрографа нанесите краску в углублениях и вдоль линии панели для имитации теней. С затенением можно очень легко перестараться, так что используйте очень тонкие слои краски и очень экономно и наносите в несколько слоев. Лучше мало, чем слишком много. Вам понадобиться хороший аэрограф и навык нанесения теней.

6.Защитный слой (лакирование)
Необязательно. Но многие моделисты считают это хорошим временем для нанесения тонкого слоя лака (обычно применяют Johnson"s Future/Klear). Он защитит работу от следующих этапов и позволит вернуться к этой стадии, если что-то пойдет не так.

7.Фильтры (масляные точки)
Необязательно. Но становится все более популярным, особенно сейчас, когда имеются в продаже готовые фильтры. Фильтр - очень тонкий прозрачный слой краски, который тонко изменяет цвет базового (основного) слоя и помогает смешать цвета на камуфляжных схемах.

8.Покраска деталей
Это может быть наилучшим временем для покраски инструментов и других подобных крошечных элементов на транспортных средствах. Многие элементы могут быть оставлены для последующих этапов, в зависимости от того, потребуется или нет применение к ним смывки или нет.

9.Смывка
Смывка применяется как на большой площади, так и на ограниченных областях. Со смывкой очень легко переусердствовать и тогда модели темнеют. Для авиации можно применять смывку из жидкоразведенной краски и капли Fairy. (об этой технологии подробнее в следующих статьях)

10.Глянец/Защитный слой
Переводные картинки (декали) должны быть применены на глянцевой или полуглянцевой поверхности, таким образом, настало время для нанесения еще одного защитного слоя. Некоторые моделисты «придают блеск» только на тех областях, где будут применены переводные картинки, а другие моделисты предпочитают наносить «блеск» на всю модель. Частично Ваш выбор может зависеть от того был ли уже нанесен защитный слой лака или нет.

11.Переводные картинки/Маркировка (декали)
А также это хорошее время для применения отличительных знаков и нанесения единиц маркировки с помощью краски. Подробнее о переводных картинках читайте в статье «Применение водных переводных картинок».

12. Защитный слой
Да, еще один защитный слой. У этого этапа две цели. Первая цель - защита переводных картинок перед этапом выветривания. Вторая - изменение глянцевой поверхности перед конечными эффектами, Вы можете нанести слой матового или полуглянцевого лака по всей поверхности модели.

13. Сколы, царапины, ржавчина
Осыпавшаяся краска, ржавчина, стружка, царапины и т.д. применяется с очень тонкой кистью или даже зубочисткой. Наносятся на различных местах модели, и Вы сможете добавить дополнительные сколы или царапины позже. Помните, что легко добавлять царапины, но очень трудно удалить их, так что не переусердствуйте.

14. Легкая пыль с аэрографом (очень эффектно)
В нижней части транспортных средств и снизу и шасси самолетов можно нанести тонким слоем краски очень легкий слой «пыли». Этот слой должен быть очень прозрачным.

15. Тяжелая грязь и пыль
Эта стадия, главным образом, относится к транспортным средствам. Пигменты и/или измельченные пастели наносятся кистью, смоченной в скипидаре. Если Вы хотите нанести толстый слой грязи, то вместо скипидара применяется смола или лак, но вполне применим гипс и пигмент .

16. Легкая грязь и пыль (припыление)
Применяются сухие пигменты и/или измельченные пастели в дополнение к предыдущему этапу, или вместо него, в зависимости от степени выветривания и грязи, которую Вы копируете. Без этой техники модель будет выглядеть игрушечной, любой танк или БТР должен быть в пыли.

17. Детальный износ и разрывы (следы эксплуатации)
Включает в себя масляные и топливные пятна, полосы дождя, загрузочные знаки и любые другие признаки использования транспортного средства, которые появляются поверх других признаков «старения».

18. Заключительное выветривание пыли
Возможно, Вы захотите рассмотреть вопрос о придании другой модели очень легкий слой пыли, это можно сделать с помощью сильно разбавленной краски и нанесение с помощью аэрографа. Нанесение должно быть очень легким на этом этапе, чтобы избежать замачивания или удаления любого из сухих пигментов.

20. Заключительный защитный слой
Ваша модель является полной и выглядит великолепно. Искушение состоит в том, чтобы нанести слой матового, глянцевого или полуглянцевого лака для защиты модели. К сожалению, это может ухудшить вид модели. Если Вы использовали сухие пигменты, то любой лак будет смешивать их вместе, что сделает их совершенно невидимыми. Кроме того, часть интереса к модели - различные блики на различных частях модели, которая станет однородной после нанесения слоя лака. (не советую, лучше спрятать в стеклянный короб)

Если Вы действительно чувствуете потребность защитить Вашу модель, то сведите их к минимуму. Матовые области или где были добавлены сухи пигменты, должны получать очень легкое и тонкое нанесение лака (лаки бывают разной матовости), и удостоверьтесь, что Вы очень хорошо смешали матовый лак. Рассмотрите использование лаков с различными блесками, чтобы добавить интерес к модели.

В кругу начинающих моделистов не принято красить первую модель. Потому мы поговорим про тот момент, когда вы чувствуете необходимость наполнить «горы пластика» цветами и придать им лакированный блеск. Согласитесь, одними переводными рисунками здесь не обойтись, поэтому рассмотрим процесс окраски моделей детально.

Что понадобится в первую очередь?

Это деньги, причем деньги немалые. Необходимо учесть тот факт, что моделист тратит на свое хобби порядочные суммы, однако расходы сполна окупаются потрясающей эстетикой моделей и удовольствием от создания потрясающих моделей из вороха пластиковых деталей. В зависимости от способа окрашивания вам понадобятся:

Краски или эмали

Под словом «краски» мы подразумеваем вещества, которые не так просто, а порой и вовсе невозможно смыть водой. Они наносятся раз и навсегда, с ними стоит быть особенно осторожным. Их вы или не смоете, или сполна надышитесь растворителями. Что же касается эмали, большинство из них можно с легкостью смыты растворителями. На тематических форумах вы найдете множество советов от мастеров, которые привыкли считать себя «истинами в последней инстанции». Стоит отметить, что найти «свои» краски и эмали можно методом проб и ошибок. Потому не рекомендуем ввязываться в споры на форумах - они лишь отнимут у вас энергию и потратят нервные клетки.

Какими принципами стоит руководствоваться в процессе выбора?

Рекомендуется экспериментировать со всеми вариантами. Однако необходимо учитывать и свойства красок, эмалей. Например, нитрокраски обладают резким запахом и не подойдут людям с особенно чувствительным обонянием, не рекомендуется использовать их и при присутствии в комнате маленьких детей (до 12 лет). В этом случае обратите внимание на водоэмульсионные и акриловые краски - они обладают менее резким запахом. Отметим также, что упомянутые выше нитрокраски просты в использовании, но легко просачиваются через прозрачные детали и плохо смываются с рук после работы.

При окраске львиной доли моделей вам потребуются эмали или краски следующих цветов:

  • Серебряный
  • Черный
  • Белый

Краски этих цветов следует приобрести в первую очередь, остальные можно докупать в зависимости от моделей, над которыми вы работаете в данный момент. Главное никогда не смешивать краски на разных основах и эмали разных производителей - они могут прийти в негодность. Что же касается количества, то одной банки эмали или краски, при окрашивании аэрографом, хватает в среднем на 2 модели. При работе с кисточкой - на 1 модель, при окрашивании мелких деталей и элементов - на 9-11 штук. Новичку лучше приобрести классические краски в банках - они подходят и для работы кисточкой, и для окрашивания моделей посредством кисточки.

Грунт

Масса, наносимая на поверхность модели, которая фактически играет роль соединительного материала между пластиком и краской (эмалью). Материал подбирается индивидуально, в зависимости от используемых вами красок или эмалей. Важно учесть особенность нитрокрасок - при окрашивании модели кисточкой она слегка въедается в пластик - в этом случае можно обойтись и без грунта. Но при работе с водорастворимыми красками и эмалями использование грунта обязательно. В противном случае вы столкнетесь с адгезией - вода будет капельками скатываться на поверхности модели, равномерного слоя окрашивания добиться не удастся. В случае, если вы работаете с аэрографом грунт необходим всегда - в противном случае краска потрескается и равномерно на поверхности модели не закрепится.

Лак

Лакировка окрашенной поверхности необходима для обеспечения долговечности и практичности модели, а также для придания ей завершенной, максимальной эстетики. Вы сможете протирать и мыть изделия, не боясь сползания краски и появления трещин. Такие изделия не стыдно показать друзьям, они смотрятся эффектно и профессионально. Лаки принято подразделять на нитро- и водорастворимые. Так при использовании нитрокрасок стоит использовать нитро или акриловый лак. При окрашивании поверхности водорастворимыми красками нужно учитывать специфику их структуры и покрывать только специализированными лаками, рекомендованными производителями. Интересно, что краски, эмали, лаки и грунты продаются в виде аэрозолей, которые не требуют растворителя и просты в использовании. Однако их стоимость на порядок выше цены классических материалов.

Растворитель

Нужен для разбавления и оттирания красок, эмалей. Определиться с выбором предельно просто: на начальных этапах рекомендуется использовать средства, указанные на упаковке с красящими материалами. По мере нарастания опыта вы сможете экспериментировать с растворителями и подбирать наиболее подходящие самостоятельно. Однако все производители красок выпускают для них специализированные растворители (разбавители) и подобрать что-то лучшее навряд ли удастся (только если нечто более дешевое). Если на краске стоит пометка «разбавить водой», то лучше использовать кипяченую или дистиллированную воду - она не содержит минералов и прочих ненужных примесей.

Смыватель

Техническая смывка - это средство для очистки кистей, инструментов, рук, рабочей поверхности и других испачканных вами предметов. Не путайте ее со «смывками», применяемыми в попытках искусственно «состарить» модель и добавить визуальных эффектов. Отметим также, что эмали лучше смывать растворителем, а вот для красок (не водорастворимых) стоит использовать техническую смывку. Очистку стоит производить сразу после завершения работ, не дожидаясь высыхания и затвердевания красок.

Тара

Обычно краски в банке густые и при работе их необходимо разбавлять. Проще всего использовать для этого жестяные крышки, в которых вы сможете смешать краску и растворитель. Не рекомендуем выбрасывать крышки после использования - со временем они не только пригодятся вновь, но и составят полноценную палитру, с помощью которой вы сможете подбирать необходимый оттенок для исполняемых моделей. Здесь же можно повторно размешать краски с растворителями. При образовании трещинки на поверхности моделей вы также сможете повторно развести остаток в крышке и использовать его в качестве «ремонтного материала». Для тары также подойдут стеклянные пузырьки из-под всевозможных лекарств и продуктов.

Как выбрать способ покраски?

В целом все моделисты разделяются по своим предпочтениям в выборе одного из двух типов окраски моделей - посредством кисточки или с помощью аэрографа. Согласитесь, вам не так важно, как и чем красить, главное - получить отлично окрашенную модель. Потому для первых моделей подойдут варианты из цветного пластика. После успешной сборки изначально окрашенный пластик можно слегка украсить узорами на свой вкус. И уже после опыта успешной сборки вы сможете приобретать неокрашенный пластик и самостоятельно насыщать его поверхность цветом.

Если ваши домашние не против дальнейших экспериментов, приобретаем модель, которую потребуется окрасить целиком и полностью. Далее определяемся, чем будем красить - кисточкой или аэрографом? Первый способ - сложен и экономичен. Второй - более дорог и эстетичен. В случае работы с кистями никаких других инструментов не понадобится, а вот для аэрографа придется приобрести компрессор. Проверьте свою способность окрашивать поверхность кисточкой ровно. Для этого возьмите обычное стекло и постарайтесь равномерно нанести на него краску, не допуская появления пузырьков, разводов и прочего. Если получается - работайте кистью. Если же все попытки не увенчались успехом - сделайте выбор в пользу аэрографа.

Также для окрашивания можно использовать специальные аэрозольные баллончики, однако не забывайте, что этот способ покраски самый дорогой. При выборе способа окрашивания кисточками - приобретайте инструменты. Не скупитесь на покупку кистей разной толщины, формы, изготовленные из разных материалов. При выборе аэрографа - приобретите компрессор, не забудьте при необходимости использования вытяжки.

Собираем модель под покраску

Помните анекдот «Все инструкции по сборки на русском языке должны начинаться с фазы «Ну что, сломал?»». Разбивайте этот миф, и внимательно читайте инструкцию и собирайте модель в строгом соответствии с рекомендациями. Однако учтите важный нюанс: после итоговой сборки прокрасить изделие полностью уже невозможно. Потому заранее посмотрите, какие детали стоит покрасить, прежде чем наклеить следующие. Так фигурки стоит красить полностью, за исключением вооружения.

Бронетехнику также красим полностью (корпус), отдельно перед прикреплением окрашиваем колеса, гусеницы, оборудование, ящики и прочие элементы, в частности внутреннее убранство техники. Вы едва ли достанете кисточкой до руля после сборки - красьте его отдельно. Учитывайте индивидуальную конструкцию каждой модели, ведь по своей сути она уникальна и неповторима, оценивайте фронт работ заранее и экспериментируйте. Первый блин может и не быть «комом», если вы заранее все просчитаете.

Отделочные работы

В процессе отделки модели учитывайте последовательность этапов работ, которые в итоги позволят вам получить по-настоящему красивую, полноценно созданную модель. Итак, представляем вам алгоритм.


Подготовка

Учитываем важный нюанс: на шероховатую поверхность краска ложиться лучше, чем на идеально гладкое изделие. Одновременно отметим, что шероховатости всегда портят внешний вид модели. Потому перед покраской неровные поверхности обычно разглаживают и полируют. Обычно для этого используется «шкурка» зернистости М-40 и меньшей. Идеальные полировочные материалы можно приобрести и в магазинах для моделистов, однако стоимость их чуть выше, чем на том же рынке. «Шкурку» смачивают водой и приступают к полировке поверхности, удаляя, в том числе, следы клея. В идеале начинайте работу крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к более мелкому «зерну». Продолжаем полировать поверхность, пока она не станет идеально гладкой. Заметим, что большое количество продолговатых и выступающих элементов существенно увеличивают фронт работы, но пренебрегать их полировкой не стоит.

Далее готовим детали непосредственно к покраске - насаживаем их на оправу или другие держатели, где элементы будут находиться в процессе окрашивания и высыхания. Минимальное количество моделей имеют конструкцию, позволяющую красить детали, не срезая их с литников. Часто в качестве держателей используются обычные зубочистки, палочки и те же литники. Элемент крепят к держателю таким образом, чтобы он не касался никаких поверхностей. Место крепления к держателю = место крепления к модели, потому его можно спокойно оставлять неокрашенным. В процессе наполнения цветом первых моделей можно использовать край стола в качестве подставки для оправки, в дальнейшем рекомендуем вооружиться специальной доской с множеством отверстий, куда можно будет крепить несколько оправок одновременно. Внимание: после насадки деталей руками ее не касаемся.


Обезжиривание поверхности

Для качественного окрашивания необходимо заранее обезжирить поверхность. При этом использовать можно как специальные средства для моделистов, так и простые средства для мытья посуды и даже бензин. Чаще всего используется спирт - после обезжиривания с его помощью не требуется сушить детали, тогда как после использования бытовой химии нужно прополоскать водой каждую деталь и тщательно высушить. В процессе обезжиривания ни в коем случае не касайтесь детали руками. При попадании каких-либо частей (пыли, волосков) смахните их сухой кисточкой.

Первичная грунтовка

Напомним, грунтовка необходима для надежного крепления краски к поверхности изделия. В случае использования нитрокрасок она может и не понадобиться, однако при работе с другими красочными материалами, эмалями, а также при окраске баллончиком или аэрографом грунтовать модель обязательно. На прозрачные части в процессе грунтовки наносим защиту (подойдет простой малярный скотч), которую снимаем только после нанесения последнего слоя краски или финишной лакировки. Далее равномерно наносим грунт на поверхность. В случае образования неровностей НЕ СТИРАЕМ ее, а оставляем как есть и дожидаемся полного высыхания грунтованных деталей.

Промежуточная шлифовка

Выполняется в случае получения неровной поверхности по итогам грунтовки. Берем самую мелкозернистую «шкурку» и тщательно шлифуем грунт, убирая все подтеки, капли и бугорки. Будьте внимательны и осторожны: если вы слишком увлечетесь шлифовкой, то вполне вероятно, что некоторые места будут стерты «до пластика». В этом случае грунтование поверхности придется повторить.

Финишная грунтовка

После промежуточного шлифования всегда выполняется финишная грунтовка. Она позволяет покрыть составом чрезмерно «вычищенные» участки, а также создать идеально ровную поверхность. Будьте предельно осторожны: в процессе повторного, заключительного грунтования начинающие, да и опытные моделисты нередко вновь допускают образование подтеков и капель. Возможен вариант, при котором никаких оплошностей вы не допускали, но поверхность всё же кажется ребристой. В этом случае попробуйте вновь отшлифовать грунтовку, используя шкурку с более мелким зерном.

Основной тон

Под основным тоном понимается цвет наибольшей площади окрашиваемой поверхности. Его определяют по схеме, заранее планируя цветовую гамму. При этом в процессе работы со светлыми цветами (красный, желтый, бежевый, голубой и другие) под тон рекомендуется наносить белую краску - так модель будет смотреться намного ярче. Основным тоном может быть окрашена поверхность всей модели (при условии, что работаете вы не с красным цветом). Обычно наносится несколько тонких слоев - смотрятся они намного лучше, чем один жирный слой. При работе с водорастворимыми красками рекомендуется покрывать каждый слой бесцветным лаком.


Камуфляж

Процесс нанесения камуфляжа - самый ответственный момент в окраске любой модели. В ходе него вы можете создать либо идеальную эстетику изделия, либо окончательно испортить его. Отметим, что техника нанесения рисунка у всех моделистов разная и нарабатывается в процессе окраски множества моделей. Однако стоит все же придерживаться ряда правил. Так сначала наносят светлые тона и только затем - темные. Элементы, которые не нужно подвергать окраске, необходимо защитить простым малярным скотчем или специализированными жидкостями.

Финишная отделка

На этом этапе отклеиваются все защитные ленты (только после того как краска полностью высохнет), модель покрывается тонким слоем лака (при необходимости) и ему также дают высохнуть. Будьте внимательны: наносить лак необходимо в момент, когда все защитные покрытия еще не сняты. Далее, опять же при необходимости, на поверхность могут наноситься различные декали (переводные изображения). Ваша модель, наконец, готова. Отныне она положит начало вашей коллекции или же станет ее достойным продолжением. Осталось найти место, где расположиться модель и с гордостью продемонстрировать ее.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что стоит запастись терпением и постараться учесть все рекомендации, приведенные в этой статье. Поверьте, далеко не всегда первая модель получается идеальной. Моделист - это крайне терпеливый, усидчивый и действительно старательный человек. Каждая модель требует массы времени и сил, за что она сполна вознаградит вас своей потрясающей эстетикой и правдоподобностью. Наберитесь терпенья и дерзайте!

Вообще-то первую модель обычно не красят, поэтому переходим сразу ко второму шагу развития моделиста - к тому моменту, как он впервые задумался о том, что ворох «голого» пластика, украшенного «переводными картинками», как-то не очень красив…

Часть 1. Самое необходимое

Самое первое, что нужно моделисту, чтобы начать отделывать модели - это деньги. Много денег. Очень много денег. Вне зависимости от того, что и какими способами вы будете красить, вам необходимы следующие вещи:

1. Собственно, сами краски (или эмали)

Краска - это то, что нельзя потом растворить или смыть чем-то просто так. Потолки в квартире, допустим, красят водоэмульсионными красками, разводят их водой, а после высыхания вы их фиг ототрете. Эмали - их можно смыть, причем легко, собственным растворителем . Пример - акварельные краски, водой растворяете, водой же потом и смываете. Модели окрашивают и теми, и другими, можете пока на этом не зацикливаться; в дальнейшем в статье они будут, и те и другие, просто «краски», но в случае необходимост - будут выделены.

На различных форумах вы можете встретить ожесточенные споры «какие краски лучше», приводятся веские аргументы, порой дело будет доходить до драки... Не ввязывайтесь в такие дискуссии - во-первых, если вы с этим не работали, то ваше субъективное мнение только «подольет масла в огонь», а во-вторых, «всяк сверчок хвалит свой шесток», и каждый моделист работает теми лакокрасочными материалами , которые смог достать и к которым успел привыкнуть.

Так какую же краску выбрать?

Если у вас в семье маленький ребенок, то нитрокраски вам не подойдут - у них очень резкий запах. В этом случае вам стоит обратить свое внимание на ряд водоэмульсионных либо акриловых красок. Если вы увидите на пузырьке с краской надпись «Разбавляется водой» или «Разбавляется спиртом» - знайте, это ваши краски. Если же у вас есть вытяжка и к запаху растворителя все относятся спокойно, то можно выбирать нитрокраски - они проще в применении, но хуже отмываются с рук. Также нитрокрасками легко «прожечь» прозрачные детали и испортить пластик . Стоят и те, и другие, примерно одинаково.

Для окраски практически всех моделей требуются следующие краски:

  • Белая
  • Черная
  • Серебряная

Остальные краски, требуемые для конкретной модели, можно докупать постепенно, по мере надобности. Запомните, ни в коем случае не перемешивайте краски разных производителей или краски на разной основе (нитро- и вода, допустим) для получения нужного цвета, краски могут испортится !

Как правило, одной баночки хватает на 2-3 модели (если аэрографом красить) и 1 модели при окраске кисточкой, или 8-10 наборов солдатиков. Модель при этом средняя, типа самолета в масштабе 1:72 , либо танка или солдатиков в масштабе 1:35 . Для аэрографа также существуют специальные краски, очень жидкие, но их пока лучше не покупать - для кисточки они не подходят; в баночках же краска универсальна. Отсюда и разница в расходе краски - при использовании аэрографа краска разбавляется, ее «становится больше» и хватает на большее количество моделей.

2. Грунт

Это такая жидкость, наносимая на модель, которая не дает краске после высыхания отваливаться от этой модели. Для нитрокрасок и красок на водной основе грунты разные, и менять их нельзя.

Есть и еще один нюанс. Если при покраске кисточкой вы кладете нитрокраску на пластик, то она это пластик чуть растворяет, «вгрызается», и грунт не очень нужен; то при покраске водорастворимыми красками грунт необходим всегда - вода пластик не растворяет, и краска капельками соберется на поверхности. Это явление называется «адгезия », т.е. упрощенно «смачиваемость», или способность чего-то равномерно растекаться по какой-либо поверхности. Если не верите, то попробуйте простой водой равномерно «покрасить пластик». При покраске аэрографом грунт необходим всегда, вне зависимости от вида красок - краска ложится на поверхность уже «на излете» малыми порциями, и ей просто не хватит сил нормально «съесть» пластик и «приклеиться» к нему.

3. Лак

Лак необходим для того, чтобы ваша модель долго радовала ваши глаза, и вы спокойно могли бы, допустим после праздника и прелюдного показа ваших достижений, пойти и помыть модель под краном, не боясь испортить декали (переводные картинки) и краску. Лаки также бывают нитро- и водорастворимые. Если вы красили нитрокрасками, то лак может быть нитро- или акриловым (водо- или спирторастворимым); если вы красили водорастворимыми красками, то нитролак может все испортить, поверхность «вздуется» и «поднимется». Кроме этого, при использовании водорастворимых акриловых красок лаком следует покрывать чуть ли не каждый слой - эти краски крайне нежны. Обычно фирмы, выпускающие водорастворимые краски, выпускают и лаки для этих красок, так что покупайте обязательно.

Грунт, лак и краска также продается в аэрозольных баллончиках. Можете покупать как для моделей, так и для автомобилей - лишь бы цвет подошел. Растворитель для них не нужен, они уже разведенные. Но это для экстремалов с большим кошельком - расход лакокрасочного материала большой, а в квартире, помимо модели, вы покрасите все, что будет находится «на линии огня» баллончика.

4. Растворитель

Тут все просто - берите то, что на краске написано. На начальном этапе это убережет вас от лишней нервотрепки. Потом уже, когда у вас будет опыт и куча ненужных баночек с краской, можете начинать экспериментировать, покупать «сторонние» растворители и т.д. Так же как и для лаков, фирмы-производители обязательно выпускают и растворитель (иногда называется разбавитель) для своих красок. Если же написано «Разбавляется водой», то можете смело разбавлять кипяченой, а лучше дистиллированной, если достанете. Сырой из-под крана или родника разбавлять не рекомендуется, все-таки там куча всяких солей, минералов и т.д.

5. Смывка

В отличии от смывки, употребляемой моделистами в смысле «состарить модель», смывка техническая - это жидкость, которой моют кисти , инструмент , руки, мебель и т.д. и т.п. после покраски. В качестве смывки можно использовать тот же растворитель, которым вы краску разбавляли, а можно купить и специальную. Если вы красили эмалями, то смывать можно ее растворителем, а если красками - то лучше использовать специальную смывку. Инструмент лучше мыть сразу по окончании работы, иначе потом засохшую краску замучаетесь отчищать.

6. Тара

Как правило, краски в баночке густые, и эти баночки продаются залитыми «под завязку». Для работы кистью краску можно капать в крышечки от пива или водки, туда же капать растворитель, перемешать и этим красить. После окраски крышечку выбрасывать не надо - во-первых, у вас со временем накопится палитра, по которой вы можете подбирать нужный оттенок для конкретной модели.

Во-вторых в этой крышечке вы можете развести такую же краску еще раз (если попробуете развести другую, то они могут смешаться и получится другой оттенок), и в-третьих, если вы красили эмалью и у вас случится нечаянная царапина на старой модели а краски нет, вы можете попробовать развести то, что осталось в крышечке и этим «замазать». Также рекомендую зайти в аптеку или пройтись по своему дому и спросить стеклянные пузырьки из-под лекарств у старушек. Будьте уверены, они будут безмерно счастливы, если вы предложите им за каждый пузырек денежное вознаграждение. Вам, который покупает краску (а одна баночка стоит не менее двух батонов хлеба), это будет совсем не накладно, и им, в современном мире, будет очень нужно. Если вы стесняетесь, то идите в аптеку и покупайте самые дешевые лекарства в требуемой таре. На сегодняшний момент по цене одной баночки краски можно купить десяток пузырьков с «Нафтизин»ом.

Часть 2. Выбираем способ окраски

Подавляющее число моделистов можно разделить на два противоборствующих лагеря - то, кто красит кисточкой, и те, кто красит аэрографом. Не будем вдаваться в столь жаркие дискуссии, кто сильнее - слон или кит, а попробуем разобраться, чем они отличаются и что нам нужно.

Сейчас нам не важно, как мы будем красить - нам главное получить красивую модель, чтобы в следующий раз нам не сказали «Опять мазней занимаешься». Для первого раза купите модель, которую практически не надо красить - в наборе идет разноцветный пластик. Особенно этим любят баловаться производители, которые выпускают модели машинок и кораблей . Если вы видите большую, красивую, не российскую коробку с машинкой или парусным корабликом, то скорее всего там разноцветная пластмасса, хотя лучше проконсультироваться с продавцом. Вам остается только ее склеить и чуть подкрасить кисточкой для пущего эффекта. Зато вы можете сказать «Я красил!» и продолжать свой нелегкий путь в дальнейшем совершенствовании отделки моделей.

Сделали? Получили согласие домашних (мам, пап, жен, детей и т.д.) на продолжение экспериментов? Переходим дальше - покупаем модель, которую надо красить ВСЮ. ОТ и ДО.

При окраске больших поверхностей уже стоит задуматься - красить кисточкой или аэрографом? Первый способ дешевле и доступнее; зато второй красивее, быстрее и дороже. При окраске кисточками вам нужны только кисточки, а при окраске аэрографом вам нужен аэрограф и еще компрессор . Возьмите лист стекла и попробуйте его покрасить кисточкой так, чтобы было ровно, без бугров и разводов. Получилось? Тогда вам аэрограф не нужен, продолжайте в том же духе. Если не получилось - попробуйте еще раз. Не получается даже после десятого раза? Вы безнадежны, вам придется покупать аэрограф… Или аэрозольные баллончики, на первое время.

Выбрали, чем красить будете? Если кисточкой - то покупайте кисточки, всякие и разные, вкусные и сладкие, беличьи и колонковые, большие и малые, круглые и плоские… Если баллончиком - покупайте нужные цвета. Если аэрографом - то аэрограф и компрессор. В двух последних случаях вам также потребуется вытяжка. Хотя по ценам оба последних способа сравняются к концу первого года, и в дальнейшем аэрограф начнет дешеветь.

Часть 3. Сборка модели под окраску

Сначала внимательно просматриваем инструкцию по сборке. Как правило, она составлена таким образом, что модель после сборки остается недоделанной. Как? Очень просто - после приклейки последней детали вы уже не можете покрасить в большинстве мест.

Поэтому ВНИМАТЕЛЬНО изучаем каждую деталь и оцениваем, куда сможем залезть после приклейки, а куда не сможем. Если сможем - то приклеиваем, если нет - то красим сначала, а потом уже приклеиваем.
Для фигурок можно клеить все, кроме вооружения, для бронетехники - все, кроме колес, гусениц, ящиков, лопат, ломов и т.д.; также сначала клеим и красим кабину. Как правило, после склейки корпуса достать кисточкой до руля, сидений и педалей уже невозможно. Для моделей летательных аппаратов приклеивать вооружение, шасси, антенны не нужно - они окрашиваются отдельно от фюзеляжа, крыльев и т.д. Время окраски кабины выбирайте по мере своих возможностей: сможете отдельно окрасить и аккуратно вставить - окрашивайте отдельно.

Каждая модель индивидуальна, так что ориентируйтесь на свой опыт, смекалку и везение - оторвать и переделать всегда можно, однозначных рекомендаций тут быть не может. Но если вы боитесь все испортить - лучше купить две одинаковые модели, на первой тренироваться, а вторую делать уже ориентируясь на ляпы первой.

Часть 4. Отделка модели.

Есть некая последовательность, которой следует придерживаться, если вы хотите получить красивую модель.

1. Подготовка поверхности

Общеизвестно, что на шероховатой поверхности краска держится лучше, чем на полированной. Однако шероховатая поверхность на маленькой модели существенно ухудшает ее вид. Поэтому перед нанесением первого слоя лакокрасочного материала модель следует сделать как можно глаже, а надежность покрытия мы достигнем другим хитрым способом, о котором поговорим ниже.

Большинство моделистов выглаживание модели производит шкуркой. Если вы будете покупать шкурку не в модельных магазинах - то берите М40 и мельче. Если в модельных магазинах - то вам там предложат готовый набор шкурок, это дороже, но и головной боли меньше. Берете шкурку, мочите в воде и трете модель до тех пор, пока не сотрете клеевые швы и заляпанные клеем части до такой степени, что они не будут заметны на ощупь.

Шкурку время от времени надо менять на более мелкую до тех пор, пока вы не ошкурите модель самой мелкой, какая у вас есть. Если на модели много выступающих маленьких частей, вроде заклепок, имитации стыков листов обшивки и т.д., то мучиться вы будете долго. Это не страшно - не стесняйтесь признаваться, что вы одну модель вышкуривали полгода. Во-первых, это подчеркнет вашу терпеливость, а во-вторых это подчеркнет то, что вы относитесь к моделированию вдумчиво, а не тяп-ляп. В дальнейшем вы найдете в себе еще много всего хорошего, а ваши домашние будут безмерно счастливы, что вы не пропиваете зарплату, не шляетесь по ночам, не изменяете жене или просто любимой девушке (некогда просто), и у вас растут золотые руки. Ну, или хотя бы делают вид…

После того, как вы все зашкурили, детали модели надо куда-то насадить (обычно это называется оправкой), чтобы не покрасить себе руки, и после окраски не держать детали до высыхания. Очень редко литники модели сконструированы так, что красить детали можно не срезая их с литников, поэтому в ход может идти все, на что упал глаз - зубочистки , те же литники от моделей, палочки от мороженого и т.д. Надо приклеить деталь к этим оправкам тем местом, которым потом она будет приклеиваться к модели. После этого оправку надо куда-то воткнуть так, чтобы деталь ничего не касалась. На первое время оправку можно класть на край стола и прижимать книгой, а на будущее придумать досочку с кучей дырочек, в которую вы будете вставлять оправки, как карандаши в стаканчик настольного письменного прибора.

Насадили? Все, детали руками больше касаться нельзя.

2. Обезжиривание

Для того, чтобы лакокрасочные материалы лучше держались, модель надо обезжирить. В ход можно пустить все, что под руку попадется - мыло, фэйри , бензин… Все, что растворяет жир. Лучше всего, конечно, обезжиривать тонким слоем спирта, но где же его столько взять? Не знаете, как обезжиривать спиртом? Делаете глоток, дышите на ватку, и этой ваткой, тонким слоем, протираете модель. Да, жалко, что спирт быстро кончился, а модель даже наполовину не обезжирена…

Ну что ж, после обезжиривания надо удалить все следы обезжиривателя - если спирт или бензин , то сам высохнет, а если мыло, фэйри или еще какая кухонная химия - то надо прополоскать модель под струей воды и поставить сушиться. Главное - не касайтесь модели руками. Если увидите соринку или волосок - смахните обезжиренной кисточкой.

3. Первичное грунтование

Вообще-то про необходимост ь грунтования уже было сказано, но лучше повторить: «Грунт - это такая жидкость, наносимая на модель, которая не дает краске после высыхания отваливаться от этой модели». Не хотите грунтовать - пожалуйста, не надо. Только проведите эксперимент - нанесите грунт на кусок литника от этой модели, дайте высохнуть, а потом окрасьте одновременно покрытый грунтом литник и не покрытый. Дайте краске высохнуть, а потом попробуйте ее сцарапать ногтем. Если есть разница - то делайте так, как лучше. Если разницы нет, то может и правда, грунт на этой модели, для этой краски, при таком методе нанесения лакокрасочного материала, излишен.

Нанесите защитное покрытие на прозрачные части. Как правило, для этого походит малярный скотч. Защитное покрытие снимется после окончательного лакирования, (или последнего слоя краски, если вы не хотите покрывать ее лаком). После этого равномерно нанесите грунт на модель. Если вы посадили грунтом каплю - не стирайте ее, а дождитесь высыхания и переходите к следующему пункту.

4. Промежуточное шлифование

Если вы не удовлетворены гладкостью поверхности после грунтования, то промежуточное шлифование - это ваш шанс все исправить. Берете самую мелкую шкурку, какая у вас есть, и шлифуете грунт. На этом этапе уже становятся заметны недочеты, допущенные при подготовке поверхности к нанесению грунта. Если у вас потек от грунта - также сошлифовываем его. Если вы увлеклись, и сошлифовали грунт до пластика, то операцию грунтования в этом месте придется повторить.

5. Окончательное грунтование

Если вы использовали промежуточное шлифование, то вам просто необходимо произвести эту операцию. Во-первых с ее помощью окончательно покрываете всю поверхность, а во-вторых окончательно убеждаетесь в том, что ровность поверхности вас удовлетворяет (на этом этапе вы как бы имитируете нанесение краски). Если поверхность вас не удовлетворяет (видны риски от шкурки), то либо вы шлифовали очень грубой шкуркой, либо при промежуточном шлифовании что-то упустили. Способы устранения неисправностей - повторите пункты 4 и 5 еще раз, уменьшая величину зерна шкурки и увеличивая длительность обработки методом ошкуривания.

6. Нанесение основного тона

Посмотрите внимательно на схему окраски и прикиньте, зон какого цвета больше (по площади). Это и будет основной тон. Исключение составляют светлые тона - желтый, серебряный, красный, голубой, светло-серый и т.д. Если основной тон светлый, то всю модель лучше всего сначала окрасить белой краской (на ней светлые цвета смотрятся ярче), а уж потом нанести основной тон. Основным тоном можно окрасить всю модель при условии, что это не красный цвет. Задувать с одного захода модель не стоит, лучше нанести несколько тонких слоев. Если вы работаете водорастворимыми акриловыми красками, то после нанесения последнего слоя следует покрыть модель бесцветным лаком.

На этом этапе риски от шкурки становятся еще заметнее. Если вы не хотите их видеть, повторите пункты 4 и 6. Если при этом вы опять прошкурили краску и грунт до пластика, то надо выполнить пункты 4, 5, 6; при этом пункт 5 выполняется не на всей модели, а только в тех местах, где вы дошли до пластика.

7. Нанесение камуфляжа

Неосторожным движением кисти или аэрографа вы можете испортить весь внешний вид модели, поэтому внимательно отнеситесь к этой операции. Вообще-то каждый моделист выполняет нанесение камуфляжа своим любимым способом, но есть несколько правил, которых придерживаются все. Вот они: сначала наносятся светлые тона, затем темные; нерабочие (не окрашиваемые) участки закрываются масками (все, что угодно - от листка бумаги и скотча до всяких спецжидкостей). Также, как и при нанесении основного тона, окрашивать с одного захода модель не стоит, лучше нанести несколько тонких слоев. Если вы работаете водорастворимыми акриловыми красками, то после нанесения последнего слоя следует покрыть модель бесцветным лаком. Если камуфляж многоцветный, то лаком следует покрывать после каждого нанесения цвета.

8. Окончательная отделка

Тут уж творите, что хотите - собирайте модель, наносите декали , старьте, смывайте… Нет на этом этапе строгих рекомендаций - каждый сам за себя, каждый строит, что он хочет и как может. Иногда удобнее нанести декали, а потом склеить, а иногда склеить и потом нанести декали. Только вот старить лучше всего после - чтобы старить одновременно и модель, и декаль.

Главное - если будете наносить лак после всего этого, то не снимайте маски (защитное покрытие) с прозрачных частей. Иначе от лака прозрачность может потеряться, особенно если это нитролак. Хотя матовый лак на стекле - тоже мало хорошего…

Часть 5. Заключение

Если вы внимательно прочитали всю статью - вы можете заниматься моделизмом ! Самое главное терпение, а остальное приложится. Моделизм - он такой, большого времени требует…

Вконтакте

Мастер, который предпочитает надежные, проверенные инструменты и техники, неизбежно проигрывает индивидууму, который дополняет их современным техническим оснащением. Так можно описать растущую популярность такого приспособления, как аэрограф для моделизма. Эффективность такого инструмента легко объясняется. По сравнению с работой кистями, используя аэрограф для моделей, легко достичь не просто большей производительности труда, но и лучших результатов окрашивания. Вдобавок, мастер получает возможность без особого труда создавать сложные эффекты, для которых требуется высочайшая квалификация пользования классическим инструментальным набором.

Первое и главное преимущество, которым обладает аэрограф для моделирования — возможность легкого нанесения очень равномерного слоя краски. Для такого результата при работе кистью мастер должен обладать высочайшей квалификацией, предсказывать растекание окрасочной смеси, в некоторых случаях производить шлифовку и полировку.

Чтобы получить те же показатели поверхности, действуя аэрографом для моделистов, достаточно овладеть правильной техникой движения инструмента и методикой его регулировки. Это позволяет:

  • наносить тонкие, ровные слои грунтовки, затрачивая в разы меньше времени на достижение нужного результата, в сравнении с работой кистью;
  • формировать очень тонкие пленки краски, чего не могут предложить стандартные техники окрашивания;
  • получать огромную экономию времени при практически гарантированных результатах — вместо одной модели мастер может заканчивать несколько.

Следующее преимущество аэрографа — универсальность. Одним инструментом, при правильном выборе диаметра сопла и схемы регулирования, можно рисовать тонкие линии, работать по площади, делать окраски по маске, варьировать толщину наносимого слоя и еще многое другое. При сравнимой квалификации исполнителя кисть не может дать всего богатства возможностей, вдобавок, для каждого рода операций придется пользоваться отдельным инструментом.

И еще одно, самое привлекательное для некоторых пользователей достоинство аэрографа — легкость создания цветовых переходов . Чтобы получить практически фотографическое качество изображения, мастеру кисти нужно иметь крайне высокую квалификацию, затрачивать много времени. А вооруженный современным инструментом исполнитель создает красочные, детализированные, богатые переходами цвета картины быстро и с отличным результатом.

Универсальность аэрографического приспособления дает возможность его использования и в смежных областях деятельности. К примеру:

  • выполнение аэрографии на мобильных телефонах;
  • росписи тортов специальными красками;
  • создание уникального дизайна ногтей;
  • окрашивание уникальных кукол, фигурок;
  • создание высокохудожественных елочных игрушек;
  • работа над эксклюзивными сувенирными изделиями.

Перечислить все виды деятельности, где выбор аэрографа для моделизма позволит показать отличные результаты, практически невозможно. Все ограничивается только квалификацией и уровнем фантазии владельца такого универсального приспособления.

По каким критериям выбирают аэрограф для покраски моделей

Выбор инструмента для моделирования делается, чаще всего, с позиции начинающего. Мастер, привыкший работать кистью, имеет ориентировочный список требований к аэрографу, который формулируется только новыми возможностями. Поэтому первая купленная модель чаще всего меняется на более совершенную с позиции новых, сформировавшихся в процессе использования критериев. Однако есть перечень конструктивных и других особенностей устройств, на которые может ориентироваться и начинающий.

Диаметр сопла

Характеристика диаметра сопла отвечает не только за возможности инструмента, но и за уровень требований к компрессору.

  1. С соплом 0,15-0,2 мм крайне удобно делать тонкие линии и прорисовывать мелкие детали изображения. Однако такой показатель формирует некоторые сложности. В частности, достаточно трудно работать акриловыми красками — размер их частиц больше, чем у эмали и других типов красителей. Аэрограф чаще забивается, требует тщательной чистки. Частично эту проблему решает выбор конструкции сопельной насадки.
  2. Сопло 0,25-0,35 имеет наибольшее распространение. Если аэрограф дает возможность двойной регулировки, такой насадкой можно работать как над мелкими деталями изображения, так и по площадям. Нетрудно использовать и технику окрашивания по маске для формирования очень маленьких элементов картинки.
  3. Насадки большого диаметра позволяют быстро окрашивать большие площади. Они полезны для грунтовки, формирования фона, других работ, где важно быстро и равномерно покрыть краской значительную часть детали или части изображения.

Совет! Чтобы получить максимум возможностей, рекомендуется выбрать аэрограф для моделизма, в комплекте поставки которого сразу идет несколько насадок, или сменные сопла предлагаются в свободной продаже.

Регулировка

Главный аспект, который формирует многообразие регулировок аэрографа, формируется системой управления. Для моделизма выпускают модели:

  • с регулированием только потока воздуха для управления факелом;
  • с изменением только подачи краски, позволяющий изменять как размер пятна, так и интенсивность нанесения слоя;
  • двойного управления, как по красителю, так и по потоку воздуха.

В среде моделистов наибольшее распространение получил второй тип инструмента. Он легко и интуитивно понятно управляется: нажатием кнопки включается подача воздуха, а ее смещение по горизонтали меняет поток краски.

Совет! Для тонких работ лучше выбрать для покраски моделей аэрограф двойного раздельного управления с раздельными регуляторами. У таких изделий поток воздуха меняется путем поворота собственного вентиля, который чаще всего располагается под бачком краски.

Аэрограф двойного действия

Отдельные производители на рынке в продуктах среднего и высокого ценового диапазона предлагают различные удобные особенности. Например, регулятор натяжения пружины иглы , позволяющий индивидуально подобрать уровень усилий, а также отключение ограничителя подачи краски для удобной промывки устройства.

Конструкция сопла

От конструкции сопла зависит не только удобство его использования и долговечность, но и результаты применения. Самая распространенная на сегодня конструкция — на резьбе . Это прижимаемый гайкой элемент, тщательно отцентрированный, сделанный из высокотехнологичных материалов.

Покупая готовый комплект из аэрографа с компрессором, не стоит экономить на бренде. Многие производители, занимающиеся подделками, уделяют гораздо меньше внимания изготовлению сопла. В результате возможны протечки краски из-за некачественных прокладок, плохая центровка и прочие неприятности. Продукты известных брендов, напротив, предложат сопло, например, из износостойкого тефлона с высокими показателями качества прокладок и центровки.

Конусные конструкции насадки распыления предложат вариант установки с минимальным количеством деталей. Такое сопло расположено в специальном гнезде корпуса аэрографа. После установки на него надевается колпак, выполняющий функции прижима и герметизации, а также осуществляющий центровку по своему отверстию. У конусного сопла нет прокладок, опасности раскалывания слишком сильным прижимом и других неприятных особенностей конструкции.

Аэрограф с коническим соплом

— одно из самых технологичных решений. Оно вобрало лучшее от резьбовых и конусных вариантов. При установке используется колпак, но есть и прокладки для тщательной герметизации. Особенность самоцентрирующегося сопла — фасонная форма внутреннего отверстия. Оно резко меняет диаметр в направлении носика. В результате все крупные комочки краски, разнообразный мусор скапливаются и не попадают в зону распыления.

Аэрограф с самоцентрирующимся соплом

Есть и другие решения, предлагаемые отдельными брендами. Но вследствие их уникальности и возможности использования только с аэрографами определенного списка моделей большого распространения и популярности такие сопла не получили.

Тип смешивания

В аэрографах представлены следующие типы смешивания:

  • внешнее;
  • внутреннее.

При внешнем краска с воздухом смешиваются далеко от зоны подачи. При этом не гарантируется равномерный мелкодисперсный поток на выходе сопла. Поэтому данный тип инструмента не получил признания и распространения. У мастеров по покраске моделей в ходу аэрографы внутреннего смешивания: они позволяют плавно и тонко управлять потоком краски, обеспечивают равномерный поток для нанесения слоев высокого качества.

Аэрограф с внутренним смешением

Расположение емкости с краской

Конкретная технология (гибридная, сифонная) для малых потоков краски и ее достаточно жидкой консистенции практически не играют роли для моделиста. Мастеру важнее удобство работы, то есть расположение бачка с краской. Сегодня на рынке представлены:

  • модели с нижним расположением бачка;
  • изделия с верхним баком;
  • аэрографы, у которых емкость с краской расположена сбоку.

Все устройства имеют свои особенности и предлагают собственные удобные возможности. гарантирует быструю замену красителя. Достаточно намешать отдельно несколько сменных емкостей, чтобы без труда снимать и устанавливать их в устройстве. Это означает быстрое производство работ, однако аэрографы данного класса требуют повышенного давления воздуха на входе.

Модели с верхним баком наиболее просты. Им не нужно высокого давления на входе, краска поступает под действием собственной массы. Такой аэрограф — идеальный выбор для тонких работ, поскольку может обеспечить малый расход смеси. Одновременно такие устройства наиболее эффективно работают только в горизонтальном положении. При наклоне снижается показатель подачи краски, снизу на горизонтальных поверхностях рисовать не получится.

Заставит некоторое время привыкать к несимметричной развесовке инструмента. Взамен даст самые широкие возможности. Бачок так же быстро меняется, как у моделей с нижним расположением, можно рисовать на любой поверхности (включая потолок), держать аэрограф под всеми углами, проводить как тонкие работы, так и окрашивание больших площадей.

Обзор 3 популярных моделей

Рассмотреть весь рынок предлагаемых разными производителями аэрографов просто нереально. Однако во всем многообразии позиций нетрудно выделить изделия, которые популярны и предлагают набор возможностей для удовлетворения потребностей моделистов разных уровней. В рейтинг аэрографов для моделизма вошли устройства как для начинающих, так и опытных профессионалов.

Семейство продуктов JAS – лучшие аэрографы для моделизма, если рассматривать выбор начинающих . Это крайне простые устройства производства китайского бренда, отличающиеся достаточно высокой функциональной пригодностью. Характеристики:

  • удобный, двойной независимый принцип регулирования — отдельный вентиль для управления потоком воздуха;
  • верхняя подача краски, удобный большой бак 9 мл;
  • диаметр комплектного сопла — 0.3 мм;
  • резьбовой тип сопла.

Устройство данной модели — лучший выбор начинающего, желающего повысить свои навыки. Однако изделия бренда подтверждают негативную репутацию китайских производителей. Некоторые пользователи говорят о надежной многолетней работе устройства. Другие сталкиваются с браком даже при нескольких покупках подряд.

Удобный и многофункциональный аэрограф, которые понравится моделистам, заинтересованным как в производстве тонких работ, так и окрашивании больших площадей. Устройство имеет следующие характеристики:

  • три сопла в комплекте, от 0.25 до 0.66 мм;
  • емкий бак для краски в 13 мл, верхняя подача;
  • отдельная головка с веерным принципом краскопультного распыления для работы по большим площадям;
  • собственный комплектный шланг для подключения к компрессорам разных марок.

Устройство имеет двойной раздельный принцип регулирования , предлагает высокое качество комплектующих, высокий срок службы.

Устройство для профессионалов, гарантирующее очень широкий набор возможностей. Характеристики:

  • сопло самоцентрирующегося типа, с собственной иглой регулировки;
  • два сопла в комплекте — 0,15 мм и 0,4 мм;
  • два бачка краски, 5 мл и 3 мл;
  • верхний тип установки емкости;
  • шкала для точной установки регулятора подач;
  • двойное раздельное управление подачи одним рычагом: поток воздуха меняется силой нажатия.

Модель предлагает гарантированно высокое качество , удобна в использовании, выполнена в крайне компактном и легком исполнении.

Начинающие моделисты часто разочаровываются в результатах первого использования аэрографа. Причина в отсутствии необходимой моторики и навыков работы с таким инструментом. Краткий список советов выглядит так.


Это базовый набор советов, следуя которым, можно правильно подготовиться к главному процессу. Покраска моделей аэрографом требует особой моторики и техники управления инструментом.

  1. Аэрограф всегда двигается . При остановке инструмента обязательно образуется наплыв или более толстый слой краски. Поэтому движение должно начинаться включением подачи и ее отключением до окончания перемещения красочного приспособления.
  2. Нельзя накладывать несколько слоев непрерывной подачей. В этом случае краска ложится с пузырями, наплывами. Лучшая тактика — делать небольшие легкие мазки или вести длинные линии, включая и выключая подачу красящего состава.
  3. Нужно следить за состоянием кончика сопла. Краска после прекращения подачи имеет свойство засыхать в виде небольшой сосульки. Этот элемент негативно влияет на характер распыления и общие показатели равномерности факела. Поэтому наготове всегда должна быть ватная палочка с растворителем нужного типа. После того, как кусочек краски удален, аэрограф включают вхолостую для удаления остатков чистящего средства.

Важно! Моделизм обязательно учитывает и визуальное восприятие краски. Изделие всегда находится за толщей воздуха относительно наблюдателя, это своеобразный голубой светофильтр. Поэтому базовые слои краски должны быть всегда светлее желаемых для достижения нужного эффекта.

Можно ли сделать аэрограф для моделизма своими руками?

Сделать достаточно эффективный для решения определенных задач самодельный аэрограф для покраски моделей возможно. При этом доступно как создание устройства из подручных материалов, так и используя готовые узлы от других изделий.

Вариант 1 — Зубограф

Зубографом моделисты называют простой аэрограф, для которого источником воздуха служат легкие человека . Говоря простыми словами — в его трубочку дуют в процессе покраски. Хотя такой способ подачи краски нельзя назвать равномерным и обеспечивающим хорошую производительность, в некоторых случаях такое приспособление оказывается полезным.

Сделать аэрограф такого класса достаточно просто. Для него понадобится шприц, авторучка, трубочка (подойдет медицинская капельница) и емкость для краски.

Процесс создания устройства выглядит так.

  1. Ручка разбирается, из стержня удаляются чернила, трубочка тщательно промывается растворителем, высушивается.
  2. Пробка от пластиковой бутылки обрезается до половины. В ней монтируется игла шприца. К ее пластиковой части аккуратно приклеивают пустой стержень авторучки.
  3. В крышке баночки делается отверстие, в которое проходит стержень авторучки. Его следует подрезать и расположить так, чтобы конец находится с краю на дне банки. Также проделывается еще одно небольшое отверстие для прохода воздуха.
  4. Игла шприца изгибается нужным образом, после нагревания проводится внутрь корпуса ручки.

Сборка представляет собой соединение герметиком отрезанной пробки бутылки с соответствующей отвинчивающейся крышкой банки, позиционирование иглы внутри корпуса ручки и ее закрепление полимерным клеем. Использовать такой аэрограф просто: достаточно залить в емкость краску и дуть в отверстие ручки. Принцип работы основан на эффекте Бернулли — резкое падение давления в области быстрого движения воздуха.

Вариант 2

Более сложный аэрограф для моделизма своими руками обладает дополнительными возможностями. Он делается из остатков баллончика с краской и прочих частей других устройств. Прибор обеспечивает:

  • плавную подачу воздуха;
  • возможность использования внешнего компрессора или другого метода подачи;
  • достаточно хорошие показатели равномерности распыления.

Конечный вид изделия выглядит так:

Для сборки конструкции необходимы:

  • старый баллончик из-под краски с рабочим распылителем;
  • пила по металлу, сверла, резиновый клей;
  • пустая пластиковая бутылка;
  • старая автомобильная или велосипедная камера.

Процесс сборки выглядит следующим образом.


Для использования устройства достаточно залить внутрь краску, добавить растворитель для получения хорошей консистенции. Затем к клапану присоединяют велонасос или компрессор с функционалом ограничения давления. Пуск краски осуществляется нажатием на головку распылителя. Такой самодельный аэрограф достаточно функционален, чтобы равномерно окрашивать большие поверхности.

В качестве заключения

Каждый, кто хоть раз занимался моделизмом, рано или поздно приходил к осознанию, что наклейки и накладки, предлагаемые производителем в комплекте, не позволяют собранному танку или самолету смотреться хорошо. Поэтому стоит задуматься о самостоятельной окраске. Аэрограф позволит сразу, после небольшой практики, достигать приемлемых результатов и постоянно совершенствоваться. По сравнению с ним, кисти представляют собой инструмент, требующий непозволительно большого времени на получение минимально приемлемых навыков.