Пробы на кольцах что означают. Виды клейма на золотых изделиях в россии и мире

В чистом виде золото применяется крайне редко. Все ювелирные украшения, которые продаются в магазинах, частично состоят из золота, а также примесей других металлов – лигатуры. Это придает изделию дополнительную прочность, поскольку чистое золото – мягкий по своей структуру материал, а изделия из него быстро теряют свои первоначальные свойства – истончаются и склонны к поломке.

Покупая любые изделия из золота, пристальное внимание важно уделять наличию клейма на них, находящемуся рядом с механизмом замка, как правило, с обратной его стороны.

На цепочках клеймо проставляется на колечках, которые соединяют главную цепь с замком, на серьгах – на штифте, кольца подлежат пропечатыванию на внутренней стороне. Клеймо присуще всем золотым изделиям высокого качества.

На территории РФ в продаже реализуются изделия из золота, пробы которых относятся к 375, 500, 585, 750 и 999 качества.

Пробу ставят недалеко от клейма. Она предназначена для определения наличия в процентах чистого золота в изделии.

– основной показатель присутствия примесей в изделии, но для этой цели также предназначены клейма. Они проставляются после нанесения пробы и обязаны соответствовать всем требованиям государственных стандартов.

В нашей стране эти две процедуры проводятся Пробирной палатой, которая находится в ведении Министерства финансов. Сотрудники Федерального пробирного надзора отвечают за реальное соответствие проб и клейм государственным образцам, а также контролируют их подлинность.

Все изделия российского производства обязательно должны содержать два клейма – оттиск именника (знака) изготовителя и пробирное клеймо госинспекции.

При отсутствии оттиска клейма или пробы на изделии, можно предположить, что изготовление золотого украшения или другого предмета осуществлялось нелегальными методами.

Ввозимые на территорию нашей страны золотые изделия из других стран, также оснащаются отечественным клеймом.

До того, как проставить клеймо с цифрами, обозначающими пробу, ювелирное изделие проходит тщательную проверку. Только после определения его подлинности и натуральности, принимается решение о его клеймении.

Если на проверку передано ювелирное изделие, привезенное из другой страны, то его проба может быть ниже, чем указанная в документах на транспортировку. Поэтому на таком изделии проставляется клеймо с пробой на порядок ниже, чем в документах. При полном сомнении и несоответствии качества изделия заявленной в документах пробе, клеймо не проставляется.

Виды клейм:

  1. Основное – на нем в рамке располагается изображение женской головы в кокошнике, которая смотрит вправо и знак цифрами, обозначающий пробу. Буква, находящаяся в левой части от головы, обозначает, где именно клеймилось изделие – на территории какой Государственной инспекции.
  2. Дополнительное — используется для отдельных частей изделия и содержит одну пробу.

Для золотых изделий клейма изготавливаются в виде лопатки, состоящей из знака удостоверения, кода инспекции и номера пробы, к которой принадлежит металл.

Все знаки (именники) регистрируются в обязательном порядке и вносятся в каталог изготовителей.

В любом ювелирном заводе используется три основных способа нанесения клейма на золотых изделиях:

Следовательно, виды клейма на изделии определяются рядом некоторых моментов:

  • сложностью украшения;
  • особенностью расположения камней на нем (если они имеют место);
  • внешним видом;
  • ювелирным дизайном. Чем он изощреннее, тем сложнее поставить клеймо на золоте.

Каждый должен знать, покупая украшение или любое золотое изделие, что отсутствие пробы, клейма на нем – это первый признак подделки и низкого качества приобретения.

Стоит без стеснения попросить у продавца знаки качества на ознакомление, дабы не получить глубокое разочарование от такого «украшения».

То же самое относится и к продаже ювелирных изделий без клейма и пробы – это нарушение действующего законодательства, так как подобные реализации не преследуют интересы покупателей. Имея на руках чеки о покупке и сертификаты возврата, вернуть в магазин приобретенное некачественное ювелирное украшение не составит труда.

Виды проб отличаются друг от друга присутствием золота в общем сплаве целого изделия.

Самый низкий сплав по составу – золото 375 пробы. Золота в нем всего 37,5 %, остальное приходится на серебро и медь. Оттенок изделия зависит от преобладающего количества в нем того или иного металла, и разнится от светло-желтого до ярко-красного.

Блеск золота 375 пробы достаточно быстро меркнет от солнечных лучей и воздуха. Именно поэтому украшения из него делают крайне редко. Как правило, это могут быть недорогие обручальные кольца, привлекательные для покупателей по низкой цене.

Золото 585 пробы чаще всего используют для изготовления золота на украшения в нашем государстве. На золото в чистом виде в этой пробе приходится 58,5%, 8 % составляет серебро и 33,5% — медь. Данный сплав, как правило, очень прочный, имеет желтые или красноватые оттенки.

Сегодня в моду широко вошло белое золото, поэтому, в силу его популярности под пробой 585 придумали сплав всем известного белого оттенка. Для этого в него добавляют палладий и никель.

Золото 750 пробы, украшения из которого самые дорогие, качественные и престижные, является достаточно гибким в обработке. Благодаря чему из него удается изготовить изделия, имеющие по истине ювелирную точность.

Податливый металл этой пробы составляет основу самых дорогих украшений, составляющих особенные коллекции. Золото в данном сплаве составляет 75 %. Металл не тускнеет со временем, не перестает блестеть и отлично переносит воздействие самых сильных щелочей.

Золото 999 пробы – чистое золото в прямом смысле, имеющее самую высокую стоимость. Оно очень яркого цвета и подвержено воздействию любых, даже самых незначительных механических деформаций. Этот материал используется в производстве слитков.

Важно знать, как поставить изделие, если оно сделано на заказ у частного ювелира. Следует иметь в виду, что для постановки клейма с пробой на изделии нужно обратиться в Пробирную палату.

Поэтому, прежде, чем заказать работу у ювелира, следует попросить у него свидетельство о постановке физического лица на учет в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы не терять времени и денег. Приобретенное украшение с рук можно отнести в ломбард на предмет определение его подлинности и соответствия заявленным характеристикам.

В связи с тем, что ранее клейма на изделия наносились ручным способом, подделать их было невозможно, и любой ювелир мог самостоятельно отличить оригинал от ненастоящего украшения.

Сегодня высокотехнологичное оборудование, применяемое при изготовлении клейма, позволяет недобросовестным лицам осуществлять мошенничество и подделывать отличительные знаки, в виде клейма и пробы, нанося повышенные характеристики на несоответствующие проставленным пробам украшения или изделия из золота.

Чтобы попытаться самостоятельно определить подлинность клейма, стоит вооружиться хорошей лупой с достаточной степенью увеличения. В связи с тем, что в углубленные впадины клейма, может попасть грязь, украшение перед осмотром следует тщательно вымыть.

Поддельное клеймо соответствует настоящему только по внешним признакам, заметным на основе визуального осмотра.

Самое главное, что отличает подлинник от подделки – это четкость и ровность пробы. Кривые неровные цифры говорят о подделке.

Не всегда, конечно, неудачно проставленная проба — это 100% имитация, но в большинстве случаев она присуща изделиям из ненастоящего металла.

Также, неровные цифры внутри пробы могут говорить о подделке. Иногда именники делают вручную, а в связи с ювелирностью работы, возможны небольшие огрехи. Но это, как правило, исключение.

Клеймо на золоте является необходимым атрибутом, отличающим металл одного качества от другого, характеризующим подлинность изделия, его легальность и законность. Поэтому, покупая ювелирное украшение или любое другое золотое изделие, следует тщательно подходить к его выбору, чтобы не получить разочарование от покупки.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Золото - любимый всеми и один из самых востребованных драгоценных материалов. В натуральном виде для производства украшений он применяется редко из-за своей хрупкости, подверженности деформации и высокой цены. Чтобы узнать состав, количество благородного металла и примесей, ювелиры 17 века придумали определение «проба». Какие есть пробы на золото, и чем они различаются, подробно рассмотрим в статье.

Определяемся с понятием

Соотношение всех составляющих, образовавших сплав, указывает на его индекс качества. К ним относятся золото, серебряная и медная составляющая. Законодательство Российской Федерации предполагает обязательное клеймирование всех спаек, включающих металлы, именуемые как драгоценные. На поверхности таких вещей отпечатывается специальный оттиск, указывающий процентное включение чистого вещества в произведенном сплаве. Его именуют пробой или клеймом.

Существует несколько определений стандартов в мире.

Лотовая система

Употребляется в ряде скандинавских стран и считается одной из первых общепринятых таблиц определения проб золота и обозначения части основного вещества. Максимальный показатель составляет 16 лотов и соответствует 99,99% чистого металла в привычной нам метрической системе. Далее, отметки опускаются на две позиции вниз до окончательной цифры 6, обозначающей 375 стандарт.

Золотниковая система

Впервые появилась в царской России, во время правления Петра I в 1798 году и образовалась благодаря бывшему тогда в обиходе фунту, который складывался из 96 золотников. Именно такая доля и соответствует нынешним 99%. Потом этот показатель изменялся до 36. На различных старинных ювелирных изделиях можно встретить цифры – 56, 72, 92, 96 соответствующие 585, 750, 958 и 999 обозначениям метрики. Чтобы золотниковое клеймо просчитать в каратном виде, достаточно значение разбить на 4.

Метрическая система

Метрическая – простой и понятный для нас вариант, четко указывающий чистый процент благородного металла. Самая низкая проба, ставящаяся на золотых изделиях, – 375. Это означает, что в составе 37% благородного металла. Далее следует 500-я, соответственно указывающая включение аурума и других примесей в пропорции ½. Наиболее популярна в обиходе 585-я, пришедшая на замену советской 583-ей. Затем идет не менее востребованная 750-я. Клеймо с цифрами 958 встречается крайне редко, а 999 – золото, почти не включающее примесей, которое применяется только для создания банковских слитков. В СССР был еще и цветовой стандарт. 375 имел розовый, темный оттенок, 583 – красный, а драгоценности, проштампованные 750 - были лимонные. В настоящее время по одному только оттенку нельзя с точностью назвать пробу.

Каратная система

Используется в Европе и в США. Стоит обратить внимание, что в данных регионах красное золото не востребовано, ювелирные украшения производят лимонно-желтыми, приближая их по оттенку к натуральному и белыми, с виду напоминающими платину, но значительно более демократичными по цене.

Если на территории России чистый металл – это без одной сотой 100%, то в каратной шкале исчисления ему соответствует обозначение 24к. Затем идет по убыванию от 23к, до 8к. Например, обозначение 18к говорит, что в 24 долях сплава включено 18 долей чистого золота.

Соотношение между системами проб золота
Метр ическая система проб
999 958 750 585 583 500 375
Каратная система проб
24 23 18 14 14 12 9
Доля чистого золота 99,9% 95,8% 75% 58,5% 58,3%
50% 37,5%

Чтобы легко перевести каратную пробу в метрическую можно воспользоваться формулой: каратная проба: 24 * 100

Со второй половины XVII века в царской России для клеймения использовалось обозначение двуглавого орла, при этом содержание самого материала колебалось от 80 до 83 % и соответствовало качеству импортированных монет, которые переплавляли для ювелирных потребностей. Нередко в интернете можно встретить фото, где видно, какими были пробы на золоте пару столетий назад.

С 1890 года изображение изменили на женщину в кокошнике. Затем, уже при советской власти, на смену пришел силуэт рабочего, позже замененный в 1957 всем известным серпом и молотом.


Внешний вид драгоценного клейма в государствах Востока представлен иероглифами, а в европейских – государственные гербы и символы городов, рядом с каратной пробой. Есть случаи, когда на продукте стоит две отметки, например, 925 и 375 – тогда это подразумевает информацию, что товар сделан из серебра 925 пробы и золота 375-й, причем второй, очень мало. Обычно это пластина или золотое напыление.

Клеймо можно нанести двумя методами: механическим оттиском и лазерным способом. Последний является сложным в исполнении и надежным, благодаря чему фальсификация изделий исключается практически стопроцентно.

Виды проб на золоте

Лигатура – это примеси к благородным металлам неблагородных. По сути это те компоненты сплава, которые определяют его свойства.Так благодаря различному составу золото приобретает оттенки не присущие чистому металлу, а именно: белый, желтый, даже зеленый, багряно-красный и необычные черный и вишневый. Перед покупкой дорогостоящего украшения, нужно сначала изучить, какие бывают стандарты качества и в чем их отличие. Далее рассмотрим все имеющиеся на данный момент категории:

  • 999. Это высочайший индекс, % примесей в котором 0,1. В изготовлении ювелирных товаров золото без примесей не используется, так как легко деформируется, имеет высокую стоимость и тусклый оттенок. Из чистого металла делают слитки на продажу профессиональным инвесторам и обеспеченным людям, которые хотят таким образом сохранить или приумножить свой капитал.

  • 958 проба обозначает очень мягкие украшения, не подверженные коррозии. Их оттенок лимонно-желтый максимально приближен к чистому веществу. Обычно из подобного сплава изготавливают обручальные кольца. Стоят они неоправданно дорого из-за большого содержания чистой доли. А кроме этого, ювелиры вынуждены производить массивные модели во избежание деформации хрупкой структуры.
  • 925. Клеймированию подвергают все металлы, именуемые драгоценными. Серебро не исключение. 925 проба несет информацию о том, что это качественный предмет, с использованием основного материала 92,5%. В качестве добавок уже много лет берут германий и кадмий, обеспечивающие поверхности стартовый глянцевый блеск и красоту.
  • 875. Такие украшения популярны и востребованы. Их чаще остальных пытались подделывать, заменяя 87,5% серебро свинцом и алюминием. Для придания идентичного вида, товар покрывали напылением серебра и выдавали его за высокопробный металл.
  • 750. Если условно разделить состав на 1000 частей, 750 из них будет составлять золото. Это самое большое соотношение, которое применяется в промышленных масштабах для изготовления многообразных ювелирных изделий. Добавки этого сплава представляют собой элементы таблицы Менделеева: серебро и медь в пропорции 1 к 4,3. 18-каратный состав широко применяется в восточных государствах для производства оригинальных женских и мужских аксессуаров. Он хорошо поддается обработке, но является довольно хрупким и требует аккуратного использования. Подобные изделия легко деформировать, поцарапать или повредить. В большинстве случае их используют, как «праздничные» варианты туалета.

  • 585 – учитывая все номера проб, какие бывают у золота, это самая распространенная для производства современных драгоценных украшений. Любой ювелирный магазин порадует разнообразием цепочек, колец, браслетов и других мелких товаров с клеймом 585. Ввиду популярности этого стандарта для массового использования и оценивания, чтобы оттиск было тяжелее подделать, его выполняют лазерным или электроискровым оборудованием.
  • 583. В СССР широко использовалось именно такое клеймо. Кстати сказать, после Второй мировой войны, в Европе использовать массово украшения в 14 карат. Если осуществить несложные вычисления: 14/24*1000, то получим значение 583. Из такого металла было изготовлено большинство обручальных колец с драгоценными и полудрагоценными камнями. Только начиная с 2000 года на территории Российской Федерации ввели 585 пробу, как основную, полностью исключив из производства советский прототип.
  • 500 – означает, что предмет в равных частях содержит аурум и лигатуру. В производстве такой сплав не используется, но он популярен среди частных мастеров и позволяет покупателям по достоинству оценить товары с оригинальным дизайном. Широко применяются за границей варианты данного образца для выпуска таких специфических вещей ежедневного использования, как портсигары, броши и запонки. В зависимости от пропорции того или иного элемента в составе, эти изделия меняют цвет от красного до зеленоватого.
  • Золотые украшения с показателем 385 уже содержат больше половины различных примесей. Красноватый оттенок получается при увеличенном количестве меди в составе, а серебро - придает белесый цвет. Чтобы металл лучше поддавался обработке, необходимо уменьшить температуру его плавления, для желтого она составляет 1080°С, для серебра – 1550, а для дорогостоящей платины 1780. Чтобы добиться требуемых показателей к составу добавляют железо.

  • 375 стоит последней в системе проб. Подобные изделия наиболее дешевы, благодаря низкому процентному содержанию благородного металла. Высокое количество меди и серебра неизбежно приводят к окислению и образованию темных пятен. Восстановить изначальный презентабельный вид потемневшей поверхности довольно трудно, особенно при наличии сложных резных деталей. Однако дешевое сырье позволяет массово выпускать востребованную доступную продукцию, которая пользуется спросом.

Самая популярная проба золота

Соизмеряя различные факторы, одним из которых является внешний вид, отзывы покупателей и общие рейтинги, было получено мнение, что оптимальными украшениями считаются изделия 585 образца. По внешним параметрам они не уступают 22- и 24-каратным аналогам, но стоят дешевле. Клеймо обычно гравируется на внутренней стороне поверхности. По праву первое место по выпуску подобных аксессуаров занимают итальянские умельцы.



В чем суть дополнительных символов

Поговорим о том, какие бывают пробы золота с буквами и какие дополнительные обозначения ставят на ювелирные изделия. Мастера прошлых веков не давали письменное сопровождение, удостоверяющее принадлежность к тому или иному металлу. Вместо этого, штамповалась выпуклая аббревиатура с именным знаком, определяющим кем выпущен товар. Заводы в настоящее время для обозначения своих изделий ставят дополнительное клеймо так называемый именник. Длина надписи строго ограничена 4 символами, первый из которых обозначает год выпуска. Вторая буква – место, где опломбировали драгоценный металл и последние две остаются для обозначения компании, частного ювелира, придумавших и реализовавших продукцию.

Итоги

Зная, какие пробы золота существуют, есть возможность, выбирая украшение, быстро оценить содержание в нем чистого металла и объективно определить стоимость. Находясь за границей, где применяются другие системы стандартов, легко, руководствуясь коэффициентами, перевести число в привычную для россиян метрическую форму.

Варианты 585 и 750 – наиболее удачные и популярные сочетания, так как содержат немного лигатуры, но достаточно для того, чтобы изделие сохраняло прочность и презентабельный внешний вид. Драгоценности с отметкой ниже 500 являются наиболее доступными по ценовой политике, но имеющими ряд недостатков.

Заходя в любой ювелирный салон, трудно сделать правильный выбор. От различных форм ювелирных украшений и сияния драгоценных камней захватывает дух. Так как же не ошибиться при выборе в качестве ювелирного украшения? Для этого мы обратимся к процессу клеймения изделий из драгоценных металлов.

Вопреки распространенному мнению ювелирные украшения не изготавливаются из чистых благородных металлов. Это связано с чрезвычайной мягкостью, вследствие чего украшения не обладают необходимыми физическими свойствами. Для придания нужных свойств и цвета в драгоценный металл добавляют цветные металлы, получая сплавы, например, золота с серебром и медью, реже с палладием, кадмием, никелем и цинком; серебра и платины - с медью; палладия - с серебром и никелем. Пробу определяет содержание драгоценного металла в сплаве.

Государственное пробирное клеймо - это специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом государственными инспекциями пробирного контроля. В государственное пробирное клеймо входит именник (клеймо фирмы или мастера) и знак пробы, которые могут проставляться как вместе (в одном изображении), так и отдельно.

Историческая справка

Пробирный надзор России существует с 17 века, в то время клеймение золота и серебра производилось в Москве, в Серебряном ряду. Серебряный ряд был единственным местом, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. В наши дни в основные функции пробирной палаты входит опробование и анализ не только украшений, но и бытовых предметов из драгоценных металлов. А также экспертизу оттисков пробирных клейм, техническую экспертизу и контрольные анализы изделий из драгоценных металлов, и, конечно, драгоценных камней.

Первое датированное московское клеймо — двуглавый орел, сопровождающийся датой, относится к 1651-1652 гг. Первые клейма еще не являлись показателем пробы в современном понимании этого слова. Как правило, качественным украшением считалось изделие от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе привозных монет, которые переплавляли для изготовления украшений.

Первоначально в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников (1 фунт = 0,40 кг, следовательно, 1 золотник ≈ 4,27 г.). Таким образом, 96-золотниковое золото являлось абсолютно чистым, 48-золотниковое состояло наполовину из примесей и т. д.

Современное клеймение в России

Все современные изготовленные в России ювелирные украшения и другие изделия из золота, серебра, платины, палладия должны соответствовать пробам, определенным постановлением правительства Российской Федерации № 643, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.

Таблица проб для золота с 1952 г.

Таблица проб для серебра с 1952 г.

Таблица проб для платины с 1952 г.

Клеймению подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них.

В России существуют следующие пробы:

  • платиновая 950 (девятьсот пятидесятая)
  • платиновая 900 (девятисотая)
  • платиновая 850 (восемьсот пятидесятая)
  • золотая 999 (девятьсот девяносто девятая)
  • золотая 958 (девятьсот пятьдесят восьмая)
  • золотая 750 (семьсот пятидесятая)
  • золотая 585 (пятьсот восемьдесят пятая)
  • золотая 500 (пятисотая)
  • золотая 375 (триста семьдесят пятая)
  • серебряная 999 (девятьсот девяносто девятая)
  • серебряная 960 (девятьсот шестидесятая)
  • серебряная 925 (девятьсот двадцать пятая)
  • серебряная 875 (восемьсот семьдесят пятая)
  • серебряная 830 (восемьсот тридцатая)
  • серебряная 800 (восьмисотая)
  • палладиевая 850 (восемьсот пятидесятая)
  • палладиевая 500 (пятисотая).

Из золота 999 изготавливают слитки, которые используются как золотовалютные резервы. Наиболее распространенными пробами для изготвления украшений являются 585 и 750 пробы для золота и платины. В стоматологии используется в основном 375 проба золота.

Клеймение серебряных изделий

Для серебра существует лотовая, метрическая и золотниковая пробы. Если изделие изготовлено в конце XIX — начале XX в., пробирное клеймо — в золотниковой системе (пробы 78; 84; 90). Если изделие было произведено до конца XX в., то оно имело оттиск римскими цифрами — лотовой пробой.

Проба на импортных изделиях

На золотых импортных изделиях указываются каратные пробы и слово «GOLD» (российская 583-я проба соответствует 14K-ому золоту, 375-я проба — 9K-ому золоту, 500 — 12K, 585 — не имеет прямого аналога, близка к 14K, пришла на смену более старой и традиционной 583, в точности составляет 14,04K, 750 — 18K, 958 — 23K, 996 — 23,9K, 999,9 — 24K — «Чистое» золото именно такой пробы оно и бывает в слитках).

Если же на украшениях маркировка «gold-feld», то это означает, что изделие из определенного сплава с золотым напылением; при этом производитель указывает пробу золота и толщину напыления. Если такое украшение изготовлено в Германии, то на нем указывается пояснительная маркировка «Goldmult» — «нарисовано золотом».

Гулина Юлия Викторовна

Окончила Московский Государственный Промышленный Университет (МГХПУ) им. С. Г. Строганова, кафедру Проектирования и реставрации ювелирных изделий. Участвовала в дизайн-проекте Nokia Sirocco Edition , работала дизайнером в ювелирной компании "Эстет ", в данный момент художник-дизайнер Московского Экспериментального Ювелирного Завода "Ювелирпром " и автор, а также, редактор статей журнала "Деко "

В России всегда применялся ГОСТ на изделия из золота, клеймо на них может ставить только Государственная Пробирная палата. Подделать его достаточно сложно, и это уголовно наказуемо. Рядом с ним проставляется проба и «именник» завода изготовителя.

Уже более 40 лет золото не служит эквивалентом денег, не применяется в прямых расчетах. Сегодня это товар, но не простой, а очень дорогой: редкий, практически вечный, универсальный. Чтобы правильно определить его стоимость, нужно знать какие бывают пробы золота - именно этот показатель заложен в основу цены изделия.

Проба как показатель содержания

Существует два способа : в каратах и метрической системе. Обе основаны на одном принципе: расчет содержания драгоценного металла в частях от общего веса сплава. Метрическая - показывает его количество на 1 000 единиц, каратная - на 24. Так, проба 585 означает 585 долей, или 58,5% золота в сплаве. Построим простую пропорцию и переведем ее в караты.

585 г - 1 000 г

X = 585 × 24 / 1 000= 14 карат

Золото - очень мягкий металл, поэтому практически не используется в чистом виде. Только слитки содержат его в количестве 999,9 («4 девятки»). Для ювелирных изделий применяются сплавы, содержащие от 300 до 750 частей Au. Другие металлы могут быть представлены серебром, палладием, никелем, цинком, медью - этот общий дополняющий «остаток» называется лигатурой.

До 1927 года в России была принята «золотниковая» мера. Она отличается только тем, что за 100% принимался фунт веса. Если у вас оказалось старинное изделие, можно рассчитать содержание по этой же несложной формуле. Один золотник равен 1/96 части. Разные страны могут использовать свои стандарты, но любая цифра обозначает не что иное, как количество долей. Поэтому легко сделать пересчет из одной системы в другую (табл.1).

Маркировка изделий и национальные особенности

Вложение денег в драгоценности и покупка недвижимости - самые привычные способы сохранить деньги от инфляции. Во всяком случае, это менее рискованно, чем открыть депозит в МФО , пытаясь заработать на разнице банковских ставок. Но, чтобы не допустить ошибки, нужно внимательно относиться к информации, указанной на предмете.

Стандарт для «ювелирки» - 585 проба золота, это оптимальное сочетание прочности, податливости металла, устойчивости к химическому воздействию. Украшения советского производства помечены цифрой 583, это практически одно и то же. При переводе на караты она соответствовала 13,99, а не 14, поэтому стандарт уточнили. Цена грамма в изделиях сильно колеблется. В украшениях со вставками драгоценных камней она может возрастать до 6000 -7000 рублей за грамм. На рисунке 1 показаны знаки, которыми должны быть помечены проверенные образцы.

Из «червонного» золота красноватого цвета в царской России изготавливали монеты. Это сплав с медью, содержание Au в нем не меньше 750, в современных монетах - 900 - 999,9. Определить пробу по цвету невозможно. В зависимости от примеси сплав может иметь любой оттенок: белый, желтый, зеленый (табл.2).

Заметим, что золото, хотя и надежный товар, но обладает малой ликвидностью. Как альтернативный способ сохранения средств сейчас стало доступно открытие индивидуального инвестиционного счета для физических лиц - вложение в ценные бумаги с передачей их в доверительное управление.

На рисунке 2 показаны пробы золота в зарубежных ювелирных изделиях. Чаще всего это маркировка в каратах, иногда она дополнена метрическими показателями и кодом изготовителя. Не во всех странах установлены ГОСТЫ, существует госконтроль за производством, как в России. Нет их, например, в Турции. Этим и объясняется дешевизна турецких украшений.

Законная реализация драгметаллов

Продажа слитков пробы золота 9999, таблица и цены на которые показаны ниже, осуществляется многими российскими банками. Стоимость за грамм растет в периоды экономической нестабильности и снижается при спокойной ситуации - это рыночная закономерность. На 12 марта 2016 года она составляет 82,9% от уровня 3-х летней давности на ту же дату. Однако за последний год рост составил 22,19% (рис.3, табл.3). Приобретение слитка и открытие обезличенного металлического счета (ОМС) - востребованные способы инвестирования.

Таблица 3. Цена продажи золота в слитках банками России на 10-12 марта 2016 года
Название банка цена за 1г в руб. чистый вес (масса) общая стоимость слитка, руб.
АК Барс Банк 3 862,00 1 3 862 000,00
Сбербанк России 3 859,00 1 3 859 000,00
Газпромбанк 4 576,62 1 4 576 620,00
Ланта-Банк 3 899,58 1 3 899 580,00
Банк Москвы 3 919,16 1 3 919 160,00
Промсвязьбанк 3 974,35 1 3 974 350,00
МТС банк 3 379,31 1 3 379 310,00
Уралпромбанк 3 866,91 5 19 334 550,00
КБ Банк развития технологий 3 300,00 5 16 500 000,00
Национальный залоговый банк 5 090,80 5 25 454 000,00
МДМ банк 3 687,36 20 73 747 200,00

Почти треть мирового золотого запаса составляют резервы МВФ и Государственных Центральных банков разных стран. Остальное находится на руках у населения, преимущественно в виде ювелирных изделий. До настоящего времени объем золота служит показателем благосостояния государства, несмотря на то, что действующие валюты прямо не увязаны с тем или иным количеством этого металла.