Проблемы с памятью у ребенка 9 лет. Как определить есть ли нарушения в памяти

Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок - это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?

Невроз

У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.

При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.

Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.

Наследственность

Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.

Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.

Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.

Недосып

Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину

Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.

С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.

Гиперактивность

Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.

Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто "живчик", постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.

Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:

  • уделять ребенку больше времени;
  • тренировать память;
  • позволять малышу больше двигаться (отдать в спортивные кружки).

Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, "Джунгли". Какие-то "серьезные" медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.

Отсутствие тренировок

Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит Это крайне важно.

Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.

Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.

Питание

Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства - далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.

Лечение простое - достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.

Нет интереса

У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.

То есть рассеянность и проблемы с памятью - это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.

Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное - в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.

Лечение тут одно - заинтересованность. Чтобы ребенок запоминал что-то, его необходимо вовлечь в процесс. Делать так, чтобы малышу было интересно изучать что-либо, получать знания и развиваться. Тогда и проблем с памятью не будет. Заинтересованность - вот залог успешного развития ребенка.

Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.

Много информации

Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.

Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение "век живи - век учись" на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.

Переутомление

Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?

Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.

Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети - не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.

Не по возрасту

Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.

Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.

К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет - прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.

Ранний возраст

Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.

Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка - ее требуется подпитывать.

Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное - заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.

Упражнения для малыша

Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:

  • часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;
  • использовать прописи для совершенствования письма;
  • много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;
  • говорить нужно короткими фразами;
  • больше рассматривать с малышом картинки, осуждать их.

Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.

Итоги

Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.

К слову, низкая успеваемость в школе - не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.

Нарушение памяти у ребенка может происходить по ряду причин. Для того, чтобы понять, как бороться с ним, необходимо выявить причину. Для начала определяется степень проблемы, затем ставиться диагноз опытным специалистом, после чего приступают к лечению ребенка.

Проблемы с памятью у ребенка

Проблемы с памятью у ребенка могут проявляться по-разному: попросили что-то сделать, он не сделал, но сослался на то, что забыл; не может рассказать о событиях дня; не помнить банальные детали. Для начала поймите, существует ли проблема. Нет ли у родителя и ребенка диссонанса. Одним из базовых советов из сферы воспитания будет воспринимать признание ребенка, как истину. В наше время к маленькому человеку учат прислушиваться, не махая рукой на то, что его волнует.

Проблему с памятью у ребенка: что делать?

При выявлении серьезных проблем у ребенка с памятью, необходимо обратиться к опытному врачу – педиатру, а затем по направлению к неврологу или невропатологу. С помощью специальных тестов врач определит, есть ли проблема и расскажет о дальнейшем лечении.

Определение проблемы по портрету (разработан Трэйси Алауей)

  • Сложно сконцентрироваться;
  • Невнимательность;
  • Потерянность при выполнении сложных задач;
  • Проблемы с обработкой и хранением информации (в задачах);
  • Не может ответить на прямые вопросы;
  • Наличие нормальных отношений с ровесниками;

Почему у ребенка проблемы с памятью?

Причинами плохо памяти и развивающихся проблем могут быть такие факторы, как: наследственность, плохое питание, нарушение образа жизни (фаза сна и бодрствования), нехватка развивающих заданий, переутомление.

Как бороться с кратковременной памятью у детей?

После посещения врача, который поставит точный диагноз и распишет, как бороться с кратковременной памятью у детей – основное лечение, — можно использовать и домашние методы лечения. Они заключаются в нормализации системы питания, отдыха, игр на развитие.

Питание для улучшения памяти ребенка:

  • Рыба;
  • Мясо;
  • Яйца;
  • Фрукты;
  • Овощи;

Исключить:

  • Газировку;
  • Сладости;
  • Жевачка;
  • Фабричное печенье;
  • Снеки;

В обязательном порядке для стимуляции памяти нужно ввести в рацион питания чернику – она благотворно воздействует на работу мозга. Минимальная порция с учетом отсутствия аллергии – 1 стакан в 3-5 недель.

Физические упражнения для ребенка: необходимо больше гулять с ребенком на свежем воздухе, выполнять хотя бы базовую физическую активность, но лучше отдать в секцию. Спорт – отличный стимулятор всех обменных процессов в организме, а также активатор работы мозга.

Упражнения на повтор и запоминание помогут в домашних условиях бороться с кратковременной памятью у детей. Психологи рекомендуют читать сказки и напевать песенки, разучивать стихи. Ниже прилагаются варианты заданий на развитие памяти. Также более детально об этом расскажет детский невролог.


Главное – это позитивный настрой и уверенность в том, что методика даст результаты. Ни в коем случае не показывайте ребенку, что временные трудности с памятью очень серьезны – он может замкнуться, а лечение пойти в обратном направлении.

(Пока оценок нету)

Часто родители подростков начинают отмечать, что их сын или дочь-подросток хуже стали запоминать какие-то события, плохо усваивают материал и прежде отличники в школе «скатываются» на тройки… Это явление называют гипомнезией – снижением памяти или дисмнезией – расстройствами памяти. Память – это особенное свойство человека, которое представлено комплексом особых процессов в коре головного мозга, благодаря которым запоминается, хранится и воспроизводится ранее изученная информация. Неполадки могут возникать на уровне запоминания, хранения или всех процессов одновременно.

Нарушения памяти у подростков имеют множество причин, и не всегда родители могут связать между собой происходящие с их ребенком события и последующие нарушения в нервной системе. Подросток уже и не совсем ребенок, требования, предъявляемые к нему, уже расширены – и в учебе, и дома, и в среде сверстников. Однако, сравнивать его с взрослым человеком тоже неправильно – это еще незрелый организм, не полностью сформированы нервные связи и неустойчива работа нервной и эндокринной системы.

Ослабление памяти у подростка, возникшее резко и сильно выраженное требует обязательной консультации у невролога. Дело в том, что расстройства памяти могут быть симптомами психических заболеваний, что к счастью встречается достаточно редко. Очень частыми причинами нарушений памяти являются травмы головы – ушибы, сотрясения головного мозга, которые требуют обязательной консультации врача и лечения.

У подростков, особенно в последнее время, чаще стали встречаться нарушения памяти, которые связаны с употреблением различных токсических веществ – алкоголя, никотина или различных психотропных веществ. Влияние компании велико. И даже дети из очень порядочных семей не застрахованы от подобного. Родителям всегда надо быть в курсе того, с кем общается и чем занимается подросток в свободное время.

Большинство проблем с памятью у подростков возникают из-за несоответствия нагрузок, возлагаемых на подростка, с его реальными возможностями. Кроме того, нарушения памяти могут быть вызваны недостаточностью кровообращения, дефицитом определенных веществ в питании в периоды активного роста и гормональной перестройки организма и гипоксией (недостатком кислорода).

Нервные клетки испытывают колоссальные нагрузки, особенно в периоды активных занятий подростка. когда он готовится к экзаменам, олимпиадам или к нему предъявляются повышенные требования (спецшколы, дополнительные занятия). Если при этом нет достаточного обеспечения их энергией в виде глюкозы из питания и регулярного поступления витаминов и минералов, может нарушаться работа некоторых отделов. Прежде всего, страдают функции коры головного мозга, так как именно она потребляет наибольшее количество питательных веществ для нормальной работы. А именно кора и отвечает за память.

Плюс ко всему, значительную роль играет малое пребывание на воздухе, и хронический недосып, из-за этого страдает обеспечение организма кислородом и развивается гипоксия, которая сказывается вообще на работе головного мозга. Подросток становится сонливым, вялым, у него отмечаются головные боли, наблюдаются сердцебиения и колебания давления. Влияет уменьшение количества активного отдыха, перевозбуждение коры ненужной, лишней информацией из телевизора, интернет. На процесс запоминания существенно влияет обстановка – если подросток учит уроки за компьютером или при работающем телевизоре, его память будет существенно страдать. Мозг одновременно анализирует и запоминает, создавая ассоциативные связи, и необходимую, и параллельно воспринимаемую лишнюю звуковую и зрительную информацию.

Чем же помочь своему ребенку?

Первое, это не надо нагружать ребенка большим количеством дополнительных занятий – при чрезмерности этих нагрузок, вся информация не сможет эффективно усвоиться и вместо пользы только навредит. Подросток будет расстроен тем, что не может воспринимать и запоминать все, что ему дается, и это будет приводить к неврозам, которые сами по себе снижают память.

Оградите по возможности его от просмотра телевизора, сидения за компьютером и агрессивных компьютерных игр, перевозбуждающих нервную систему. Обеспечьте его активным отдыхом, запищите на спортивную секцию – смена сфер деятельности, чередование умственной и физической нагрузок, благотворно влияет на работу нервной системы. старайтесь следить за его питанием – не допускайте как переедания, так и голодания – особенно этим грешат девушки, заботясь о фигуре. питание должно быть богато витаминами и минералами, в нем должны быть мясо и овощи-фрукты. в периоды интенсивных нагрузок полезны будут метаболические комплексы (элькар, лемонтар, глицин) и витаминно-минеральные препараты, подходящие по возрасту.

Психологические причины плохой памяти у ребенка.
Клинический случай

Что делать, если у ребенка плохая память? – с таким вопросом ко мне обратилась мама 13-летней девочки.

При рождении в нас уже заложены свойства характера, но это еще не умения, и, конечно, мы не обладаем всем тем багажом, что накоплен благодаря открытиям и опыту предыдущих поколений. А потому нам приходится много учиться, чтобы ориентироваться в этом мире, иметь ту базу знаний, на основе которой можно делать следующие открытия, делать нашу жизнь еще более комфортной.

Если же у ребенка плохая память, то процесс обучения может серьезно осложняться.

Именно память является тем самым инструментом, который позволяет нам запоминать большие объемы различной информации и использовать ее в дальнейшей жизни. Вот почему как учителя, так и родители проявляют беспокойство, когда замечают, что у ребенка плохая память. И если плохая память у ребенка в 6 лет еще не так заметна, поскольку требования к памяти в дошкольном возрасте не так велики, объем информации, нуждающейся в запоминании, небольшой, то плохая память у ребенка в 7 лет уже бросается в глаза. Это обусловлено тем, что с началом обучения в школе растет объем и диапазон информации, которую необходимо запоминать ребенку, а значит – растут требования к свойствам памяти.

Вернемся к вопросу, который привел к врачу маму 13-летней дочери:

Почему у ребенка плохая память?

Их беспокойство было обусловлено тем, что сами они были не в состоянии найти объяснение этому факту, потому что эпизоды плохого запоминания информации чередовались с эпизодами хорошей памяти в течение дня, даже в течение одного урока, без каких-либо видимых закономерностей. Нельзя сказать, что какой-то предмет запоминался лучше, чем другой. При опросе жалоб на головные боли, головокружения, обмороки не было выявлено.

С учетом жалобы к моменту обращения уже было проведено обследование по рекомендации невролога, не выявившее патологии, которую можно было бы отнести к органической или функциональной. Тем не менее не было и ответа на вопрос, почему у ребенка плохая память? А значит, оставалось непонятно, как этому противодействовать?

Чтобы выявить причины плохой памяти у ребенка, используем знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая помогает понять устройство психики человека. Системно-векторная психология различает людей по психическим свойствам с учетом их врожденных желаний, выделяя таким образом 8 вариантов (векторов) психического строения. Знание основ системно-векторной психологии Юрия Бурлана позволяет прояснить картину происходящего и определить, влияние на свойства какого из векторов лежит в основе эпизодов плохой памяти у ребенка.

Чем может быть обусловлена плохая память у медлительного ребенка?

С точки зрения системно-векторной психологии, наилучшей памятью могут похвастаться обладатели анального вектора. С детства их отличает от других неторопливость, усидчивость, старательность. Они очень внимательны к деталям, потому лучше других способны к анализу и систематизации поступающей информации. Именно поэтому любое задание, порученное дело, они выполняют медленно, скрупулезно, но качественно и до конца. Этому способствует стремление быть хорошими, лучшими, характерное для детей, наделенных анальным вектором. В школе эти дети обычно предпочитают историю и уроки труда.

У такого ребенка плохая память и внимание могут проявляться в ситуациях, когда его торопят и подгоняют. Кроме того, дети, обладающие анальным вектором, нуждаются в справедливой оценке своих успехов. И если ребенок чувствует, что он выполнил порученное ему задание достойно, а одобрения/похвалы взрослых вслед за этим не последовало, это также может быть причиной снижения памяти у ребенка с анальным вектором в составе психического. Более подробно о таких детях можно .

Причины плохой памяти у ребенка-непоседы

Наша маленькая пациентка по своим свойствам не соответствует анальному вектору. Она не отличается усидчивостью, любит спорт и особенно танцевать. Несколько лет занималась в танцевальном кружке. В танцах ей нравится следовать ритму мелодии и участие в конкурсах, где она занимала первые места. Она отличается хрупкой фигурой и гибкостью.

Она поделилась, что ей гораздо легче, когда день расписан по часам и нет больших периодов свободного времени. До конца прошлого учебного года именно так и было. Но поскольку учебные нагрузки возросли, родители приняли решение с начала учебного года отказаться от кружка танцев, чтобы освободить больше времени для выполнения уроков. При этом, несмотря на большее количество свободного времени, чем раньше, результативность подготовки к урокам хуже, чем в прошлом году. В семье это связывают с возросшими нагрузками по предметам и ухудшением памяти у ребенка.

С учетом описанных предпочтений и свойств мы можем сделать вывод, что наша пациентка является обладательницей кожного вектора. Об этом свидетельствуют все вышеописанные свойства: подвижность и гибкость тела, чувство ритма и даже хрупкость конституции. Характерно, что обладатели кожного вектора гораздо лучше реализуют свои свойства в условиях ограничений. Так, например, у них работа спорится гораздо лучше, когда известно, что время на ее выполнение ограничено (в отличие от людей, наделенных анальным вектором, чью производительность такие условия снижают).

Если говорить о памяти, то у обладателей кожного вектора более развита кратковременная память, она отличается большей поверхностностью. Про таких людей часто говорят: «в одно ухо влетело – в другое вылетело». Обусловлено это тем, что их мышление носит логический характер, нацелено на вычленение причинно-следственных связей, а потому в любой информации они стараются уловить самую суть, не вдаваясь глубоко в детали.

В нашем клиническом случае исключение из распорядка дня девочки танцев отрицательно сказалось на свойствах кожного вектора, и в том числе памяти, по двум причинам.

  • Во-первых, танцы, наряду со спортом, являются одним из факторов, обеспечивающих комфорт психическим свойствам кожного вектора (движение, ритм и победы). Не имея комфорта, ребенок начинает мельтешить, что мешает сосредоточению и ведет к ухудшению памяти.
  • Во-вторых, наличие занятий танцами требовало составления четкого распорядка дня, где для каждого занятия было выделено ограниченное время, что предпочтительней для развития и реализации психических свойств (в том числе и памяти) обладателя кожного вектора .

Почему у ребенка со звуковым вектором может быть очень плохая память?

В части жалоб, касающейся трудностей выполнения домашних заданий, была еще одна деталь, которая помогла найти основную причину плохой памяти у этого ребенка. При расспросе оказалось, что, несмотря на то, что дома все уроки приходится выполнять в одних и тех же условиях, есть предметы, задания по которым не вызывают затруднений: физика, математика и информатика. В то время как домашние задания по литературе может выполнять часами, постоянно отвлекаясь на происходящее вокруг.

Такой выбор предпочтительных предметов не случаен – есть дисциплины, способные концентрировать внимание обладателей звукового вектора. Отражением его свойств у нашей пациентки также являются тихий, малоэмоциональный голос во время разговора; лицо, отличающееся скупой мимикой; потребность в уединении.

Обладатели звукового вектора очень чувствительны к громким звукам, которые способны оказать на их психику в прямом смысле травмирующее действие. При условии шума, криков они склонны отгораживаться от окружающего мира, уходя в себя, и не в состоянии вести диалог: могут не услышать обращенные к ним слова, не говоря уже о том, чтобы их запомнить.

Я попросила привести примеры ситуаций, когда память у ребенка вдруг становилась плохой, и услышала два возможных варианта:

  • На уроке девочка отвечала материал, который накануне учила. Сначала отвечала хорошо, но в середине ответа вдруг все забыла и не смогла вспомнить больше ничего, чтобы продолжить ответ.
  • Еще эпизод: учительница диктовала домашнее задание. До какого-то момента ребенок помнит, а вторую половину задания вдруг не помнит.

Ответ на вопрос «Что же происходило в эти моменты в классе?» помог расставить все по своим местам. Оказывается, в это время абсолютно во всех случаях, которые удалось вспомнить, в классе начинался шум: некоторые одноклассники уставали от длительного сидения и/или сосредоточения и начинали разговаривать, кричать или даже петь. И вот тут-то чуткий к звуковым раздражителям мозг обладателя звукового вектора отказывался как воспроизводить выученную информацию, так и запоминать входящую. Именно громкие звуки в описанном клиническом случае и оказались основной причиной «плохой памяти» у ребенка.

К подобному анализу не только причин плохой памяти у ребенка, но и других нарушений, способны сами родители после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Самостоятельно определить вектора своего ребенка, чтобы создать условия, способствующие максимальному развитию его врожденных свойств , и устранить причины, способные отрицательно на нем (развитии) сказаться.

В описанном клиническом случае были даны рекомендации для улучшения памяти с учетом определенных у ребенка звукового и кожного векторов:

  • дома во время выполнения уроков ребенком исключить ситуации, дискомфортные для звукового вектора: не греметь посудой, не стучать дверями, не разговаривать слишком громко между собой, не отвлекать ребенка разговорами на другие темы;
  • создать расписание, в котором выполнению домашнего задания по каждому предмету отводилось бы строго определенное время;
  • по возможности вернуться к занятиям танцами.

Объяснение реальных причин, почему в определенных ситуациях ее память так себя ведет, успокоило не только родителей, но и самого ребенка. Каждый раз, когда она пропускала что-то мимо ушей в дальнейшем, она видела подтверждение, что произошло это именно по причине шума вокруг. В результате наша маленькая пациентка перестала считать эти эпизоды плохой памяти чем-то постыдным и не стеснялась переспрашивать задание у учителей в таких случаях. Именно разъяснение причин, способствующих снижению памяти у этого ребенка, способно в дальнейшем уберечь его от возможного формирования заниженной самооценки на базе этого т. н. «дефекта».

P. S. Прошло уже несколько месяцев, на протяжении которых выполняются данные рекомендации, за исключением возвращения к занятиям танцами. Ни родители, ни учителя, ни сама маленькая пациентка не могут пожаловаться на ее память.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Не стоит сразу делать выводы, что у ваш ребенок ленивый или вообще неспособный. Попытайтесь спокойно разобраться, в чем же состоит проблема и принять действительно нужные меры.

В первую очередь, внимательно проанализируйте, насколько загружен ваш ребенок. Примите во внимание всё – школьные занятия, домашние задания, всевозможные кружки, чтение, просмотр телевизионных программ (они тоже очень утомляют). А теперь подумайте, сколько времени ребенок отдыхает, бывает на свежем воздухе, как он питается, есть ли у него строгий распорядок дня, высыпается ли он.

Наши дети устают точно так же, как и взрослые. И усталость имеет способность накапливаться, а отсутствие правильного питания, здорового образа жизни, режима труда и отдыха плюс чрезмерная нагрузка, не дают возможности ребенку восстанавливаться за время ночного сна. Как результат – рассеянность, неумение сконцентрировать внимание, трудности в школе, раздражительность, капризы и прочее.

Решение этой проблемы лежит на поверхности – приведите в норму распорядок дня вашего ребенка, контролируйте его, и в скором времени вы увидите заметные изменения. А в трудных случаях обязательно обратитесь к врачу, чтобы не углублять стрессовую ситуацию.

Но случается, что проблемы школьной неуспеваемости в другом – в нетренированной памяти. И это решаемо, если родители серьезно займутся развитием памяти своего ребенка, причем, не упрекая и заставляя его, а помогая и развивая.

Вы заметили, что ваш ребенок с трудом выражает свои мысли, когда пытается вам что-то рассказать – у него не хватает слов, он перескакивает с события на событие и не доводит мысль до конца? Если у ребенка плохо развита речь, то он неизбежно будет и плохо запоминать.

Чтобы развить речь у детей, с ними нужно разговаривать и делать это, как можно чаще. Расспрашивайте своего ребенка о школьных делах, задавайте уточняющие вопросы, не обрывайте его попытки вам что-то объяснить – дослушивайте до конца. Ответы на ваши вопросы о деталях происшедшего заставляют активизироваться участки мозга, отвечающие за память, заставляют их работать. Чем больше подробностей вы спрашиваете, тем сильнее ребенок напрягает и, тем самым, тренирует свою память.

Старайтесь заучивать стихи и делайте это вместе с ребенком каждый день. Начните с простых четверостиший и постепенно увеличивайте размер выученных стихов. Очень полезно учить иностранные слова и фразы. Ежедневно ребенок должен выучить 2-3 новые фразы или несколько новых слов. Но при этом не забывайте то, что вы уже выучили - повторяйте и его тоже, так как это очень важно.

Развивайте у ребенка ассоциативную память. Для этого, в разговорах с ним обращайте его внимание на частности: цвет, запах, отдельные предметы, их описание, размеры. Так вы развиваете образы, а они запоминаются легче. Тут все может идти в ход – большая снежная баба во дворе, запах свежего хлеба из булочной, начало снегопада и пр. Сопоставляя разные события, особенности предметов, запахи, ребенок тоже тренирует память и учится связывать различные факты в единое целое. (Например, снегопад начался, когда вы шли мимо булочной, где пахло вкусным свежим хлебом, а рядом дети слепили большую снежную бабу с морковкой вместо носа.)

Образное мышление тоже поможет ребенку лучше запоминать стихи. Гораздо быстрее строчки уложатся в памяти, если ребенок понимает и представляет, о чем идет речь. И вы должны объяснить ему, что значит то или иное слово или действие, о чем именно рассказывает стихотворение. Представляя еле-еле бредущую по свежевыпавшему снегу лошадку, строчки «… Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь…» у ребенка отпечатаются в памяти гораздо быстрее, чем при бездумном тупом повторении.

Важно не забывать и о зрительной памяти. Ее развитию могут помочь мысленно нарисованные картинки, которые ребенок представляет при заучивании текстов. Кроме того, важно научить малыша обращать внимание на сам вид текста – как и где на странице расположено стихотворение в учебнике, какие картинки находятся рядом, какого цвета буквы и пр. Вспомнив расположение правила в учебник, ребенок автоматически будет вспоминать и текст.

Безусловно, тренировки памяти у детей – процесс длительный и трудоемкий, требующий и времени, и усилий, и, самое главное – систематичности. Но не пускайте все на самотек, если вы не займетесь вашим ребенком сейчас, когда школьные занятия еще несложные и небольшие по объему. Иначе дальше вы столкнетесь с гораздо большими проблемами, в которых вина собственно ребенка будет невелика.