Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители. Ребенок не хочет учиться: практические советы психолога

Здраствуйте, однажды уже писала здесь свою, историю, и в моей жизни, произошли некоторые перемены, и честно сказать даже не знаю к лучшему это или наоборот начало конца. В этом году поступила в колледж на заочное отделение. И тут снова стал вопрос а надо ли оно мне? Внутри какая-то пустота нет желания учиться, жить, существовать, общаться, и т.д., боюсь что не справлюсь сажусь за занятия и голова идет кругом, некоторые предметы, например такие как математика, логика, мне очень тяжело даются, вернее сказать я их вообще не понимаю, и поэтому нет желания вообще их изучать. Чувствую себя полной бездарностью,завидую людям у которых есть хоть какой-то талант, они точно знают, чего они смогут в этой жизни. В свои 23 года я не работаю, живу у бабушки. Стыдно? очень, но нечего поделать с этим не могу.На данный момент не замужем, парня нет и уже не представлю что он когда-нибудь появится. Каждый вечер слезы, когда засыпаю, прошу Бога чтоб он забрал мою душу, и все равно каждое утро когда просыпаюсь вижу яркое солнце а на душе очень тяжело.
Поддержите сайт:

Девушка, возраст: 23 / 17.10.2010

Отклики:

У меня тоже так было. знаешь, что я сделала? пошла работать официанткой. нет, не смейся дочитай до конца. во-первых, там не требуется ни хорошей внешности, ни супер-пупер интеллектуальных познаний, даже желание не нужно! оно у тебя в процессе появится! человек счастлив, когда осознает свою полезность, нужность, поверь, когда работаешь в команде, друг другу помогаешь, это просто окрыляет. не веришь? ну посмотри, пожалуйста, посмотри фильм "большая жратва" и ты все поймешь. это очень помогает! мы работали как единый слаженый механизм, опять же куча друзей появится, деньги. я думаю, они тебе не помешают?
просто встань, возьми газету, найди объявление и пойди попробуй. это ж не сложно? не понравится уйдешь. и не думай, что это не престижная грязная работа! так тока дураки думают. директор ресторана, в котором я работала, сам проработал 9 (9!) лет официантом. попробуй!

Анна, возраст: 22 / 17.10.2010

Девушка дорогая,ну зачем Бога просить забрать душу, когда можно просить дать тебе сил, любовь, терпение и тот же пусть скромный,но талант?Или тебе нравится страдать? Очень многие люди ищут свою половину годами, а уж талантов вообще мало, есть скорее склонности.Если ты обнаружила, что ты гуманитарий только сейчас-тоже не беда.Можно ведь попробовать поступить на другую специальность.И ничего страшного.Или доучись там, а заочно потом в университет или еще куда поступишь.Я первое образование получала для галочки (так получилось), а потом выбирала уже высшее по принципу-что у меня будет хорошо получаться.Ну хотя бы более ли меннее.Вот пока не настало время следующего набора- подумай.МОжет ты тут еще прекрасно справишься и подружишься с кем-то. Не стеснйся попросить кого-то о помощи, если чего-то не понимаешь.И человеку будет приятно и тебе проще и друзья найдутся.Если переживаешь из-за работы- найди подработку для студентов или просто побольше помогай бабуле, чтоб не чувствовать себя обременением.
Солнышку учись радоваться.Пусть сначала через силу.Просто улыбнись ему утром и поздоровайся.Но накануне обязательно попроси хоть раз Бога дать тебе эту радость.Молитвенное общение-это очень хорошо.Просто делай это по другому.А если хочешь реальных перемен в скором времени- спроси в ближайшем или любимом храме батюшку что тебе делать и какие молитвы почитать в данных затруднениях) Успехов)

Любовь, возраст: 31 / 17.10.2010

В 23 года так отчаиваться... не странно ли? многие вообще жить начинают после 40, когда наконец-то избавляются либо от деспотичного мужа, либо от болезни (к примеру). а то и отсидев, сами понимаете... а у вас есть возможность УЧИТЬСЯ. учиться - всегда пригодится - гласит народная мудрость. запас карман не тянет. жизнь вам предстоит долгая - как знать. в какой момент вам пригодиться умение шить, вязать, выпекать хлебы или давать частные уроки по математике или классу игры на гитаре? чему вы должны научиться в вашем колледже? а может быть, это то, что даст вам возможность купить красивую дачу? или поехать путешествовать? ничего не дается просто так в нашей жизни. если вы пришли к храму (а школа, коледж, университет - это тоже храм. знаний)- надо в него обязательно войти, осмотреться, запомнить хорошенько все, что там говорят. то, что вы не работаете ни о чем не говорит. сегодня не работаете, завтра будете работать. если захотите. начните с чего-нибудь простого. например сидеть с малышами. сейчас часто мамочкам нужна помощь на час-полтора. денег много не будет, но вы почувствуете как возрастет ваше самоуважение. вы приобретете необходимые для жизни навыки. можно смотреть за больными, помогать делать ремонт, принимать звонки на телефоне...главное, вы задумались - это первый шаг. так делайте второй! и БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ.

Ольга Петровна, возраст: 47 / 17.10.2010

Здравствуйте, девушка!
Лучше просите Бога, чтобы Он дал вам желание жить, интерес к жизни, показал вам те таланты, которые Он в вас вложил. Поверьте, бездарностей не бывает, просто ваши таланты еще не проявились. Но всему свое время. Просите Бога о хорошем, ведь Он очень вас любит и хочет, чтобы вы жили и радовались жизни. У вас все будет хорошо и семья у вас будет и детки. А ваш возраст говорит о том, что вы сможете своим деткам подарить больше тепла, любви, мудрости, ведь осознание всего этого приходит с годами, и в 18-19 лет вы этого не ценили так, как оцените это сейчас.
У вас все будет хорошо, ваша прекрасная жизнь только начинается.
Вы-уникальная и талантливая. Удачи вам и всех благословений!

Алеана, возраст: 40 / 17.10.2010

Здравствуй, Девушка. Ты молодец, что всё конкретно описала. Давай разбираться по пунктам.
Для начала хочу поздравить тебя с поступлением в учебное заведение. Это очень хорошо и важно для жизни.
Ты ещё пока не вошла во вкус жизнедеятельности в колледже. Бояться не надо. Не всем даются предметы, но справляются же. И ты справишься. Помню, как я сдавала предмет "Физиология и анотомия нервной деятельности". Предмет, надо сказать не из лёгких и не из самых приятных. Прреподаватель была, как все считали, зверь. А я кое-как прочитала лекции, то есть была совершенно не подготовлена. Полчаса я мучила преподавателя, и полчаса вымучивала ответы, 70% из которых были неверны. И, на удивление моё, получила 5. А знаешь за что? За то, что боец, как сказала преподаватель. Ну, а потом уже в спокойной обстановке сама взялась и выучила предмет, понимала, что это необходимо знать. Это я к тому, что многое зависит от уверенности в себе. А ещё от понимания того, что любой предмет, если ты захочешь, тебе поддастся. Нужно лишь уметь ставить перед собой цели, пока такие легкодостижимые. Этому как раз можно потренироваться именно на постижении логики и математики. Такой опыт у меня тоже был, ещё в первом вузе. Ну никак мне не давалась логика, поскольку я полнейший гуманитарий. Но я в один прекрасный момент подумала: "Да неужели я глупее одногруппников, возьму и выучу, пойму эту логику, найду, откуда что берётся, ещё и других переплюну." И мне это удалось.
Для этого ещё важно понять, что не талантливых людей не бывает. У каждого есть какие-то таланты, и у тебя они есть. Просто ты их пока не раскрыла, не разглядела в себе. Тебе всего 23 года, и ты ещё почувствуешь, к чему у тебя душа лежит и что у тебя получается лучше, чем у других.
На счёт того, что ты не работаешь. Это сейчас проблема многих людей, и ты не становишься от отсутствия работы хуже. Пока получай образование и работай над собой. Тебе нужно выработать уверенность в себе и выработать умение ставить реальные, полезные цели и достигать их. Вот это сейчас твоя главная работа, главное вложение сил, с которого впоследствии ты будешь иметь хорошие дивиденты. Но можно также встать пока на биржу труда, вреда от этого никакого.
А с родителями жить - совсем не стыдно, если нет возможности сейчас иметь своё жильё. Да и бабушке ты нужна. Моя подруга жила с бабушкой, потом уехала в другой город, и ты не представляешь себе, как бабушке тяжело и морально, и физически без неё. Я прихожу, помогаю ей.
А парень появиться, этого уж тебе не избежать. Только плакать не надо. И, главное, не из-за чего. Пока, напиши.

Нелли, возраст: 29 / 17.10.2010

Привет)ну не отчаивайся это самое главное,учиться бессомнения нужно так как сейчас хоть какое то образование нужно для устройства на работу,и вообще в первую очередь,для себя,
Сначала определи почему ты не можешь работать?в чем эта причина ты тут не обьяснила...мне 23 и поверь у меня тоже туго с работой..
знаешь ты ведь можешь пока не работаешь помогать все целом бабушке,по дому,да и жаль конечно незнаю где ты живешь,так было бы легче ориентироваться начет того куда бы ты могла устроиться..
Поверь ты нужна в этом мире кому то очень нужна,в 23 жизнь расцветает только)ведь укаждого в жизни были разочерования итд,Пройди эту стадию и все будет у тебя хорошо!

Саша) , возраст: 23 / 18.10.2010

Солнышко, все образуется. Иногда нам кажется сложным и запутанным то, чему мы придаем излишне важное значение. Вот просто сбрось этот груз с себя. Не смотри на математику как на что-то сложное и доступное лишь избранным. Это всего лишь наука, всего лишь цифры. Конечно, везде нужно прилагать свой труд, в любом деле. Иногда это не легко и надо переступать через себя (точнее через свою лень и неверие). Просто преврати это в игру. Не надо искусственно завышать важность математики. Понимаешь, что получается... Ты же столько энергии расходуешь на мысли о том, как все сложно и что ничего не получится, вместо того, чтобы углубиться в учебный процесс. Иногда достаточно и 15-ти минут, чтобы понять вещи, которые казались супер сложными. У тебя получится. Помни, что дорогу осилит идущий.

Я просто прохожий, возраст: 27 / 18.10.2010


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
18.04.2019
У меня нет планов или хорошего ума. Если бы не родители, я бы не прожила и недели! Меня пугает мое будущее, сейчас я на грани.
18.04.2019
У отца случился инсульт, маме очень тяжело, но я не хочу страдать просто из-за того, что ей плохо. Я хочу умереть.
18.04.2019
Теперь осталась одна тягучая боль, которую хочется выбить. Нужна ли детям такая мать с пустотой внутри?
Читать другие просьбы

Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
Учащихся вторых классов попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?» Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые.
Вот как школьники объясняли свое отношение:

Причины, по которым уроки нравятся:
«Мне интересно»
«Хочу быть умным, грамотным»
«Хочу много знать»
«Я люблю учителей, которые ведут эти уроки»
«Когда что-то получается на этом уроке — появляется радость»

Причины, по которым уроки не нравятся:
«Скучно»
«Ставят плохие оценки»
«Устаю»
«Ничего не получается»
«Не нравится учительница, которая ведет этот урок»
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
Об успехах
В психологии есть понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые, и в первую очередь родители, виноваты в том, что у ребенка опустились руки и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, беседу с психологом начинают со слов: «В нашей семье все хорошо учились, окончили школу с золотой медалью, имеют красный диплом. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка.
Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред — школьник приходит к выводу, что, несмотря на все свои старания, он неспособен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной или творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Даже став взрослыми и самостоятельными, такие люди все время стремятся кому-то доказать свою компетентность и значимость.

Что делать?
Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка — это пятерка. Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
Нельзя сообщать ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание — гуманитарные науки?
Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжом, дворником и т.п. В подростковом возрасте подобные нотации часто приводят к противоположному результату — ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
Так, однажды тринадцатилетний мальчик на вопрос, кем он хочет быть, ответил, что, как только закончит школу, станет солдатом. Родные все время грозили ему, что если он так будет учиться, то ничего путного из него не выйдет, ругали, считали неудачником. Подросток решил стать солдатом, потому что там не надо ни к чему стремиться, да и все равно он ничего не умеет делать. К тому же так он сможет избавиться от постоянных обвинений и нотаций со стороны близких.
Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».
Об интересе
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки», ленятся. Нередко можно услышать от взрослых, что ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. И тогда в беседе с психологом звучат примерно такие слова: «Да ему же ничего не интересно! Чего мы ему только ни предлагали — он ничего не хочет делать! Что же с ним будет дальше?» В ответ на это хочется не менее эмоционально возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Мальчик к восьмому классу совершенно перестал интересоваться учебой, хотя в начальной школе был одним из самых способных и любимых учеников у всех учителей. В средней школе он постепенно скатился на тройки, часто не делал домашние задания, конфликтовал с учителями. Сразу после разговора «по душам» с классным руководителем он брался за ум, быстро наверстывал упущенное, добивался успеха, но через некоторое время опять срывался.
Выяснилось: родители объясняли ему, что он должен учить математику и иностранный язык, чтобы поступить в престижный вуз, стать юристом или экономистом, хорошо зарабатывать и уехать на работу за границу. Но мальчика интересовали гуманитарные науки, он успешно играл в театральной студии, ходил на занятия по лепке и с первого класса мечтал серьезно заняться футболом.
Беседуя с психологом о своем профессиональном будущем, он так и говорил: «Надо поступать в математический класс», и в его голосе слышались тоска и обреченность. Но как же менялся его тон, когда он рассказывал о своих успехах в лепке, театре или футболе! Однако он отказывался рассматривать какое-либо из этих увлечений в качестве своей будущей профессии, задаваясь «взрослыми» вопросами: «Кем я буду работать? Сколько буду получать?» Естественно, родители не принимали его увлечения всерьез.
Противоречие между склонностями мальчика и внушенной ему установкой на «правильное образование» вызывало у него душевный дискомфорт, и это напряжение выливалось в конфликты с учителями и одноклассниками, нежелание учиться.
Отсутствие интереса к учебе, то есть скука, закономерно приводит к появлению лени — универсального защитника от бесполезной (по мнению ребенка) деятельности. В подростковом возрасте эта проблема становится наиболее актуальной, так как основные интересы из познавательной сферы перемещаются в сферу общения. И тогда учеба превращается в надоевшую и скучную повинность.
Дети не понимают, зачем им может понадобиться большинство школьных предметов, а хорошо учиться и быть «любимчиком» у учителей означает потерять престиж в глазах сверстников. Родители не могут заставить подростков не только сесть за уроки, но и выполнять элементарные обязанности по дому — мыть за собой посуду, ходить в магазин или работать на садовом участке. Все это кажется им тоскливым, однообразным и отрывает от возможности провести время по своему усмотрению.

Что делать?
Понаблюдайте за ребенком (это касается детей младшего школьного возраста): во что он охотно играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите ему применить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание школьнику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше, если почувствует себя компетентным. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
Узнайте у школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Пусть объяснит вам. Некоторые дети будут отмахиваться от таких вопросов и говорить, что не помнят или не хотят обсуждать. Настаивать не стоит. Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем общим просмотром фильма о животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии.
Приучайте ребенка поддерживать тонус, то есть рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом на даче или ремонтом. В любом трудном и скучном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать любимую книжку. Отмените ночные бдения перед телевизором или за компьютером (это правило, как и все остальные, должно быть общим для всей семьи).
Обсудите с детьми, как пересекаются разные области знаний. Например, как знания по географии могут пригодиться на уроках истории и литературы.
Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы...». Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно чем-то заняться или заинтересоваться. Подросток в лучшем случае усмехнется про себя и подумает: «Ну и чего вы добились?» Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
Спросите у ребенка, что такое, с его точки зрения, «сила воли» и есть ли она у него? Может ли он заставить себя выполнять не очень интересное задание? Умеет ли усилием воли сосредоточиться на уроке или даже не пытается? Объясните школьнику, что надо развивать не абстрактную силу воли, а совершенно конкретную, относящуюся к какому-либо намерению — получить «отлично» на экзамене по математике, выучить английский язык и т.п.
Вместе с ребенком создайте план: какие именно шаги следует предпринять. Помогите не отступать от намеченного.
Об отношениях
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а подросток перестает готовить уроки, начинает прогуливать.
Одна десятиклассница прогуливала уроки физики, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая учит их уже второй год, ни разу не обратилась к ней по имени (хотя других учащихся называла по именам). Отношение к предмету, который давался девочке с трудом, кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.п.

Что делать?
Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к данному предмету. Школьник так или иначе даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
Родители могут прийти за советом к самому учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?» Спросите, какие у педагога есть претензии к школьнику. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
Взрослые не должны делить школьные предметы на важные и не важные, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
В сложной ситуации следует обратиться за помощью к психологу.
Общие советы родителям
Ни в коем случае нельзя стращать ребенка предстоящей учебой и трудностями этой учебы Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятерки и все всегда получалось сразу (подумайте, так ли это на самом деле?).
Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребенка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня для вашего ребенка проконсультируйтесь с психологом.
Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать все на «отлично». Ребенку полезно получить то, что он заслужил.

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Обычно, годам к 6-7, дети уже готовы к обучению. Им интересен процесс познания всего нового. Но, как ни странно, после того, как Ваш малыш пошёл в школу, он, после непродолжительного времени вдруг Вам заявляет, что учится он не хочет и в школу не пойдёт. И ещё совсем недавно счастливый родитель, задаётся вопросом, что же случилось, ведь ребёнку было всё интересно, он стремился получать новые знания, впитывая их как губка.

Кто-то назовёт это нежелание- простой ленью, кто-то скажет, что просто ребёнок подрос и перестал слушаться. Конечно, немногие родители задумаются о причинах произошедших перемен, начав обвинять школу, самого ребенка, но ни как не себя.

Откуда берётся понятие лени? Почему ребёнок становится ленивым? Для того, что бы понять, откуда взялась лень в ребёнке, нужно обратиться к тому, как проходило его развитие.

Дело в том, что при подготовке ребёнка к школе не все родители уделяют должное внимание развитию мотивации ребёнка к учёбе. В последнее время эта проблема выходит на первый план, так как лишь немногие ученики ходят в школу получить знания, другие же просто прогуливают учёбу, или же приходят для получения пятёрок. Для многих школьников, учёба не только не интересна, не нужна, но ещё и мешает общению со сверстниками.

Причины, по которым ребёнок не хочет учиться:

    Первая и главная причина- отношение к обучению родителей. С раннего детства, ребёнок подражает своим родителям во всех вопросах. Важно, как родители относятся к процессу обучения, приобретению новых знаний. Ребёнка нужно не только формально готовить к школе, но и развивать мотивацию. Мотивация бывает внешней и внутренней. Берётся ребёнок за учёбу чаще всего потому, что заставили, не руководствуясь мотивацией вовсе. Родители должны вовремя сфокусировать внимание ребёнка на понравившемся деле, когда он окажется среди таких же увлеченных, он будет уже ориентироваться на их мнение.

    Чем больше родители заставляют малыша , тем больше он сопротивляется обучению

    Недостаток новых ощущений

    Большая опека

    Родители не поощряют , не поддерживают ребёнка

    Многое в отношении ребёнка к школе, зависит напрямую и от учителей , от их умения панировать уроки и преподносить материал.

    Ему не интересно. Попробуйте заинтересовать его тем, что ему действительно интересно. Если ребёнок будет ясно видеть свою цель, к примеру, стать кем-то, тот знания, он будет стремиться, скорее всего, добывать самостоятельно, тогда и контроль с Вашей стороны не потребуется. Лень появляется именно от того, что ребенку подготовка к школе, к примеру, не была интересной.

    Усталость. Может, стоит немного снизить нагрузку ребёнка, особенно в начальной школе, часть секций, стоит перестать посещать, когда же ребёнок адаптируется к нагрузке, вновь начать их посещение. Побольше гуляйте с ним, продумайте его питание. Усталость эмоциональная может приводить к тому, что Ваш ребёнок ночью уснуть не может, а потом весь день ходит сонный, какое уж тут обучение. В такие периоды предоставьте ребенку возможность- больше отдыхать.

    Причиной может быть пережитый малышом стресс . При возникновении стресса, стоит обратиться к профессиональному психологу для его разрешения.

    Сравнение достижений ребёнка с достижениями других, более успешных детей. Публичное унижение и оскорбление неквалифицированного педагога также могут стать причиной нежелания учиться.

    Нежелание учиться как протест , высказанный взрослым. Это один из распространенных способов манипуляции взрослыми. Если Вы воспитывали ребенка таким образом: сделал- получи конфетку, то школа- то время когда ребёнок начинает обучать Вас по такому же принципу, только вместо шоколадки, вещи по- дороже.

Советы, как заинтересовать ребёнка:

    Начинать нужно в далёком детстве, главное родителям научить дошкольника: желанию узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Только тогда ребёнок будет стремиться к знаниям, хотеть учиться. Ребёнок должен получать радость от процесса познания и от результата.

    Если ребенку не интересно обучаться, попробуйте его заинтересовать непринуждённой обстановкой какого-либо кружка, в котором ему станет интересно, может, тогда он выберет предмет сам, который его увлечёт.

    Разговаривайте с учителем Вашего ребёнка, может он расскажет о том, что входит в круг интересов.

    Может проблема нежелания кроется в том, что существует конфликт между преподавателем и ребенком. Тогда стоит перевести его в другую школу.

    Попробуйте сменить скандалы и наказания ребёнка на поощрения и одобрения его.

В любом случае, не стоит пускать на самотёк решение этой проблемы, так как со временем, нежелание учиться будет только усиливаться, и ребёнок может бросить школу.