Природа гипноза. Механизмы внушения

Нередко человек совершает поступки, совершенно ему не свойственные, а потом не может вспомнить, что подвигло его на такие действия. Некоторые объясняют это воздействием гипноза со стоны другого человека, обладающего подобными способностями. И хорошо, если методы психологического воздействия путем гипноза совершаются в благих целях (к примеру, при лечении или для вызывания необходимых воспоминаний). Но нередко силой гипноза обладают люди, чьи намерения далеки от приемлемых в обществе.

Впервые о некоем «психическом токе», который излучается некоторыми людьми, способными конденсировать в себе магнетизм планет, объявил военный врач Франц Месмер. В 1774 г. он подал в Парижскую академию наук тезисы, в которых пытался обосновать теорию животного магнетизма. Авторитетная комиссия в 1784 г. отвергла возможность лечения больных магнетизмом, но не смогла опровергнуть факта, что один человек может искусственно усыпить другого. Взгляды Франца Месмера получили довольно широкое распространение. Отголоски их дошли и до нашего времени.

Что такое гипноз впервые объяснил с научной точки зрения шотландский врач-хирург Бред. Этот термин происходит от греческого слова, означающего «сон». В чем же суть гипноза, и как происходит гипнотическое воздействие на мозг человека? Гипнотизер как бы усыпляет гипнотизируемого, вводит его в состояние неполного сна, во время которого последний слышит голос гипнотизера и выполняет его команды. Гипнотизируемый может двигаться и выполнять различные действия, которые ему внушены и которым он не сопротивляется, поскольку не воспринимает их критически.

Явление, которое называется гипнозом, было известно тысячи лет назад. Например, его использовали эллины в храме бога здоровья Асклепия. Судя по древним источникам, больные приходили в этот храм, засыпали и просыпались здоровыми. Этот лечебный сон и был, вероятно, гипнозом. Во время сна жрецы внушали больным, что они излечились. Из сведений, дошедших до нас, мы узнаем, что большинство больных слышали ночью голоса или же видели перед собой образ мужчины, принимая его за самого бога Асклепия.

В египетских папирусах содержатся описания лечебных процедур, напоминающих гипноз. Вероятно, еще в доисторические времена шаманы, исполнители различных религиозных и лечебных обрядов, пользовались гипнозом. В более поздний период он получил широкое распространение среди жителей Африки.

Также гипнозу поддаются животные: это явление известно как experimentum mirabile (эксперимент-чудо) Кирхера. Как работает гипноз в этом случае? Под взглядом хищника происходит внезапное переворачивание лягушки, птицы или другого мелкого животного на спину приводит его к полной неподвижности. В этой позе животное остается в течение нескольких минут, а иногда и часов. Прикосновение к некоторым насекомым также обездвиживает их на некоторое время. Такие явления наблюдаются и в естественной обстановке: мышь «каменеет» с широко раскрытыми глазами перед головой змеи, птица - между лап кошки. Это явление называется акинезией (обездвиженностью), танатозисом (подобием смерти) или каталепсией (восковой гибкостью).

Это своеобразная биологическая защита, ибо в такой ситуации животное может восприниматься как неживой предмет или как мертвое, что увеличивает его шансы на выживание. В этом случае можно говорить о пассивной защитной реакции. Нервная система, подвергшаяся действию сильного раздражителя, согласно И. П. Павлову, переходит в состояние запредельного торможения. Это защитная реакция по отношению к клеткам нервной системы и их функциям.

Однако торможением коры головного мозга объясняется механизм гипноза лишь в общих чертах.

Методики гипноза: основные группы

Методики гипноза могут быть самыми разными, тем не менее можно выделить следующие основные группы.

Первая - методика сильного гипнотического воздействия на человека, разработанная знаменитым французским невропатологом, психиатром и гипнотизером Шарко. Он использовал такие раздражители, как внезапный грохот за спиной того, кого собирался гипнотизировать, вспышка пламени перед его глазами или неожиданный толчок и падение на руки гипнотизера. Методика из данной группы гипноза в определенной степени адекватна ситуациям, приводящим к акинезии у животных.

Вторая состоит в однообразном повторении воздействия. В этом случае воздействие гипноза на человека осуществляется через фиксацию глазами блестящего предмета, однообразный шум или тихая музыка, поглаживание лба или висков (так называемые «пассы»).

Третья методика заключается в словесном внушении состояния расслабления. Особое значение в таком гипнотическом воздействии на мозг имеет связь с голосом гипнотизера: «Полностью расслабьтесь! Закройте глаза! Вы засыпаете! Веки становятся тяжелыми, ноги расслабленными и тяжелыми, вы не можете их поднять! Сейчас вы полностью расслаблены, засыпаете и слышите только мой голос! Выполняйте все, что я вам скажу!» и так далее.

Сила гипноза и примеры лечебных сеансов

Гипноз - это внушенный сон, им пользуются главным образом в лечебных целях. Также к гипнозу как методу психологического воздействия прибегают и в научных исследованиях, чтобы глубже понять некоторые психические явления.

Используя силу внушения, врач-гипнотизер может проводить лечебные сеансы гипнозом при различных заболеваниях, и прежде всего психогенных, тесно связанных с расстройством нервной системы.

Профессор В. Е. Рожнов в книге «Гипноз и чудесные исцеления» рассказывает об одном случае из своей практики. Женщина после нервного потрясения перестала ходить. Был начат курс лечебного гипноза. Перелом в ее состоянии произошел уже после четвертого сеанса. В глубоком гипнотическом сне ей внушалось: «Вы поправились. Вы можете, и будете ходить. Вы уверены в себе. Вы здоровы».

После пробуждения больная самостоятельно встала на ноги и без посторонней помощи вышла из кабинета, забыв костыли!

Человек, находящийся под гипнозом, безучастен к большинству внешних раздражителей так же, как и обычно уснувший. При этом у загипнотизированного человека остаются отдельные бодрствующие участки нервной системы, через которые он поддерживает тесную словесную связь с гипнотизером. Это своеобразные «сторожевые пункты», как их называл И. П. Павлов.


Такие пункты существуют и при обычном сне. Как бы ни был он глубок, какая-то небольшая часть наших нервных клеток не прекращает своей интенсивной работы. Это часовые, оставленные на посту, - небольшой очаг возбуждения. Через него организм сохраняет свою связь с внешним миром. Особенно быстро и чутко реагируют «сторожевые пункты» мозга на те сигналы, которые «нельзя проспать».

Ещё один прием гипноза привел профессор К. К. Платонов. Он рассказывал о том, как в годы Великой Отечественной войны он наблюдал врача, которому после нескольких бессонных суток удалось, наконец, заснуть. А в это время привезли раненых. Врача пришлось будить. Его трясли, брызгали в лицо воду, но смертельно уставший человек не просыпался. Тогда, вспоминает К. К. Платонов, профессор попросил, чтобы все замолчали, и когда стало тихо, сказал негромко, но очень четко: «Доктор! Привезли раненых. Нужна ваша помощь!» И врач тут же проснулся.

Что произошло? Когда врача будили обычным способом, это воздействовало лишь на глубоко заторможенные участки мозга. Профессор обратился к его «сторожевому пункту», нервные клетки которого заторможены не полностью (они находятся в так называемой «парадоксальной фазе») и более чувствительны к слабым раздражителям, чем к сильным. Именно поэтому слова, разбудившие врача, произносились негромко, но очень четко.

Есть «сторожевые пункты» и у животных. Благодаря им, например, летучие мыши спят, повиснув вниз головой, не падая; стоя спят лошади, а у осьминога есть одна «дежурная» нога, которая всегда бодрствует.

У загипнотизированного «сторожевой пункт» иной. Это уже не часовой, который дает знать о том, что надо проснуться, а скорее телефонный аппарат, соединенный только с одним абонентом - гипнотизером. По этому аппарату мозг уснувшего принимает слова-приказы и выполняет их, при этом слово - закон. Находясь в гипнотическом сне, человек не может воспринимать слова врача критически, не может оценивать их смысл. Каждое слово действует как беспрекословный приказ или принимается на веру. Например, веря словам, он принимает чужого человека за своего брата. Ему можно внушить, что в доме пожар или наводнение, и он со страхом «видит» бушующее пламя, потоки воды. С помощью словесного внушения у него возникают галлюцинации, рождаются картины мира призраков.

Воздействуя на загипнотизированного, можно не только внушить ему, что он пьет воду стакан за стаканом, хотя в действительности он не делает этого, но даже вызвать у него усиленное выделение мочи с пониженным удельным весом, т. е. вызвать все те последствия, которые наблюдаются и после действительного введения в организм большого количества воды.

Для чего ещё нужен гипноз, если использовать его в благих целях? Методы воздействия гипнозом используют при лечении ожирения: внушение сытости вызывает у загипнотизированного увеличение числа лейкоцитов в крови (так называемый «пищевой лейкоцитоз», обычно наблюдаемый после принятия пищи).

Какие виды гипноза существуют: степени воздействия

Следует подчеркнуть, что «послушность» загипнотизированного зависит от степени глубины воздействия. Таких степеней гипноза три: сонливость, гипотаксия («подчинение») и сомнамбулизм («снохождение»). При сонливости человек находится в дремотном состоянии, мышцы расслаблены, нет желания открыть глаза. По окончании опыта он помнит все, что с ним было. На второй ступени - при гипотаксии - загипнотизированный уже не может делать произвольных движений. Часто в этом состоянии ему можно придать какую-либо необычную позу, например, поднять ему ногу, и в таком положении он будет находиться часами, пока не услышит приказа гипнотизера изменить позу.

Но особенно интересна последняя ступень. Это глубокий гипноз, при котором наблюдаются такие явления, которые и сейчас поражают многих.

На стадии сомнамбулизма человеку можно внушать самые различные образы и галлюцинации: зрительные, слуховые, обонятельные. По приказу гипнотизирующего он ходит по комнате с открытыми глазами, выполняет разнообразные задания, перевоплощается в других людей, не чувствует укола булавкой и т. д. По некоторым данным, такой гипноз возможен у четверти всех людей.

Врачи-гипнологи замечали, что при глубоком гипнозе можно вспомнить то, что, казалось, уже совсем утрачено. Врач Левенфельд наблюдал поразительное явление: пожилая женщина, находясь в глубоком гипнозе, с легкостью танцевала бальные танцы, известные ей в молодые годы. После пробуждения она отказалась поверить этому - ведь прошло уже 20 лет с тех пор, как она прекратила танцевать!

Перед нами по существу не только восстановление памяти - требовалось вспомнить все довольно сложные па, но и перевоплощение человека: женщина снова чувствовала себя молодой, полной сил, здоровья.

Глубокий гипноз и сила гипнотического воздействия на мозг


На стадии глубокого гипноза иногда удается внушить необыкновенную остроту чувств, в частности зрения. Вот какие эксперименты проводил английский исследователь Хартленд. Из новой колоды вынимается одна карта и показывается с тыльной стороны загипнотизированному. Гипнотизер запоминает, какую карту он показал пациенту, и внушает ему, что, когда тот увидит эту карту во второй раз, он увидит на ее тыльной стороне черный крест. Затем карта кладется в колоду, колода тасуется, и загипнотизированному начинают показывать одну за другой все карты (той же тыльной стороной), пока человек, находящийся в глубоком гипнозе, не опознает на одной из них вымышленный черный крест.

Только в редких случаях этот опыт заканчивался неудачей!

Интересны случаи, когда удаются «послегипнотические» внушения. Гипнолог внушил своему пациенту, что тот, проснувшись, не будет ничего помнить и в тот же час позвонит врачу-гипнологу и справится о его здоровье. «Мой телефон такой-то, - сказал врач, - но вы его тоже забудете».

Все произошло без осечки. Все четыре дня человек не думал о гипнотизере, но примерно за час до назначенного времени он вдруг начал сильно беспокоиться о враче: «Как он там, не заболел ли?» Ему захотелось немедленно позвонить врачу по телефону, но тут же пациент подумал, что не знает номера. Тревога нарастала. Не в силах усидеть за рабочим столом, он подошел к телефону и почти машинально, наугад, набрал номер телефона. Ответил врач-гипнолог.

В каких тайниках подсознания хранила память сказанный под гипнозом нужный номер телефона? И не напоминает ли это что-то похожее на зомбирование? Внушить ведь можно что угодно!

К руке человека, находящегося в состоянии глубокого гипноза, прикладывали монету и говорили, что она раскалена. На этом месте появлялся ожог. Столь необыкновенную силу может иметь слово. Неудивительно, что многие века, даже тысячелетия, гипноз - это загадочное явление человеческой психики - использовался всякого рода шарлатанами, знахарями, колдунами в своих целях. Да и только ли в прошлом? И в наши дни еще нередки случаи, когда за различными «чудесами» мы видим явления, вызванные гипнозом.

Приемы гипноза в ритуалах и обрядах

Многие гипнотизирующие приемы были непременной составной частью древнейших ритуалов и обрядов – религиозных церемоний, хотя люди, пользовавшиеся ими, и не понимали их сущности. Вспомним хотя бы сцены «изгнания злого духа» (т. е. исцеления больного) шаманом. Одетый в обрядовую одежду, он многократно повторяет одни и те же слова и фразы, призывает на помощь добрых «духов-помощников», угрожает «злым духам». Заклинания шамана сопровождаются непрерывными ритмическими ударами в бубен и различными движениями. В чуме распространяется дым от ядовитых курений. Сильнее и сильнее гремит бубен, быстрее и быстрее пляска шамана. Наконец его завывания, порывистые движения, ядовитый дым делают свое дело: все, кто присутствует в чуме, одурманены происходящим. Им уже слышатся «потусторонние» голоса вызываемых духов. Шаман, доводя себя до исступления, впадает в гипнотическое состояние. Теперь он поражает зрителей - режет себя ножом, выхватывает раскаленные угли из костра и не чувствует боли.

С особым вниманием и надеждой следят за действиями шамана больные. Они так хотят быть здоровыми! Мало-помалу все окружающее, кроме звуков голоса шамана, перестает достигать их сознания. Они впадают в забытье, в котором речь шамана воспринимается особенно остро, глубоко западает в одурманенный разум. Выкрики шамана о бегстве и поражении «духов зла», о победе «духов-помощников» звучат для больного желанной вестью о выздоровлении. Он уже чувствует себя сильным; боли, которые изнуряли его тело, куда-то ушли, отступили.

И вот результат: к концу обряда у некоторых особо впечатлительных больных действительно наступало улучшение. От поселка к поселку, отселения к селению передается восторженная, всячески преувеличенная весть об удивительном исцелении. Вместе с ней растет вера людей в потусторонний мир. Они забывают о том, что шаман исцелил лишь единицы, а навредил сотням.

О приемах гипноза, которые применяют колдуны и знахари различных народов, рассказывает врач Гарри Райт в книге «Свидетель колдовства», изданной в Лондоне в 1964 г. Он наблюдал различные обряды у племен Южной Африки. Нетрудно увидеть, что используя мистические обряды и всякого рода театральные приемы, эти врачеватели пользуются внушением. А точнее – используют гипноз для воздействие на психику верующих.

На кого не действует гипноз: люди, не поддающиеся гипнотическому воздействию


Не надо, однако, думать, что гипноз всесилен. Существуют и те, на кого гипноз не действует: опыт убеждает, что загипнотизированного человека нельзя заставить совершать поступки, идущие вразрез с его моральными устоями. Так, один врач дал загипнотизированному под видом кинжала игральную карту и приказал заколоть его. Загипнотизированный забился в припадке. Доктор психологических наук В. Пушкин, рассказывая о том, насколько трудно заставить человека совершить при помощи гипноза поступок, противоречащий его нравственным убеждениям, подчеркивает, что такие опыты говорят о реальном существовании подсознания, неосознаваемой психической деятельности. При этом возможна глубокая внутренняя борьба, о которой человек, в мозге которого она происходит, и не догадывается.

Французские психологи поставили такой опыт. Женщину погрузили в состояние глубокого гипноза. Гипнотизер, убедившись, что все его приказания выполняются автоматически, вложил ей в руку нож и приказал: «Идите в соседнюю комнату. Там на кушетке лежит человек, завернутый в простыню. Подойдите к кушетке, вонзите нож в человека и возвращайтесь обратно. Нож не вынимайте».

Загипнотизированная не знала, что на кушетке находится завернутое в простыню чучело. Несмотря на это, она выполнила задание - после небольшого колебания вонзила нож в тело. Затем, когда женщина вернулась к гипнотизеру, он приказал ей забыть об этом. И действительно, проснувшись, она забыла обо всем. Но сразу же впала в необъяснимое беспокойство. Тяжелая тоска все нарастала. Она обратилась к гипнотизеру с просьбой избавить ее от невыносимого состояния.

Пациентку снова загипнотизировали и показали, что на кушетке лежало чучело. При ней же из этого чучела извлекли нож. Гипнотизер объяснил, что никакого убийства не было. А затем снова приказал ей все забыть, когда проснется. Состояние тягостного напряжения исчезло полностью.

«Это острый, даже жестокий эксперимент, - говорит В. Пушкин. - Такие опыты не могут войти в повседневную психологическую практику. Но, оглядываясь назад, следует признать, что при всей своей жестокости этот эксперимент был необходим: он показал, какую огромную роль в психической деятельности человека играют его нравственные устои. Человек, низведенный, казалось бы, благодаря глубокому гипнозу до уровня автомата, продолжает вести внутреннюю борьбу с теми воздействиями, которые идут вразрез с принципами его личности». Таким образом, люди, не поддающиеся гипнозу,– это люди с высокими моральными качествами.

В одном из писем Эрнст Тельман пишет, как он подвергался пыткам. В камеру пришел врач и пытался загипнотизировать Тельмана. Заключенный знал, ради чего это делается, и активно воспротивился. Попытка загипнотизировать стойкого политического бойца не удалась, поскольку он обладал огромной силой воли. Гораздо чаще бывает так, что человек, самонадеянно объявив о своей стойкости, затем, как и все другие, впадает в гипнотическое состояние. Об одном забавном случае рассказывает П. И. Буль:

Гипноз — заманчивое и таинственное явление, окруженное множеством мифов и загадок. Гипнозу посвящено огромное количество фильмов, книг, историй, где он выступает в роли поистине магического инструмента, заставляя любого человека делать все, что пожелает душа гипнотизера. Однако зачастую жизненным реалиям такие истории мало соответствуют. Так что же такое гипноз на самом деле?

Два основных вида гипноза

Для начала определимся, с сутью гипноза и тем, что вообще включает это понятие. Современная наука выделяет два вида гипноза — классический и эриксоновский . При этом первые ассоциации, которые возникают у большинства людей при слове «гипноз», связаны именно с классическим, поэтому с него мы и начнем. (О втором виде, эриксоновском гипнозе , а также о самогипнозе, читайте в соответствующей статье).

Классический гипноз: определение

Согласно официальному определению, гипноз , или гипнотический транс , или гипнотический сон , — это некое промежуточное состояние между сном и бодрствованием, при котором информация и приказы, поступающие от гипнотизера, обходя сознание, поступают сразу в подсознание и воспринимаются некритически. Что это значит? Когда в обычном состоянии вам кто-то что-то рассказывает или приказывает (просит), ваше сознание «обрабатывает» запрос и решает, как к нему относиться, стоит ли верить данной информации / выполнять просьбу. Однако, когда человек находится под гипнозом, этот процесс трансформируется.

Суть классического гипноза

Благодаря техникам гипноза сознание исключено из цепочки , оно практически не обрабатывает поступающую извне информацию, как и желания и потребности самой личности, — остаются только слова гипнотизера, который обращается напрямую к бессознательному (или подсознанию) . Все сказанное и приказанное (за некоторыми исключениями, о которых речь пойдет чуть ниже) гипнотизером воспринимается человеком буквально: то есть если гипнотизер скажет своему клиенту, что в комнате холодно, как бы ни было там на самом деле жарко, клиент почувствует холод.

Если во время сеанса гипнотизер прикажет человеку что-то сделать или почувствовать после завершения сеанса, то это будет восприниматься гипнотизируемым как его собственные желания/чувства , а не как нечто, что было принесено извне. Человек обязательно придумает логическое обоснование (самооправдание) для этих действий. Следует ли из этого, что гипнотизер может заставить человека делать вообще все, что он захочет? Нет, не следует. В реальности возможности гипнотизера достаточно ограничены . Чем именно — читайте в следующем материале , а в другой статье мы расскажем о том, как противостоять гипнозу и непрошенному влиянию.

«Большая часть нашей жизни определяется бессознательным». Милтон Эриксон.

Многие не знают, что кроме классического гипноза, когда гипнотерапевт авторитарно указывает Вам, что делать и чувствовать, сегодня существуют и другие, более современные и эффективные методы гипноза. Эриксоновский гипноз назван так по имени своего создателя, Милтона Эриксона (1901-1980гг), получившего мировое признание в качестве психотерапевта-практика. Его подход к изменённым состояниям сознания лёг в основу как эриксоновского гипноза, так и нейролингвистического программирования (НЛП). Оба эти метода относятся к суггестивной психотерапии, дающей быстрый стратегический результат.

Милтон Эриксон - доктор медицины, основатель и первый президент Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis), адъюнкт-профессор Университета Уэйна. Являлся руководителем Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), Американской ассоциации психологии (American Psychological Association) и Американской ассоциации психопатологии (American Psychopathological Association), был членом Американской ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза.

В семнадцать лет Эриксон перенес полиомиелит. Болезнь протекала чрезвычайно тяжело, и доктора опасались, что он не выживет. В ночь, когда болезнь достигла своей критической точки, Милтон испытал то, что он называл «аутогипнотическим опытом».

Эриксон: В то время как я лежал в постели в ту ночь, я услышал, как три доктора сказали моим родителям в другой комнате, что их мальчик может быть уже мертв к утру. Я почувствовал сильный гнев из-за того, что кто-то говорит матери, что ее сын может оказаться мертывым следующим утром. Моя мать затем зашла ко мне с таким безмятежным лицом, какое только может быть. Я попросил ее переставить комод, подставить его к стороне кровати и развернуть под определенным углом. Она на самом деле не поняла, зачем мне это, она решила, что я бредил. Мне было трудно говорить. Но под тем углом с помощью зеркала на комоде я мог видеть через дверной проход западное окно в другой комнате. Я был бы проклят, если бы я умер, не увидев еще один закат. Если бы я хоть немного умел рисовать, я бы даже мог зарисовать тот закат.

Росси: Ваш гнев и ожидание еще одного рассвета — это было таким способом, с помощью которого Вы удерживали себя живым в тот критический день, несмотря на предсказания докторов. Но почему Вы называете это аутогипнотическим опытом?

Эриксон: Я увидел, что безбрежный закат окрасил целое небо. Но я знаю, что за окном было еще дерево, но я вычеркнул его.

Росси: Вы вычеркнули его? Это то самое выборочное восприятие, которое позволяет вам говорить, что вы были в состоянии измененного сознания?

Эриксон: Да, я делал это неосознанно. Я видел весь закат полностью, но я не видел изгородь и большой валун, которые были там. Я вычеркнул все, кроме заката. После того, как я увидел закат, я потерял сознание на три дня. Когда же я, наконец, очнулся, я спросил своего отца — почему они убрали изгородь, дерево и валун. Я не осознавал, что это я сам убрал их оттуда, когда сосредоточил все свое внимание так напряженно на закате. Потом, когда я стал выздоравливать и осознал утрату некоторых своих возможностей, я стал задумываться, как же я буду зарабатывать на жизнь. Я уже к тому времени опубликовал свою работу в одном национальном сельскохозяйственном журнале. «Почему молодежь уезжает с ферм». Я больше не обладал силой, чтобы быть фермером, но, может быть, я смог бы стать доктором.

Из-за перенесенного полиомиелита Эриксон оказался парализованным и прикованным к инвалидному креслу. В результате он разработал свой собственный метод, который помог ему справиться с последствиями этой тяжелой болезни и оставаться социально активным до конца своей жизни. Эриксон до глубокой старости принимал пациентов и занимался преподаванием, у него была большая дружная семья. Именно это личное преодоление болезни и помогло Милтону Эриксону создать новое направление психотерапии, основанное на использовании гипнотического транса в сочетании с особым языком гипноза, в котором внушение производится мягко, без насилия, минуя сознание пациента. Этот гипнотический язык образный, яркий, многоуровневый (слова используются таким образом, чтобы они могли иметь разные значения на сознательном и бессознательном уровне). Кроме того, эриксоновский гипноз отличает бережность и уважение желаний пациента — ему всегда предоставляется возможность выбора, он может как принять внушение, так и оставить его без внимания. То, что работа происходит в состоянии транса, во много раз усиливает эффективность психотерапии. В состоянии транса появляется возможность напрямую работать с бессознательными слоями психики пациента, минуя контроль сознания, тормозящий или даже блокирующий процесс изменения.

Природа терапевтического транса в эриксоновском гипнозе

Подход Эриксона к гипнозу был принципиально антитеоретичен, индивидуален и прагматичен. Милтон Эриксон в своей работе в первую очередь использовал знания, полученные на практике, а не теоретические размышления. Он даже никогда не формулировал единой теории гипноза, тем не менее, Эриксон оставил после себя множество книг, в которых он выражал свои взгляды на гипнотический транс.

  • Транс как внутреннее направляемое состояние. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе — это состояние, когда внимание гипнотизируемого развернуто от внешнего мира внутрь себя, и голос гипнолога направляет это внутреннее внимание. При этом ограничиваются до сравнительно небольшого количества фокусы внимания, столь многочисленные в нашей обычной жизни. Получается, что пациент не отвлекается на не относящиеся к делу внешние стимулы, снимаются ограничения его обычных систем отсчета, и, благодаря этому, обучение новому в трансе происходит более интенсивно.
  • Транс как высоко мотивированное состояние. В эриксоновском гипнозе для наведения и развития переживания транса используют личную психодинамику и мотивацию пациента, избегая стандартизированных подходов, которые обычно пренебрегают индивидуальностью пациента. Именно мотивация пациента побуждает его направлять фокус внимания внутрь себя, и специалисты эриксоновского гипноза всегда учитывают индивидуальность пациента при наведении и утилизации транса.
  • Транс как активное бессознательное обучение. Эриксон считал, что проблемы пациентов связаны с приобретенными ограничениями. Цель транса в эриксоновском гипнозе — смягчить эти приобретенные ограничения обычных систем отсчета пациента, чтобы позволить ему осознать многообразие выбора из обширного количества неосознанных возможностей. После освобождения сознания от обычных установок, предрассудков и блоков обучение может происходить на автономном или бессознательном уровне. Таким образом, эриксоновский гипнотерапевт сначала снимает приобретенные пациентом ограничения и затем помогает пациенту использовать накопленный им жизненный опыт, знания и умения для того, чтобы создать и перестроить себя изнутри, на бессознательном уровне, избегая ограничений сознания. Получается, что в эриксоновском гипнозе транс — это активный процесс бессознательного обучения, что в корне отличается от грубого представления о гипнозе как пассивном и регрессивном состоянии, в котором пациент — это всего лишь робот под контролем гипнотизера.
  • Транс как измененное состояние сознания. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе рассматривается как измененное состояние сознания, не являющееся ни бодрствованием, ни сном. При этом стоит только один раз создать это измененное состояние, и для того, чтобы его реиндуцировать, становится достаточно одних только «символических» ассоциаций (какого-то цвета, звука, воспоминания о том состоянии, когда транс возник в первый раз). Каждый человек, который хоть раз переживал глубокий терапевтический транс, может подтвердить, насколько сильно это состояние отличается от состояния бодрствования. В тот момент, когда субъект транса возвращается в состояние бодрствования, он может затрудняться ответить на такие простые вопросы, как: какой сегодня день, или сколько времени прошло, пока он был в трансе. Он может испытывать в состоянии транса ощущения, словно изменяются размеры и форма тела или каких-то его частей, руки или ноги могут стать невидимыми или перестать ощущаться. Для того, чтобы испытать глубокое и действительно удовлетворительное переживание транса, важно научиться подчинять и отбрасывать модели поведения, характерные для бодрствования, то есть отказаться от некоторых из приобретенных ограничений и обычных систем отсчета, характерных для сознательных установок.
  • Субъективное переживание транса. Каждый человек переживает транс по-своему, в зависимости от его личности и жизненной истории. Общей характеристикой переживания транса в эриксоновском гипнозе является то, что все словно бы происходит само по себе. Так, например, сама по себе может начать подниматься рука у субъекта транса (это называется «левитация руки»). Очень часто такие процессы вызывают удивление и осознание контраста между тем, что происходит само по себе, и тем, что, как нам кажется, мы контролируем и направляем. Наша внутренняя жизнь — это диалог между тем, что происходит с нами, и тем, что мы в связи с этим предпринимаем. Чувства, ощущения, эмоции, настроения, фантазии и ассоциации всегда возникают спонтанно на уровне подсознания и предъявляют себя на пороге сознания. То, как мы научаемся откликаться на эти спонтанные проявления, в значительной мере определяет наше чувство реальности, психического здоровья и благополучия. Например, мы можем откликнуться на то новое, что происходит в наших ощущениях или мечтах, с одной стороны, страхом, бегством или фобией, либо, с другой стороны, — любопытством и креативностью.
Бессознательное в эриксоновском гипнозе

В эриксоновском гипнозе используют понятия «сознание» и «бессознательное». Что же обозначают эти понятия? Представьте, что Ваш разум состоит из двух частей — сознательной и бессознательной. Сознательный разум — эта та часть, которая анализирует, критикует, мыслит логически и рационально, направляет и фокусирует внимание, отвечает за речь, абстрактное мышление и сознательные усилия. Сознание является характеристикой функционирования левого полушария мозга (для правшей, для левшей — всё наоборот). В трансе левое полушарие начинает работать менее активно, и все усилия терапевта направлены на то, чтобы сдвинуть сознание в сторону от жестких рамок и ограничений сознания. При этом переживание транса или глубокой задумчивости являются характеристикой функционирования правого полушария мозга человека, которое у большинства людей слабо задействовано в повседневной жизни.

Правое полушарие нашего мозга отвечает за творческие способности, интуицию, пантомиму, кинестетические (телесные) ощущения, музыкальное и зрительно-пространственное восприятие, спонтанность, комфорт, экстрасенсорные способности; это область бессознательных процессов. Бессознательное или подсознание — это та часть, которая управляет телесными функциями, от сердцебиения до дыхания. В подсознании хранятся все Ваши воспоминания, желания и фантазии, весь опыт накопленный за жизнь, начиная от младенчества и далее, все знания и навыки. Здесь обитает мудрость, творческое начало. Здесь живет способность к решению проблем. Но это также и область, где содержатся источники всех наших проблем, страхов и болезней. Теперь Вам, наверное, становится понятно, почему погружение в транс и общение с подсознанием напрямую, которое становится возможным с помощью эриксоновского гипноза, помогает быстро и эффективно устранить причины проблем и болезней и стимулировать поиск новых творческих способов для решения своих задач.

В отличие от других способов психотерапии, суть подхода эриксоновского гипноза заключается именно в обращении к творческому подсознанию человека и к бессознательному научению в состоянии транса. «Большая часть нашей жизни определяется бессознательным», — эта фраза принадлежит Милтону Эриксону. Точно такую же мысль высказывал ранее и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, который считал, что человеческим поведением в основном управляют неосознаваемые влечения и желания (по Фрейду, в основном, сексуальные), которые содержатся в подсознании. Принципиальное отличие подхода Эриксона к бессознательному заключается в том, что он одним из первых психотерапевтов стал рассматривать подсознание не как источник проблем, а как огромный резервуар потенциальных ресурсов и возможностей — здоровья, хорошего самочувствия, достижений, успехов, побед, радостных и счастливых моментов, когда-то пережитых Вами. К сожалению, этот мощный резервуар ресурсов оказывается недоступен для большинства людей в повседневной жизни, однако, доступ к нему можно получить с помощью гипноза и активизировать все эти ресурсы для пользы человека.

Ко всему сказанному можно добавить, что сегодня ученые с помощью современных приборов для изучения деятельности мозга установили, что в состоянии транса происходит уравновешивание работы левого и правого полушарий головного мозга, и в результате этого наш мозг входит в режим работы в альфа-ритме, что уже само по себе оказывает целительный эффект на весь организм и психику человека. Кроме того, при работе с негативным опытом в состоянии гипнотического транса у Вас появляется возможность заново пережить эти ситуации в безопасной обстановке и, воспользовавшись подсказками и помощью терапевта, найти новые способы решения трудных ситуаций.

В результате этого новый опыт позитивных переживаний записывается в подсознание, для которого неважно, произошло ли решение проблемы в реальной жизни или в гипнотическом трансе. Это приводит к переструктурированию психики, и проблемы, болезни и трудности остаются в прошлом. Гипноз, таким образом — это помощь, которую оказывает терапевт для того, чтобы пациент вошел в состояние транса, развернув фокус своего внимания внутрь себя, и запустил бессознательные внутренние механизмы поиска решения своей задачи.

Бессознательное научение и обход ограничений сознания в эриксоновском гипнозе

Согласно Эриксону, гипноз облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии. В эриксоновском гипнозе терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля, и ими не руководит воля другого человека. Фактически состояние транса, испытываемое при гипнозе — это естественное состояние, которое много раз переживал каждый, и вы тоже. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут проявляться во время медитации, молитвы или выполнения однообразных физических упражнений, которые иногда называют «медитацией в движении».

В таких случаях человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются ярче, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым придается меньше значения. Под воздействием гипноза пациент часто начинает интуитивно понимать смысл и значение сновидений, символов и других форм выражения подсознания. Внушения гипнотерапевта в состоянии гипнотического транса воспринимаются менее критично, но все же, если эти внушения идут вразрез с ценностными ориентирами пациента, то, либо их усвоение будет частичным, либо они вовсе будут отвергнуты.

В случае, если внушения гипнотерапевта принимаются, происходят устойчивые изменения в поведении и системе отношений пациента. Устойчивость изменений можно объяснить тем, что под воздействием гипноза у пациента пробуждаются способности к неосознаваемому научению, и он начинает их использовать. То есть в трансе вы входите в соприкосновение со своими собственными неиспользованными знаниями, накопленными в течение всей жизни. Получается, что, вспомнив эти забытые навыки, вы можете включить их в структуру своего поведения, которое станет более конструктивным и укрепит вашу личность. Воздействие эриксоновского гипноза устойчиво и приводит к внутрипсихическим изменениям, которые воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям. Такая устойчивость изменений при применении эриксоновского гипноза обусловлена тем, что работа направлена на внутренний рост, самораскрытие и принятие человеком себя.

Различия между классическим гипнозом и эриксоновским гипнозом:

Важно понимать, что когда мы сравниваем классический и эриксоновский гипноз, речь идет не о двух разных гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые сильно различаются между собой. В классическом гипнозе применяется авторитарный подход, гипнотизёр эксплуатирует такие средства воздействия, как «магнетический взгляд» и властный голос, при этом гипнотизёру и самому кажется, что он обладает особым магнетизмом и властью над другими людьми.

При эриксоновском гипнозе используется разрешающий подход — субъект транса (тот человек, которого гипнотизируют) чувствует и понимает, что ему «разрешается» практически всё. При этом гипнолог, работающий в эриксоновском гипнозе, считает себя проводником, гидом, который помогает субъекту транса ориентироваться в процессе гипноза, и особо подчеркиваются партнерские, равные отношения между гипнологом и пациентом. Если в традиционном гипнозе гипнотизёр стремится создать отношения подчинения, то в эриксоновском гипнозе, напротив, происходит высвобождение.

В традиционном гипнозе основной упор делается на то, чтобы с помощью прямых директивных внушений внедрить человеку в голову определенные мысли, идеи, чувства и ощущения. В эриксоновском гипнозе тоже используют внушения, однако основная работа направлена на то, чтобы высвободить и начать активно использовать то, что у человека уже есть внутри — его положительный опыт, накопленные знания и умения, навыки, воспоминания. Основная задача эриксоновского гипнотерапевта заключается в том, чтобы помочь вам максимально полно воспользоваться своими собственными возможностями и ресурсами для достижения ваших целей.

Внушения в эриксоновском гипнозе

По оценкам ученых, большинство людей использует не более 10% своего умственного потенциала. Наше сознание слишком узко, жестко и ограниченно в своих представлениях о том, на что мы способны. Наша система образования и воспитания научила нас определенным навыкам и вооружила некоторыми знаниями, но в то же время ограничила нас жесткими рамками предубеждений против наших способностей и субъективными представлениями о том, что мы можем, а что — нет. Много раз в прошлом у вас, наверняка, бывали такие моменты, когда вы могли настолько погрузиться в то, что вас интересует, что просто не замечали ничего вокруг. В такие моменты вы способны «не слышать» того, что говорят прямо рядом с вами, «не видеть» ничего, кроме того, чем вы заняты, «не чувствовать», например, что ваша поза неудобная, и нога затекла и онемела. Всё это вы делаете легко и автоматически, когда не задумываетесь об этом. Тем не менее, если вас попросят прямо сейчас «не слышать» или «не видеть» чего-либо, вашей реакцией, скорее всего, будет недоумение: вы можете подумать, что не знаете, как это сделать. Наше сознание не знает, как это «не слышать» и «не чувствовать» по прямому указанию, хотя в соответствующих обстоятельствах мы делаем это легко и не задумываясь.

В эриксоновском гипнозе используются особые формы внушений — косвенные внушения. Эта форма гипнотического внушения направлена на то, чтобы человек мог выполнять определенные действия, которые он затрудняется делать сознательно, хотя автоматически и бессознательно они вполне доступны этому же самому человеку в определенных жизненных ситуациях. С помощью таких косвенных форм внушения, характерных для эриксоновского гипноза, у пациента появляется возможность контролировать и направлять такие реакции, которые обычно регулирует подсознание.

Эриксон разработал и оставил в наследство множество уникальных форм косвенного гипнотического внушения, которые позволяют на мгновение изменить связывающие пациента ограничения сознания и открыться внутреннему потенциалу. Хорошо обученный специалист в эриксоновском гипнозе прежде всего — это хороший наблюдатель, умело распознающий то, что тормозит развитие каждого конкретного пациента. Эриксоновский гипнотерапевт стремится предоставить средства для освобождения и активизации человеческого развития, воспользоваться которыми — это уже задача самого пациента.

Использование обучающих историй в методе эриксоновского гипноза

Сам Милтон Эриксон в свою работу с трансовыми состояниеми часто искусно вплетал обучающие рассказы — истории из своей жизни и жизни своих родственников и другие истории, рассказанные в форме притчи, которые представляют собой блестящие примеры искусства убеждения. Именно такие обучающие истории являются «фирменным знаком» эриксоновского гипноза, они придают терапии особое очарование и, безусловно, повышают её эффективность. Такие истории, рассказанные в трансе, также называются терапевтическими метафорами, и они способны повлиять на бессознательное и дать толчок к устойчивым позитивным изменениям в поведении человека. Причем, воздействие эриксоновского гипноза приводит именно к таким изменениям, которые воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям.

Рассказывая обучающие истории, гипнолог дает новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту. Общение происходит на разных уровнях, включая бессознательные. Новые, жизнеутверждающие взгляды могут быть переданы пациенту как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом состоянии. И тогда вы можете обнаружить, что вам необязательно целиком полагаться на стандартный образ мыслей и оставаться в плену у своих собственных ограничивающих психологических установок.

Часто пациенты отождествляют себя с персонажами терапевтических метафор, тем самым впитывая в себя те качества, знания и умения, которые им необходимы для успешного решения своих проблем, и этот новый опыт затем переходит и в реальную жизнь. Это можно проиллюстрировать на примере решения сексуальных проблем, таких как преждевременная эякуляция. Если пациент, находясь в гипнотическом трансе, смог испытать такие же ощущения, которые возникают при наслаждении удачным половым актом, то это означает, что психотерапевту удалось прибавить к его воспоминаниям чувство успеха и ожидание дальнейшего успеха.

В качестве примера обучающих историй Милтона Эриксона, приведу рассказ из его книги «Мой голос останется с вами…», который называется «Как пройти из комнаты в комнату».

Я спросил студента: «Как пройти из этой комнаты в другую?»

Он ответил: «Сперва нужно встать. Затем сделать шаг…».

Я остановил его и сказал: «Назовите все способы, какими можно перейти из одной комнаты в другую».

Он сказал: «Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух; можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно…».

Я сказал: «Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьёзнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если бы мне нужно было попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Нью-Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату. А вы подумали только о движении вперед! И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком».

Как же сильно мы ограничиваем себя в своем мышлении!

Вконтакте