Принципы системы физического воспитания. Система физического воспитания

Физическое воспитание характеризуется двумя направле-ниями: обучением двигательным действиям и развитием фи-зических качеств , благодаря чему происходит формирование у человека системы знаний и двигательных на-выков, необходимых для максимального использования в про-цессе жизнедеятельности.

Современное физическое воспитание молодёжи, имеющее валеологическую и профессиональную направленность, — это социально значимый педагогический процесс, нацелен-ный на создание у будущих специалистов устойчивой мо-тивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенство-ванию, приобретению знаний, личному творческому ис-пользованию средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к со-временным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста, к его нервно-эмоциональной сфере.

Профессиональная направленность физического воспитания

Современная профессиональная деятельность требует от спе-циалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и ду-ховных возможностях человека:

  • высокую профессиональную ра-ботоспособность;
  • наличие резервных физических и функциональ-ных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда;
  • способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени;
  • стремле-ние к достижению цели.

Поэтому преподавание физической куль-туры в учебных заведениях должно быть направлено прежде всего на фор-мирование физических, физиологических и психических ка-честв, способствующих достижению и поддержанию достаточ-ной готовности к успешной профессиональной деятельности.

Валеологическая направленность физического воспитания

Целью физического воспитания явля-ется формирование ЗОЖ и основ физической культуры лич-ности человека. Весь процесс физического воспитания направлен на повы-шение уровня здоровья молодёжи, от которого зависят её интеллектуальный и физический потенциал; работоспособ-ность; формирование жизненных, социальных и профес-сиональных мотиваций.

Цель системы физического воспитания заключается в фи-зическом совершенствовании и содействии гармоничному раз-витию людей, способных успешно осваивать и выполнять со-циально значимые виды деятельности, активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе .

Перед курсом физического воспитания с оздоровительной, социальной и профессиональной направленностью стоят вос-питательные, образовательные, развивающие и оздоровитель-ные задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья молодёжи;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
  • ознакомление с научно-практическими основами ЗОЖ и ролью физической культуры в становлении личности про-фессионала;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к фи-зической культуре, физическое самосовершенствование и самовоспитание потребности в регулярных занятиях физи-ческими упражнениями и спортом;
  • овладение системой профессионально и жизненно значи-мых практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополу-чие; развитие и совершенствование психофизических спо-собностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;
  • обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;
  • приобретение опыта творческого использования физкуль-турно-спортивной деятельности для достижения жизнен-ных и профессиональных целей.

Цель конкрети-зируется в группах задач: оздоровительных , образовательных , воспитательных .

Разделение задач на оздоровительные, образовательные и воспитательные довольно условно, так как в целостном процессе физического воспитания они решаются во взаимосвязи с учётом целевых установок.

Оздоровительные задачи

В группе оздоровительных задач выделяют три основ-ные:

  • повышение морфофункциональных (имеющих отноше-ние одновременно к структуре и функции системы) показате-лей организма человека;
  • обеспечение адекватного возрасту развития физических качеств;
  • повышение устойчивости ор-ганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Образовательные задачи

В группу образовательных задач входят следующие:

  • формирование специальных знаний в области валеологии, ЗОЖ и двигательной активности;
  • формирование двигатель-ных умений и навыков для успешного их использования в про-цессе жизнедеятельности;
  • формирование гигиенических зна-ний и навыков при организованных и самостоятельных заня-тиях физическими упражнениями.

Воспитательные задачи

Группа воспитательных задач включает:

  • формирова-ние социальных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, познавательной активности;
  • воспитание этических и эстетических представлений на основе двигательной деятель-ности.

Воспитательный эффект зависит от личности преподавате-ля физического воспитания, тренера, его профессионализма и морально-этических качеств, так как сами по себе физиче-ские упражнения общего и спортивного характера желаемого воспитательного эффекта не дадут. Движения, музыка, добрые отношения сотворчества в процессе физического воспитания — наиболее доступные и простые факторы воспитания личности и приобщения её к красоте.

Средства физического воспитания включают физические упражнения , гигиенические факторы и оздоровительные силы природы . Все категории средств применяются во взаимосвязи, ком-плексно.

Физические упражнения

Физические упражнения являются основными средства-ми, так как без них направленное воздействие на физический потенциал человека невозможно. Таким образом, физические упражнения — это двигательные действия, которые используют для целенаправленного воздействия на человека. Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе и применении многообразных видов физических упражнений.

Гигиенические факторы

Гигиенические факторы — это совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека. К ним относятся: режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, должное гигиеническое состояние мест за-нятий физическими упражнениями и проведения соревнова-ний. Материал с сайта

Оздоровительные силы природы

Под оздоровительными силами природы понимают условия, сопутствующие занятиям физическими упражнени-ями (открытый воздух, солнечное облучение, горный или мор-ской климат и др.), а также специальные процедуры (сеансы закаливания; воздушные, солнечные, водные ванны), которые являются относительно самостоятельными средствами оздо-ровления (при определённой их дозировке).

Под понятием «система» имеют в виду нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания , включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы – представляют собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие основы направлены на содействие всестороннему и гармоническому развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Её теоретико-методической основой служат научные положения естественных наук (анатомии, физиологии, биохимии и др.), общественных наук (философии, социологии и др.), педагогических (психологии, педагогики) и других наук, на основе которых «Теория и методика физического воспитания » разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, армии и т. д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков , подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено, прежде всего, физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная подготовка) предусматривают углублённое совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно более высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств а также спортивного совершенствования человека.

4. Организационные основы.

Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведённые для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечивают Государственный комитет по физической культуре и спорту, комитет Государственной Думы по спорту и туризму, областные и городские комитеты по ФКиС, а также соответствующие отделы Министерства образования Российской Федерации.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность занятий. Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой и спортом через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ

СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Факультет олимпийского и профессионального спорта

Кафедра теории физического воспитания,

олимпийского спорта и образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

ТЕМА: СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 44 группы

Лунёва Елена Викторовна

ПРОВЕРИЛ:

Овчаренко Л.И.

Донецк 2008


План

1. Физическое воспитание как социальная система.

2. Принципы системы физического воспитания.

3. Основы системы физического воспитания.

4. Основные направления системы физического воспитания.


1. Физическое воспитание как социальная система

Физическое воспитание представляет собой социально обусловленный, педагогически организованный процесс овладения ценностями физической культуры.

Социальная обусловленность физического воспитания заключа6ется в том, что в ходе его достигается социально значимая цель, т.е. цель, которая является существенно важной как для развития самого человека, так и для прогресса общества в целом. Кроме того, это означает, что физическое воспитание протекает в рамках определенной социальной организации, которая располагает необходимыми возможностями для обеспечения интересов общества в этом направлении.

Такая социальная организация носит название системы.

Система физического воспитания представляет собой упорядоченную относительно цели деятельности совокупность элементов физической культуры.

Как и в любой другой социальной системе, в физическом воспитании можно выделить: 1) определенный состав и структурную организацию образующих его элементов; 2) функции; 3) характер взаимосвязи с другими системами общества.

В состав системы физического воспитания могут войти самые различные элементы физической культуры, т.е. любые факторы материальной и духовной культуры, связанные с «производством» физически совершенных людей. Однако, неотъемлемыми ее элементами становятся только те, которые имеют непосредственное отношение к физическому воспитанию. Без них система не может существовать как единый социальный организм (управление, кадры, научное обеспечение и т.д.).

В процессе деятельности между элементами системы устанавливаются определенные связи. Образующие основу структуры системы.

Главным фактором существования всякой системы является ее функционирование.

Функции выражают объективно присущие системе возможности в преобразовании человека, природы и общества. В функции системы физического воспитания входит деятельность по обеспечению физического совершенствования людей.

Различают внешние и внутренние функции.

Внешние функции системы физического воспитания направлены на людей. Их объект – человек; предмет – здоровье, физические силы и способности людей. Внутренние функции – это взаимодействие элементов системы, обеспечивающих внешнее функционирование (обеспечение физкультурными кадрами, помещениями, финансирование и т.д.). Здоровый человек несет больше пользы обществу.

Система физического воспитания тесно связана с другими системами общества: экономикой, культурой, наукой, политикой.

Будучи одной из сфер проявления общественных отношений она развивается под влиянием изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни (современный период). Ей присущ конкретно исторический характер. Именно поэтому она выступает и как вид и как тип общественной практики.

Как вид отражает специфику данного вида воспитательной деятельности, как тип – несет в себе все основные свойства социальной системы общества.

2. Принципы системы физического воспитания

а) Принцип оздоровительной направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований:

Средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

Врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использование солнца, воздуха и воды – все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями.

б) Принцип всестороннего развития личности.

В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований: 1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием; 2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями.

в) Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь.

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1) содержание физического воспитания должно предусматривать формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса РБ и учебных программах по физическому воспитанию; 2) всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия; 3) максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания.

Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы.

3. Основы системы физического воспитания

Социально-экономические основы.

Система физического воспитания тесно связана с другими социально-экономическими системами общества: экономикой, политикой, наукой и культурой. Будучи одной из сфер проявления общественных отношений, происходящих в данных системах.

Объективной основой этих связей является включенность системы физического воспитания в общественное производство. Однако, воздействие на общественное производство она оказывает косвенным путем. Система не участвует непосредственно в создании общественного продукта. Но она оказывает на эту сферу опосредованное воздействие через субъекта производственных отношений – человека.

Своими различными формами система физического воспитания включена во все основные виды социальной деятельности человека. Система физического воспитания удовлетворяет не только его биологические потребности в движении, но и социальные – формирование личности, совершенствование общественных отношений (физкультурная и спортивная деятельность подчиняется строгим правилам и нормам поведения).

Реализуя свои воспитательно-педагогические функции, система физического воспитания способна решать задачи нравственного, эстетического, трудового и интеллектуального развития.

Система физического воспитания является развитой сферой экономических отношений.

Будучи сложной по своему организационному строению (сочетание принципов государственного и общественного руководства), она сочетает в себе и различные по происхождению источники финансирования и материально-технического обеспечения: государственный бюджет, общественные фонды, средства предприятий, профсоюзов, кооперативных обществ, спонсорская помощь и др.

В экономическом плане система выступает как отрасль народного хозяйства, включающая в себя развитую сеть производств материального и нематериального характера. В сфере материального производства труд работников отрасли имеет материальную, вещественную форму: спортивные сооружения, инвентарь, обувь, одежда. Но эта сфера носит обслуживающий характер по отношению к главной сфере системы физического воспитания – непроизводственной, направленной на физическое совершенствование человека.

Правовые основы .

Система физического воспитания опирается на определенную совокупность нормативных актов, регулирующих ее функционирование. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции). Особое место среди них занимает Конституция, в которой закреплено право людей на физическое воспитание. Имеются и другие нормативные документы, определяющие деятельность организаций и учреждений, обеспечивающих физическое воспитание (детские сады, школы, ПТУ, вузы и т.д.).

Основы системы физического воспитания

Система физического воспитания - это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности .

Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др,), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания .

Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления .

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров) .

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени .

Принципы системы физического воспитания

Выделяют следующие принципы системы физического воспитания:

а) Принцип оздоровительной направленности обязывает педагога так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо, во-первых, компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни; во-вторых, совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.

Реализуется этот принцип путем выполнения основных требований :

Средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

Физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями детей;

Врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементов учебно-воспитательного процесса;

Соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использование солнца, воздуха и воды - все это следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями .

б) Принцип всестороннего развития личности.

В физическом воспитании этот принцип предусматривает выполнение двух основных требований: 1) решение задач физического воспитания должно осуществляться в органической связи с умственным, трудовым, нравственным и эстетическим воспитанием; 2) содержание физического воспитания следует планировать таким образом, чтобы обеспечивалось согласованное и соразмерное развитие всех физических способностей, достаточно разностороннее формирование двигательных умений и вооружение специальными знаниями .

в) Принцип связи с трудовой и оборонной практикой выражает прикладную направленность всей системы воспитания, призванный воспитывать всесторонне подготовленных людей «которые умеют все делать». Получение человеком всесторонней подготовки удовлетворяет не только его личные потребности, но и запросы общества.

Связь физического воспитания с жизнью отражена в физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь .

Реализация этого принципа осуществляется через выполнение следующих требований: 1) содержание физического воспитания должно предусматривать формирование, прежде всего, жизненно важных двигательных умений в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т.п. Это требование воплощено в содержании физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь и учебных программах по физическому воспитанию; 2) всесторонним физическим воспитанием необходимо создавать настолько широкую подготовленность человека. Чтобы его общий уровень физической работоспособности позволял осваивать самые разнообразные трудовые и военные действия; 3) максимально использовать занятия физическими упражнениями для трудового и патриотического воспитания .

Для реализации принципов необходимы определенные условия, т.е. соответствующая экономическая, материально-техническая, социальная и культурная база. Практическая деятельность по их реализации должна быть адекватна этой базе. В противном случае прокламируемые принципы могут превратиться в утопические призывы .

В современном образовании одно из главных направлений обучения - физическое воспитание с раннего возраста. Сейчас, когда дети проводят практически все свободное время за компьютерами и телефонами, данный аспект становится особенно актуальным. Ведь воспитание которой и является целью современного образования, - это не только комплекс знаний и умений, но и хорошее физическое развитие, а значит, и крепкое здоровье. Именно поэтому важно знать принципы физического воспитания, его цель и задачи. Такое знание поможет каждому родителю принять активное участие в становлении здоровой личности своего ребенка с дошкольной ступени и помочь ему правильно развиваться.

Физическое воспитание: цели, задачи, принципы

Физическое воспитание - это образовательный процесс, который направлен на то, чтобы сформировать двигательные навыки ребенка, его психофизические качества, а также помочь ему сделать его тело совершенным.

Цель данного направления заключается в воспитании гармонично развитого, физически совершенного ребенка, у которого присутствуют на высоком уровне такие качества, как жизнерадостность, жизнестойкость, способность к творчеству. Физическое воспитание направлено на решение таких задач, как:

Оздоровление ребенка является приоритетной задачей педагогического процесса и направлено на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка. Сюда включается также гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета при помощи закаливания, а также увеличение работоспособности. Оздоровительные задачи призваны:

  • помочь сформировать правильную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение;
  • развить своды стопы;
  • укрепить связочно-суставной аппарат;
  • регулировать рост и массу костей;
  • развивать мышцы лица, тела и всех других органов.

Образовательные задачи направлены на то, чтобы сформировать двигательные умения и навыки, а также на развитие психофизических качеств и Сюда также включается приобретение определенной системы знаний о спортивных упражнениях, их структуре и о том, какую оздоровительную функцию они несут для организма. Ребенок в процессе воспитания должен осознать свои двигательные действия, усвоить терминологию, физкультурную и пространственную, а также приобрести необходимый уровень знаний о правильном выполнении движений и спортивных упражнений, закрепить в памяти, как называются предметы, снаряды, пособия, и запомнить способы пользования ими. Он должен познать свое тело, а педагогический процесс призван сформировать у него телесную рефлексию.

Заключаются в формировании умения рационально использовать в самостоятельной двигательной деятельности, а также в помощи в приобретении грациозности, гибкости и выразительности движений. Тренируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, творчество, самоорганизация. Формируется воспитание гигиенических качеств, а также помощи воспитателю в организации проведения различных игр. В воспитательные задачи включаются создание благоприятных условий для формирования положительных черт личности, заложение ее нравственных основ и волевых качеств, привитие культуры чувств и эстетического отношения к спортивным упражнениям.

Решение всех задач в единстве является залогом формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Принципы физического воспитания составляются из основных методических закономерностей педагогического процесса, которые выражаются в основных требованиях к содержанию, построению и организации учебно-методического процесса.

Гармоничное физическое воспитание возможно в сочетании общепедагогических и специфичных закономерностей данного направления воспитания.

Общепедагогические принципы: осознанность, активность, систематичность и повторение

Принципы физического воспитания детей дошкольного возраста основаны в первую очередь на базовых педагогических, которые призваны помочь в достижении поставленной цели. Только единство всех составляющих обеспечивает развитие ребенка на нужном уровне. Итак, основные принципы физического воспитания дошкольников на основе общепедагогических:


Постепенность, наглядность, доступность, индивидуализация - другие общепедагогические принципы

Необходимо учитывать, что каждый из этих принципов в комплексе обеспечивает формирование здоровой, развитой личности. Несоблюдение хотя бы одного из них снижает вероятность точного достижения поставленной цели.

Принципы физического воспитания: характеристика каждого принципа

Современные требования к образованию подразумевают тщательное следование всем правилам воспитания для планомерного достижения поставленной цели. Дошкольный возраст является начальным этапом обучения личности. И именно сейчас крайне важно учитывать все принципы физического воспитания, чтобы к переходу в новое звено обучения ребенок обладал необходимыми двигательными навыками, телесной рефлексией и другими показателями физически развитой личности. Принципы, которым необходимо следовать в данной сфере воспитания, следующие:

  1. являющийся одним из наиболее важных. Они обеспечивают порядок занятий, связь между ними, а также как часто и долго они должны проводиться. Занятия являются залогом правильного физического развития дошкольника.
  2. Принцип системного чередования отдыха и нагрузок. Для того чтобы повышать эффективность занятий, необходимо сочетать высокую активность и отдых ребенка в разнообразных видах двигательной деятельности. Данный принцип выражается в динамичной смене форм и содержания функциональных нагрузок от одного этапа к другому.
  3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий определяет последовательное увеличение нагрузок. Такой подход повышает развивающий эффект, усиливает и обновляет воздействие упражнений на организм в ходе данного направления воспитания.
  4. Принцип цикличности обеспечивает повторяющуюся последовательность занятий, позволяя таким образом увеличить их эффективность, улучшить физическую подготовку дошкольника.

Другие принципы системы данного направления воспитания

Характеристика принципов физического воспитания будет неполной без упоминания остальных базовых норм:

От воспитателя требуется точное соблюдение каждого принципа для того, чтобы воспитание личности дошкольника проходило максимально эффективно.

Методы данного направления воспитания

Под методом понимается комплекс приемов, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выбор метода определяется стоящими перед воспитателем задачами на конкретный промежуток времени, содержанием воспитательно-образовательной деятельности, а также индивидуальными и возрастными особенностями дошкольника.

Методы и принципы физического воспитания в совокупности направлены на достижение единой цели: формирование физически развитой личности.

Следует учитывать, что активизация физических и психических сил, а затем отдых после нагрузок восстанавливают работоспособность намного быстрее и эффективнее.

Основные методы данного направления воспитания, которые являются основополагающими для воспитателя в процессе работы с дошкольниками, следующие:

  1. Информационно-рецептивный метод, который определяет взаимосвязь и взаимозависимость совместной деятельности ребенка и воспитателя. Благодаря ему воспитатель может конкретно и четко донести знания до дошкольника, а ему - осознанно их запомнить и воспринять.
  2. Репродуктивный, другое название которого - метод организации воспроизведения способов деятельности. Он заключается в продумывании системы физических упражнений, которые направлены на воспроизведение уже известных дошкольнику действий, сформированных благодаря применению информационно-рецептивного метода.
  3. обучения является составной частью системного образования, которое без него будет неполноценным. Связано это с тем, что ребенок не может научиться мыслить, а также развить творческие способности до необходимого уровня только через усвоение знаний. Основу проблемного обучения составляют законы развития мышления человека и его творческой деятельности для познания. Мыслительная деятельность ребенка активизируется, когда у него появляется потребность понять что-то. В поисках решения той или иной задачи он самостоятельно добывает знания. И они усваиваются лучше, чем готовые ответы. Кроме того, когда ребенок решает посильные для его возраста задачи в подвижных играх, это способствует развитию его самооценки и уверенности в собственных силах. Внося проблемные ситуации в двигательную деятельность, воспитатель делает обучение более интересным и эффективным. Кроме того, это является хорошей предпосылкой для развития творческих способностей, которые становятся неотъемлемой составляющей развития дошкольников.
  4. Метод строго регламентированного упражнения решает задачу обеспечения самых лучших условий для того, чтобы ребенок освоил двигательные умения и навыки и развивал психофизические качества.
  5. предполагающий передвижение дошкольника по заранее установленному кругу, выполнение конкретных заданий и упражнений, которые дают возможность воздействовать на различные группы мышц, органы и системы организма. Цель данного метода - достигнуть высокого оздоровительного эффекта от упражнений и увеличить работоспособность организма.

Общедидактические методы данного направления воспитания дошкольников

Помимо перечисленных существуют и другие методы данного направления воспитания дошкольников, которые являются общедидактическими:

В процессе обучения важно учитывать, что все методы и принципы физического воспитания взаимосвязаны и должны применяться в комплексе для более эффективного результата.

Физические упражнения - развитие самостоятельности и творчества

Первые семь лет жизни ребенка - это период интенсивного развития: как физического, так и психического. Именно поэтому настолько важно обеспечить ему оптимальные условия обучения и реализовать все принципы физического воспитания. Его будущие трудовые и учебные достижения напрямую зависят от того, насколько хорошо он будет владеть своим телом и его движениями. Большое значение имеют ловкость и ориентировка, а также быстрота двигательной реакции.

Правильно организовав физическое воспитание дошкольника в повседневной жизни, воспитатель и родители обеспечивают выполнение двигательного режима, который является необходимым условием здорового физического и психического состояния ребенка в течение дня.

Формы реализации физического воспитания дошкольника

Основным принципом физического воспитания является реализация поставленных целей и задач. Что достигается различными формами физической активности:

  • подвижные игры;
  • прогулка;
  • индивидуальная работа с отдельным дошкольником или небольшой группой;
  • занятия детей различными физическими упражнениями в самостоятельной форме;
  • физкультурные праздники.

Регулярные физкультурные занятия закладывают основу того, насколько успешно овладеет ребенок двигательными навыками.

Однако воспитатель не может в рамках таких занятий обеспечить совершенствование получаемых навыков, их устойчивость, а также умение самостоятельно их приобретать в повседневной жизни. Именно поэтому реализация принципов физического воспитания происходит в течение всего учебного дня при помощи различных форм работы. Для этого, кроме гимнастики каждое утро и конкретного количества упражнений, в дневном расписании предусмотрено время для разных подвижных игр, личных занятий, а также предоставления возможности детям играть самостоятельно или небольшими группами. Таким образом, принципы физического воспитания детей дошкольного возраста реализуются практически через все формы деятельности в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Соблюдение каждого принципа - залог успешного достижения цели

Дошкольное образование - начальный этап учебной и познавательной деятельности ребенка. Ведь в это время формируется фундамент, на котором будет основан успех дальнейшего обучения. А учитывая тесную взаимосвязь физического воспитания со здоровьем ребенка, это основа воспитания гармонично развитой личности. Именно поэтому необходимо соблюдать все принципы физического воспитания. Кратко рассмотрев каждый из них, можно увидеть степень важности отдельного принципа в комплексе мер, принимаемых для достижения цели.

Также следует учитывать, что для более эффективного развития дошкольника не следует ограничиваться только занятиями в детском саду. Каждый родитель должен в полной мере осознавать важность того, чтобы в полной мере были соблюдены принципы системы физического воспитания для дальнейшего формирования личностных и психологических качеств ребенка. А так как именно в данный период формируется основа будущей личности, крайне важно стремиться как можно больше внимания уделять физическому развитию ребенка. Вместо просмотров мультфильмов и игр на компьютере следует приучать ребенка к подвижным играм. Они в процессе освоения будут способствовать его правильному физическому формированию.