Принцип работы гипноза. Виды

«Большая часть нашей жизни определяется бессознательным». Милтон Эриксон.

Многие не знают, что кроме классического гипноза, когда гипнотерапевт авторитарно указывает Вам, что делать и чувствовать, сегодня существуют и другие, более современные и эффективные методы гипноза. Эриксоновский гипноз назван так по имени своего создателя, Милтона Эриксона (1901-1980гг), получившего мировое признание в качестве психотерапевта-практика. Его подход к изменённым состояниям сознания лёг в основу как эриксоновского гипноза, так и нейролингвистического программирования (НЛП). Оба эти метода относятся к суггестивной психотерапии, дающей быстрый стратегический результат.

Милтон Эриксон - доктор медицины, основатель и первый президент Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis), адъюнкт-профессор Университета Уэйна. Являлся руководителем Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association), Американской ассоциации психологии (American Psychological Association) и Американской ассоциации психопатологии (American Psychopathological Association), был членом Американской ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза.

В семнадцать лет Эриксон перенес полиомиелит. Болезнь протекала чрезвычайно тяжело, и доктора опасались, что он не выживет. В ночь, когда болезнь достигла своей критической точки, Милтон испытал то, что он называл «аутогипнотическим опытом».

Эриксон: В то время как я лежал в постели в ту ночь, я услышал, как три доктора сказали моим родителям в другой комнате, что их мальчик может быть уже мертв к утру. Я почувствовал сильный гнев из-за того, что кто-то говорит матери, что ее сын может оказаться мертывым следующим утром. Моя мать затем зашла ко мне с таким безмятежным лицом, какое только может быть. Я попросил ее переставить комод, подставить его к стороне кровати и развернуть под определенным углом. Она на самом деле не поняла, зачем мне это, она решила, что я бредил. Мне было трудно говорить. Но под тем углом с помощью зеркала на комоде я мог видеть через дверной проход западное окно в другой комнате. Я был бы проклят, если бы я умер, не увидев еще один закат. Если бы я хоть немного умел рисовать, я бы даже мог зарисовать тот закат.

Росси: Ваш гнев и ожидание еще одного рассвета — это было таким способом, с помощью которого Вы удерживали себя живым в тот критический день, несмотря на предсказания докторов. Но почему Вы называете это аутогипнотическим опытом?

Эриксон: Я увидел, что безбрежный закат окрасил целое небо. Но я знаю, что за окном было еще дерево, но я вычеркнул его.

Росси: Вы вычеркнули его? Это то самое выборочное восприятие, которое позволяет вам говорить, что вы были в состоянии измененного сознания?

Эриксон: Да, я делал это неосознанно. Я видел весь закат полностью, но я не видел изгородь и большой валун, которые были там. Я вычеркнул все, кроме заката. После того, как я увидел закат, я потерял сознание на три дня. Когда же я, наконец, очнулся, я спросил своего отца — почему они убрали изгородь, дерево и валун. Я не осознавал, что это я сам убрал их оттуда, когда сосредоточил все свое внимание так напряженно на закате. Потом, когда я стал выздоравливать и осознал утрату некоторых своих возможностей, я стал задумываться, как же я буду зарабатывать на жизнь. Я уже к тому времени опубликовал свою работу в одном национальном сельскохозяйственном журнале. «Почему молодежь уезжает с ферм». Я больше не обладал силой, чтобы быть фермером, но, может быть, я смог бы стать доктором.

Из-за перенесенного полиомиелита Эриксон оказался парализованным и прикованным к инвалидному креслу. В результате он разработал свой собственный метод, который помог ему справиться с последствиями этой тяжелой болезни и оставаться социально активным до конца своей жизни. Эриксон до глубокой старости принимал пациентов и занимался преподаванием, у него была большая дружная семья. Именно это личное преодоление болезни и помогло Милтону Эриксону создать новое направление психотерапии, основанное на использовании гипнотического транса в сочетании с особым языком гипноза, в котором внушение производится мягко, без насилия, минуя сознание пациента. Этот гипнотический язык образный, яркий, многоуровневый (слова используются таким образом, чтобы они могли иметь разные значения на сознательном и бессознательном уровне). Кроме того, эриксоновский гипноз отличает бережность и уважение желаний пациента — ему всегда предоставляется возможность выбора, он может как принять внушение, так и оставить его без внимания. То, что работа происходит в состоянии транса, во много раз усиливает эффективность психотерапии. В состоянии транса появляется возможность напрямую работать с бессознательными слоями психики пациента, минуя контроль сознания, тормозящий или даже блокирующий процесс изменения.

Природа терапевтического транса в эриксоновском гипнозе

Подход Эриксона к гипнозу был принципиально антитеоретичен, индивидуален и прагматичен. Милтон Эриксон в своей работе в первую очередь использовал знания, полученные на практике, а не теоретические размышления. Он даже никогда не формулировал единой теории гипноза, тем не менее, Эриксон оставил после себя множество книг, в которых он выражал свои взгляды на гипнотический транс.

  • Транс как внутреннее направляемое состояние. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе — это состояние, когда внимание гипнотизируемого развернуто от внешнего мира внутрь себя, и голос гипнолога направляет это внутреннее внимание. При этом ограничиваются до сравнительно небольшого количества фокусы внимания, столь многочисленные в нашей обычной жизни. Получается, что пациент не отвлекается на не относящиеся к делу внешние стимулы, снимаются ограничения его обычных систем отсчета, и, благодаря этому, обучение новому в трансе происходит более интенсивно.
  • Транс как высоко мотивированное состояние. В эриксоновском гипнозе для наведения и развития переживания транса используют личную психодинамику и мотивацию пациента, избегая стандартизированных подходов, которые обычно пренебрегают индивидуальностью пациента. Именно мотивация пациента побуждает его направлять фокус внимания внутрь себя, и специалисты эриксоновского гипноза всегда учитывают индивидуальность пациента при наведении и утилизации транса.
  • Транс как активное бессознательное обучение. Эриксон считал, что проблемы пациентов связаны с приобретенными ограничениями. Цель транса в эриксоновском гипнозе — смягчить эти приобретенные ограничения обычных систем отсчета пациента, чтобы позволить ему осознать многообразие выбора из обширного количества неосознанных возможностей. После освобождения сознания от обычных установок, предрассудков и блоков обучение может происходить на автономном или бессознательном уровне. Таким образом, эриксоновский гипнотерапевт сначала снимает приобретенные пациентом ограничения и затем помогает пациенту использовать накопленный им жизненный опыт, знания и умения для того, чтобы создать и перестроить себя изнутри, на бессознательном уровне, избегая ограничений сознания. Получается, что в эриксоновском гипнозе транс — это активный процесс бессознательного обучения, что в корне отличается от грубого представления о гипнозе как пассивном и регрессивном состоянии, в котором пациент — это всего лишь робот под контролем гипнотизера.
  • Транс как измененное состояние сознания. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе рассматривается как измененное состояние сознания, не являющееся ни бодрствованием, ни сном. При этом стоит только один раз создать это измененное состояние, и для того, чтобы его реиндуцировать, становится достаточно одних только «символических» ассоциаций (какого-то цвета, звука, воспоминания о том состоянии, когда транс возник в первый раз). Каждый человек, который хоть раз переживал глубокий терапевтический транс, может подтвердить, насколько сильно это состояние отличается от состояния бодрствования. В тот момент, когда субъект транса возвращается в состояние бодрствования, он может затрудняться ответить на такие простые вопросы, как: какой сегодня день, или сколько времени прошло, пока он был в трансе. Он может испытывать в состоянии транса ощущения, словно изменяются размеры и форма тела или каких-то его частей, руки или ноги могут стать невидимыми или перестать ощущаться. Для того, чтобы испытать глубокое и действительно удовлетворительное переживание транса, важно научиться подчинять и отбрасывать модели поведения, характерные для бодрствования, то есть отказаться от некоторых из приобретенных ограничений и обычных систем отсчета, характерных для сознательных установок.
  • Субъективное переживание транса. Каждый человек переживает транс по-своему, в зависимости от его личности и жизненной истории. Общей характеристикой переживания транса в эриксоновском гипнозе является то, что все словно бы происходит само по себе. Так, например, сама по себе может начать подниматься рука у субъекта транса (это называется «левитация руки»). Очень часто такие процессы вызывают удивление и осознание контраста между тем, что происходит само по себе, и тем, что, как нам кажется, мы контролируем и направляем. Наша внутренняя жизнь — это диалог между тем, что происходит с нами, и тем, что мы в связи с этим предпринимаем. Чувства, ощущения, эмоции, настроения, фантазии и ассоциации всегда возникают спонтанно на уровне подсознания и предъявляют себя на пороге сознания. То, как мы научаемся откликаться на эти спонтанные проявления, в значительной мере определяет наше чувство реальности, психического здоровья и благополучия. Например, мы можем откликнуться на то новое, что происходит в наших ощущениях или мечтах, с одной стороны, страхом, бегством или фобией, либо, с другой стороны, — любопытством и креативностью.
Бессознательное в эриксоновском гипнозе

В эриксоновском гипнозе используют понятия «сознание» и «бессознательное». Что же обозначают эти понятия? Представьте, что Ваш разум состоит из двух частей — сознательной и бессознательной. Сознательный разум — эта та часть, которая анализирует, критикует, мыслит логически и рационально, направляет и фокусирует внимание, отвечает за речь, абстрактное мышление и сознательные усилия. Сознание является характеристикой функционирования левого полушария мозга (для правшей, для левшей — всё наоборот). В трансе левое полушарие начинает работать менее активно, и все усилия терапевта направлены на то, чтобы сдвинуть сознание в сторону от жестких рамок и ограничений сознания. При этом переживание транса или глубокой задумчивости являются характеристикой функционирования правого полушария мозга человека, которое у большинства людей слабо задействовано в повседневной жизни.

Правое полушарие нашего мозга отвечает за творческие способности, интуицию, пантомиму, кинестетические (телесные) ощущения, музыкальное и зрительно-пространственное восприятие, спонтанность, комфорт, экстрасенсорные способности; это область бессознательных процессов. Бессознательное или подсознание — это та часть, которая управляет телесными функциями, от сердцебиения до дыхания. В подсознании хранятся все Ваши воспоминания, желания и фантазии, весь опыт накопленный за жизнь, начиная от младенчества и далее, все знания и навыки. Здесь обитает мудрость, творческое начало. Здесь живет способность к решению проблем. Но это также и область, где содержатся источники всех наших проблем, страхов и болезней. Теперь Вам, наверное, становится понятно, почему погружение в транс и общение с подсознанием напрямую, которое становится возможным с помощью эриксоновского гипноза, помогает быстро и эффективно устранить причины проблем и болезней и стимулировать поиск новых творческих способов для решения своих задач.

В отличие от других способов психотерапии, суть подхода эриксоновского гипноза заключается именно в обращении к творческому подсознанию человека и к бессознательному научению в состоянии транса. «Большая часть нашей жизни определяется бессознательным», — эта фраза принадлежит Милтону Эриксону. Точно такую же мысль высказывал ранее и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, который считал, что человеческим поведением в основном управляют неосознаваемые влечения и желания (по Фрейду, в основном, сексуальные), которые содержатся в подсознании. Принципиальное отличие подхода Эриксона к бессознательному заключается в том, что он одним из первых психотерапевтов стал рассматривать подсознание не как источник проблем, а как огромный резервуар потенциальных ресурсов и возможностей — здоровья, хорошего самочувствия, достижений, успехов, побед, радостных и счастливых моментов, когда-то пережитых Вами. К сожалению, этот мощный резервуар ресурсов оказывается недоступен для большинства людей в повседневной жизни, однако, доступ к нему можно получить с помощью гипноза и активизировать все эти ресурсы для пользы человека.

Ко всему сказанному можно добавить, что сегодня ученые с помощью современных приборов для изучения деятельности мозга установили, что в состоянии транса происходит уравновешивание работы левого и правого полушарий головного мозга, и в результате этого наш мозг входит в режим работы в альфа-ритме, что уже само по себе оказывает целительный эффект на весь организм и психику человека. Кроме того, при работе с негативным опытом в состоянии гипнотического транса у Вас появляется возможность заново пережить эти ситуации в безопасной обстановке и, воспользовавшись подсказками и помощью терапевта, найти новые способы решения трудных ситуаций.

В результате этого новый опыт позитивных переживаний записывается в подсознание, для которого неважно, произошло ли решение проблемы в реальной жизни или в гипнотическом трансе. Это приводит к переструктурированию психики, и проблемы, болезни и трудности остаются в прошлом. Гипноз, таким образом — это помощь, которую оказывает терапевт для того, чтобы пациент вошел в состояние транса, развернув фокус своего внимания внутрь себя, и запустил бессознательные внутренние механизмы поиска решения своей задачи.

Бессознательное научение и обход ограничений сознания в эриксоновском гипнозе

Согласно Эриксону, гипноз облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет не о внушенном дремотном состоянии. В эриксоновском гипнозе терапевт не «погружает» своих пациентов, они не теряют самоконтроля, и ими не руководит воля другого человека. Фактически состояние транса, испытываемое при гипнозе — это естественное состояние, которое много раз переживал каждый, и вы тоже. Самое знакомое состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса могут проявляться во время медитации, молитвы или выполнения однообразных физических упражнений, которые иногда называют «медитацией в движении».

В таких случаях человек осознает, что внутренние состояния и ощущения воспринимаются ярче, чем внешние стимулы, такие как звуки и движения, которым придается меньше значения. Под воздействием гипноза пациент часто начинает интуитивно понимать смысл и значение сновидений, символов и других форм выражения подсознания. Внушения гипнотерапевта в состоянии гипнотического транса воспринимаются менее критично, но все же, если эти внушения идут вразрез с ценностными ориентирами пациента, то, либо их усвоение будет частичным, либо они вовсе будут отвергнуты.

В случае, если внушения гипнотерапевта принимаются, происходят устойчивые изменения в поведении и системе отношений пациента. Устойчивость изменений можно объяснить тем, что под воздействием гипноза у пациента пробуждаются способности к неосознаваемому научению, и он начинает их использовать. То есть в трансе вы входите в соприкосновение со своими собственными неиспользованными знаниями, накопленными в течение всей жизни. Получается, что, вспомнив эти забытые навыки, вы можете включить их в структуру своего поведения, которое станет более конструктивным и укрепит вашу личность. Воздействие эриксоновского гипноза устойчиво и приводит к внутрипсихическим изменениям, которые воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям. Такая устойчивость изменений при применении эриксоновского гипноза обусловлена тем, что работа направлена на внутренний рост, самораскрытие и принятие человеком себя.

Различия между классическим гипнозом и эриксоновским гипнозом:

Важно понимать, что когда мы сравниваем классический и эриксоновский гипноз, речь идет не о двух разных гипнозах, а о двух подходах к гипнозу, которые сильно различаются между собой. В классическом гипнозе применяется авторитарный подход, гипнотизёр эксплуатирует такие средства воздействия, как «магнетический взгляд» и властный голос, при этом гипнотизёру и самому кажется, что он обладает особым магнетизмом и властью над другими людьми.

При эриксоновском гипнозе используется разрешающий подход — субъект транса (тот человек, которого гипнотизируют) чувствует и понимает, что ему «разрешается» практически всё. При этом гипнолог, работающий в эриксоновском гипнозе, считает себя проводником, гидом, который помогает субъекту транса ориентироваться в процессе гипноза, и особо подчеркиваются партнерские, равные отношения между гипнологом и пациентом. Если в традиционном гипнозе гипнотизёр стремится создать отношения подчинения, то в эриксоновском гипнозе, напротив, происходит высвобождение.

В традиционном гипнозе основной упор делается на то, чтобы с помощью прямых директивных внушений внедрить человеку в голову определенные мысли, идеи, чувства и ощущения. В эриксоновском гипнозе тоже используют внушения, однако основная работа направлена на то, чтобы высвободить и начать активно использовать то, что у человека уже есть внутри — его положительный опыт, накопленные знания и умения, навыки, воспоминания. Основная задача эриксоновского гипнотерапевта заключается в том, чтобы помочь вам максимально полно воспользоваться своими собственными возможностями и ресурсами для достижения ваших целей.

Внушения в эриксоновском гипнозе

По оценкам ученых, большинство людей использует не более 10% своего умственного потенциала. Наше сознание слишком узко, жестко и ограниченно в своих представлениях о том, на что мы способны. Наша система образования и воспитания научила нас определенным навыкам и вооружила некоторыми знаниями, но в то же время ограничила нас жесткими рамками предубеждений против наших способностей и субъективными представлениями о том, что мы можем, а что — нет. Много раз в прошлом у вас, наверняка, бывали такие моменты, когда вы могли настолько погрузиться в то, что вас интересует, что просто не замечали ничего вокруг. В такие моменты вы способны «не слышать» того, что говорят прямо рядом с вами, «не видеть» ничего, кроме того, чем вы заняты, «не чувствовать», например, что ваша поза неудобная, и нога затекла и онемела. Всё это вы делаете легко и автоматически, когда не задумываетесь об этом. Тем не менее, если вас попросят прямо сейчас «не слышать» или «не видеть» чего-либо, вашей реакцией, скорее всего, будет недоумение: вы можете подумать, что не знаете, как это сделать. Наше сознание не знает, как это «не слышать» и «не чувствовать» по прямому указанию, хотя в соответствующих обстоятельствах мы делаем это легко и не задумываясь.

В эриксоновском гипнозе используются особые формы внушений — косвенные внушения. Эта форма гипнотического внушения направлена на то, чтобы человек мог выполнять определенные действия, которые он затрудняется делать сознательно, хотя автоматически и бессознательно они вполне доступны этому же самому человеку в определенных жизненных ситуациях. С помощью таких косвенных форм внушения, характерных для эриксоновского гипноза, у пациента появляется возможность контролировать и направлять такие реакции, которые обычно регулирует подсознание.

Эриксон разработал и оставил в наследство множество уникальных форм косвенного гипнотического внушения, которые позволяют на мгновение изменить связывающие пациента ограничения сознания и открыться внутреннему потенциалу. Хорошо обученный специалист в эриксоновском гипнозе прежде всего — это хороший наблюдатель, умело распознающий то, что тормозит развитие каждого конкретного пациента. Эриксоновский гипнотерапевт стремится предоставить средства для освобождения и активизации человеческого развития, воспользоваться которыми — это уже задача самого пациента.

Использование обучающих историй в методе эриксоновского гипноза

Сам Милтон Эриксон в свою работу с трансовыми состояниеми часто искусно вплетал обучающие рассказы — истории из своей жизни и жизни своих родственников и другие истории, рассказанные в форме притчи, которые представляют собой блестящие примеры искусства убеждения. Именно такие обучающие истории являются «фирменным знаком» эриксоновского гипноза, они придают терапии особое очарование и, безусловно, повышают её эффективность. Такие истории, рассказанные в трансе, также называются терапевтическими метафорами, и они способны повлиять на бессознательное и дать толчок к устойчивым позитивным изменениям в поведении человека. Причем, воздействие эриксоновского гипноза приводит именно к таким изменениям, которые воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям.

Рассказывая обучающие истории, гипнолог дает новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту. Общение происходит на разных уровнях, включая бессознательные. Новые, жизнеутверждающие взгляды могут быть переданы пациенту как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом состоянии. И тогда вы можете обнаружить, что вам необязательно целиком полагаться на стандартный образ мыслей и оставаться в плену у своих собственных ограничивающих психологических установок.

Часто пациенты отождествляют себя с персонажами терапевтических метафор, тем самым впитывая в себя те качества, знания и умения, которые им необходимы для успешного решения своих проблем, и этот новый опыт затем переходит и в реальную жизнь. Это можно проиллюстрировать на примере решения сексуальных проблем, таких как преждевременная эякуляция. Если пациент, находясь в гипнотическом трансе, смог испытать такие же ощущения, которые возникают при наслаждении удачным половым актом, то это означает, что психотерапевту удалось прибавить к его воспоминаниям чувство успеха и ожидание дальнейшего успеха.

В качестве примера обучающих историй Милтона Эриксона, приведу рассказ из его книги «Мой голос останется с вами…», который называется «Как пройти из комнаты в комнату».

Я спросил студента: «Как пройти из этой комнаты в другую?»

Он ответил: «Сперва нужно встать. Затем сделать шаг…».

Я остановил его и сказал: «Назовите все способы, какими можно перейти из одной комнаты в другую».

Он сказал: «Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух; можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно…».

Я сказал: «Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьёзнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если бы мне нужно было попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Нью-Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату. А вы подумали только о движении вперед! И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком».

Как же сильно мы ограничиваем себя в своем мышлении!

Вконтакте

Здесь я представлю в качестве иллюстрации способа введения в транс запись сеанса, проведенного мной с человеком, который изъявил добровольное желание участвовать в соответствующей демонстрации во время лекции. Этот пример поможет вам проследить развитие метода погружения человека в транс.

Психолог: Не сядете ли вы на этот стул для того, чтобы мы могли спокойно поговорить?

Испытуемая: Пожалуйста.

Психолог: Вы знаете, что в данном случае вы выступаете в роли добровольца, который согласился подвергнуться гипнозу. Итак, как вы чувствуете себя в этой роли? Что вы чувствуете в связи с тем, что вас должны загипнотизировать?

Испытуемая: Да, в самом деле, это странное чувство. Меня никогда не гипнотизировали, и я только раз видела это во время показа.

Психолог: Что вы видели на показе? (Важно установить, что субъект знает о гипнозе или как он представляет его, для того чтобы подкорректировать его точку зрения, если она ошибочна).

Испытуемая: Я видела, как гипнотизер собрал группу людей. Эта группа, много людей, вышла на сцену, и он их всех загипнотизировал. Он загипнотизировал одного мужчину и оставил его сидящим на краю стула. (Пауза).

Психолог: На краю стула?

Испытуемая: Да, в то время, как он продолжал гипнотизировать других. А люди казались по-настоящему сонными. Проще говоря, они казались почти оглупевшими. Он проделывал с ними дурацкие шутки.

Психолог: Не боитесь ли вы, что я могу пожелать, чтобы вы делали что-нибудь глупое?

Испытуемая: Собственно говоря, я не знаю. Вы это захотите?

Психолог: Нет, разумеется, нет.

Испытуемая: Нет?

Психолог: Гипноз, используемый в научных целях, это не гипноз, который используют, чтобы порисоваться.

Испытуемая: Да, конечно, я понимаю.

Психолог: В этом случае существует очень много различий. В случае гипноза, который можно назвать эстрадным, гипнотизер специально подбирает людей, податливых к гипнозу, а потом добивается того, что они начинают делать различные странные вещи для того, чтобы позабавить зрителей.

Испытуемая: Да.

Психолог: В случае же гипноза, используемого в научных или лечебных целях, речь идет о чем-то совершенно ином. Само собой разумеется, что я не буду требовать, чтобы вы совершили что-либо глупое… Испытываете ли вы какие-либо другие ощущения применительно к гипнозу или что-нибудь еще думаете о нем?

Испытуемая: Я не знаю, можно ли меня загипнотизировать? Я не могу представить себе, что меня могут загипнотизировать.

Психолог: Хорошо, а как вы думаете, что при этом случится? Каковы ваши представления о том, что происходит в гипнозе?

Испытуемая: Не знаю. Что, в этом случае человек совершенно ничего не сознает? (Это весьма распространенная, но ошибочная точка зрения).

Психолог: Хорошо, а как вы думаете, что случится? Вы никогда не войдете в состояние гипноза, в котором бы вы потеряли контакт с гипнотизером, во время гипноза вы сохраните полный контроль над своими действиями, за исключением тех, которые, по вашему мнению, совершаются вопреки вашей воле. Бы все время находитесь в контакте со мной, ваше сознание сохраняется. Это неправда, что люди утрачивают способность следить за тем, что проделывает гипнотизер во время сеанса.

Испытуемая: Все в порядке. У меня скорее сильная воля, но я в этом не уверена. Собственно говоря, я чувствую, что не могла бы подчинить свою волю другому человеку.

Психолог: И это - еще один момент, который надлежит выяснить. В действительности люди в состоянии гипноза не утрачивают способности действовать независимо от воли гипнотизера. Вы можете воспротивиться совершению какого-либо действия или совокупности действии, которые вы по-настоящему не хотите выполнить. Гипноз не действует на людей со слабой волей. По сути, люди умственно недоразвитые или те, которые испытывают серьезные интеллектуальные затруднения, гипнозу не поддаются.

Испытуемая: А если я окажусь загипнотизированной, какова уверенность в том, что я проснусь?

Психолог: Вы боитесь, что вы можете заснуть, а я окажусь не в состоянии вас разбудить?

Испытуемая: Да.

Психолог: В действительности гипноз не является сном. Человеку, находящемуся в состоянии глубокого гипноза, можно внушить, чтобы он уснул.

Но если даже этот человек уснет, глубоко уснет, то он проснется через короткое время. Мнение, согласно которому можно кого-то ввести в транс на целые дни или недели, совершенно ошибочно. Так попросту не бывает. Само собой разумеется, что вы проснетесь. Вы проснетесь очень легко. Вам будет значительно труднее заснуть, нежели проснуться. Прошу это запомнить.

Испытуемая: То есть все то, что рассказывают о людях, которых заставляют делать разные вещи - я имею в виду длительные, растягивающиеся на много дней действия, - все это в действительности не происходит?

Психолог: Конечно, этого произойти не может. А теперь я задам вам следующий вопрос: хотите ли вы поддаться гипнозу?

Испытуемая: Да.

Психолог: Итак, предположим, что сейчас мы начинаем разговаривать о том, чего можно, в сущности, ожидать от вас во время этого первого транса. Я хотел бы изложить вам вкратце определенную точку зрения на то, что, в общем, происходит. Прежде всего я прошу вас обратить внимание, что вы начинаете расслабляться и чувствовать себя как бы несколько сонной. Не нужно, чтоб вы себя очень заставляли делать это. Позволим всему идти своим чередом. Прошу по мере возможностей позволить своему сознанию быть пассивным, дать возможность вашему вниманию расслабиться. А теперь, пожалуйста, осознайте определенные явления, которые происходят по мере того, как вы расслабляетесь. Я хотел бы, чтобы вы обратили на них внимание. Я даже подам их вашему вниманию “на блюдечке”.

Возможно, что вы не сможете следить за содержанием всех тех внушений, которые я буду к вам обращать. Но пусть это вас не заботит.

Испытуемая: Я согласна.

Психолог: Возможно, что вы окажетесь в состоянии выполнить некоторые из этих внушений, тогда как другие - нет. Вы будете находиться в постоянном контакте со мной, а когда вы этот контакт утратите, вы наверняка будете помнить все, что произошло.

Испытуемая: Да.

Психолог: Возможно даже, что после того, как все кончится, вы будете испытывать ощущение, что противодействовали всему, что я вам внушал. Если вам захочется сопротивляться, вы можете это сделать.

Испытуемая: Я как раз хотела об этом спросить. Должна ли я пытаться сделать все, о чем вы мне говорите, или же я должна вести себя пассивно?

Психолог: Важно ничего не делать против собственной воли. Пусть все делается само по себе.

И я прошу не оказывать на происходящее влияния. Я прошу чрезмерно не напрягаться. Если ничего не происходит, то ничего страшного, пусть ничего не происходит.

(О подобных подготовительных внушениях, к сожалению, очень часто забывают, если процедура гипнотизирования приобретает рутинный характер).

С этого момента я перешел к проведению на испытуемой нескольких вышеописанных тестов на податливость к внушению. Я начал с теста с сохранением равновесия тела, и с этим испытанием испытуемая справилась хорошо. Вслед за этим мы перешли к пробе со сцеплением рук и их левитацией.

Испытуемая во все большей мере расслаблялась. Когда были выполнены все тесты податливости к внушению, стадо ясно, что транс можно сделать более глубоким.

Психолог: Я буду гладить ваше плечо. Я поглажу ваше плечо и руки. По мере того, как я буду гладить ваше плечо, вы будете чувствовать тяжесть, которая будет начинаться в плече и распространяться вниз на предплечье, на локоть, на пальцы. Вся ваша рука становится более тяжелой, когда я ее глажу, становится более тяжелой, когда я ее глажу, становится более тяжелой, когда я ее глажу, становится более тяжелой, настолько тяжелой, что, когда я ее глажу, она становится вся как будто из свинца. Она становится настолько тяжелой, что, когда я досчитаю до пяти, вы не сможете ее поднять. Вы будете чувствовать, что она настолько тяжела, что она настолько тяжела, как будто бы на нее давит вес в 50 килограммов. Итак, я считаю, раз - тяжелая, два - еще тяжелее; три - тяжелая, как свинец, тяжелая, как свинец, тяжелая, как свинец; четыре - еще более тяжелая, пять - тяжелая, совершенно, как свинец. Вы не в состоянии поднять свою руку, несмотря на то, что стараетесь изо всех сил.

Рука остается неподвижной, совершенно такой, как будто бы я давил на нее, рука в удобном положении как бы отдыхает на вашем бедре, в удобном положении отдыхает на вашем бедре. (Теперь мы добивается каталепсии плеча, состояния мышечного оцепенения).

Я начинаю гладить ее руку, и по мере того, как я ее глажу, вся рука становится неподвижной и тяжелой, и согнуть ее не удается. Она такая тяжелая, неподвижная и твердая, как доска. Мышцы затвердевают, становятся настолько твердыми и неподатливыми, что напоминают доску. Я считаю от одного до пяти.

Психолог: Ваша рука твердая и неподвижная, твердая и неподвижная. Она не согнется, пока я не щелкну пальцами. Когда я щелкну пальцами, рука внезапно расслабится. И в тот момент, как исчезнет напряжение в руке, вы погрузитесь в состояние глубокого транса - (Я щелкаю пальцами). Рука расслабляется, она расслабляется. Ваше дыхание становится все более глубоким и очень свободным.

Вы погружаетесь в состояние глубокого, приятного транса. Когда я обращусь к вам через некоторое время, вы будете находиться в глубоком трансе. Ваши глаза закрываются, и вы погружаетесь в глубокий транс, глубокий транс. (Долгий перерыв).

А теперь прошу внимательно следить за мной. Я возьму ваши руки и буду их вращать, одна вокруг другой. (Цель этого заключается в том, чтобы вызвать автоматические движения).

Я начинаю их вращать одну вокруг другой. Они будут вращаться все быстрее и быстрее, и быстрее и быстрее, именно так, как круг. Они движутся вокруг и вокруг, и вокруг. Когда я их от пущу, вы не сможете задержать вращение своих рук.

Когда я их отпущу, они будут продолжать вращаться все быстрее и быстрее, и быстрее. Их нельзя задержать, их невозможно задержать, пока я не щелкну пальцами. Когда я щелкну пальцами, они внезапно остановятся, вот так. (Щелканье пальцами, и вращение прекращается).

А теперь я прошу опустить их. Вы погружаетесь в состояние все более глубокого, более глубокого и приятного транса.

А сейчас я попрошу вас держать вашу левую руку лежащей на бедре, ладонью книзу, вот так. Я буду ее поглаживать, а она должна мне передать сигнал, когда я вам кое-что внушу. Если вы среагируете положительным образом, она сообщит мне об этом, несколько поднявшись вверх. Она сумеет мне сказать о том, что что-то происходит у вас внутри.

(В данном случае важно добиться того, чтобы пациент принимал более активное участие в сеансе и чтобы он получил возможность внутренне приспособиться к внушению до того, как оно будет ему передано. Часто в качестве сигнала используется поднятие указательного пальца вместо всей руки).

Возьмем следующий пример. Представьте, что вы увидели саму себя поднимающейся с кресла, проходящей через двери, выходящей наружу и прохаживающейся там. Как только вы увидите сами себя прохаживающейся снаружи, я прошу, чтобы вы сообщили мне об этом посредством своей руки, вот этой руки, поднимающейся примерно на 15 сантиметров. (Она поднимается примерно на 15 сантиметров.) Сразу же, как только вы увидите сами себя, прохаживающейся за дверями.

(Перерыв, после чего рука поднимается).

Поднимается. А теперь я прошу ее опустить, прямо вниз, на бедро. А сейчас вы видите сами себя прохаживающейся снаружи и видите аллею между двумя домами. Вы идете по этой аллее. С правой стороны вы замечаете ведро с горячей водой, над которым поднимается пар. Вы видите пар, поднимающийся над поверхностью воды, и отдаете себе отчет в том, что вода очень горячая. Вы прикидываете, насколько в действительности горяча эта вода, и правую руку, вот эту руку, вы погружаете в воду.

(Цель этого внушения заключается в том, чтобы вызвать гиперестезию, т.е. состояние повышенной чувствительности).

Вы замечаете, что руке становится горячо, она кажется вам покрасневшей.

Она может и заболеть, а мышцы начинают сокращаться; кожа становится красной.

Она может стать очень, очень чувствительной, очень, очень чувствительной. Я ущипну ее. Когда я ее щиплю, она оказывается чувствительной и восприимчивой в высшей мере. А сейчас я ее щиплю.

(Щипок приводит к тому, что испытуемая отдергивает руку. Реакция отдергивания указывает на податливость пациентки к внушению. Если она не отдергивает руку, особого значения это не имеет).

Сейчас вы отдергиваете руку. Она очень болезненная, очень болезненная. Я покажу вам различие в сравнении с другой рукой. Ваша вторая рука нечувствительна. Когда я ее щиплю, вы не чувствуете боли. (Щиплю левую руку). Но вторая рука чувствительна к щипку. (Щиплю правую руку). Вы погружаетесь во все более глубокий и приятный транс. (Перерыв).

А теперь прошу себе представить, что на вашей левой руке тяжелая кожаная перчатка. Я прошу вас представить, что вы надели перчатку, тяжелую кожаную перчатку. Как только вы почувствуете, что на руке у вас толстая кожаная перчатка, вы, ощутите, как будто руку что-то заслонит, - как только вы увидите своим психическим взором, что на вашей руке тяжелая кожаная перчатка, я прошу вас дать мне об этом знать, поднимая руку на несколько сантиметров. (Перерыв).

Ваша рука поднимается; прошу ее опустить. А теперь я бы хотел, чтобы вы увидели саму себя входящей в кабинет врача. У вас на пальце нарыв. У вас нарыв на левом пальце. Процедура, которую я выполню, заключается в том, что я обколю ваш сустав новокаином. Когда я прикоснусь пальцем к вашему запястью, вы испытаете такое ощущение, как будто бы я ввожу новокаин под кожу.

(Прикосновение пальцем к суставу и обведение вокруг него, как будто делается новокаиновая блокада. Цель этого внушения заключается в том, чтобы вызвать утрату чувствительности руки).

А сейчас вы начнете сами пробуждаться, а я помогу вам в этом через минуту или две минуты. Выходя из транса, вы заметите нечто чрезвычайно интересное.

Практически вы не сможете, выходя из состояния транса, держать глаза открытыми. Ваши веки будут становиться все более тяжелыми, более тяжелыми, все более тяжелыми. Они будут казаться такими тяжелыми, как будто сами хотят сомкнуться; вы можете даже подремать, пока я не щелкну пальцами, и тогда вы полностью выйдете из транса. Вы полностью придете в себя.

А сейчас вы почувствуете, как ваша рука становится онемевшей; вы чувствуете, что рука очень, очень онемевшая, онемевшая, онемевшая. Она утрачивает какую бы то ни было чувствительность к боли. Сейчас я уколю вашу руку стерилизованной иглой, а вы заметите, насколько ваша рука лишена чувствительности, насколько она не испытывает боли. Я считаю от одного до пяти; рука становится онемевшей, онемевшей, онемевшей. Раз - боли нет, боли нет; два - рука становится все более онемевшей, все более онемевшей; три - не болит, не болит, не болит; четыре - никакой боли, никакой боли; пять - никакой боли, никакой боли, никакой боли. Д сейчас я продемонстрирую вам разницу между этой чувствительной, правой рукой и этой, лишенной чувствительности левой рукой.

Я колю правую руку иглой, именно так, она окажется очень чувствительной, хотя укол очень легкий. (Прикосновение иглой к руке). Но в другой руке, хотя я делаю глубокий укол, вы не чувствуете ни малейшей боли, ни малейшей боли.

При уколе булавкой вы можете почувствовать легкое давление, но никакой настоящей боли, хотя я погружаю острие в руку, именно так. (Прикосновение иглой к руке).

Замечаете ли вы различие между руками? (Испытуемая поддакивает). Да, вы заметили; хорошо, хорошо. А сейчас я снова буду поглаживать руки. Я буду поглаживать обе руки и верну им нормальную чувствительность. (Поглаживание рук). Вы чувствуете себя все более сонной, сонной.

Я прошу вас погрузиться в глубокую дремоту, глубокую дремоту, глубокую дремоту, так, как будто бы вы спите; вы сами начинаете чувствовать, что вы дремлете, все глубже погружаетесь в дремоту. Во время следующей пробы, когда я буду внушать вам засыпание, вы очень быстро погрузитесь в очень глубокий сон. Вы заснете легко, без усилий; легко, без усилий. (Перерыв).

(Цель этого заключается в том, чтобы убедить испытуемую, что вследствие транса она действительно погрузилась в дремоту).

Сейчас я начинаю считать от одного до пяти, а когда дойду до пяти, вы откроете глаза. Но хотя вы будете бодрствовать, ваши веки будут настолько тяжелыми, что держать глаза открытыми будет почти невозможно, так как веки будут казаться тяжелыми, очень тяжелыми; но после того, как я щелкну пальцами, вы полностью выйдете из транса.

Раз - я прошу вас медленно пробуждаться, медленно начинать пробуждаться, медленно пробуждаться; два - пробуждаться во все большей и большей степени; три - во все большей и большей степени; четыре, пять.

А сейчас я прошу вас открыть глаза, открыть глаза, открыть глаза. (Щелкаю пальцами). Теперь вы полностью пробуждаетесь. Проснитесь. (Испытуемая выходит из транса).

Психолог: Все в порядке. Как вы себя чувствуете?

Испытуемая: Я еще немного сонная.

Психолог: В самом деле?

Испытуемая: Да.

Психолог: Могли бы вы описать свои ощущения?

Испытуемая: Я чувствую, как будто бы совершила какое-то очень далекое путешествие.

Психолог: Что вы помните?.

Испытуемая: Я думаю… я… я… Мне кажется, что я помню, что вы мне говорили.

Психолог: Значит ли это, что вы помните практически все?

Испытуемая: Да, я думаю, что да.

Психолог: Нет ли у вас какой-нибудь мысли или какой-нибудь идеи, которую бы вы хотели обсудить со мной? Мне кажется, что, судя по вашим интонациям, у вас что-то такое есть.

Испытуемая: Я все еще чувствую себя сонной.

Психолог: Вы по-прежнему сонная?

Испытуемая: Да, именно так.

Психолог: Ваши глаза все время закрываются.

Испытуемая: Да.

Психолог: Все в порядке. Сейчас вы проснетесь, вы проснетесь. Сейчас вы полностью придете в себя. Вы будете чувствовать себя отдохнувшей. (В большинстве случаев сонливость, обусловленная трансом, не сохраняется так долго, как в этой ситуации). Болит ли у вас голова? А может быть, вы испытываете какие-нибудь другие ощущения?

Испытуемая: Нет, я чувствую себя так, что могла бы спать в течение 48 часов.

Психолог: Все хорошо, через минуту или две вы полностью придете в себя. Я думаю, что вы будете очень хорошо реагировать на гипноз. Я думаю, что нам скорее всего удастся научить вас искусству погружаться в состояние очень глубокого транса.

Испытуемая: Это было бы чудесно.

Психолог: Не приходило ли вам в голову, что вы можете воспротивиться внушению? Я имею в виду вашу реакцию на то, что я вам внушал.

Испытуемая: Вначале я испытывала ощущение, что вообще не загипнотизирована. Но потом я поняла, что загипнотизирована.

Психолог: Что привело к тому, что вы поняли это?

Испытуемая: Мне казалось, что я сумею оказать противодействие любым внушениям. Но я убедилась, что не смогу сделать этого.

Психолог: Действительно ли вы пытались сопротивляться?

Испытуемая: Да, я в самом деле попыталась это осуществить.

(Если бы испытуемая действительно испытывала сильное стремление противодействия, она могла бы это сделать).

Психолог: Все нормально, большинство людей, вышедших из транса, считают, что они не были загипнотизированы; они ощущают, что могли бы сопротивляться внушению. Так вот, это действительно так; они могли это сделать.

Испытуемая: Да.

Психолог: Но в состоянии транса люди обычно этого не хотят.

Испытуемая: Нет.

Психолог: Таким образом, если кто-то чувствует, что в действительности не был усыплен, то он не очень ошибается, поскольку в самом деле не был усыплен. Он находился, по сути, в состоянии умеренного расслабления, в котором ощущал, что внушение оказывает на него влияние вопреки его желанию. Было ли у вас впечатление, что происходит нечто вопреки вашей воле, или, быть может, нечто в этом роде?

Испытуемая: Да, я чувствовала это, чувствовала это… Когда вы мне сказали, что моя рука становится онемевшей, я подумала - да, именно так, - что на самом деле этого не произойдет. А потом я почувствовала это, совершенно, как после введения новокаина, такое онемение, сочетающееся с мурашками, какие были и у вас, если вам когда-нибудь вводили новокаин, ну, вы знаете… А потом мне показалось, как будто бы на моей руке тяжелая кожаная перчатка.

Психолог: Понимаю..

Испытуемая: В самом деле, это меня поразило.

Психолог: Действительно так было?

Испытуемая: Да, было именно так.

Психолог: Хорошо.

С помощью гипнотерапии можно добиться желаемых результатов и у людей, которые погружаются в транс не очень глубокий (пример, приведенный выше) и глубокий. Таким образом, независимо от глубины гипноза, если испытуемый чувствует себя загипнотизированным, его внушаемость мобилизуется сразу и целиком. Если же он не чувствует себя загипнотизированным, его внушаемость остается заблокированной.

Подытоживая сказанное о приемах и способах авторитарного гипнотизирования, нужно отметить, что гипнозу способствует все, что в прошлом совпадало с сонным состоянием. Можно гипнотизировать и под звуки метронома или зуммера, и под пение колыбельной, и под звуки журчащего ручейка, и под звуки ноктюрнов. Но, само собой разумеется, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход, для каждого индивида необходимо выбрать определенный способ или прием гипнотизирования.

Приведенные способы гипнотизирования - только примеры из множества подобных, которыми можно с успехом пользоваться.

Формула внушения должна строго индивидуализироваться. Прежде всего она должна быть понятна и коротка, произносить ее необходимо всегда отчетливо.

Следует произносить слова несколько отрывисто, сжимая губы, и с некоторыми паузами, как это иногда делается при команде. Но только нужно иметь в виду, что командовать - это далеко не то же самое, что внушать. Не нужно резко приказывать, но нельзя и просто просить. Вы должны говорить вежливо и мягко, звуки речи должны быть такой интенсивности и с такими интонациями, чтобы каждое слово “проникало в душу”.

Гипнотическая формула должна производить впечатление несомненности реализации, звучать категорически и спокойно. Если слова будут произнесены робким, неуверенным голосом, они утратят свое суггестивное значение.

Касаясь самой техники проведения гипнотического сеанса любым из вышеперечисленных методов, следует оговориться, что особенно на первом сеансе совершенно нецелесообразно прибегать к внушению сна, так как это может не удаться. Лучше всего на первом сеансе гипноза не стремиться достичь очень многого. Обыкновенно довольствуются тем, что пациенту при легком трансе внушают ощущение тепла. Если же создается впечатление, что возможен глубокий гипноз, это можно проверить, назвав какое-нибудь число. Если пациент не может повторить это число после пробуждения, значит, он действительно был в состоянии глубокого гипноза.

Кроме того, желательно повторять: “Вы ясно слышите то, что я говорю”. Эффект достигается и таким путем, пациент же не испытывает излишних сомнений.

После проведения сеанса попросите пациента рассказать о том, что он пережил и чувствовал в гипнотическом состоянии. Конечно, если гипнотический транс был поверхностным, клиент может уверять, что “все слышал”, “не спал” и разве только чувствовал некоторое утомление и ощущал тяжесть в конечностях.

Некоторые добавляют, что даже при очень поверхностном гипнозе ощущали “тепло в теле”. Это не должно смущать начинающего гипнолога. Высказывания клиента вполне справедливы. Больше того, даже если первый опыт был неудачным, это еще не доказывает вообще невозможности гипнотизирования данного субъекта. Нужно терпеливо повторять сеансы снова и снова.

Слово "гипноз" в большинства граждан нашей страны ассоциируется с массовыми сеансами Аллана Чумака и Анатолия Кашпировского, с , а также с киношными злодеями, что заставляли своих жертв совершать преступления и самоубийства. Но действительно ли сила гипноза так огромна, что один гипнотизер способен подчинить себе весь зал? И все ли люди поддаются гипнотическому внушению?

Гипноз в психологии и психотерапии

Вопреки распространенному в народе мнению, большинство владеющих гипнозом людей занимаются не мошенничеством и другой преступной деятельностью, а являются дипломированными специалистами в области психиатрии и используют свои навыки для оказания психологической и медицинской помощи. В медицине гипнотерапия является отдельным направлением, и чаще всего ее методы применяются при лечении психосоматических заболеваний, и для устранения фобий и психологических проблем.

Гипноз считается самым одним из самых эффективных методов борьбы с навязчивыми страхами, детскими психологическими травмами и сексуальными комплексами, так как с его помощью можно не только внушить человеку правильную установку, но и найти причину проблемы. Суть гипноза заключается в том, что гипнотизер (психотерапевт, психиатр) вводит пациента в состояние транса, когда сознание "отключается" и на первый план выходит бессознательное . В состоянии транса многие функции человеческого организма, а также такие функции сознания, как индивидуальный контроль и самосознание, существенно ослабляются, благодаря чему гипнотизер получает прямой доступ к подсознанию и может устранить симптомы и причины психологических проблем и психосоматических заболеваний.

В современной медицине для лечения применяются три вида гипноза, с помощью которых можно воздействовать на те или иные установки человека, корректировать его восприятие и психическое состояние, а также получить доступ к памяти пациента. Эти виды гипноза следующие:


Именно эти три вида гипноза наиболее часто используются в психотерапевтической практике, и эффективность гипнотерапии напрямую зависит от профессионализма психотерапевта-гипнотезера и от индивидуальных особенностей психики пациента. Также большую роль играет доверие пациента к гипнотизеру , поэтому людям, желающим избавиться от каких-либо психологических проблем или с помощью гипноза, рекомендуется обращаться только к тем специалистам, что не вызывают никакой антипатии.

Правда и мифы о гипнозе

Несмотря на то, что гипноз является официально признанной медицинской практикой, вокруг него все еще существует много мифов и заблуждений. Некоторые люди даже уверены, что способность вводить другого человека в транс - это магия, а опытный гипнотизер может посредством гипноза заставить любого человека сделать все что угодно. Разумеется, в этих утверждениях нет истины, так как в технике введения в гипнотический транс нет ничего сверхъестественного и ей может научиться каждый желающий, но загипнотизировать человека без его желания невозможно . Даже скрытому гипнозу (цыганскому гипнозу, НЛП и др.) достаточно легко сопротивляться - для этого нужно всего лишь сконцентрировать внимание на чем-либо постороннем (смотреть в окно, считать проезжающие машины и др.) или думать о чем-то своем, не слушая гипнотизера.

Помимо заблуждений о сверхъестественной природе гипноза и абсолютной невозможности защититься от гипнотического внушения, также в нашем обществе достаточно распространены и следующим мифы:


Миф: Есть люди, которые не поддаются гипнозу

Правда: Загипнотизировать можно каждого психически здорового человека, однако степень гипнабельности (внушаемости) у каждого разная. Около 30% людей хорошо поддаются гипнозу и быстро впадают в транс, 40% - менее внушаемые, а оставшиеся 30% могут быть введены в гипнотический транс только опытным гипнотизером.

Миф: Люди с высоким интеллектом и сильной волей хуже поддаются гипнозу, чем слабовольные.

Правда: Для того, чтобы войти в состояние транса, нужно сконцентрироваться на словах и действиях гипнотизера, а также иметь развитое образное , поэтому специалисту будет легче ввести в гипнотический транс волевого и умного человека.

Миф: Гипнотизер может заставить пациента сделать все что угодно.

Правда: В состоянии гипнотического транса сознательный контроль своих действий ослабляется, но не отключается полностью, поэтому даже под гипнозом человек не сделает того, что противоречит его моральным нормам.

Миф: Выйдя из состояния гипнотического транса, человек не помнит того, что происходило на сеансе.

Правда: Большинство пациентов гипнотерапевтов хорошо помнят, что происходило в то время, пока они были загипнотизированы.


Миф: С помощью гипноза можно влиять только на психическое состояние человека.

Правда: Гипнотерапия эффективна как при устранении психологических проблем, так и при лечении ряда психосоматических заболеваний. К примеру, с помощью гипноза можно избавить человека от заикания, болей психосоматического характера, и даже от зубной боли.

Миф: Опытный гипнотизер может загипнотизировать сразу много людей без их желания

Правда: Источник этого мифа - сеансы массового гипноза, при которых часть присутствующей публики действительно впадала в состояние транса и выполняла указания гипнотизера, а также свидетельства людей, что были загипнотизированы, смотря сеанс по телевизору или слушая его по радио. Очевидно, что в этих случаях ключевую роль играло желание людей быть загипнотизированными, а также - на популярных в конце прошлого века массовых сеансах гипноза в транс впадали не все присутствующие, а на большинство телезрителей показанные по ТВ сеансы Анатолия Кашпировского не оказали никакого действия.

Миф: Гипноз вреден для здоровья

Правда: Состояние транса естественно для психики, и под гипнозом человек расслабляется и успокаивается. В повседневной жизни люди испытывают состояние, схожее с гипнотическим трансом, когда расслабляются после тяжелой умственной работы или нервно-психических нагрузок, а также при засыпании.

Уравновешенное психологическое состояние любого человека – это залог нормальной жизнедеятельности всего организма. На наш организм могут влиять все факторы, о которых только можно подумать, включая окружающую среду.

Нередким случаем обращением в психологические центры являются моральные травмы, полученные из-за усталости, влияния родственников и т.д. Ольга Тиунова, как спортивный психолог, доцент, кандидат психологических наук, утверждает, что спортивная подготовка необходима в абсолютно любой спортивной деятельности. На ее счету множество проведенных работ даже с такими спортсменами, как бодибилдеры, тяжелоатлеты, культуристы, пауэрлифтеры и т.д.

Как бодибилдеру достичь тех результатов, чтобы одержать победы в соревнованиях? Это постоянные тренировки, напряженные физические упражнения, правильное регулярное питание и фармакологические препараты, которые позволяют увеличить физические показатели организма в несколько раз.

Провирон, как блокатор ароматазы, позволяет избавиться от побочных эффектов сильных ААС. Замена стероидных веществ на эстрогены приводит к гинекомастии, откладываю жира и накоплению лишней жидкости в организме. Данный препарат используется во время прохождения курса ААС. Кроме защиты от ароматизации, Провирон повышает потенцию, улучшает рельефность мускулатуры. Благодаря всем этим преимуществам не следует забывать о дозировке и режиме приема данной фармы. Дозировку и режим устанавливает лечащий врач или тренер. О Провирон отзывы квалифицированных врачей и профессиональных спортсменов говорят сами за себя. Доктор Ермилов советует эту фарму тем, кого пугает влияние сильнодействующих веществ ААС и тем, кто хочет больше и эффективнее тренироваться.

Психология и компетентный врач психологической поддержки способны вернуть в нормальное состояние каждого, потерявшего веру в себя!

Минимальные мозговые дисфункции. Диагностика и коррекция. Рекомендации родителям.

Обычно ММД связывают с родовой травмой, которая в карте новорожденного может фигурировать под диагнозами «асфиксия», «гипоксия плода», «повреждения шейного отдела позвоночника», «перинатальная энцефалопатия» и др. Стремительные

Татьяна Новожилова 10 July 2015

Самогипноз и способы медитации

Самогипноз – это простой и безопасный вид гипнотического воздействия, который можно практиковать без помощи других людей. Этот способ гипноза напоминает медитацию или аутотренинг. При этом эффективность самогипноза

Татьяна Новожилова 18 June 2015

Гипноз, самогипноз и способы медитации.

Гипноз - одна из наиболее таинственных техник психологического воздействия на людей, методика погружения человека в транс, которая окружена огромным количеством загадок, заблуждений и досужих домыслов. Гипнозом

Татьяна Новожилова 12 June 2015

Как влияют убеждения на нашу жизнь

Как влияют убеждения на нашу жизнь? Их влияние просто огромно. Кроме того, убеждения почти не поддаются воздействию обычной логики и рационального мышления. Среди психологов принято рассказывать

Татьяна Новожилова 11 May 2015

Коррекция поведения у детей с синдромом дефицита внимания

Распахивается дверь и в кабинет врывается "тайфун" - мальчик восьми лет бежит к офисному креслу, расручивает его, напевая при этом что-то воинственное, затем, схватив со стола

Что такое гипноз

...это всего лишь гипноз, а гипноза не существует
Ричард Бэндлер, основатель НЛП


Большинству наиболее известен классический гипноз. Он ассоциируется у нас с подавляющим волю взглядом гипнотизера, который властным голосом дает жесткое прямое внушение: "на счет три вы уснете", и часть людей действительно засыпают. Тех же, кто не заснул, традиционно относят к "30 % негипнабельных".
Прямое подчинение волей, это, конечно крайний случай классического гипноза, который в чистом виде встречается редко, но тем не менее, возможен. Просто это неоправданно сложно. Большинство классических гипнотизеров вводят в транс и проводят внушения посредством чего-либо еще, например маятника, забалтывания или какого-либо другого способа отвлечения или утилизации сознательного внимания.

Как работает гипноз
Любой гипноз, по сути своей, очень похож на эстрадные фокусы - гипнотизер отвлекает (или утилизирует) внимание, и, в этот момент, делает то, что ему нужно. Транс в гипнозе, в принципе, и нужен как раз для утилизации внимания, его замедления, и, как следствие, снижения критической оценки происходящего. И, когда человек прекращает задумываться "возможно ли такое?", становятся возможными все гипнотические феномены, вроде левитации руки или каталепсии тела. (Левитация руки, это когда рука "сама по себе", независимо от воли человека, поднимается вверх и зависает ввоздухе, а каталепсия тела, это когда человек невероятно долго лежит прямым мостом между двух стульев, опираясь на них только затылком и пятками).

Дело в том, что все гипнотические феномены, и, в том числе каталепсия, являются естественными способностями человеческого организма. Просто в обычном состоянии ум человека сомневается: "не, я упаду" - и своим сомнением посылает телу команду "упасть", портя всю малину. Но другое дело, когда сознательное внимание отправляют отдыхать внутрь себя, и вспоминать что-нибудь приятное, а бессознательному дают установку почувствовать в этот момент, как тело постепенно застывает в твердый монолит, словно оно бетонный блок с арматурной основой, прочной, как сталь и прямой, как рельса, в которой время замирает и останавливается... И тогда сознательное не мешает бессознательному использовать возможности человеческого организма в необычном режиме.

Попробуйте провести маленький эксперимент, чтобы получить собственный опыт и почувствовать, как это работает.

Встаньте на одну ногу, закройте глаза, и попробуйте на протяжении 15 секунд представлять, что вы высокое, гибкое дерево, которое раскачивают порывы сильного ветра... А потом сотрите все это, и те же 15 секунд представляйте, что вы гора, или египетская пирамида, когда-то вросшая в землю своим огромным каменным основанием и застывшая во времени...
Когда ваше тело раскачивалось больше?
Почему, ведь вы не делали никаких намеренных физических движений, только думали?

Все очень просто. Наше тело и сознание связаны при помощи механизма идиодинамики. С его помощью наше тело выполняет команды нашего сознания: поднимает руку, двигает пальцами, ходит, говорит, водит машину... С рождения мы обучаемся этим командам от простых к сложным, а обучившись, выводим освоенные моторные движения на уровень автоматизма. Привыкнув делать их автоматически, со временем мы забываем, КАК мы их делаем.

Но если мы возьмем какое-нибудь новое для нас действие (например, почесывание мизинцем левой руки правой лопатки), и сознательно проследим за тем, какие шаги мы выполняем, чтобы проделать это движение, то мы заметим, что:
- сначала возникает желание (или идет команда) выполнить это движение,
- затем следует визуальное представление этого движения,
- и затем выполняется само физическое движение.
Можете попробовать и убедиться самостоятельно.

Как видите, суть механизма идиодинамики в том, что моторное движение тела запускается мысленным образом (так тело понимает, что и как ему делать). В большинстве случаев это происходит автоматически и бессознательно.
Так вот, точно так же, как и с моторными движениями, только намного быстрее, механизмом идиодинамики запускаются мысли, эмоции и все остальные процессы человеческого организма.

А теперь я вам открою самый главный секрет гипноза
Управление телом и сознанием гипнотизируемого основано на этом механизме идиодинамики: гипнотизер дает сознанию человека образную информацию (установку, команду или инструкцию), и сознание человека на нее реагирует поведением (мыслью, эмоцией или последовательностью действий). А все остальное в гипнозе, это приемы, позволяющие обойти сознательное внимание, критически оценивающее то, что с ним (или в нем) происходит.

И если вы выполнили предложенные выше упражнения и поняли суть механизма идиодинамики через собственный опыт, считайте, что вы поняли, что такое гипноз. По крайней мере, в его основе.

Эриксоновский гипноз
Он же Эриксонианский гипноз. Название такое к нему пришло от имени его создателя, величайшего гипнотерапевта, Милтона Эриксона. Эриксоновский гипноз отличается от классического тем, что он не директивный. В нем вместо подчинения гипнотизируемого и прямых команд, используется присоединение к реальности гипнотизируемого, а команды выстраиваются в виде предложения какой-либо "возможности" или "вариантов выбора". Так, если классический гипнотизер скажет: "на счет три вы войдете в транс", то эриксонианец произнесет: "вы можете войти в транс, когда захотите: на счете два, на счете три или прямо сейчас..."

Эриксоновский гипноз предлагает множество речевых приемов (милтон-модель, 5-4-3-2-1), стратегий косвенных внушений и техник невербального воздействия (работа голосом, разрыв шаблона и т.д.) позволяющих быстро ввести человека в транс, так, чтобы он этого не заметил. Или наоборот, провести внушение вообще без транса, а при необходимости вызвать на него потом амнезию.

Основной принцип эриксоновского гипноза заключается в том, что работать нужно непосредственно с бессознательным, потому что все основные изменения происходят именно там. Поэтому при работе методами эриксоновского гипноза понятие "негипнабельности" абсурдно по определению - гипнабельные все, у кого есть сознание.
Ну и, стоит отметить, что эриксоновский гипноз включает в себя так же и большинство приемов классичего гипноза, но использует их только тогда, когда они уместны и эффективны.

Цыганский гипноз
То, что делают цыганки, по сути - эриксоновский гипноз. Наврядли, конечно, они учились у великого мэтра Но приемы их опираются на те же механизмы психики и полностью соответствуют приемам эриксоновского гипноза: забалтывание, прегрузка, отвлечение внимания, наведение транса, косвенные и составные внушения, вызов приятного состояния, амнезия.

Разговорный гипноз
Самое интересное в эриксоновском гипнозе, это то, что транс вовсе не обязателен. Многие вещи можно делать и без него. Эти стратегии эриксоновского гипноза часто называются "разговорным гипнозом", а иногда разговорным гипнозом называют и сам эриксоновский гипноз, используемый в неформальном контексте (отличном от терапии).
Ну действительно, зачем в ходе переговоров погружать человека в транс, если можно совершенно естественно в ходе беседы строить фразы по принципу косвенных внушений, и маркировать команды для бессознательного. Во многих подобных ситуациях можно обойтись без транса, и в большинстве из них это будет только быстрее и удобнее. Лично мне приходится наводить транс довольно редко, а вот использование косвенных внушений и прочих разговорных приемов эриксоновского гипноза в деловом общении и в личной жизни случается ежедневно. Как-нибудь, я об этом расскажу поподробнее

Егор Булыгин,
тренер НЛП