Примитивные породы по FCI.

В настоящее время проблема сохранения аборигенных и местных пород домашних животных, в том числе собак, осознается мировым сообществом как одно из важных направлений в деле сохранения культурного и природного наследия нашей планеты. С 1974г. две структуры ООН: Программа по окружающей среде (ЮНЕП) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), совместно ведут несколько проектов в этом направлении.

В случаях, когда генофонд длительно сохраняется в локальной местности, он представляет естественное природное богатство, не менее ценное, чем запасы угля, нефти, золота и т.п. В нашей стране таковыми являются генофонды множества местных пород домашних животных, лошадей, рогатого скота, птицы и, конечно, собак - самых древних спутников человека.

Известный генетик А. С. Серебровский указал на два процесса, изменяющие состав генофонда: селекционный отбор (естественный и искусственный), стремящийся размножить одни гены и устранить другие, и мутационный, создающий новые гены. Генофонд породы принято рассматривать как комплекс наследственных задатков, или набор генов и их аллелей, которые обусловливают основные признаки и качества породы. В прямом значении генофонд любого вида домашних животных определяется разнообразием пород, отродий, популяций и отдельных животных, что в целом соответствует понятию “генетические ресурсы”.

Собака находится рядом с человеком уже многие века. Верно служит защищает территорию и собственность хозяина, охраняет скот, участвует в военных сражениях, помогает на охоте, используется в качестве тягловой силы и даже выступает в качестве священного животного. Сколько лет прошло с тех пор, как первая собака подошла к костру человека, доподлинно неизвестно. Большинство ученых склоняется к тому, что первые собаки появились в Восточной Азии около шестнадцати тысяч лет назад. За это время много воды утекло, но собаки продолжают верно служить человечеству.

Породы собак, как известно, делятся на две большие подгруппы: заводские - выведенные при непосредственном участии человека и аборигенные или примитивные - сформировавшиеся в течение многих веков под воздействием самой природы. Аборигенные породы собак - естественное богатство, не менее ценное, чем полезные ископаемые и древние артефакты. Их генофонд до сих пор используется для выведения и улучшения качества заводских пород. Экстерьер аборигенов максимально адаптирован к условиям существования на определенной территории.

Отечественные аборигены - это достаточно крупные особи с хорошо развитым костяком, мощной мускулатурой, грубого или крепкого типа конституции. Шерсть собак аборигенных пород может быть, как короткой, так и длинной, но всегда присутствует густой подшерсток, благодаря которому, собака весьма комфортно чувствует себя как в мороз, так и в жару. Кроме того, подшерсток, вкупе с плотной но эластичной кожей, предохраняет аборигена от клыков хищника, не позволяет быстро добраться до жизненно важных органов.

Еще одной отличительной чертой, свойственной именно аборигенным породам, является способность к самостоятельному принятию решений. В то время, когда собаки работали на охране стад, например, чабан практически участвовал в процессе. Его задачей было перегонять скот на более богатые пастбища по мере надобности. Все остальное делали собаки. Собирали отару, не давая разбегаться, оберегали от волков и воров, которых много было в то время. У чабана из оружия был только острый кинжал, так что основным оружием служили собаки. Именно от них зависела жизнь чабана и сохранность стада.

Чабан никак не управлял собаками, они сами решали, как нести свою службу. Кроме того, собаки были вынуждены самостоятельно добывать пропитание. Запасы пищи хозяина были крайне невелики и поделившись куском лепешки с собаками, он сам рисковал остаться голодным. Кормом для собак служили мелкие, и не очень, грызуны, лягушки, ящерицы. Все, что можно поймать и съесть. Если поблизости можно было найти фруктовые деревья, собаки не брезговали полакомиться плодами. Но никогда, ни при каких обстоятельствах, рабочая собака не трогала принадлежащий хозяину скот.

К собакам предъявлялись высочайшие требования. Поэтому люди практически не контролировали вязки. Вернувшиеся в селение собаки сами решали, кто будет отцом потомства той или иной суки. Нередко между кобелями происходили стычки, победитель получал право "первой ночи". Таким образом только сильнейший кобель, обладающий наиболее функциональным экстерьером, мог оставить потомство. Сука рожала сама, без какой-либо ветеринарной помощи. Не справившаяся со своей задачей сука уничтожалась. Щенки также были предоставлены сами себе, естественно, выживали лишь сильнейшие, наиболее приспособленные к жизни особи. Именно из таких щенков вырастали потом верные и бескомпромиссные рабочие собаки.

Естественный отбор сделал свое дело. Все аборигенные собаки обладают отменным здоровьем, способностью мыслить и самостоятельно принимать решения их экстерьер максимально функционален, психика железна.

Дрессируются такие собаки не просто. В естественных условиях аборигены работают и выживают без помощи со стороны человека. Последнее время я часто задаюсь вопросом: зачем вообще аборигенам человек? Ответ пока только один. Аборигены сильнейшие эмпаты, они чувствуют наше отношение. Любовь и уважение со стороны хозяина, нужны собакам, как воздух. И только ради восторженной похвалы любимого человека, собака готова свернуть горы. На этом и следует строить весь дрессировочный процесс. Во первых нужно добиться от собаки полного добровольного(!) подчинения. А уже потом просить выполнить то или иное действие.

Рука дрессировщика аборигенной собаки должна быть и мягкой и жесткой одновременно. Жестокий прессинг, как и чересчур лояльное отношение не пойдет. В первом случае получите вынужденную агрессию - собака рано или поздно начнет защищаться или замкнется в себе, а пробить броню, отрешенной от мира собаки-аборигена крайне сложно! Во втором случая собака займет вакантное, как ей кажется, место лидера и начнет дрессировать вас. Решая кто достоин подносить ей корм, а кто нет, кто имеет право вечером выходить во двор, а кто под домашним арестом...

Собаки-аборигены очень доминантны. Дадите слабину - пожалеете. Они очень хорошо разбираются в тонкостях человеческой натуры и отлично распознают фальшь. Если вы собаку действительно любите, она ответит вам тем же. Будет любить, выполнять ваши команды и защитит вашу жизнь, не задумываясь отдав свою. Это лучшие охранники и компаньоны. Собаки аборигенных пород имеют славу не обучаемых, не верьте! Данное утверждение ошибочно! Это доказано многими владельцами собак аборигенных пород, в том числе и мной. Дайте собаке правильную мотивацию и она буде ловить каждое ваше слово, каждое мимолетное желание.

В настоящее время многие аборигенные породы собак взяты под крыло заводского разведения. С одной стороны это и не плохо, ведь при грамотном подходе можно усилить желательные признаки и ослабить нежелательные. Но действовать здесь надо крайне осторожно. Аборигенным породам собак свойственно деление на несколько типов. Например горные и степные аборигены, внутри одной породы, различны. Лаек уже разделили на три разных породы с легкой руки кинолога Э. Шерешевского.


Теперь мы имеем русско-европейскую, западно-сибирскую и восточно-сибирскую лайку. А ведь это одна порода и скрещивая между собой русско-европейскую и восточно-сибирскую лайку, например, мы могли улучшить экстерьер и рабочие качества породы... А нельзя, щенки будут считаться метисами. Тем не менее, сибирские охотники давно не берут в расчет наличие или отсутствие родословных и без зазрения совести вяжут три типа между собой. На охоте не важны бумажки, там главное рабочие качества и функциональный экстерьер. Мне доводилось видеть лаек сибирских охотников. Несмотря на отсутствие документов, собаки прекрасно сложены и дали бы сто очков вперед, любой выставочной лайке.

Сейчас говорят о разделении кавказской овчарки на длинношерстную и короткошерстную. С содроганием думаю о том, что будет, если это произойдет. Но надеюсь, что разговоры так и останутся разговорами.

Задача современных заводчиков аборигенных пород, максимально сохранить уникальные качества собак. Не делать упор только на экстерьер, психику или рабочие качества к примеру. Все свойственные породе признаки, должны быть в комплексе! Благо племенного материала в родных ареалах обитания аборигенных пород, пока еще достаточно...

К аборигенным породам России и стран бывшего СССР относятся: кавказская и среднеазиатская овчарки, все виды ездовых и охотничьих лаек, тибетский мастиф, монгольская овчарка , южнорусская овчарка. К "импортным" примитивным породам можно отнести Чирнеко дель Этна, новогвинейскую поющую собаку, корейского джиндо, мексиканскую голую собаку, вьетнамская фукуокскую собаку, перуанскую орхидею инков и многие другие породы, свои для каждой местности. Все они обладают функциональным экстерьером, крепким здоровьем и потрясающими рабочими качествами.

Введение

Все началось еще в каменном веке. Когда человеческая популяция увеличилась и расширила свои географические границы, появилась новая экологическая ниша для животных в виде груд мусора вблизи поселений человека. Идея, что волки были одомашнены через адаптацию при поедании человеческих отходов, была предложена Реймондом Коппингером (2001) и основана на археологических и зоологических данных, и наиболее правдоподобно объясняет то, почему и как волки превратились в домашних собак. Взятие и ручное выкармливание щенков как компаньонов, возможно, также способствовало этому, но оно стало возможно практически только после того, как «помоечный» волк изменился настолько, что стал более смирным и «совместимым» с жизнью возле людей. В начале в условиях умеренно южной среды люди особо не нуждались в собаках, кроме как компаньонов или в качестве источника мяса. Скорее всего это произошло в Юго-Восточной Азии (Olsen, S. J and JW Olsen. 1977; Savolainen, 2002). Обычай есть собачье мясо — очень старый в Юго-Восточной Азии и Китае, и до сих пор широко распространен. Когда оба вида начали заселять регионы с неблагоприятной окружающей средой и резкими сезонными изменениями, такие, как засушливые равнины, высокие горы, бореальные леса, тундры и полярные пустыни, они стали нуждаться друг в друге для выживания. Это стало особенно очевидно на севере, где люди и собаки просто не могли выжить друг без друга. Сначала просто охота, затем охота в сочетании с содержанием домашних травоядных млекопитающих открыли новые направления для применения и эволюции собак. В процессе этого собаки изменились, стали более дружелюбными, стали меньше бояться людей, менее хищными, более разборчивыми в своих взаимоотношениях с другими видами животных, и стали лучше общаться с людьми эмоционально, физически и во время работы. Их анатомия также изменилась в результате адаптации к местным условиям и различным видам деятельности. После того, как собаки полностью одомашнились, они претерпели дальнейшие эволюционные изменения в различных частях мира, собаки значительно повлияли на продолжающееся увеличение плотности и расширение человеческой популяции.

Реймонд Коппингер (2001) наблюдал жизнь диких собак и их отношения с местным населением в Африке. Он назвал их «деревенские собаки». Остается не ясным были ли эти собаки дикими местными (коренными) или помесями с импортированными из других стран собак. В этом контексте этот вопрос имеет второстепенное значение, так как любые домашние собаки, если они были брошены, могут вернуться к подобной жизни при условии, что климатические условия достаточно мягкие и нет волков. Как объясняет Коппингер, деревенские собаки и жители сосуществовали без антагонизма и собаки были бесхозные. Они занимали одно и то же пространство, как мы живем рядом с другими животными-комменсалистами. В этих отношениях людей и деревенских собак, однако, присутствовал один важный дополнительный момент. Хотя люди не были владельцами этих собак, они легко переносили их близкое присутствие, и кроме того, Коппингер видел, как собаки ели еду, которую им иногда давали. Они также звали собак, чтобы преследовать и убивать мелких хищников, и совместно занимались этой деятельностью. Эти две формы взаимодействия с собаками, кормление и охота, являются важными факторами, способствующими эволюции от «помоечного» волка к диким собакам, и далее к собакам, специализирующимся на различных видах деятельности и полезных для людей. Похожие отношения между местным населением и коренными дингоподобыми дикими собаками до сих пор сохраняются на обширных территориях сельских районов Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Это то, на что были похожи отношения австралийских аборигенов и динго, когда туда впервые прибыли европейцы. Эта старая форма отношений между бесхозными собаками и людьми легко возникает вновь при благоприятных условиях, когда брошенные собаки возвращаются к дикому образу жизни. Основная поведенческая адаптация собак диких или нет, чтобы выжить, — это оставаться рядом с людьми, которые обращаются с ними достаточно любезно и кормят их по крайней мере иногда. Все естественные типы собак, специализирующиеся на выполнении конкретной работы, развились естественным образом из более примитивных дингоподобных диких собак, именно поэтому мы называем их естественными породами. Они по-прежнему сохраняют многие дикие черты своих предков, собак, приспособленных к «дикой» жизни. В то же время они обладают уникальными рабочими качествами, которые стали их новыми адаптациями для выживания, активному сотрудничеству с людьми и помощи им в охоте, управлении другими животными или работе в упряжке. Это стало решающим фактором для выживания обоих видов в экстремальных условиях. Уникальность собаки заключается в ее чрезвычайных когнитивных способностях, что позволяет этому животному участвовать в нашей жизни эмоционально на работе и на досуге. Такая специфическая адаптация собак для жизни с людьми и влияния на них в свою пользу позволила собакам придать себе значение в человеческом обществе. Этот своеобразный признак не может быть прослежен непосредственно в палеонтологической летописи, но древние совместные захоронения людей с собаками и артефактами свидетельствуют о том, что трансформация волка в собаку была завершена уже 15000 лет назад. Собаки и люди заключили договор с дикой природой, и с тех пор они вместе противостояли всему миру. Естественные собаки приспособились жить с людьми и служить им, и в то же время остались членами местной географической фауны — пока развивающаяся и расширяющаяся цивилизация не начала уничтожать их всех.

Когда увеличилась популяция людей и появились древние цивилизации, собаки постепенно потеряли свою свободу выбора и стали частью общества собственников. В результате этого возможности собак влиять на наше поведение уменьшились, но со все возрастающей скоростью продолжились их эволюционные изменения, потому что люди стали разводить собак в изолированных группах и сознательно изменять их. Так был создан новый тип пород, который можно назвать культурными (искусственными, созданными человеком). Культурные породы стали более одомашненными, более покорными и легче обучались новым видам работ. Их внешний вид также изменился, став более разнообразным, поскольку конкретные черты внешности, помогавшие различать породы, стали выгодными. Культурные породы становились все более популярными, заменяя естественные породы, которые были вынуждены отступить на обочину цивилизации; некоторые из них до сих пор сохранились в районах, удаленных от густонаселенных, экономически развитых центров цивилизации.

И, наконец, с конца XIX века и далее разведение собак для выставок изменило их роль еще раз; взаимодействие между собаками и людьми во время охоты и других работ было в основном ликвидировано, наряду с большим эмоциональным обменом, который сопровождает эти виды деятельности. Собаки с радостью разделяют с людьми все виды физической активности, но многие не любят выставки, где конкурс собак заменился соперничеством владельцев. Собаководы стали заводчиками-селекционерами, похожие на селекционеров других организмов, таких, как золотая рыбка, змеи, грызуны и декоративные растения. Охотничьи и другие рабочие породы прошлого стали чистокровными домашними любимцами горожан, и старый договор с дикой природой был нарушен. Хотя некоторые охотничьих и других служебных собак по-прежнему разводят и используют согласно их первоначальному назначению, популярность выставочных и собак-компаньонов растет во всем мире. Они численно превосходят, засоряют генетически и поглощают не только примитивных аборигенных собак, но и те культурные породы, которые еще работают по своему назначению.

История одомашнивания собак, со всеми ее породами, — это ничтожно короткий срок по сравнению с историей жизни на Земле. Это может вызвать вопрос: зачем беспокоиться по поводу эволюции собак и пород собак? Адаптивные и экологически значимые изменения генетической структуры природных популяций являются частью эволюционной биологии. Они — микроэволюционные явления. Хотя собаки живут под контролем человека, их адаптивные изменения связаны с одомашниванием, и их успешная специализация для выполнения различных задач — интересные и увлекательные темы для микроэволюционных исследований.

Культура собачьих выставок, с ее концепцией чистокровных собак, была создана до появления генетики как науки. Даже после того, как генетики сделали ряд важных открытий в природных популяциях, заводчики породистых собак продолжали игнорировать обнаруженные факты превосходной жизнеспособности гетерозиготных особей. Всеобщая одержимость соперничеством на собачьих выставках противоречит здравому смыслу и сочувствию собакам, которые испытали на себе непреднамеренный результат генетического насилия, иногда в виде хронической боли, страданий и преждевременной смерти. Наиболее приспособленные собаки чаще всего гетерозиготные, они могут быть найдены среди естественных беспородных рабочих аборигенных собак, которые зарабатывают себе на пропитание охотой, пастьбой, тасканием саней или охраной. Поэтому я начну напоминать любителям собак об истории и значении открытий, сделанных при изучении генетики природных популяций.

Природные популяции

Для понимания эволюции важно понимание того, что наследственный материал передается в неизменном виде от одного поколения к другому; он не модифицируется благодаря жизненному опыту особи, который несет его. Грегор Мендель открыл основные законы генетики путем скрещивания сортов гороха в монастырском саду и в 1866 г опубликовал свою «Versuche über Pflanzen-Hybriden». Однако эта работа оставалась незамеченной на протяжении 30 последующих лет. Тем временем немецкий зоолог Август Вейсман заложил важную основу для дальнейшего понимания, настаивая на «непрерывности зародышевой плазмы», хотя в то время физического объяснения наследования еще не существовало. Работа Менделя была вновь открыта в 1900 г тремя исследователями независимо друг от друга, а в 1902 г Саттон признал, что поведение хромосом во время размножения точно соответствует «факторам» Менделя. Эту публикацию можно считать основным событием современной генетической науки. В 1915 г Т.Х. Морган с коллегами опубликовали «Механизм менделевской наследственности», детально изложив теорию наследственности. В 1920-х гг Сьюэл Райт, Р.А. Фишер и Д.Б.С. Холдан основали современную науку популяционной генетики. Эти открытия заложили прочную базу для теории эволюции Дарвина, которая затем стала основой современной биологии. Гены имеют все свойства, необходимые для объяснения эволюционного процесса: они представляют собой структурные единицы, они постоянны, но могут изменяться в результате мутаций, не смешиваются между собой, передаются в неизменном виде от родителей потомству, перетасовываются в каждом поколении и взаимодействуют множеством специфических способов, и, как правило, имеют максимальный положительный эффект в гетерозиготном состоянии. Таким образом, произошло слияние генетики, систематики и дарвиновской теории, в результате чего они стали одной объединенной биологической наукой. Понятие вида и подвида приняли свой современный вид.

Тувинская овчарка

Теперь вы понимаете как популяция, или система из нескольких генетически изменчивых субпопуляций, изменяются во времени и пространстве. Генетическое разнообразие — это нормальный атрибут природной популяции и результат сложного процесса с привлечением мутаций, генетической рекомбинации в мейозе, а также генетического обмена между субпопуляциями с помощью отдельных особей. Генетическое разнообразие в каждой популяции проходит проверку естественным отбором, и полезные гены и генные комбинации преимущественно передаются последующему поколению. Различия между природными популяциями могут быть описаны с помощью частот аллелей, вызывающие морфологические, поведенческие и другие вариации, возникающие различными способами, такими, как хромосомы с различным расположением генов или вариации ферментов или других белков. Недавний прогресс в методах ДНК-анализа предоставляет мощные инструменты для исследований и позволяет сделать детальные сравнения для установления родства между особями и географическими популяциями.

Лишь малая часть существующих генетических вариаций проявляется в форме, доступной для непосредственного визуального наблюдения; большинство из них остается скрытыми, так как они выражаются только в виде физиологических или поведенческих различий, в устойчивости к патогенам и т.д., признаках, которые могут быть проанализированы только в лабораторных или экспериментальных условиях. Многие количественные отличия, такие, как размер тела, пропорции частей тела, качество кожи, перьев или цвет волос и т.д. находятся под контролем нескольких генов, каждый из которых оказывает лишь небольшое влияние на фенотип. Большая часть наблюдаемого генетического разнообразия называется «нейтральным», потому что нам до сих пор не удалось найти каких-либо преимуществ или недостатков наличия определенных аллелей. Иногда незначительные изменения в последовательности ДНК не изменяют генный продукт вообще.

Гены с определенными эффектами выживания, плодовитости, выносливости и т.д. представляют большой интерес для биологов-эволюционистов, и им уделяется особое внимание. Каждый ген может иметь один эффект на фенотип с очевидным воздействием на приспособленность, но он также может иметь несколько эффектов на несколько различных признаков организма, некоторые из которых могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие в зависимости от окружающей обстановки. Кроме того система становится еще более сложной, потому что каждый ген действует не по отдельности, а во взаимодействии с другими генами, и тот же самый ген может быть вредным в одном сочетании, и выгодным или нейтральным в других. Вот так генетическое разнообразие внутри популяции служит буферной системой для воздействий окружающей среды и повреждающего эффекта вновь возникших мутаций.

Владимир Береговой — биолог, окончил Пермский государственный университет в 1960 г и защитил диссертацию в 1964 г, ему была присвоена степень кандидата наук Института биологии Уральского отделения Академии наук СССР, где он работал в качестве зоолога. Преподавал в Кубанском государственном университете в Краснодаре. Во время работы зоологом он путешествовал по Уралу, Западной Сибири, Поволжью, Казахстану и Северному Кавказу. В 1979 г Владимир Береговой эмигрировал с семьей в Вену (Австрия), а в 1980 г в США (штат Орегон). Он работал над рядом научно-исследовательских проектов в Государственном университете Северной Дакоты и в 1989 г стал главным аграномом в Департаменте энтомологии Университета штата Оклахомы, где он работал до выхода на пенсию в 2000 г. С 1991 по 1996 г, он импортировал 5 западно-сибирских лаек (3 кобеля и 2 суки). В настоящее время он живет со своей женой Эммой и любимой лайкой на небольшой ферме в штате Вирджиния. Владимир Береговой опубликовал несколько статей в популярных журналах и две книги: «Primitive Breeds-Perfect Dogs» и «Hunting Laika Breeds of Russia». Он также советник и куратор Общества примитивных и аборигенных собак (PADS), а также член редколлегии газеты PADS.

  • РН МКФ - 43.
  • Высота в холке: желательно кобели - 43,2 см, суки - 40,6 см. Вес: желательно кобели 11 кг, суки 9,5 кг.
  • Окрас: черно-белый, рыже-белый, тигровый, черно-белый с подпалом.
  • Родина: Великобритания (Центральная Африка, Конго).
  • Примитивная домашняя собака. Она незаменимый помощник на охоте, где работает в своре, загоняя дичь в сети. Басенджи не лает, а свои ощущения выражает рычанием, горловыми звуками и коротким «пфф». От собаки не исходит никакого запаха. Это умная, способная, всегда веселая, но не надоедливая собака. Требует к себе хорошего отношения и понимания, не терпит грубости.

Мексиканская голая собака / Ксолоицкуинтли

  • РН МКФ - 234
  • Разновидность: стандартная, средняя, миниатюрная.
  • Высота в холке: стандартный 46-59 см, средний 36-45 см, миниатюрный - до 35 см. Вес стандартный 11-18 кг, средний 7-14 кг, миниатюрный 2-7 кг.
  • Окрас: черный, антрацитовый, серый, печеночный, бронзовый, розовый или шоколадный, золотисто-желтый, пятна допускаются.
  • Родина: Мексика.
  • Идеальная домашняя собака. Они подвижны, спортивны и выносливы. Собаки этой породы радостные и разумные, беззаветно преданы своим хозяевам, легко поддаются воспитанию. Всегда внимательны, готовы защитить, к чужим равнодушны или дружелюбны, но без агрессии и трусости. Это элегантные собаки двух видов - «бесшерстный» и «шерстяной».

  • РН МКФ - 310.
  • Разновидность: малая, средняя, большая.
  • Высота в холке/вес: малая - 25-40 см/4-8 кг; средняя - 40-50 см/8-12 кг; большая - 50-65 см/12-23 кг.
  • Окрас: черный, графитово-черный, серовато и синевато-черный, любой оттенок серого, от темного до светлого розовато-желтого с пигментированными (розовыми) пятнами или без них.
  • Родина: Перу.
  • Это живая, добрая собака, которая не любит чужих, очень хорошо сложена, любящая бегать, бдительная, готовая к обороне, любимец семьи. Раньше этих собак называли «лунный цветок орхидеи инков» и они были священными.

  • РН МКФ - 248.
  • Высота в холке: кобели - желательно 56 см, суки - желательно 53 см. Вес 18-27 кг.
  • Окрас: насыщенный коричневый с белыми отметинами или без них.
  • Родина: Мальта.
  • Хорошая охотничья собака и в то же время семейная. Собака-компаньон. Обладает своенравным характером, живая, зачастую шумная, бдительная. Привязана к своим, к чужим относится настороженно. Очень чистоплотная.
У японцев есть пословица: «Если Вы любите цветок, то полюбите и горшок, в котором тот растет». Если мы любим наших четвероногих домашних питомцев: собак, кошек, лошадей и всех тех, кого приручили, мы будем постоянно стремиться узнать как можно больше обо всем, что с ними связано, чтобы понять, о чем говорят заглядывающие в душу глаза, которые ловят каждое наше движение.

Почти все аборигенные японские породы собак по типу относятся к шпицам. Исключение составляет только , которая не считается полностью аборигенной породой. Как пишет Барбара Буйе (Barbara Bouyet) в книге «Акита – сокровище Японии», большинство японских пород собак являются шпицами или «северными собаками» и имеют сходные физические характеристики: небольшие стоячие уши, хвост, свернутый колечком на спине, короткую «двойную» шерсть (с жесткими покровными волосами и густым подшерстком) и голову в форме треугольника.


Различия между ними незначительны и касаются размера, цвета шерсти, области их использования и других дополнительных характеристик. В самой Японии из-за такого большого сходства местные породы собак подразделяют на три группы:

Крупные – ,
среднего размера – кай, кишу, айну и шикоку,
мелкие – сиба.

Названия большинства японских пород восходят к конкретным районам и областям Японии, откуда они происходят: префектура Акита на острове Хонсю, провинция Тоса (прежнее название префектуры Коти) на острове Сикоку (прежнее написание в старой русской орфографии Шикоку), острова Хоккайдо и Сикоку. Единственная порода, которая не соотносится с определенным районом Японии – это сиба-ину. В названии японских собак вторую часть составляет «ину» (иногда его синоним «кен», как в прежнем названии «хоккайдо-кен», которое заменили на «хоккайдо-ину» в 1937 г., эта порода также известна как «айну-кен» или просто «айну») – японское слово, означающее "собака". Таким образом, названия японских пород означают «собака из Акиты», «собака из Коти», «собака из Шикоку» и т.д.

Первоначально как акита-ину, так и тоса-ину были чистокровными японскими аборигенными собаками, но впоследствии их скрестили с западными породами собак. Строго говоря, в настоящее время их нельзя считать чистокровными аборигенными японскими породами (особенно тоса-ину). Японский хин, японский шпиц и японский терьер не считаются аборигенными японскими породами. В 1928 г. была основана «Организация по сохранению японских собак» (Nihon Ken Hozonkai, сокращенно Nippo), признанная японским правительством как официальный орган, который занимается сохранением аборигенных японских собак, спасением их от вымирания. Первую выставку собак эта организация провела в 1928 г. В 1931 г. семь из десяти японских пород были объявлены в Японии национальными природными памятниками.

В годы Второй мировой войны количество собак аборигенных японских пород резко сократилось. В послевоенные годы, благодаря энтузиазму любителей и работе различных обществ по сохранению японских собак, удалось восстановить довоенное поголовье. В 1948 г. был создан Японский кинологический клуб (Japanese Kennel Club (JKC)), признанный японским правительством как «объединенная ассоциация для всех пород собак», который совместно с Nippo осуществляет деятельность по сохранению аборигенных собак Японии. Японцы очень ценят аборигенные породы собак, так как считается, что они обладают особыми качествами, которые ассоциируются с концепциями силы духа, послушания, преданности, храбрости и чувства собственного достоинства.

Темперамент японских собак отличается спокойствием, продуманностью действий и тактичностью. Их почти треугольной формы глаза с поднятыми внешними уголками глубоко посажены, что предполагает «дух, пылающий внутри». Другой отличительной чертой большинства аборигенных японских пород является их «молчаливость»: они лают только тогда, когда «есть о чем полаять». Это объясняется тем, что их разводили специально как охотничьих собак. Вместе с тем японские собаки очень нуждаются в постоянном человеческом обществе: щенки должны воспитываться в доме, а взрослых собак нельзя содержать на «заднем дворе», так как при этом у них развиваются личностные проблемы и их поведение может причинить очень большой ущерб. Японские собаки должны постоянно находиться в своей «человеческой семье», а изоляция их от владельца и членов его семьи вызывает у них большой стресс, что также объясняется долгой историей создания этих пород.

Древнейшие породы собак

В 2004 г. в статье «Генетическая структура чистопородных домашних собак» (Heidi G. Parker et al., «Genetic Structure of the Purebred Domestic Dog», “Science”, May, 2004) были опубликованы результаты генетических исследований 85 из 167 пород, зарегистрированных Американским кинологическим клубом (American Kennel Club), которые были проведены группой ученых под руководством Хейди Паркер. В результате этих исследований было установлено, что у некоторых, хотя и географически удаленных друг от друга, пород не произошло замещения определенных элементов генетической структуры, характерных для волка. Эти результаты подтвердили предположения некоторых ученых о том, что в древности ранние собаки-парии, происходящие из Азии, вместе с кочующими группами людей мигрировали как на юг Африки, так и на север, в Арктику.

В эту группу вошли северные породы, которые фенотипически напоминают волка – такие как аляскинский маламут и сибирская хаски. Они показали наибольшую генетическую близость к волку, который является непосредственным предком домашних собак. «Собаки из этой группы могут считаться лучшими представителями предкового генного пула собак» – говорится в статье. Таких пород среди исследованных оказалось 14. В эту генетическую группу вошли: басенджи (Центральная Африка), салюки и афганская борзая (Средний Восток), тибетский терьер и Лхаса Апсо (Тибет), чау-чау, пекинес, шарпей и ши-тцу (Китай), аляскинский маламут, сибирский хаски и самоедская собака (Арктика), акита и сиба-ину (Япония). Ученые также отметили, что всего в мире насчитывается около 400 пород собак, а исследовано было только 85, поэтому не исключено, что в ходе дальнейших исследований будет установлено, что существуют и другие древние породы собак.

Примитивные собаки

Любителям японских аборигенных пород, таких как акита и сиба-ину, известно, что их относят к так называемым примитивным породам собак.

Международная кинологическая федерация (FCI) классифицирует в качестве примитивных пород все северные породы собак, европейского и азиатского шпицев, некоторые породы борзых и тайского риджбека. В пятой секции 5-ой группы, которая озаглавлена «Европейские и азиатские шпицы», перечислены такие породы как: китайский чау-чау, немецкий евразиер (ойразиер), корейский джиндо, семь японских пород – акита, хоккайдо, японский шпиц, кай, кишу, сиба и сикоку, а также, в качестве «предварительно принятого», тайваньская собака (формосанская горная собака или просто формосан). Примитивные или аборигенные собаки – это псовые, которые сохранились в приближенной к первоначальной форме и эволюционировали без или при небольшой степени человеческого вмешательства. Они распространились по миру с древнейшими людьми, колонизировавшими новые земли, но при этом сохранили слабую связь с человеком. Во всех странах примитивные собаки имеют схожую, типичную морфологию, известную как «устоявшийся морфотип собаки-парии » (long-term pariah morphotype) – это строение тела, которым изначально обладало большинство других форм собак.

Для аборигенных собак характерна схожая с волком или лисицей внешность: голова в форме клина с сужающейся мордой, миндалевидной формы глаза, стоячие уши для оптимального улавливания звука и, возможно, регуляции температуры тела, а также длинный изогнутый хвост. Примером такого типа собак является австралийская собака динго, которая была завезена на австралийский континент из Юго-восточной Азии около пяти тысячелетий тому назад. Большинство примитивных собак имеют общие характеристики, обычно отсутствующие у пород домашних собак. У примитивных собак – единственный эстральный цикл в год, происходящий в пределах определенного сезона. Эти собаки издают характерные воющие звуки. Во время охоты примитивные собаки используют набор ощущений, получаемых всеми органами чувств, данными им природой для поиска добычи, так же, как это делает волк.

Они очень бдительны, и, если их содержат как домашних собак, обычно предупреждают хозяина о приближении постороннего задолго до того, как это почувствуют другие домашние собаки. Несмотря на столь выдающиеся качества, примитивные собаки часто считаются у себя на родине вредителями и лишены защиты, в то время как их перепись и регистрация, а также ведение племенных книг и регистров могли бы обеспечить защиту этих генетически уникальных пород от уничтожения и ассимиляции в популяциях бродячих и породистых собак. Там же, где человек оценил их уникальность и проявил заботу, собаки из аборигенных популяций собак-парий послужили основой для создания пород домашних собак, которых разводили в неволе в условиях, контролируемых человеком. Примерами таких пород являются басенджи или африканская нелающая собака, израильская ханаанская собака, корейская собака джиндо или хиндо, а также некоторые формы аборигенных японских пород, такие как акита-ину и сиба-ину, которые были признаны международными кинологическими организациями.

Острова, заселенные богами

Японию часто называют «Страной восходящего солнца», что объясняется не только ее географическим положением. Древнейшие письменные памятники Японии – «Кодзики» (переводится как «Записи о деяниях древности») и «Нихон Секи» (буквально переводится как «Записанные кистью анналы Японии») были записаны в VIII веке. В них, кроме исторических хроник, рассказывающих о событиях III-VIII вв., содержатся космогонические мифы.

Эти мифы рассказывают о сотворении Японских островов, которые в хрониках называются «страна Ямато» (переводится как «великая гармония, мир») – самоназвание Японского государства в период написание хроник, о Ками – духах, духовных сущностях, присущих природе и всему живому, о богах-прародителях и легендарных предках японского народа. Хроники свидетельствуют о том, что в Японии до эпохи Ямато был распространен культ богини Солнца. В мифах о боге творения Идзанаги и богине творения и смерти Идзанами рассказывается о том, что, заключив божественный союз, они создали восемь островов. После ухода богини Идзанами в Подземное Царство и ссоры божественных супругов богом Идзанаги были порождены новые боги, первой среди которых является богиня Солнца Аматэрасу Омиками (переводится как «великое августовское божество, озаряющее небеса») – легендарная прародительница японского императорского рода, мать легендарного правителя Японии, Ниниги, прапрабабка первого японского императора Дзимму, которая заселила Японские острова своими потомками. Так объясняется происхождение Японии и ее народа в японской мифологии. А как это происходило согласно научным данным?

Японский архипелаг был заселен людьми в конце Ледникового периода в эпоху японского палеолита, которая началась примерно 100.000 лет назад и завершилась 16.000 лет назад. В этот период Японский архипелаг не был цепью островов, так как все острова соединялись между собой, южный остров Кюсю соединялся с Корейским полуостровом узким перешейком, а северный остров Хоккайдо соединялся с Сибирью. В результате потепления примерно 6.000 лет назад (IV-II тыс. до н.э.) и таяния ледников уровень воды в Мировом океане поднялся на 5-6 м, и территория Японии стала островной.

Пока точно не известно, откуда первые люди пришли на Японский архипелаг, однако установлено, что они являются предками современного народа айну, который в древнейшую эпоху населял весь Японский архипелаг от Рюкю до Хоккайдо, а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную часть Камчатки. Первые европейцы, увидевшие айнов в XVII веке, были поражены тем, что внешне айны были похожи на них самих. В отличие от большинства жителей Японии, которые были представителями монголоидной расы с желтой кожей, монгольской складкой века и редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы.

Древнейшие каменные орудия труда, обнаруженные на территории Японского архипелага, датируются 50-40-ым тыс. до н.э., но основная часть обнаруженных – 35-ым тыс. до н.э., и это считается временем заселения японских островов. В XIV-X тыс. до н.э. на Японском архипелаге возникла культура Дземон – условное название периода в истории айнов, который длился с XIV до IX в. до н.э. Период дземон-дзидай, что переводится с японского как «след от веревки», – «эпоха веревочного орнамента». Он получил название по орнаменту на глиняных сосудах и фигурках, который наносили с помощью веревки, намотанной на деревянную палочку.

Люди эпохи Дземон создали первые в мире керамические изделия, время создания которых было определено с помощью радиоуглеродного анализа, показавшего, что они были изготовлены приблизительно 16.000 лет назад, т.е. на две тысячи лет ранее, чем керамика, обнаруженная в Месопотамии. Хотя основным занятием людей культуры дземон были охота и собирательство, производство и употребление глиняных горшков, которые использовали для приготовления и хранения пищи, предполагает ведение оседлого образа жизни. Появление керамических изделий считается признаком начала эпохи неолита, поэтому, согласно археологической периодизации истории стран Запада, период Дземон соответствует неолиту. Несмотря на оседлый образ жизни этих племен, они только переходили к занятию примитивными формами сельского хозяйства, жили небольшими родовыми группами, а их поселения в основном расположены в районе морского побережья и по берегам рек на большом удалении друг от друга.

В конце эпохи Дземон на Японские острова прибыло несколько скотоводческих и земледельческих племен из Центральной Азии. Они говорили на алтайских языках и стали предками современных корейцев и японцев. На смену периоду Дземон в японской истории пришел период Яей (от японского яей дзидай), который, согласно новым методам исследований, датируется IX в. до н.э. – III в. н.э. По археологической периодизации стран Западной Европы период Яей соответствует бронзовому и железному векам. Условно назван «Яей» по названию населенного пункта рядом с Токио, где в 1884 г. была обнаружена керамика нового стиля, отличного от керамики цивилизации Дземон.

С появлением на архипелаге культуры Яей здесь стали развиваться заливное рисосеяние (привнесенное из устья реки Янцзы), использование гончарного круга и ткацкого станка, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защищенных городищ. Культура Яей распространилась на восток, но ей не подверглись острова Окинава и Хоккайдо, где сохранились традиции культуры Дземон, что послужило основой для развития социальной жизни айнов. Тремя основными символами культуры Яей являются бронзовое зеркало богини Солнца Аматэрасу, бронзовый меч и царская каменная печать.

Считается, что собаки прибыли на Японские острова вместе с людьми по двум регионально отличающимся направлениям. Первую группу составили собаки, которые пришли с предками айну – людьми культуры Дземон из южного Китая и Тайваня по цепи островов Рюкю. Вторая группа собак пришла из северо-восточной Азии через Корею вместе с людьми эпохи Яей. Современные аборигенные собаки Японии являются далекими потомками собак этих двух групп.

Заринэ Лоренцовна Арушанян

ПРИМИТИВНЫЕ ПОРОДЫ СОБАК.

Примитивные аборигенные собаки сильно отличаются от собак заводских пород, потому что они сформировались в результате естественного отбора в условиях свободной жизни и тесного взаимодействия с людьми. Каждая из них является уникальным произведением природы, временных рамок и ареала, и наиболее похожи на зоологические подвиды. В то же время они исторически связаны с этническими группами и культурами.

Термин «примитивный» иногда оспаривается, как неподходящий и унижающий аборигенных собак. Слово «примитивный» в контексте собак означает естественный, функционально обоснованный и неискаженный по внешнему виду, поведению и здоровью. Еще одна причина для такого названия аборигенных пород связана с их свободным, неконтролируемым образом жизни в странах их происхождения.

Диапазон изменения внешнего вида у аборигенных собак не так широк, как у культурных. В целом, разнообразие аборигенных собак увеличивается с севера на юг, наряду с увеличением разнообразия дикой фауны. Это также свидетельствует об их происхождении в процессе эволюции. Таким образом ездовые собаки зоны полярной пустыни очень схожи везде вокруг их ареала в приполярной зоне. Чуть далее на юг, в тундровой зоне, аборигенные собаки становятся более разнообразными из-за наличия ездовых собак, оленных пастушьих собак и некоторых охотничьих лаек. Еще дальше на юг, в зону бореальных лесов, охотничьи лайки северо-восточной Европы и Сибири еще более разнообразны по размерам и строению. Они представляют собой десятки пород и подпород, связанных с этническими народами северо-восточной Европы и Сибири. Далее к югу, в пустыни, горы, субтропические и тропические ландшафты Евразии и Африки, разнообразие среди аборигенных собак становится максимальным: дингоподобные дикие собаки, похожие на охотничьих лаек разных размеров, собаки для охоты по-зрячему нескольких типов и собаки для охраны скота. Во многих районах сосуществуют несколько видов аборигенных собак различного назначения.

Подобное увеличение вариаций с севера на юг можно проследить и у вымерших аборигенных собак Америк. Аборигенные собаки, найдены на малых островах Тихого океана похожи на собак ближайших крупных островов и континентов. Многие из них вымерли, некоторые почти исчезли, а некоторые все еще существуют в разной степени метизации с привозными собаками. Например, новогвинейская пастушья собака - островная форма динго, ныне вымершая, сохранилась в неволе. Так называемый теломиан - еще один представитель дингоподобных островных собак. В Индонезии существуют несколько не признанных, но на самом деле дингообразных аборигенных собак. Их можно увидеть на снимках, сделанных путешественниками.

Некоторые вариации могут иметь признаки генетического загрязнения, но изменчивость внешнего вида любой примитивной породы в ее подлинном состоянии намного превышает те рамки, которые считаются приемлимыми для шоу-пород. Когда аборигенную породу решают вести как чистокровную, чтобы «спасти от вымирания», неоднократно повторяют одну и ту же ошибку: выбирается единственный тип, который, как кажется, встречается наиболее часто, а остальные вариации отбрасываются. Например, все охотничьи лайки определяемые как чистокровные должны иметь закрученный кольцом хвост и высоко посаженные стоячие уши. Среди аборигенных предков лаек даже в пределах одной этнической группы эти черты более разнообразны. Хвост может опущен вниз и иметь серповидную форму, уши могут быть высоко и низко посаженные, с закругленными или заостренными кончиками и т.д. Местное население не заботится о деталях внешнего вида своих собак, но уделяют гораздо больше внимания их рабочим качествам. В каждом сообществе вариативность особей поддерживается за счет обмена собаками во время путешествий и торговли. Поэтому аборигенные собаки стойбищ и деревень имеют менее однородный внешний вид, чем современные породистые собаки.

Примитивные аборигенные собаки отличаются от культурных пород способностью переходить к дикой жизни по крайней мере в наиболее благоприятное время для размножения и для успешного выращивания щенков. Репродуктивная биология аборигенных собак варьирует в зависимости от географического расположения, и зависит от их образа жизни и окружающей обстановки. У австралийских динго и дингоподобных собак Юго-Восточной Азии, Индии и Африки период размножения имеет сезонность, связанную с наиболее благоприятным временем для выкармливания щенков. Суки достигают половой зрелости достаточно поздно - к 1-2 годам - имеют одну течку в год, рожают относительно некрупные пометы (от 1 до 7 щенков), и могут размножаться без защиты и помощи людей. Тем не менее даже дикие собаки отличаются от волков, не имея жестких связей внутри стаи. Все половозрелые собаки могут пытаться размножаться. Суки северных ездовых собак имеют 2 течки в год. Охотничьи лайки имеют одну течку в год, обычно в феврале-марте, как волки. Другие лайки имеют одну течку в год независимо от времени года, а некоторые - две течки. Суки собак, охраняющих скот, в Центральной Азии и суки аборигенных борзых, таких, как салюки и тайганы, имеют одну течку в год. Суки собак, охраняющих овец, и борзые в странах их происхождения способны делать свои собственные логова для щенения и выращивать щенков, охотясь на мелких млекопитающих, без помощи людей. Австралийские динго стали удивительно приспособленными к жизни в пустыне и могут выращивать щенков вдалеке от воды, так как мать приносит воду и отрыгивает ее в рты щенкам. В сообществах динго отец и живущие с ними более старшие братья и сестры будут помогать в уходе за щенками. Затем старшее поколение потомков будут изгнаны с территории, а другие потомки затем могут остаться с родителями и помочь вырастить следующий помет. Есть данные, что у диких аборигенных собак Индии и Ближнего Востока оба родителя остаются вместе, и кобели также помогают выкармливать и защищать щенков. У специализированных пород, живущих в тесных отношениях с людьми, роль отца в уходе за щенками постепенно отпала, эта функция перешла к владельцам-людям. Тем не менее даже среди более домашних собак, когда они имеют достаточно свободы и время для размножения, некоторые кобели занимаются воспитанием щенков, например, принося куски мяса для матери и щенков.

Примитивные аборигенные собаки чутко реагируют на изменения окружающей среды. Это адаптация для выживания. Они независимы, свободолюбивы, несколько диковаты и необычайно осторожны. Их поведение разборчивое и твердое в отношениях с другими собаками и людьми, или при выборе партнера для спаривания, а также при защите своей территории. Привязанность к определенной территории и людям происходит естественно в щенячьем возрасте, и становится важной частью «рабочей среды». Если собака работает в своей домашней обстановке, она легко разучивает и слушается голосовых команд и жестов, если они соответствуют ее природным задаткам и склонностям, таким, как тянуть упряжку, охранять скот и т.д. Если же им нужно работать в новых условиях, находящихся далеко от дома, им нужно некоторое время для адаптации. Дрессировщики, привыкшие иметь дело с культурными породами, находят аборигенных собак ужасно непослушными, невнимательными и с отсутствием интереса к изучению простых задач. Такая собака скорее всего создает впечатление бестолковой, чтобы справиться с какой-нибудь работой. Это может быть абсолютной правдой, если эта работа требует тесного контакта с человеком и немедленной реакции в ответ на его команды в среде, наполненной необычными искусственными объектами.

Основные элементы рабочего поведения в каждой породе удивительно постоянны, вариативность практически отсутствует. На самом деле это определяющая черта каждой рабочей аборигенной породы. Функция стоит на первом месте, и внешний вид определяется функцией. Все аборигенные борзые будут преследовать и ловить зайцев и лис. Все собаки, охраняющие скот, будут оставаться со стадом и нападать на бродячих собак и диких хищников для защиты стада. Точно также оленные собаки будут находиться со своим стадом оленей и предотвращать их побеги, ища и возвращая отставших животных, и защищая их от хищников. Все охотничьи породы лаек будут искать белок и другую мелкую дичь и лаять у основания дерева на добычу. Все ездовые собаки тянут нарты с энтузиазмом. Некоторые собаки могут работать лучше, чем другие, но если некоторые из них не работают вообще, скорее всего они не принадлежат этой породе. Физически интенсивные и сложные работы, выполняемые специализированными аборигенными собаками в их родных странах сложно назвать примитивными, потому что они гораздо более сложные и изощренные, чем могут показаться наблюдатели, незнакомому с этими собаками. Например, лайки применяют различные тактики при работе с разными видами дичи, такие, как белки, тетерева, лоси, соболи и медведи. Они по-разному лают, и охотник, слушая стиль лая своей собаки, может сказать с высокой степенью вероятности, что происходит и какую дичь обнаружила собака. Собака знает, когда использовать «мягкую пасть», а когда кусаться сильно. Ездовые собаки не просто тянут сани, они работают в команде, сотрудничают с каюром, проходя по местам с тонким льдом, скрытым под снегом, находят правильное направление в метель во время полярной ночи и т.д. Собаки, охраняющие скот, курсируют по периметру стада и принимают собственные решения при возникновении угрозы. В любом случае поведение аборигенных собак естественно и происходит в зависимости от их назначения, также как и внешность собаки. Хотя каждый элемент поведения собаки может быть получен из поведения, присущего волку, рабочие качества собак значительно изменились, часто стали совершенно новыми, не присущим волку. Например, специализированные стили лая лаек, которые служат для сигнализации человеку-партнеру. Предпочтение охоты на добычу, неприятную собакам в качестве пищи, например, животные семейства куньих, чьи шкурки имеют высокую стоимость. Или такое поведение, как нападение на агрессивных, больших и опасных хищников, защищая скот или жизнь хозяина, также является примером этого. Некоторые кавказские овчарки настолько специализированы для охраны и настолько верны, что их нельзя продать или передать, потому что они никогда не примут нового владельца.

Условия жизни примитивных аборигенных собак были и остаются жестокими. Если собака получает травму, она или умирает или выживает, как правило, без лечения, потому что ветеринарная помощь там недоступна. Но хорошие ездовые собаки, как правило, здоровы, и это качество поддерживается путем отбора, при котором выживают наиболее приспособленные.

Санные упряжки формируются в основном из кобелей, которые крупнее и сильнее. В сообществе инуитских ездовых собак присутствует доминантный пес (вожак), который помогает каюру и контролирует всю стаю. Если начинается собачья драка, вожак быстро пресекает ее, чтобы сохранить мир в группе. Когда вожак становится стар, ему бросают вызов и нередко убивают его. Тогда происходит драка между более низкоранговыми собаками, пока новый вожак не займет его место. Вожак - один из наиболее вероятных отцов щенков. Ведущая собака в упряжке никогда не является вожаком.

Сук немного, но их также запрягают. Текут они дважды в год. Если сука беременна, она по прежнему продолжает работать в упряжке. Если она родила помет щенков, щенки гибнут, пока ее владелец не захочет сохранить их. Он заворачивает их в шкуры животных и везет на санях, позволяя им сосать мать на остановках.

Самое худшее, что может случиться с северными кочевниками - это потеря возможности передвижения. Если он окажется на дрейфующей льдине, он может прибегнуть к убийству собак для пропитания, чтобы спасти свою собственную жизнь. Можно предположить, что лучшие собаки будут убиты последними, чтобы дать преимущество для выживания. Для северной ездовой собаки упряжка является частью ее повседневной жизни. Собаки редко доживают до глубокой старости и причина смерти, как правило, носит насильственных характер. Тем не менее какая-то эмоциональная привязанность к собакам присутствует даже в этой среде. Известны случаи, когда владелец выдающейся собаки защищал ее и хорошо кормил до самого преклонного возраста.

Примером другого образа жизни являются охотничьи лайки традиционных семей манси. Манси обычно содержат 2-5 собак. Собаки живут на улице и им разрешается перемещаться свободно. Некоторые пары лаек склонны уходить на один-два дня. Во время охотничьего сезона, когда собаки могут потребоваться для работы, их привязывают рядом с жилищем, при этом в охоте принимает участие только одна собака. Если охота прошла успешно, части туши, бесполезные для людей, оставляют собакам. Если убито большое животное, например лось, у собак появляется много еды. Охотник может вернуться домой без собак, оставив их, чтобы они могли съесть все, что захотят. Собаки возвращаются домой через час или позже. Когда необходимо покормить собак, охотник манси бросает куски мяса своей лучшей/доминантной собаке, а затем подчиненным в порядке убывания, чтобы избежать драки. Летом собак не кормят и они добываю себе еду охотой. Для разведения отбирают сук, проверенных на охоте. Это потому, что суки являются единственным известным родителем щенков, хотя отцом часто является доминирующий кобель, свободно перемещающийся по окружающей территории. Тем не менее другие кобели могут прийти издалека, чтобы принять участие в собачьей свадьбе. Когда у охотника имеется достаточное количество собак, нежелательный помет уничтожается. Ленивые собаки и те, которые не очень хорошо показали себя в охоте убиваются для изготовления варежек и мокасин. Небольшие группы семей манси проживают в рубленых домах в глуши на расстоянии около 10-50 миль от других групп. Собаки одной семьи или группы могут стать инбредными в течение нескольких поколений до момента, когда появляется возможность поторговать собаками с соседями. Хорошая новая лайка может быть приобретена на торговом посте или региональной ярмарке. Манси, ханты, эвенки, нанайцы и другие сибирские народы ценят собак за их охотничьи качества, но игнорируют различия во внешнем виде до тех пор, пока они не мешают работоспособности. Их собаки сохраняют определенный тип только за счет изоляции бездорожьем. Несмотря на жесткие условия содержания собак, эмоциональная привязанность между отдельными лайками и охотниками имеет место. Собаки, которые спасли жизнь своему хозяину от нападения медведя, получают лучшую заботу. Особенно талантливых рабочих лаек помнят и упоминают об их выдающихся способностях в охотничьих рассказах.

Салюки кочевников засушливых равнин и пустынь имеют большее уважение и уход, чем описанные северные собаки. Салюки считаются чистыми, в отличии от других собак, и получают лучший уход. Им позволяется жить в палатке или доме, и кормят их той же пищей, которую едят люди. В Сирии, если собаки должны жить вне дома, им оборудуют укрытие из камней, похожее на улей. Такая конструкция обеспечивает превосходную защиту от летнего зноя и от порывов зимнего ветра. Собак накрывают вышитыми покрывалами для защиты от непогоды. Сук в течке тщательно изолируют от других собак, чтобы повязать ее с кобелем, который зарекомендовал себя в охоте на зайцев. Современные описания салюки подчеркивают гламурную сторону их жизни, с хорошим отношением и уходом у состоятельных кочевников и людей с высоким статусом. Тем не менее многие из этих собак живут намного более суровой жизнью, особенно те, которые принадлежат бедным людям. Собаки едят остатки со стола или им выдают одну лепешку в день, что, конечно, недостаточно для собаки такого размера. Для того, чтобы дополнить свой рацион они едят падаль и отбросы или охотятся на мелких млекопитающих, таких, как суслики, тушканчики и сурки. Не смотря на уважение к этим собакам, которые являются важной составляющей культуры кочевых народов, большинство их них живут не долго, достигая пика производительности (в ловле дичи) в возрасте 4-5 лет. Однако существуют люди, которые содержат собак до самой старости. Есть данные из Казахстана, Кыргызстана, что тазы, а также тайганы и салюки иногда становятся верными другим людям, другу семьи или родственнику, живущему поблизости, если они кормят собак, относятся к ним доброжелательно и берет их на охоту. Эта часть их жизни не сильно отличается от типичных диких дингообразных или деревенских собак. Необходимость выживания берет верх над любовью и верностью одному хозяину.

В высокогорных областях Кыргызстана у местных жителей имеются охотничьи собаки только одной породы - тайганы. Функция тайганов - найти и поймать большую дичь, такую, как горный баран. Они также держат в страхе и убивают волков. Такие собаки считаются очень ценными. На равнинах тайганов сменяют тазы, которые лучше адаптированы к жаркому климату и используются для ловли мелкой дичи: зайцев и лис. В предгорьях и долинах находятся большие популяции как тайганов, так и тазы, а также их помеси. Тайганов никогда не привязывают и редко приводят в дом. Суки сами делают себе норы для щенения, используя особенности рельефа местности, и кормят щенков добытыми сурками и другими мелкими млекопитающими.

Защита скота - это ежедневная работа собак, разводимых для этих целей. Она также требует навыков диких собак, чтобы позаботиться о собственном благополучии. Работа этих собак требует выносливости и смелости. На Кавказе их кормят один раз в день зерном, приготовленным с молочными продуктами. Весной и в начале лета собаки поедают последы скота, которые они находят после окотов. Кроме того они ловят сусликов, сурков и других мелких млекопитающих. В Таджикистане, когда сурки многочисленны, собак не кормят вообще, и они находят себе пропитание самостоятельно, подобно диким собакам. Для работы используют и кобелей, и сук, но рабочие качества кобелей, которые крупнее, сильнее и агрессивнее ценятся выше. Согласно древней традиции кобелей проверяют на боях. Это делается во время национальных праздников и на других мероприятиях и торжествах. Два кобеля должны сражаться в кругу зрителей. Их выступления судят уважаемые и опытные люди. Это не имеет ничего общего с боями питбулей на деньги в США и некоторых других странах. Бой длится недолго и не заканчивается смертью проигравшего. Собаки прекращают бой самостоятельно, когда одна их собак демонстрирует подчинение. Эти турниры необходимы для выяснения лучших кобелей для сторожевой службы. Лучшие бойцы имеют достаточно смелости, чтобы противостоять бродячим собакам, волкам и даже медведям. Кочевой образ жизни владельцев стад особенно при отгонном животноводтсве, представляющем собой полукочевой образ жизни для выпаса скота (как правило овец и коз) в Португалии, Испании, Кавказе, Балканах и в некоторых регионах Центральной Азии. Владельцы скота живут рядом с их стадами в долинах и низинах зимой. А весной они уходят на более высокогорные пастбища, чтобы избежать жары и гнуса, и выпасать животных на зеленых альпийских пастбищах. Осенью они возвращаются обратно в предгорья и долины. Некоторые кочевки завершаются ярмарками, где продается много животных. Некоторые проходят сотни километров. Сторожевые собаки играют важную роль в жизни людей, применяющих отгонное скотоводство, не имеющих заборы и амбары. Они способствуют генетическому обмену между популяциями охранных собак на больших участках их ареала. Из-за сурового образа жизни и отбора наиболее приспособленных и способных к работе производителей гетерозиготность в аборигенных популяциях собак должна быть высокой, и именно поэтому эти собаки здоровы как дикие животные. Фольклорные рассказы указывают на определенный уровень эмоциональной привязанности между владельцами и выдающимися сторожевыми собаками, которые были отмечены за их мастерство в защите скота, а также владельца и его семьи от хищников.

Средиземноморские охотничьи собаки, такие, как мальтийская собака для охоты на кроликов (Kelb tal-Fenek) и родственные породы также отбираются по своим рабочим качествам. Владельцы их не балуют. Некоторые посетители из США были в ужасе, когда они увидели, как живут собаки. Например, собаки спят на плоской крыше дома в течение дня, и им позволено свободно бродить ночью. Они питаются отварным картофелем с рыбьими головами. Однако, на самом деле эта пища гораздо здоровее для собак, чем большинство популярных промышленных кормов.

Все аборигенные собаки, специализирующиеся в выполнении конкретной работы, конкурируют друг с другом, чтобы показать свои способности, ища внимания и благосклонности их владельцев. Лучшие собаки получают преимущества в виде защиты и питания, которые могут стать критичными в суровое время года. Это увеличивает шансы на выживание и успешное размножение.

Когда модернизация традиционного уклада жизни произвела радикальные изменения в ранее примитивные обществах, люди перестали нуждаться в этих естественных породах собак. Они отказались от своих собак, и они были уничтожены или генетически засорены бродячими импортированными собаками заводских пород и их помесями. Аборигенные собаки замещаются собаками культурных пород во всем мире. На самом деле этот процесс не нов; это началось, когда появились первые цивилизации и переполненные человеческие сообщества.