Применение присыпки на кожу. Наложение лекарственного пластыря

ОСТОРОЖНО, ЛЕКАРСТВО

А.М.СВЯДОЩ, профессор

Мази, пасты, присыпки и другие лекарственные формы, которые наносят на кожу и слизистые оболочки, по частоте употребления занимают, пожалуй, второе место после медикаментов в таблетках. Они кажутся безобидными и поэтому весьма популярны среди любителей самолечения. Особенно часто используют по своему усмотрению такие высокоэффективные средства, как кортикостероидные мази. Но вот парадокс: люди, скажем, принимающие преднизолон в таблетках, относятся к нему достаточно осторожно, строго соблюдая указания врача о разовой и суточной дозах, длительности применения, профилактике побочного действия. Но их как будто подменяют, если тот же преднизолон назначается в виде мази. Словно в таких случаях предосторожность уже не нужна и нет необходимости придерживаться указаний врача о том, в каком количестве и сколько времени применять мазь.

Расспрашивая пациентов о причинах такого «благодушия», я часто слышал ответ: «Да чем же мазь опасна? Сколько ни мажь, дальше кожи не идет! Другое дело таблетка, она в кровь проникает и разносится по организму».

То, что «мазь дальше кожи не идет», явное заблуждение. Почти все медикаменты, предназначенные для местного применения, активно всасываются через кожу и тем более слизистые оболочки, попадают в кровь и могут вызывать не только местные, но и общие реакции, нередко очень тяжелые, при неграмотном применении, в чрезмерных дозах.

Недавно в терапевтическое отделение больницы машиной скорой помощи была доставлена женщина 43 лет. Она жаловалась на резкую слабость, тошноту, рвоту, обморочное состояние, боль в животе. Артериальное давление у нее критически снизилось. Врачи старались определить, отчего у пациентки развилась сердечно-сосудистая недостаточность, почему проводимое ими лечение не дает ожидаемых результатов. Трудно сказать, чем бы все закончилось, если бы во время опроса мужа больной не выяснилось, что она длительно применяет какую-то мазь. Оказалось, что Два года назад у нее появился зуд кожи, и врач назначил ей курс лечения преднизолоновой мазью. Зуд- исчез, но для «профилактики» женщина продолжала ежедневно пользоваться мазью; за 5 дней до случившегося перестала ее применять: запас мази кончился, и не было рецепта.

Тогда стало ясно, что произошло. Длительное применение преднизолоновой мази привело к тому, что, всасываясь через кожу и попадая в кровь, преднизолон стал тормозить выработку надпочечниками кортикостероидных гормонов. Когда же больная внезапно прекратила употребление мази, надпочечники были не в состоянии обеспечить организм необходимым количеством гормонов, и развились нарушения, о которых я рассказал.

Врачи обычно рекомендуют посте-20 пенно снижать дозу кортикостероидов. А чтобы вывести эту больную из тяжелого состояния, в стационаре ей пришлось давать преднизолон (синтетический кортикостероидный гормон). И только по прошествии некоторого времени, по мере снижения дозы преднизолона надпочечники сами стали вырабатывать гормоны. Через определенный срок преднизолон больной вовсе отменили.

Это сравнительно редкий случай. Чаще длительное и бесконтрольное применение кортикостероидных мазей способствует избыточному накоплению гормонов в крови, что чревато развитием так называемого гиперкортицизма, для которого характерно чрезмерное отложение жира на лице («лунообразное лицо»), на туловище, повышение артериального давления и уровня сахара в крови.

Особенно настороженно должны относиться к мазям, пастам и другим средствам местного действия страдающие лекарственной аллергией.

Приведу два примера. У молодого человека 20 лет обнаружилась повышенная чувствительность к левоми-цетину, который он принимал в связи с обострением хронической дизентерии. После того, как однажды левомицетин спровоцировал у больного тяжелый спазм бронхов, ему категорически запретили принимать этот препарат, а вместе с тем и синтомицин, действующим началом которого является левомицетин. Спустя два года юноша упал с мотоцикла; поранил ногу, и родные наложили на рану повязку с имевшейся в доме синтомициновой эмульсией. Расплата не замедлила ждать, развилось критическое состояние-тяжелый лекарственный анафилактический шок: бледность, одышка, резкое падение артериального давления. И лишь интенсивные экстренные меры спасли юноше жизнь.

Молодая женщина загорала на юге так усердно, что у нее образовался ожог кожи на спине. Соседка по пляжу предложила ей дермозо-лон-мазь, содержащую преднизолон и энтеросептол. Спустя несколько часов после того, как ожог был обработан этой мазью, кожа на спине покрылась пузырями, появились боль и зуд, температура повысилась до 39 градусов. Пузыри пришлось вскрывать хирургическим путем, потребовалось и длительное медикаментозное лечение.

Оказалось, что эта женщина с детства страдала аллергией к йоду и содержащим его препаратам, которые раньше вызывали у нее сыпь и «волдыри, как после ожога». Поскольку дер-мозолон, вернее, его компонент энтеросептол содержит йод, мазь стала причиной тяжелого осложнения.

В обоих случаях страдавшие лекарственной аллергией проявили неосторожность в применении медикаментов, против использования которых их предостерегали врачи. При этом они, как и многие другие, ошибочно полагали, что если лекарство применяется в форме мази, аллергических осложнений не будет.

Надо сказать, что чаще всего от «безобидных» мазей и присыпок страдают дети, ибо родители охотно используют эти средства по своему усмотрению.

Совсем недавно я обследовал двухмесячного ребенка, у которого за три дня до этого появились судорожные припадки. Оказалось, что после выписки из роддома, заметив у ребенка опрелость, мать воспользовалась пудрой для жирной кожи. Зона опрелости после такой обработки расширилась, и тогда мать применила присыпку ами-казол. Она была под рукой, ею отец ребенка пользовался для лечения грибкового заболевания кожи. Через три дня у ребенка появились судорожные припадки-результат всасывания амиказола через кожу.

Бесконтрольное самолечение лекарствами местного действия провоцирует не только общие токсические и аллергические реакции. При неправильном применении эти средства вызывают побочные местные реакции: обострение кожного заболевания, гнойничковые поражения кожи, сыпь.

В заключение хочу предостеречь еще раз: никаких мазей, присыпок, паст без назначения врача!

Приготовить: перчатки, присыпку, салфетку, контейнер с дезинфектантом.

3.Осмотреть место нанесения лекарственного препарата.

4.Выполнить гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

5.Вымыть и высушить кожу салфеткой (полотенцем).

6. встряхивающим движениями нанести на кожу присыпку (припудрить).

7. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

8. Обеспечить пациенту комфортные условия.

9. Вымыть и высушить руки.

Применение пластыря на неповреждённую кожу.

Приготовить: пластырь, ножницы, перчатки, контейнер с дезинфектантом.

2. Поздороваться, представиться, получить информированное согласие пациента на проведение процедуры.

3. Осмотреть место нанесения пластыря.

5. Вскрыть упаковку пластыря ножницами.

6. Снять защитный слой, не касаясь руками внутренней поверхности.

7. Зафиксировать на коже пациента пластырь.

8. Обеспечить пациенту комфортное положение.

9. Снять перчатки, сбросить в ёмкость с дезинфектантом.

10.Вымыть и высушить руки.

Применение лекарственных препаратов в глаза, нос и уши.

Перед введением препаратов необходимо:

1. Соблюдать температурный режим капель:

В глаза, нос – комнатной температуры

В уши – температуры тела!

2. Проводить мероприятия по гигиенической обработке глаз, носа, ушей.

Закапывание капель в нос.

действиях.

4. Выполнить гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

5. Попросить пациента самостоятельно очистить нос с помощью салфетки.

6. Усадить или уложить пациента, слегка запрокинуть голову назад.

7. Набрать в стерильную пипетку необходимое количество лекарственного препарата.

8. Приподнять кончик носа пациента левой рукой.

9. Закапать в один носовой ход 3-4 капли.

10. Прижать крыло носа к перегородке и наклонить голову в эту же сторону.

11. Через 2 минуты внести капли в той же последовательности в другой носовой ход.

12. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств после манипуляции.

13. Снять перчатки, сбросить их в дезинфектант.

14. Вымыть и высушить руки.

15. Сделать отметку о выполнении процедуры в документации.

Закладывание мази в нос.

Поздороваться, представиться, получить информированное согласие пациента.

3. Сообщить пациенту всю необходимую информацию о препарате и его побочных

действиях.

4. Выполнить гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

5. Попросить пациента самостоятельно очистить нос(высморкаться) с помощью салфетки.

Если это маленький ребёнок, то используют специальный электроотсос.

6. Надеть маску.

7. Выполнить гигиеническую обработку рук и надеть перчатки.

8. Усадить или уложить пациента. Запрокинув слегка голову назад.

9. нанести на турунды по 0.5 см мази и положить их в лоток.

10. приподнять кончик носа пациента левой рукой.

11. Ввести вращательным движением турунду в полость носового хода на 1,5 см на 2-3

12. Извлечь турунду, сбросить её в дезинфектант.

13. Ввести другую турунду в другой носовой ход, соблюдая ту же последовательность.

14. Убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

15. Снять перчатки и сбросить их в ёмкость с дезинфектантом.

16. Вымыть и высушить руки.

17. Сделать отметку о выполнении в документации.

Закапывание глазных капель.

Все лекарственные препараты и перевязочный материал должны быть стерильными!

При внесении препарата не касаться ресниц, век, коньюктивы.

Приготовить: стерильные перчатки, глазные капли, стерильный лоток, стерильную пипетку и стерильные шарики, стерильный раствор фурациллина.

Поздороваться, представиться, получить информированное согласие пациента.

3. Сообщить пациенту всю необходимую информацию о препарате и его побочных

действиях.

4. Выполнить гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

6. Набрать в пипетку нужное количество препарата.

7. Попросить пациента посмотреть вверх.

8. Оттянуть нижнее веко вниз стерильным тампоном, чтобы образовался

коньюктивальный мешок.

9. Закапать 2-3 капли лекарственного препарата в коньюктивальный мешок, держа

пипетку перпендикулярно нижнему веку.

10. Попросить пациента закрыть глаз.

11. Стерильный шарик сбросить в дезинфектант.

12. Другим стерильным шариком промокнуть выступившие остатки жидкости у

внутреннего угла глаза.

13. Произвести легкий круговой массаж глаза, через сомкнутые веки.

14. сбросить шарики в ёмкость с дезинфектант.

15. Повторить процедуру с другим глазом. Если это требуется.

16. создать пациенту комфортное положение.

17. Снять перчатки и сбросить их в дезинфектант.

18. Вымыть и высушить руки.

19. Поставить отметку о выполнении процедуры в документации.

Закладывание мази в глаза.

Приготовить: глазную мазь, глазную ванночку, стерильные перчатки, стерильные шарики и две стерильные стеклянные палочки, стерильный почкообразный лоток, стерильный раствор фурациллина.

годности.

Поздороваться, представиться, получить информированное согласие пациента.

3. Сообщить пациенту всю необходимую информацию о препарате и его побочных

действиях.

4. Выполнить гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

5. Удобно усадить или уложить пациента, слегка запрокинуть голову назад.

Выполнить гигиенический уход за глазами.

6. Выдавить необходимое количество глазной мази в глазную ванночку.

7. Оттянуть с помощью стерильного шарика нижнее веко вниз.

8. Внести мазь в нижний коньюктивальный мешок от внутреннего угла к наружному с

помощью стерильно стеклянной палочки.

9. Попросить пациента сомкнуть веки.

10. Сбросить использованный шарик в дезинфектант.

11. Убрать излишки мази новым стерильным шариком и произвести лёгкий массаж глаза

по кругу.

12. Сбросить шарик в дезинфектант.

13. Создать пациенту комфортные условия.

14. Снять перчатки и сбросить их в дезинфектант.

15. Вымыть и высушить руки.

16. Внести отметку о выполнении процедуры в документацию.

Закапывание капель в ухо.

Приготовить: капли для уха, перчатки, ёмкость с дезинфектантом, турунды для уха,

ватные шарики.

годности.

Поздороваться, представиться, получить информированное согласие пациента.

3. Сообщить пациенту всю необходимую информацию о препарате и его побочных

действиях.

4. Выполнить гигиеническую обработку рук, надеть перчатки.

5. Удобно уложить пациента на бок, либо усадить и слегка запрокинуть голову в здоровую сторону.

6. Выполнить гигиенический уход за ухом без вазелинового масла.

7. Нагреть препарат до температуры тела пациента.

8. Набрать в пипетку лекарственный препарат.

9. Оттянуть ушную раковину кзади и кверху.

10. Ввести 5-6 капель в наружный слуховой проход.

11. Надавить на козелок уха, чтобы направить препарат внутрь.

12. Заложить ватный шарик в наружный слуховой проход и не менять положение головы

минут 5-10.

13. убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

14. Сбросить шарик в дезинфектант, туда же и перчатки.

15. Вымыть и высушить руки.

16. Поставить отметку о выполнении процедуры в документации.

Закладывание мази в ухо.

Приготовить: мазь для уха, перчатки, ёмкость с дезинфектантом, турунды для уха,

ватные шарики.

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 2»

занятие практическое

Профессиональный модуль 04

Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (базовая подготовка)

Тема занятия

«Наружное применение ЛВ»

Квалификация: медицинская сестра /медицинский брат

Форма обучения: очная; очно-заочная

Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный

Составитель: Баннова О.В

Председатель ЦМК

Баннова О.В

«_____» ___________ 2016 г.

Цели занятия :

Методические:

Применение комплекса методов обучения:

    воспроизводящие, тренировочные упражнения;

    проблемно-поисковые методы (решение задач);

    частично-поисковые методы - самостоятельная работа;

    метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;

    индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).

Дидактические:

    Расширить знания о наружном применение ЛВ, знать технику безопасности при применении мазей и при применении ингалятора.

    Разъяснить действие лекарственного препарата, попадающего на кожу и слизистые.

    Работа с алгоритмами (- закапывание капель в глаза, нос, уши; - закладывание мази в глаза, нос и ухо; - применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек; ингаляторное введение лекарственных средств; введение лекарственных средств в прямую кишку - суппозиториев).

    Дать практику (выполнение навыков) об обучении пациента по наружному применению лекарственных средств – на кожу и слизистые.

    Формирование умений - осуществление обучения пациента технике применения дозированного аэрозоля в ингаляторе.

Воспитательные:

    Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.

    Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

    умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

    умение анализировать свое поведение;

    воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

Развивающие:

    Формирование у студентов:

    навыка анализа и синтеза изучаемого материала;

    способности осуществлять внутрипредметные связи;

    способности применять межпредметные связи.

    Умение решать проблемные и ситуационные задачи.

    Развитие умений анализировать ошибки.

Место занятия: Медицинский техникум № 2

Продолжительность занятия: 4 час

Специальность: 34.02.01 « Сестринское дело»

Профессиограмма занятия:

Студент должен знать:

    Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые. (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

    Техника безопасности при применении мазей и ингалятора (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

    Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; (ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода).

Студент должен уметь:

    Закапывать капли в глаза, нос, уши. (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий);

    Применять на кожу мази различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек. (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; ПК 4.5. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациента и персонала);

    Закапывать капли в глаза, нос, уши (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; ПК 4.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением);

    Закладывать мазь в глаза, нос и уши (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; ПК 4.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением);

    обучать пациента технике применения дозированного аэрозоля в ингаляторе (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; ПК 4.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением);

    вводить лекарственное средство в прямую кишку – суппозитории (ПК 4.4. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий; ПК 4.1.Эффективно общаться с пациентом и его окружением).

Методические указания для преподавателя по этапам занятия

Ход занятия

Методическое обоснование

Организационный момент:

    приветствие;

    отметка отсутствующих студентов, выяснение причины;

    проверка внешнего вида студентов (соблюдение формы одежды);

    проверка готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).

    организует и дисциплинирует студентов;

    воспитывает актуальность, ответственность;

    воспитывает требовательность к себе;

    самоконтроль.

Мотивация занятия:

    ознакомление с темой, планом, целью занятия;

    обоснование значения данной темы занятия в будущей практической деятельности

    создает рабочую обстановку;

    активизирует внимание студентов;

    формирует познавательный интерес к занятию.

III

Актуализация опорных знаний .

Контроль исходного уровня знаний :

Фронтальный опрос по теме: «Наружное применение ЛВ». (Приложение №1).

    воспроизведение ранее изученного материала;

    выявление уровня самостоятельного мышления.

Формирование новых знаний и умений :

План

    Поэтапное изложение нового материла

1. Наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые. (Приложение №2)

2. (Приложение №3).

3. Применение лекарственных средств на кожу (мази, присыпки, пластыри, растворы и настойки) (Приложение №4);

4. Способы нанесения лекарственных средств на кожу (Приложение №5);

5. Закапывание капель в глаза, нос и уши (Приложение №6).

6. Закладывание мази в глаза, нос и уши (Приложение №7).

7. Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос (Приложение №8).

Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.

Преподаватель, используя таблицы, схемы

    поэтапно излагает новый материал

    информирует студентов о новых элементах знаний, умений

    объясняет наиболее важные моменты

    организует текущий контроль знаний для усвоения материала.

2)Демонстрация преподавателем манипуляции «закапывание капель в глаза, нос и уши»; «закладывание мази в глаза, нос и уши»; «применение лекарственных средств ингаляционным способом через рот и нос».

3) Самостоятельная работа студентов:

Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)

    Процедура смазывания кожи;

    втирание мази на ограниченном участке кожи;

    применение размягчающего пластыря на ороговевшей участок кожи (сухая мозоль);

    применение присыпки взрослому пациенту;

    закапывание капель в глаза;

    закапывание капель в нос;

    закладывание мази за веко из тюбика;

    введение мази в нос;

    введение капель в наружный слуховой проход;

    ингаляторное введение лекарственных средств с помощью небулайзера;

    применение карманного ингалятора со спейсом.

4) Закрепление темы:

Ответить на вопросы (Приложение 9, 9а)

5) Работа с методическими указаниями:

составление словаря терминов (Приложение № 10)

    наружный путь введения;

    аэрозоль;

    болтушки;

    линименты;

    лосьон;

    мазь;

    настойки;

    паста;

    пластыри;

    порошок;

    раствор;

    эмульсия.

    позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути;

    позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;

    закрепляет знания по теме;

    развивает зрительную память;

    развивает познавательный интерес у студентов;

    подводит обучаемых к пониманию проблемы;

    углубляет знания по теме;

    формирует умения работать по набору правил;

    воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;

    закрепляет использование здоровье сберегающих технологий в рабочем процессе.

    Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):

Закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами;

Активизирует интерес к занятию;

Побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;

Совершенствует умение работать в коллективе.

Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала :

    решение теста;

(Приложение № 11, 11а)

    проверка знаний

всей бригады;

    выявляет умение применять полученные знания на практике;

    определяет уровень профессионального мышления.

Подведение итогов занятия:

    определяется достижение целей занятия;

    комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;

    разрешаются возникшие вопросы;

    выставляется поурочный балл. (Пример таблицы в приложение №7, таблицы прилагаются отдельно).

Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.

YII

Задание к следующему занятию :

    Основы сестринского дела: практикум. /Т.П Обуховец, О.В. Чернова - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 766 с. - стр 394-398

    Закрепление пройденного материала

3. Выполнить задания в портфолио на тему введение лв.

    для расширения самообразования;

    активизирует самоподготовку;

    формирует принцип сознательности и активности.

Приложение №1

Фронтальный опрос

    Перечислить методы наружного введения лекарственных веществ.

Приложение №2

Наружное применение лекарственных средств

Наружный путь введения – воздействие лекарственных средств преимущественно местно на кожу и слизистые оболочки, в глаза, нос, уши, через дыхательные пути.

Цель местного применения лекарств:

улучшение всасывания препаратов через кожу или слизистые оболочки;

обеспечение местного анестезирующего эффекта;

обеспечение бактерицидного и бактериостатического эффекта.

Способы применения : компрессы, примочки, припудривание, нанесение, втирание, повязки, закапывание капель, ингаляции.

Лекарственные формы: мази, эмульсии, линименты, лосьоны, желе, гели, пены, пасты, растворы, болтушки, порошки, настойки, аэрозоли.

Приложение №3

Преимущества и недостатки наружного применения ЛВ

Преимущества :

Недостатки :

Приложение №4

Применение лекарственных средств на кожу (мази, присыпки, пластыри, растворы и настойки)

При использовании лекарственного средства на кожу необходимо:

осмотреть место нанесения лекарства, убедиться в отсутствии красноты, сыпи, припухлости, мокнутия;

обработать теплой водой или кожным антисептиком;

осушить полотенцем или марлевыми салфетками.

Перед воздействием на кожу лекарственные формы:

жидкие (лосьон, болтушка) - наливать на марлевую салфетку;

мягкие (мазь, паста, крем, желе, гель) - наносить на участок кожи аппликатором, салфетками, шпателем, руками;

твердые (присыпки) - наносить на участок кожи встряхивающими движениями из упаковки.

    Применение присыпки

Последовательность действий:

2. Вымыть и высушить кожу салфеткой или полотенцем.

3. Равномерно встряхивающими движениями нанести на кожу («припудрить»),

4. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

5. Обработать руки.

    Применение пластыря на неповрежденную кожу

Последовательность действий:

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Вскрыть ножницами упаковку пластыря.

3. Снять защитный слой, не касаясь руками внутренней поверхности.

4. Зафиксировать пластырь на коже.

5. Обеспечить пациенту комфортные условия.

7. Обработать руки.

Методы применения мазей, гелей, желе, паст на кожу:

1. Нанесение.

2.Растирание.

3.Компрессы.

4.Повязки.

    Применение мазей на кожу

Последовательность действий:

1. Осмотреть участок кожи для применения мази.

2. Обработать руки, надеть перчатки.

3. Выдавить из тюбика на аппликатор нужное количество мази.

4. При нанесении мази на кожу - нанести мазь тонким слоем;

при втирании мази - втирать мазь вращательными движениями до полного всасывания (пока кожа не станет сухой).

5. При нанесении мази на кожу - оставить кожу открытой в течение 10-15 минут до полного всасывания;

при втирании мази - укрыть пациента для согревания или тепла, укутать место втирания мази.

6. Создать комфортное положение пациенту.

7. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть и осушить руки.

Примечания :

Мазь раздражающего действия наносят на аппликатор, индифферентную - на руки.

Необходимо внимательно изучать аннотации использования мазей.

Приложение №5

Способы нанесения лекарственных средств на кожу

Втирание введение через кожу лекарственных веществ в виде жидкостей или мазей. Втирание производят в тех участках, где кожа тоньше и не покрыта волосами (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бедер, боковые поверхности грудной клетки, живот). Кожа в месте втирания должна быть чистой. Если мазь не оказывает сильного раздражающего действия, можно втирать ее подушками пальцев в перчатках. Необходимое количество мази или жидкости наносят тонким слоем на кожу и втирают круговыми движениями в одном направлении. Для втирания можно использовать также и специальные приспособления, прилагаемые к мазям. Противопоказанием к данной процедуре является наличие воспалительных изменений на коже.

В некоторых случаях мазь наносят на кожу, не втирая, тонким слоем стеклянной лопаточкой или шпателем и держат участок открытым 10-15 минут. Не рекомендуется делать это руками, так как некоторые мази всасываются через неповрежденную кожу или оказывают раздражающее действие.

Смазывание широко применяется преимущественно при кожных заболеваниях. Ватный или марлевый тампон смачивают в необходимом лекарственном веществе и наносят на кожу пациента легкими продольными движениями (по направлению роста волос).

Приложение №6

Закапывание капель в глаза, нос и уши

Перед введением препаратов в глаза, нос, уши необходимо:

1) проводить мероприятия по личной гигиене;

2) соблюдать температурный режим капель:

в глаза, нос - комнатной температуры

в уши - температуры тела.

В нос препараты применяют с целью:

обеспечения носового дыхания (сосудосуживающие средства);

противовоспалительной терапии;

иммуностимуляции.

    Закапывание капель в нос

Последовательность действий:

1. Обработать руки, надеть перчатки.

3. Приподнять кончик носа.

4. Закапать 3-4 капли препарата в один носовой ход, прижать крыло носа к перегородке и наклонить голову в эту же сторону.

5. Через 2 минуты внести капли в той же последовательности в другой носовой ход.

6. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

7. Обработать руки.

Примечания : При использовании масляных препаратов голову пациента запрокинуть и ввести 5-6 капель в оба носовых хода. Во рту пациент ощутит вкус капель препарат стекает по задней стенке глотки.

Перед и после манипуляции следует попросить освободить носовую полость от слизи, используя салфетки. Высморкаться без напряжения, поочередно из каждой ноздри.

    Закапывание капель в ухо

Последовательность действий :

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Усадить (или уложить) пациента, голову наклонить в здоровую сторону.

3. Нагреть препарат до температуры тела.

5. Ввести 5-6 капель в наружный слуховой проход.

6. Надавить слегка на козелок уха, чтобы направить капли внутрь.

7. 3аложить ватный шарик, положение головы не менять 5-10 минут.

8. Сбросить шарик в специальный лоток.

10. Обработать руки.

Цели введения глазных лекарственных средств:

местное действие препарата;

измерение внутри глазного давления;

расширение зрачка для обследования.

Все лекарства и перевязочный материал должны быть стерильными и предназначенными для глазной практики препараты вводят в нижний конъюнктивальный мешок чтобы не повредить чувствительную роговицу; не рекомендуют использовать сухие шарики. При внесении препарата не касаться ресниц, век, конъюнктивы.

Глаз - чувствительный к инфекции и травме орган.

    Закапывание капель в глаза

Последовательность действий:

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Усадить (или уложить) пациента с запрокинутой головой. Дать в руки стерильный шарик / салфетку. для обеспечения личной гигиены.

3. Попросить пациента смотреть вверх.

4. Оттянуть большим пальцем левой руки нижнее веко книзу.

5. Ввести 1 каплю в нижний свод глазного яблока, не касаясь ресниц и держа пипетку перпендикулярно нижнему веку.

6. Попросить пациента закрыть глаза.

7. Приложить К внутреннему углу стерильный ватный шарик, смоченный 0,9% раствором натрия хлорида для удаления части лекарства.

8. Сбросить шарики в специальный лоток.

9. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

10. Обработать руки.

Приложение №7

Закладывание мази в глаза, нос и уши

    Закладывание мази в нос

Последовательность действий:

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Усадить (или уложить) пациента, голову слегка запрокинуть.

3. Нанести на ватную турунду небольшое количество мази.

4. Приподнять кончик носа.

5. Ввести турунду с мазью в носовой ход вращательными движениями на глубину не более 1,5 см.

6. Оставить турунду в носу на 10-15 МИНУТ, после чего удалить.

7. Ввести при необходимости турунду с мазью в другой носовой ход.

8. Сбросить турунду в специальный лоток.

9. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

10. Обработать руки.

11. Создать комфортное положение пациенту.

В ухо препараты применяют с целью:

· облегчения боли;

· введения антибиотиков;

· размягчения серы.

    Закладывание мази в ухо

Последовательность действий:

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Усадить (или уложить) пациента, голову наклоню к противоположному плечу.

3. Нанести на стерильную ватную турунду нужное количество мази.

4. Оттянуть ушную раковину кверху и кзади для выпрямления наружного слухового прохода.

5. Ввести вращательными движениями ватную турунду в наружный слуховой проход.

6. Оставить турунду в ухе на время лечебного воздействия, в дальнейшем сбросить в дезинфектант.

7. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

8. Обработать руки.

    Закладывание глазной мази из тюбика

Последовательность действий:

1. Обработать руки, надеть перчатки.

2. Усадить (или уложить) пациента с запрокинутой головой и попросить смотреть вверх.

3. Оттянуть большим пальцем нижнее веко вниз.

4. Внести мазь в нижний конъюнктивальвый свод отвнутреннего угла глаза к наружному.

5. Попросить пациента сомкнуть веки.

6. Убрать излишки мази стерильным ватным шариком и произвести легкий круговой массаж через сомкнутые веки,

7. Сбросить шарики, обработать «носик» тюбика шариком, смоченным спиртом.

8. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант.

9. Обработать руки.

10. Создать комфортное положение пациенту.

Приложение №8

Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос

Ингаляционный путь введения

Ингаляционный путь введения - введение лекарственных средств через дыхательные пути. Вводят аэрозоли, газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан).

Лекарственное средство во флаконе-ингаляторе находится в виде аэрозоля. Применяют как сосудосуживающее и противовоспалительное средство в нос и рот.

Преимущества :

локальное действие (в рот, нос);

воздействие в неизменённом виде на патологический очаг.

Недостатки:

раздражение слизистой оболочки дыхательных путей;

плохое проникновение лекарственных средств непосредственно в очаг при нарушении бронхиальной проходимости.

Различают ингаляторы - стационарные, портативные, карманные.

Карманные ингаляторы применяют при приступе бронхиальной астмы. Медсестра обучает пациента пользованию индивидуальным ингалятором.

    Применение карманного ингалятора

Последовательность действий:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Снять с баллончика защитный колпачок и перевернуть вверх дном.

3. Встряхнуть препарат.

4. Охватить губами насадку.

5. Сделать глубокий вдох, нажать на дно баллончика и задержать дыхание на 5-10 секунд.

6. Сделать медленный выдох через нос.

7. Надеть защитный колпачок.

8. Вымыть и осушить руки.

Лекарственное средство можно вводить в нос применяя специальную насадку.

Приложение №9

Вопросы для закрепления темы

    Перечислить пути введения лекарственных веществ наружным путем.

    Рассказать о преимуществах и недостатках применения лекарственных веществ наружным путем.

    Получение, хранение и выписка лекарственных веществ для наружного применения.

Приложение №10

Глоссарий

    Наружный путь введения воздействие лекарственных средств преимущественно местно на кожу и слизистые оболочки, в глаза, нос, уши, через дыхательные пути. мази, эмульсии, линименты, лосьоны, желе, гели, пены, пасты, растворы, болтушки, порошки, настойки, аэрозоли.

    Аэрозоль - , представляющая собой , лекарственных веществ, находящиеся под давлением вместе с пропеллентами в герметичной упаковке, снабжённой клапанно-распылительной системой (дозирующей или недозирующей). Аэрозоль, обеспечивающий высвобождение содержимого упаковки с помощью воздуха, называется «спрей».

    Болтушкой называют однородную смесь определенных веществ, которую изготовляют для терапии кожных заболеваний. Специфическое название препарата базируется на том, что его перед применением обязательно надо взбалтывать. Это необходимо для того, чтобы компоненты не оседали.

    Линименты ( Linimentum ) – это жидкие мази, представляющие густые жидкости или студнеобразные массы, применяемые наружно.

    Лосьон ( , Tinctura ) – жидкие спиртовые извлечения биологически активных веществ из растительного сырья. Настойки представляют собой темно окрашенные, но прозрачные и стойкие для хранения жидкости.

    Паста ( Pasta ) – это разновидность мази, содержащая от 25 до 50% порошкообразных веществ. Лекарственную форму, содержащую порошкообразных лекарственных веществ менее 25%, называют мазью, но при добавлении к последней крахмала, белой глины, талька, цинка окиси свыше указанной концентрации, она приобретает свойства и качества пасты.

    Пластыри ( Emplastrum ) – лекарственная форма для наружного применения, обладающая способностью после размягчения при температуре тела, удерживаться на коже, т.е. приклеиваться.

    Порошок ( Pulvis ) – это твердая лекарственная форма, получаемая путем измельчения лекарственных веществ и высушенного сырья любого происхождения.

    Раствор ( Solutio ) – жидкая лекарственная форма, получаемая путем истинного растворения одного ил нескольких лекарственны веществ в растворителе.

    Эмульсия ( Emulsum )– жидкая лекарственная форма, в которой нерастворимые в воде жидкости (масла, бальзамы) в виде мельчайших капель находятся в водной среде во взвешенном состоянии.

Приложение 11

Тест

    Лекарственная форма, изготовленная в аптеке для наружного употребления, должна иметь этикетку с полосой соответствующего цвета:

а) белого; б) желтого; в) голубого; г) розового.

    Наружный способ применения лекарственных веществ:

а) через рот; б) через прямую кишку; в) внутрикожно; г) на кожу, слизистые.

    Ингаляционно можно вводить:

а) жидкие лекарственные вещества;

б) газообразные лекарственные вещества;

в) порошкообразные лекарственные вещества;

г) суспензии.

    Лекарственные вещества, применяемые наружно, оказывают воздействие на организм:

а) местное; б) общеукрепляющее;

в) противосудорожное; г) тонизирующее.

    К лекарственным аэрозолям относят:

а) взвеси лекарственных веществ; б) водные растворы;

в) спиртовые растворы; г) масляные растворы

Приложение 9а

Эталон ответов на вопросы для закрепления темы

    Воздействие лекарственных средств преимущественно местно на кожу и слизистые оболочки, в глаза, нос, уши, через дыхательные пути.

    Преимущества : доступность, разнообразие лекарственных форм и способов их применения.

Недостатки : метод рассчитан преимущественно на местное воздействие, так как через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества.

3. Выписка и получение лекарственных средств в ЛПУ.

Медсестра ежедневно делает выборку назначений и записывает их в тетрадь или листок назначений для каждого больного. Сведения о назначенных инъекциях передается в процедурный кабинет медсестре выполняющей инъекции. Перечень всех назначенных средств, написанных по-русски, палатные и процедурные медсестры передают старшей медсестре отделения, которая суммирует эти сведения и выписывает по определенной форме требования или накладную квитанцию на получение лекарственных средств из аптеки. Эти требования подписываются заведующим отделением.

Требования выписываются в 2-х экземплярах, один из которых остаётся в отделении. После получения из аптеки лекарственных препаратов, старшая медсестра тщательно проверяет соответствие лекарственных средств выписанным требованиям, наличие этикетки с названием препарата и его дозы, дату изготовления.

Требования на ядовитые, наркотические препараты, этиловый спирт выписывают на латинском языке на отдельных бланках (требованиях) со штампом печатью и подписью руководителя лечебного учреждения. При этом указывают пути введения этих препаратов и концентрацию этилового спирта. В требованиях указываются номер медкарточки, ФИО больного и диагноз. Список А - наркотические и ядовитые лекарственные средства и список Б - сильнодействующие. К наркотическим лекарственным средствам относятся следующие˸ морфин, омнопон, промедол, кодеин, и другие. К ядовитым веществам относятся мышьяк, строфантин, атропин, прозерин, стрихнин. К сильнодействующим - аминазин, адреналин, преднизолон и другие

Необходимо следовать следующим условиям хранения.

1. Лекарственные средства, которые разлагаются на свету, (их выпускают в тёмных флаконах), хранят в защищённом от света месте.

2. Сильнопахнущие лекарственные средства хранят отдельно.

3. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры, мази, свечи, сыворотки, вакцины, препараты крови) хранят в холодильнике. Срок хранения настоев, отваров и микстур в холодильнике не более 3-х дней. Признаками непригодности лекарственных форм являются помутнение, неприятный запах, изменение цвета. В случае если мази расслоились, изменили цвет или приобрели прогорклый запах, их не используют.

Вакцины, сыворотки, препараты крови хранят в отдельном холодильнике. В холодильнике должен быть предусмотрен термометр.
Размещено на реф.рф
Медсестра дважды в сутки контролирует температуру и фиксирует ее специальном листе контроля температуры, который закреплен на холодильнике. В морозильной камере должны хранится холодовые элементы, которые используют при аварийном отключении электроэнергии. В этом случае холодовые элементы помещаются на полку холодильной камеры.

4. Не используют препараты (таблетки, порошки и др.), в случае если истёк срок их годности или они изменили цвет, консистенцию.

5. Все шкафы, где хранятся лекарственные средства, должны запираться на ключ, медработник, работающий на посту или в процедурном кабин ете отвечает за их сохранность.

Медсестра не имеет права˸

1) менять форму лекарственных средств и их упаковку;.

2) одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;

3) заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах;

4) хранить лекарственные средства без этикетки

Приложение 11а Фронтальный

опрос

Самостоятельная работа

Решение ситуационных задач + Манипуляционная техника

Общая оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Наружный путь введения - это применение лекарственных веществ на кожу и слизистые: в глаза, нос, уши, введение свечи per vaginum(суппозитории). Этот путь введения рассчитан преимущественно на местное действие лекарственных средств, так как через неповрежденную кожу (в основном через выводные протоки сальных желез и волосяных фолликулов) всасываются только жирорастворимые вещества.

Компрессы, примочки, присыпки, смазывания, втирания, повязки на раневую поверхность, закапывание капель в глаза, уши, нос, закладывание мазей в глаза, уши - все это способы наружного пути введения различных лекарственных форм: мазей, эмульсий, растворов, болтушек, порошков, настоек, паст и др.

Втирание – введение через кожу лекарственных веществ в виде жидкостей или мазей.

Втирание производят в те участки, где кожа тоньше и не покрыта волосами (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бедер, боковые поверхности грудной клетки, живот). Кожа в месте втирания должна быть чистой.

Необходимое количество мази или жидкости наносят на кожу и втирают круговыми движениями до тех пор, пока кожа не станет сухой (30-40 мин.)

Противопоказанием к данной процедуре является наличие воспалительных изменений на коже (экзема, дерматит и др.).

В некоторых случаях мазь наносят на кожу, не втирая, например, 2% нитромазь: ее размазывают тонким слоем и покрывают полиэтиленовой пленкой для лучшего всасывания.

Смазывание - широко применяется, преимущественно при кожных заболеваниях. Ватный или марлевый тампон смачивают в необходимом лекарственном веществе и наносят на кожу пациента легкими продольными движениями (по направлению роста волос).

Применение пластыря. Пластырь - густой консистенции липкая мазевая основа, покрытая непроницаемой марлей. Мазевая основа содержит лекарственные вещества. Перед наложением пластыря кожу обезжиривают спиртом, а волосы сбривают. Затем вырезают ножницами необходимых размеров пластырь и накладывают на кожу. Снимают пластырь постепенно, начиная с одного края, предварительно смочив края спиртом. Пластырь применяют также для закрепления повязок.

Присыпки или припудривание порошкообразными лекарственными веществами (тальком) применяют для подсушивания кожи при опрелости и потливости.

Наружное применение лекарственных веществ

Цель: нанесение лекарственных средств на кожу

Показания: заболевания кожи

Оснащение: мази, эмульсии, болтушки, салфетки, бинт

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

1.Вымыть руки. Надеть перчатки.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1. Наложите мазь - продезинфицируйте кожу асептическим раствором, наложите на салфетку тонкий слой мази, приложите салфетку с мазью на кожу и закрепите бинтом.

2. Вотрите мазь в кожу - продезинфицируйте кожу асептическим раствором, наложите чистой рукой тонкий слой мази на кожу, втирайте мазь рукой до тех пор, пока она полностью не впитается.

3. Растереть больного - продезинфицируйте кожу асептическим раствором, наложите на кожу небольшое количество мази, настойки, разотрите, равномерным слоем и растирайте кожу до легкой гиперемии. Уберите остатки мази марлевой салфеткой.

Обратите внимание ! Втирание и растирание производится без перчаток.

4 . Введите свечу per vaginum (суппозитории).

Обратите внимание! Для выполнения этой процедуры необходимо надеть перчатки.

Уложите пациентку на спину с согнутыми и слегка раздвинутыми ногами, освободите свечу от оболочки, левой рукой раздвиньте малые половые губы, а правой рукой введите свечу во влагалище. Помогите пациентке опустить ноги и удобно лечь. Порекомендуйте полежать 10-15 минут и 1 - 1,5 часа не ходить в туалет.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Снимите перчатки (если они надеты), сбросьте их в КСБУ,

2.Вымойте и осушите руки.

Эффективность терапевтического действия лекарственного вещества в значительной степени зависит от того, в какой лекарственной форме оно применяется: в виде примочки или компресса, пасты или мази и т. п.

Наружные лекарственные вещества наиболее часто применяются в следующих фармакологических формах: 1) примочки, 2) компрессы, 3) присыпки, 4) жидкие пасты (водные и масляные, 5) пасты, 6) мази, 7) кремы, 8) пластыри, 9) клей и 10) мыла.

При назначении лекарственного вещества в той или иной форме следует учитывать не только его фармакологическое действие, но и физические свойства, той основы, на которой оно приготовлено. Так, например, одно и то же лекарственное вещество в пасте и мази оказывает различное по интенсивности действие. В мази, например, деготь при остром воспалении будет раздражать, а в пасте может оказывать благоприятное действие.

1. Примочки . Применение примочек основано на их охлаждающем, сосудосуживающем, противовоспалительном действии. Кроме того, примочки в зависимости от характера применяемого медикамента обладают вяжущим, дезинфицирующим и дезодорирующим действием. Вследствие охлаждающего действия примочки оказывают боле- и зудоутоляющий эффект.

Показания: островоспалительные процессы, сопровождающиеся мокнутием, ощущением жара и напряжения на ограниченных участках кожного покрова (экзема , дерматит , нейродермит и др.).

Способ применения: несколько слоев марлевых салфеток смачивают в охлажденной жидкости, предназначенной в качестве примочки, слегка отжимают и накладывают на пораженный участок кожи на 15- 20 минут, и так повторяют несколько раз в течение 1,5-2 часов. Такие сеансы повторяют не менее 3 раз в сутки.

2. Компрессы применяют в тех случаях, когда требуется, согревающее, болеутоляющее и рассасывающее действие.

Показания: неостровоспалительные ограниченные инфильтративные процессы (экзема, нейродермит, псориаз и другие заболевания). Применение компрессов при фурункулах , гидраденитах , карбункулах противопоказано.

Способ применения: несколько слоев марли пропитывают лекарственным веществом и накладывают на пораженный участок; сверху марлевых салфеток кладут клеенку или вощеную бумагу, затем вату и закрепляют бинтом. Компресс накладывают на несколько часов, а иногда на сутки.

Влажно высыхающие компрессы применяются без компрессной бумаги и клеенки. Методика их применения следующая: пораженный участок кожи смазывают мазью (лучше кремом), затем покрывают марлевой салфеткой, увлажненной одной из перечисленных жидкостей, закрепляют бинтом и оставляют на ночь. При высыхании марлевой салфетки ее можно повторно смачивать той же жидкостью, не снимая бинта. Такие влажно-высыхающие компрессы обладают противозудным, противовоспалительным и рассасывающим действием.

Лекарственные вещества, применяемые в компрессах: 40° спирт, ихтиол и др.

3. Присыпки . В качестве присыпок применяют порошкообразные вещества, обладающие адсорбирующим и подсушивающим действием.

Показания: распространенные островоспалительные процессы (аллергические высыпания) и ограниченные островоспалительные процессы, особенно в области лица, при потливости в складках и в области стоп. Особенно показано применение присыпок при опрелостях у маленьких детей.

4. Жидкие пасты (болтушки ). Применение жидких паст основано на их охлаждающем, противовоспалительном, адсорбирующем, подсушивающем и противозудном действии. Имеется два вида жидких паст: водные и масляные. Водные пасты назначают при жирной коже, масляные - при сухой. Однако этим указанием можно руководствоваться не всегда - на практике приходится считаться с индивидуальными особенностями больных: одни не переносят водных паст, другие - масляных.

Показания: распространенные островоспалительные процессы, в частности аллергиды, сопровождающиеся зудом и другими неприятными ощущениями.

Способ применения: ваткой или марлей жидкую пасту равномерно наносят на кожу. Предварительно пузырек с жидкой пастой необходимо взболтать.

В указанные прописи жидких паст можно вводить любые лекарственные вещества в зависимости от показаний. Например, для усиления охлаждающего и противозудного действия прибавляют ментол в 1 % концентрации; можно вводить также анестезин (5-10%), деготь (2%) и другие медикаменты.

5. Пасты . Паста содержит 50% порошкообразных веществ и 50% жира или жироподобных веществ (вазелин, ланолин, свиное сало). Пасты назначают в тех случаях, когда требуется адсорбирующее и подсушивающее действие. Лекарственные вещества, примененные в пастах, плохо всасываются кожей, поэтому действие их в пастах слабее, чем в мазях.

Показания: при ограниченных экземах, нейродермите, дерматитах и других заболеваниях в тех случаях, когда противопоказано назначение жирных мазей.

Способ применения: пасту наносят тонким слоем на пораженный участок кожи: лучше намазать ее на мягкую холщевую салфетку, наложить салфетку на кожу и закрепить бинтом.

В пасты можно вводить разнообразные лекарственные. вещества в зависимости от показаний.

6. Мази . В своей основе мази содержат жиры (свиной, бычий) или жироподобное вещество (вазелин). Мази оказывают на эпидермис смягчающее действие, разрыхляют роговой слой, способствуя этим более глубокому проникновению лекарственных веществ в кожу. К отрицательным свойствам мазей следует отнести их способность нарушать перспирацию кожи. Это неблагоприятно сказывается на течении островоспалительных, особенно распространенных процессов, вызывая их обострение. Назначение мазей в острой стадии экземы противопоказано.

Показания: при экземах, нейродермитах и других заболеваниях преимущественно в неострой стадии; в отдельных случаях возможно назначение мазей в подострой стадии воспаления.

Способ применения: мазь намазывают сплошным тонким слоем или в виде полосок на пораженный участок кожи; при ограниченных неостровоспалительных инфильтративных процессах желательно назначать мази под компресс с целью усиления их рассасывающего действия. Иногда, например при чесотке , рекомендуется втирание мазей.

В мазях и пастах можно назначать разнообразные лекарственные вещества в зависимости от показаний.

7. Кремы . В отличие от мази крем содержит больше воды и жира. Из жиров в кремах применяют ланолин, спермацет и др.

Вследствие содержания воды крем обладает охлаждающим, а следовательно, противовоспалительным и противозудным действием. Крем имеет мягкую, нежную консистенцию, поэтому он хорошо смягчает кожу. Вода, смешанная в креме с жирами, образует коллоидно-дисперсную систему, поэтому крем не нарушает перспирации кожи и лучше переносится, чем мази. Особенно благоприятно действуют на кожу эмульсионные кремы, изготовляемые в фабричных условиях (косметические кремы).

Показания: благодаря содержанию в креме ланолина он показан при сухой коже; крем предпочитают мазям при разнообразных хронических, инфильтративных процессах, когда требуется смягчающее действие; кремы широко применяют в косметике.

Способы применения такие же, как и при пользовании мазями.

Крем можно использовать вместо вазелина как основу для различных лекарственных веществ.

При аллергических заболеваниях (экзема, аллергический дерматит , нейродермит) больные плохо переносят вазелин; в таких случаях рекомендуется применять основу в виде крема без вазелина.

8. Пластыри . Это особая форма лечебного средства, когда массу с лекарственным веществом наносят на специальную ткань (шифон) и затем накладывают на кожу. Изготовляют также пластыри без лекарств, содержащие только клейкое вещество (липкий пластырь). Липкий пластырь предназначается для фиксации повязок, а также применяется в сочетании с мазями.

Показания: пластыри применяют в тех случаях, когда необходимо глубокое проникновение лекарственного вещества в кожу, например при ограниченных хронических инфильтративных процессах (экзема, ограниченный нейродермит, застарелые формы псориаза, дискоидная форма красной волчанки и т. п.). Липкий пластырь часто применяют для герметического заклеивания хронических незаживающих язв голени, невскрывшихся фурункулов и т. п.

Способы применения: отрезают кусочек пластыря необходимого размера; слегка подогревают и наклеивают на пораженный участок кожи.

9. Клей в медицинской практике употребляют для наложения клеевых повязок.
Показания: хронические незаживающие язвы голени, трудно поддающаяся лечению микробная экзема с локализацией в области голени.

Способы применения: клеевую массу подогревают на водяной бане и наносят на предварительно наложенную повязку из марлевого бинта. После застывания клеевой массы получается мягкая эластическая повязка, плотно прилегающая к коже.

10. Мыла медицинские . Жидкие мыла (калийные) применяют в сочетании с лекарственными веществами в мазях (зеленое мыло). Твердые мыла (натронные) выпускают в виде туалетного мыла, содержащего разнообразные лекарственные вещества (дегтярное, серное мыло и т. п.).