Презентация на тему «Славянский праздник «День Ивана Купалы. Пришел Иван Купала проект (старшая группа) на тему Обычаи и предания, связанные с растительным миром

Галина Левкина
Проект в старшей группе «Иван Купала»

МКДОУ г. Новосибирска Детский Сад № 27 «Росинка»

Проект в старшей группе «Семицветик»

На тему :

«Иван Купала »

Выполнила : Левкина Галина

Александровна

Новосибирск

Участники проекта : Дети старшей группы «Семицветик»

Сроки реализации проекта – одна неделя .

Тип проекта :

По числу детей – групповой

По доминирующему методу – игровой, творческий;

По образовательным областям – Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

По продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала » . Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» , но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала » силами воспитателя, родителей и ребят.

Проблема. Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Ивана Купала , в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель : Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Ивана Купала ) .

Задачи :

1. Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

2. Обогащать духовный мир детей.

3. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Ивана Купала » .

4. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Ивана Купала .

5. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Обеспечение интеграции образовательных областей :

Физическое развитие : приучать следить за осанкой во всех видах деятельности; развивать координацию движений, ловкость, быстроту, мелкую моторику рук.

Социально – коммуникативное развитие : формировать навык ролевого поведения при проведении игр и умение объединяться в игре со сверстниками, считаться с интересами товарищей; приучать самостоятельно готовить свое рабочее место к НОД и убирать его после НОД; формировать навыки безопасного поведения при проведении подвижных игр, забав.

Познавательное развитие : учить рассказывать о русском народном празднике Ивана Купала ;

Речевое развитие : совершенствовать диалогическую речь; помогать детям правильно воспринимать содержание русских народных песен, стихов.

Художественно – эстетическое развитие : создавать свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии народных мелодий.

Взаимодействие с родителями :

Консультация для родителей «Иван Купала » .

Изготовление венков для праздника.

Ожидаемые результаты проекта :

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта , выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условий для проведения проекта , определение и формулировка ожидаемых результатов.

2. Организационный – НОД, досуг, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной агитации для родителей.

3. Результативный – организация выставки детского творчества «Лекарственные растения» , «Ромашки» , оформление фотоотчета, презентация проекта .

План проведения проекта «Ивана Купала » :

1. Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала , познакомить детей со значением и обычаями праздника.

2. Иван Купала . История и традиции

Сейчас этот древний языческий праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля, а по старому стилю он приходился на 23-24 июня, дни летнего солнцестояния.

У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале , но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя. Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы . В волшебную ночь накануне Иванова дня справлялось множество обрядов, и все они были связаны с водой, огнем и травами.

Одни язычники непременно купались в эту ночь , чтобы очиститься, другие, наоборот, считали купание опасным , потому что на Купалу праздновал свои именины водяной, который очень не любил, когда «мутили воду» , и топил всех, осмелившихся войти в его владения.

В ночь на Ивана Купалу жгли костры : они, как и вода, имели очищающую силу. Вокруг костров плясали, через костры прыгали, матери бросали в купальские костры одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели и болезни. У медленно догоравших костров устраивали шумные игры, бегали наперегонки, играли в горелки, пели, словом, веселились, как могли. В эту ночь главное было - не заснуть, потому что самой короткой ночью в году спешила воспользоваться нечистая сила всех мастей - русалки, оборотни, лешие, ведьмы и колдуны.

В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу : считалось, что они и от болезней спасут, и нечисть прогонят, и приворожат, и отвадят. А еще существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник, и за те несколько мгновений, что цветет цветок, можно увидеть все клады, как бы глубоко они ни были спрятаны под землей. Впрочем, считалось, что клады, найденные не без помощи нечистой силы, не приносят людям счастья. Об одном таком злополучном кладоискателе рассказал Н. В. Гоголь в своей повести «Вечер накануне Ивана Купалы » , живописной и жутковатой, как сам праздник.

Чем заняться в ночь на Ивана Купала ?

Лучше всего, конечно, вовремя лечь спать. Совершенно точно не стоит ждать, когда зацветет папоротник. Костры лучше жечь вместе со взрослыми, но если они не хотят составить тебе компанию, а спать совсем не хочется - вот несколько способов уподобиться предкам-язычникам.

Можно перелезть через двенадцать огородов - тогда все желания сбудутся. Можно сорвать цветок Иван -да-Марья и положить в угол на даче - тогда в дом не войдет вор, потому что брат с сестрой (то есть Иван и Марья , или желтый и фиолетовый цветки растения) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что в доме кто-то есть. Если ты боишься ведьм, которые становятся особенно опасными в эту ночь, нарви крапивы и положи ее на пороге и на подоконниках. Смотри, не обожгись - крапива куда реальней ведьмы!

В ночь накануне Ивана Купалы можно погадать , например, опустить на реку венки с зажженной свечкой. У кого венок проплывет дальше всех, тот будет самым счастливым, а у кого свеча дольше горит, тот проживет долгую жизнь. А еще можно налить в широкий и глубокий таз воды, на закате солнца шепотом сказать воде свое желание и бросить в таз камушек. Если число кругов будет четным - желание сбудется, если нечетным - значит, не судьба. Помни, между четными и нечетными числами разница небольшая - один лишний круг всегда можно разглядеть при желании!

Для этой необыкновенной ночи есть еще одно, самое сказочное занятие : сесть и послушать шелест травы и листьев! Говорят, на Ивана Купалу все растения наполняются чудодейственной силой и тихо переговариваются между собой.

1. «Сказка о лекарственных растениях» - обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

2. Чтение литературы «Лекарственные растения» ;

3. Аппликация : «Лекарственные растения - Ромашка»

4. Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

5. П/и «Веночек»

1. Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала » - познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала .

2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко и дождик» - развивать мелкую моторику рук.

3. Художественное творчество : аппликация «Букет из ромашек» - учить детей вырезать ромашки по шаблону, работать дружно.

4. П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

1. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника» - обобщить знания детей о празднике Ивана купала ; доставить детям радость, хорошее настроение.

2. Пальчиковая гимнастика «Травка» - развивать мелкую моторику рук.

3. П/и «Заря» - развивать двигательную активность,

4. Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» - формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.

1. Разучивание стихотворения

«Пришел Иван Купала » – развивать кругозор, память.

«Пришел Иван Купала »

Сегодня я вскочил чуть свет,

Ну, то есть очень рано.

Нашёл свой водный пистолет,

Налил соды из крана.

Ведь нынче день такой смешной,

Смешнее не бывало.

Все обливаются водой,

Пришел Иван Купала .

На счастье льют, не на беду,

Так брызгайтесь и лейте!

Такой вот праздник раз в году-

Водички не жалейте!

3. Пальчиковая гимнастика «Солнце» - развивать мелкую моторику рук.

4. П/и «Ручеек» - Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе, развивать двигательную активность.

Развлечение «День Нептуна»

1. Проведение праздника «День Нептуна» , приуроченный ко дню Ивана Купала - развитие двигательных и музыкальных способностей;

2. Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

3. П/и «Перенеси и не пролей»

4. Д/и «Отгадай морского обитателя»

4. Чтение стихотворения «Так велит Иван Купала »

Всем велит Иван Купала ,

Обливать кого попало!

Он за всё сейчас в ответе :

Лейте, лейте, лейте, лейте!

Мчите улицей умытой-

Кто ещё тут не облитый?

Как, ни капли не попало!

Не простит Иван Купала !

Догонялки! Обливалки!

Убегалки! Напевалки :

«К нам пришел Иван Купала ,

Обливай кого попало!

Не беги от солнца в тень

Это самый лучший день!

Смеха, как воды, немало

Льёт кругом Иван Купала !

Обсыхалки-догонялки

Напевалки-обливалки

Ах, как жалко,что так мало

Только день Иван Купала !

Достигнутые результаты :

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта , я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект , я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература :

1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Казакова М.: Просвещение, 1985.

3. «Народные праздники в детском саду» Т. В. Антонова, М. Б. Зацепина. М.: 2005.

4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников : средняя, старшая , подготовительная группы . -

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Праздник ИВАНА КУПАЛА

Ребята! Приближается всеми вами любимый день - Иван Купала. Если вам интересно узнать, почему этот день так называется и как его праздновали в старину, то мы сейчас всё и узнаем!

Иван Купала (Иванова ночь, Иванов день) - один из главных праздников календаря славян, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния.

Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель - переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно славянскими представлениями: обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника. История

Обряды праздника Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью.

Вода Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за той же нечисти), купались в святых источниках. На Русском Севере в Иванов день топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы и используя ивановские веники. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в этот день.

огонь Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки

травы Папоротник (Щитовник мужской) Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились.

Иван-да-марья (Марьянник дубравный) Кроме того, одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Иван Марью Звал на купальню. Где Иван купался - Берег колыхался. Где Марья купалась - Трава расстилалась. Купался Иван, Да в воду упал.

обычаи 1. В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

2. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

3. В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов. 4. В купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

5. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Дерево желаний

Игры и забавы

Сплетём веночки на Иван Купала

Мальчикам веночки тоже идут

Пустим по реке Загадаем желание

Составила воспитатель Былинкина Людмила Александровна МКС(К) ОУ «Кузедеевская школа интернат VIII вида»



Презентация поможет рассказать детям про летний праздник Иван Купала, который имеет свои необычные традиции, хранимые веками славянами и свято почитаемые до настоящего времени, свою историю. Отмечается этот день в летнее время (6 - 7 июля), однако рассказать о нем можно школьникам при знакомстве с народными праздника и на классном часу или уроках окружающего мира (2 - 3 класс). Пособие могут скачать работники детских лагерей, которые готовятся провести настоящее торжество у костра со всеми традициями: плетением венков, вождением хороводов, поиском цветка папоротника.


Презентация на тему «Иванов день» рассказывает о народном празднике, который дошел к нам с языческих времен. Отмечается он сегодня все чаще, так как его традиции привлекают сегодняшнюю молодежь. Кому не хочется посидеть у костра, попеть народные песни, станцевать хоровод, сплести венок. Распространенными в эту ночь являются гадания, но самым известным обычаем является поиск необычного цветка папоротника, который, по преданиям и легендам, расцветает только в эту ночь и обладает небывалой силой. Скачать работу про Иванов день или празднику Купала можно для классного часа или тематических уроков в начальной школе.


Презентация на тему «Купалье» рассказывает о старинном языческом празднике, который народы Европы празднуют в ночь с 6 на 7 июля. В некоторых странах этот праздник называется немного иначе. Если вы услышите названия Иванов День или Иван Купала, знайте, речь идет об одном и том же народном празднестве.

На 11 страничках ресурса рассказывается о Купалье:

  • кто такой Купала;
  • самая короткая ночь в году;
  • небывалый цветок;
  • купальские гадания;
  • поверья;
  • Иван Чистоплотный;
  • ночные гуляния.


Презентация знакомит со всеми приметами, которые связаны с праздником Ивана Купала. Раньше этот праздник очень ждали, заранее к нему готовились и возлагали большие надежды на эту необычную ночь. Кому-то хотелось любовь обрести, другие шли на берег реки к костру, чтобы погулять с друзьями, а самые смелые отправлялись на поиски загадочного цветка папоротника. Именно он расцветает в эту короткую летнюю ночь. Найти его непросто, так как охраняет его нечистая сила. Еще много интересных примет, связанных с купальскими венками, огнем, цветами узнают школьники, посмотрев работу полностью.

Слайд 2

Кто такой Купала?

Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.

Слайд 3

Самая короткая ночь в году.

Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.

Слайд 4

Небывалый цветок.

По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдёт и сорвёт этот цветок, становится знахарём и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придётся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.

Слайд 5

Купальские гадания.

1. Собирали 12 видов трав и клали ночью под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!», чтобы увидеть во сне своего будущего жениха.

2. Завивали венки, с зажжёнными свечами, пускали в реку. Если венок утонет – суженый разлюбит. У кого плывёт дольше всех – тот будет счастливее всех, у кого свеча дольше всех горит – тот проживёт самую долгую жизнь.

Слайд 6

3. В полночь выходили и, не глядя, рвали травы, а утром пересчитывали: если набралось 12 видов растений – замуж идти в этом году.

4. Чтобы приснился жених, под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник – попутник», живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»

Слайд 7

Поверья.

Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали её в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.

Слайд 8

Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.

Слайд 9

Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.

Слайд 10

Иван – чистоплотный.

С утра парни брали вёдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весёлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодёжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.

Слайд 11

Вечер Дня Ивана Купалы.

А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шёл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы.

Узнать ещё больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

Посмотреть все слайды

  1. 1. Prezentacii.com День Ивана Купалы. 7 июля - праздник Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса. Рождество Христа - зимний солнцеворот, рождество Иоанна – летний. Постепенно христианский праздник слился с народным празднованием в честь летнего солнцестояния.
  2. 2. Кто такой Купала? Купала(Купало) – славянский бог лета, полевых плодов и летних цветов. Его причисляли к знатнейшим богам. Ведь земные плоды более всего служат человеку и составляют его богатство.
  3. 3. Самая короткая ночь в году. Именно в эту ночь совершаются немыслимые чудеса, а вся нечисть совершенно распоясывается и старается навредить людям. Предохраняя свой дом от вторжения нечисти, крестьяне на окнах домов раскладывали жгучую крапиву.
  4. 4. Небывалый цветок. По народным поверьям только один раз в году, в самую полночь под Иванов день расцветает огненным цветом папоротник. Тот, кто найдѐт и сорвѐт этот цветок, становится знахарѐм и сможет отыскать любой клад. Много испытаний придѐтся преодолеть отважившемуся достать волшебный цветок, ведь ему будет противостоять вся лесная нечисть. Мало, кто выдержит такое испытание. Но без волшебного цветка не добыть заветных кладов.
  5. 5. Купальские гадания. 1. Собирали 12 видов 2. Завивали венки, с трав и клали ночью под зажжѐнными свечами, подушку со словами: пускали в реку. Если «Суженый-ряженый, венок утонет – суженый приходи в мой сад разлюбит. У кого плывѐт гулять!», чтобы увидеть дольше всех – тот будет во сне своего будущего счастливее всех, у кого жениха. свеча дольше всех горит – тот проживѐт самую долгую жизнь.
  6. 6. Купальские гадания. 3.В полночь 4. Чтобы приснился выходили и, не глядя, жених, под голову на рвали травы, а утром ночь клали пересчитывали: если подорожник со набралось 12 видов словами: «Трипутник растений – замуж – попутник», живѐшь идти в этом году. при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого»
  7. 7. Поверья. Утренняя иванова роса считалась лучшим косметическим средством. Брали чистую скатерть, выходили на луг, скатертью водили по мокрой траве и выжимали еѐ в сосуд. У того, кто умоется этой росой кожа становилась нежнее лепестка.
  8. 8. Поверья. Купальские травы обладали целебными и чудодейственными свойствами: весь год они охраняли скот, дом и всех домочадцев от нечистой силы. Иван – да – Марья, разложенные по углам дома, защищают его от врагов.
  9. 9. Поверья. Купальские костры разжигали в этот день большинство народов Европы. Кто перепрыгнет через пламя купальского костра – весь год будет здоров. Прыжки через купальские костры избавляют от сорока злых духов.
  10. 10. Иван – чистоплотный. С утра парни брали вѐдра и шли на реку, где наполняли их жидкой грязью и, возвращаясь, обливали этой грязью девушек. А девушки тоже бежали за грязью и мазали ею парней. И тогда начиналась весѐлая свалка, полная криков и смеха. Потом перепачканная молодѐжь гурьбой устремлялись к реке для совместного купания.
  11. 11. Вечер Дня Ивана Купалы. А вечером весь народ, принаряженный, с венками на головах, шѐл к реке, где разводили костры, водили хороводы, пели, гадали и, конечно, собирали травы. Узнать ещѐ больше о захватывающих дух чудесах этого праздника вы сможете, прочитав повесть Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».