Праздники и обряды.

Народный праздник Мартын Лисогон отмечается 27 апреля 2019 года (по старому стилю - 14 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святителя Мартина I, папы Римского.

Свое название праздник получил из-за лисиц, которые в этот день бросают старые норы и начинают рыть новые. В это время животное слепнет и глохнет, поэтому его легко поймать. Охотник не упустит такую возможность.

История

Родина святого Мартина - Италия. Он получил образование в Римской церкви. После смерти Папы Феодора I, в 649 году, его избрали папой Мартином I. В то время единство Церкви было нарушено ересью монофелитов. Учение о единой воле в Богочеловеке Иисусе Христе получило широкое распространение. Император Констанс и патриарх Константинопольский Павел II являлись монофелитами. Они вместе составили и издали «Типос» - запрет об упоминании о двух волях в Иисусе Христе.

В том же году, когда Мартин стал Папой, еретический образец христианской веры доставили в Рим. Мартин созвал православное собрание и осудил монофелитскую ересь. Император пришел в бешенство и приказал доставить к нему святителя.

Военачальник Олимпий по прибытии в Рим испугался открыто арестовать Папу. Он подослал солдата, чтобы тот тайно убил его. Но он неожиданно ослеп. Испуганный военачальник вернулся в Сицилию. Спустя пять лет попытку повторили. Папу обвинили в связи с врагами империи, осуждении святой Богоматери и увезли на остров Наксос.

Через год лишений и издевательств стражи Мартина доставили на суд императора. Истощенного и в лохмотьях старца вывели на площадь на потеху толпы. Но знающие правду люди уходили со слезами на глазах. Суд приговорил Мартина к смертной казни. Но раскаявшийся патриарх Павел, а также вера и мужество мученика заставили императора изменить приговор и сослать Мартина на Херсонес Таврический. Там он и скончался в 655 году.

Традиции и обряды

В этот народный праздник охотятся на лисиц.

Приняты смотрины и сватовство. Считается, что если они произошли в этот день, то путь молодых будет легким, как птичье крыло.

На Мартына Лисогона принято выказать уважение ворону. Его называют мудрой и вещей птицей. Чтобы задобрить ворона, нужно сварить кашу, вынести в сковороде в поле и перевернуть вверх дном. Птицу привлечет блеск, и она обязательно заинтересуется. После этого сковороду необходимо убрать. Считается, что прикормленный таким образом ворон будет оберегать хозяйство.

Приметы

Если день выдался дождливым, то землю будет легко вспахать.

День солнечный и теплый - к хорошему урожаю.

В небе облака и тучи перемешаны, значит, скоро будет дождь с ветром.

Чем больше на Мартына Лисогона работать, тем больше придет добра в дом.

Вороний день - "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее "Торум - Маа".

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник водяного царя Витхона , отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), - водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.

Праздник Обласа , проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Медвежий праздник . Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.

Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды "отречения", когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.

Праздник народов севера «Вороний день»

(старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель : приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Образовательная область «Художественное творчество» (технология музейная педагогика).

Предварительная работа : знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев(береза, для завязывания ленточек,),чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование : проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на экране (презентация).

Ведущий.

Мы гостей встречаем,

Праздник начинаем!

Празднуем весны приход,

День вороний у ворот!

Отгадайте, когда это бывает?

Загадка

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной )

«Доскажите словечко»

Прошла зима и каждый рад.

Спешит весна и месяц… (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется…(апрель)

Ведущий : Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей.

А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,

2 команда – «Перелетные птицы».

Правила игры:

Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.

Ведущий: На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:

Ветер, ветер, ветерок!

Знаешь сотни ты дорог.

Ты подуй дружок сильней,

Отнеси нас в лес скорей.

Ведущий: А в лесу весна идет полным ходом!

Игра «Как…»

Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Снег тает, как… мороженое.

Лед на реках трещит, как… сухарик

Капель звенит, как … колокольчик.

Облако пушистое, как… вата.

Дятел стучит, как… (молоток).

Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).

Весна. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.

Дети исполняют песню о весне «Весна-красна»

Ведущий : Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.

Сказка о вороне.

Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.

Традиция праздновать Ворна хатл появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Конечно, Ворна хатл сейчас не такой как в древние времена, когда весну встречали с прилётом вороны и с появлением первых проталин и ручейков. Тогда праздник начинался в апреле в южных районах, а заканчивался в мае на севере. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее.

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

Продолжите предложение:

1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.

2. Ворона села на нижние ветви дерева –… быть скорой весне.

3. Если ворона села на высокое дерево - … весна будет долгой, затяжной.

4. Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

Вороний день

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных..

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий: На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. В «Вороний день» - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

(Воспитатели и дети кланяются березе и повязывают цветные ленточки.)

А что делали дети? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Воронье гнездо» Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.

Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

«Прыжки через нарты».

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости. Описание состязания. Количество участников не ограничено. По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.

Ведущий:

Игра «Собери ягоды» на развитие внимания, координационных движений. Описание игры. Игроки располагаются в одну шеренгу. Ведущий называет название ягод: «черемуха» - необходимо подняться на носки, руки вверх, кисти рук вращаются, «морошка» - наклон вперед, «малина» - присед, руки вперед. Участники должны правильно повторить имитацию движений по названию «ягод», ведущий после нескольких повторений, сознательно ошибается, участники должны выполнить строго по названию. Если кто – то из игроков ошибается, то он делает шаг вперед и т.д. Победителем становится тот, кто выполнил меньше шагов.
Ведущий: . На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите на экран, на что они похожи? Какая по форме баранка – круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком – т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками – весенним солнышком, символом новой жизни.

У хантов этот замечательный весенний праздник Ворна хатл (Вороний день), когда детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий

Подарки детям – обязательный атрибут праздника. Поэтому к седьмому апреля ребятишкам шьют наряды, готовят сладости и игрушки. Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь». А на улице, что за чудо, на ветках деревьев висят узелки. У каждого рода своя песня к этому празднику, но все они прославляют ворону: «Мать ворона прилетела, связку сушек принесла. Выходите, дети, поскорее, разбирайте угощенье!». Вот так с детского радостного смеха начинается этот день, а для родителей нет ничего лучше, чем счастливое лицо ребёнка.


Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

А. Тарасова

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.


Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.

У каждого народа мира есть свои: верования, обряды, праздники, язык. У хантов и манси все обряды и праздники связаны с матушкой-природой. Два основных больших праздника являются: «Вороний день» и «Медвежий праздник». Рассмотрим подробнее.


«Вороний день»

«Вороний день» празднуется, чаще всего, 7 апреля каждого года у хантов. В этот день ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются дереву березе. В качестве дара приносят ленточки или лоскутки материи, монеты или специально изготовленные куколки. Подражают криками птиц Севера, участников праздника приглашают всех к общему обеду. После обеда устраиваются игры и танцы. Вороний день является самым почитаемым праздником в Югре. Ворона считается у хантов: первой птицей, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — это предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

Фотография:

Даже есть хантыйская легенда: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала - вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек - закипела жизнь!"

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

Фотография: Празднование "Вороний день" у хантов.

«Медвежий праздник»

Медвежий праздник считается самым красочным праздником у народов ханты и манси. Животное медведь у хантов и манси считается священным, а также сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. (Нум-Торум - небесный бог у хантов и манси) А также медведь обозначает, как и у русского народа, считается «хозяином тайги». У хантов и манси нет особого дня для празднования «Медвежья праздника». Данный праздник связан с успешной охотой на медведя.

Фотография:

Интересный факт: Длительность праздника у манси и хантов зависела от того, кого убили охотники. Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке - 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.
Праздник можно праздновать повторно только через 7 лет. Я была только один раз в 2010 году, значит, следующий праздник будет проходить в 2018 году.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

На этом празднике, коренные народы брали шкуру животного, в данном случае медведя и свертывали голову, лапы, затем они украшали ее своими разнообразными украшениями, это могли быть: кольца, ленты, шелковые платки, которые складывать надо было в передние лапы животного. Затем надо одевать маску и танцевать ритуальный танец возле медведя, желательно, что б был в руках лук и стрелы. Данный танец сопровождается музыкой под бубен. Затем режется мясо, часть отдается воронам, а другую часть варят.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

Шкура, часть лица животного, губы, череп - считаются священными для народа и хранятся отдельно.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

В конце обязательно поется песня «О прощении» , что б духи простили хантов и манси за убийство символа тайги-медведя.

Фотография: Празднование "Медвежий праздник"

Картина: "Охота на медведя"

Внимание! Что б посещать праздники хантов, как совет лучше спросить разрешение у старейшего хантов и манси, что б ни получилось не приятностей в дальнейшем на мероприятии.

Оригинал взят у