Правила написания правильно первоклассниками букв. Как научить ребенка писать буквы правильно

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Как организовать процесс обучения письму?

Существует одно общее правило для занятий с детьми 5 лет: все задания должны задаваться и выполняться в игровой форме. Однако, уже в этом возрасте необходимо научить будущего ученика дисциплине. Усаживайте его за уроки ежедневно по 10–15 минут. Нельзя заставлять! Особенно, если у ребенка что-то не получается. Лучше отложить трудное место и вернуться к нему позже.

Следуйте следующим правилам, которые помогут детям выполнять задания правильно:

    • Научите малыша правильно держать спину за столом. Покажите, как должна лежать рабочая тетрадь (под углом относительно груди ребенка), как держать ручку или карандаш.
  • Пропустите буквы и цифры. Начинайте с простых элементов: палочек, крючков. К замыканию линий нужно переходить плавно. Рисуйте круги и овалы. Следите, чтобы малыш помещал символы строго в клетке.
  • Не бойтесь диктантов. Только диктанты нужны не классические. Ребенок пока не в силе воспроизвести целый текст. А вот диктант на счет он осилит вполне, например, «две клетки вниз, пять клеток влево» и тому подобное.
  • Штрихуйте. Штриховка поможет детям правильно переносить руку под зрительным контролем. Пусть малыш учиться двигать карандашом или ручкой по горизонтали, вертикали, диагонали.
  • Раскрашивайте картинки. Упражнение не относится к письму, но оно учит владеть рукой, умеренно надавливать пером на бумагу. В движениях рукой появляется больше координации.
  • Используйте копирку. Выберите несложный рисунок и попросите малыша «перебить» изображение на бумагу. Благодаря этому интересному, простому упражнению, ребенок научиться писать твердой, уверенной рукой.

Параллельно с письмом займитесь развитием мелкомоторной функции.

Хороший эффект дают следующие упражнения:


Пишем правильно: внимание на букву!

Ребенок должен осознавать написанное. Ему необходимо выучить, какие буквы надо писать, до того, как он начнет переносить их в тетрадь. Другими словами, ему необходимо запомнить алфавит. Он должен ориентироваться, как выглядит тот или иной символ. Чтобы упростить задачу, купите готовые прописи. В них, как правило, есть примеры того, как должна выглядеть знак, и детально показан алгоритм ее написания.

Объясните ребенку, что такое строчка. Все символы должны находиться в ее границах, не ниже и не выше. Уроки грамоты можно проводить в виде игры. Предложите малышу сравнить написанное с окружающими его живыми и неживыми предметами. Например, «О» похожа на солнышко, спасательный круг, надувной шар, а «С» – на полумесяц, «У» – напоминает рогатку. Благодаря этому, буквы ребенок запомнит быстрее.

Осваивая новый символ, покажите малышу, как его писать. Повторите алгоритм несколько раз, пока он не запомнит последовательность. Обязательно комментируйте свои действия, например, «Сейчас мы учимся писать буквы и цифры. Это буква С. Мы ведем линию сверху вниз, плавно, не смыкая линию».

Можно сначала «прописать» знак в воздухе. Возьмите малыша за кисть и проведите с ним нужные линии. Пусть повторит за вами самостоятельно. Затем переходите в тетрадь. Обнимите его кисть своей рукой и помогите нарисовать символ. После этого малыш должен выполнить задание самостоятельно.

Чтобы маленькому ученику было комфортней, придерживайтесь таких правил:

  • Хвалите за то, как рисует буквы ваш ребенок. Подбадривайте! Это сложный навык, который невозможно освоить за один день. Будьте терпеливы.
  • Не ругайте малыша. Если вы будете сердиться, то у него может надолго пропасть любое желание обучаться.
  • Не торопитесь. Дети по типу нервной системы разные. Возможно, вашему малышу требуется больше времени на запоминание. Зато в процессе у него разовьется хорошая зрительная и мышечная память.
  • Начинайте с простых заданий. Если малышу сложно, сделайте «шаг назад» и предложите ему простое упражнение, например, соединить точки или пунктир линией.
  • Давайте малышу простор для действий. Поощряйте самостоятельность. Не спешите нарисовать линию вместо него.

Как выбрать прописи?

Как уже упоминалось выше, прописи – отличный помощник для родителей. Современный рынок завален всевозможными пособиями для обучения грамоте. Чтобы малыш смог научиться писать, нужно знать, как должна выглядеть хорошая пропись. Ниже приведены общие требования к пособиям такого толка:

  • Образец знака должен повторяться в строчке 3 раза, а не 1-2 раза только в первой строке. При написании дошкольник ориентируется на символ, который бросается ему в глаза. И заполняя прописи, он будет поглядывать не на верхние буквы, а на те, которые он уже написал сам. Если он вывел их недостаточно аккуратно или с ошибками, каждый последующий символ будет выглядеть хуже. Именно поэтому важно, чтобы типографская буква повторялась как можно больше и во всех строчках.
  • Важно, чтобы пропись начиналась не с полноценных букв, а со значков. Пособие должно идти от простого к сложному. В этом случае, малышу будет значительно легче прийти к желаемому результату. К тому же, простые задания приносят положительные эмоции от успеха, что будет дополнительно мотивировать дошкольника обучаться.
  • Как уже упоминалось выше, выбирайте прописи с печатными символами, и только когда буквы ребенку начнут даваться легко, переходите к прописным символам.
  • Ориентируйтесь на возраст. Иногда в пособиях указывается возраст дошкольника. Тетради для младших детей отличаются тем, что там больше картинок, могут присутствовать игры. В пособиях для старших детей встречаются слоги, а не только отдельные символы. Нередко авторы вставляют стишки, в которых часто встречается нужная буква. Их можно заучивать на досуге.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребенок до поступления в школу был хорошо подготовлен – умел читать и писать. Но эти навыки даются малышам непросто. Как можно помочь ребенку и научить его не только писать, но и выводить первые буквы и

Для того чтобы ребенку было легче усвоить новый навык, нужно всячески развивать Пусть кроха больше лепит, рисует, раскрашивает и вырезает. Также очень хороши для юных пальчиков пазлы, мозаика и конструкторы. Каждый ребенок сможет найти для себя интересное и полезное занятие. Неплохие результаты дает массаж пальчиков рук.

Как научить писать прописные буквы?

Приступать к освоению прописных букв можно начинать с 5–6 лет. К этому возрасту детские пальчики уже достаточно развиты. Для того чтобы облегчить сложный процесс, найдите интересные красочные шаблоны или прописи, которые ему хотелось бы заполнять.

Уделите внимание своему ребенку, помогите освоить новые навыки и скоро вы будете удивлены первым словам, которые будет старательно выводить юные пальчики.

Как помочь ребенку овладеть навыком красивого и грамотного письма. Особенности обучения письму левшей.

Борьба родителей за красоту строчек в детских тетрадях отнимает много сил и времени, сопровождается вырыванием листов, многократным переписыванием работ, при этом ребенок теряет веру в собственные силы, занижает свою самооценку, а письмо начинает ненавидеть. Избежать этих проблем поможет правильная подготовка руки ребенка к письму и несколько простых рекомендаций.

В начале обучения дети испытывают огромное физическое и эмоциональное напряжение при написании заданий в прописи или тетради. Положение осложняется низкой выносливостью детей к статическим нагрузкам.
Что поможет ребенку научиться писать красиво?


Формированию правильного захвата способствуют ручки с прорезиненными углублениями для большого и указательного пальцев. Такие ручки бывают для правшей и для левшей.

Специальные насадки-тренажеры помогут ребенку научиться правильно держать пишущий инструмент

Очень важно хорошее развитие мелкой моторики пальцев. В этом поможет работа с глиной, пластилином, соленым тестом, мелким конструктором, застегивание или расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, плетение из ленточек, резинок, бисера.

Как научить ребенка быстро писать буквы и цифры в прописи? Причины медленного письма



  1. У детей, имеющих трудности с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, скорость письма очень низкая. Медленность письма в этом случае является вторичной, проблема разрешается при устранении перечисленных причин
  2. Недостаточная автоматизация навыка письма. На первых этапах обучения письму для ребенка очень важно осознать движение, видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, определять точку начала движения. И в этом периоде темп письма нельзя форсировать, иначе ребенок не успеет зафиксировать правильный способ написания буквы или ее элемента, а «переделать» впоследствии неверный графический навык намного сложнее
  3. Индивидуальная особенность ребенка. Чаще всего такие дети не только медленно пишут, но и медленно двигаются, говорят, одеваются. С такой особенностью скорее нужно смириться, нежели бороться. Медлительный ребенок, которого торопят писать побыстрее, скорее всего, пожертвует качеством написания элементов, что приведет к постепенному закреплению неправильного начертания и плохому почерку
  4. Усталость или снижение работоспособности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно соблюдать режим дня, чередовать занятия за партой и перерывы с разминкой или подвижными играми, непрерывная продолжительность работы не должна составлять более 10-15 минут

Оптимальная скорость письма для шестилеток 4-6 знаков в минуту, для семилеток — 4-9 знаков в минуту.

Как правильно научить ребенка писать прописные буквы?

  • Первый этап — подготовка руки к письму. В этом помогут упражнения на развитие мелкой моторики, лепка, рисование, оригами. Отличное упражнение для кисти — суметь одной рукой сделать шарик, скомкав газетную страницу. Можно устроить соревнование между детьми или делать газетные шарики на время
  • Второй этап — штрихование и раскрашивание. Следите при этом, чтобы ребенок правильно захватывал пишущий инструмент (ручку или карандаш)
  • Третий этап — работа в прописях, прописывание точек, прямых и косых линий, крючков, овалов
  • Четвертый этап — написание прописных букв. Вначале буква пишется поэлементно, при этом важно проговаривать название элемента для лучшего осмысления и запоминания

Как научить ребенка аккуратно писать? Проблемы и методы их устранения



  • Если у букв неправильный наклон или элементы не параллельны. Причиной этому может быть неправильное положение ребенка за столом или невернон расположение тетради
  • Если есть проблемы в выполнении округлых элементов (слишком острые или наоборот, сплюснутые), волнистые или зубчатые прямые линии. Вашему ребенку необходимо укрепить мышцы кисти, совершенствовать мелкую моторику
  • Если ребенок не соблюдает интервалов между словами (слова в строчке скучены или наоборот, расстояния слишком большие), пишет на полях или не дописывает до конца строчки, пропускает строчки, пишет буквы в зеркальном отражении. Это говорит о недостаточном развитии пространственного восприятия

Вместо того чтобы указывать на некрасивые буквы или помарки, используйте позитивную мотивацию. Подчеркивайте самые красивые элементы в строчке и хвалите ребенка за старание. Предложите вместе оценить работу. Выберите самый-самый красивый элемент, и назначьте его королевой или королем, нарисовав над ним корону. Важно не просто восхищаться правильно написанным элементом, но и описать, в чем заключается «красота»: не заходит за линию, красивый овал, плавный крючок и т.д.

Как научить ребенка писать без ошибок?

  • Если ребенок пропускает буквы в словах. Причина кроется в недостаточной отработке фонематического слуха, звукобуквенного анализа слова. Ребенку необходимо при письме вполголоса проговаривать слово по слогам. Полезно больше писать под диктовку, при этом важна систематичность занятий: пусть это будут маленькие диктанты в два-три предложения, но каждый день
  • Если ребенок допускает ошибки на орфограммы, которые ему хорошо знакомы. Это значит, ребенок не умеет применять правило, требуется доведение навыков применения правила до автоматизма: разбирать слова с орфограммами, писать словарные диктанты на то или иное правило или выполнять тренировочные задания, например, вставлять в слова пропущенные буквы и суметь объяснить свой выбор

Особого внимания требуют дети с нарушениями звукопроизношения. Если на письме проявляются дефекты проговаривания, без помощи логопеда не обойтись.

Как научить ребенка писать в широкую линейку?

При переходе к письму в тетради с широкой линейкой ребенок сталкивается со сложностью самостоятельно контролировать ширину, высоту и наклон букв. В результате возникают следующие проблемы:

  • слишком крупные буквы, иногда даже во всю строку
  • зауженные буквы
  • очень мелкие буквы
  1. Не стоит форсировать переход на широкую линейку до полной автоматизации навыка письма в тетради в косую линию
  2. Для плавности перехода предлагайте ребенку прописывать буквы или слова в тетради в косую линейку, но не в рабочей строке, а в широкой пробельной. Она по размеру приближена к строке в широкую линейку, но косые линии дадут возможность контролировать наклон
  3. Сшейте комбинированную тетрадь, чередуя листы в косую и широкую линию. Пусть ребенок сначала пропишет букву в узкой строке, а затем выполнит то же самое на соседней странице в широкой строке. Таким образом, ребенок будет видеть перед глазами пример написания буквы
  4. В первое время соблюдать правильный наклон в тетради в широкую линию поможет лист-зебра в косую линию, который подкладывают под рабочий лист

Как научить ребенка писать на английском языке?

  • Приступать к написанию прописных английских букв можно, когда ребенок усвоил алфавит и написание печатных букв (больших и маленьких)
  • В освоении написания письменных английских букв помогут прописи
  • Специальные английские прописи содержат образцы написания как отдельных элементов — линий, крючков, овалов, так и букв английского алфавита
  • После того, как освоено написание букв английского алфавита, можно приступать к изучению соединений английских букв в словах. Это позволит в дальнейшем увеличить скорость письма

Как научить ребенка левшу писать?



Для левшей существуют особые правила письма:

  • Тетрадь должна лежать на столе с наклоном вправо, правый нижний угол страницы должен находиться на уровне середины груди
  • Необходимо, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно перемещалась по странице сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала страницу. В классе леворукий ребенок должен сидеть слева от соседа
  • Пишите буквы по элементам, например, сначала овал, затем наклонная линия, крючок. В промежутках между написанием элементов ребенок сможет расслабить руку и отдохнуть
  • Не торопите ребенка. На начальном этапе формирования навыка письма левша пишет со скоростью 4-6 символа в минуту. Постепенно навыки станут автоматическими и скорость письма увеличится
  • Если ребенок-левша пишет медленно, обратите на это внимание учителя. Пусть ему задают немного меньше заданий. Это будет справедливо, поскольку ребенку-левше тяжелее. Согласитесь, лучше написать одну строчку, но качественно, чем писать много, но как попало
  • Леворукому ребенку бывает трудно ориентироваться в строке: поначалу маркируйте красным карандашом левое поле, а синим — правое. Делайте это до тех пор, пока ребенок не перестанет путать направление и научиться писать слева на право

ВИДЕО: Как научить ребенка писать?

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович