Правила грудного вскармливания. Обучение матери технике кормления ребенка грудью

Как обеспечить эффективное сосание ребенка, предупредить заболевания молочной железы (трещины сосков, лактостаз, мастит)

Первое прикладывание к груди осуществляется сразу после рождения, если состяние здоровья матери и ребенка удовлетворительное. В дальнейшем ребенка кормятпо его требованию, в первое время это может быть 12 – 15 раз в сутки без ночного перерыва.

Для эффективного грудного вскармливания соски, пустышки и воду для питья ребенку давать не рекомендуется.

У кормящей матери наиболее часто возникают следующие вопросы, на которые медицинский работник обязан дать правильные ответы:

1. Как обрабатывать грудь перед кормлением?

2. Как правильно дать ребенку грудь?

Коснуться соском губ ребенка, чтобы он широко раскрыл рот.Направить сосок к твердому небу ребенка – это стимулирует сосание, так какраздражаются нервные рецепторы в слизистой оболочке неба. Ребенок должен захватить не только сосок, но и околососковый кружок (ареолу) больше снизу, тогда при сосании будут опорожняться молочные синусы в области ареолы, что способствует лучшему поступлению молока.

3. В каком положении лучше кормить ребенка?

Кормить можно сидя, постави под ногу скамеечку, или лежа. Туловище ребенка должно быть повернуто к матери и находиться на одной линии (живот к животу), гововка ребенка свободна. Грудь поддерживать при кормлении не нужно, чтобы не сдавливать молочные протоки и не способствовать лактостазу.

4. Нужно ли сцеживать первые капли молока?

Не обязательно, так как небольшое количество материнских микроорганизмов, попадающих с первыми каплями молока, только способствует укреплению иммунитета ребенка.

5. Как долго держать ребенка у груди?

Пока не наестся. Ребенок должен получить «раннее» молоко, богатое протеинами, и «позднее»молоко, (последние порции молока, богатые фосфолипидами, необходимыми для развития нервной системы ребенка). Обычно ребенок сосет грудь от 15 – 20 до 30 мин, «линивого сосуна» необходимо похлопывать по щечке или пяточке.

6. Нужно ли сцеживать молоко, оставшееся в груди после кормления?

Как правило, это необходимо в первые дни после родов – в период становления лактации. При кормлении ребенка по его требованию необходимости в сцеживании не возникает.

7. Нужно ли кормить ребенка ночью?



Нужно при его желании. Ночью у женщины вырабатывается пролактин, стимулирующий лактацию.

8. До какого возраста можно кормитьребенка грудью?

Главное – желание женщины кормить своего ребенка грудью!

9. Как стимулировать лактацию у женщины?

Оптимальный способ – чаще прикладывать ребенка к груди. Кормящей женщине необходимо пить до 2 – 3 л жидкости в день, использовать витаминную добавку «Матерна» и фитосбор «Лактавит». Полезен также массаж молочных желез горячим душем или махровым полотенцем.

10. По каким признакам можно судить об эффективном сосании?

Щеки ребёнка круглые, а не втягиваются, ребёнок сосёт спокойно, слышны глотательные движения, могут отмечаться движения ушных раковин.

Контрольное кормление

Цель: определить количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.

Показания: назначения врача.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

Набор для пеленания с памперсом;

Набор для подготовки матери к кормлению;

Чашечные весы;

Дезинфицирующий раствор, ветошь;

Бумага, ручка.

Обязательное условие: в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как различное время суток у матери разное количество молока.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения исследования Обеспечение права на информацию
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения исследования
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
4. Надеть на ребенка подгузник (памперс) и запеленать При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных
5. Подготовить мать к кормлению грудью Исключение инфицирования ребенка во время кормления. Создание комфортных условий для проведения кормления
Этапы Обоснование
6. Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе Обеспечение инфекционной безопасности и достижение достоверности исследования
Выполнение манипуляции
1. Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу Регистрация исходного веса ребенка
2. Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 мин Достаточное время для всасывания ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса
3. Повторно взвесить ребенка (не меняя пеленок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат. Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления). Определение количества высосанного ребенком молока
Завершение манипуляции
1. Передать ребенка маме или положить в кроватку Обеспечение безопасности ребенка
2. Протереть весы дезраствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3. Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом) Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка
4. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству Оценивается степень процесса лактации у матери. Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша


Примечание: детям, плохо прибавляющим в весе и находящимся на вскармливании по требованию, необходимо определять количествовысосанного молока при каждом кормлении и оценить объем высосанного молока за сутки.

Кормление ребенка с ложки

Цель: обеспечить полноценное питание, при невозможности грудного вскармливания.

Показания:

Абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

Отсутствие сосательного рефлекса.

Противопоказания: нет

Оснащение:

Хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

Чайная ложка с неострыми краями;

Блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь)

Техника безопасности: держать ребенка на руках с приподнятой головой.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Выяснить у мамывкусовые особенности ребенка Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка
2.Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве. Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела Предупреждение недокорма или перекорма Обеспечение улучшения вкусовых ощущений
Выполнение манипуляции
1.Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки
2. Взять ребенка на руки. Прикрыть его грудь салфеткой Предупреждение аспирации пищи Предупреждение загрязнения одежды
Этапы Обоснование
3. Ложкой, наполненной на ½ пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот. Извлечь пустую ложку Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость
4. Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы. Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребенок проглотит предыдущую Предупреждение загрязнения белья Предупреждение аспирации пищи
Завершение манипуляции
1.Осмотреть полость рта, убедиться, что молока во рту не осталось Предупреждение вторичной асфиксии
2. Придать ребенку вертикальное положение для отрыгивания воздуха Профилактика аэрофагии
3. Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка. Уложить ребенка в кроватку на бочок Обеспечение комфортного состояния
4. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

Обучение матери технике кормления ребенка грудью.

Цель:

Обеспечить длительное и эффективное грудное вскармливание;

Обеспечить

Создать ребенку комфортное состояние во время кормления.

Показания:

Оптимальное удовлетворение физиологической потребности в пище.

Противопоказания: относительные и абсолютные со стороны матери и ребенка.

Оснащение:

Косынка, маска;

Мыло, полотенце;

Пеленка;

Стрельная посуда для сцеживания грудного молока;

Скамеечка под ногу матери;

Набор для пеленания;

Стерильное растительное масло;

Ватные жгутики.

Обязательные условия:

Кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленном состоянии;

После кормления 2 – 3 мин подержать ребенка в вертикальном положении, после чего положить на правый бок (или голову повернуть на бок);

Обучить мать правилам подготовки ее и ребенка к кормлению правилам кормления грудью.

Последовательность действий Обоснование
1.Поздоровайтесь с мамой, поинтересуйтесь, как она кормит ребенка грудью Расположите женщину к себе, вселите внее уверенность в успешном грудном кормлении
2. Объясните маме преимущества естественного вскармливания, основные правила кормления грудью, обоснуйте их В действительности у женщин обычно нет недостатка в молоке, а есть недостаток осознания необходимости и важности кормления грудью
3. Спросите, хочет ли мать, чтобы вы помогли ей в кормлении ребенка грудью. Посмотрите, как она кормит ребенка, и решите, правильно ли она это делает Матери и ребенку требуется помощь в кормлении грудью, так как, если ребенок неправильно берет грудь, возникает целый ряд проблем
4. Дайте матери следующие рекомендации по кормлению грудью:
- Тщательно вымойте руки с мылом Для проилактики заболеваний ребенка и молочной железы матери
- Сядьте или лягте в удобном положении, расслабьтесь, можете положить ребенка на подушку Это благотворно отражается на выделении молока (под влиянием гормона гипофиза – окситоцина, на секрецию которого влияют мысли и настроение матери)
- правильно приложите ребенка к груди, при этом: - голова и туловище находятся на одной прямой линии; - ребенок лицом и всем телом повернут к вашей груди, его живот напротив вашего живота; - туловище ребенка прижато к вашему телу; - поддерживайте его снизу, если ребенок новорожденный, или сзади за плечи, но не за затылок, его голова должна свободно слегка откидываться назад Чтобы во время кормления ребенку не нужно было поворачивать или наклонять голову
Последовательность действий Обоснование
- Подавая ребенку грудь, слегка поддерживайте ее 4-мя пальцами снизу, а большим пальцем – сверху не слишком близко к соску Чтобы не затруднять отток молока
- Прикоснитесь соском к губам ребенка (лучше к верхней губе) Для стимуляции рефлекса захватывания
Когда ребенок широко откроет рот, направьте сосок к небу ребенка и приложите его к груди так, чтобы он захватил не только сосок, но и ареолу, больше снизу. При этом его нижняя губа вывернута наружу, а подбородок прилегает к груди. Перистальтические волны языка выжимают молоко из млечного синуса, который находится под ареолой, в рот ребенка. Сосок в этом случае касается неба ребенка, что стимулирует сосание
- Можете не поддерживать рукой грудь во время сосания, так как носовые ходы, как правило, грудью не закрываются и дыхание ребенка достаточное Чтобы не сдавливать пальцами протоки молочной железы
- Наблюдайте, как ребенок сосет: если ему молока достаточно, он делает медленные глубокие сосательные движения, слышно как он глотает молоко, щеки его при сосании не втягиваются, а в конце кормления ребенок расслаблен и доволен Для профилактики недокорма и гипогалактии
- Дайте ребенку возможность сосать столько, сколько он захочет (обычно кормление длится от 15 – 20 до 30 мин). Если у «ленивого сосуна» преждевременно забрать грудь, он может не получить позднего молока, необходимого ему для нормального роста. Причиной возникновения трещин и воспаления сосков является сосание в неправильном положен ии, а не продолжительное сосание. «Позднее молоко» содержит больше жиров, в то время как серое и водянистое «раннее молоко» содержит больше белков, витаминов, микроэлементов, лактозы и воды
- Кормите ребенка по его требованию, без ночного перерыва, т.е. 7 – 12 раз в сутки и более Частое прикладывание ребенка к груди, кормление в ночное время способствуют выработке молока (рефлекс секреции молока или рефлекс гормона гипофиза – пролактина, который вырабатывается в ночное время)
Последовательность действий Обоснование
- Следующее кормление прикладывайте ребенка к другой груди Это предупреждает застойные явления в молочной железе
- Сцеживайте остаткт молока из груди только по необходимости. Как правило при кормлении ребенка по его требованию необходимость в сцеживании не возникает - Это необходимо для исключения нагрубания молочной железы. - Для кормления недоношенного или больного ребенка. - Во время болезни матери, при выходе ее на работу или учебу
- Не мойте грудь перед каждым кормлением, достаточно принимать душ 1 - 2 раза в день и менять ежедневно белье Частое мытье груди особенно с мылом: - удаляет натуральную смазку, которую вырабатывают железы Монтгомери, с кожи сосков и ареолы; - способствует образованию трещин и воспалению сосков

Наиболее частые проблемы при кормлении грудью:

- «моя грудь переполнена молоком и болит»;

- «вмоей груди болезненная припухлость»;

- «у меня воспалены соски»;

- «на моих сосках появились трещины»;

- «у меня плоские соски»;

- «мой ребенок отказывается от груди»;

- «у меня недостаточно молока»;

- «у меня в молоке кровь»;

- «мой ребенок слишком много плачет».

Грудь нужно мыть один, максимум два раза в день, желательно большим количеством воды, не пользуясь каждый раз мылом и не растирая ее. Непосредственно перед и после кормления достаточно влажного обтирания. При первом и последующих кормлениях решающее значение для эффективности кормления имеет позиция ребенка у груди матери и полнота охвата ареолы. Ребенок должен захватить сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головой, поднимая грудь на широко открытый рот, с подкладыванием под грудь языка. Захват одного соска приведет к трещинам.

Поза, в которой мать кормит ребенка, должна быть такой, чтобы не создавать напряжения ни в одной мышце. Мать может кормить и лежа и сидя, с использованием скамеечек под ноги или подушек под руки и т.д. Другое важное условие - при любой позе мать должна видеть лицо ребенка, также как и ребенок должен иметь возможность для тщательного изучения лица матери. Этот контакт «кожа к коже» и «глаза в глаза» важен для формирования привязанности ребенка к матери и, кроме того, является дополнительной гормональной стимуляцией лактации.

Призанаками, определяющими правильность положения ребенка при кормлении грудью, являются:

Туловище ребенка прижато к телу матери (к материнскому телу приближают ребенка, а не мать наклоняется и приближается к нему), подбородок ребенка касается груди, рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу, над верхней губой виден больший участок ареолы чем над нижней, заметно, что ребенок делает медленные, глубокие сосательные движения, слышно, как ребенок глотает молоко, мать не испытывает боли в области соска.

После кормления, если ребенок опорожняет грудь не полностью, ее нужно сцедить. Предпочтительнее ручное сцеживание. Сцеживать грудь нужно так: мать должна расслабиться, наклониться вперед, поместить большой палец над соском, а указательный и средний под ареолой соска. Сдавить пальцами ареолу соска внутрь, по направлению к грудной клетке. Сдавить грудную железу за соском, потом расслабить и так делать до тех пор, пока грудь не станет мягкой. Время от времени проводить массаж всей груди, мягко похлопывая по направлению к соскам, проверяя, нет ли плотных участков. При сцеживании нужно избегать скручивания, растягивания, сжимания всей груди.

Сцеженное молоко хранится в холодильнике при +4»С - +5°С не более 12 часов и в течение 4 месяцев в морозильнике при -1 8°С. Если это замороженное молоко затем используется, то оттаивать его следует при комнатной температуре, не в микроволновой печи, медленно, на водяной бане до +37°С. При неэффективности ручного сцеживания можно использовать молокоотсос, лучше поршневой.

Во время кормления мать должна быть сосредоточена на самом акте кормления, ласково разговаривать с ребенком. Невнимательное отношение к процессу кормления, излишние разговоры с окружающими вредно отражаются на состоянии ребенка.

1.4. Организация введения прикорма. Показания:

    по мере роста ребенка возникает необходимость ввести в его рацион кроме молока другие продукты питания для дополнительного обеспечения энергией и пищевыми веществами в связи с растущими потребностями;

    расширение спектра пищевых веществ рациона, необходимых для дальнейшего развития ребенка (растительные белки, масла, различные углеводы, микроэлементы);

    для стимуляции мышц жевательного аппарата, моторной и ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта.

Некоторые продукты - соки, фруктовые пюре, творог, желток, мясной фарш, бульон - вводятся в небольших количествах (30-100 г) для коррекции пищи по минеральному, витаминному, углеводному и пр. составу. Их называют корригирующими добавками или сапплементами, или продуктами прикорма.

Блюда, целиком заменяющие кормления (овощное пюре, каша, последующие смеси) называют прикормами.

Первым вводится в рацион ребенка фруктовый сок (первая корригирующая добавка) . Его вводят не ранее 3-4 месяцев. Более раннее введение соков признано нецелесообразным, поскольку это не вносит сколько-нибудь существенного вклада в удовлетворение потребностей детей в витаминах и минеральных веществах и, в то же время, может привести к возникновению аллергических реакций и гастроинтестинальных нарушений. Лучше, если первым будет яблочный сок из яблок с зеленой окраской плода, а не с красной, лучше сок, приготовленный из только что сорванного с дерева яблока, приготовленныйextempore. При длительном хранении количество витаминов во фруктах резко снижается. Поэтому весной предпочтение следует отдать консервированным сокам, приготовленным специально для детского питания. В Республике Беларусь их выпускает Клецкий и Малоритский консервные заводы. Отечественные соки для детей первого года жизни не содержат красителей и консервантов, в чем их преимущество перед соками импортными, которых в торговой сети достаточное количество.

Начинают сок вводить с небольших количеств - с капель, постепенно доводят до чайной ложки, потом ежедневно добавляют по 5 мл. т.е. по чайной ложке, и за неделю увеличивают количество до 30 мл. Необходимое ребенку количество сока определяют по формуле 10 х n, гдеn- число месяцев жизни ребенка. Когда общее количество сока превысит 50 мл, его нужно разделить на два приема. Сок дают после приема пищи.

После яблочного вводят грушевый, сливовый, позднее черносмородиновый, вишневый и др. Кислые и терпкие соки нужно разводить водой по вкусу. Соки цитрусовых, малиновый, клубничный, соки из тропических фруктов и экзотических, принадлежащие к продуктам с высокой потенциальной аллергенностью, следует назначать с учетом аллергоанамнеза не ранее 6 месяцев. Не рекомендуется виноградный сок, который усиливает брожение, газообразование и, как следствие, вызывает беспокойство ребенка.

При назначении соков следует учитывать, что некоторые из них обладают послабляющим действием (сливовый, морковный), другие - закрепляющим (черносмородиновый, вишневый, гранатовый и др.).

Соки лучше не смешивать. Соки с мякотью полезнее осветленных, но вводить их в питание ребенка можно после того, как ребенок привыкнет к осветленным сокам (обычно через 2-3 недели).

Через две недели после соков при хорошей их переносимости в питание вводят фруктовые пюре (вторая корригирующая добавка).

Ассортимент рекомендуемых фруктовых пюре, их количество, последовательность введения аналогичны сокам. Вначале пюре из яблок или тертое яблоко, потом пюре из груши, сливы, вишни, банана, абрикосов и т.д. Когда свежих или недолго хранящихся фруктов нет, используют пюре консервированные, промышленного изготовления, которые выпускаются разными заводами, кампаниями и фирмами в нашей стране и за рубежом. При домашнем приготовлении пюре используются свежие, традиционно принятые в республике продукты. Это пюре дешевле, и при соблюдении правил приготовления и гигиены ему следует отдать предпочтение. Преимуществами консервированных продуктов являются: строго заданный химический состав, включая витамины и минеральные вещества, безопасность входящих в них продуктов, производство в соответствующих санитарно-гигиенических условиях, гомогенизация, которая уменьшает риск аллергизации. Есть и недостатки: в некоторых избыточно содержание воды, в других солей, в третьих белка и т.д.

Грудное вскармливание - это кормление новорожденных грудью, иначе - лактация. Позади долгое ожидание, приятные хлопоты по подготовке всего необходимого для ребенка, роды, и вот наступил тот долгожданный час встречи с вашим чудом. Как правило, в роддомах, если позволяют обстоятельства, ребенка стараются прикладывать к груди в первые минуты после родов. Именно с этих секунд и происходит установление «невидимой нити», которая отныне прочно связывает маму с чадом на всех уровнях: и физическом, и психологическом.

Да, именно естественное. Женская грудь создана для того, чтобы вскармливать младенцев. Молочные железы задолго до родов начинают готовиться к лактации, увеличиваются в размерах. В них начинает вырабатываться молозиво - первая еда малыша.

Преимущества грудного вскармливания для матери и ребенка безусловны. Современная пропаганда адаптированных по составу смесей, заменяющих грудное молоко, набирает обороты. Поэтому не лишним будет вновь вспомнить о «плюсах» маминого молочка и сделать выбор в сторону последнего. Смесь – это не знак равенства плохой мамы. Но должна быть вынужденной мерой. Для тех, кто сомневается в целесообразности ГВ ввиду ряда причин, навеянных нам современностью: о не модности, увядании красоты и упругости груди впоследствии, асексуальности, стоит задуматься, чего мы лишаем своего ребенка, идя на поводу стереотипов.

1. Весомый вклад в здоровье, иммунитет малыша , благодаря полезным компонентам и микроэлементам, содержащимся в грудном молоке в правильной концентрации, под нужды конкретного ребенка.

2. Защита от инфекций (в первые полгода жизни) и аллергических реакций. Аллергии на белок материнского молока никогда не бывает. А аллергия на белок коровьего и козьего молока - очень часто. Причем страдает от этого не только кожа ребенка, но и весь организм, и в особенности кишечник. Многие мамочки сталкиваются с его воспалением, выражающимся появлением крови в стуле, поносами и запорами, коликами.

3. Защита от рисков развития диабета и ожирения в будущем. Детки, которые кушают смесь, часто набирают в весе слишком быстро и много.

4. Легкое усвоение грудного молока помогает быстрее адаптироваться желудочно-кишечному тракту малыша в новом мире. Стул новорожденных при грудном вскармливании практически всегда в норме. Не бывает его задержки.

5. Уникальный эмоциональный контакт. По прошествии многих лет вы будете с удовольствием вспоминать о моментах этой близости с ребенком.

6. Удовольствие. Если ребенок правильно берет грудь, в ней достаточно молока, техника грудного вскармливания соблюдается, процесс кормления очень приятен маме.

7. Кормление грудью способствует плавному и лучшему послеродовому восстановлению , а также снижает риск возникновения онкологических заболеваний молочных желез в будущем.
После родов матка намного лучше сокращается, если ребенок сосет грудь. Дело в том, что при сосании активно вырабатывается гормон окситоцин, тот самый, который заставляет сокращаться мышечный слой матки и выгонять из ее полости послеродовые выделения и кровь - лохии так называемые.

8. Удобно, практично и экономично! Никаких трудностей, тревог и затрат в процессе лактации. Грудь всегда с собой, потому, даже если вы оказались вне дома с голодным ребенком, в большинстве случаев можно исхитриться и его покормить. Для этого приобрести так называемую одежду для кормления, которая скрывает от посторонних столь интимный процесс.
Детские смеси стоят дорого. Особенно, если у малыша аллергические реакции, придется очень тратиться на дорогое адаптированное питание.

9. Психоэмоциональное единство и гармония в семье. Спокойные ночи. Когда малыш на искусственном вскармливании, мамочки вынуждены по ночам вставать, готовить смесь, укачивать на руках ребенка. На ГВ же детки засыпают быстро с грудью.

10. Грудное молоко при вскармливании, точнее молозиво, является некоторой профилактикой желтухи у новорожденных , так как способствует частому опорожнению кишечника. У очень малого количества новорожденных ГВ, напротив, усиливает желтуху. Но и в этом случае отказываться от естественного вскармливания не следует, есть «обходные пути».

Когда грудное вскармливание противопоказано

Это ряд заболеваний матери:

  • открытая форма туберкулеза;
  • гипертиреоз;
  • тяжелое психическое заболевание;
  • герпетические высыпания на сосках;
  • эклампсия;
  • тяжелые инфекционные заболевания (тиф, холера);
  • ВИЧ инфекция (известно, что есть порядка 15% риска передачи вируса ребенку при ГВ);
  • гнойный мастит (при содержании золотистого стафилококка и других болезнетворных микроорганизмов в количестве более 250 КОЕ в 1 мл грудного молока);
  • острый гепатит А.

При кишечных инфекциях, например, сальмонеллезе, ГВ можно продолжать. Но тщательно соблюдать личную гигиену. Часто менять одежду и мыть руки.

При ОРВИ, гриппе так же можно кормить грудью, но носить медицинскую маску и часто мыть руки.

При гепатитах В и С кормить ребенка разрешено только через силиконовые накладки на соски.

По причине тяжелого состояния здоровья, иногда во время беременности кормить грудью не следует. Но грудное вскармливание после кесарева разрешается в самые короткие сроки.

Не следует кормить грудью матерям, принимающим:

  • цитостатики;
  • иммунносупрессивные препараты;
  • антикоагулянты;
  • большинство противовирусных препаратов;
  • противогельминтные препараты;
  • некоторые антибиотики (например, кларитромицин, спирамицин, мидекамицин);
  • противогрибковые средства системного действия и другие. Прежде чем начинать прием какого-либо лекарства, нужно внимательно прочесть инструкцию к нему.

Не стоит принимать в первые полгода после родов противозачаточные препараты, содержащие эстроген, так как он снижает лактацию.

Прием алкоголя и наркотических средств при ГВ недопустим. Курение так же вредно, так как приводит к кишечным коликам, дефициту витамина С в молоке матери, низким прибавкам веса ребенка. Нужно или бросить курить, или значительно снизить количество выкуриваемых сигарет. И стараться курить не до кормления, а после.

При некоторых пороках развития ребенка, например заячьей губе или волчьей пасти, сосание груди невозможно. Но в силах матери кормить ребенка сцеженным молоком.

Не могут питаться грудным молоком, нуждаются в специальных лечебных смесях дети с галактоземией - наследственным заболеванием, выражающимся нарушением обмена веществ; валинолейцинурией и фенилкетонурией.

Правила грудного вскармливания и поведения мамы

Для того, чтобы начатое в роддоме грудное кормление малыша продолжалось и за его стенами, женщине важно знать о некоторых правилах, которые помогут успешному течению лактации.

1. Кормление по первому требованию , то есть никаких временных рамок и ограничений. Особенно если ребенок сосет лениво, часто засыпает при сосании груди. Если его кормить по графику, возникнет недостаток веса, а у мамы начнет убывать молоко.

2. Обязательное ночное кормление , потому что именно в это время суток (период с трех часов ночи до шести утра) особенно активно вырабатывается гормон пролактин, отвечающий за лактацию.

3. Кормление исключительно грудью от рождения до 6-месячного возраста , по возможности, без использования бутылочек. Слишком раннее введение прикорма не только плохо сказывается на незрелой пищеварительной системе ребенка, но и приводит к снижению лактации.

4. Правильный захват груди малышом. Очень важно с первых дней соблюдать этот принцип и поправлять ребенка, пока техника захвата не будет выполняться автоматически правильно.

Понять маме, что в захвате есть ошибки, можно по следующим признакам:

  • боль в сосках во время кормления (неприятных ощущений быть не должно);
  • ребенок издает цокающие звуки при сосании груди;
  • малыш не широко раскрывает ротик, а его губки не вывернуты наружу.

Не волнуйтесь, если вы нашли у себя эти явления, просто дайте время малышу привыкнуть и адаптироваться к новому миру и вашей груди. А сами мягко его поправляйте. Старайтесь вкладывать сосок как можно дальше в его ротик. Если вы еще в роддоме, спросите, как правильно прикладывать новорожденного при кормлении грудью у детских медицинских сестер. Они покажут.

5. Сделайте процесс кормления ребенка удобным для себя и малыша. Многим недавно родившим мамочкам удобнее кормление грудью лежа. Особенно тем, у кого есть разрывы промежности, а значит, первые три недели после родов нельзя сидеть. Некоторые мамы продолжают кормить малышей лежа и после заживания промежности, особенно по ночам. Если это удобно маме и ребенку, то почему нет? А вот если кормить в неудобной позе, в напряжении, если при кормлении болит спина, то есть большая вероятность в скором времени перейти на искусственную смесь. Ищите для себя удобства. И следите за тем, чтобы при кормлении малыш всегда лежал на бочке, а не на спине с повернутой в сторону соска головой.

6. Отказ от использования средств, имитирующих материнскую грудь (пустышки). Давать пить водичку из бутылочки можно, если нет проблем с количеством молока.

7. Здоровый сон и отдых мамы. Не пренебрегайте этим пунктом, считая, что бытовые и домашние дела важнее. Будьте готовы, что, особенно в первые 1-2 месяца после родов, вам нужно будет кормить и спать вместе с ребенком, а не хвататься за дела, пытаясь все успеть. Это время адаптации очень важно для вас обоих и для налаживания «цепочки» кормления, в том числе. По возможности пригласите родственницу или подругу помочь по хозяйству.

8. Правильное питание мамы во время грудного вскармливания , избегание употребления определенных продуктов. Например, чеснока, лука, цельного коровьего молока, овощей и фруктов яркой окраски, колбас, копченностей, консервированной рыбы, шоколада, цитрусовых. Довольно строгое питание кормящей при грудном вскармливании с возрастом ребенка, введением в его рацион прикорма, становится более вольным.

9. «Спокойствие и только спокойствие!». Как известно, все болезни от нервов. В случае кормления грудью, все проблемы от нервов. Уверенная в своих силах счастливая мама – это еще один залог успешного вскармливания малыша. Если мама в хорошем расположении духа, то и вся семья будет гармонично существовать, а в первую очередь, это будет отражаться на малыше.

10. Не бояться спрашивать и обращаться за советами к консультантам по грудному вскармливанию и более опытным в вопросе грудного вскармливания мамочкам, слушать советы Комаровского по грудному вскармливанию новорожденных детей. Несмотря на то, что кормление грудью – это естественный процесс, неопытной маме не так-то просто бывает сразу «включиться» в это дело. И это тоже нормально! Вы не первая женщина и не последняя, которая может столкнуться с вопросами и ошибками в этом деле, поэтому консультируйтесь, спрашивайте и ищите свой подход в налаживании самой волшебной связующей «нити» вас с малышом!

Следуя этим незамысловатым правилам, а главное, взяв оптимистичный настрой на успех, вы не заметите, как в один из дней проснетесь в полной гармонии со счастливым, сладко посапывающим комочком! Успехов вам и счастливого материнства!

Правильное прикладывание к груди имеет огромное значение для длительного и успешного грудного вскармливания. Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на необходимую ему выработку молока. Только при правильном приклалывании не возникает никаких болезненных ощущений во время кормления, предотвращаются воспаление, трещины сосков и нагрубание молочных желез.

Очень важно, чтобы во время кормления мать принимала удобную позу и придавала удобное положение ребенку.

Для успешного вскармливания важно, чтобы во время кормления мать не уставала и могла расслабиться.

Удобная поза при кормлении обеспечивает хороший отток молока из груди и является профилактикой лактостаза. Кормить можно лежа, сидя и даже стоя. Поддерживайте малыша не только за головку и плечики, но и за туловище и ягодицы.

Положение "Лежа"

Положение "Сидя"

Положение "Из-под руки"

Итак, верное расположение обоих участвующих в процессе кормления таково: мать плотно прижимает к себе ребенка, который всем телом развернут к ней. При этом и головка, и туловище малыша находятся на одной прямой, личико обращено к материнской груди, носик напротив соска.

Во время кормления мама придерживает ребенка за спинку и в области ягодиц. Ребенок может свободно двигать головой, чтобы

Возьмите грудь в руку.

Большой палец сверху, ладонь поддерживает грудь.

Рот ребенка, взявшего сосок, широко открыт, нижняя губа вывернута наружу, подбородок касается груди. Малыш захватывает не только сосок, но и большую часть околососкового кружка (ареолы), поскольку молоко скапливается именно там - в области млечных синусов, расположенных внутри ареолы. Матери следует поднять грудь рукой и дать ребёнку всю грудь, а не только сосок. Не нужно защемлять пальцами сосок или ареолу и пытаться втолкнуть сосок ребёнку в рот. Мать может прикоснуться соском к губам ребёнка для стимуляции рефлекса захватывания. Лучше прикасаться к верхней губе ребенка. Если малыш сосет медленно, ритмично, глубоко, не втягивая воздух и не раздувая щеки, значит, все в порядке.

устроиться поудобнее. Некоторые матери предпочитают придерживать пальцем грудь возле носика ребёнка. Однако, это делать необязательно, так как при этом можно вытащить грудь изо рта ребёнка или ухудшить положение кормления. Ребёнок в состоянии свободно дышать и без придерживания груди пальцем.

Если ребёнок насытился, он прекращает сосать и сам отпускает грудь. Он либо сыт, либо готов сосать другую грудь. Бывает, что ребёнок засыпает, как только отпускает грудь. Нет нужды прерывать кормление через определённый промежуток времени или отнимать у ребёнка грудь. Дело в том, что одни дети ленивые "сосуны", а другие наоборот. Предоставьте ребёнку возможность самому решать, когда прекращать кормление. После завершения процесса кормления необходимо полностью сцедить оставшееся молоко. Это стимулирует лактацию и служит профилактикой застоя молока - лактостаза. Весьма удобно делать это с помощью молокоотсоса.

  • 1. Обеспечить гигиеническое содержание груди. Перед кормлением вымыть руки, сцедить одну-две капли молока (при условии, что молока вырабатывается достаточно).
  • 2. Психологически подготовить мать к кормлению. Обратить ее внимание на то, что образование молока происходит лучше в спокойном состоянии и хорошем настроении.
  • 3. Помочь матери выбрать удобную для кормления позу. Поза должна позволять матери расслабиться и не испытывать напряжения длительное время. Классическое положение кормящая женщина сидит на стуле со спинкой с упором ноги. Можно кормить ребенка лежа или стоя.
  • 4. Придать ребенку правильное положение у груди. Для этого его необходимо повернуть лицом к матери. Голова малыша должна находиться на одной линии с телом. При необходимости его можно поддержать сзади за плечи (но не за затылок). Голова должна иметь возможность свободно откидываться назад.

Позиция ребенка может быть различной (рис. 8).

  • 5. Обеспечить поддержку груди во время кормления. Рекомендуется положить руку под грудь, пальцы прижать к грудной клетке, большим пальцем поддерживая грудь снизу (рис. 9, а). Большой палец можно расположить в верхней части груди и немного сжать ее. Не рекомендуется держать грудь возле соска (рис. 9, б).
  • 6. Обучить мать прикладывать ребенка к груди. Для этого следует прикоснуться соском к губам ребенка (лучше к верхней), подождать, пока малыш широко откроет рот, прижать его к себе, поддерживая за спинку, и приложить к груди (но не грудь к ребенку!). Нижняя губа должна быть под соском.
  • 7. Обучить ребенка захватывать грудь. С этой целью ребенок должен вытянуть грудь, захватив сосок, ареолу, больше снизу, близлежащий участок груди с млечным синусом и прижать ареолу языком к нёбу (рис. 10). При касании соском нёба появляются сосательные движения. После нескольких эффективных сосательных движении полость рта заполняется молоком и ребенок глотает его.

Если новорожденный испытывает трудности при захвате ареолы, мать большим и указательным пальцами поддерживает подбородок ребенка, а остальными пальцами - грудь снизу (положение «рука танцора», рис. 11). Придерживать пальцем грудь возле носа ребенка необязательно. Это может привести к извлечению груди изо рта ребенка или ухудшить положение при кормлении.

8. Провести контроль правильности прикладывания и оценить кормление грудью. Во время кормления следует контролировать положение тела, реакцию матери и ребенка, их эмоциональную связь, сосание ребенка, внешний вид молочных желез, продолжительность кормления (табл. 2).

Рис. 8.

а - классическое; б - из-под руки; в - на руке; г - лежа; д - лежа на спине; е - лежа на животе с опорой на локти; ж - вертикальное (поза «кенгуру»)


Рис. 9. а - правильно; б - неправильно