Правда и мифы о гипнозе. Гипноз и гипнотерапия: мифы и факты Определение состояния ребенка после гипноза

Термин «гипноз» (от греч.: hypnos - сон; Гипнос - древнегреческий бог сна, сын богини Ночи) в русском языке имеет два значения: как особое, временное состояние сознания человека («находится под гипнозом») и как процесс воздействия, приводящий к этому состоянию («поддаваться гипнозу» = поддаваться гипнотическому воздействию).Гипноз вызывается либо другим человеком (например, гипнотизером) и тогда говорят о гетерогипнозе, либо самим человеком и тогда говорят об автогипнозе.Гипнотическое воздействие также имеет два значения: воздействие с целью вызова гипноза и воздействие на человека, уже находящегося в гипнозе, с какой-либо другой целью (например, гипнотерапии, т.е. лечения).Гипноз рассматривается как общее понятие по отношению к понятиям «гипнотический сон» и «гипнотический транс». Следует дифференцировать понятия «гипноз» (как процесс) и «внушение» (как процесс): первое является частным по отношению к более широкому понятию в психологии - понятию «внушение» как воздействию не только с целью вызова гипноза, но с иными целями (расположения к себе, совершения человеком определенных поведенческих актов и т.п.). При этом, хотя внушающее воздействие и может оказываться на человека в бодрствующем состоянии, информация в основном адресована подсознанию.Таким образом, в принципе следует дифференцировать понятия «внушаемость» и «гипнабельность», хотя во многом они синонимичны.

2. Гипноз как состояние сознания

Сознание человека, находящегося в гипнозе, выключено полностью (при гипнотическом сне) или частично (при гипнотическом трансе, когда человек осознает, что он в гипнозе), что физиологически выражается в торможении коры головного мозга, за исключением одного участка - так называемого сторожевого пункта, благодаря которому осуществляется раппорт - своеобразная связь между гипнотизером и гипнотизируемым.Таким образом, гипноз как состояние - это измененное состояние сознания; по принятой классификации - не нормальное (в смысле - не типичное), не патологическое, частично или полностью не функционирующее сознание.Состояние гипноза характеризуется своеобразной блокировкой сознания: в то время как органы чувств (слух, зрение...) работают нормально и от них поступают в мозг нервные импульсы, в сознание эта информация не проникает: оно блокировано словесным воздействием гипнотизера; в результате загипнотизированный не осознает информацию, поставляемую ему (его сознанию) собственными органами чувств. Таким образом, загипнотизированный человек может находиться с открытыми глазами и при этом ничего не видеть вокруг себя; точнее, на сетчатке его глаз внешние предметы отражаются, нервные импульсы по зрительным нервам достигают мозга, но в кору (заведующую сознанием) не поступают (это состояние называют «негативной галлюцинацией» - термином, по нашему мнению, не очень удачным).Одновременно с этим в подобном состоянии у человека можно вызвать видения того, что в его окружении отсутствует («Вы в саду» - и человек видит деревья). Возникает эффект «центрального зрения», когда появляющиеся в мозгу образы вызываются не органами чувств, а словами гипнотизера (так называемая позитивная галлюцинация). И это явление дает нам основание сделать весьма важный (хотя и не имеющий прямого отношения к теме «гипноз») для понимания проблем экстрасенсорного восприятия вывод: человек может видеть (в смысле осознавать зрительные образы) не только глазами (как Вы сейчас видите эти буквы), но и мозгом: зрительный образ может возникать в сознании не только благодаря действию органа чувств - глаз, но и вопреки его действию, а благодаря возникшему от непосредственного воздействия извне на кору головного мозга очагу возбуждения в зрительных отделах коры. Отсюда: видеть можно и без глаз, т.е. помимо органов чувств, т.е. экстрасенсорным путем. Другой разговор - что видеть: то, что создано органами чувств, или то, что создано помимо органов чувств - экстрасенсорным путем (ведь когда я попрошу Вас представить лицо хорошо знакомого Вам человека, Вы увидите это лицо экстрасенсорным путем). Таким образом, вполне реально прямое воздействие на корковые зоны органов чувств, минуя сами органы.И коль скоро мы заговорили о физиологии центральной нервной системы, следует еще отметить: есть мнение (автору не известны экспериментальные его доказательства, хотя это не противоречит теории), что в состоянии гипноза уменьшается активность левого полушария мозга и активизируется его правое полушарие.Гипнотическое состояние сознания характеризуется не только блокировкой сознания от внешних сигналов (кроме голоса гипнотизера), но и блокировкой собственных желаний, потребностей, установок. Под гипнозом человек желает только того, что исходит от гипнотизера; какая-либо инициатива полностью отсутствует; свободная воля практически подавлена, как подавлена и критика.И в этой связи весьма важной является следующая проблема:

3. Гипноз и степень свободы в поступках

Система личности каждого человека представляет собой каркас ценностей типа «это - хорошо», «это - плохо» («любить людей - это хорошо», «красть - это плохо», «чистить зубы - это хорошо», «делать недобросовестно - это плохо» и т.п.). И именно этими своими ценностными ориентациями человек руководствуется в жизни: если его не вынуждают обстоятельства, то он обычно делает то, что считает хорошим, и не делает то, что сам считает плохим.Но состояние гипноза - это состояние блокирования сознания не только для информации извне, но и для информации «изнутри» - из собственной системы ценностей данной личности (где и записано, что такое хорошо и что такое плохо).Человеку в его обычном (не гипнотическом) состоянии дают лист бумаги и говорят: «Разорвите этот лист». Большинство наших слушателей (на наших тренингах) на это реагировали так: «А зачем?» И в этом вопросе скрыто стремление выяснить: соответствует ли его собственным ценностям цель данной просьбы, цель данного поступка (разрыва листа бумаги). При повторной просьбе это сделать многие из них это делают, но при этом испытывают некий психический диссонанс: все-таки что-либо уничтожать «просто так» - это не соответствует одной из их ценностных ориентации - «не уничтожать» без надобности имущество. Но насколько эта ценность («не уничтожать») сильна? Ведь кто-то и не стал спрашивать «а зачем?», а просто взял и, не испытывая при этом почти никакого дискомфорта, разорвал лист; кто-то спросил, а затем почти спокойно это сделал; а кто-то, делая это, «пересиливал себя» - приносил в жертву одну ценность («не уничтожать») ради достижения другой ценности (либо чтобы уважаемому человеку - профессору реализовать его просьбу, что является ценностью; либо ради ценности «послушания» - вот так он воспитан: «надо слушаться старших»).Но если бы всех этих людей погрузить в гипноз и дать такую же команду, практически они все выполнили бы ее без какого-либо внутреннего сопротивления - собственная ценностная ориентация «не уничтожать» оказалась бы слабее приказа гипнолога. Так же многие выполнили без гипноза и команду «разорвать эту брошюрку», хотя «многие» означает, что некоторые при этом все-таки «переживали», что можно заметить по некоторой медлительности в выполнении (по сравнению с выполнением команды «разорвать лист»). И это понятно: установка «не рвать книги» - более сильная, чем установка «не рвать бумагу (да к тому же чистую)». И тем не менее - разорвали брошюрку (по содержанию совершенно для них не значимую), принося таким образом в жертву одну свою ценность ради достижения другой, которая сейчас доминирует - ценности послушания (которая в данном случае создана искусственно: «Вы будете слушаться меня и выполнять все мои команды»). Ну а под гипнозом они поступили с брошюркой точно так же, как с чистым листом бумаги, - разорвали.Но насколько далеко так можно уйти, какие еще ценности человек может под гипнозом принести в жертву ради ценности послушания? Ответ на этот вопрос и есть ответ на проблему о свободе воли под гипнозом: может ли человек сделать под гипнозом все, что угодно гипнотизеру, вопреки всем своим ценностям, или нет?...Испытуемому, находившемуся под гипнозом, дали в руки склянку и сказали, что в ней азотная кислота (испытуемый по своему образованию знал, что это такое). На самом деле в склянке была безобидная жидкость. Затем человека подвели к другому человеку и приказали вылить «кислоту» тому в лицо. Испытуемый не выполнил команду - ценность «послушания» оказалась все-таки меньшей, чем ценность «здоровья другого человека». Тогда последовал новый приказ гипнотизера с информацией, что стоящий перед ним человек готов убить ребенка. Загипнотизированный выполнил команду - плеснул в лицо «кислоту», проявив таким образом систему своих ценностей: ценность «жизнь ребенка» плюс ценность «послушание» оказались выше ценности «здоровье другого человека».А вот еще один пример эксперимента, участником которого был автор. Испытуемому в гипнозе дали в руки картонный нож и сказали, что это настоящий нож. Затем ему дали команду «ударь ножом в грудь» другого человека. Загипнотизированный не выполнил команду (ценность «жизнь человека» оказалась выше ценности «послушание»); ему повторили команду еще и еще раз (повышали ценность «послушания») и, наконец, он выполнил команду - «ударил ножом в грудь», но - рукояткой в грудь, а не острием лезвия. И таким образом его подсознание (а в гипнозе человеком управляет только подсознание) как бы «схитрило» - удовлетворило ценность послушания (ударил) и удовлетворило ценность жизни другого человека (не убил).Таким образом, человек под гипнозом будет сопротивляться команде, если его действия будут противоречить достаточно высокой для него ценности (по сравнению с ценностью послушания); и не будет активно сопротивляться команде, если она хотя и противоречит какой-либо его ценности, но последняя для него не очень высокая - «нельзя рвать брошюрки» (в том числе и по сравнению с ценностью послушания, которая у него могла быть достаточно выражена и до гипнотизации - по его характеру).И получается, что подобным образом можно выявить, что для человека очень ценно, что менее ценно, а что совсем не ценно, хотя он и говорит нам, что это для него важно. Но известно: то, что в сознании человека (а говоря «поверьте, это для меня очень важно», он проявлял свое информационное поле сознания), не всегда соотносится с тем, что в его подсознании, которое в основном и управляет поведением людей. Следовательно, посылаемая под гипнозом команда будет реализована или не реализована в зависимости не от системы осознаваемых ценностей («я знаю, что жестокость - это плохо» - это в сознании человека), а от системы ценностей подсознания (где жестокость может оцениваться с плюсом). Отсюда вывод: то, что называют «волей» применительно к гипнотическому состоянию, есть система подсознательных ценностей, которая и проявляется в реализации или нереализации команд гипнотизера. Иначе говоря, гипноз мог бы быть использован и для психодиагностики системы истинных (подсознательных) ценностей человека. Однако обычно гипноз используется для других целей.

4. Цели применения гипноза

Таких целей несколько, и все они основаны на одном принципе гипнотизации - инактивации сознания и, как следствие, активизации подсознательного информационного поля, выявлении того, что находится в подсознании у человека.И получается, что одна из основных целей гипноза - выявление содержания подсознания, что важно, например, в интересах психопатологической диагностики.Ведь известно, что все, что когда-либо происходило с человеком, все, что когда-либо воздействовало на него (и неважно, осознавал человек это воздействие или не осознавал, например, «увидел, но не обратил внимания (не осознал увиденное)»), все это оседает в его подсознательном информационном поле, в том числе и так называемые психотравмирующие ситуации. Например, в детстве с ребенком обошлись ужасным образом, со временем это событие «забылось» (оказалось, благодаря психологической защите вытесненным в подсознание), но вытесненная таким образом информация продолжает оказывать влияние на психическую жизнь человека в виде, например, необъяснимых фобий (страхов), неизвестно каким образом образовавшихся установок («эта женщина по непонятным причинам не любит всех мужчин и старается избегать контактов с ними, хотя и не помнит, чтобы когда-либо от них исходила реальная угроза»).Так вот, погрузив человека в гипноз и заблокировав его сознание от внешней информации = обеспечив доступ в сознание подсознательной информации (обеспечив ее осознание), можно выявить в его «забытых страницах» биографии подобное психотравмирующее событие, что успешно делается в ходе регрессионной терапии (а гипноз в этом случае называется регрессионным гипнозом).Более того, существует предположение, что подобная психодиагностика возможна, если психотравмирующее событие произошло не в этой жизни человека, а в одной из его прошлых жизней.В регрессионном гипнозе (который по технике практически не отличается от обычного гипноза, за исключением некоторых деталей) можно не только выявить психотравмирующую ситуацию или фактор в прошлом, но и даже стереть его, внушив пациенту в гипнозе, что «этого никогда не было, а все это - только приснилось однажды...». Этот прием регрессионной психотерапии был разработан М. Эриксоном и получил его имя - эриксонианский гипноз.Внушением человеку, находящемуся в гипнозе, можно не только изменить его знания о собственной истории, но даже некоторые биофизические характеристики его организма. Например, изменить болевую чувствительность - заблокировать ее, и тогда человек не будет чувствовать боли (что, кстати, опасно, поскольку боль - наш сторож; но вполне приемлемо при каких-либо медицинских манипуляциях, которые могут вызвать болезненные ощущения; отсюда вполне реальна операция «под гипнозом»). Более того, можно, например, изменить силу мышц, и тогда человек может поднять груз, который в обычном состоянии он не смог бы поднять.В гипнозе можно не только изменить физические способности, но и спровоцировать, вызвать к жизни те творческие способности, которые имеются у человека, но по каким-либо причинам не были реализованы в его жизни. В этой связи приводят случай, когда «200 испытуемых лиц, которые тестировались профессором В. Райковым в Московской психоневрологической клинике, в состоянии гипноза внезапно продемонстрировали удивительные творческие способности, например, в рисовании, лепке из глины или выдувании стекла. Наблюдалось также усиление возможностей памяти у всех испытуемых лиц: так, они смогли в гипнотическом состоянии за одно и то же время выучить в шесть раз больше иностранных слов». Вот уж поистине возможности человека безграничны.Последнее замечание в цитате выводит нас еще на одну практическую цель гипнотизации - введение в состоянии гипноза учебной информации, что родственно гипнопедии (обучении во время физиологического, естественного сна).Определенное место в практическом приложении гипноза принадлежит автогипнозу.

5. Гипноз, автогипноз и медитация

Когда говорят о гипнозе, то чаще всего имеют в виду гетерогипноз - гипнотизацию одним человеком другого. Но иногда пишут и об автогипнозе - введении в особое состояние психики самого себя. При этом следует отметить, что многочисленные руководства по гипнозу обычно лишь упоминают об автогипнозе, представляя в основном технику гетерогипноза. И при этом дается информация, которая практически ничем не отличает автогипноз от медитации по технике погружения и по состоянию сознания: и там и там говорится о сужении сознания, об освобождении его от какой-либо информации, о достижении «чистоты» сознания и т.п. И все это убеждает в том, что состояние сознания, возникающее при автогипнозе, идентично состоянию медитативного транса, а технология и техника при автогипнозе идентичны начальным техникам медитации.

Гипноз — это специфическое пограничное состояние, тонкая грань между сном и бодрствованием, которое вызывается различными факторами внушения.

Подобное воздействие оказывает непосредственное влияние на подсознание, внутренний мир человека и в разной степени подчиняет его волю указаниям того, кто дает установки. Все зависит от стадии гипноза, в которую погружен человек.

В лечебных целях любое внушение направлено на устранение причин заболеваний, имеющих начало в эмоциональной сфере, повышение самооценки индивидуума, его саморазвитие и реализацию в мире. По своей сути гипноз безопасен для человека.

В его основе лежат естественные механизмы торможения определенных отделов мозга с сохранением связи между внушающим и объектом внушения. При погружении в транс сознание сжимается, отключаются физические рефлексы, зато возрастает восприимчивость человека к указаниям. Внушаемые установки не подвергаются логическому анализу, а закрепляются в подсознании как свои собственные.

Гипноз как явление широко распространен в жизни, и в той или иной степени ему подвержены все люди. Однако не стоит этого бояться, так как ввести человека в гипнотический транс против его воли невозможно. Кроме того, поведение человека на разных стадиях погружения в глубины подсознания различно. Что влияет на уровень внушаемости, сколько существует стадий гипноза и чем они отличаются, можно прочитать ниже.

Стадии гипноза и их различия

Современный медицинский гипноз — состояние, вызванное искусственным путем с помощью целенаправленного однообразного воздействия на органы чувств человека (зрение, слух, поверхность кожи). Внешне может напоминать сон, но от естественного сна отличается тем, мозг в этот момент полностью не отключается, а подсознание находящегося под внушением становится восприимчивым к сторонней информации и легко запоминает ее.

В зависимости от уровня вовлеченности в процесс различают 3 стадии гипноза.

Первая — сонливость (поверхностный сон или дремота). Достичь ее человек может в любом возрасте. Для начального этапа гипноза характерна слабая степень погружения в транс и глубокое мышечное расслабление. Сознание человека лишь частично находится во власти гипнотерапевта, поэтому он сохраняет способность противостоять внушению и может самостоятельно прервать сеанс. Глаза человека закрыты, но мозг воспринимает речевые сообщения так же хорошо, как и при бодрствовании.

Основные признаки, которые наблюдаются у того, кто находится на первой стадии гипноза, следующие:

  • мускулатура расслаблена;
  • дыхание становится глубже;
  • сохраняется способность к управлению своим телом;
  • волевая сфера не подавлена;
  • память полностью сохранена.

Вторая стадия гипноза — гипотаксия (средний сон). Погрузиться в него человек способен только после 6 — 7 лет. Это состояние отличает полное расслабление всех мышц тела, частичное отключение сознания и более глубокое подчинение подсознания стороннему внушению. На этом этапе транса появляется возможность вызвать у загипнотизируемого каталепсию, то есть застывание тела в заданной позе. Он утрачивает способность открыть глаза, управлять частями своего тела, но по-прежнему отчетливо слышит голос гипнотерапевта и с удовольствием следует ему.

Вторую стадию отличают такие признаки:

  • снижение остроты восприятия действительности;
  • абсолютная мышечная слабость;
  • уменьшение частоты сердечных сокращений;
  • падение уровня кровяного давления;
  • прекращение движения век;
  • подавление волевых качеств;
  • временное уменьшение болевой чувствительности.

Для второй стадии гипнотического сна также характерна частичная утрата памяти. После выхода из транса и возвращения в реальность человек помнит не все, что с ним происходило, а только некоторые слова, образы и события.

Третья стадия гипноза — сомнамбулизм (глубокий сон). Естественное развитие мозга человека дает возможность достичь ее только после достижения им 8 — 10 летнего возраста. Это состояние рассматривается как переходное между измененным состоянием сознания и естественным физиологическим сном. Для стадии глубокого гипноза характерны следующие признаки:

  • полное отключение сознания;
  • полная доступность подсознательной сферы;
  • утрата болевой, температурной чувствительности;
  • отсутствие реакции на прикосновение;
  • полная амнезия после пробуждения.

На этой стадии возможны абсолютно любые внушения. Под глубоким гипнозом человек способен вспомнить давно забытое. Проснувшись после гипнотического сна, он еще долго будет следовать установкам, данным гипнотерапевтом (возможно постгипнотическое внушение).

Особенности гипноза

Сегодня при помощи гипноза успешно проводят лечение многих болезней, причины которых находятся в эмоциональной сфере. К ним относятся неврозы и неврозоподобные состояния, соматовегетативные расстройства, акцентуации личности. Такая терапия доступна как для взрослых, так и для детей. Эффективность гипноза практически не зависит от стадии. Способность к внушаемости присуща всем без исключения, но у разных людей ее степень выражена по-разному.

Находясь в состоянии транса человек способен выполнять только те указания специалиста, которые не вступают в противоречие с его истинными интересами и законами морали. Большое значение для введения человека в транс имеют:

  • индивидуальные свойства его личности;
  • физическое и психологическое состояние;
  • уровень доверия пациента к гипнотерапевту.

Обычное лечебное внушение под гипнозом длится не более 30 минут. Сначала гипнотерапевт вводит взрослого или ребенка в транс, добиваясь одной из трех стадий гипнотического сна. Для этого могут быть использованы различные методы и техники. Затем происходит внушение пациенту необходимой для его подсознания информации. Указания к действию и установки подбираются индивидуально, в зависимости от установленного ранее диагноза или желаемых изменений. Заключительным этапом любого сеанса гипноза служит пробуждение или выход из гипнотического состояния.

Особенностью лечения детей под гипнозом является то, что до 6 -7 лет у них нельзя добиться погружения во вторую или третью стадии этого специфического состояния, а также срабатывание постгипнотического ответа в классическом его понимании. Для исцеления подростков и взрослых применимы все допустимые варианты.

При высокой степени доверия пациента к гипнотерапевту, его присутствие на сеансе гипноза не является обязательным. Если человек отлично реагирует на интонацию и голос гипнотерапевта, сразу погружаясь в состояние транса, для проведения лечебных процедур достаточно будет создать зрительный или слуховой образ гипнотерапевта (аудио или видео запись). Результативность гипнотерапии от этого не уменьшится.

– это временное воздействие на сознание человека, в результате которого изменяются функции личного контроля и самосознания. Иными словами, человека вводят в гипнотическое состояние, используя различные способы, как правило, это световое и звуковое воздействие. При этом затормаживается работа сознания и организма в целом. Под действием гипноза человек, неосознанно выполняет данные ему команды и меняет свое поведение.

Магия и гипноз

Человека под действием гипноза можно «запрограммировать»

На меньшую чувствительность к боли, уменьшить его болевой порог и повысить возможности организма бороться с болью. Это еще одна возможность справиться с вредными привычками и болевыми ощущениями. При помощи гипнотического воздействия проще справиться с алкоголизмом, курением, и так далее, так как человеку внушают, что он не хочет курить, или пить, или он начинает испытывать отвращение к этому.

Но, есть и опасные виды гипноза, такие как форсированный альфа-гипноз. Были ли вы когда-либо настолько поглощены чтением книги или просмотром фильма, что не замечали, что происходит вокруг вас, не слышали, что вам говорят и прочее? Если да, то вы имеете представление, что такое состояние транса. Именно это происходит с человеком во время гипноза.

С медицинской точки зрения, хотя этому нет точного подтверждения, считается, что гипноз может помочь справиться с различными заболеваниями, но только в том случае, если проводить его будет квалифицированный специалист.

Чтобы понять, что такое гипнотическое состояние, нужно испытать его действие. Если вы находитесь в состоянии транса, то вы:

  • щущаете сосредоточенность внимания;
  • ощущаете спокойствие и расслабленность;
  • отвечаете на задаваемые вам вопросы и отлично воспринимаете различные предложения.

Основная цель гипноза заключается в том, чтобы вы получили больше контроля над своими чувствами, поведением и физическим состоянием. Обучаться навыкам ввода в гипнотическое состояние лучше у опытных специалистов.

Основные виды гипноза

Геннадий Гончаров: Гипноз - моя карма

Классический директивный гипноз

Это прямое не скрытое воздействие на человека. Для введения человека в состояние транса ему дают четкие и открытые формулировки и установки. Такой способ гипноза применяется в медицинских целях и на сцене: когда специалист работает одновременно с группой людей – массовый гипноз. В медицине, данный вид воздействия на человека применяется для лечения, заикания, неврозов, депрессивного состояния, паники, тревоги, различных фобий, нарушения сна, расстройств сексуального характера и прочее.

Так же директивный гипноз помогает : от телевизора, наркотиков, интернета, алкоголя, табака и даже, от неправильной зависимости от других людей. Эффективен он и для лечения психосоматических болезней, возникающих из-за нервозности и стресса.

При этом у лечебного вида гипноза, имеются свои противопоказания: острый аппендицит, инфаркт миокарда, инфекции, сопровождающиеся повышенной температурой.

Сеанс посещения Тонкого Мира. Беседа с Высшим Аспектом. Высшим Я. Жидкое Зеркало. - Александр Царев

Методика лечебного гипноза и его проявление

Сначала человеку помогают расслабиться, при помощи слов или дополнительного воздействия света или маятника, далее его вводят в транс: глубокий или легкий, в зависимости от степени тяжести расстройства.

Пациент находится в полусонном состоянии, он может сидеть, лежать, иногда стоять. Врач воздействует на сознание человека, давая ему четкие установки. Иногда во время гипнотического сеанса пациент можете беседовать с врачом.

Скрытый гипноз. Этот способ гипноза подразумевает непрямое, скрытое воздействие на психику и сознание человека. Чаще всего этот вид гипноза применяется для получения какой-либо выгоды. Скрытое воздействие широко применяется в бизнесе, политике и рекламе. Цыганский гипноз, так же считается скрытым. Кроме того к нему можно отнести техники спец служб, эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование.

Цель скрытого гипноза – оперативное, практически мгновенное воздействие на сознание человека. Это наиболее опасный и непредсказуемый вид гипнотического воздействия.

Гордон - Диалоги: Из лягушек в принцы

Методика скрытого гипноза и его проявление

Скрытый гипноз проводится при контакте с человека, он основан на фиксации его внимания на определенном предмете, объекте или же явлении. Гипнотизер может задать человеку, совершено обычный вопрос: спросить, как пройти к какому-либо дому или попросить закурить.

Затем мошенник при помощи цвета, запаха, резкого звука и так далее устанавливает с человеком эмоциональный контакт. В результате человек очень быстро входит в транс.

Человека, загипнотизированного скрытым способом, очень легко распознать: скованность, стеклянные глаза, оцепенение, полная или частичная потеря контроля над свои поведением. Находясь под воздействием скрытого гипноза, человек делает практически все, что указывает ему гипнотизер. Выходя из состояния транса человек, не помнит свои поступки и действия.

При этом скрытый гипноз используется не только мошенниками для получения какой-либо выгоды. К примеру, гипноз эриксоновский считается полезным. Его отличием от обычного медицинского гипноза, является то, что врач не дает пациенту четкий установок, он вводит его в состояние транса в процессе обычной беседы. В таком случае достигается полная сосредоточенность на внутренних переживаниях, человек временно перестает воспринимать окружающую его реальность. Внешне человек выглядит расслабленным, как будто он замечтался, или задумался.

Психология НЛП

НЛП – это нейролингвистическое программирование или манипулирование. На сегодняшний день психология НЛП применяется довольно редко, хотя это весьма интересная и полезная область знаний, которая содержит разнообразную коллекцию современных коммуникативных моделей. Те, кто освоил психологию НЛП на практике, используя методики гипноза, получают большие возможности для карьерного и профессионального роста. Психология НЛП тесно связана с психотерапией, позволяя добиться более прочных и эффективных результатов.

НЛП психология имеет сходство с универсальными языками программирования. Используя методики нейролингвистического манипулирования можно быстро решать конкретные текущие задачи. При этом, изучив все особенности этого программирования, человек сможет решать более серьезные и глубокие задачи личностного роста, улучшая свой коммуникативные навыки и избавляясь от психопатических заболеваний.

Александр Дуккарт. Гипноз. Воссоединение с Высшим Я

Психотропогенный или фармакологический гипноз

Такой вид гипноза предполагает воздействие на сознание человека специальными наркотическими и психотропными препаратами, которые делают его более восприимчивым. Фармакологический гипноз используют спецслужбы и специализированными клиниками для лечения тяжелых форм зависимости.

Методика и проявление психотропогенного гипноза

Человеку дают таблетку или вводят препарат внутривенно. В результате при помощи дополнительно словесного воздействия он впадает в транс. В этом состоянии он легко подается внушению и чутко воспринимает все, что ему говорят.

В конце сеанса у пациента искусственно вызывается амнезия, то есть он не будет помнить сам факт внушения. Обычно, программа, заложенная во время такого гипноза, воздействует на поведение человека примерно год.

Патологический гипноз

В этом случае, человек впадает в транс в результате психопатических, психических недугов: шизофрении, эпилепсии, отравление, инфекций и истерии. Патологический транс может возникать непроизвольно или произвольно. В этом состоянии человек начинает совершенно иначе воспринимать реальность и реагировать на происходящие с ним события. Повышается чувствительность, в особенности он остро реагирует на слова других людей.

Как правило, человека намеренно не вводят в состояние патологического транса, так как это опасно для его здоровья и жизни.

Самогипноз – это простой и безопасный вид гипнотического воздействия, который можно практиковать без помощи сторонних людей. Этот способ гипноза напоминает медитацию или аутотренинг, или же он близок к молитве. При этом эффективность самогипноза так же высока, как и терапия со специалистами, можно достичь столь же впечатляющих результатов.

С помощью самогипноза можно поправить психологическое или физическое здоровье, достичь успехов на работе или в учебе.

Если вы решили испытать технику самогипноза, то изначально вам нужно определиться с конкретными целями. В зависимости от того, чего вы хотите добиться, составляется блок самовнушений. Так же следует определить время, которые вы собираетесь потратить на самогипноз.

Чтобы войти в транс, вам необходимо:

  • устроиться по удобнее, закрыть глаза и расслабиться;
  • сконцентрировать свое внимание на определенном звуке, либо на образе, либо на внутреннем ощущении;
  • дать себе установку, что досчитав до нуля, вы достигнете, пика расслабленности и начните обратный отсчет;
  • мысленно проговорите установку, которая вам нужна.

Как правило, в процессе самогипноза, человек засыпает, в этом нет ничего страшного, но лучше научиться контролировать свое сознание, тогда терапия будет гораздо эффективнее.

Существуют различные виды гипноза и методики ввода в гипнотический транс. Выбор варианта выбирается в зависимости от того, чего вы хотите в результате достичь. Но, при этом есть у различных видов гипноза и общие элементы:

  • сеанс гипноза, как правило, занимает от получаса до часа;
  • можно ограничиться одним сеансом или провести несколько;
  • по окончанию сеанса вы полностью приходите в чувство;
  • в основном, сразу после сеанса, вы можете приступать к своим делам.

После выхода из транса, пациент должен чувствовать себя хорошо. Но, есть еще один вид гипноза, опасный и запрещенный – форсированный альфа-гипноз.

Форсированный альфа-гипноз

Главное отличие этого способа гипноза, состоит в том, что человек не имеет понятия о том, что его мастерски вводят в состояние транса. Даже сейчас, никто точно не может сказать, каким образом проводится этот вид гипноза. Считается, что способности к нему есть у колдунов и магов, прошедших специальное обучение гипнозу и что выполняют его только для того чтобы навредить.

Методика проведения форсированного альфа-гипноза

Свидетели, которые видели, как выполняют такой гипноз, или которые подвергались ему, утверждают, что гипнотизеру достаточно просто посмотреть на гипнотизируемого человека, и он передаст ему все, что ему необходимо. При этом обычный человек, распознает скрытый гипноз, только после того, как заложенная программа начнет действовать.

Воздействие гипноза на человека

Гипнотический транс может вызываться психическими или физическими факторами. В случае использования физических факторов, человек впадает в состояние транса после однообразных движений рук специалиста над его головой, раскачивания головы или же различными действиями на слуховой анализатор: монотонными ударами в маятник или фиксацией взгляда на определенном неподвижном предмете и прочее. Психологические факторы – это словесное или письменное воздействие.

В гипнотическом состоянии можно выделить три последовательно сменяющие друг друга стадии нервной системы:

Каталептическая стадия – человек находится в неподвижном состоянии, глаза смотрят в одну точку, конечности сохраняют то положение, которое им придадут.

Летаргическая стадия – мускулатура расслабляется, чувствительность теряется, человек находится в глубоком сне.

Сомнамбулическая стадия – человек вялый и бездейственный. При этом мышцы сохраняют свою деятельность, а мыслительные способности самостоятельно не проявляются. Человек, превращается в сомнамбулу, которая автоматически выполняет приказы гипнотизера, даже самые немыслимые. После пробуждения, человек не помнит о совершаемых им действиях и поступках.

Регрессивный гипноз. Изменение ядра личности

Возможности гипноза. Можно ли зверя превратить в пастыря?
Как известно, первым в Рай попал разбойник Варрава. Перерождение душегуба в святого страстотерпца произошло мгновенно, когда Варрава уверовал в Христа. Тем самым евангельская легенда как бы недвусмысленно указала на механизм перерождения, в основе которого – изменение верований - представлений, не требующих доказательств своей истинности. Во всяком случае, так словари трактуют понятие веры.

Точно так же выглядит история командира одной из частей особого назначения (ЧОН), свирепствовавших в Сибири после окончания Гражданской войны. Будучи втянутым в водоворот революционных событий еще 14-летним подростком, А. Голиков до своего совершеннолетия успел поучаствовать в самых зверских акциях Гражданской войны, таких как подавление тамбовского восстания крестьян, и к 18-ти годам превратился в совершенное чудовище. Подвиги «Аркаши» в Енисейской губернии (современная Хакассия) заставляли содрогаться даже самих чоновцев. Дело дошло до того, что 3 июня 1922 года на Голикова было заведено дело № 274, и специальная комиссия во главе с комбатом Я.А.Виттенбергом вынесла ему смертный приговор, который не был приведен в исполнение только потому, что успела вмешаться контрольная комиссия при губкоме. Ждавшего расстрела Голикова поместили в психиатрическую лечебницу, а потом - в другую, третью… Так продолжалось, по признанию самого Голикова, «раз 8 или 10», пока не была написана повесть о Мальчише-Кибальчише, ознаменовавшая рождение детского писателя под псевдонимом Гайдар.

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Исследователей до сих пор ставит в тупик чудесное преображение бездушного алкоголика, но материалы кочевания Голикова по психушкам говорят, что чуда не было. Прежде чем полюбить детей и почувствовать тягу к писательству, Голиков оказался в харьковской психиатрической лечебнице. В то время здесь, на базе дачи Сабурова, работали основоположники мировой гипнологии и клинической психиатрии. Это был Петр Бутковский, написавший в 1834 г. первое отечественное руководство по психиатрии «Душевные болезни, изложенные согласно началам нынешнего учения психиатрии». Александр Лурия, изобретатель детектора лжи. Константин Платонов, который проводил опыты по гипнотической регрессии возраста, доказывая предположение Крафт-Эбинга (1893 г.) о возможности подлинного изменения личности человека в соответствии с внушенным образом. Используя тесты Бине-Симона, он констатировал репродукцию переживаний 4, 6 и 10-летнего ребенка, достигнутую в ходе , как «подлинную».

Можно ли считать совпадением полное изменение личности Голикова после его пребывания там, где как раз разрабатывались первые в мире клинические методы редактирования характера человека? В этом смысле Аркаша Голиков с его приступами неконтролируемой ярости и патологическим членовредительством был идеальной моделью для приложения научных разработок платоновской «могучей кучки», так как в его психике, судя по диагнозу («травматический невроз»), роился целый букет такого рода психотравм. Гипнотическая регрессия сама по себе позволяет не только обнаружить, но и использовать злокачественные источники психической энергии, подобно тому, как мы используем старую электрическую проводку, чтобы запитать новое оборудование. Похоже, от корней чудовищных псхотравм Голикова отцы-основоположники клинической гипнологии смогли «запитать» новые поведенческие императивы, внушенные ему в состоянии сомнамбулического транса. Так родился Аркадий Гайдар - умный, наблюдательный человек, способный видеть в каждом ребенке зрелую и в чем-то неповторимую индивидуальность. О подлинности новой личности свидетельствует простой факт: книги Гайдара переиздавалась более тысячи раз на 101 языке мира общим тиражом в 60 миллионов экземпляров.

Я с коллегами из разных стран решил повторить эксперимент Сабуровской дачи, для чего отобрали людей, которые легко поддаются . Цель – проверить эффект постгипнотического внушения на практике и настолько реально его применение в целях изменения личности.

Первый этом эксперимента состоял в том, что мы просто погружали испытуемых в гипнотический сон, во время которого давали установку типа «завтра утром, как проснетесь, напишите СМС оператору, что все хорошо». В общем, действовали привычно, только внушение адресовалось на период после выхода из гипноза.

Ничего не получилось! Никто ничего на следующее утро не написал, потому что все помнили слова внушения и относились к ним весьма скептически («Да ну… Че попало»).

На втором этапе эксперимента решили исправить ошибку и проделали то же самое, но с погружением испытуемого в полную амнезию (беспамятство). Оказалось, что эта мера дает плоды. Особенно в части внушений поведенческого характера. На следующий день наши подопечные как миленькие выполняли все, что было им задано под гипнозом: отправляли СМС, переводили деньги, делали, что поручено. То же самое они выполняли через неделю, если во внушении содержалось указание на соответствующий день календаря. Единственное, что ухудшало статистику эксперимента – принципы и воспитание его участников. Если задание входило в противоречие с внутренними установками человека, то оно не выполнялось. То же самое – в отношении заданий, слишком хлопотных в реализации. Оказалось, испытуемые, наткнувшись на сложности, довольно быстро находили причины для того, чтобы не выполнят внушение. С внушениями физиологического характера (типа «ваши руки склеены») дела обстояли еще хуже – их действие после выхода из гипноза едва наблюдалось, а если и имело место, то совсем недолго. В лучшем случае, два-три часа.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

На третьем этапе эксперимента, мы решили пойти тем путем, по которому предположительно могли пойти великие русские психологи в истории с Голиковым-Гайдаром. Мы стали погружать испытуемых до состояния транса, во время которого методом возрастной регрессии осуществлялся поиск психотравмы. Мы стараясь найти источник какого-нибудь психосоматического расстройства (они есть у каждого) как можно в более раннем периоде жизни добровольца. Когда нам это удавалось, мы погружали его в это воспоминание, и тот вел себя как младенец, каким был в тот момент своей жизни. Пока наш естествоиспытатель заново переживал некогда потрясшее его событие, мы использовали критическое состояние его психики, чтобы именно в этот момент сделать контрольное внушение. Это делалось, чтобы «привить» к древу уже сложившегося психосоматического механизма новые признаки.

Что из этого получилось, можете судить сами. Поведенческое внушение, ставшее элементом старой психотравмы, после выхода испытуемого из гипноза, обнаруживало себя как навязчивая идея. Доброволец ничего не помнил, но находил поводы, причины и оправдания, чтобы выполнить внушение, даже если тому мешали различные обстоятельства, в том числе внутренние принципы. Причем, сила неосознанного желания со временем не угасала – внушение все время подпитывалось за счет психической энергии психосоматической подсистемы, и исчезало не иначе как вместе с ней. То же самое можно сказать о внушениях физиологического характера. Они на глазах формировали в человеке новое психосоматическое отклонение. Например, внушение «не открывать глаза», после выхода испытуемого из гипноза, сразу же начинало формировать нервный тик. Чтобы убрать его, требовалось ликвидировать психосоматическое заболевание, к которому оно была привито.

Анализ сделанных во время эксперимента наблюдений позволил сделать несколько выводов. Во первых, испытания показали, что амнезия позволяет внушению жить независимо от сознания. Это происходит до тех пор, пока человек в семантике, то есть в словах и фразах, не выразит внушенную команду. Причем громко, вслух. Сознание получает информацию через органы слуха, и начинает разбираться. Чары спадают. Таким образом, перед нами древний механизм языческого заклинания и даже «с разоблачением». Во вторых, мы теперь понимаем, что тот же механизм задействован и в формировании фобий. Соответственно виден и процесс лечения. Чтобы избавиться от власти внушения в последнем варианте, стоит сделать то же самое, что сделал бы средневековый маг, чтобы избавить человека от проклятья: выразить эмоцию в словах и тем самым осознать (то есть сделать доступной сознанию) предмет внушения. Разум (сознание) легко вульгаризирует и опошляет любые идеалы, что делает их незначительным и даже ничтожным. В третьих, метод прививания внушений к рефлекторной деятельности организма представляет собой реальный способ изменения личности. Так можно, например, изменять личность преступников с патологическими наклонностями. Пример Голикова-Гайдара подтверждает, что радикальное преобразование личности с помощью гипноза - это не просто реальность, но и новое будущее, которое до этого мы и не могли себе представить. Эксперимент показал, что мы на верном пути и недалек тот час, когда мы сможем повторить чудо преображения.

Куда же подевался погрязший в алкоголизме садист и военный преступник Аркаша Голиков? На этот вопрос отвечают исследования пензенского гипнолога-психиатора О. К. Тихомирова. Будучи учеником одного из харьковских кудесников (научным руководителем его кандидатской диссертации был А. К. Лурия), Тихомиров в «застойные годы» проводил целый ряд гипнотических экспериментов, среди которых заметное место занимало внушение образов знаменитых людей. В ходе этой работы Тихомиров полностью разрушил расхожую точку зрения, получившую жизнь с легкой руки английского психофизиолога Карпентера, утверждавшего, что «гипнотик становится на некоторое время «мыслящим автоматом». Тихомиров доказал, что творческий потенциал человека, пребывающего в гипнотическом состоянии, не убывает, а возрастает. Анализируя результаты своих экспериментов по внушению образов знаменитых художников, шахматистов, спортсменов, музыкантов, Тихомиров пришел к выводу, что в основе перевоплощения лежит гипнотическое раскрепощение личности, повышение ее самооценки. Ведь «переход» испытуемых в другую личность основывался на снятии под гипнозом сковывающих установок («я не могу», «мне это не по силам»), за которыми следовала неосознаваемая перестройка всей мотивационной структуры. Происходило это, потому что они смотрели на мир глазами своих персонажей, что подразумевало парадоксальную трактовку наблюдаемых фактов и явлений, характерную для гениев. «В гипнотическом состоянии первичным фактором, перестраивающим деятельность, - писал Тихомиров, - является появление нового смысла нового отношения к выполняемой деятельности, а как результат - уверенность, смелость, ощущение свободы. Необходимо отметить, что гипнолог не регулирует деятельность испытуемых „поэлементно“. Создавая новое отношение, состояние подъема, он лишь повышает возможности саморегуляции активной деятельности субъекта».

На международном симпозиуме в Тбилиси, кроме учения 3. Фрейда, большое внимание уделялось учению советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) прожил яркую и неординарную жизнь. Будучи гимназистом, он был исключен из гимназии в 1905 году за участие в митинге против самодержавия и сдает экзамены на аттестат зрелости экстерном. Затем продолжает образование в Лейпциге у знаменитого психолога В. Вундта. В 23 года защищает докторскую диссертацию при университете в Галле (на немецком языке). После революции становится одним из основателей Тбилисского университета, организует Институт психологии, становится его директором, академиком…

Огромной заслугой Узнадзе перед современной психологией является в первую очередь то, что во времена мрачного террора в стране за учение Фрейда и психоанализ он продолжал исследовать глубинные, бессознательные процессы в человеческой психике. Для того, чтобы не раздражать цензоров фрейдистским термином “бессознательное”, он вводит в психологию понятие “установка”.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности личности, как внутренней, так и внешней. В человеческой активности, согласно Узнадзе, бессознательное психическое действие проявляется в виде установок.

Предлагаю вам, уважаемый читатель, провести один из классических опытов по выработке установки. Если Вы возьмете три шара или мяча: два, например, диаметром 6 см, а один - 12 см. Размеры даны примерные. Затем предложите знакомому оценить равенство этих мячей. Он скажет, что два мяча равные по размеру, а один большой. Попросите испытуемого сесть, закрыть глаза, положить руки на колени ладонями вверх, и скажите ему инструкцию типа: “Сравните эти два мяча по величине на ощупь”. Если вы почувствуете, что больший по объему мяч находится в правой или левой руке, то скажите: “в правой” или “в левой”, “глаза не открывать”. Затем вы даете в левую руку мяч больший, а в правую - меньший. Когда испытуемый определит, в какой руке большой мяч, вы снимаете их и через три секунды даете мячи опять - больший мяч в левую руку, а меньший - в правую. Таким образом предъявляете мячи 5-10 раз. На 10-й раз вы подаете в руки два одинаковых по размеру мяча. Одинаковые мячи вы предъявляете 5 раз, и ваш испытуемый, ощупывая их, с закрытыми глазами будет говорить, что он чувствует в правой руке мяч, больший по объему, а в левой меньший. Если испытуемый откроет глаза, то убедится, что мячи одинаковые по размеру, но, закрыв глаза, опять будет в правой руке чувствовать шар, больший по размеру.

Это состояние называется контрастной иллюзией. Д. Н. Узнадзе это состояние определил как готовность к привычному способу реагирования, т. е. как установка. Установки можно вызывать в различных органах чувств, или, как говорят психологи, установки бывают различных модальностей: аудиальные (вырабатываемые на слух, звук), тактильные (осязательные), визуальные (зрительные) и кинестетические (двигательные).

Установки имеют следующие характеристики:

1. Возбудимость фиксированной установки. То есть сколько установочных предъявлений (неравные мячи) требуется испытуемому, чтобы возникла иллюзия? Некоторым людям и 5 предъявлений достаточно, другим и 20 мало.

2. Прочность фиксированной установки. Сколько раз при предъявлении равных мячей возникает контрастная иллюзия? В каком по счету предъявлении человек может стряхнуть с себя иллюзорное восприятие неравенства? Одному достаточно 5 предъявлении, а другому - 20. Иллюзия может “перескакивать” то слева, то справа, один из равных мячей кажется “больше”. Это показатель пластичности установки.

3. Вариабельность установки. Есть люди, у которых один и тот же эксперимент в разные дни вызывает одинаковое количество иллюзий. Но, оказывается, есть люди, у которых прочность иллюзий сегодня одна, а завтра другая. Они говорят: фиксированная установка вариабельна.

От характера работы установок зависит и характер человека. Например, если установка “возбудима” (легкое возникновение иллюзий), то эти люди чаще всего вспыльчивые, экспансивные.

У кого низкая возбудимость, то они инертны, пассивны. Если установка “динамична” (иллюзии не застревают, долго не задерживаются), значит, человек умеет приспособиться к окружению, вынослив в конфликтах.

Если “статична” установка, прочные иллюзии долго не проходят, тогда наоборот. Человек неуживчив, легко ломается в конфликтах. Если установка “вариабельна”, то человек непоследователен и импульсивен.

Установки бессознательны и формируются под влиянием среды. Именно таким образом фиксируются наши стереотипы жизни. Существует множество различных бессознательных установок, которые определяют наше поведение.

В исследованиях Узнадзе встречается описание явления, стоящего за первичной установкой. Он описывает поведение человека, внезапно испытавшего жажду. “Скажем, я чувствую сильную жажду и в этом состоянии я прохожу мимо места продажи прохладительных напитков, мимо которого, впрочем, мне приходилось проходить ежедневно по нескольку раз. На этот раз я чувствую, что вид напитков привлекает, как бы тянет к себе. Подчиняясь этому влечению, я останавливаюсь и заказываю себе воду, которая кажется сейчас мне наиболее привлекательной. Лишь только я удовлетворяю жажду, вода сейчас же теряет для меня привлекательную силу, и если я в таком состоянии прохожу около того места, оно остается вне моего интереса, или же бывает, что я его не замечаю вовсе” (Узнадзе Д. Н. // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961).

Явление “внушения” со стороны предметов нам всем известно. Предметы притягивают нас к себе и побуждают к определенной деятельности. Иногда и потребность и сам ее предмет не осознаются человеком, но тем не менее властно определяют его поступки, “притягивают” человека к себе. Так, герой романа “Преступление и наказание” Раскольников, намеревавшийся пойти в полицейскую контору, вдруг находит себя у того места, где им было совершено убийство старухи-ростовщицы.

“В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была уже в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом через две улицы, - может быть, без всякой цели, а, может быть, чтобы хоть минуту еще потянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его” (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Т. 6. М., 1960. С. 132-133).

Читая, мы видим и чувствуем, как какая-то непонятная сила влечет Раскольникова к месту преступления, и она, эта сила, словно действует помимо него.

Два описанных примера отличны, но в них есть общая особенность, которая и становится центром исследований Д. Н. Узнадзе. При наличии некоторой потребности, предмет, могущий удовлетворить индивида, влечет его к себе и побуждает совершить действие, “требуемое” этим предметом и приводящее к удовлетворению потребности.

В одном случае этот предмет - стакан воды, а в другом - место преступления. В первом примере состояние, вызванное потребностью и ее предметом, осознается, а во втором примере скрыто от человека.

Но в обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта, при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенной деятельности, отвечающей потребности, т. е. установки.

В понимании Д. Н. Узнадзе “первичная установка” выражается в конкретном психологическом явлении - феномен “побуждающего характера” предметов.

Этот феномен может вызывать импульсивные установки, которые переходят в импульсивное поведение. Примеры действия импульсивных установок встречаются буквально на каждом шагу. Вы пишете статью, а рядом стоит тарелка с яблоками или лежит пачка сигарет. Время от времени вы, не отрываясь от работы, машинально протягиваете руку и берете яблоко или закуриваете сигарету. В том случае, если условие, способное удовлетворить потребность, находится перед нами в стандартной ситуации, мы почти никогда специально не задумываемся, что предпринять: “Сами условия ситуации диктуют нам, что надо делать” (Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека // Психологические исследования. М., 1966).

Любое импульсивное поведение осуществляется под влиянием актуального импульса сиюминутной потребности и отвечающего ей предмета, диктующего, в буквальном смысле этого слова, что нужно делать.

Стакан воды, стоящий на кафедре, “внушает” лектору, почувствовавшему жажду, взять и выпить его, не прерывая хода своих рассуждений.

Если вы сыты, но чувствуете приятный запах лакомства, то этот продукт “внушает” вам ложный аппетит, и вы его покупаете. Любая женщина, занятая многочисленными домашними делами, в момент появления недостаточно знакомого человека машинально поправляет волосы, направляясь навстречу гостю. Заядлый курильщик, увлеченный разговором, механически будет курить столько раз, сколько будут протягивать ему сигареты.

Многие установки помогают нам жить автоматически в стандартных ситуациях. В этот момент индивидуальные установки не мешают нам думать о других проблемах. Например, у молодого человека, собирающегося на свидание с любимой девушкой, никак не надевается ботинок, и все его усилия оказываются тщетными. Тогда, порядком разнервничавшись, он начинает разбираться, в чем дело, и с досадой обнаруживает, что, увлекшись мечтой о встрече с любимой девушкой, он упорно пытался натянуть ботинок своего брата. Препятствие, возникшее при надевании ботинка, парализует установку, направленную на встречу с девушкой, возникает в сознании потребность узнать причину задержки.

Наши установки могут проявляться и в оговорках, обмолвках и ошибочных действиях. Так, 3. Фрейд в одном из своих исследований рассказывает о председателе, который открывает не предвещающее ему ничего хорошего заседание словами “объявляю заседание закрытым” (вместо “открытым”), не замечая при этом обмолвки. Эта обмолвка приоткрывает то значение, которое собрание имеет для председателя.

Или еще один пример. Юноша, расставшийся с любимой девушкой, начинает встречаться с другой. Оживленно беседуя с ней о чем-то, он несколько раз называет ее именем той девушки, с которой встречался раньше. Его новая знакомая вспыхивает и заявляет: “Ты вовсе не меня любишь”. И сколько бы ни оправдывался юноша, утверждая, что просто оговорился, она проницательно увидела то реальное значение, которое она имеет для юноши, “увидела” ту смысловую установку, которая прорвалась на поверхность в виде обмолвки.

Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенной деятельности. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде “лишних” движений, смысловых обмолвок и оговорок.

Следующий уровень установочной регуляции - цель действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидимого результата, актуализирует готовность субъекта к ее достижению и тем самым определяет направленность данного действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, какую цель он поставил при решении определенной задачи. Одним из наиболее впечатляющих примеров силы действия целевой установки остается случай с охотником, описанный К. Марбе. В поздний вечерний час охотник с нетерпением подстерегал в засаде кабана. И вот наконец долгожданное событие произошло, листья кустарника качнулись, и… грянул выстрел. Охотник кинулся к подстреленному “кабану”, но вместо кабана он увидел девочку. Сила целевой установки, готовность увидеть именно то, что он ожидал и хотел увидеть, была столь велика, что чувственное содержание, возникшее в процессе восприятия объекта (девочки), преобразовалось в иллюзорный образ кабана (Нататдзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972).

В обычной жизни часто встречаются случаи “самостоятельного” проявления целевой установки в форме тенденции к завершению прерванных действий. Подобные проявления целевой установки были открыты и исследованы Б. В. Зейгарник на материале запоминания прерванных и законченных действий.

Испытуемым предлагали в беспорядке совершать различные действия, причем одни действия им давали довести до конца, а другие прерывали. Выяснилось, что прерванные действия запоминаются примерно в два раза лучше, чем законченные.

В классических экспериментах Б. В. Зейгарник был установлен тот фундаментальный факт, что предвосхищаемая субъектом цель действия продолжает оказывать влияние и после того, как действие прервано, выступая в виде устойчивой тенденции к завершению прерванных действий.

Этим феноменом интуитивно пользуются писатели и хорошие лекторы. Писатель, желающий, чтобы его читатель захотел прочесть вторую, еще не опубликованную часть книги, старается “оборвать” изложение на самом интересном месте. Лектор, стремящийся, чтобы его слушатели глубже поняли проблему, не “разжевывает” ее до конца, а прерывает лекцию, вынуждая тем самым слушателей самим попытаться решить или обдумать эту проблему. Если слушатель выходит с лекции в состоянии прерванного действия и имеет установку на поиск решения поставленной проблемы, то, значит, лекция удалась.

Любой план своего поведения мы разбиваем на операции, которые помогают нам достичь намеченную цель. Готовность к осуществлению определенного способа действия понимается как операциональная установка.

В повседневной жизни операциональные установки действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу “привычного”, по выражению Д. Н. Узнадзе, плана поведения.

После того, как человек многократно выполнял один и тот же акт в определенных условиях, у него при повторении этих условий не возникает новая установка, а актуализируется ранее выработанная установка на эти условия (Узнадзе, 1961). Воспользуемся образным примером П. Фресса, чтобы проиллюстрировать эту мысль: контролер на станции метро после многократного предъявления билетов ожидает вновь увидеть билет, а не стакан с аперитивом, т. е. при встрече с пассажиром у него каждый раз на основе прошлых воздействий актуализируется готовность действовать именно по отношению к билету.

Если вы рискнете в час пик предъявить контролеру похожую на билет бумажку, то убедитесь в том, что установка, вылившись в Операцию, будет по своему содержанию соотнесена именно с билетом, а не с бумажкой. Иными словами, выражение операциональной установки будет обусловлено “образом действия”, принятым в данной ситуации.

Разнообразные фиксированные социальные установки также могут выступать как операциональные установки. Очень удачный пример действия социальных фиксированных установок, актуализирующихся в стандартных ситуациях, можно увидеть в произведении Л.Н.Толстого “Анна Каренина”: “Жизнь Вронского тем была особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно, определявших все, что должно и не должно делать. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно. Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, что обмануть нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений, но можно оскорблять, и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову” (Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 8. М., 1963. С. 324).

Эти правила, нормы оценок и отношений внедряются в сознание человека и, выступая в форме отвечающих стандартному кругу условий операциональных установок, руководят человеком в повседневной жизни и избавляют от необходимости всякий раз решать, как надлежит действовать в той или иной уже встречавшейся ситуации. Достаточно, опираясь на прошлый опыт, отнести встретившуюся ситуацию к определенному классу, и “срабатывают” соответствующие установки.

Эти установки будут операциональными - по их месту в деятельности и отвечающими усвоенным социальным нормам (пример с Вронским) - по их содержанию. Операциональные установки обычно осознаются лишь в тех случаях, когда они нарушаются.

Так, главный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” князь Мышкин вместо того, чтобы небрежно бросить свой узелок швейцару, заводит с ним обстоятельную беседу в “людской”, чем сначала приводит в недоумение самого швейцара, а затем и княгиню Мышкину. Нарушение принятых норм мешает швейцару, “человеку с намеком на мысль”, решить, как себя вести с князем.

Подобное нарушение правил и вытекающих из них установок на определенное поведение в данной ситуации расценивается и швейцаром, и княгиней как событие из ряда вон выходящее, о чем недвусмысленно дается понять князю Мишкину.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, бессознательное психическое состоит из множеств установок. Он смог экспериментально показать их формирование и некоторые из них классифицировать.

Итак, в самых общих чертах вы познакомились с этой классификацией установок - первичной, целевой, импульсивной, смысловой и операциональной.

Но ни в коем случае не следует представлять эти установки, как этажи, надстроенные друг над другом и лишенные каких бы то ни было отношений между собой.

Все установки находятся в постоянном взаимоотношении друг с другом и влияют друг на друга. Каждая установка стремится реализовать свою целевую потребность, и каждая из них имеет свой установочный операциональный способ ее реализации. Эти установки, стремясь к своей цели, действуя, наступают друг на друга. Таким образом, может возникнуть противоречие, конфликт, который из бессознательного может перейти в сознание.

Например, увидев на улице симпатичную незнакомую девушку, молодой человек хочет подойти и познакомиться, но в его круге такой поступок будет расценен как неприличный. В этой ситуации действует несколько установок, между которыми складываются определенные отношения. Прежде всего это целевая установка, проявляющаяся во вполне осознанном намерении молодого человека познакомиться с девушкой. Она актуализирует, с одной стороны, различные операциональные социальные установки, усвоенные в прошлом в виде социальных норм поведения в подобных ситуациях, с другой стороны, она приводит в действие смысловую установку, выражающую реальное отношение молодого человека к вставшей перед ним цели. В зависимости от смысловой установки фиксированные социальные установки могут либо блокироваться, и тогда молодой человек решится подойти к девушке, либо реализоваться в действие, и тогда он пройдет мимо.

Описанная ситуация, конечно, упрощена, но благодаря такому упрощению в ней удается увидеть то, как установки других уровней под влиянием целевой установки вплетаются в контекст действия и определяют его ориентацию.

Наши старые установки могут оказывать свое действие на новые. Например, у курильщика появилась целевая установка, которая проявилась в осознанном желании бросить курить. Он сознательно принимает решение, что завтра больше курить не будет.

Утром старая операциональная фиксированная установка актуализирует у него в сознании желание закурить, и он берет сигарету. Но “целевая установка” опять анализирует в сознании курильщика мотив бросить курить, например: “Я бросил курить! Все, я не курю!”. Курильщик убирает сигарету. В этот момент “старая установка” диктует противоположную мотивацию: “Кто сразу бросает курить? Сразу бросать курить вредно! Давай будем отвыкать постепенно”. Эти две установки находятся в конфликте друг с другом, а сознание курильщика, его “Я” должно поддержать одну из них. Если “Я” курильщика не актуализирует мотив “бросить курить”, то “старая привычка” курить остается.

Итак, между установками различных уровней складываются определенные взаимоотношения. Мышление среднего человека подобно обезьяне, которая прыгает и бегает между конфликтующими установками и принимает зачастую “импульсивные” решения. Люди смотрят на мир сквозь очки, стекла которых затемнены светонепроницаемой пленкой “старых установок” (догм, знаний, устаревших предрассудков и т.д.).

Д. Н. Узнадзе в связи с этим писал: “Старая установка продолжает свое существование в определенной качественности установок настоящего”.

Эта глубокая мысль создателя теории установки показывает нам, что “старые установки”, или, как их называют в школе Д. Н. Узнадзе, “установки на прошлое”, оказывают существенное влияние на “новые установки”, или “установки на будущее”.

Но существуют творческие установки, которые могут организовать и интегрировать деятельность конфликтующих между собой установок. Формирование подобных установок - это, по-видимому, одна из важнейших функций Вашего бессознательного. Такая интеграция дает человеку духовную силу, творческий потенциал. Творческие установки выражают в жизнедеятельности человека его личностный смысл, придают устойчивый характер и помогают преодолеть многие трудности в жизни человека, создают в сознании индивида духовный самоконтроль и ведут его к самосовершенствованию.

К пониманию этого, правда, в неясной форме, неоднократно уже приходили лучшие умы прошлого. Известный римский философ Луций Анней Сенека, не сомневаясь, утверждал: “Сколько человек прожить хочет - может”. Интересно подчеркнуть, что спустя столетия к этому же выводу пришел Гёте. По поводу смерти одного знакомого он писал: “Вот умер 3., едва дожив до 75 лет. Что за несчастные создания люди - у них нет смелости прожить дольше. Главное, надо научиться властвовать над самим собой”.

На симпозиуме по бессознательному было отмечено, что внушаемость человека и его гипнабельность зависят от неосознаваемой психологической установки. Именно возникновение неосознаваемой психологической установки на внушаемость оказывает непосредственное и глубокое влияние на гипнабельность. Но до тех пор, пока положительная установка на внушение не исключит в сознании индивида мотивы поведения, противоречащие процессу внушения, гипнотического эффекта не будет.

Под влиянием положительной установки на внушение бессознательно срабатывает механизм, исключающий поведение, противоречащее этой установке.

Именно тогда отпадает под влиянием этой установки последний мотив, определяющий контроль за своим поведением, наступает гипнотическое состояние, при котором словесная информация, поступающая от гипнотизера, воспринимается без критики сознания индивида.

Установка на внушение является реорганизатором психологических установок личности, которые в дальнейшем не только способствуют достижению гипнотического состояния, но и активно участвуют в самом процессе создания этого состояния.

Итак, учение 3. Фрейда - психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки Д. Н. Узнадзе выступают на сегодня как наиболее обобщенные направления научной мысли о бессознательном психическом. Они приводят к выводу о том, что сознание индивида вовсе не является феноменом, исчерпывающим психологическую сущность и способ проявления психических особенностей человека. Все личностные качества индивида имеют бессознательную причину.

Оба эти направления считают, что бессознательное психическое управляет всеми фундаментальными измерениями человека во всех аспектах. Управление осуществляется бессознательно или может реализоваться через сознание. Бессознательное есть неустранимое начало всего общественного бытия человека, а не одной только его индивидуальности.

Читатель, думаю, уже догадался, что искусство гипнотизера состоит в умении присоединиться к бессознательному индивида, формировать положительную установку на внушение и через гипнотический транс получать нужный эффект. Но все это в следующих главах.