Поведение ребенка в 7 лет. Кризис семи лет: характеристика и особенности, рекомендации родителям

– этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

7 лет - это возраст, когда ребенок берет на себя некую ответственность за определенные сферы своей жизни. К этому времени ребенок обладает своим кругозором и знаниями, которые позволяют делать выводы и жизненные наблюдения. Эти навыки являются необходимыми для усваивания основного научного знания. Именно поэтому семь лет - это возраст, при котором родители отправляют в первый раз ребенка в школу.

А мы уже умеем...

  • Математические навыки. Числа первого десятка уже полностью изучены. Ребенок их использует для счета предметов, для присваивания порядкового номера определенному предмету, для решения задачи в одно действие на сложение или вычитание, для сравнения цифр больше, меньше, равно. Ребенок, также, обладает элементарными геометрическими навыками: знает основные фигуры, понимает расположение фигур в пространстве, умеет их делить на несколько частей.
  • Закономерности и соответствия. Ребенок умеет находить закономерности в ряде каких-либо предметов, которые предлагаются, и умеет его продолжать. Может определить сходство и разногласия в группах предметов, умеет находить единое общее для предметов, которые совершенно не похожи друг на друга, умеет продолжать историю, описывая предложенные картинки.
  • Речь. Ребенок легко использует речевые обороты. Сама речь связана и максимально приближена к взрослой по качеству. Дети успешно пользуются интонацией, умеют с ее помощью выделять определенные слова или фразы, разбирают, где повествовательное предложение, где побудительное, вопросительное или восклицательное.
  • Контактные данные. Малыш полностью владеет информацией о себе и своих родителях. Он знает фамилию, имя, сколько ему лет, где проживает, номер телефона, контакты родителей, их имена и профессии.
  • Диалоги-монологи. Ребенок легко участвует в дискуссии, активно отвечает на вопросы и задает свои, знает большое количество стихотворений и рассказывает их наизусть, умеет пересказывать прочитанные книги или повествовать о событиях, которые произошли не так давно.
  • Известное окружение. Ребенок знает название всех окружающих его предметов. Имеет любимые мультфильмы, спектакль, книгу, знает как они называются и имена любимых героев.
  • Уход за собой. Ребенок самостоятельно контролирует соблюдение норм гигиены. Он умывается и чистит зубы, моет руки, следит за чистотой одежды, за состоянием ногтей и волос. Умеет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Общественные процессы. Ребенок умеет пользоваться телефоном. При необходимости может осуществить звонок родителям или другим близким людям. Знает для чего предназначен светофор, умеет определять цвет и соответствующие ему действия.
  • Изученный календарь. Малыш знает название текущего месяца, определяет день недели и знает их последовательность. Ориентируется в месяцах в течение всего года.

Что нужно от Вас?

  1. Безапелляционно продолжайте соблюдать режим дня. Дневной сон, конечно, теперь может оказаться под угрозой, но ночной должен быть полноценным. Вечером укладывать ребенка стоит не позже девяти часов. Организм малыша слишком перегружен новой ролью и новой информацией, поэтому теперь для борьбы со стрессом ему необходим полноценный отдых.
  2. Питание применяется и далее четырехразовое , при этом должно происходить насыщение ребенка витаминами и полезными веществами. Малыш должен питаться максимально разнообразными продуктами, при чём снэки, сладости и фаст-фуд стоит исключить или хотя бы минимизировать их объем в детском рационе.
  3. Активно проводите свободное время малыша. Несмотря на новую роль - роль школьника - он не прекращает быть ребенком, который все еще нуждается в активном времяпрепровождении. Не стоит ребенка 7 лет перегружать информацией: все новости и необходимые данные, которые ему сейчас нужны, обеспечит школа. С Вашей стороны - дайте ему возможность уйти от стресса. Для этого пусть погоняет мяч или покататься на велосипеде - это позволит ему расслабиться и уйти от негатива.
  4. Не ленитесь разговаривать со своим ребенком. Он должен Вам доверять! Посещение первого класса нередко вызывает сложности у ребенка. Чаще всего они вызваны неготовностью крохи к выходу в большой свет - в школу. Теперь ему придется находиться в обществе чужих детей, чужих взрослых и даже в чужом помещении. Очень важно с помощью своих разговоров настроить ребенка правильно. Ваши вопросы должны ориентировать его на восприятие школы как места, где много интересного и нового.
  5. Подогревать интерес ребенка к учебе. Если Вы занимались с ребенком ранее, и навыки первоклассника он уже освоил, продолжайте двигаться дальше, не стоит останавливаться на школьной программе: можно вводить элементы иностранного языка, приобрести набор юного биолога или химика - все это будет интересно и ново для крохи, если Вы это ему преподнесете в виде игры.
  6. и не перенимайте его задачи на себя. Ненавязчиво напомните ему о домашнем задании или озвучьте необходимость сложить рюкзак к следующему учебному дню - Вы не должны делать работу за него, Ваша роль подсказчик и помощника.
  7. Готовьте ребенка к технике «вопрос-ответ». Малыш с первых дней в школе должен понимать как правильно ставить вопрос и как корректно давать свой ответ. Малыш также должен обладать техникой доказательства, приведение примеров, диалогов и так далее. Он должен понимать причинно-следственные схемы и корректно и грамотно их озвучивать.
  8. Учите малыша общаться. Правильная коммуникация со старшими или же детьми обеспечивает ребенку спокойное самочувствие в стенах школы и отсутствие стрессов. Для этого не ограничивайте ребенка в общении, водите его на различные мероприятия, встречи и кружки, где он может знакомиться и общаться со сверстниками.
  9. Научите малыша понимать речь, а не только ее использовать. Особенно сложности возникают с абстрактными понятиями, которые в большинстве своем составляют значительную часть научного знания. Ребенок должен быть подготовленным к работе с этими понятиями.
  10. 7 лет - это один из кризисных периодов, которые сопровождаются капризностью и неуправляемостью малыша.

Полезно знать: будьте терпеливыми, не переходите на крик или использование нецензурной брани - не нужно усугублять ситуацию. Старайтесь ребенку объяснить ту или иную ситуацию, а также пытайтесь с ним договориться, находя подходящий для Вас двоих вариант.

Этот кризис сопровождается неоправданными дневными и ночными страхами. Присмотритесь к ребенку: если видите в нем некоторую обеспокоенность - говорите с ним почаще, если обеспокоенность не проходит либо малыша мучают кошмары - обратитесь к детскому психологу.

Конечно, подготовка ребенка к школе является важным процессом. Если у Вас есть возможность отправить малыша на специализированные курсы - так и сделайте , если же нет - с таким же успехом можно заниматься с ним и дома.

Учите с ребенком цифры и буквы, прописывайте их и старайтесь прочесть, учитесь решать простейшие математические задачи на 1 действие. Можно понемногу вводить или другого иностранного языка.

Проводите все обучение в игровом стиле иначе Вы рискуете заранее поселить в душе ребенка нелюбовь к учебе.

Видео развитие ребенка в семь лет

Возраст 7–8 лет - один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

  • В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка - на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь. Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности - удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.
  • У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе система «ребенок - взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый - учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок - учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды. Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
  • У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
  • В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
  • Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.
  • Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что 7–8 лет – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.

В период с 5 до 7 лет у ребенка формируется инициативность. Он старается делать все сам и огорчается, когда у него что-то не получается. Поэтому, придумывая занятия для ребенка такого возраста, необходимо учитывать, что недостаточное развитие инициативности приведёт к трудностям. Человек будет делать только то, что его попросят. Девиз для ребенка 7 лет – «Я хочу делать это». Это период, когда ребенок учится определять для себя, чего он хочет и почему он это хочет. Родителям необходимо помогать ему проявлять свои желания и ставить цели.

Занятия ребенка дома в 7 лет можно разделить на несколько видов. Их можно применять в сочетании друг с другом, учитывая факт, что дети этого возраста способны удерживать внимание и концентрацию на одном виде деятельности 10-15 минут.

Чтение книг и детских журналов

Рисование

Все дети любят рисовать. Занятия по рисованию могут быть разными:

  1. Шифровка . Зашифруйте картинку цифрами или значками. Возьмите раскраску и обозначьте цвета определенными символами. Расшифровку символов напишите внизу страницы под рисунком. Значками – это цифры, буквы или рожицы.
  2. Срисовка . Попросите ребенка перерисовать картинку из журнала или нарисовать на заданную тему. Например, «Нарисуй свой новогодний подарок».
  3. Дорисовка . Нарисуйте собаку без носа, хвоста или ушей и попросите ребенка дорисовать недостающие детали и разукрасить собаку.
  4. Симметрия . Это игра с красками. Возьмите альбомный лист и сложите пополам. На палитре смешайте немного краски с мыльной водой и кисточкой накапайте на одну сторону листа. Сложите бумагу пополам и прижмите. Раскройте и посмотрите на симметричную абстрактную картинку. Дорисуйте недостающие элементы и дайте рисунку высохнуть. У вас может получиться бабочка или цветок. Таким же способом можно делать рисунки с помощью нитки. Окуните нитку в краску и наложите ее на половину листа, прикройте другой половиной и прижмите.
  5. Оттиски . Возьмите прямоугольный кусок очищенного картофеля и ножом вырежьте на срезе выпуклую фигуру. Обмокните срез в краску и сделайте оттиск на бумаге. Фигуры могут быть разные: элементы травы, прямоугольники, круги, цветы илм сердечки.
  6. Абстракция . Расчертите линиями в хаотичном порядке весь лист, чтобы получились разные геометрические фигуры. Раскрасьте каждую фигуру так, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Лепка из пластилина, соленого теста и полимерной глины

Лепка не только развивает мелкую моторику пальцев, но и способствует развитию фантазии и пространственного воображения. Пластилин отличается от полимерной глины тем, что проведя термообработку глины, вы получите сувенир для друга в виде статуэтки или брелока.

Полимерную глину можно приготовить самостоятельно.

  1. В глубокую тарелку положите 2 ст. ложки крахмала, 2 ст. ложки клея ПВА, 1 ч. ложку глицерина, 0,5 ч. ложки вазелина, ¼ ч. ложки детского масла и хорошо перемешайте, чтобы не было комочков.
  2. Натрите на мелкой терке парафин 0,5 ч. л. и добавьте лимонную кислоту. Перемешайте и поставьте в микроволновку, на полную мощность на 5-7 сек. Снова перемешайте и поставьте на 6-7 сек. Повторите процедуру.
  3. Выложите массу на пластмассовую доску и вымешивайте шпателем, пока глина не станет нужной консистенции. Храните глину в пищевой пленке или контейнере в холодильнике.

Из пластилина или соленого теста можно сделать картину-аппликацию.

  1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте простым карандашом картину. Поверх листа приклеивайте слоями пластилин или тесто нужного цвета. У вас получится объемная картина.
  2. Тесто можно купить в магазине, а можно сделать самому. Возьмите 2 стакана муки, смешайте со стаканом соли экстра, 1 ст.л. растительного масла и ¾ теплой воды. Замесите тесто и разделите на порции. В каждую порцию добавьте немного гуаши. Перемешайте до однородной массы.

Можно разукрашивать готовое высушенное изделие. Храните тесто в холодильнике плотно завёрнутым в пищевую пленку. Чтобы тесто не прилипало к рукам, регулярно смазывайте их подсолнечными маслом. Выпекать готовое изделие из теста нужно при температуре ниже 100С около 2-х часов.

Изготовление домашнего театра

Ребенку 7 лет под силу изготовить декорации и несколько фигур для домашнего театра, придумать сценарий и разыграть маленькую сценку. Большой интерес составляет изготовление главных героев сцены. Их можно сделать из бумаги, из пластилина или в технике папье-маше. Используйте несколько видов творчества: аппликация, лепка, рисование и складывание.

Папье-маше

  1. Возьмите туалетную бумагу или газету и нарвите ее в глубокую тарелку на средние кусочки.
  2. Добавьте клей ПВА, смешивая с бумагой до консистенции пластилина.
  3. Поставьте полулитровую пластиковую бутылку на доску, застеленную полиэтиленом, и облепите ее тонким слоем смоченной бумаги. Это будет туловище персонажа.
  4. На горлышко бутылки можно поместить голову от резиновой игрушки и обклеить бумагой. Можно вылепить голову самостоятельно, используя толстый слой бумаги.
  5. После высыхания раскрасьте фигуру гуашевыми или акриловыми красками.

Оригами или изделия из бумаги

Для изготовления персонажей театра можно использовать технику оригами. Она предполагает складывание бумаги определенным образом до образования фигуры. Простой способ сделать зверей или людей – склеить отдельно туловище и голову. Туловище может быть конусом, а голова аппликацией или рисунком на овале. Такие фигуры устойчивые и простые в изготовлении.

Для декораций театра можно использовать простой рисунок на листе или аппликацию из цветной бумаги.

Конструктор

Складывание конструктора – любимое занятие каждого ребенка. Если у вас есть много разных конструкторов, смешайте их и постройте оригинальное сооружение или город.

Химические эксперименты

Интересно для ребенка будет самому провести несложные химические опыты и получить удивительный результат.

  1. Надувание воздушного шарика бутылкой . Налейте в пластиковую бутылку стакан уксуса. Насыпьте в шарик 3 ч.л. соды. Наденьте на горлышко бутылки шарик и высыпьте из него соду в уксус. Шарик сам надуется.
  2. Лава вулкана . Возьмите высокий бокал для пива, налейте ½ стакана томатного сока и ½ стакана подсолнечного масла. Добавьте 2 шипучие таблетки аспирина. Вы увидите, как из томатного сока будут формироваться большие пузыри, похожие на лаву.
  3. Проколоть воздушный шарик апельсиновой цедрой . Очистите апельсин от кожуры. Надуйте несколько шариков. Выжмите несколько капель апельсиновой цедры над шариком. Шарик лопнет. Лимонен, который есть в цедре, растворяет резину.
  4. Секретное послание . Выжмите несколько капель лимонного сока на тарелку. Добавьте столько же воды и размешайте. Напишите этой смесью при помощи зубочистки или ватной палочки что-то на листе и дайте высохнуть. После этого поднесите лист к огню газовой горелки или проведите пламенем свечи. Буквы станут коричневыми и проявятся. Вы сможете прочитать послание.
  5. Радуга в стакане . Возьмите несколько одинаковых стаканов. В каждый стакан налейте немного теплой воды. Во второй стакан насыпьте 1 ст. л. сахара, в третий – 2 ст. л. сахара, в четвертый — 3 и т.д. Добавьте в каждый стакан по пару капель красителя разного цвета. Перемешайте жидкость до растворения сахара. В чистый стакан отлейте немного жидкости без сахара. С помощью большого шприца без иглы наберите жидкости со стакана, где 1 ложка сахара и медленно выдавите ее на жидкость без сахара. Добавляйте сиропы по мере увеличения сахара. В итоге у вас получится радуга в стакане.