Постоянные магниты. Как сделать магнит

В детском клубе проходило занятие по теме “Магнетизм”. Напишу подробнее о том, что мы творили, а проводили мы опыты с магнитами.

Бесспорно, все ребятишки знакомы с магнитами и очень их любят. И вот принесла я большой магнит, высыпала гвозди, скрепки, пружинки и всякую всячину, и ребята пропали… Конечно, они не исчезли, но так увлеклись примагничиванием, что их почти не стало слышно (а это бывает очень редко).

Что притягивает магнит

Как я уже написала, первым делом мы стали выяснять, а что же у нас способно примагничиваться. Самый младший из группы мальчишка смело ответил, что на это способен металл железо. Нужно отметить, что ученые считают, будто весь мир вокруг нас намагничен. Магнитные свойства есть и у самых маленьких частичек – атомов, и у людей, а Земля и Солнце тоже магниты. Да, такая информация ребят озадачила. Особенно, почему не примагничиваются Даня и Тима. Но ответ очень прост, человеческие магниты очень слабые.

Сила магнита

Далее стали развивать тему о том, что есть более сильные и слабые магниты. Взяли мы большой магнит и маленький и стали цеплять на них скрепки. От большого магнита выстроилась цепочка из трех больших скрепок, а от маленького – только две. По количеству примагниченных скрепок делаем вывод, что сильнее оказался большой магнит.

Проводя этот простой опыт, сделали небольшое открытие – скрепки побывав в магнитном поле стали временными магнитами, то есть стали притягиваться друг к другу просто так без внешнего воздействия.

Действие магнита через разные материалы

Долго мы провозились со скрепками и гвоздями, а потом решили проверить способность магнита действовать через другие предметы. Для начала, взяли лист бумаги, сверху положили скрепку, а снизу водили магнитом и давали команды скрепке. Удивительно, но скрепка безошибочно слушалась и двигалась в указанном направлении. Далее утолщили преграду, взяв книгу. Потом уже играли с гвоздями, водя магнитом под столом… Дети были в восторге. Кстати, на занятии был малыш Макар, которому больше всех понравились забавы с двигающимися гвоздями.

Ребятам было весело и все понятно. Но почему, то их озадачила способность магнита действовать через воду. В пластиковую бутылку с водой мы набросали скрепок, гвоздей, пружинку и была поставлена задача вытащить эти мелочи из воды, не намочив рук. Мальчишки и девчонки немного подумали, а потом прислоняли по очереди магнит к стенке бутылки, сообразили как все это сделать. Так понравилась эта затея, что утопили все железочки и каждый по два раза доставал эти сокровища со дна бутылки. Магнитная сила действует и сквозь бумагу, и пластик, стекло и воду, и через многие другие материалы. Конечно, в рамках своих простых экспериментов мы не ставили задач найти все из них.

Вокруг магнита создается магнитное поле, но его нельзя увидеть, и я его совсем не чувствую (хотя допускаю, что кто-то способен его увидеть). А так как в нашей группе юных экспериментаторов есть один ученый, который все время говорит “Не верю”, то пришлось демонстрировать эти самые линии магнитного поля. На лист бумаги насыпали немного металлической пыли, а внизу листа поднесли магнит… Восторг, на листе выросли железные елочки, а кому-то показались солдатики.

Так как нашим ученым только по пять лет, но в глубокие научные объяснения я не вдавалась, мы просто играли и веселились.

Если ваши ученые уже выросли из малышовского возраста и хотят серьезных исследований, то изучите тему создания умного магнитного пластилина . Очень интересно!

В конце занятия мы поговорили о компасе. Конечно потрогали, пощупали его, и понаблюдали за тем, как колеблется магнитная стрелка, и куда она указывает. Вы же помните, что стрелка компаса указывает на север? Но просто наблюдать для ребят оказалось мало, и мы сделали свои компасы, используя иголку, магнит и блюдце с водой.

Как сделать компас своими рукам

  1. Для начала провели магнитом вдоль иголки. Делать это следует в одном направлении.
  2. В блюдце набрали холодную воду.
  3. Попробовали положить иголку на воду. Получилось только у одного человечка, поэтому было решено упростить задачу. На воду вначале положили полоску бумажной салфетки, а уже сверху пристроили иголку. Через несколько минут салфетка утонула, а иголка осталась лежать на поверхности воды. Кстати, почему? Что ее удержало? Об этом можно прочесть в статье «Поверхностное натяжение или можно ли бегать по воде ».
  4. Иголка стала стрелкой нашего домашнего компаса, которая плавно повернулась, указав одним своим концом на север. Это мы сверили по настоящему компасу.

Вот такое занятие о магнитах у нас получилось. Было действительно весело. Думаю сделать продолжение этой темы, потому что есть еще много разных магнитных затей.

Нашла интересный мультфильм о том, почему животные не притягиваются магнитом и так ли это.

Согласитесь, что наука — это весело. Надеюсь вам понравились эксперименты с магнитами, если да — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях. Пригласите нас в свою домашнюю лабораторию. Расскажите в комментариях что вам понравилось больше всего, опубликуйте фото. Мы будем рады разделить с вами каждое радостное мгновение. И чтобы ваши будущие исследования науки стали еще более яркими и запоминающимися, у меня для вас полезный ПОДАРОК — “Сборник опытов со звуком ”. Экспериментируйте с удовольствием!

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЧУДО – МАГНИТ»

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, педагог

ЦЕЛЬ: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

ЗАДАЧИ:

Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним; формировать представление о свойствах магнита; познакомить с понятиями «магнит», «магнетизм», «магнитные силы».

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы; активизировать словарь детей;

Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: неделя

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6-7 лет

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1. Постановка проблемы. В этом году в нашем детском саду открылась лаборатория «Занимательные науки». А тема «Недели игры и игрушки» была «Игры умные важны, интересны и нужны». Целюью этой недели было формирование интереса дошкольников к различным наукам и познанию мира, создание уголков «Знайка».

Дети подготовительной группы в рамках этой недели, пришли на занятие «Знакомство с магнитом» в лабораторию. Занятие им понравилось, но они пожаловались, что в их уголке нет магнита. Им было разрешено взять магнит из лаборатории. При помощи его они обследовали группу, нашли предметы которые магнитятся, а которые нет. На следующем занятии в лаборатории две девочки задали вопрос «А можно ли поднять предмет без магнита?»

Было решено взять этот вопрос за основу проекта.

2. Обсуждение проблемы. Способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. Для того чтобы раскрыть секреты магнита нужно изучить литературу, провести ряд опытов, экспериментов.

3. Работа над проектом. Для достижения поставленной цели мы отправились в удивительный и волшебный мир магнитов. Определили свойства магнитов

4. Реализация проекта.

Виды деятельности

Коммуникативная деятельность

«Что такое магнит и магнетизм?»;

«Что такое магнитное поле?».

Познавательно-исследовательская деятельность

«Всё ли притягивает магнит?»;

«Действует ли магнит через другие материалы?»

«Можно ли изолировать магнит?»;

«Отчего зависит сила магнита?»;

«Все ли части магнита имеют одинаковую силу?»;

«Почему, иногда, два магнита отталкиваются?»;

«Что такое магнитное поле»

«Магнит художник»

«Создание магнита»

«Ножницы магнит»

Двигательная деятельность

Подвижные игры: «Магнит и шарики»; «Рыболов»;

Подвижная игра с мячом «Притягивает, не притягивает?»

Дидактические игры: «Магнитная мозаика»;

«Магнитная азбука»; «Математическое лото на магнитах»; Театр на магнитах

Магниты – важная часть нашей повседневной жизни.

Магниты окружают нас повсюду, так как все устройства используемые нами в повседневной жизни, так или иначе включают в себя магниты - мобильные телефоны, компьютеры, дверцы в шкафах, музыкальные центры, электрические двигатели, автомобили, дисплеи, компасы, игрушки, разнообразные датчики и приборы, научно-исследовательское оборудование и многие другие области.

Магнит - это тело обладающее собственным магнитным полем. Магнит получил свое название от региона где обнаружили - Магнисия. Этот регион находится в малой Азии. Там и были найдены в древности залежи магнетита. Разнообразие размеров магнитов поражает воображение.

Человек тоже является магнитом, т.к. биотоки текущие внутри нас создают магнитные поля. У некоторых людей эти токи настолько сильны, что они способны притягивать металлические предметы, как обычные магниты. Отсюда вытекает и такое явление как аура - энергетическая оболочка человека, которую можно увидеть с помощью специального оборудования.

В конце концов, Земля, Солнце, Марс и все планеты входящие в нашу солнечную систему - все это тоже магниты гигантских размеров, которые кружат в бесконечном танце уже миллиарды лет.

Подъем автомобилей, судов, генерирование электроэнергии магнитными генераторами - невозможно представить себе эти процессы без участия магнитов.

Бывают естественные и искусственные магниты. Естественные встречаются в природе в виде залежей магнитных руд. Искусственные магниты создаются человеком из ферромагнетиков. Они бывают двух видов: постоянные, изготовленные из магнитотвердых материалов, они не нуждаются во внешних источниках тока; Второй вид, это электромагниты с сердечником из магнитомягкого железа, которые проявляют свои магнитные свойства, за счет того, что по проводу который намотан на сердечник, протекает электрический ток.

Многие ученые прошлого и настоящего изучали и продолжают изучать магниты. Их исследовательские труды, быстро подхватывают разработчики новых устройств и магнит снова становится на службу человеку.

И так, добро пожаловать в мир магнитов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всё ли притягивают магниты?

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы

Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту, но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

«Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.

Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

«Сила магнитов»

Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.

Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.

Предложите детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины (это может быть спор, в котором участвуют сказочные персонажи, хорошо знакомые детям). Рассмотрите каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами, необходимыми для этого, а педагог (или гном Узнайка) вместе с другими помогает вербализовать ее.

В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:

1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);

2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.

Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений:

1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой;

2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок).

Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ.

Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.

Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.

Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т.д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.

Вывод: форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера. Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Магниты обладают свойством притягивать металлические предметы. Магнитная сила может действовать через различные предметы и на значительном расстоянии. Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от формы и размера магнита.

«От чего зависит сила магнита?»

Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

Материал: Большая консервная банка, маленький кусок стали.

Гном путаник предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали.

Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали.

Проверить эти предложения можно экспериментально: попробовать натереть оба предмета одинаково, а затем определить, какой из них сильнее (о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса).

Но для такой экспериментальной проверки надо решить ряд проблем. Для того, чтобы одинаково натереть оба будущих магнита, можно:

  • натирать оба куска стали с помощью одинакового количества движений (двое детей натирают, а две команды считают количество движений, сделанных каждым из них);
  • натирать их одинаковое время и делать это в одинаковом темпе (в этом случае для фиксации времени натирания можно использовать песочные часы или секундомер, или же просто начать и закончить это действие двум детям одновременно – по хлопку; для соблюдения одного темпа в этом случае можно использовать равномерный счет).

Вывод: что более сильный магнит получается из стальных предметов (например, из стальной иголки). Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.

«Сделать магнит помогает электричество»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления магнита с помощью электрического тока.

Материал: Батарейка от карманного фонарика и катушка из-под ниток, на которую равномерно наматывают медную изолированную проволоку толщиной 0,3 мм.

Будущий магнит (стальной стержень, иголки и т.д.) вставляют внутрь катушки (в качестве сердечника). Размер будущего магнита должен быть таким, чтобы его концы несколько выдавались из катушки. Присоединив концы проволоки, намотанной на катушку, к батарейке от карманного фонаря и пустив тем самым электрический ток по проводу катушки, мы намагнитим стальные предметы, находящиеся внутри катушки (иголки следует вставлять внутрь катушки, подобрав их «ушками» в одну сторону, остриями – в другую).

В этом случае магнит, как правило, получается более сильным, чем при изготовлении его натиранием стальной полоски.

«Какой магнит сильнее?»

Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.

Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы.

Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):

  • магнита, получившегося в результате этого опыта;
  • магнита, сделанного натиранием стальной полоски;
  • магнита, изготовленного фабричным способом.

«Магнитная стрелка»

Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки.

Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой.

Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.

Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где - юг.

Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем – положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты.

«Компас»

Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Материал: Компас.

1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).

Игра «Команды».

Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т.д.

Научите детей находить с помощью компаса запад и восток.

Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса.

Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»смотрел» на букву С, т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.

«Когда магнит вреден»

Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.

Материал: Компас, магнит.

  • Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?
  • Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.
  • Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.
  • Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.

Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас).

  • Расскажите детям (можно это сделать от имени Узнайки) о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.

Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.

Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.

Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.

Пусть дети вспомнят и расскажут Узнайке о том, как «защититься» от магнита (с помощью стального экрана, магнитного якоря.

«Земля – магнит»

Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.

Материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Проведение опыта. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

«Полярное сияние»

Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материал: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Проведение опыта. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля).

«Необычная картина»

Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.

Материал: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.

Проведение опыта. Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.

«Магнит рисует Млечный путь»

Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба.

Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.

«Магнитный театр»

Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.

Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

Детям предлагается в качестве сюрприза ко дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).

«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.

В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).

После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» - бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»:

  • Рисуют и вырезают;
  • Делают аппликацию;
  • Изготовляют способом оригами и др.

Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».

«Поймай рыбку»

Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием. Расширять преобразовательно-созидательный опыт детей в процессе конструирования игр (их рисования, раскрашивания, вырезания). Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределение обязанностей между ее участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения.

Материал: Настольная игра «поймай рыбку»; книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр; материалы и инструменты, необходимые для изготовления игры «Поймай рыбку» и других «магнитных» игр (в количестве, достаточном для того, чтобы в изготовлении таких игр принял участие каждый ребенок).

Предложите детям рассмотреть настольно-печатную игру «Поймай рыбку», рассказать, как в нее играть, каковы правила и объяснить, почему рыбки «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» бумажную рыбку удочкой – магнитом.

Предложите детям самим сделать такую игру. Обсудите, что нужно для ее изготовления – какие материалы и инструменты, как организовать работу (в каком порядке ее выполнять, как распределить обязанности между «изготовителями»).

Подписи к слайдам:

"Чудо магнит" свойства магнита ГБОУ СОШ № 2006 г. Москва Руководитель проекта: Попова Н.Ю.

Обоснование выбора В этом году в нашем детском саду открылась лаборатория «Занимательные науки». А тема «Недели игры и игрушки» была «Игры умные важны, интересны и нужны». Целю этой недели было формирование интереса дошкольников к различным наукам и познанию мира, создание уголков «Знайка». Дети подготовительной группы в рамках этой недели, пришли на занятие «Знакомство с магнитом» в лабораторию. Занятие им понравилось, но они пожаловались, что в их уголке нет магнита. Им было разрешено взять магнит из лаборатории. При помощи его они обследовали группу, нашли предметы которые магнитятся, а которые нет. На следующем занятии в лаборатории две девочки задали вопрос «А можно ли поднять предмет без магнита?» Было решено взять этот вопрос за основу проекта. Объект исследования – магнит. Предмет исследования – свойства магнитов. Гипотеза. Предположим, что магнит передаёт свои свойства другим предметам и существую предметы, которые могут поднимать предметы. Руководитель проекта. Попова Наталья Юрьевна

Цели и задачи работы Задачи работы Накапливать знания о магните, его свойствах; Узнать, какими свойствами обладают магниты; Выявить, каким образом люди используют магниты в жизни, и что может заменить магнит. Цель работы Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита;

Для исследования данной темы нам понадобились материалы: магниты разного размера и формы, металлические и не металлические предметы, стакан с водой, ножницы, лист бумаги, нарисованные машинки, скрепки, железные опилки, монета Пользовались следующими методами: изучение литературы, наблюдение, опыт, поиск в сети Интернет, эксперимент, сравнение. Информационные технологии: Интернет, презентации, просмотр мультипликационных фильмов о магнетизме: Смешарики (серия 31 «Магнетизм»), Фиксики (серия 25 «Магнит»), Лунтик (158 серия «Магнит»), отрывок из фильма сказки «Там на неведомых дорожках…» Исследовательское мастерство

Материалы для исследовательской деятельности Уголок «Знайка» в подготовительной к школе группе

Эксперименты Магнитные свойства веществ. Форма магнита и его мощь. Магнитное притяжение. Магнитная сила и расстояние. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнит художник. Создание магнита. Ножницы магнит.

Магнит в жизни людей

Выводы Магнит - это объект, сделанный из определенного материала, который обладает способностью притягивать предметы из различных металлов Магнитная сила – это сила, с которой предметы притягиваются к магниту; Сила притяжения магнита зависит от формы и размера магнита, а также от расстояния; Взаимодействие магнитов; Магнитное поле – это пространство вокруг магнита, оно проникает через предметы и вещества; Магнит умеет рисовать; Предметы могут стать магнитом Ножницы могут стать магнитом, но поднимают лёгкие металлические предметы(скрепка, иголка); Люди используют свойства магнита в различных сферах деятельности;

Результат Изготовление магнитного театра для группы; Проведение блока занятий «Чудо магнит» для подготовительной к школе группы


Организация экспериментальной деятельности с магнитом для дошкольников

Дошкольники – прирождённые исследователи, любознайки, почемучки. Они стримяться экспериментировать с предметами, делая умозаключение и выводы.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должны осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребёнком определённую задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращение знаний в инструмент творческого освоения мира.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника. Например в младшем и среднем возрасте можно использовать игры – эксперименты предметного содержания, поскольку познавательная жизнь младшего дошкольника строится вокруг мира предметов и воздействий с ними(пощупать, понюхать, попробовать на вкус). Цель таких игр приобретение знаний о предмете(погладь кошечку она мягкая, пушистая – кубик твердый, гладкий, лёгкий).

В старшем возрасте экспериментальная деятельность приобретает познавательный характер, в таких играх ребёнок должен получить ответ на все интересующий его вопрос. Ребёнок старшого возраста уже применяет те знания и умения о предмете, которые он приобрёл в младшем возрасте. Такая практика позволяет ребёнку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и представления в единую систему знаний, сделать соответствующие выводы.

Магнит – самый необычный и в тоже время самый обычный предмет для экспериментирования с детьми. При помощи магнитов можно проводить различные фокусы, приводящие в восторг детей.

В моей программе «Юные исследователи» в разделе «физические явления» можно найти понятие «магнит и магнитизм». Задача – объяснить, какие предметы притягиваются к магниту, помочь выяснить особенности действия магнитных сил.

Прежде чем я вам предложу некоторые эксперименты с магнитами, я предлагаю вам послушать легенду о магните.

В давние времена, поговаривали, что в далёкой стране Греция есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брёл путник по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железными подковками, и деревянная палка с железным наконечником липнут к чёрным камням, которые лежали под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. И в народе стали называть «камни Магнуса» или просто магнитом.

Существует и другое объяснение название «магнит» - по названию древнего города – Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются эти камни – магниты.

Я предлагаю несколько экспериментов с магнитами для детей младшего и среднего возраста.

Прежде чем проводить экспериментирование с магнитом, нужно познакомить детей что такое магнит – это предмет, чёрного цвета, твёрдый, тяжёлый т.к. тонет в воде, гладкий, похож на железо.

Опыт№1 Какие предметы притягивает магнит?

На столе лежат предметы нужно отложить предметы содержащие железо и которые не содержат, поверить магнитом.

Опыт№2 Посчитай и проверь

В миске с крупой спрятаны скрепки, нужно посчитать на ощупь сколько скрепок, проверить поднести магнит, сколько примагнитится скрепок.

Опыт№3 Волшебная рукавичка

На стол поставить машинку из железа и поднести рукавичку с магнитом к машинке, она поедет.

Для детей младшего и среднего возраста можно предложить посмотреть мультфильм «Лунтик- Магнит»

Для детей старшего возраста я предлагаю эксперименты более сложнее.

Опыт№1 Магнитное поле

Дать понятие «магнитное поле»- это расстояние вокруг магнита. Проверяем действие магнита через стекло, бумагу, ткань, фольгу, книгу, стол. Увеличиваем расстояние от магнита к магниту или железному предмету, чем больше расстояние, тем слабее магнитное поле.

Опыт№2 Действие магнита в воде

В воду бросаем железные предметы, на ниточку привязываем магнит. Магнит действует в воде, достаёт предметы.

Опыт№3 Намагниченные скрепки

Скрепку присоединяем к магниту, затем к первой скрепке присоединяем последующие, получится цепочка из скрепок. Когда мы убираем магнит скрепки держатся между собой, они намагнитились.

Опыт№4 Какие металлы притягивает магнит?

На столе разложить различные металлы – железо, золото, медь, серебро, алюминий. Предложить магнитом проверить, какие металлы притянутся.

Магнитный театр. Участвуют 2 и более человек, натягивается экран из белой ткани. Первый участник ведёт замену героев, а другой осуществляет движение.

Игры- соревнования «Перенести железные шарики с помощью магнитов»

Опыт№5 Магнитное свойство Земли, компас.

Предложить детям сделать компас, на вертикальную палочку посадить намагниченную иголку и одеть стрелочки с синим и красным цветом. Синий- север, красный-юг.

Управление образования администрации города Шахтёрска дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №8 «Малыш»

Консультация – практикум для педагогов

«Организация экспериментальной деятельности с магнитами в детском саду»

Подготовила:

Воспитатель гр№8

ДНЗ№8 «Малыш»

Кузеванова Л.В.

КАК СДЕЛАТЬ МАГНИТ ДЛЯ ОПЫТОВ

Для опытов нам понадобится постоянный магнит. Он может быть у вас дома: это магнитная мыльница или ненужный репродуктор от радиоприемника.
Если у вас ничего этого нет, придется магнит изготовить самим.
Для этого понадобится тонкая - диаметром около 0,3 миллиметра - проволока и батарейка для карманного фонаря (плоская).

На катушку из-под ниток намотайте медную изолированную проволоку толщиной 0,3 миллиметра. При намотке начальный конец оставьте длиной около 20 сантиметров. Намотку старайтесь делать поровнее. Когда катушка будет намотана, вставьте в ее отверстие стержень (желательно стальной) в качестве сердечника. Размер сердечника должен быть такой, чтобы его концы немного торчали из катушки. Если нет подходящего стального стержня, вставьте пучок хорошо расправленных канцелярских скрепок.

Присоедините концы намотанной на катушку проволоки к батарейке от карманного фонаря. Электрический ток, проходя по обмотке, намагнитит сердечник, и если он стальной, то останется намагниченным и после отсоединения батарейки. Убедиться в том, что сердечник намагнитился, можно, поднеся к нему кнопки, скрепки.
Выньте сердечник из катушки, вставьте вместо него несколько иголок и присоедините батарейку. Иголки намагнитятся и понадобятся нам для следующих опытов. Иголки вставляйте, подобрав их ушками в одну сторону, остриями - в другую.

Когда вынете иголки, отсоедините батарейку и вставьте на место сердечник. Запомните, какие концы проводов от катушки к каким полюсам батарейки присоединялись.

ОПЫТЫ С МАГНИТНЫМИ ИГОЛКАМИ


Опыт 1

Смажьте намагниченную иголку очень тонким слоем жира, а затем положите ее на поверхность воды. Иголка, плавая на воде, повернется одним концом на юг, другим - на север. Получится иголка - компас.

Опыт 2

Проделаем опыт с несколькими намагниченными иголками. Возьмите пять иголок и проткните ими пять маленьких - диаметром 1,3 сантиметра - кружков, вырезанных из непромокаемого картона (от молочных пакетов) Кружки должны быть совершенно одинаковые, и иголки надо воткнуть точно в центр, выпустив концы на одинаковое расстояние от кружков.

Налейте в глубокую стеклянную или алюминиевую (но только не в железную!) миску воду и опустите на ее поверхность две иголки в кружках острием вверх. Иголки будут хорошо держаться на воде вертикально благодаря своим поплавкам. Расположите их рядом, но чтобы кружочки-поплавки не касались друг друга и чтобы поверхностное натяжение не стягивало их. Расстояние между кружками сделайте один сантиметр. Иголки сразу же отплывут друг от друга на некоторое расстояние и замрут на месте. Это расстояние у иголок, очевидно, предельное, когда уравновешиваются магнитные силы. Подносите с большого расстояния к иголкам конец магнита. Если это будет тот же полюс, что и у концов иголок, они сразу раздвинутся еще больше.
Если это будет противоположный полюс, иголки потянутся к нему и сблизятся.
Но когда магнит уберете, иголки опять раздвинутся.

Теперь опустите на воду поплавок с третьей иголкой. Каждый поплавок с иголкой займет место в одном из углов равностороннего треугольника. Поднесите к центру треугольника сердечник изготовленного магнита или один намагниченный стерженек, сделанный из выпрямленной скрепки. Иголки либо разбегутся в разные стороны, либо соберутся вместе.

Уберите магнит - иголки опять займут свои прежние места.
Проделайте этот опыт с четырьмя, пятью, шестью иголками. Каждый раз они будут занимать определенное место по отношению друг к другу, пока между ними не наступит определенное магнитное равновесие. Три иголки образуют треугольник, четыре - квадрат, пять - либо пятиугольник, либо квадрат с одной иголкой в самом его центре.
Нужно заметить, что не всегда получается строгая геометрическая фигура расположения иголок. И степень намагниченности может быть разная, и размеры самих иголок и поплавков разные.

Проделайте этот опыт с большим количеством намагниченных иголок. Интересно, какие фигуры они образуют?


ОПЫТ С ЖЕЛЕЗНЫМИ ОПИЛКАМИ

С помощью ножовки или напильника приготовьте небольшое количество железных опилок. Насыпьте их на бумажку или тонкую картонку и поднесите под них сильный магнит.

При передвижении бумажки над магнитом опилки начнут создавать разные узоры. Опилки стараются расположиться вдоль магнитных силовых линий. При передвижениях бумажки эти узоры меняются. Таким образом, с помощью опилок можно как бы сделать видимым магнитное поле, точнее, его отдельные силовые линии.

МАГНИТНЫЕ КАРТИНЫ

Узоры, образованные мелкими опилками, которые располагаются вдоль силовых линий магнита, можно зафиксировать, даже сделать нечто вроде картин, так что они и в самом деле способны будут украшать внутренность комнаты.

Возьмите кусок стекла нужного для ваших целей размера и нанесите на стекло немного парафина. Дальше стекло надо аккуратно подогреть на утюге или на электроплитке, так чтобы парафин растекся тонким слоем. Можно, конечно, поступить и по-другому: слегка подогреть стекло и промазать его кисточкой с расплавленным парафином.
Теперь надо положить под стекло магнит или несколько магнитов и посыпать через ситечко железные опилки на слой расплавленного парафина. Разумеется, самые сложные и интересные узоры получатся, если магнит будет иметь сложную форму или если вам удастся по-особому расположить несколько мелких магнитов.

Поднимите стекло решительным движением вверх, затем снова подогрейте его до размягчения парафина. Когда парафин вновь застынет, опилки, «утонув» в нем, сохранят картину магнитного поля. Можно накрыть ее точно таким же куском стекла и окантовать лейкопластырем- получится необычный «эстамп».


«ПЕРЕРЕЗАНИЕ» МАГНИТНЫХ СИЛОВЫХ ЛИНИИ

Привяжите к какой-нибудь палочке, воткнутой в пузырек, нитку с иголкой. Тот конец нитки, который вдет в иголку, завяжите узелком, чтобы нитка не выскочила из ушка. Поднесите иголку к магниту, так чтобы она, натянув нить, расположилась горизонтально, не доходя до него на расстояние одного сантиметра.

Теперь попробуйте листом бумаги «перерезать» магнитные силовые линии, которые удерживают иголку в воздухе. Иголки при этом не касайтесь! Иголка будет продолжать висеть. Даже картонка, даже монеты не смогут «перерезать» магнитные линии. Только нож или просто кусочек жести способен их «перерезать», и иголка упадет. Фактически линии, конечно, не перерезаются вовсе, но, войдя в железо или сталь, изменяют свое направление и не доходят до иголки. Иголка перестает ощущать действие силы со стороны магнита и падает.

Для этого опыта нужно было бы иметь сильный магнит: тогда иголка будет висеть в воздухе горизонтально. Из «домашних» магнитов для этого и следующего опыта вполне подходит магнитная мыльница или магнит от ненужного репродуктора.

«ИСЧЕЗНОВЕНИЕ МАГНЕТИЗМА»

К сожалению у магнита есть враг, который лишает его силы. Этот враг - высокая температура.
Ведь как было бы хорошо заставить мощные электромагниты на заводах поднимать и переносить, например, раскаленные железные балки. Однако железо, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притянет.

Опыт

Укрепите иголку, висящую на нитке, как и в предыдущем опыте, против сильного магнита. Только расстояние от конца иголки до магнита уменьшите до нескольких миллиметров. Иголка будет висеть горизонтально, удерживаемая с одной стороны ниткой, с другой стороны - притяжением магнита.

Поднесите к концу иголки горящую спичку. Иголка, нагревшись, сразу упадет. Когда она остынет, ее вновь можно будет расположить в горизонтальном положении.

Теперь попробуйте очень медленно подводить горящую спичку к концу иголки. Как только заметите, что иголка начинает опускаться, сразу убирайте спичку. Иголка, не успев сильно нагреться, вернется на свое место у магнита.

Пожалуй, лучше всего взять не нитку, а кусочек нихромовой проволоки от спирали старой электроплитки. Такая проволока и не перегорает и не намагничивается. А чтобы не обжечься, сделайте петельку на одном из ее концов, проведите сквозь эту петельку булавку, которую и воткните в пробку. К другому концу проволоки прикрепите маленький гвоздик или булавку. В остальном опыт проводится так же, как было описано выше.


"ПРИЛИПШИЙ" ВОЛЧОК

Сделай легонький волчок из кружка картона, наса­женного на тонкую палочку. Нижний конец палочки заостри, а в верхний вбей булавку, да поглубже, так, чтобы только головка была видна.

Пусти волчок вертеться на столе, а сверху поднеси к нему магнит. Ближе, еще ближе. Оп-ля! Волчок подпры­гнет, и булавочная головка пристанет к магниту. Но вот что удивительно: волчок не остановится. Он будет вра­щаться, «вися на голове»!

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВОЛЧОК

Оказывается, железный волчок отталкивается от магнита!
Сделайте волчок из крышки консервной банки и заостренной палочки в качестве оси. Раскрутите волчок и поднесите к нему постоянный магнит. Как вы думаете, притянется волчок к магниту?

Не тут то было, волчок отталкивается от магнита!

Разгадка этого странного поведения волчка заключается в том, что в быстро вращающемся металлическом диске под действием магнитного поля возникают вихревые токи Фуко, взаимодействие которых с магнитом и вызывает наблюдаемый наклон диска.


МАГНИТНЫЙ МАЯТНИК

На нитке висит маленький гвоздик, недалеко от него надо установить магнит.
Как, не касаясь ни гвоздика, ни магнита, заставить гвоздик качаться подобно маятнику?

Задача решается следующим образом: надо взять ножик и то помещать его между полюсом магнита и гвоздем, то убирать.

Магнитная сила свободно проходит через все тела, кроме железа. Железо представляет собою магнитный экран. Таким образом, когда ножик помещается между полюсом магнита и гвоздем, он преграждает путь магнитным силовым линиям к гвоздю, и гвоздик висит вертикально.

Когда убираем ножик, то тем самым даем возможность силовым линиям действовать на гвоздь. Гвоздик с большей или меньшей силой притягивается к магниту и отклоняется от вертикали.

Рядом таких последовательных манипуляций удается довольно быстро привести гвоздик в колебательное движение.

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Опыт 1: что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Опыт 5: компас

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.