Посещения патронажной медсестры. Что такое патронаж новорожденных

Отделение новорожденных родильного дома должно иметь тесную связь с детской поликлиникой. О выписке новорожденного из родильного дома сообщают телефонограммой в детскую поликлинику. Эти учреждения должны взаимно сообщать как о случаях инфекционных заболеваний и родовых травм в родильном доме, так и о случаях заболевания выписанных новорожденных в первые недели.

Ребенок в первые месяцы жизни нуждается в систематическом наблюдении. Участковый врач и участковая медицинская сестра должны посетить ребенка в первые 3 дня после выписки из родильного дома. Они осматривают новорожденного, знакомятся с бытовыми условиями, дают подробные советы по уходу за ребенком и его вскармливанию.

В последующем на протяжении 1-го месяца жизни врач и сестра посещают ребенка 1 раз в 7-10 дней. При заболевании малыша его посещают ежедневно или через день в зависимости от состояния, при необходимости ребенка помещают в стационар.

В конце 1-го месяца жизни мать с ребенком должна посетить поликлинику, где малыша взвешивают и проводят антропометрические измерения. В это же время мать получает советы о введении витаминов и организации прогулок. При подозрении на недостаточное образование молока у матери (гипо-галактия) проводят контрольное кормление, т. е. взвешивают ребенка до и после кормления.

Систематический и полноценный патронаж новорожденных является одним из основных мероприятий, способствующих снижению детской заболеваемости и смертности.

Гигиена новорожденного в домашних условиях

Для ребенка в квартире или комнате нужно выделить отдельный уголок, использовав для этого самую светлую часть помещения. Комнату по возможности необходимо освободить от лишних вещей и предметов. Окно рекомендуется занавешивать только в верхней трети легкой занавеской. Подоконник не следует заставлять цветами и другими предметами.

Комнату, в которой находится ребенок, нужно содержать в чистоте. Пол, окна, двери, мебель следует ежедневно протирать влажной тряпкой. Помещение необходимо хорошо проветривать несколько раз в день. Летом окна должны быть открыты весь день и по возможности всю ночь. Чтобы не залетали мухи и комары, окна затягивают марлей или сеткой. В холодное время года для проветривания открывают фрамугу или форточку вначале в отсутствие ребенка, а затем и в его присутствии.

В комнате, где находится ребенок, нельзя курить, а также стирать и сушить белье. Надо решительно бороться с мухами - переносчиками микробов.

Ребенок должен спать в отдельной кроватке с боковыми сетчатыми или решетчатыми стенками. Кроватку рекомендуется выкрасить светлой масляной краской, чтобы можно было ее время от времени мыть и ежедневно протирать. Не следует пользоваться коляской как первой кроваткой ребенка, так как вместе с ней с улицы вносится пыль и, кроме того, она пропускает мало воздуха.

В кроватку кладут жесткий матрац из конского волоса, мочалы, морской травы или сена. Нельзя делать матрацы для детей из пуха или пера, так как это вызывает потливость. Матрац покрывают клеенкой, которую привязывают тесьмой к углам кровати. Поверх клеенки стелят простынку, которую загибают под матрац со всех сторон. Под головку кладут плоскую небольшую подушку. Большие подушки вредны, так как способствуют искривлению позвоночника. Не следует завешивать кровать пологом или занавеской, так как это нарушает вентиляцию воздуха и, кроме того, ребенок в той или иной мере лишается столь необходимого ему света.

Постельные принадлежности следует ежедневно проветривать на воздухе, а клеенку мыть с мылом.

Для новорожденного необходим следующий набор белья:

6 распашонок с разрезом сзади, 6 кофточек с длинными рукавами, 15 подгузников (60Х60 см), 12 легких и 6 теплых пеленок, 3 одеяла (байковое, тканевое, ватное), 2-3 косынки, подкладная клеенка.

Грязное детское белье следует хранить отдельно от белья взрослых в ведре или баке с крышкой и стирать его также отдельно от белья взрослых. Загрязненное белье вначале замачивают, отстирывают запачканные места мылом (употреблять стиральные порошки не желательно), затем кипятят я несколько раз прополаскивают. Белье лучше сушить на воздухе, а затем гладить горячим утюгом с двух сторон для уничтожения микробов. Выстиранное и выглаженное белье следует хранить в специальном шкафу или ящике отдельно от белья взрослых.

Новорожденного купают ежедневно в кипяченой воде, остуженной до 37 °С, с последующим обливанием водой с температурой на 1 °С ниже, чем в ванночке. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть не ниже 22 °С. Лучшее время для купания - вечернее, перед кормлением. Ванночка, в которой купают малыша, не должна употребляться для других целей, хранить ее нужно в чистом месте, накрыв чистой простыней. Заранее должны быть приготовлены необходимые для купания предметы: кувшин для обливания, чашка с кипяченой водой для обмывания лица, вата или мягкая рукавичка из байки для намыливания, растительное масло или крем («Детский», «Малыш», «Красная шапочка»), тальк, термометр, мыло «Детское» или шампунь «Малыш». Тело ребенка лучше мыть ваткой или мягкой тряпочкой, а не губкой, так как она не всегда хорошо промывается. Отдельно складывают чистое белье, распашонки, пеленки, простыни.

После каждого опорожнения кишечника и мочеиспускания следует подмывать ребенка теплой водой (36 °С). Подмывают влажной ваткой или струёй воды из умывальника спереди назад (от половых органов к заднему проходу), с тем чтобы не занести частицы испражнений и микробы в половые органы.

Ногти на руках и ногах осторожно обрезают один раз в 7-10 дней маленькими ножницами.

Для ухода за новорожденным дома необходимо иметь следующие предметы: банку с широким горлом и притертой пробкой для хранения стерильных салфеток, бинты, вату, пузырек со стерильным растительным маслом, термометр для измерения температуры воды в ванночке, резиновый баллон для клизмы в чистой банке, тазик для подмывания, ножницы и др.

Ребенок 1-го месяца жизни отличается очень большой восприимчивостью к инфекциям, поэтому нужно тщательно оберегать его от них. Микробы, которые имеются у здорового взрослого человека, могут вызвать тяжелое заболевание у новорожденного, поэтому не следует целовать ребенка в лицо и руки, нужно оберегать его от общения со взрослыми, для прогулок выбирать малолюдные места.

Пустышка представляет собой большую опасность как распространитель инфекций и, кроме того, вредит здоровью (нарушается нормальное развитие десен и зубов). Здоровый ребенок при правильном вскармливании и хорошем уходе может обойтись без пустышки. Если родителями сделана уступка ребенку и он пользуется пустышкой, то необходимо иметь их несколько штук, обязательно кипятить и хранить в стерильном закрытом стакане или банке.

Ухаживающие за ребенком должны соблюдать личную гигиену: следить за чистотой одежды, тела, особенно рук, ногтей, волосы повязывать косынкой.

Правильно организованный уход за ребенком - одно из главных условий сохранения его здоровья.


ЛЕКЦИЯ № 3. Неонатальный период. Патронажи к новорожденному

После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и медицинская сестра выполняют первый патронаж новорожденного. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

1. Первый патронаж к новорожденному

Проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится по системам. Врожденные пороки развития, симптомы внутриутробной инфекции и гнойно-септических заболеваний, родовой травмы не должны остаться незамеченными.

Кожа новорожденного должна быть розовой, чистой и бархатистой. Изменение цвета кожных покровов (цианоз, иктерич-ность, землисто-серый оттенок и бледность) требуют специального обследования. Потница и опрелости указывают на дефекты ухода. Имеют значение тургор и эластичность кожи. При гнойничках на коже, гнойном отделяемом из пупочной ранки или гиперемии вокруг пупка необходимо направить ребенка в стационар для обследования и лечения.

Поза новорожденного может быть физиологической или патологической (поза «лягушки», «легавой собаки»). При физиологической позе преобладает тонус сгибателей рук и ног («эмбриональная» поза). Вынужденное положение указывает на патологию.

Голова новорожденного округлой формы. Иногда на ней может быть кефалогематома (поднадкостничное кровоизлияние в результате родовой травмы). Размеры большого родничка колеблются от 1 до 3 см по медианам. Малый родничок у большинства новорожденных закрыт. Выбухание родничка над уровнем костей черепа, страдальческое выражение лица свидетельствуют о повышении внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите, кровоизлиянии в мозг). Такой ребенок должен наблюдаться невропатологом.

При осмотре глаз зрачки должны быть симметричны, с живой реакцией на свет. Нистагм, симптом «заходящего солнца» обычно указывают на тяжелую патологию ЦНС и необходимость консультации у невропатолога. Недоразвитые и низкорасположенные ушные раковины могут сочетаться с врожденными пороками внутренних органов и глухотой. При осмотре зева обращают внимание на мягкое и твердое нёбо для выявления скрытой расщелины и арковидной конфигурации. Уздечка языка может быть укорочена, и, если это приводит к нарушению акта сосания, необходима ее хирургическая коррекция.

Грудная клетка активно участвует в акте дыхания, симметрична. Обращают внимание на частоту и характер дыхания, данные перкуссии и аускультации при обследовании легких и сердца. Следует помнить, что врожденные пороки сердца занимают первое место среди других врожденных пороков развития. Их первым проявлением может быть грубый шум, обнаруживаемый при ау-скультации впервые в периоде новорожденности. При аускультации хрипов в легких ребенку необходимо провести обследование в стационаре. Следует помнить, что перкуторные данные у новорожденного более достоверны, чем данные аускультации, так как из-за тонкой грудной клетки дыхание хорошо проводится с одной половины грудной клетки на другую, что мешает зафиксировать ослабленное дыхание.

Живот пальпируют против часовой стрелки. Край печени в норме может быть ниже реберной дуги на 1–2 см. При пальпации патологических образований следует направить ребенка на УЗИ органов брюшной полости.

Гениталии должны быть сформированы в соответствии с полом и возрастом ребенка.

Конечности. Ноги, согнутые в тазобедренных суставах под углом 90°, можно отвести до полного касания поверхности стола. При врожденном вывихе бедра будет слышен глухой щелчок. Параличи Эрба-Дюшена и Дежерин-Клюмпке свидетельствуют о родовом травматическом повреждении плечевого сплетения.

Нервную систему и психическое развитие оценивают при наблюдении за ребенком и общении с ним – по активности, взгляду, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Определяют сухожильные рефлексы, их симметричность, мышечный тонус.

Инструктаж

Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Рекомендации по уходу. Для здоровья новорожденного важна чистота. Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки. Температура воздуха поддерживается 20–22 °C.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин.

Купать ребенка можно утром или вечером. Лучшее время – вечером, перед последним кормлением, так как это улучшает ночной сон ребенка. Перед купанием в первые 2 недели ванночку надо ошпаривать кипятком. Новорожденного следует купать в кипяченой воде, пока не зажила пупочная ранка. Температура воды 37–38 °C. Воду наливают в ванночку, чтобы она покрывала дно. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства. Одной рукой поддерживают голову ребенка, а другой обмывают его.

Для обмывания удобно пользоваться индивидуальной мягкой губкой. Мыло используют 2 раза в неделю, только детское. После купания ребенка укладывают на ладонь лицом вниз, обхватив грудь, и ополаскивают водой из кувшина. Затем следует осушить кожу ребенка полотенцем, делая при этом промокательные движения. Особенно важно, чтобы сухими были кожные складки.

Их обрабатывают детским кремом, присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом. Каждая мама сама подбирает средства для ухода за кожей ребенка. Область пупочной ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором калия перманганата, или 5 %-ным раствором йода.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку. Грудная клетка остается свободной, что облегчает дыхание и служит профилактикой заболеваний легких. Для широкого пеленания между бедер прокладывают дополнительную пеленку, благодаря чему бедра остаются в состоянии разведения, что способствует вправлению головки бедра в вертлужную впадину и при врожденном вывихе бедра является консервативным лечением.

Прогулки на свежем воздухе следует начинать сразу после выписки из родильного дома. Первый раз продолжительность прогулки 5 мин при температуре не ниже – 10 °C. С целью адаптации к окружающей среде продолжительность прогулок увеличивают постепенно, ежедневно прибавляя по 5 мин. Прогулки противопоказаны при болезни ребенка. Их следует возобновлять после выздоровления, постепенно увеличивая продолжительность.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

Перед кормлением мать должна надеть косынку, вымыть руки с мылом и сцедить одну каплю молока. Наиболее часто затруднения при грудном вскармливании обусловлены неправильной формой сосков, их трещинами. Для улучшения формы следует аккуратно оттягивать соски в течение 2–3 мин 3–4 раза в день. Для лечения трещин могут быть использованы 1–5 %-ный линимент синтомицина, 0,2 %-ная фурацилиновая мазь, мазь календулы. После применения этих средств перед кормлением ребенка грудь следует тщательно обмыть теплой водой с детским мылом.

Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетону-рии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

Иногда происходит снижение или прекращение лактации у матери. Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70-100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5–6 дней; окситоцин 1,5–2 ед. (0,3–0,4 мл) внутримышечно 2–3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1–2 раза в день внутримышечно 5–6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипога-лактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопо-эза назначают витамины (A, B12 , B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1–2 г 3 раза в сутки внутрь 10–15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп). Если восстановить лактацию невозможно, то необходимо обеспечить ребенка донорским женским молоком. Пункты сбора женского молока созданы при молочных кухнях. Женщина-донор должна быть здоровой и чистоплотной.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

Воспитание. С самого начала между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов, формируется уникальная форма взаимоотношений – привязанность. Новорожденный ребенок обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определенные стимулы. Психическая структура личности новорожденного, индивидуальные особенности темперамента видны с первых дней жизни («трудный ребенок», «легкий ребенок»). Изменчивость поведения ребенка обусловлена изменениями его формирующегося сознания. Большую роль в воспитании маленького человека имеет грудное вскармливание. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, чувствует себя защищенным, нужным, желанным. В условиях положительного психического контакта дети растут более послушными.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни. У детей вырабатывается рефлекс на время, формируется динамический стереотип поведения, устанавливаются биологические ритмы, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит, активное поведение во время бодрствования. Дети, живущие по установленному ритму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивании, ношении на руках, пользовании пустышкой).

В дальнейшем такой ребенок легко привыкает к распорядку дня. Это приучает его к организованности и облегчает жизнь ему и родителям. Правильный режим дня не должен носить характер навязывания. Ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного развития, индивидуальному биологическому ритму, учитывая физическое состояние и индивидуальные психические особенности. Допускаются отклонения от режима на 30 мин или в крайнем случае на 1 ч.

Ведущим режимным фактором является кормление ребенка. Вскармливание по требованию проводится в периоде адаптации с целью установления оптимального режима кормления для матери и ребенка. Последующий переход к кормлению по режиму должен быть постепенным. Критерием правильно выбранного режима является состояние здоровья ребенка, прежде всего функции центральной нервной системы. В условиях нарушения адаптации ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным.

В соответствии с режимом кормления формируются другие режимы: сна и бодрствования, прогулок, закаливающих и гигиенических мероприятий.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Оформление документа

Информация о содержании первого патронажа к новорожденному регистрируется в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый патронаж к новорожденному». Запись производится по схеме: анамнез, данные объективного обследования, диагноз с указанием группы здоровья и группы риска, рекомендации по уходу, вскармливанию и воспитанию. Если ребенок относится ко II–V группам здоровья, то следует дать рекомендации по реабилитации в соответствии с группой риска или нозологической формой болезни.

2. Второй патронаж к новорожденному

Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на вопросы матери в связи с возникшими проблемами, инструктаж.

При сборе анамнеза необходимо выяснить вопросы вскармливания, режима дня, поведения новорожденного.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится поэтапно. К нему следует отнестись не менее внимательно, чем при первом патронаже, так как патология, не проявившаяся ранее, может быть выявлена в этом возрасте.

Необходимо оценить, как ребенок прибавляет в массе. Если бывают срыгивания, то следует объяснить матери, что у детей до 1 года имеется физиологическая недостаточность в работе сфинк-терного аппарата желудочно-кишечного тракта. При заглатывании воздуха во время кормления ребенка следует подержать вертикально 10 мин после кормления. Если срыгивания упорные, постоянные, бывает рвота фонтаном, ребенок плохо прибавляет в весе, то его необходимо обследовать в стационаре.

С двухнедельного возраста у детей могут возникать схваткообразные боли в животе (колики), что обусловлено адаптацией ЖКТ к новым условиям жизни. Это проявляется внезапным беспокойством ребенка.

Мать обязана сообщить о таких симптомах участковому врачу, который оценивает, являются ли данные изменения функциональными отклонениями или обусловлены органической патологией.

Инструктаж

Следует напомнить матери о значении массажа и гимнастики для новорожденного. Массаж и гимнастику подключают к закаливающим и оздоровительным мероприятиям.

Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. На начальных этапах массаж должен быть легким, из всех приемов применяют преимущественно поглаживание, так как оно способствует расслаблению мышц. При проведении массажа масса малыша нарастает быстрее. Вялый ребенок становится более живым и активным, легковозбудимый быстрее засыпает, его сон становится глубже и длительнее.

Массаж проводят чистыми, теплыми, сухими руками. Начинают с лица: лоб поглаживают от центра кнаружи большими пальцами правой и левой руки. Щеки массируют от носа к уху и от центра верхней губы к уху, затем от подбородка к уху. Массаж конечности осуществляют от дистального конца к проксимальному с наружной и внутренней стороны. При массаже спины поглаживающие движения проводят ладонями сверху вниз и тыльной поверхностью руки снизу вверх. При массаже груди концы пальцев рук передвигают по ходу межреберных промежутков от грудины к бокам, не нажимая на ребра. Массаж живота проводят по часовой стрелке, надо щадить область печени и не задевать половые органы. В последнюю очередь массируют стопы и ладони.

Если во время процедуры ребенок капризничает и плачет, нужно прервать ее и успокоить малыша. Проведение массажа с 2– 3-недельного возраста следует чередовать с выкладыванием ребенка на живот для укрепления мышц спины, живота и конечностей. Выкладывание производят на 2–3 мин перед кормлением.

Использование специальных упражнений в периоде ново-рожденности поможет ребенку управлять своим телом. Поскольку у новорожденного преобладает гипертонус мышц-сгибателей, необходимо помочь им расслабиться. Выполнять движения следует медленно, ритмично и плавно. Гимнастику проводят во время бодрствования, когда ребенок находится в хорошем настроении. Упражнения делают, играя с малышом, при этом мать должна улыбаться, ласково разговаривать с ним или напевать песенку.

Первое упражнение: ребенок лежит на спине, мать дает ему ухватиться руками за свои большие пальцы, затем разводит руки новорожденного в стороны и сводит их вместе, скрестив на груди. Упражнение помогает расслабить мышцы грудной клетки и плечевого пояса.

Второе упражнение: ребенок лежит на спине, мать поднимает его руки над головой и опускает через стороны вниз. Упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса, верхних конечностей.

Третье упражнение: ребенок лежит на спине, мать берет его за голени и плавно пригибает колени к животу, затем разгибает ноги. Упражнение расслабляет мышцы ног, помогает ребенку освободить кишечник от газов.

Четвертое упражнение: ребенок лежит на животе, мать подпирает ступни ребенка руками, это заставляет малыша выпрямлять ноги и ползти вперед (рефлекторное ползание). Упражнение способствует развитию мышц ног, рук и спины.

Для воспитания и развития зрительного сосредоточения новорожденного над кроваткой на расстоянии 40–50 см от лица подвешивают игрушки.

Первыми игрушками после выписки из родильного дома могут быть 2–3 крупных шара яркого цвета, подвешиваемых над кроваткой поочередно каждые 2–3 дня. Это способствует развитию зрительного анализатора и создает радостное настроение у ребенка.

Данные патронажа оформляются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Второй патронаж к новорожденному».

3. Третий патронаж к новорожденному

Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение выявленных отклонений в развитии.

Объективное обследование

При обследовании новорожденного необходимо обратить внимание на его поведение, самочувствие, реакцию на окружающую обстановку. В динамике оценивают показатели массы тела, роста, окружности головы, грудной клетки, состояние большого родничка.

На слизистой полости рта может быть молочница при дефектах ухода за ребенком. Новорожденный на третьей неделе жизни уже может фиксировать взгляд, реагировать положительными эмоциями на ласковое обращение к нему.

Кожные покровы в норме эластичные, бархатистые, розовые, чистые. При наличии гнойничков необходимо лечение на дому при удовлетворительном состоянии ребенка и возможности хорошего ухода.

При состоянии средней тяжести или неблагоприятном сани-тарно-культурном уровне в семье участковый врач дает направление для обследования и лечения в стационаре.

Область пупка к 21-му дню жизни ребенка должна быть эпи-телизирована. При гнойном отделяемом из пупочной ранки, гиперемии вокруг пупка следует направить ребенка в стационар.

Для определения состояния новорожденного врач повторно оценивает безусловные физиологические рефлексы (Бабкина, сосательный, хватательный, автоматической походки, ползания), проводит перкуссию и аускультацию легких, сердца, пальпацию живота.

Инструктаж

Затем врач уточняет в беседе с матерью характер физиологических отправлений у ребенка, дает рекомендации по вскармливанию и уходу за новорожденным, отвечает на вопросы, возникшие у нее на протяжении третьей недели жизни ребенка.

Во время третьего патронажа следует рассказать маме о рахите у детей и подготовить ее к необходимости профилактики этого заболевания, проинформировать о значении ультрафиолетовых лучей, витамина D для жизнедеятельности организма и выписать рецепт для приобретения в аптеке масляного раствора витамина D в профилактической дозе 450 МЕ/сут.

Необходимо рассказать о дефицитных анемиях у детей, значении грудного вскармливания и профилактике анемий. Врач обсуждает с мамой вопросы закаливания организма ребенка и укрепления его резистентности, знакомит с методикой обучения плаванию.

В конце беседы участковый врач приглашает маму с ребенком на прием в поликлинику по исполнении малышу одного месяца, доводит до сведения расписание работы участкового врача и специалистов и сообщает о дне здорового ребенка.

Полученные данные регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Третий патронаж к новорожденному».

К концу периода новорожденности участковый врач должен составить прогноз состояния здоровья ребенка для первого года жизни. Некоторые дети групп риска могут быть сняты с диспансерного наблюдения и со второго месяца наблюдаться так же, как здоровые дети. При наличии отклонений в состоянии здоровья и развития ребенка необходимо провести углубленное обследование с привлечением специалистов, внести коррекцию в тактику оздоровительных мероприятий.

4. Особенности наблюдения и реабилитации недоношенных и переношенных новорожденных

Все недоношенные и переношенные новорожденные дети относятся к группе риска. Они требуют повышенного внимания участкового врача: первый патронаж к ним осуществляется на следующий день после выписки из родильного дома или стационара (отделения I и II этапа выхаживания), – так как нуждаются в особом уходе в силу своей ослабленности.

При сборе анамнеза необходимо по возможности установить этиологические факторы, которые привели к рождению недоношенного или переношенного ребенка, так как от этого зависит объем реабилитационных мероприятий.

При объективном обследовании следует помнить о функциональных особенностях недоношенных детей. Со стороны нервной системы характерны синдром угнетения, слабый крик, снижение мышечного тонуса, физиологических рефлексов, несовершенство терморегуляции.

При оценке состояния органов дыхания могут быть выявлены лабильность частоты дыханий (35–80 в 1 мин), неравномерность глубины дыхания, ослабленное дыхание при аускультации над областью ателектазов, приступы апноэ. Частота сердечных сокращений также вариабельна и может изменяться в пределах 140–180 ударов в мин.

Отмечается сосудистая дистония. Незрелость органов дыхания и кровообращения приводит к недостаточному снабжению организма ребенка кислородом, в результате чего состояние его еще более ухудшается.

Выхаживание недоношенных детей представляет собой чрезвычайно сложную задачу. Для сохранения их жизнедеятельности необходимо создавать специальные условия ухода и вскармливания.

Температура воздуха в квартире должна быть в пределах 24–26 °C (так как недоношенные дети быстро охлаждаются), пеленать ребенка следует быстро в предварительно согретые пеленки. Охлаждение недоношенного может произойти при длительном лежании в мокрых пеленках. После купания ребенка заворачивают в подогретое полотенце. Признаком переохлаждения является похолодание носа. Вследствие несовершенства терморегуляции может легко наступить перегревание недоношенного. Тогда на лбу и у корня носа появляются капли пота.

Вскармливание недоношенных представляет значительные трудности. Из-за малой емкости желудка таким детям рекомендуют частое кормление малыми порциями. Для недоношенного ребенка особенно важно вскармливание грудным молоком, так как выделение собственных пищеварительных ферментов недостаточно. Грудное вскармливание компенсирует низкий уровень гуморального иммунитета недоношенного и неспецифических факторов защиты. Риск развития анемии недоношенных при естественном вскармливании ниже. Для их искусственного вскармливания могут быть использованы адаптированные смеси.

Учитывая незрелость нервной системы, недоношенному ребенку следует создавать охранительный режим, оберегать его от сильных внешних раздражителей: громкой музыки, криков, яркого света. Следует больше разговаривать и брать на руки недоношенного ребенка, что способствует его психическому развитию. Сенсорная стимуляция играет огромную роль в неврологическом и физическом созревании. Однако необходимо помнить о быстрой утомляемости недоношенных.

Для профилактики респираторных заболеваний, учитывая склонность таких детей к застойным явлениям, следует чаще менять положение недоношенного младенца в кроватке.

Брать на руки ребенка следует медленно, так как вследствие сосудистой дистонии при перемене положения тела ребенка может легко развиваться нарушение кровоснабжения головного мозга.

Все недоношенные дети осматриваются невропатологом, отоларингологом, окулистом на первом месяце жизни. При выявлении нарушений со стороны ЦНС, опорно-двигательного аппарата, слуха, нарушения зрения недоношенные дети находятся под наблюдением специалиста соответствующего профиля.

Выхаживание недоношенного ребенка после выписки из стационара осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которая зависит от выявления факторов риска развития патологии. Недоношенные новорожденные относятся ко II группе здоровья. Необходимы строгое выполнение врачебных рекомендаций и тесный контакт с семьей. Чаще всего для недоношенных характерны отставание в физическом и нервно-психическом развитии, неврологические заболевания, приводящие к инвалидности (детский церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, глухота); отдаленными последствиями являются умственные и личностные дефекты. Неблагоприятные исходы (инвалидность и смерть) в ряде случаев обусловлены низким социально-экономическим статусом семьи, дефицитом внимания к ребенку и неправильным воспитанием.

Среди переношенных новорожденных заболеваемость и смертность также значительно выше, чем у доношенных детей. У них чаще бывают асфиксия, родовая травма центральной нервной системы, аспирационный синдром, пиодермия, острые респираторные заболевания, задержка психического развития, склонность к избыточной массе тела, висцеровегетативные нарушения (повышенная возбудимость, срыгивания, запоры, дискинезии желудочно-кишечного тракта).

Программа реабилитации, как и у недоношенных детей, составляется в индивидуальном порядке в соответствии с выявленными факторами риска.

Учитывая склонность переношенных новорожденных к избыточной массе тела, рекомендуют увеличить число кормлений (7 вместо 6), но уменьшать разовый объем пищи в первые месяцы жизни. При выраженной сухости кожи, ее шелушении хороший эффект оказывают гигиенические ванны, смягчающие и питающие кожу. Для этого в воду добавляют ржаные или пшеничные отруби, картофельный крахмал (50-100 г на 10 л воды). Детским мылом при сухой коже можно пользоваться не чаще 2 раз в неделю. В связи с дисфункцией нервной системы назначают охранительный режим. Дают рекомендации по развитию двигательных навыков и воспитанию, учитывая физиологические особенности недоношенных и переношенных новорожденных.

Поликлиническая педиатрия: конспект лекций Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

1. Первый патронаж к новорожденному

Проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-быто-вые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

Объективное обследование

Объективное обследование проводится по системам. Врожденные пороки развития, симптомы внутриутробной инфекции и гнойно-септических заболеваний, родовой травмы не должны остаться незамеченными.

Кожа новорожденного должна быть розовой, чистой и бархатистой. Изменение цвета кожных покровов (цианоз, иктерич-ность, землисто-серый оттенок и бледность) требуют специального обследования. Потница и опрелости указывают на дефекты ухода. Имеют значение тургор и эластичность кожи. При гнойничках на коже, гнойном отделяемом из пупочной ранки или гиперемии вокруг пупка необходимо направить ребенка в стационар для обследования и лечения.

Поза новорожденного может быть физиологической или патологической (поза «лягушки», «легавой собаки»). При физиологической позе преобладает тонус сгибателей рук и ног («эмбриональная» поза). Вынужденное положение указывает на патологию.

Голова новорожденного округлой формы. Иногда на ней может быть кефалогематома (поднадкостничное кровоизлияние в результате родовой травмы). Размеры большого родничка колеблются от 1 до 3 см по медианам. Малый родничок у большинства новорожденных закрыт. Выбухание родничка над уровнем костей черепа, страдальческое выражение лица свидетельствуют о повышении внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите, кровоизлиянии в мозг). Такой ребенок должен наблюдаться невропатологом.

При осмотре глаз зрачки должны быть симметричны, с живой реакцией на свет. Нистагм, симптом «заходящего солнца» обычно указывают на тяжелую патологию ЦНС и необходимость консультации у невропатолога. Недоразвитые и низкорасположенные ушные раковины могут сочетаться с врожденными пороками внутренних органов и глухотой. При осмотре зева обращают внимание на мягкое и твердое нёбо для выявления скрытой расщелины и арковидной конфигурации. Уздечка языка может быть укорочена, и, если это приводит к нарушению акта сосания, необходима ее хирургическая коррекция.

Грудная клетка активно участвует в акте дыхания, симметрична. Обращают внимание на частоту и характер дыхания, данные перкуссии и аускультации при обследовании легких и сердца. Следует помнить, что врожденные пороки сердца занимают первое место среди других врожденных пороков развития. Их первым проявлением может быть грубый шум, обнаруживаемый при ау-скультации впервые в периоде новорожденности. При аускультации хрипов в легких ребенку необходимо провести обследование в стационаре. Следует помнить, что перкуторные данные у новорожденного более достоверны, чем данные аускультации, так как из-за тонкой грудной клетки дыхание хорошо проводится с одной половины грудной клетки на другую, что мешает зафиксировать ослабленное дыхание.

Живот пальпируют против часовой стрелки. Край печени в норме может быть ниже реберной дуги на 1–2 см. При пальпации патологических образований следует направить ребенка на УЗИ органов брюшной полости.

Гениталии должны быть сформированы в соответствии с полом и возрастом ребенка.

Конечности. Ноги, согнутые в тазобедренных суставах под углом 90°, можно отвести до полного касания поверхности стола. При врожденном вывихе бедра будет слышен глухой щелчок. Параличи Эрба-Дюшена и Дежерин-Клюмпке свидетельствуют о родовом травматическом повреждении плечевого сплетения.

Нервную систему и психическое развитие оценивают при наблюдении за ребенком и общении с ним – по активности, взгляду, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Определяют сухожильные рефлексы, их симметричность, мышечный тонус.

Инструктаж

Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания.

Рекомендации по уходу. Для здоровья новорожденного важна чистота. Детскую кроватку следует поставить в светлом месте комнаты, но не на сквозняке. Новорожденного кладут в кроватке на бок, без подушки. Температура воздуха поддерживается 20–22 °C.

Купание производится ежедневно в специальной детской ванночке, которую не используют для стирки пеленок или детского белья. Продолжительность купания – 10 мин.

Купать ребенка можно утром или вечером. Лучшее время – вечером, перед последним кормлением, так как это улучшает ночной сон ребенка. Перед купанием в первые 2 недели ванночку надо ошпаривать кипятком. Новорожденного следует купать в кипяченой воде, пока не зажила пупочная ранка. Температура воды 37–38 °C. Воду наливают в ванночку, чтобы она покрывала дно. Хорошо добавить в воду отвары трав (череды, ромашки). Ребенка следует постепенно погружать в воду, завернутым в пеленку, чтобы не вызвать беспокойства. Одной рукой поддерживают голову ребенка, а другой обмывают его.

Для обмывания удобно пользоваться индивидуальной мягкой губкой. Мыло используют 2 раза в неделю, только детское. После купания ребенка укладывают на ладонь лицом вниз, обхватив грудь, и ополаскивают водой из кувшина. Затем следует осушить кожу ребенка полотенцем, делая при этом промокательные движения. Особенно важно, чтобы сухими были кожные складки.

Их обрабатывают детским кремом, присыпкой или прокипяченным подсолнечным маслом. Каждая мама сама подбирает средства для ухода за кожей ребенка. Область пупочной ранки обрабатывают раствором бриллиантового зеленого или 5 %-ным раствором калия перманганата, или 5 %-ным раствором йода.

Утренний туалет – каждое утро после первого кормления ребенка умывают ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой, глаза – от наружного угла к внутреннему, отдельным тампоном каждый глаз. Нос очищают ватными турундами, смоченными вазелиновым маслом.

Пеленание – важный момент ухода за новорожденным. Рекомендуют свободное и широкое пеленание. Для свободного пеленания ребенку надевают распашонку с зашитыми рукавами. Ноги укладывают в пеленку. Грудная клетка остается свободной, что облегчает дыхание и служит профилактикой заболеваний легких. Для широкого пеленания между бедер прокладывают дополнительную пеленку, благодаря чему бедра остаются в состоянии разведения, что способствует вправлению головки бедра в вертлужную впадину и при врожденном вывихе бедра является консервативным лечением.

Прогулки на свежем воздухе следует начинать сразу после выписки из родильного дома. Первый раз продолжительность прогулки 5 мин при температуре не ниже – 10 °C. С целью адаптации к окружающей среде продолжительность прогулок увеличивают постепенно, ежедневно прибавляя по 5 мин. Прогулки противопоказаны при болезни ребенка. Их следует возобновлять после выздоровления, постепенно увеличивая продолжительность.

Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

Перед кормлением мать должна надеть косынку, вымыть руки с мылом и сцедить одну каплю молока. Наиболее часто затруднения при грудном вскармливании обусловлены неправильной формой сосков, их трещинами. Для улучшения формы следует аккуратно оттягивать соски в течение 2–3 мин 3–4 раза в день. Для лечения трещин могут быть использованы 1–5 %-ный линимент синтомицина, 0,2 %-ная фурацилиновая мазь, мазь календулы. После применения этих средств перед кормлением ребенка грудь следует тщательно обмыть теплой водой с детским мылом.

Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетону-рии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

Иногда происходит снижение или прекращение лактации у матери. Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70-100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5–6 дней; окситоцин 1,5–2 ед. (0,3–0,4 мл) внутримышечно 2–3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1–2 раза в день внутримышечно 5–6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипога-лактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопо-эза назначают витамины (A, B12 , B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1–2 г 3 раза в сутки внутрь 10–15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп). Если восстановить лактацию невозможно, то необходимо обеспечить ребенка донорским женским молоком. Пункты сбора женского молока созданы при молочных кухнях. Женщина-донор должна быть здоровой и чистоплотной.

При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

Воспитание. С самого начала между родителями и ребенком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов, формируется уникальная форма взаимоотношений – привязанность. Новорожденный ребенок обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определенные стимулы. Психическая структура личности новорожденного, индивидуальные особенности темперамента видны с первых дней жизни («трудный ребенок», «легкий ребенок»). Изменчивость поведения ребенка обусловлена изменениями его формирующегося сознания. Большую роль в воспитании маленького человека имеет грудное вскармливание. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, чувствует себя защищенным, нужным, желанным. В условиях положительного психического контакта дети растут более послушными.

С первых дней жизни малышу необходим правильный режим дня (чередование во времени основных физиологических потребностей: сна, бодрствования, питания, прогулок, гигиенических и закаливающих мероприятий). Это способствует формированию определенного ритма жизни. У детей вырабатывается рефлекс на время, формируется динамический стереотип поведения, устанавливаются биологические ритмы, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит, активное поведение во время бодрствования. Дети, живущие по установленному ритму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивании, ношении на руках, пользовании пустышкой).

В дальнейшем такой ребенок легко привыкает к распорядку дня. Это приучает его к организованности и облегчает жизнь ему и родителям. Правильный режим дня не должен носить характер навязывания. Ребенка можно обучать лучше и быстрее, если приспосабливаться к уровню его умственного развития, индивидуальному биологическому ритму, учитывая физическое состояние и индивидуальные психические особенности. Допускаются отклонения от режима на 30 мин или в крайнем случае на 1 ч.

Ведущим режимным фактором является кормление ребенка. Вскармливание по требованию проводится в периоде адаптации с целью установления оптимального режима кормления для матери и ребенка. Последующий переход к кормлению по режиму должен быть постепенным. Критерием правильно выбранного режима является состояние здоровья ребенка, прежде всего функции центральной нервной системы. В условиях нарушения адаптации ребенок становится капризным, плаксивым и раздражительным.

В соответствии с режимом кормления формируются другие режимы: сна и бодрствования, прогулок, закаливающих и гигиенических мероприятий.

При первом патронаже новорожденного необходимо рассказать матери о состояниях, требующих срочной медицинской помощи, и сообщить, куда надо обращаться за помощью при заболеваниях.

Оформление документа

Информация о содержании первого патронажа к новорожденному регистрируется в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый патронаж к новорожденному». Запись производится по схеме: анамнез, данные объективного обследования, диагноз с указанием группы здоровья и группы риска, рекомендации по уходу, вскармливанию и воспитанию. Если ребенок относится ко II–V группам здоровья, то следует дать рекомендации по реабилитации в соответствии с группой риска или нозологической формой болезни.

Из книги Магия мозга и лабиринты жизни автора Наталья Петровна Бехтерева

Из книги Поликлиническая педиатрия автора М. В. Дроздова

5. Неонатальный период. Первый патронаж к новорожденному После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

6. Второй патронаж к новорожденному Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на

Из книги Как похудеть раз и навсегда. 11 шагов к стройной фигуре автора Владимир Иванович Миркин

7. Третий патронаж к новорожденному Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение

Из книги Мы и наши дети автора Л. А. Никитина

ЛЕКЦИЯ № 3. Неонатальный период. Патронажи к новорожденному После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф. И. О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение

Из книги Самый легкий способ бросить есть автора Наталья Никитина

2. Второй патронаж к новорожденному Второй патронаж к новорожденному осуществляется на 14-й день жизни ребенка. Его цель – повторное обследование новорожденного по органам и системам для установления состояния здоровья, контроль выполнения рекомендаций, ответы на

Из книги Практическое руководство по уходу за новорожденным автора Жанна Владимировна Царегерадская

3. Третий патронаж к новорожденному Третий патронаж к новорожденному проводится на 21-й день жизни ребенка. Его цели – наблюдение в динамике за состоянием здоровья и условиями развития новорожденного, вскармливанием, проведение санитарно-просветительной работы, лечение

Из книги Помолодеть на 10 кг автора Владимир Иванович Миркин

Первый шаг Ниже приведены самоубеждения, направленные на преодоление инертности, психологического барьера, страха перед началом диетотерапии, помогающие пациентам заставить себя начать лечение и сделать первый шаг на пути к похудению.«Я совершенно изменил свое

Из книги Всё о ребенке первого года жизни. Неделя за неделей автора Александра Станиславовна Волкова

ПЕРВЫЙ ЧАС, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ Что говорить о первом часе жизни новорожденного? И он и мать в родильном доме: опытные врачи, акушерки, медицинские сестры, прекрасное оборудование, заботливый уход - все, что нужно для того, чтобы принять нового человека в жизнь и обеспечить матери

Из книги Худеем интересно. Рецепты вкусной и здоровой жизни автора Алексей Владимирович Ковальков

Шаг первый Сейчас у вас проблема веса. Возможно, лишних 10–20 килограммов, и вы несколько толще, чем хотели бы быть:-). Вы перепробовали различные диеты и программы, а также комплексы упражнений. Скорее всего, результаты вас разочаровали. Вам удавалось временами снижать вес,

Из книги Йога и сексуальные практики автора Ник Дуглас

Визиты к новорожденному и санитарно-гигиенические правила Если в доме есть грудной ребенок, то необходимо соблюдать определенные санитарно-гигиенические правила с целью профилактики инфекционных-заболеваний. Эти правила особенно актуальны во время сезонных эпидемий

Из книги автора

Первый шаг Ниже приведены самоубеждения, направленные на преодоление инертности, психологического барьера, страха перед началом диетотерапии, помогающие пациентам заставить себя начать лечение и сделать первый шаг на пути к похудению.?«Я совершенно изменил свое

Из книги автора

Приложение 1 Что необходимо новорожденному? К моменту выписки из роддома родственники (главным образом счастливый отец) должны основательно подготовиться. В роддом встречать новорожденного и его маму надо явиться не только с цветами, но и иметь комплект детского белья:

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Первый раз Все когда-то бывает впервые. На Западе отношение к сексу становится все либеральнее, к первому половому акту относятся как к мелочи, однако это событие оказывает глубокое влияние на психику. Многие люди с трудом преодолевают чувство страха или вины после

Общие данные

1 Ф.И.ОО.: Чуканов Максим Сергеевич

3 Вес при рождении: 3200 гр.

4 Рост при рождении: 50 см.

Анамнез жизни

1 Ребёнок по счёту от первой беременности.

2 Беременность протекала с явлениями анемии легкой степени, нефропатии во второй половине беременности. Была угроза преждевременных родов.

3 Во время вынашивания плода мама питалась хорошо: фрукты, овощи, творог, мясные продукты, исключая аблигатные аллергены.

Мама соблюдала режим отдыха, питания, сна, работы во время беременности.

Мама имеет вредную привычку – курение, которую сохраняла во время беременности.

4 Во время вынашивания плода мама училась.

5 Во время родов проводилась стимуляция родовой деятельности. Длительность родов составила 12 часов.

6 Пособия в родах не употреблялись.

7 Роды протекали без осложнений.

8 После рождения ребёнок закричал сразу, крик был активным, громким.

9 Масса тела при рождении ребёнка составила 3200 гр.; рост при рождении – 50 см.

10 Ребёнок был приложен к груди через 4 часа после рождения, грудь взял активно.

11 Ребёнок прикладывался к груди через 3 часа.

12 Пуповинный остаток отпал на 4 день жизни ребёнка. Пупочная ранка зажила на 15 день.

14 Ребенок спит спокойно.

15 После кормления у ребёнка бывают срыгивания (не более двух раз в сутки).

16 Рефлексы сосать, глотать, дышать, развиты хорошо.

17 Нервно психическое развитие ребенка соответствует возрасту: кратковременно фиксирует взгляд на блестящих предметах и следит за ним, на резкие звуки вздрагивает, пытается держать голову лёжа на животе.

18 Зубов нет.

19 Края большого родничка податливы, размер – 2,5-2 см.

20 Заболеваний грудного возраста у ребёнка не было.

21 Имеется слабо выраженная аллергическая реакция на ряд пищевых продуктов.

22 Вакцинация ребёнка проведена по возрасту.

23 Проведены прививки: V гепатита «В»(№1),V БЦЖ.

24 На момент проведения патронажа детскими инфекционными заболеваниями не болел.

25 У ребёнка проявляются следующие рефлексы новорожденного: рефлекс Бабкина, рефлекс Робинсона, рефлекс Бабингского, рефлекс опоры, рефлекс ползания Бауэра.

Семейный анамнез

1 Возраст мамы на момент родов - 19 лет, возраст отца – 25 лет. Мать –Чуканова Екатерина Владимировна. Отец – Чуканов Сергей Григорьевич

2 Состояние здоровья родителей и ближайших родственников: отец страдает хроническим гастритом; мама - варикозным расширением вен; бабушка: ревматизмом, миокардиодистрофией, панкреатитом, пиелонефритом, анемией, перенесла инсульт приведший к парезам нижних конечностей, перенесла операцию – холецистэктомию. Бабушка является инвалидом первой группы. Среди наследственных заболеваний – различные пороки сердца.

3 Материально – бытовые условия удовлетворительные: заработная плата превышает прожиточный минимум (у отца), бабушка получает пенсию как инвалид первой группы.

4 Уходом за ребёнком преимущественно занимаются мама и бабушка.

5 Ребёнок обеспечен бельём, игрушками, отдельной кроваткой.

6 Ребёнок соблюдает режим дня (спит до 20 часов в сутки, прогулки на улице по 1- 1,5 часа, кормление через каждые 3 часа).

1 Общее состояние ребёнка удовлитворительное.

2 Положение ребёнка в кроватке активное.

3 Сознание ясное.

4 Конституциональный тип – нормастеник.

5 Объём головы – 35 см., груди – 36 см.

Склеры желтушны, кожные покровы слегка иктеричны.

6 Видемые слизистые ярко розовые. На ощупь кожа сухая. Кожа и видимые слизистые чистые. Пигментации, петехий, высыпаний нет. Толщина кожной складки на передней брюшной стенке – 1,5 см. Тургор кожи в пределах нормы. Дермагрофизм – красный. На голове пушок. Ногти плотные, ногтевые пластинки полностью покрывают ногтевые ложа. Отёков на лице, нижних конечностях, передней брюшной стенке нет.

7 Косная система: искревления конечностей нет, разведение тазобедренных суставов в норме, форма грудной клетки обычная, мышечная система развита по возрасту.

8 Подкожно – жировая клетчатка распределена равномерно.

9 Осмотр зева: зубов нет, слизистые розовые, язык обычного размера и оттенка, миндалины и нёбные дужки без патологиию

10 Переферические лимфоузлы (затылочные,передние и задние шейные, подчелюстные, надключичные, подмышечные, паховые, подколенные) не пальпируются.

11 Дыхательная система:

ЧДД – 46/мин. Кашля нет, отмечается напряжение крыльев носа, вспомогательная мускулатура в акте дыхания не участвует.

При перкуссии лёгочный звук слева и права однородный. Топагрофические границы лёгкого по возрасту. Аускультативная картина лёгких: дыхание пуэрильное, хрипов и крепетации нет.

12 Сердечно –сосудистая система:

Границы относительной сердечной тупости: верхняя – второе ребро, левая – на 1,5 см. кнаружи от левой срединно – ключичной линии, правая – правая парастернальная линия. Артериальное давление в пределах нормы и состовляет 60/30 мм. рт. столба. Аускультативно: тоны сердца звучные, ЧСС – 136/мин., шумы не выслушиваются. Пульсации крупных сосудов нет. Пульс ритмичный, симметричный, удовлетворительного наполнения.

13 Пищеварительная система:

Аппетит хороший, вскармливание грудное, срыгивание до 2-х раз в сутки. Рвоты нет. Живот при пальпации мягкий, безболезненный, обычной формы. Печень выступает из–под края рёберной дуги на 1,5 см. по среднеключичной линии. Селезёнка не пальпируется. Задний проход без патологии. Стул до 7 раз в сутки, кашицеобразный, золотисто – жёлтый.

14 Моче – половая система: суточное количество мочи до 300 мл. Частота мочеиспускания – до 15 раз в сутки. Отёчность не отмечена. Синдром Пастернацкого отрицательный.

15 Яички опущены в мошонку.

1 Гигиенический уход: ежедневные ванны с перманганатом калия 1:10000, с ромашкой, чередой. 50 гр.(1 стакан) травы залить 3 литрами кипятка, кипятить 5 минут, процедить, добавить в ванну. Пупочная ранка обрабатывается 3 процентным раствором перекиси водорода или фурацилиновым спиртом 1:1500, снимается корочка, прижигается 5 процентным раствором перманганата калия.

2 Режим дня: сон до 18 часов. Продолжительность сна от 50 мин. до 2-х часов, бодрствование 10-30 мин.

3 Закаливание – темпиратура в помещении 22 град., сон на воздухе при темпиратуре от -15 до +30 град., во время пеленания воздушные ванны 5-6 мин., умывание при темп. воды – 28 град., общая ванна при темп. воды 36-37 град., продолжительность 5-6 мин., завершение ванны – обливание водой на 1-2 град. ниже.

4 Проведена беседа о преимуществах грудного вскармливания.

ВЫПОЛНИЛ: СУХОВ АНТОН, Калуга, 2002.

В первый месяц жизни новорождённого для осмотра и оценки состояния здоровья и развития крохи приходят врач и медсестра. Это и есть активный патронаж, о котором пойдёт речь в нашей статье.

Кто проводит патронаж

Патронаж (от франц. слова «patronage» - наблюдение, покровительство) впервые появился в начале прошлого века в Великобритании и проводили его бесплатно женщины-санитарные инспектора. Сразу нужно оговориться, что у нас в стране патронаж тоже бесплатный для всех новорождённых без исключения. При этом регистрация и никакой роли не играют. Конечно, у семьи ребёнка всегда есть выбор между муниципальной поликлиникой и частными медицинскими центрами.

Данная система была создана для того, чтобы помогать мамам правильно ухаживать за своими детьми. Ведь даже у мам со стажем подчас возникают серьезные вопросы. Патронаж проводят участковый педиатр и медсестра. Их полномочия четко разделены: врач оценивает состояние здоровья малыша, если необходимо, назначает лечение. Врач должен посетить малыша 3 раза. Причем, в случае, если кроха родился недоношенным или чем-то болен, то число посещений доктора должно быть больше вне зависимости от того, вызывали его или нет.

Во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Медсестра может давать советы по уходу за ребёнком, рассказать о методах закаливания, о том, как и сколько надо гулять с ребёнком и как его купать. В случае если ребёнок на грудном вскармливании, медсестра расскажет о гигиеническом уходе за грудью и сосками, подскажет, и т.д. Медицинская сестра посещает ребенка не менее 3-5 раз.

График патронажного осмотра новорождённого

Первый визит медика ожидайте уже через 1-2 дня после приезда из роддома.

Если ребёнок родился не совсем здоровым или находится в группе риска по развитию какой-либо патологии, то осматривают малыша в день выписки. Важно отметить, что, если выписка приходится на выходные или праздничные дни, то врач ребёнка все равно осмотрит, только это будет дежурный педиатр поликлиники.

Первичный патронаж

Лучше всего, если мама заранее составит список наболевших вопросов, подготовит выписку из роддома, прививочный сертификат. К сожалению, некоторые медработники могут быть не совсем внимательными, поэтому лучше обо всем позаботиться самой и настойчиво задавать вопросы.

Необходимо заранее подготовить пелёнку, ватные палочки и вату, сменный подгузник, выбрать место для осмотра, чтобы было удобно и вам и медику. И еще - так как во время визита медику предписано оценивать социально-бытовые условия жизни семьи, маме лучше постараться подготовить квартиру к посещению врача.

Во время визита медсестра или педиатр осмотрят малыша:

  • оценят состояние ;
  • проведут пальпацию животика;
  • оценят состояние кожи, проверят наличие , пеленочного дерматита, гнойничков и дадут советы по уходу;
  • обратят особое внимание на цвет кожи (наличие физиологической желтухи);
  • немаловажным показателем является мышечный тонус и поза новорожденного;
  • осмотрят головку крохи (состояние родничков, форма головы, наличие гематом);
  • оценят симметрию глаз, цвет белков, реакцию на свет;
  • для исключения дисплазии тазобедренного сустава врач разведет ножки малыша и исследует область суставов;
  • у мальчиков оценивается наличие яичек в мошонке;
  • в зависимости от того, кормят ли кроху грудью или он искусственник, расскажут о правилах вскармливания;
  • оценят общее состояние здоровья ребенка;
  • с ваших слов выяснят семейный анамнез, уточнят о прививках в роддоме и течении беременности и родов;
  • дадут сведения о работе поликлинике, ведь в ней непременно есть день недели, в который осматривают только грудничков.

Оценка психоэмоционального состояния ребёнка

Врач внимательно понаблюдает за крохой и расспросит маму. В норме малыш должен:

  • положительно реагировать, когда его ласково гладят;
  • улыбаться как самопроизвольно, так и в ответ на голос мамы и ее прикосновение;
  • успокаиваться, когда его берут на руки;
  • уметь фиксировать взгляд на короткий промежуток во время кормления.

Осмотр матери

Вам следует знать, что врач может и даже должен оценить состояние здоровья матери, осмотреть ее молочные железы, порекомендовать мероприятия по профилактике мастита и лактостаза и дать рекомендации по технике грудного вскармливания.

Врач и медсестра обязаны узнать не только о физическом, но и о психосоматическом состоянии здоровья мамы, характере питания, режиме дня, о возможности полноценного сна и отдыха, соблюдении личной гигиены.

Медсестры должны рассказать мамам о том, что им надо ежедневно принимать душ, менять , мыть руки перед пеленанием крохи, перед его кормлением и т.д.

Маме нужно разнообразно питаться, иметь возможность отдыхать днем и высыпаться.

Обучение матери

Это целиком прерогатива медицинской сестры. Она расскажет о правильном питании для улучшения лактации, режиме и распорядке дня. Сейчас очень распространен метод психоэмоционального общения с ребенком. Медсестра должна владеть его навыками и обучать этому мать крохи. Она же рассказывает об уровне потребностей малыша и о возможном общении с ним, причем настаивать на том, что вербальное общение необходимо.

Кроха должен как можно чаще слышать голоса родителей, даже если они не сидят дома с малышом, а учатся или работают. Надо искать возможность пообщаться с крохой, спеть ему колыбельную. А если малыш находится на искусственном вскармливании, все равно необходимо во время кормления брать его на руки. Эти несложные манипуляции позволят вам наладить эмоциональную связь с малышом.