Помощь в воспитании ребенка. Психологическая помощь семье в воспитании ребёнка

Воспитание ребенка - трудная педагогическая и социальная задача. Наилучший результат в процессе воспитания детей можно получить при совместных усилиях школы, общества и семьи. Трудности при воспитании возникают почти во всех семьях. Количество проблем обычно увеличивается во время полового созревания, когда характер детей становится особенно тяжелым, порой даже невыносимым. Особенно болезненно дети реагируют на частые ссоры родителей, отсутствие ласки и тепла. Порой родители не могут добиться взаимопонимания со своим ребенком. Тогда они могут обратиться за помощью в воспитании ребенка к специалистам. Детей и подростков, которые не могут наладить контакт со своими родителями, называют трудновоспитуемыми. Воровство, непосещение школы, насилие и грубое отношение к своим друзьям - самые распространенные нарушения поведения таких детей. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка должна включать в себя два основных компонента - коррекцию и психологическую поддержку .

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной .

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонениях в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования, помогут сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями .

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.


Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.


Что такое детская психология - определение

Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.


Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.


Детский негативизм - явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.

Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.


Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.


Как реагировать на капризы детей - советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Статья о том, как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.


Как поощрять ребенка - советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.


Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.


О поощрении и наказании - когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.


Надо баловать детей

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» - часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.


Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».

Поддержка родителей - самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Самая распространенная причина обращений к психологу в нашей стране - это проблемы детского и подросткового возраста. В младенческом возрасте родителей пугает задержки в развитии малыша. В дошкольном - страхи, сильные эмоциональные проявления. В младшем школьном возрасте начинают заботить проблемы взаимодействия с окружающими и неуспеваемость. Про трудности подросткового возраста знают все, но пережить их очень непросто. И многие родители искренне полагают, что работа психолога должна быть направлена исключительно на ребенка, все изъяны в нем нужно только «подкорректировать» и все пройдет. На практике такая «коррекция» дает лишь временный эффект или вообще неэффективна, если не проводится работа с родителями.

Ребенок всегда чувствует существующие, подлинные отношения между значимыми для него членами семьи. Он не может их высказать, тем более понять, но выражает своими негативными эмоциями и поведением в виде страхов, неуспеваемости, агрессивности, которые могут привести к более тяжелым последствиям, если вовремя не уделить им внимание.

Зачастую обращение к психологу, для большинства родителей, это некоторое признание, что сами они не могут справиться со сложившейся проблемой. С одной стороны, это так, но чаще всего к психологу обращаются именно те родители, которые очень стараются дать все необходимое своему ребёнку.

Сложность в том, что в какой-то момент, приносившие положительные результаты способы общения, воспитания ребенка, стали тормозить его развитие.

Часто кризис в отношениях с ребенком говорит о том, что перед ним стоят новые задачи, а родители о них не догадываются. Хорошо видно, что ребенок вырос из штанишек, и ему покупают новые. А вот заметить из каких психологических рамок, задаваемых семьей, он вырос, подчас очень непросто.

Ребенок совершенно неосознанно выбирает такой тип поведения, на который просто невозможно не обратить внимание. Причем сначала о проблемах ребенка говорят люди, которые взаимодействуют с ним в обществе (детский сад, школа, кружки). Затем на необходимость изменять поведение или обратить внимание на развитие ребёнка указывают друзья и родственники. И если меры не принимаются, то ситуация становится рано или поздно для самих родителей чрезмерной и критичной.

Известные семейные психологи говорят, что проблемный ребенок - это СИМПТОМ СЕМЬИ.

Что это значит? Ребенок является самым чувствительным и уязвимым звеном семейной системы. Как бы он себя ни вел, ему необходимы, как воздух, внимание, тепло, забота и любовь близких людей. И ребёнок очень старается получить всеми возможными и невозможными способами то, в чем он так остро нуждается,.

  • Как увидеть за «отрицательным» поведением ребёнка его стремление соответствовать ожиданиям родителей?
  • Достаточно ли только внимания к его желаниям и удовлетворения всех его потребностей, чтобы он чувствовал себя защищенным и уверенным?
  • Есть ли средства, которыми можно «управлять» детьми?

В каких случаях необходимо получить консультацию у специалиста, в связи с проблемами в детско-родительских отношениях?

  • Если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком. Возможно, ребенок переходит на новый уровень развития и необходимо пересмотреть требования к нему. А может быть, наоборот, ваши требования слишком завышены и ребенок уже не справляется, показывая это своим поведением. В совместной консультации ребенок-родитель психолог поможет вам понять, что происходит, и как вы могли бы изменить ситуацию.
  • Если у ребенка есть трудности общения со сверстниками, он очень стеснителен, не может постоять за себя, и его обижают другие дети. Часто бывает, что это очень чувствительные дети, которых трудно принять родителям. А именно такой ребёнок нуждается в поддержке, понимании его эмоций, принятии индивидуальности и хрупкости его внутреннего мира, чтобы он не замкнулся и мог проявлять свои таланты, которые не всегда легко распознать.
  • Если ребенок очень агрессивен: портит вещи, часто дерется и радуется, когда причиняет боль другому человеку или животному. Важно понять, что в этом случае происходит с ребенком, ведь агрессивность может быть реакцией на невыносимость какой-то жизненной ситуации. А может быть проявлением сильного характера, которым нужно учиться управлять. Не всегда просто выявить причину активного проявления агрессии, но вряд ли кому хочется, чтобы это качество закрепилось и стало чертой характера ребенка.
  • Если отсутствие у ребенка активность, интересы, проявляется пассивность и апатия, нежелание ходить в школу. Далеко не всегда за этим стоит лень и избалованность, как думают родители. Важно знать, что такое состояние для ребенка - это безмолвный крик о помощи. Ребёнок по своей природе активен в познании мира, и если у него этой активности нет, значит, его ресурсы очень сильно исчерпаны. Причин может быть множество: и чрезмерность требований, и невозможность соответствовать ожиданиям родителей, и отсутствие эмоционального общения, когда ребенок чувствует, что он никому не нужен, и разность темпераментов мамы и ребенка и многое др.
  • Если ребенок столкнулся с какими-либо психотравмирующими переживаниями. Развод родителей, смерть человека, очень значимого для ребенка, гибель любимого животного, насилие по отношению к нему или при нём. Сочетание стрессовых факторов (например, поступление в первый класс и рождение нового ребенка в семье), автомобильная авария, любое событие, которое, как вам кажется, очень сильно повлияло на ребенка.
  • Если вы замечаете, что ваш ребенок испытывает большое количество страхов, или один, но очень сильный страх. В разном возрасте у детей возникают разнообразные страхи, преодоление которых необходимо для развития. Но есть ситуации, когда вы чувствуете, как родитель, что страх ребенка чрезмерен, и вы не знаете, чем ему помочь. В этом случае лучше обратиться к психологу.

На эти и другие вопросы вы можете получить ответ у психолога.

Работа с родителями, семьей представляет собой одновременно важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей вид деятельности педагога, психолога, социального педагога, а также специальных служб и институтов. Как мы уже говорили, семья - один из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и его семьей.

Два года назад Саша, тогда пятиклассник, попал на заметку. Летом вместе с приятелем он утащил из подвала одного из учреждений списанную мебель, чтобы строить из нее шалаш. Случалось, он пропускал и занятия. И вот новая история, Саша проходит как свидетель по уголовному делу. Молодой мужчина заставлял его вырывать сумки у женщин. Стали разбираться. Оказалось, Саша сидел вечерами в подъезде, вот его и подобрала криминальная компания. В такой ситуации всегда очень важно, чтобы был найден общий язык школы с родителями. Пришлось классному руководителю убеждать родителей, что положение серьезное, и без жесткого контроля мальчик пропадет. В итоге родители проявили заинтересованность. И вот пока Саша находится под строгим контролем учителя и родителей (из опыта работы Н.Г. Рукавишниковой).

Цель работы с родителями - профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков. Задачи работы с родителями следующие:

Информационно-просветительская работа с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

Диагностическая работа с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

Комплексная коррекционная работа с целью восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.

Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей в целях профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков.

Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. Для этого родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. По данным как отечественных, так и зарубежных ученых, нарушения системы семейного воспитания, дисгармония супружеских отношений служат основными патогенетическими факторами, обусловливающими возникновения девиаций в поведении ребенка. Дисгармония, дестабилизация семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов.

Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их холодность (отчужденность), конкурирующий характер, формальность, неравенство; с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях. Объективно складывающиеся отношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность.

В здоровой семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного "мы", способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничной семье равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития конфликтов и связанных с этим тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений. Установление близких, дружеских, взаимозависимых контактов становится самодовлеющим и доминирующим требованием каждого члена семьи, которое реализуется даже ценой сдерживания развития семьи в целом и каждой личности в отдельности, ухода от действительности и ее искажения.

Семьи с нарушенными взаимоотношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций, чувства постоянного беспокойства у ее членов и вызывая негативные отклонения в поведении детей. Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития ребенка и может стать источником возникновения отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков.

Помимо супружеских отношений непосредственно детско-родительские отношения, тип семейного воспитания также оказывают огромное влияние на формирование девиантного поведения школьников. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: "принятие и любовь" порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности, "явное отвержение" ведет к агрессивности и эмоциональной незрелости.

Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Эта работа может осуществляться как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.)

Цель диагностической работы с родителями - диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.

Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих требований:

Полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;

Полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;

Сообщение результатов диагностики супругам должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методами, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально. В отечественной литературе существует достаточное количество методик диагностики типа детско-родительских отношений и семейного воспитания, а также родительских установок. Среди них для профилактической работы психолога в этом направлении можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросники "Измерение родительских установок и реакций", "Удовлетворенность браком", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Коррекционная работа с семьей, имеющей ребенка с отклоняющимся от нормы поведением. Понимание семьи как целостной системы позволяет распространять на нее широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой;

Семья как целое определяет некоторые свойства и особенности входящих в нее индивидов;

Семейная система не является суммой входящих в нее индивидов;

Каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием;

Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного, системного подхода к организации психолого-педагогической коррекции негативных отклонений в поведении детей и подростков. Только совместная работа со всеми членами семьи ребенка может привести к положительному результату.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой из нескольких семейных пар), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или одним ее членом, и совместная групповая психотерапия детей и родителей. Семейная, индивидуальная и групповая психокоррекционные работы представляют собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье.

Более подробно остановимся на формах помощи родителям при воспитании гиперактивных, агрессивных и аутичных детей.

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. В то же время родители гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к школе. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет учитель и начнет "распекать" их чадо. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоят с виноватыми лицами, будто ругают их самих. После такой "прелюдии" они, как правило, встречают выбегающего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутствующий при этой "теплой" встрече, тоже должен чувствовать себя очень неловко, так как именно он стал причиной ссоры. В то же время учитель может научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если учитель или психолог встретят родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И увидев ребенка, родители встретят его не упреками, а нежностью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в практике школы метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогами и родителями "карточками-переписками". В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что при слушании учителя в классе Саша с трудом высиживает 5 минут, а сегодня он слушал его в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке: сегодня, 18.11, Саша слушал объяснение нового материала в течение 10 минут.

Вечером родители в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к учению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой, совместным просмотром телепередач, любимой игрой.

Если же ребенок спокойно слушал всего 3 минуты, а потом мешал остальным, учитель пишет: Саша слушал объяснение 3 минуты.

Таким образом родители получают позитивную информацию и делают несколько выводов: 1) ребенка никто не ругает; 2) в классе изучался новый материал; 3) ребенок не прослушал объяснение, необходимо позаниматься с ним дома.

Сам ученик, если попросит прочитать информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а учитель по-прежнему любит и понимает его. Кроме этого, родители вечером дополнительно занимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую дозу родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т. д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался дома после школы, когда лег спать: 18.11. Вечером Саша занимался с папой, рисовал, пересказал классный материал. Смотрел передачу по телевизору, играл с братом в конструктор - 30 минут. Спать лег в 23 ч.

Учитель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже может сделать определенные выводы:

1) учебный материал, который давался детям накануне, Сашей усвоен;

2) родители проявили внимание к ребенку;

3) Саша, несмотря на высокую двигательную активность и импульсивность, смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с другими детьми довольно длительное время;

4) Саша лег спать поздно, в 23 ч, следовательно, сегодня в классе можно ожидать от него непредсказуемых поступков. Поэтому педагог должен заранее продумать стратегию своих действий по отношению к ребенку.

Кроме того, учитель по своему усмотрению также может поощрять ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Перечень возможных наград педагог составляет заранее, узнав у ребенка о его предпочтениях (из сочинений на тему "Я счастлив"; "Я доволен"; "Я мечтаю"; "Когда я буду взрослым").

Ребенок, чьи родители в воспитании тесно взаимодействуют с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогами и родителями. Если же контакт с родителями затруднен, и родители ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей в классе.

Конечно, для того, чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, необходимо подбирать доступный и немногословный материал. Например, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в классе, он может разместить на стенде отдельные пункты из "Шпаргалки для взрослых", которые могут быть интересны и полезны для родителей.

Шпаргалка для взрослых, или правила работы с гиперактивными детьми.

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Родителям важно позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находится рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочери.

Если же ребенок в чем-то не прав, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Педагог постоянно должен напоминать родителям, что не следует принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: "Я буду хорошо себя вести", "Я буду всегда тебя слушаться". Можно, например, договориться с ребенком, что он "не будет пинать кошку" или "с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место". На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и более), однако, не отработав одного пункта, не следует переходить к следующему.

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать ваши помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

3. Чаще говорите "да", избегайте слов "нет" и "нельзя".

4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их число вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

8. Определите для ребенка рамки поведения - что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстранили от требований, которые применяются к другим.

9. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

10. Вызывающее поведение вашего ребенка - это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

12. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в комнате ребенка спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, коврик и др.).

13. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по двум-трем основным.

14. Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезвычайно возбуждающее действие.

16. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

17. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостатки сна ведут к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

19. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка.

20. Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

21. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то "докой". Задача родителей - найти те занятия, которые бы "удавались" ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут "полигоном" для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе, агрессивно ? Полезные рекомендации, которые может дать учитель родителям в личном контакте либо используя наглядную информацию, мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла "Как справляться с гневом ребенка" (М., 1997). Здесь выделены пять способов контроля поведения ребенка: два из них - позитивные, два - негативные и один - нейтральный. К позитивным относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.)

Модификация поведения - нейтральный способ контроля - предполагает использование поощрений (за выполнение определенных правил) и наказание (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начинает специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем разместить на стенде в классе следующую наглядную информацию (таблица).

Позитивные и негативные способы выражения гнева (рекомендации доктора Р.Кэмпбелла)

Шпаргалка для взрослых, или правила работы с агрессивными детьми.

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Особого внимания заслуживает организация работы учителя с родителями, имеющими аутичных детей. Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. Е.К. Лютова и Г.Б. Монина выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда необходимо выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленный телеграфный стиль.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень "речевые" дети, они обладают большим словарным запасом, однако говорят сложными, "книжными" фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы - недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

По статистике глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из 1000. В повседневной практике в школе учитель, как правило, сталкивается с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек. Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена.

Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо сделать оговорку: в школе дети с "классическим аутизмом" встречаются редко, но достаточно часто приходится взаимодействовать со школьниками, которым присущи лишь отдельные аутистические черты, поэтому речь в дальнейшем будет идти именно о них. Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо "идти за ребенком", гибко подходить к построению и проведению каждого занятия. Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсировать события и помнить: работа с аутичным ребенком - тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат.

Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыки социального взаимодействия; воображение. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий на уроке. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.

Работа учителя с родителями аутичного ребенка имеет свою специфику. Дело в том, что родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие родители приходят в смятение. Кроме того, в одних научных публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении. Поэтому, работая с родителями этой категории школьников, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной "эмоциональной бури".

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится "около" детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, психолог и учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность постоянно целенаправленно наблюдать за ребенком. Именно для этого, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Для укрепления контактов с родителями аутичного ребенка желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали класс, в котором он учится. Так, для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких людей. Поэтому очень важно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Шпаргалка для взрослых, или правила работы с аутичными детьми.

1. Принимать ребенка таким, каков он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).

10. Избегать переутомления ребенка.

Однако индивидуальный подход к детям не может быть односторонним, когда взрослые подходят к ребенку только со своими мерками. Проблема ребенка при этом остается нерешенной, и чтобы ее решить, необходимо взглянуть на нее глазами самого ребенка. Поэтому педагогу важно знать, что же думают о себе, других детях, взрослых те, кого с легкостью относят к разряду гиперактивных, агрессивных, тревожных и аутичных детей. Вот некоторые высказывания подобных детей, собранные Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной.

Если бы я был волшебником, я бы обязательно сделал так, чтобы мама с папой не ссорились, чтобы папа не пил водку и чтобы мне подарили полицейский набор, как у Вити. (Коля, 6 лет)

Мне живется очень плохо на свете. Почему-то, что бы я ни делал, у меня получается все "вверх ногами". Взрослые ругаются, а дети смеются надо мной. Я мечтаю подрасти и продавать газеты в электричке. Думаю, что это у меня получится. Я уже дома, когда никого не было, тренировался перед зеркалом. (Саша, 8 лет)

Когда я вырасту, я обязательно буду любить своих детей. (Маша, 9 лет)

Папа хочет, чтобы я стал юристом, мама мечтает, чтобы я закончил медицинский институт. Я не хочу ни того, ни другого, потому что для этого надо быть отличником, а я терпеть не могу вообще ходить в школу. (Костя, 10 лет)

Не понимаю, почему моя мама выросла такая злая. Каждый день от нее одна ругань идет. (Олег, 5 лет)

Хорошо бы уйти в лес и бродить там. Долго-долго, пока не вырасту. Тогда не надо было бы ходить в школу! (Оля, 10 лет)

На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются особенно труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказавших негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателем доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с трудными подростками и их семьями, а также анализ психолого -педагогической, медицинской, юридической литературы позволяют выделить следующие наиболее типичные негативные педагогические стили в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей.

Попустительско-снисходительный стиль , когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что "все дети такие" либо рассуждают так: "Мы сами такими же были". Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу "наш ребенок всегда прав". Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль , когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают "на каждом углу" о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и пр. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль , при котором родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонны отцы, по каждому поводу избивающие детей, утверждая при этом, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. В таких ситуациях педагоги, психологи, социальные работники обязаны встать на защиту детей от жестокости родителей, применяя при этом все доступные средства воздействия - от убеждения до административно-уголовного принуждения.

Увещевательный стиль . В этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, "садятся на голову". От социального педагога в данном случае нужны твердость, требовательность как в отношении несовершеннолетнего, так и его родителей.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к шефу, воспитателю, относятся к ним с большой теплотой, доверием, что помогает в воспитательной работе.

Воспитание по типу "кумир семьи" часто возникает по отношению к "поздним детям", когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых людей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется крайний эгоцентризм.

Непоследовательный стиль , когда у родителей, особенно матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. В данном случае позиция педагога - терпеливая, твердая последовательная линия поведения по отношению как к детям, так и родителям.

Перечисленными примерами далеко не исчерпываются типичные ошибки семейного воспитания. Для внимательного взгляда педагога, психолога эти ошибки не представляют трудности в их определении. Однако исправить их гораздо труднее, чем обнаружить, поскольку педагогические просчеты семейного воспитания чаще всего имеют затяжной, хронический характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а порой и враждебные отношения родителей и детей, утратившие теплоту и взаимопонимание. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях иногда доходят до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой отправить сына или дочь в спецПТУ, спецшколу. В ряде случаев эта мера действительно оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны все средства, и перестройка отношений практически уже становится невозможной вследствие обостренности конфликтов и взаимной неприязни. К человеческим отношениям, в том числе и семейным, так же как и чувствам, их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый "труд души" для их своевременного восстановления, иначе однажды закравшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъедают теплоту родственных отношений, становятся необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Очень часто можно слышать от родителей уже взрослых детей, что они выросли не такими как ожидалось. Какие же ошибки родителей в воспитании детей были допущены.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитика Матвеева Олега, желаю Вам психического здоровья.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки родителей в воспитании детей

  • Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
  • Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
  • Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети раннего и даже дошкольного возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку
  • Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой - они формируют негативизм, эгоизм и зависть.
  • Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки
  • Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.
  • В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.

Корректируйте свои детско-родительские отношения и старайтесь не допускать ошибок в воспитании детей .

Желаю всем психологического благополучия!
Психологическая помощь родителям в воспитании детей