Ползание детей. Развитие ребенка по месяцам до года

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Педиатры утверждают, что ползание – очень важный этап в развитии детей. Ползание разрабатывает мышцы спины и укрепляет позвоночник, подготавливает малыша к вертикальному хождению. Давайте узнаем, когда ребенок начинает ползать, и как подготовить грудничка к этому этапу.

Чем полезно ползание

  • Укрепляет позвоночник, мышцы ног, рук и спины;
  • Формирует естественные изгибы позвоночника, которые помогут в дальнейшем выдерживать нагрузку при нахождении в вертикальном положении;
  • Помогает устранить нарушения в работе опорно-двигательного аппарата естественным путем. К таким нарушениям относятся кривошея, асимметрия в теле, повышенный или пониженный тонус;
  • Развивает координацию, что позволит выполнять различные движения. Кроме того, развитая координация поможет чувствовать ритм, сохранять равновесие и ориентироваться в пространстве;
  • Развивает интеллект. Чем активнее и мобильнее малыш, тем лучше кровоснабжение и эффективнее работа мозга. Кроме того, движение влияет на развитие речи ребенка, так как оно обеспечивает связь между полушариями;
  • Дает ребенку свободу в передвижении и уверенность в силах, ведь ползание – самостоятельный и осознанный процесс с выбранным направлением и целью.

Когда грудничок начинает ползать

Многих родителей волнует, во сколько месяцев ребенок начинает ползать. Этот процесс наступает постепенно и не ранее трех месяцев. Трехмесячный карапуз учится переворачиваться, поэтому в этот период кругозор малыша становится шире. Он замечает игрушки или интересные предметы, пытается дотянуться до вещи и даже делает первые попытки подползти.

В 4-5 месяцев малыш уже может подползать к интересующим предметам на животике. Причем делают дети это по-разному. Одни ползают по-пластунски, другие – назад и вперед, а третьи – вбок. А вот ползание на четвереньках малыши осваивают только после полугода. Кстати, именно передвижение на четвереньках педиатры считают настоящим полноценным ползанием.

Во сколько дети начинают ползать, зависит от индивидуального развития каждого ребенка. Некоторые ползают на четвереньках уже в 5-6 месяцев, но чаще это происходит в 7-8 месяцев. Позднее ползание часто встречается у крупных малышей и детей с лишним весом. Подробнее о норме веса для детей до года, читайте . В любом случае, грудничок не будет ползать, пока мышцы не окрепнут в достаточной мере.

Ни в коем случае не пропускайте этап ползания и не поощряйте попытки малыша сразу встать на ножки и идти! Это может привести к серьезным проблемам в функционировании позвоночника, мышцах и связках спины. Дайте ребенку свободу и пространство для ползания, откажитесь от манежа и ходунков. Ходунки могут вовсе навредить ребенку, ведь действие этого изделия сравнимо с костылями.

Если ребенок так и не ползает на четвереньках к 9-10 месяцам, обратитесь к педиатру! Такое поведение не говорит о каких-то серьезных отклонениях. Врач просто подберет подходящие упражнения и массаж, чтобы малыш быстрее освоил ползание.

Упражнения

Выкладывание на живот с первого дня жизни – главное условие того, чтобы малыш начал ползать по-пластунски. Так он наберет силы и освоит полезные навыки, а уже потом научится стоять на четвереньках и ползти соответствующим образом. Когда ребенок научился переворачиваться со спины на живот и обратно, ненадолго приподниматься на ручках и держать при этом голову, с малышом делают специальные упражнения:

  • Для детей, которые еще не полностью освоили перевороты, используют следующие упражнения. Большой палец одной руки вкладывают ладошку малыша и крепко сжимают кисть. Затем тело ребенка направляют на переворот, а второй рукой придерживают ножку, чтобы перевернуть таз;
  • Упражнения с использованием фитбола (большого мяча) развивают мышцы спины. Кроме того, они облегчат , если они еще не закончились. Для выполнения задания малыша кладут на мяч животом вниз и придерживают в области подмышек. Пока мяч слегка покачивается, ребенок научится выгибать спину и напрягать мышцы, которые нужны для ползания;
  • Упражнение “лягушка” заключается в том, что ножки ребенка обхватывают за голени, когда тот лежит на спине. Ножки плавно сгибают в позу лягушки и плавно разгибают обратно. Затем переворачивают грудничка на живот, чтобы он попробовал оттолкнуться согнутыми ногами от сложенных ладоней взрослого человека и продвинуться вперед;
  • Гимнастика для рук укрепит мышцы не только рук, но и спины. Малыш лежит на спине, а взрослый берет его за руки. При этом важно, чтобы ребенок крепко схватил большие пальцы взрослого. Затем нужно плавно поднять ручки вверх и отпустить, развести руки в стороны и скрестить на груди. Повторите упражнения два-три раза.

Занятия с ребенком нужно проводить только ласково и спокойно. Не кричите и не ругайте малыша, если у того что-то не получается! Во время занятий важно соблюдать правила безопасности, чтобы случайно не навредить грудничку. В доме должно быть чисто, ведь пыль и шерсть домашних животных часто вызывают аллергию у грудничка. Кроме того, шерсть и мусор могут просто оказаться у малыша во рту.

В помещении не должно быть открытых розеток, для этого используйте специальные заглушки. Спрячьте электрические шнуры на полу и уберите острые предметы, которые находятся по близости. Закройте батареи отопления и задвиньте ящики, проверьте мебель на устойчивость. Для полной безопасности можно использовать накладки на углы и блокираторы для дверей. Если малыш ползает на кровати, внимательно следите за тем, чтобы он не упал. Не оставляйте его одного!

Массаж

Кроме упражнений педиатры часто рекомендуют делать лечебный массаж. Конечно, такую процедуру следует доверять только профессиональному детскому массажисту! Но мама может сделать малышу легкий общеукрепляющий массаж и в домашних условиях. Массаж укрепляет кости и мышцы, улучшает кровообращение и нормализует тонус, повышает иммунитет и формирует положительный эмоциональный фон.

Перед массажем обязательно помойте руки, снимите кольца и подстригите ногти, чтобы не поцарапать нежную кожу младенца. Заранее подготовьте пеленальный столик. По желанию можно использовать детское гипоаллергенное массажное масло, но педиатры рекомендуют в первые полгода обходиться без специальных средств. Ни в коем случае нельзя брать ароматические масла и присыпки, так как они нередко провоцируют аллергическую реакцию! Кроме того, такие средства забивают поры и нарушают дыхание кожи.

В первых же строках следует заметить, что все дети - разные, и подгонять их под одни и те же критерии не следует. В зависимости от наследственности, темперамента и многих других факторов, наступление разных этапов взросления у вашего чада может наблюдаться как раньше, так и позже, чем у остальных ребятишек. Однако, просто чтобы удовлетворить любопытство, попробуем установить, во сколько дети начинают ползать.

Признаки нормального развития

У некоторых пап и мам складывается ощущение, что наука давно проникла во все тайны развития малышей и установила (с точностью до недели), когда ребенок должен начать держать головку, переворачиваться, садиться или ползать. Но это не совсем так: появлению этих данных мы обязаны не физиологии, а статистике. Благодаря многочисленным наблюдениям было установлено, что восемь из десяти младенцев начинают передвигаться на четвереньках к определённому сроку. Поэтому теперь педиатры отслеживают, во сколько месяцев ползает ребенок, и на основании этого строят предположения относительно гармоничности его развития.

Как у всех?

Большинство специалистов, отвечая на вопрос «во сколько дети начинают ползать», сходятся во мнении, что обычно это происходит в возрасте от пяти до семи месяцев. Немаловажную роль в этом играет вес ребёнка при рождении. Замечено, что более тучные младенцы тратят три-четыре месяца жизни лишь на то, чтобы начать переворачиваться. Поджарые же крохи могут начать ползать и после четырёх месяцев. Часто этот период совпадает с прорезыванием первых зубов.

Научить ребёнка ползать

Существует прямая связь между тем, в каком возрасте дети ползают, и тем, сколько времени родители тратят на развивающие упражнения для малышей. Правильными действиями можно помочь крохе быстрее научиться передвигаться. Для этого нужно как можно чаще выкладывать чадо на живот и мотивировать его к движению вперед, раскладывая неподалёку интересные разноцветные предметы. Если санитарные и температурные условия позволяют, лучше положить грудничка на пол. Физические упражнения влияют не только на то, во сколько дети начинают ползать, но и на развитие их мозговой деятельности.

Сила собственного примера

Если дитя не понимает, как добраться до лежащей рядом игрушки, рекомендуется подать ему пример. Увидев ползающего взрослого, ребёнок захочет подражать и, вполне возможно, поймёт, какие действия нужно совершить для перемещения в пространстве. Стоит отметить, что эмоциональная вовлечённость в общение с родителями находится в прямой зависимости с тем, во сколько дети начинают ползать.

Разновидности ползанья

Дети сами выбирают, в каком режиме и каким образом учиться ползать. В этом отношении нет единых методов и стандартов. Обычно всё начинается с перемещений на животе. При этом малыш может начать двигаться как по прямой линии, так и вбок или же пятиться назад. Дитя может сгибать ноги поочередно или оставлять одну из них выпрямленной.

Ходим раньше, чем ползаем

Некоторые груднички ведут себя так, будто совершенно не знают, в каком возрасте дети ползают. Шутка, конечно. Да только есть в ней и доля истины. Пропуская эту стадию развития, они сразу начинают вставать и ходить. Таких малышей бывает сложно приучить ползать, так как вертикальное положение кажется им гораздо более интересным. Врачи трактуют такую ситуацию как разновидность нормы и не вмешиваются. Однако одно из проведённых исследований показывает, что между ползанием и развитием речевых способностей существует взаимосвязь.

Восполнение дефицита ползания

Доктора Доман и Делакато из Филадельфии высказали предположение относительно того, как влияет ползание и бег на четвереньках в младенчестве на обучаемость у подростков. Свою гипотезу учёные проверили экспериментально, предложив контрольной группе студентов академии Честнат Хил пройти курсы интенсивного ползания, длившиеся в течение шести недель. Кроме того, учащиеся посещали занятия по коррекции синхронности работы полушарий головного мозга. Результаты поразили научный мир: успеваемость студентов десятикратно увеличилась по сравнению с результатами их сверстников.

Занятия плаванием

Многочисленные наблюдения говорят о том, что такой навык, как умение плавать, приближает сроки, когда ребенок должен ползать. Некоторые прогрессивные родители учат младенцев плавать и даже нырять сразу после рождения, так как именно в этот период у новорожденного сохраняется еще рефлекс, благодаря которому он не захлебывается. Освоив эту "науку", малыш лучше контролирует своё тело и получает первые навыки, позволяющие им управлять. Такая подготовка помогает ребёнку раньше начать ползать. Однако прежде чем приступать к урокам плавания, желательно проконсультироваться с педиатром и спортивным тренером.

Трек для ползанья

Американский врач-физиотерапевт Глен Доман уделяет особое внимание переходу новорожденного от лежания к перемещению в пространстве. Для того чтобы помочь развитию ребёнка, он предлагает самостоятельно изготовить специальный трек. По схемам, которые можно найти на специализированных информационных ресурсах, легко можно собрать конструкцию из фанеры, поролона и какого-нибудь гладкого материала. Три части, соединенные между собой под углом 45 градусов, образуют единый желоб для ползания. Через некоторое время после рождения у ребёнка появляется рефлекс, благодаря которому он отталкивается, если под его ногу поднести какую-нибудь опору. Используя эту физиологическую особенность, а также изменяя угол наклона желоба, можно научить младенца ползать уже к трём месяцам. Данный подход описан у Сисиль Лупан в книге, посвященной раннему развитию малышей.
Самостоятельное изготовление трека не займет много времени. Проявив некоторую изобретательность, можно использовать его вместо детской кроватки, по крайней мере, пока ребёнок сам не научится из него выбираться. Во сне малыши совершают рефлекторные движения, и ощущение выступающих граней кроватки будет также способствовать формированию у них тактильного опыта. Если ребёнок даже во сне умудряется проползти некоторое расстояние, у края "кроватки" необходимо прикрепить упор - он не позволит малышу вывалиться из трека. В спальне должно быть достаточно тепло, чтобы движения крохи не затруднялись лишней одеждой.

Отчего малыш не ползает?

Родители начинают бить тревогу, если неползающему ребенку 8 месяцев. Не ползает малыш в большинстве случаев из-за того, что не испытывает в этом никакой надобности - часто сидит в манеже, окруженный игрушками, мамочка подает ему все необходимое и желаемое по первому же требованию. Бывает достаточно позаниматься с ним и регулярно выводить чадо из зоны комфорта. Если же и это не приносит результатов, то стоит обратиться за консультацией к специалисту.

Заключение

Подводя итоги, стоит ещё раз напомнить: не существует единого, определённого для всех, возраста, когда должен начать ползать ребенок. Если малыш подвижен и склонен проявлять активную жизненную позицию - можно начать с ним заниматься. Тогда, если упражнения будут приносить обоюдную радость ребёнку и родителю, дитя будет развиваться более интенсивно, опережая принятые нормы.

С другой стороны, заставлять чадо ползать насильно, преодолевая его сопротивление, ни в коем случае нельзя - стоит переключиться на занятия, которые ему более по вкусу. Часто родителей заботит не гармоничное развитие малыша, а собственные амбиции и представления о том, каким он должен быть. Ни в коем случае нельзя идти на поводу у этих чувств - гораздо важнее вовремя рассмотреть индивидуальность своего ребенка и развивать присущие ему уникальные задатки.

Тот момент, когда кроха самостоятельно проявляет попытки ползания по квартире, обследуя все вокруг, родители ждут с нетерпением. Ведь это начало нового витка взросления и развития малыша во всех сферах. Так во сколько месяцев ребенок начинает ползать, и как правильно на это следует реагировать? Об этом можно узнать, прочтя статью до конца.

Возрастные особенности обучения навыкам ползания

Многих родителей, воспитывающих грудных детей, волнует вопрос о том, со скольки месяцев ребенок проявляет робкие усилия ползать. Как правило, происходит это в промежутке между 6 и 9 месяцами, когда моторика, мышцы спины и рук еще сильнее окрепнут и наберутся силы. Бессознательно тянуться за понравившимся объектом малютка может уже в 5 месяцев отроду, что обязательно должно происходить под контролем взрослых, чтобы ребенок нечаянно не получил травму.

Стадия, когда ребенок начинает ползать, тесно связана с тем этапом, когда кроха пытается самостоятельно сидеть и переворачиваться. Поэтому данные аспекты не стоит пропускать ни в коем случае. В том случае, если крепыш появился на свет достаточно упитанным, то не нужно ожидать первых попыток ползти аж вплоть до 8 месяцев.

Если так и случилось на самом деле, то имеет смысл показать маленькое чудо педиатру, который может произвести осмотр и назначить курс разрабатывающего мышцы массажа. Считается, что самая правильная поза для передвижения ползком — четвереньки, когда опора тела осуществляется на колени и ладони.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, так и девочки могут начинать ползать совершенно по-разному. На этот процесс влияют индивидуальные особенности развития детей. Кто-то ползет, опираясь на живот, кто-то «червячком», а кто-то сразу встает на четвереньки и двигается вперед. Здесь, как и во многих вопросах, все сугубо индивидуально. Некоторые детки, подобно гусеницам, ползут, перемещая сначала руки, а затем ноги, а некоторые копируют прыжки лягушки, медленно перемещаясь на животе, после чего совершая резкий скачок.

Бывает и так, когда ребенок легонько раскачивает туловище, постепенно поднимается и начинает самостоятельно ползти животе, локтях или четвереньках. Представив данную картину в деталях, можно легко «обрисовать» в голове все попытки самостоятельного движения.

Во сколько ребенок начинает ползать – Комаровский и его личное мнение

Многие родители на форуме Комаровского очень гордятся тем фактом, что кроха, пропустив ту самую «ползучую» стадию развития, сразу же встал на ножки и пошел. Тем не менее, передвижение ползком для каждого ребенка имеет колоссальную важность. Так как подобные движения принимают непосредственное участие в формировании позвоночника малютки и буквально «лепит» красивую осанку.

Известный врач Комаровский утверждает, что ползание на коленках оказывает положительный эффект не только на мышечный каркас крошки, но и на деятельность головного мозга. Кроме того, намного быстрее происходит становление интеллекта, ведь во время такой разминки нагрузку получает не только тельце, но и мозг. Соответственно, начинать ползать не только не вредно, но даже полезно!

Как научить ребенка ползать на четвереньках при помощи массажа и гимнастики?

Рассмотрим 3 способа:

  • Перекрестный . Среди разновидностей обучения, одним из сложных является перекрестное ползание – это когда поочередно вперед выставляются сначала правая нога и левая рука, а затем наоборот. Стоит вполне справедливо заметить, что при таком передвижении, малютка чаще всего падает на спину, нежели на животик.
  • Используя резиновый мяч . Если крохе требуется разработка мышц всего тела, то отличным выходом является применение лечебных упражнений на резиновом мяче, а также разнообразных массажных техник. Такие занятия хорошо развивают группы мышц отвечающих за ползание ребенком на четвереньках. В итоге, кроха быстрее других детей учиться новым навыкам.
  • Классическое поглаживание тела . Научить малыша ползать, также можно с помощью поглаживаний. Для домашнего расслабления мускулатуры подойдут легкие движения по активным зонам.

Смотреть видео по теме с канала Ютуб

Если же речь идет о более глубоком воздействии и релаксации, то имеет смысл обратиться к профессиональному врачу, владеющему в совершенстве всеми техниками и приемами грамотной телесной терапии. Обычно поле таких процедур замечено, когда дети начинают ползать на месяц раньше своих сверстников.

Самым подходящим временем для проведения массажа считаются первые полчаса до и после осуществления ритуала кормления. Такая манипуляция может с легкостью улучшить перистальтику кишечника и пищеварение, решив проблемы со стулом и сном младенца. Массаж для ползания ребенка лучше проводить ни чаще, чем 1 раз в день. Что касается рук матери, в это время на них не должно быть ни колец, ни перчаток, ни всего того, что может доставить маленькому ангелочку дискомфорт.

Ползание – важный критерий оценки уровня развития грудничка. Этот навык указывает на то, что костная система детей формируется правильно и готова к физическим нагрузкам. Теперь ваш кроха умеет не только размахивать ручками, но и старается встать на четвереньки. Итак, давайте рассмотрим, когда ребенок начинает ползать? Какие упражнения способствуют развитию этих достижений у мальчиков и девочек? Что рекомендуют детские педиатры и врач Комаровский? Читайте далее в нашей публикации.

Чем полезно ползание для малыша

Для того чтоб избежать запоздалости навыка ползания врачи рекомендуют заниматься с малюткой с самого раннего детства. Гимнастика и массаж хорошо укрепляют мышцы спины и общее самочувствие крохи. С помощью этих процедур ребенок быстрее учится ползать и стоять на четвереньках. Подобные упражнения стимулируют физическое развитие малыша, а также:

  • Способствуют сохранению равновесия и правильной ориентации в пространстве.
  • Укрепляют мышцы рук, ног, позвоночника, формируют правильную осанку.
  • Синхронизируют работу опорно-двигательного аппарата, а также оба полушария головного мозга.
  • Оказывает положительное влияние на развитие речи и двигательной активности.
  • Ползание устраняет ряд ортопедических нарушений – кривошея, асимметрия таза, искривление позвоночного столба.

Первые попытки ходить на четвереньках дети начинают после 6 месяцев. К этому времени у них хорошо развиты мышцы и структура скелета. Обучение навыку происходит в процессе, когда ребенок пытается дотянуться к любимым игрушкам, пытаясь, стать на коленки. Осмысленными эти движения станут, примерно к 9 месяцам. Однако некоторые малыши ползают на четвереньках, только после 12 месяцев. Как правило, это категория недоношенных и слаборазвитых детей.

Когда возникает навык и от чего зависит?

Во сколько дети начинают ползать, зависит от физической готовности ребенка и его стремления обучаться этому навыку. Доктор Комаровский выделяет несколько основных факторов:

  1. Пол малыша. Девочки более активны в развитии и осваивают ползание быстрее мальчиков.
  2. Вес грудничка. Если у новорожденного избыточный вес, который не соответствует нормам роста, то ему труднее освоить ползание. Таким деткам тяжело передвигаться ножками и вставать на четвереньки.
  3. Состояние здоровье, сроки. Младенцы с патологией центральной нервной системы, родившиеся раньше указанного срока (семимесячные), с ослабленным иммунитетом, пробуют ползать позже здоровых сверстников. Чаще всего такая активность наблюдается в возрасте 9-10 месяцев.
  4. Семейная обстановка. Неблагоприятный микроклимат в семье (частые ссоры, крики, употребление спиртного), отсутствие пространства для передвижения, все это негативно влияет на формирование и закрепление новых достижений.


Период, когда начинает ползать ребенок, зависит не только от веса и роста, но от умственного интеллекта крохи. Если в эмоциональном развитии имеются отклонения, значит, есть все предпосылки для задержки навыков ползания по-пластунски. В таких случаях педиатр Комаровский рекомендует обращаться за помощью к специалистам, которые проверят уровень нервно-психического состояния малютки и при необходимости назначат специальные упражнения.

Как ребёнок учится ползать

На форумах женской тематики родителей часто интересует, со скольки месяцев кроха начинает ползать. Ответить однозначно на этот вопрос трудно. Все зависит от степени развития у ребенка двигательных навыков. Их можно условно разделить на несколько этапов:

  • 3 месяца – карапуз учится делать перевороты на бок, поворачивает голову в стороны, лежа на животе, пытается достать игрушку либо заинтересовавшие его предметы.
  • 4-5 месяцев – малыш может подняться на ручки, подползти к заинтересовавшему его кругозор объекту. Все новорожденные разные по темпераменту и характеру. Одни дети начинают ползать на животике, другие по-пластунски, третьи – вперед, влево и вправо. А вот становиться на четвереньки ребенок освоит не раньше полугода.
  • 6-7 месяцев – грудничок активно овладевает навыками ползания и даже может сидеть без поддержки. Благодаря окрепшим связкам и мышцам спины легко встает на коленки, упирается ножками, когда его держат в вертикальном положении.

Педиатры советуют давать крохе больше свободы в его движениях. Отказаться от манежей и ходунков, которые способны оказать серьезные проблемы в работе позвоночника.


Этапы освоения навыка

Многие задают вопрос, что происходит раньше? Ребёнок учится сидеть или начинает ползать? Ответить сложно, потому как все дети разные в своем развитии. Одни раньше срока садятся на попу, другие только изучают ползание по-пластунски, третьи – освоили технику перемещения вперед и назад, уверенно опираясь на локотки. Если ребенок к 7 месяцам не научился полноценно двигаться, это не значит, что имеются какие-то нарушения. Не стоит волноваться и торопить события. Через месяц, другой он уверенно поползет и тем самым удивит своих родителей.

Этапы становления навыков:

  1. На животе – этот способ передвижения доступен младенцам в трехмесячном возрасте. Не всегда они способны контролировать свое телодвижение и ползти вперед. Иногда бывает, что грудничок вертится по кругу, чередуя движения ног и рук. Отсутствие двигательной координации присущее многим детям, поэтому является вариантом нормы. Со временем малютка сообразит, как это правильно делать и проблем с развитием навыка ползать не будет.
  2. По-пластунски – выполняя подобные упражнения, кроха учится ориентироваться в пространстве. Ребенок поочередно подтягивает ножки, опираясь на локти и загребая обеими руками. Такая гимнастика полезна для мышц тела и ладошек рук, так как является подготовительным этапом к перекрестному ползанию.
  3. На четвереньках – карапуз пытается вставать, опираясь на ручки, а затем и локотки. Как правило, этот период наступает в 6-7 месяцев, когда спинные мышцы и связки окрепнут в достаточной мере и ребенок сможет самостоятельно встать на четвереньки.

Грудничок не ползает: когда надо беспокоиться?

Часто на прогулках мамы делятся впечатлениями, что их дети уже ползают и даже пытаются ходить при удержании в вертикальном положении. Многие родители обеспокоены, что их кроха не умеет не то, что садиться, но так и не начал ползать. Как ответная реакция начинают стимулировать развитие этих навыков. Что категорически нельзя делать. Для начала необходимо узнать причины, по которым малыш не ползает, и только потом делать выводы. Иногда, чтоб стимулировать ползание достаточно нескольких курсов массажа и гимнастических упражнений.

Причин отказа вставать на четвереньки может быть несколько, давайте рассмотрим:

  • Слабо развиты мышцы, отвечающие за работу опорно-двигательного аппарата.
  • Последствия родовых травм.
  • Лишний вес. Таким деткам тяжело передвигаться, поэтому они стараются больше быть наблюдателями.
  • Темперамент. Если малыш флегматик, ему не интересно ползать или сидеть в манеже. Такому типу характера личности всегда свойственна медлительность, спокойствие и невозмутимость.

Если по достижению 8-9 месяцев карапуз не проявляет интереса к физической активности, следует обратиться за помощью к педиатру. В случае острой необходимости в дополнительной консультации врач порекомендует других специалистов – невролога, ортопеда, хирурга, кардиолога.

Когда нужна помощь?

Понять, почему грудничок не ползает, способен лишь врач. Что должно настораживать маму и папу? Если кроха передвигается к игрушке, при этом волоча ножки или ручки. Когда в возрасте 9 месяцев, облокотившись на локти, падает на бок и в дальнейшем не делает никаких попыток подняться. В случае появления не характерных изгибов позвоночника. Даже развитие мозговой деятельности оказывает непосредственное влияние на ползание.

Во сколько начинают ползать недоношенные дети

Недоношенными считаются дети, которые появились на свет раньше установленного срока – менее 40 недель. Такая категория деток отстает в развитии примерно на 1 месяц, чем их сверстники. Так младенцы 1 степени, агукают и гулят в два-три месяца. Малютки 2-3 степени – несколькими неделями позже.

Первые предпосылки к активным движениям у недоношенных малышей проявляются после 6 месяцев развития, они учатся делать перевороты, ползать по-пластунски, в 7-8 – раскачиваться на четвереньках. Однако полностью начинают ползать только в 9-12 месяцев. Иногда бывают исключения, когда дети, появившиеся раньше срока, уже в 10 месячном возрасте хорошо осваивают этот навык.

Стимуляция ползания

Бывают ситуации, когда малыш отлично освоил навыки ползать в детской кроватке, однако заставить его передвигаться на четвереньках по комнате родителям не удается. Если чадо не хочет показывать свою активность, не нужно бездействовать. Что же делать и как помочь стимулировать ползание? По мнению Е. Комаровского помогать крохе можно, для этого необходимо выполнять следующие действия:

  • Ребенка кладут на теплый пол, а вдали раскладывают погремушки, мячики, кубики. Увидев в поле своего зрения указанные предметы, малютка будет пытаться подползти, чтоб взять в ручки интересующий объект.
  • Если малыш не уверен в своих действиях или начинает плохо ползти, мама может слегка подтолкнуть его ладонью под попку либо создать упор для пяток.
  • Как скоординировать свое тело и перемещаться на четвереньках, наглядный пример могут показать старшие дети. Карапуз будет подражать их действиям – стараться самостоятельно подниматься на колени, ползать, сидеть, опираясь на ручки.
  • Стимулировать активные движения ножек и укрепить мышцы можно при помощи ежедневного курса массажа и зарядки.


Меры предосторожности

Когда малыш обучился навыку ползать, его не удержать в манеже или на кровати. Теперь ему интересно передвигаться на четвереньках по дому, дотрагиваться к незнакомым предметам. Его так и норовит, что-то потянуть, открыть, схватить либо оторвать своими цепкими ручками. Совершенствуясь в ползании, кроха может добираться до самых отдаленных уголков в доме. Как же обезопасить маленького «непоседу» от нежелательных последствий? Чтобы исключить риск возможного травматизма следует придерживаться следующих мер предосторожности:

  • Исключить контакт с опасными предметами. Открытые электрические провода, розетки по возможности спрятать или поставить специальные заглушки. Убрать в детской острые и мелкие части игрушек, чтоб ребенок не тянул в ротик.
  • Установить на оконные ручки специальные замки, а на дверцы мебели – блокировки.
  • Установить накладки на острые углы мебели, бытовой техники. Эти приспособления защитят ребенка, который научился ползать, от случайного удара или падения. (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)