Подросток и учеба что делать родителям. Отстаньте с вашей школой! Подросток не хочет учиться

Большинство родителей рады когда ребенок впитывает знания, учится. Обычно дети учатся первый годы посещения школы. Становясь взрослее им хочется выделяться, быть не как все… И вот начинается рассматриваемая нами проблема. Что делать если подросток не хочет учиться, советы психолога что говорят по этому поводу? Рассмотрю их для вас, уважаемый читатель. Школьные годы для всех нас являлись своеобразным испытанием, многие подросшие дети не испытывают большого желания в изучении предметов и это нормально, но встречаются и такие ребята, которые наотрез не хотят постигать азы науки, что плохо.

Что же делать родителям, чадо которых не желает учиться, как выстроить с подростком хорошие взаимоотношения, чтобы он прислушивался к советам взрослых и обрел желание к учебе?!

Современные уроки не назовешь увлекательными, скорее, они превратились в некое принуждение, в так называемую обязательную школьную программу, которую необходимо освоить. Несмотря на то, что методические пособия по воспитанию детей гласят, что обучение должно заинтересовывать ребенка и быть преподнесено в виде игры, это работает лишь в младших классах. Когда подросток учится уже в старшей школе, на игровой подход не остается времени, зачастую учеба становится заурядной и скучной, особенно, если еще и нет никакого желания учиться.

Причины, почему подросток не хочет учиться

Зачастую, многие дети испытывают чрезмерную нагрузку в школе, так как помимо нее они посещают разные кружки и секции. В результате подросток сильно устает и мечтает только об отдыхе, а также о прогулке с друзьями, на что совершенно не остается времени.

А в подростковом возрасте дети нуждаются в общении со сверстниками и помимо стен учебного заведения, так как это развивает у них так называемые социальные навыки, соответственно, полностью лишать их этого не следует. Конечно, общение должно быть дозированным, в этом случае оно станет полезным.

На нежелание учиться могут повлиять проблемы с одноклассниками, а также с учителями. Если подросток ощущает себя изгоем в классе, в какое-то время ему надоест посещать учебное заведение. В такой ситуации необходим психологический анализ сложившейся ситуации, хорошо провести беседу с психологом.

Отсутствие контроля со стороны родителей может тоже повлиять на нежелание подростка учиться, равно как и тоталитарный контроль взрослых, в такой ситуации интерес к учебе, да и к другой деятельности в конечном итоге пропадет.

Но бывают и такие ситуации, когда внешне все благополучно, а у подростка пропадает желание к учебе. Это может объясняться несколькими факторами: неблагоприятная обстановка в семье (частые ссоры родителей, в результате ребенок чувствует себя брошенным, ненужным); вредные привычки (длительные компьютерные игры, долге прогулки на улице, переходящие в бродяжничество); физические недостатки, провоцирующие комплекс неполноценности (хромота, заикание, сутулость и так далее); гиперактивность (неумение сосредоточиться, отсутствие внимания, невозможность долго сидеть на одном месте, в частности, за партой).

Если удалось выявить причину нежелания учиться, тогда можно преодолеть сложившиеся препятствия путем прислушивания к советам психологов.

Если ребенок не хочет учиться - советы психолога помогут!

Чтобы преодолеть сложившуюся проблему рекомендуется проконсультироваться с психологом и прислушаться к его советам, а также постараться их выполнять. Проводите больше времени с ребенком, он будет делиться своими эмоциями, мыслями, если этого не делать, подросток замкнется в себе, перестанет общаться, тогда будет сложнее ему помочь.

Ключом к успешному взаимоотношению является доверие, не принижайте его высказывания, старайтесь вести с подростком откровенный диалог и вместе пытайтесь найти выход из сложившейся трудной ситуации.

Если ребенок не хочет учиться по причине трудностей в усваивании материала, тогда наймите ему репетитора или сами уделяйте время на объяснение материала, учите с ним уроки, что непременно повысит его успеваемость. Не ругайте чадо за плохие оценки, внушите ему, что все поправимо.

Если подросток интересуется чем-то, например, танцами, спортом, плаванием, тогда пообещайте ему поход на концерт, поездку на конкурс и так далее, чтобы поощрить его за успехи в учебе. В таком случае у него будет стимул учиться.

Наберитесь терпения, закончится подростковый период, а с ней и гормональная перестройка, в результате уйдет агрессивность, импульсивность, раздражительность, станет легче учиться. Пресекайте любые проявления неуважения к себе, не становитесь жертвой.

Несмотря на трудности с учебой, продолжайте любить своего ребенка, показывая ему, что вы заинтересованы в его успехах и не махнули на него рукой, верите, что он способен совершать хорошие поступки и осмыслить происходящее.

Старайтесь как можно чаще вызывать его на откровенные разговоры, но без каких-либо угроз или обвинений, умейте выслушать его и говорите так сказать по душам, даже если вам чужды его взгляды, постарайтесь спокойно выслушать подростка. Всегда сохраняйте спокойствие во время диалога, так как ор и вопли не приведут к хорошему результату, а только накалят обстановку. Помните, что вы взрослый и можете контролировать ситуацию.

Сохраняйте уважение к подростку, рассматривайте плюсы и минусы вашего общения. Проведите беседу с учителем, узнайте о своем ребенке больше из уст классного руководителя, постарайтесь совместно с педагогом разобраться в сложившейся ситуации.

И самый главный совет к решению проблемы – это любовь, всячески показывайте свое доброе отношение к ребенку и он, глядя на ваш пример, ответит вам взаимностью, прислушается к родителям, что учиться необходимо, так как от полученных знаний зависит его будущее.

Переходный возраст – это самое сложное время не только в жизни подростков, но и их родителей. Это возраст, когда подросший ребёнок жаждет самостоятельности, требует принятия собственных решений, ищет себя и своё жизненное предназначение.

К сожалению, довольно часто этот возраст сопровождается проблемами с учёбой. Ещё недавно прилежно учащийся ребёнок вдруг начинает демонстрировать абсолютное неприятие школы и всего что с ней связано. Дневник подростка начинает наполняться двойками и тройками, интерес к учёбе резко падает, а учителя просто разводят руками, не в силах что-либо сделать.

Изначально, каждый ребёнок стремиться к знаниям, природой в нём заложены любознательность и желание понять неизвестное. Однако, в настоящее время система школьного образования очень далека от идеальной. Многие родители и учителя больше всего заинтересованы в прилежных детях, не имеющих собственного мнения и внимательно слушающих что говорят старшие. Не удивительно, что многие ученики выступают против этой системы. Вполне объяснимо, что ребёнок не желает учиться.

Вспомните себя, вам правда нравились все учебные дисциплины, изучаемые в школе? А много ли школьных знаний пригодилось вам во взрослой жизни? Возможна, проблема не так серьёзна как вам кажется.

Чтобы понять своего «трудного подростка», важно выявить причину или совокупность причин, отбивающих у ребёнка интерес к учёбе.

Вполне вероятно, нежелание учиться может быть спровоцировано чрезмерной нагрузкой. Многие дети настолько загружены выполнением домашних заданий, что у них не остаётся свободного времени на обычные подростковые радости.

Вторая причина – разочарование в преподавательском составе. Ребёнок младшего возраста смотрит на учителя как на короля только благодаря его профессиональной принадлежности. К 12 годам подросток сам способен формировать оценочные суждения об окружающих людях. Скучная, вялая подача информации и грубый назидательный тон учителя надолго отобьют у ребёнка интерес к предмету.

Сложные отношения с одним из педагогов или с одноклассниками вызывают стойкое нежелание ходить в школу. Тут родителям обязательно надо вмешаться в ситуацию, иначе плохие отношения с авторитетным учителем или сверстниками могут привести к печальным последствиям.

Частой причиной, по которой у ребёнка пропадает желание учиться являются проблемы в семье. Родители склонны полагать что их мелкие семейные скандалы никак не связаны с двойками и тройками их ребёнка. Однако, это утверждение ошибочно. Подросток, не воспринимающий семью как надёжную тихую гавань, не имеет ресурса к получению знаний, поскольку все его моральные силы уходят на переживание семейных конфликтов.

Если подросток не хочет учиться: советы психолога помогут ему и родителям правильно расставить приоритеты и наладить сложные отношения со школой.

Как же помочь подростку?

  • Не игнорируйте его чувства, заставляя садиться за уроки. Знания силой не засунешь, а раздражение и злость при этом неизбежны;
  • Не стоит потворствовать безделью. Не надо «успокаивать» подростка, мол, не нравится тебе ходить в школу, ну ничего страшного: вот Николай Владимирович тоже на одни двойки учился, а сейчас директором фирмы стал;
  • Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка со сверсником, который учится намного лучше его. Кроме антипатии к этому самому сверстнику и недоверия к вам, вы не добьётесь этим методом ничего;
  • Никогда не обсуждайте в негативном ключе школу или учителей при ребёнке. Для него слова мамы и папы имеют большое значение. И если уж вам не нравятся школьные учителя, то почему вы ждёте что они будут нравиться вашему ребёнку;
  • Не надо запугивать подростка высказываниями о том, какая ужасная судьба ждёт его, если он не будет стойко сидеть за партой и делать все уроки. «Вот вырастешь -будешь дворы мести» - самая любимая страшилка большинства родителей. Также не стоит рассказывать о том, что своим профессиональным успехом вы обязаны тому, что 11 лет смотрели учителю в рот;
  • Чаще хвалите ребёнка. Не ругайте за плохую оценку, называя криворуким лентяем, лучше подскажите как её исправить или просто постарайтесь поднять ребёнку настроение;
  • Если ваш подросток больше увлечён построением отношений с противоположным полом чем учёбой, не старайтесь этому помешать. В конце концов, первая влюблённость – это важнейший этап становления личности ребёнка, который формирует его дальнейшее отношение к браку и семье. Вполне возможно, это даже более важно чем синусы и интегралы.

Главный совет, который нужно дать родителям – доверяйте своему ребёнку, любите его и дайте ему право выбрать свой жизненный сценарий.

Успеваемость всех детей к подростковому возрасту сильно ухудшается. К юношескому возрасту потребность в знаниях, в желании себя реализовать благодаря продолжению обучения, возрастает.

Плохая успеваемость может быть из-за субъективных или объективных причин. Объективные – нарушения некоторых структур мозга (возможно наследственных) из-за которых ребенок медленно считает или анализирует, но при этом ребёнок здоров. В семье неблагоприятные отношения, плохие материальные условия. Субъективные– родители (возможно и первый учитель) недостаточно сформировали познавательную активность ребенка, мотивацию к учебе, не привили навыки к учебе. У ребенка негативная установка на учебу. В семье отсутствует отношение к знаниям, как к ценности. Родители высокомерно относятся к учителям, к школе к людям вообще. В семье отсутствует установка на труд, как на усилие к достижению цели. Учитель в начальных классах был невнимателен и нечувствителен к индивидуальности ребенка. В начальных классах родители недостаточно или совсем не вовлекались в учебный процесс, не проявляли интереса к школьным заботам. Необходимо присмотреться, прислушаться к ребенку, понаблюдать за ним: что ему интересно, к чему он склоняется – к компьютеру или спорту, к литературе или к физике, и помочь ребенку сформировать свои интересы с учебой, помочь ему сформировать мотивацию «зачем учиться».

Если подросток стал плохо учиться - значит, его интерес к учебе пропал или уменьшился. У него в жизни появилось что-то более интересное, занимающее все его мысли. Хорошо было бы выяснить, куда направляется его энергия. И если ничего опасного для подростка в его увлечении нет - договариваться о необходимости отвлекаться еще и на уроки. И точно не стоит его пугать тем, что он не сможет закончить школу, станет хуже всех учиться, никуда не поступит.

Причиной резкой неуспеваемости может быть не только лень или любовные приключения. Есть научное объяснение: 1) утомляемость нервной системы из-за изменений в гормональной системе; 2)снижение памяти, внимания из-за изменений в развитии организма; 3) проблемы в общении с учителями, одноклассниками; 4) переоценка важности предмета для себя. Очень часто в подростковом возрасте нарушается кровоснабжение головного мозга, возникает тяжесть и боль в сердце из-за того, что тело растёт быстрее, чем сосуды и нервная система.

Плохая учёба – это один из признаков подросткового периода. Для подростка становится более важным общение с себе подобными, самовыражение, поиск себя. А учёба часто так далека от этого… Но это пройдёт и чуть позже они всё наверстают. Главное: не наседать на подростка, не воевать с ним – пусть научится ответственности за своё поведение уже сейчас. Не стоит боятся: «Вот, он (она) не учится – что из него (неё) получится?». Получится, и не сомневайтесь. Ведь учёбу всегда можно наверстать – было бы только желание у самого ребёнка. Пройдёт подростковый период – и сами родители не узнают своих детей. Учёба наладится.

Нужно выяснить причину. Постараться помочь ребенку если эта причина психологическая, вызвать в нем интерес. Возможно, что эта проблема сама решится по мере взросления, но стоит все же точно понять суть конкретного случая, если родители не уверены стоит обратится к психологу. Хотя считается, что снижение успеваемости в школе типично для подросткового возраста, причины всегда индивидуальны. Уже много об этом написано, и все - правда. Стоит пообщаться с учителями, выслушать их мнение и наблюдения, ведь вы, как-никак – одна команда в деле обучения вашего ребенка. Конечно, стоит в доверительной форме поговорить с ребенком о том, что происходит. Лучше всего обратиться к специалисту и вместе найти проблему и решение. И будьте готовы, что плохая успеваемость ребенка может оказаться лишь неким симптомом проблем вашей семейной системы и работать с этим нужно будет и Вам.

Выяснить причину плохой успеваемости - это может быть плохие отношения с учителем или страх отвечать перед всем классом, трудности в усвоении предмета и др. Очень важно, чтобы остался интерес к учебе, а оценки всегда достаточно субъективные.

Важно поговорить с ребёнком, что могло стать причиной возникших трудностей. Скорее всего, Вы вместе с ребёнком поймете, в чём причина. И тогда необходимо будет формировать стратегию выхода из сложившейся ситуации. Возможно, понадобиться Ваша помощь и поддержка, возможно контроль по выполнению домашних заданий, возможно снижение дополнительных нагрузок. Здесь нужно смотреть индивидуально. А если разговор с ребёнком не прояснит ситуацию, необходимо идти в школу и разговаривать с классным руководителем, преподавателями, школьным психологом, что бы разобраться и помочь ребёнку преодолеть возникшие трудности.

Выяснить причину. Поговорить откровенно, как со взрослым, как с равным. Попытаться понять логику такого поведения. Обязательно поддержать, и по возможности устранить препятствие. (Конструктивизма будет больше, если не критиковать, а озвучить свои чувства. К критике у подростков очень быстро условный рефлекс вырабатывается. А вот если сказать «мне больно видеть в пустую потраченное время, я беспокоюсь за тебя, меня расстраивают звонки со школы, я так хочу гордиться твоими достижениями» - это может возыметь эффект!)

«Ребенок не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2.У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3.Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4.Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5.Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться?

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»

1.Исследования показывают неэффективность негативных отзывов взрослых на деятельность детей. Они не повышают желание подростка учиться.

2.Эффективно использовать положительную обратную связь: похвала, признание успехов, поощрение. В силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери. Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием.Эффективно использовать положительную обратную связь: похвала, признание успехов, какие-либо вознаграждения в виде интересных мероприятий.

3. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил поможет улучшить учебу.
К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1.Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3.Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4.Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5.Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным.

От администрации:

Рекомендуем прочитать статьи по этой теме

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Илья Базенков, психолог

Подросток не хочет учиться. Что делать?

«Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» - это типичные жалобы родителей и учителей.

Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.

1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.

2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие - повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.

3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.

4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.

5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».

Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.

Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме - что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. - как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.

Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.

Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.

Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.

Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.

Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться?

1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.

Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.

2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.

3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой в них смысл, кроме испорченных нервов?

4. Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.

5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.

6. Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику "Я-сообщений".

7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой. Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.

Часто на консультациях родителей звучит вопрос: "Как заставить подростка захотеть учиться?"

Ответ:

ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ

Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?

Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.

Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы - надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.

В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.

В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.

В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами - СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его "не хочу учиться" на самом деле означает "мне очень трудно учиться".

В любом случае родителям надо встать на "помогающую" позицию, а не "авторитарно-карательную", но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях.

Что означает "не идти на поводу"? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба - это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.

А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей.

Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.

Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.

Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.

К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует.
Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.

Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.

1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.

Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.

Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.

2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.

Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?

3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)

4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?

5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.

6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем. Разделите проблемы учебы и другое.

В заключение.

Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?

ГЛАВНОЕ.

Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.