Почему в Исламе не женятся по любви? Учёные-богословы из числа мусульманок.

Женский интеллект часто становится объектом для мужских насмешек, поводом для их ложного преимущества и даже причиной низкой самооценки женщин. Наверное, настало время расставить точки над «i» и пояснить всем, кто «в доме самый умный»...

Скажу только сразу, что читатель зря ожидает доказательства чьей-либо умственной ущербности, мужской или женской. Эта статья не для феминисток, она для тех, кто хочет знать правду.

1. Некоторые женщины умнее мужчин

Всевышний создал каждое творение наилучшим образом: все в природе гармонично, взаимозависимо и совершенно в том виде, в каком оно существует. В суре «Мульк» («Власть») в 3 аяте говорится: «Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» «Трещин» не найдет твой взор и в других творениях Всевышнего. Но откуда тогда убежденность в слабости женского интеллекта, в несовершенстве ее ума?

Некоторые ученые сказали относительно этого хадиса, что он будет заблуждением кроме как для факихов (ученых), которые имеют правильное понимание его. Ибн Касир сказал также относительно ума женщины: «Существуют женщины, которые умнее некоторых мужчин, но это не является общим правилом, и подобные женщины вовсе не большинство. Шариат же основан на общем и наиболее обыденном. Недостаток женщин в уме не значит, что они сумасшедшие, а то, что они зачастую основываются на своих эмоциях, и это происходит чаще с женщинами, нежели с мужчинами. Это будет отрицать только невежда».

Возвращаясь к хадису, стоит, во-первых, напомнить, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обозначил конкретные причины религиозной и умственной неполноценности женщин, а именно — то, что прекращается религиозная практика во время месячных, и то, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины.

Во-вторых, оглянитесь вокруг. Разве вы можете сказать, что все мужчины вокруг вас превосходят всех женщин в уме и религии? Нет. Только некоторые мужчины превосходят женщин в уме и религии, но есть также и женщины, превосходящие своим умом и верой мужчин. Так что пол дает возможности, но не дает гарантий ни ума, ни религии.

2. Женщины-ученые Ислама

Для многих наверняка будет новостью тот факт, что некоторые исламские ученые-мужчины обучались религиозным наукам у женщин. Приведем имена некоторых из этих женщин.

Карима бинт Мухаммад бинт Ахмад аль-Маруазия (363-463 г.х.) — известная мухаддис, у которой учились Хафиз Хатыб аль-Багдади, Абу Абуллах Мухаммад ибн Наср аль-Хумейди, Хафиз Абу Толиб Хусейн ибн Мухаммад Аз-Зейнаби, Абуль-Махасин аль-Мисри и другие. Она была передатчиком Сахиха аль-Бухари, и ее имя тесно связано с этой книгой.

Мухаддиса Умм Кирам — посвятила свою жизнь требованию и передаче знаний. Абу Бакр ибн Мансур сказал: «Я слышал, кК мой отец упоминал Кариму и сказал: «Видел ли когда-либо человек подобную Кариме?»

Умм Зейнаю Фатима бинт Айаш (714 г.х.) — одна из наиболее достойных и знающих женщин своего времени. Она посещала маджлисы многих великих ученых Ислама, которых восхищали ее ум, проницательность, рассудительность и стремление к знаниям. Она была известна среди жителей Дамаска своими познаниями, а после того как переселилась в Каир, слава о ней распространилась еще больше. Умерла в ночь Арафа в 714 году.

Зейнаб бинт Камаль (740 г.х.) — мухаддиса. Требовала знания у таких ученых как Мухаммад ибн Абдуль-Хади, Хатыб Марда Ибрахим ибн Халиль, Абу Фахм аль-Дейлани, Ахмад ибн Абдуддаим. Она была единственной, кто получил иджазу от Ибрахима ибн Махмуда ибн аль-Хейр, Зейнаб аль Бакдарии, а также от Абу Насра ибн Алика, Ибн Муна ан-Нахрауани, Абдуль-Холик Ан-Наштабари и от многих других ученых, живших в разных уголках исламского мира. Зейнаб не только получала, но и передавала знания. Среди ее учеников имам Аз-Захаби.

Дахма бинт Яхъя (837 г.х.) — автор важных трудов в области усуль-фикх. Из них — шарх на книгу «аль-Азхар» в четырех томах, шарх «Манзуматуль Куфи», «Мухтасар Мунатаха фи усуль аль-фикх», «Дауахир». Требовала знания у своего брата имама Ахмада ибн Яхъи.

Фатима бинт Имам аль-махди Ахмад ибн Яхъя. Факиха, супруга имама Мутахара. Он обращался к ней в тех случаях, когда у него не было ответа на вопрос своих учеников. Когда он выходил от нее с ответом, ученики шутливо говорили: «Этот ответ не от вас, а от той, которая за занавесом».

Айша бин Юсуф аль-Бауния (922 г.х.) — одна из благороднейших женщин-ученых Ислама. Автор множества шархов и книг в области фикха, наху, ильм аль-уруд и других наук. Обучалась в мадрасах Дамаска и Каира.

Умма Абдуль Уаххаб бин Кады Хусейн ибн Исмаиль аль-Махамили. Хафиза Корана, ученая в разделах фикха, наху, ильм аль-фараид. Была одной из самых знающих факыхов своего времени в шафиитском мазхабе. Давала фетвы наравне с другими учеными того времени.

Это лишь некоторые светочи-женщины Ислама, которые нам известны. Но вспомним благородную Хадиджу, Аишу, Фатиму бинт Мухаммад и других великих женщин Ислама? Разве их женская сущность помешала им быть в числе благородных, знающих, религиозных? Многие ученые мужчины учились у женщин. Например, имам Аз-Захаби, имам Аз-Зухри, имам Малик, имам Ахмад, Абу Яъля, Абу Саъд ас-Самаани, Хафиз ибн Хаджар, ибн Асакир, Ибн Джаузи, Ибн аль-Кайим и многие другие из числа великих имамов всех времен. Ибн Асакир требовал знания у 80 ученых женщин.

Это лишь некоторые женщины-светочи Ислама, не говоря уже о матерях правоверных, женах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а также благородных сподвижницах и праведных родственницах первых мусульман.

С точки зрения науки, интеллект женщин более «усреднен». «На пальцах» это можно объяснить следующими словами: самая глупая женщина гораздо умнее самого глупого мужчины, но самый умный мужчина намного умней самой умной женщины. Мужской интеллект «склонен» к крайностям: от гениев до полных дураков, чего не встретите среди женщин.

С точки зрения науки...

Судя по тестам, измеряющим интеллект, мужчины немного умнее, но не настолько, чтобы делать смелые выводы. В любом случае есть большое число женщин, обгоняющих мужчин по интеллекту. Например, самый умный человек на свете — женщина, Мерилин вос Савант, американская писательница, драматург, журналист. По другим данным, самая умная женщина планеты, болгарка Даниэла Симидчева, имеющая 5 степеней магистра, IQ 192 и троих детей.

С каждым годом разрыв между мужчинами и женщинами в интеллекте сокращается. Если сто лет назад в большинстве стран женщина отставали от мужчин по общему интеллекту на 5 единиц, то сегодня во многих странах женщины уже обгоняют мужчин. Например, данные по России: уровень интеллекта мужчин 100,01 баллов, женщины — 99,86.

Постановка вопроса — кто умнее, женщины или мужчины, — неправильна. Правильней спросить: кто в чем компетентней? Ведь вдумайтесь сами, если Всевышний не дал женщине большого ума, то наверняка не потому, что хотел ее унизить или чтобы сделать ее неполноценной, а потому что он ей... Может, женщине это просто не нужно. По крайней мере, в тех делах, для которых предназначены мужчины. Например, управление государством, армией, общиной. Может, нам это просто не нужно? Зато мы более компетентны в других областях. Женщина в рамках человеческой популяции обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, то есть женщины ориентированы на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда — большая психическая устойчивость и усредненные параметры психики.

Исследования также показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем у среднего мужчины, но среди мужчин действительно чаще встречаются «крайние» показатели, либо превышающие средний уровень, либо ниже него. У женщин выше эмоциональный интеллект. Они легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они в то же время более подвержены воздействию популяционных и видовых закономерностей. Поведение женщины биологически детерминировано.

Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при меньшей способности к выживанию. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные особи.

Ум умом, а уважение?

Для некоторых мусульманок хадис о недостатке в уме подобно доказательству их неполноценности. Если таковые встречаются среди моих знакомых, я их спрашиваю: «Неужели ты думаешь, что Всевышний обидел бы кого-либо из Своих творений или сделал бы его ущербным?» На самом деле убеждение в неполноценности женщин и следующее за этим презрение к ним — это тонкий намек на то, что Всевышний создал Свое творение ущербным. Может ли такое быть? Нет.

Всевышний дал преимущество женщинам в одном и мужчинам в другом. У тех женщин, чья «миссия» лежит за пределами семьи, кухни и отношений, уровень интеллекта соответствующий. Но как бы там ни было, какой бы у женщины не был «айкью», уважение к ней должно быть безусловным. Уважение к женщине должно быть безусловным. Хадис о неполноценности не указывает, что ее можно не уважать, не ценить или принижать ее достоинство.

Женщина прекрасна в том виде, с такими способностями, с которыми она рождена на свет. Женщина заслуживает безусловного уважения, любви и заботы независимо от уровня ее интеллекта. Потому что мужчины посланы попечителями женщин, а не их тиранами и насильниками (в том числе и психологическими).

Это важно понимать, чтобы мужчина не превозносился над женщиной и чтобы женщина не чувствовала себя ущербной. Потому что неправильное толкование хадиса может приводить как раз к таким бедствиям. И вообще, умный мужчина не будет превозносить самого себя на основании того, что женщина «глупее». Тот мужчина, который не верит в ум и достоинство женщины, наверняка сам испытывает недостаток и того и другого.

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Всякого из нас постигают испытания, о которые разбиваются наши надежды, планы, сердца. В такие минуты хочется опустить руки и отдаться течению жизни. Но нет! Это ошибочный выбор. Потому что даже при несчастьях можно держать себя в руках, сохраняя ответственность за свою душу, жизнь и поступки. В этом – сила человека, в этом – иман верующего. И нет ничего страшного, если испытания вызывают у нас слезы и скорбь, если сердцами мы остаемся на пути довольства Аллаха.

Как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы говорим только то, чем доволен Аллах». В такие моменты особенно важно сохранять связь со Всевышним, склонить свое сердце перед Его волей и найти утешение именно в Его словах или словах Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Итак, представляем вам 10 хадисов, которые могут стать добрым напоминанием в подобные моменты отчаяния, грусти и трудностей .

  1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». (Муслим)
  2. «Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев».
  3. В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».
  4. Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!» –Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее».

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «И когда Абу Саляма умер, сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Муслим).

  1. Усама ибн Зайд рассказывал: «В свое время Зайнаб, дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, послала за ним, так как ее сын находился при смерти. Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отослал человека обратно, велев ему приветствовать их и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».
  2. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенным от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи)
  3. Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь о утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Бухари)
  4. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Тот спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Тот спросил: «А что такое головная боль?» Он сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Тот вновь ответил: «Нет». Когда же тот человек ушел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на этого». (Бухари).
  5. От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа).
  6. Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Бухари, Муслим)

Большая часть благ для людских душ скрыта именно в том, что им неприятно, точно так же, как и большая часть вреда и причин их погибели заключается в том, что они любят. Если самый Мудрый из мудрых, самый Милостивый из милостивых, самый Знающий из знающих, Который более милостив к Своим рабам, чем их родители или они сами к себе, ниспосылает на них то, что им неприятно, то в этом для них больше пользы, чем если бы Он не ниспосылал им этого.

Поистине, довольство – это наслаждение души тем, что выпадает на ее долю из предопределений, которые являются ничем иным, как выбором Самого Аллаха именно для нее. А также довольство – это спокойствие души, уверенность и доверие по отношению к религиозным постановлениям Аллаха. Это и есть довольство Аллахом, как Господом, Исламом – как религией, и Мухаммадом – как Посланником.

Ася Гагиева

Многие родители, не обладая достаточной компетентностью, чтобы дать своим детям полноценное воспитание, прибегают к самому «лёгкому» и «быстрому» методу воздействия на них - к насилию.

В понятие насилия входит не только рукоприкладство. Это лишь самый распространенный вид насилия, включающий в себя такие действия как толчки, хватание, бросание, нанесение ударов ладонью и (или) кулаком и посторонними предметами, удерживание, удушение, пинки, ожоги и т.д. Некоторые родители используют подобные методы, чтобы научить своих детей дисциплине.

Другой травмирующий метод «воспитания» заключается в таких поступках, как ухищрение, обман, манипуляция, высмеивание, посрамление, презрение, давление, унижение, изоляция, отречение, угрозы применения телесных наказаний, лишение любви и поддержки. Этот вид хоть и не оставляет видимых отметин, однако является для ребёнка не менее травмирующим и оставляет рубцы скорее на его душе, чем на теле.

Стоит отметить, что даже в семьях мусульман имеет место физическое и эмоциональное насилие. Тогда как религия Ислам, одним из признаков которой является милосердие и доброта, порицает применение жестокости в чём бы то ни было. «Воистину, доброта является украшением любой вещи, а её отсутствие - пороком», сказано в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Насколько нам известно, единственный случай, когда дитя дозволено наказывать физически - это когда по достижении десятилетнего возраста он отказывается совершать намаз. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Повелевайте своим детям совершать намаз с 7 лет. А если по достижении 10 лет они не будут совершать намаз, то слегка бейте их. И не давайте им в этом возрасте спать с вами в одной постели»

В остальных случаях битьё становится травмой для ребёнка, последствия которой будут преследовать его всю жизнь. Однако многие родители убеждены, что насилие, применяемое ими, идёт только на благо их чаду. Зачастую и сами дети, став взрослыми и желая думать о своих родителях только хорошее, поддерживают это мнение - что психологическое и физическое наказание было им только на пользу. Но так ли это на самом деле? Не тот ли это случай, когда благо наказания подобно видимой части айсберга, в то время как большая часть его вреда находится «под водой» и скрыта от глаз? Последствия насилия могут проявляться как сиюминутно, так и спустя некоторое время. К ближайшим относятся как физические травмы, повреждения, так и острые психические нарушения. Среди отдаленных последствий могут числиться и психосоматические заболевания.

Дети, подвергшиеся насилию, испытывают следующие психологические проблемы:

· частые вспышки гнева, который обычно изливают на слабых: младших по возрасту, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Или они бывают чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. В том и в другом случае нарушается контакт со сверстниками, социальный контакт;

· любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;

· низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности («Я хуже всех»);

· высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчётной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершённые самоубийства;

· задержки в развитии, которые могут порождать «недорослей»;

· склонность к нездоровым типам привязанностей;

· недостаток зрелости;

· нарушение процесса познания из-за отсутствия эмоционального общения;

· использование примитивных методов решения проблем, включающих в себя применение жестокости;

· расстройство психической деятельности;

· агрессивное, импульсивное, противодействующее и сверхактивное поведение у мужчин

Помимо психологического вреда наносится вред социализации ребёнка - он испытывает трудности в адаптации к обществу. К подобным социальным нарушениям можно отнести:

· нарушение связи со взрослыми, у этих детей нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиции, чтобы завоевать авторитет в школе, садике и т.д.;

· пристрастие к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие асоциальные поступки;

· трудности при создании собственной семьи. Они могут дать своим детям достаточно тепла и любви, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

При исследовании сканированных снимков мозга профессор Брюс Перри обнаружил, что у детей, испытавших пренебрежение, познавательные функции мозга нарушены сильнее, чем у детей, с которыми плохо обращались. По мнению Перри, мозг фактически атрофируется, если его недостаточно стимулировать. Он также выявил, что дети, получившие травмы, связанные с развитием в ранний период жизни, используют более примитивные и менее обдуманные методы решения конфликтов. Они зачастую более импульсивны, быстрее реагируют на раздражители и с наименьшей вероятностью учитывают последствия своих действий. Агрессивность, с этой точки зрения, можно рассматривать как попытку приспособиться к последствиям травм, полученных в детстве, и как защитный механизм, используемый для того, чтобы снова чувствовать себя в безопасности.

Даже убеждение в том, что всё это было на благо ребёнка, не может стереть отрицательных последствий насилия, применяемого к ним. Так как ребёнок регистрирует эмоции, испытываемые им, а не слова бьющей матери или стегающего отца о том, что это вредно или небезопасно.

Пословица «что посеешь, то и пожнешь» справедлива и в отношении воспитания детей. Розги, крики и оскорбления никогда не дадут хорошего воспитания, они сеют в них только страх, гнев и душевную смуту. Хорошее воспитание основывается на принципах любви, добра и уважения к личности ребёнка. Психолог Элис Миллер сказала о воспитании следующее: «Дети, которых уважают, учатся уважать. Дети, о которых заботятся, учатся заботиться о тех, кто слабее. Дети, которых любят такими, какие они есть, учатся терпимости. В обстановке, подобной этой, они формируют свои идеалы гуманности, вырастающие из ощущения любви»

Поэтому в следующий раз, когда вам вновь вздумается поднять руку на своё чадо, вспомните о грядущих последствиях. Нет таких благих плодов, которые можно посеять через боль души и тела ребёнка.

August 17th, 2014

Учёные-богословы из числа мусульманок



Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не видел я никого из тех, кому недостаёт ума и совершенства в делах религии, кто мог бы подобно любой из вас до такой степени лишать разума благоразумного мужчину!» Женщины спросили: «О, Посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток ума?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это и указывает на недостаток её ума. А разве женщине не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинался менструальный цикл?» Они сказали: «Да». Он сказал: «А это указывает на несовершенство в делах религии».

Мужчины часто приводят этот хадис в качестве «доказательства несостоятельности женщин в религии и уме». Однако в нашей умме всегда были женщины, которые разрушают данный стереотип своей праведностью и уровнем знаний. Самой известной среди них является вдова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах). Согласно одному из преданий Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Одной трети ваших знаний вы научитесь у этой Хумейры» . После смерти мужа Аиша (да будет доволен ею Аллах) провела оставшуюся жизнь, передавая хадисы и комментируя Коран. Абу Муса аль-Аш"ари как-то сказал: «Когда перед нами возникал какой-то вопрос, ответа на который мы не знали, или же не знали верной трактовки какого-нибудь хадиса, мы шли к Аише и спрашивали её. Она всегда давала нам исчерпывающий ответ».

Другое имя - имя одной из сподвижниц Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Насима бинт Кааб (или Умм Амара) (да будет доволен ею Аллах) из племени бану Наджар. Она обладала знаниями в вопросах Шариата и является одной из передатчиц хадисов. Насима бинт Кааб (да будет доволен ею Аллах) больше известна как первая женщина, взявшая в руки оружие для защиты Ислама. Она участвовала в битве при Ухуде, в местечке Худайбия, в битвах Хайбар, Хунайн и Ямамат, не уступая мужчинам ни в смелости, ни в самоотверженности. Например, в битве Ямамат она получила 13 ранений и ей отрубили руку, однако она продолжала сражение. Ей тогда было больше шестидесяти лет…

Несправедливо, что имена многих женщин, обладавших праведностью и глубокими религиозными знаниями, до сих пор остаются в тени. Большинство мусульман не только не знают их имён, но не знают даже того, что среди женщин-мусульманок вообще были учёные. С помощью Аллаха мы надеемся исправить это положение, передавая рассказы об исламских учёных (из числа женщин), приведённые в книге «История исламского фикха» Ильяса Дудура (2-й том). Книга пока в переводе на русский язык не вышла, зато другая наша сестра-мусульманка, ищущая знаний, перевела статью из неё, касающуюся женщин-учёных.

Карима бинт Мухаммад бинт Ахмад Аль-Маруазия (363-463 г.х.) - была из известнейших мухаддисов. У неё обучались величайшие факыхи и мухаддисы века. Из них: Хафиз Хатыб Аль-Багдади, Абу АбдАллах Мухаммад ибн Наср аль-Хумейди, Хафиз Абу Толиб Хусейн ибн Мухаммад аз-Зейнаби, Абуль-Махасин Аль-Мисри и другие. Она была передатчиком Сахиха Аль-Бухари, и её имя тесно связано с данной книгой. Многие считают её шейхой имама аль-Бухари. На самом деле, их разделял целый век. Мухаддиса Умм Кирам посвятила свою жизнь требованию и передаче знаний. Она отказалась от замужества. Абу Бакр ибн Мансур сказал, чтослышал, как его отец упоминал Кариму и сказал: «Видел ли когда-либо человека, подобную Кариме?»

Умма Зейнаб Фатыма бинт Айаш (714 г.х.) была одной из наиболее знающих женщин и достойнейших из них. Требовала знания у имама Ибн Теймия, посещая его маджлисы, а также и у других учёных своего времени. Её ум, проницательность, рассудительность и сильное стремление к знаниям удивляли имама Ибн Теймию. Более того, он восхвалял и описывал Умм Зайнаб как обладающую знаниями. После того, как она переселилась в Каир, ещё больше возвысилась её степень и распространилась слава о ней. Она умерла в ночь Арафа в 714 году по хиджре.

Зейнаб бинт Кямаль (740 г.х.) - мухаддиса, посвятившая свою жизнь знаниям. И знание затмило собой для неё все услады и прелести этой жизни. Она отказалась от замужества. Великое множество учеников заменило ей милость собственных детей. Она требовала знания у многих учёных, среди которых были Мухаммад ибн Абдуль-Хади, Хатыб Марда, Ибрахим ибн Халиль, Абу Фахм Аль-Лейданий, Ахмад ибн Абду-д-Даим. Зейнаб бинт Кямаль получила иджазу от Ибрахима ибн Махмуда ибн Аль-Хейр. Зейнаб аль-Бакдарии и была единственной, кто получил от них иджазу, а также от Абу Насра ибн Алика, Ибн Муна Ан-Нахрауани, Абдуль -Холик Ан-Наштабари и от многих других великих учёных, живущих в разных уголках всего Исламского мира. Также многие из величайших учёных были её учениками, в том числе и Имам Аз-Захаби.

Великая и благородная учёная Дахма бинт Яхъя (837 г.х.) - сестра Имама аль-Махди Ахмада ибн Яхъи. Автор важных трудов в области усуль-фикх. Из них - шарх на книгу «Аль-Азхар» в четырёх томах, шарх «Манзуматуль-Куфи», «Мухтасар мунатаха фи усуль аль-фикх», «Дауахир». Писала стихи. Требовала знания у своего брата имама Ахмада ибн Яхъи. Вышла замуж за Саида Мухаммада ибн аби Фадоиль.

Фатима бинт Имам Аль-Махди Ахмад ибн Яхъя. Факыха, известная своими знаниями. Её супруг Имам Матухар (да будет доволен им Аллах) обращался к ней в тех случаях, когда у него не было ответа на вопрос, заданный его учениками. И когда он выходил к ним с ответом, они (в шутливой форме) говорили: «Этот ответ не от вас, а от той, которая за занавесом».

Айша бинт Юсуф Аль-Бауния (922 г.х.) - одна из величайших, благороднейших и известнейших учёных из числа женщин, обладавшая великим уделом из знаний. Автор множества книг и шархов в области фикха, наху, ильм аль-уруд и других наук. Требовала знания с раннего детства. Обучалась в мадрасах Каира и Дамаска. Писала касыды (торжественные оды, оин из жанров восточной лирики), известные и читаемые в наше время.

Умм Абдуль Уаххаб бинт Кады Хусейн ибн Исмаиль Аль-Махамили. Хафиза Корана, учёная в разделах фикха, наху, альм аль-фараид. Была одной из самых знающих факыхов своего времени в шафиитском мазхабе. Давала фатвы наравне с величайшими учёными того времени.

Также Ильяс Дудур в своей книге привёл имена некоторых учёных, обучавшихся у женщин. Из них: Имам Аз-Захаби, имам Аз-Зухри, имам Малик, имам Ахмад, Абу Яъля, Абу Саъд Ас-Самаани, Хафиз ибн Хаджар, Ибн Асакир, Ибн Джаузи, Ибн Аль-Къаййим и другие. Известно, что Ибн Асакир требовал знания у 80 учёных из числа женщин.

Данные сведения не только развеивают миф о тотальной отсталости женщин от мужчин как в праведности, так и в знаниях, но и служат хорошим примером и напоминанием для сестёр-мусульманок о том, что «приобретение знаний является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки».

August 8th, 2014


Одно из праздничных мероприятий шайтана, которое организуется за счёт безнравственности и лживости некоторых людей - это предательство. Масштабы его могут быть разными: от государственных до индивидуально-личных. Но оно - всегда неприятно.

Предательство образовано от слова «предать», «передать» (в смысле оставить, бросить, отдать другому) и означает нарушение верности или долга перед кем-либо, будь то умма, родная страна, близкий друг или коллега.

О предателях

Предательство - один из верных признаков лицемерия. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт ».

Также Абдуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (свойства), а отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо) ».

Говорят, что чаще всего предают те, для кого сделано слишком много хорошего. То есть команда к действию: «Не делай ничего хорошего ни для кого и тебя не предадут». Это противоречит реальности. Если человек предал вас, это не значит, что вы перестарались, это значит, что он - человек низкой нравственности, который вполне мог бы сделать такую гадость и кому-либо другому. Так что вашей вины в этом почти нет (кроме той, что вы имели несчастье связаться с ним).

Положение предателей унизительно в будущем мире. Тот, кто обманул чьи-то надежды в этом мире, увидит разбитыми свои в Судный день. А их мечты о спасении будут также напрасны, как доверие, которое им оказывалось в дунье.

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Лицемеры из-за своего лицемерия будут в самом сильном пламени ада, и они не найдут там заступника и помощника, который бы отвёл от них мучительный огонь »

Если вас предали…

Одна из основополагающих черт мусульманина - стопроцентная безопасность доверия ему и уверенность в том, что на него можно положиться. Другими словами, надежность. Но если всё же кто-то обманул вас или предал, то хочется дать несколько добрых советов, прислушавшись к которым по воле Всевышнего вам будет легче перенести этот удар.

1. Принятие

Иногда нам тяжело принять то, что не соотносится с нашими представлениями о долге, чести, ценностях. Но как бы ни было, жизнь непредсказуема. Никто не может себя чувствовать здесь спокойно и безопасно. Ведь это - жизнь, протекающая в обманчивом мире. Поэтому человек должен быть в состоянии полной боевой готовности. Если не всегда, то хотя бы в стрессовых ситуациях. В хадисе сказано: «Воистину, терпение необходимо при первом шоке». Постарайтесь принять предательство как факт, как явление реальности с первого раза и с мужественным сердцем. Без упрёков, причитаний, жалоб, потери духа. Просто принять: это случилось, это не вернуть вспять. Это необходимо, чтобы мудро продолжить свой путь и избежать поспешно совершённых ошибок. Вспомните слова «Инна лиЛляхи ваинна иляйхи раджиун ». И просите: «Аллахумма аджирни фи муссибати вахлиф ли хайран минха ». (Все мы от Аллаха и к Нему наше возвращение. Господи, замени случившееся со мной наилучшим ). Повторяйте многократно и искренне, пока не почувствуете в себе силы к здравым действиям.

2. Работа с последствиями

Это небольшой пункт, но он нужен. Если то, что случилось в результате предательства можно изменить, обдумайте свои шаги и приступайте. Ведь проблемы решаются по мере их появления. Если ничего уже изменить нельзя… Смотрите пункт первый.

3. Месть обидчику

Не спешите мстить обидчику. Месть не сотрёт случившегося, а только ухудшит настоящее. Прибегая к мести, вы становитесь пособником в распространении зла на земле. К тому же, вы не можете быть уверены, что будете справедливы в воздаянии обидчику. Оставьте это на волю Всевышнего и на Его Справедливость.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным? » Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества ». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И, если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него, и он будет брошен в Ад »

Тяжело сохранять веру в людей, если ты уже подвергался предательству и обману некоторых из них. Но отличие верующего в его высокой нравственности, которая не позволит его душе разлагаться под давлением неприятных обстоятельств. В хадис аль-кудси сказано: «Поистине, уверовавшие - это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил ».

4. Благодарность

Если мы благодарим Всевышнего за что-либо приятное, думаю, есть смысл благодарить и за «неприятности». Возможно, за неё вам простилось что-то из ваших грехов или это стало преградой на пути к чему-то худшему.

Благодарите Всевышнего за те явные и скрытые блага, которые Он нам ниспосылает в разных формах. Тогда неприятности перестают быть неприятностями и становятся возможностью сближения с Всевышним, приводят к согласию с Его волей и преданию себя Ему всецело. А Он, Всевышний, - наилучший доверенный. И Он точно не предаст того, кто на Него искренне уповает. Как говорится, не было бы счастья…

Род занятий: Я душеслов и богослов.

«Мои мысли танцуют медляк

Под мелодию лунного света..»

Мы предложили Гагиевой Асе принять участие в нашем проекте, на что она скромно ответила «можно попробовать». У Аси уже есть сборник стихов «Я открываю сердце свету Бога».

Забери к себе:

Расскажи про себя?

Когда у меня спрашивают о роде занятий, я отвечаю «Я душеслов и богослов». Дело в том, что у меня второе высшее образование — психологическое. И в перспективе я связываю свою деятельность именно с этой наукой.

Что касается богословия, я сотрудничаю с исламскими изданиями (сайт www.islam.ru, www.islamdag.ru, журнал «Ислам», газета «Ассалам»), где публикуется уже мое «статейное творчество».

И снова предаваться Богу,
Молить прощенья за грехи.
Искать знакомую дорогу
В сплетеньи ста путей души

И снова ждать в уединеньи,
Давя уныние и страх,
Просвета, искры, озаренья
В мольбе «Я Рабби! Я Аллаh»

И чувствовать покой и сладость
В сознаньи близости Его…
Какое счастие и радость —
Любви и веры торжество!

Во сколько лет впервые пришла к «статейному творчеству» и как поняла, что это твоё?

Конечно, в стихах автор в первую очередь выражает себя, свое мироощущение. Но нужно признаться, что прежде чем дать волю вдохновению, я думала о том, насколько стихотворение будет близко моим читателям и нужно ли это слышать им. Наверно, я задавалась таким вопросом, потому что сама искала в поэзии нечто близкое и «согревающее».

Но потом случилось так, что я нашла то, что близко каждому из нас и способно согреть душу каждого человека. Это религия Ислам. Несмотря на то, что я этническая мусульманка, до тех пор я не знала всей глубины и прелести нашей религии. Я впервые открыла для себя мудрость заветов Аллаха, Его милосердие к рабам, внимание именно к внутренней, «душевной» стороне человека. Можно много раз слышать одно и то же, и знать это наизусть, но знанием это становится только тогда, когда оно проникает в сердце. Так, первое настоящее знакомство с религией вдохновило меня, и я помимо дальнейшего ее изучения, почувствовала в себе еще и силы передавать эти знания другим. Пока это стремление выражается в форме религиозно-психологических статей.

Первые стихи были написаны в 4-ом классе. Но мне не нравился мой слог, и я забросила дело. За дело снова взялась в 5 классе — когда проводился конкурс произведений, где бы упоминалась математика или геометрия. Смутно помню детали, но как раз для конкурса написала маленький рассказ в стихах «Приключения семерки». С ним связаны первые успехи на поэтическом поприще.

Это было во время учебы в гимназии. Чувство благодарности не позволяет мне не сказать о роли, которую эта школа сыграла в моей жизни.

У нас каждый ребенок — талант, а каждый второй — гений. Но эти потенциальные возможности так и могут остаться всего лишь скрытым потенциалом, пока его не раскроют и не разовьют. Так вот, гимназия № 1 г. Назрань — настоящая кузница талантов. Там множество секций и кружков, где учат всякому разному, начиная от кружка кройки и шитья и кончая клубом журналистики. Есть отдельные научные секции и отдел по работе с одаренными детьми. Когда весной начинались Всероссийские олимпиады, форумы и конкурсы, гимназия заметно пустела, потому что многие наши ученики выезжали в российские города для участия в них. Гимназия вошла в 30-ку лучших школ России и в 2006 ей присуждено звание «Самая народная школа». И мой нынешний интерес к поэзии, и психологические познания, да и в целом широкий кругозор и раскрытые возможности — благодаря добросовестному труду гимназических учителей-профессионалов. Интересно, что даже участник данного конкурса Магомед-Сали Мальсагов — тоже выпускник гимназии.

Мне хотелось бы в данном интервью еще раз выразить благодарность директору гимназии Галаевой Марем Юсуповне, которая переживает за каждого ученика как за родного. Дай Аллах, чтоб таких школ и таких директоров во главе них было больше!

Было ли такое, что подражала кому-то? Не человеку, а его стилю написания стихов?

Хотя искушение «поравняться на великих» вполне естественно для начинающих, я еще никому из них не подражала. Подражая, человек теряет настоящую часть себя в обмен на чужую, фальшивую для него. Поэтому поэт должен не терять себя в чужих стилях, а, наоборот, находить себя, свое собственное место под неугасаемым солнцем поэзии.

Раз речь зашла о других писателях и поэтах. Кто твой самый любимый писатель/поэт? И есть ли произведения, которые, по твоему мнению, должен прочитать каждый?

Из художественной литературы предпочитаю классику. Что касается любимого произведения, перечитываю стихотворение Редьярда Киплинга. Называется «Письмо к сыну». Я думаю, такое завещание сыну может оставить только очень любящий отец…

Владей собой среди толпы смятенной
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь Сам в Себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех

Пусть час не пробил, жди не уставая
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них
Умей прощать и не кажись прощая
Великодушней и мудрей других

Умей мечтать не став Рабом мечтанья
И мыслить мысли не обожествив
Равно встречай успех о поруганье
Не забывая, что их голос лжив

Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ

Умей поставить в радостной надежде
На карту ВСЁ, что накопил с трудом
Всё потерять и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть о том

Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже всё пусто, всё уже сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Будь прост, беседуя с царями
Останься честен, говоря с толпой
Будь прям с врагами и друзьями
Пусть все в свой час считаются с Тобой!

Заполни смыслом каждое мгновение
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой друг, Ты будешь ЧЕЛОВЕК!

Как ты пишешь стихи? Откуда черпаешь идеи?

Трудно как-то систематизировать и объяснить словами, как происходит «поэтический процесс»)) Потому что это работа творческая, и каждый раз делаешь ее по-новому.

Но в большинстве случаев сначала появляется, так сказать, дух стихотворения. Это может быть какое-либо настроение, мысль или слова. «Появление духа» — это и есть то, что я называю вдохновением. А остальное уже дело таланта — воплощение духа в подходящем ритме, рифме и наиболее точных словах. Стихи пишутся по-разному. Иногда «в один присест». Иногда — чуть дольше. В любом случае, я стараюсь быть максимально искренней в стихах. Думаю, это важно и для читателя.

И придерживаюсь того мнения, что в стихотворении, как говорил мой научный руководитель, Измайлова Аза, должна быть одна или две строчки (или даже слова), ради которых его стоит читать!

Кто первый читатель твоих стихов?

Кому показывать стихи первым — тоже неоднозначный вопрос. Это зависит от разных факторов, в любом случае я показываю их только тем, кто может их понять. Или кому это близко.

А что делаешь, когда не пишешь стихи, занимаешься чем-нибудь иным?

Скучать не приходится. Помимо стихов у меня много других дел, рассказом о которых не хочу утомлять)))

Как относишься к критике?

Конечно, каждый имеет право на свое мнение. И «обнародовав» стихотворение, я понимаю, что отзывы могут быть разные. Но все-таки я предпочитаю критику профессиональную. От любителей и читателей «требуется» только эмоциональная оценка)))

Какие советы дала бы начинающим поэтам? А так же всей нашей молодежи?

Для начинающих поэтов. Однажды к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, пришел человек и попросил дать ему наставление. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Намереваясь сделать что-либо, подумай о последствиях: если в них есть благо, то делай это, а если нет, то откажись от этого».

Надежда Республики .

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «на женщине женятся из-за четырех вещей: имущества, знатности, красоты и религии. Ищи же ту, которая является религиозной, да покроются твои руки пылью». Знакомясь с наставлением Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, многие задаются вопросом: «А как же любовь (до свадьбы)?» Характерный вопрос для умов, забитых идолом любви. О любви пишут стихи, поэмы, снимают фильмы, из-за любви умирают, жертвуют собой, поют и пишут песни, ее ищут, жаждут и стремятся к ней, как к одной из самых важных составляющих гармоничной, счастливой жизни. А если попытаться вникнуть в этот вопрос – действительно ли любовь так велика, как о ней говорят, и какое место она на самом деле заслуживает?

Роль романтической любви сильно преувеличена. Ведь что такое любовь по проявлению? Она не представляет собой ничего, что укрепляло бы связь со Всевышним, приближало бы к Его довольству и углубило бы веру. Страсть, стремление к любимому, фантазии, иллюзии и т.п. – в общем, то, что разрывает связь с истиной.

Рискуя разочаровать многих романтиков, которых и среди верующих немало, следует признать, что любовь на самом деле не что иное, как проявление психического комплекса. В особенности то, что называется «любовью с первого взгляда». Нельзя отрицать, что такое действительно случается, человек сразу узнает «того самого» или «ту самую» с первой встречи, с первого взгляда. Ошибка в том, что этому приписывают слишком много волшебства, магии, наделяют это явление слишком большой значимостью. По факту это не столько «любовь с первого взгляда», «любовь на всю жизнь» и т.д., сколько «знакомство душ». Как мы знаем, в одном из хадисов сказано, что души подобны воинам – те, кто узнают друг друга, объединяются, те, кто не узнает друг друга, расходятся. То что называется «любовь с первого взгляда» – это процесс того самого знакомства, когда в незнакомом человеке ты узнаешь нечто знакомое тебе, свойственное тебе самому. Чаще всего это «нечто знакомое, родное» – это твои собственные комплексы.

Просто задворками интуиции ты ощущаешь те же комплексы в другом. Люди очень хорошо чувствуют общность друг друга. Поэтому у нас возникает симпатия или антипатия к незнакомым – мы просто «чуем душой» в них то, что любим или, наоборот, не любим. Итак, романтическая любовь – это в подавляющем большинстве объединение душ на основе комплексов или в более широком понимании это объединение двух нафсов. Поэтому верующий не может сочетать в своем сердце искреннюю веру (иман) и романтическую любовь – это две взаимоисключающие противоположные друг другу вещи.

Нафс изменчив, невежественен , следовательно, и отношения, построенные на почве его истории, не держатся долго. Если с первого взгляда, узнав в другом «родной комплекс» один вообразил, что встретил родственную душу, то со временем эта ложь исчезает, и на смену ей приходит правда – это не тот человек, которого ты придумал, не образ, а обычный человек (не лучше, не хуже воображаемого тобой), у которого есть проблемы, качества и мысли, которых ты и не предполагал. И тогда наступает шок – как же так, меня обманули, ты меня обманул, предал?

Нет. Никто не лжет человеку так часто и больно, как он сам себе, вернее как его нафс. Ты сам себя обманул, когда предался страсти, легкомыслию, первому впечатлению и перечил здравому разуму. Джеймс Холлис пишет: «Не следует забывать древнюю мудрость: остерегайтесь получить то, чего вы хотите. Этому мудрому совету следует глубинная психология: мы могли бы получить лишь то, что хочет наш комплекс, наша непрожитая жизнь. И тогда сформированные на такой порочной основе отношения могут стать лишь сценой для отыгрывания этого трагического сценария, с которым тайно они связаны». Другими словами, не будем забывать предостережение Всевышнего: «Быть может, вы не любите что-то, а оно для вас является благом. И быть может, вы любите что-то, а оно является для вас злом. Аллах знает, а вы не знаете». Разве не эта самая любовь порой толкает нас на преступления или поступки, которые затем оборачиваются против нас же самих?

Однако Ислам призывает жениться исходя из религиозности и нрава . Как сказано в одном из хадисов: «Если к вам посватается человек, религией и нравом которого вы будете довольны, то жените его. Если же вы не сделаете этого, то на земле произойдет смута и повсеместное ухудшение». Религиозность дает человеку больше гарантий, чем любовь. Потому что обещания, забота, тепло, связанные с любовью, уходят с ее ослаблением, а то, что основано на связи со Всевышним, длится гораздо дольше. Религиозность – это гарант ответственности, преданности, верности и заботы супруга в отношении своей семьи. Рассказывают, что когда один человек спросил у Хасана аль-Басри, за кого ему следует выдать замуж свою дочь, он ответил: «За богобоязненного человека; если он ее полюбит, то возвеличит, если она ему не понравится, то не унизит».

В Исламе нет романтической любви, но есть уважение , о котором в хадисе Кудси сказано, что это высшая степень любви. Уважение не ослепляет, не возносит другого до ранга идола или кумира, ни отвлекает от поминания и поклонения, не разрывает связь верующего со Всевышним, не вредит его иману. В отличие от мимолетной любви, которая подвластна изменчивому нафсу и ненадежна по сути. А тот, кто строит брак на такой непрочной основе, подобен тому, кто строит дом на гребне волны – волна спадет, и дом рухнет в пучину.

Один философ сказал: «Не ждите совершенства и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди – необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность». Возможно, уважение не сулит таких душевных взлетов, падений, взрывов и выбросов энергии, характерных для любви и влюбленности, но уважение – это такая любовь к другому, которая подчинена разуму и сохраняя которую можно переживать ощущение близости при каждой встрече, с каждым днем все больше влюбляясь в необычность обычного человека. Не это ли является истинным благом и радостью супружеских отношений?

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта