Почему нельзя пугать ребенка? Чем нельзя пугать своих детей.

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Многие слышали о том, что родители способны программировать детей - их поведение сейчас и в будущем - своими фразами. Обычно эти предостережения или нравоучения вырываются у взрослых неосознанно - вероятно, им самим когда-то говорили подобное. О том, почему надо следить за своей речью и как это сделать, теперь написана целая книжка - "Не программируйте ребенка". Вот самые распространенные фразы, которыми мы пытаемся защитить ребенка от опасности, а на самом деле...

"Будешь плохо себя вести - позову черного человека (милиционера, Бабу-Ягу - традиции есть разные), и он тебя заберет!". Вот один из классических инструментов воспитания, к которым прибегают взрослые, когда не знают, на что уповать и как заставить ребенка их услышать.

Возможно, эти слова и заставят ребенка прислушаться. Возможно, он испугается и сделает так, как ему говорят, а может быть, быстро поймет, что это неправда, и не будет больше обращать внимания на то, что говорят взрослые.

Но знаем ли мы наверняка, что подобные слова не накладывают на детей отпечатка? Знаем ли мы наверняка, что они не порождают страхов и неуверенности, от которых мы страдаем во взрослом возрасте?

Когда ребенок вырастет, эти страхи перерастут в:

  • "а если меня не возьмут на работу",
  • "а если со мной случится что-то плохое",
  • "а если я не найду себя",
  • "а если я умру",
  • "а если я упаду",
  • "а если я поранюсь",
  • "а если что-то сломается".

Тогда он откажется от своих желаний и предпочтет остаться в родном гнезде, где можно чувствовать себя в безопасности - не получая, правда, жизненного опыта.

Эти слова рождают в ребенке сомнения и неуверенность в своих способностях, убивают в нем веру в жизнь и смелость.

"Не ходи туда - там серый волк!"

Что сказать вместо этого: "Милый, иди сюда!". Если ребенок не бежит к вам, встаньте и быстро направьтесь к нему.

Покажите , в чем именно заключается опасность.

Если же вы просто не хотите идти вслед за ребенком или вам надо, чтобы он находился в поле зрения, - не надо никаких волков, просто поиграйте или поговорите с ним: пусть у него будет достойный повод оставаться рядом с вами

"Будешь так себя вести - позову черного человека, и он тебя заберет!"

Это - шантаж. А шантажа надо избегать. Есть много безопасных способов заставить ребенка соблюдать правила, вместо того чтобы манипулировать им и запугивать его.

Более того, эти слова - неправда : едва ли вы на самом деле позовете человека в черном костюме грабителя, чтобы он похитил вашего ребенка. Таким образом, ваш ребенок (который всегда чувствует и знает правду) получает сигнал, что вы его обманываете и ведете себя нечестно. Это может показаться глупостью, но уверяем вас: из-за подобных слов дети куда меньше уважают нас и доверяют нам - и именно поэтому начинают думать, что у них есть полное право не слушать нас или не доверять нашим советам

"Туда не ходи, там страшные чудовища!"

Что сказать вместо этого: "Милый, туда лучше не ходить. Сейчас расскажу почему". Доходчиво объясните ребенку, почему лучше не ходить одному по той или иной улице, почему не стоит играть за домом, почему не надо далеко отходить от взрослых, когда собираешь грибы или гуляешь в лесу.

"Ой-ой-ой! Как темно! Как страшно!"

Кто на самом деле боится темноты - вы или ребенок? не характерен для детей, у которых не было травматического опыта. В случае если такой опыт был, и ребенок боится темноты - не напоминайте ему об этом страхе, а работайте над решением проблемы. Если же ребенок не боится темноты, не заставляйте его сомневаться в своих чувствах ("Выходит, темноты надо бояться?").

Если же, как это часто бывает, вы сами побаиваетесь темноты и думаете, будто и ребенок ее должен бояться, - включите свет и старайтесь преодолеть свой страх.

Роберта Кавалло
Антонио Панарезе

Купить эту книгу

Обсуждение

С ребенком или взрослым... Думать надо, что говоришь.
Вспомнила: у подруги было два сына, одному 2, другому 4 года. Как-то пришли гости, одного взрослого достали снующие дети, и он им пригрозил, что позовет БАБАЯ. Мальчики с интересом стали повсюду заглядывать и спрашивать: "Де Бабай? Нету... Де Бабай!?" Несколько дней искали Бабая малютки;)

Вот я всем всегда говорю6"заем вы ребена пугаете?" и сразу прескаю попытки напугать моего ребенка. Единственное что мы все же донесли что могут ребенка украсть если с незнакомцами разговаривать и брать у них что-то.

Комментировать статью "Четыре фразы, которые пугают детей и влияют на их будущее"

Зачем взрослые пугают детей?. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Почему они что то делают - да пофик по большому счету. Ну объяснили вам сейчас почему и что? И ведь тематика меняется в зависимости от возраста ребенка: для мелких баба - яга, бармалей, милиционер...

Обсуждение

1. От отсутствия большого ума
2. Облегчить себе время нахождения вместе с ребенком

Да ни зачем. Просто бабушка сама всего боится. Может и девочку позвала, чтобы свои страхи разделить.
У нас похожая бабушка с нами живёт. Благо, что не сильно лезет со своими тараканами. Дети относятся так же как мы, взрослые, с иронией, но с уважением. Без нас ей совсем страшно, поэтому стоит нам куда-то собраться, то сразу много страшилок рассказывает. В Москве люди пачками пропадают, в Азии эпидемии, в Европе геи, ночью - бандиты, в продуктах во всех китайская отрава. Бабушка с естественнонаучным ВО и работала в университете, объездила всю страну и ближайшие советские республики. В жизни многое было, есть от чего крыше ехать. Травки, гайки на верёвочках, пирамиды на голове - наше всё :)
Кстати, я тоже травки лечебные очень уважаю:)

меня пугали бабой ягой. как-то это баба мне поглючилась на чердаке. потом наверно целый год кошмары снились А бабой - ягой в этом возрасте? Они ж не дурачки. Ну ты же обоих детей пугаешь. И где же разные потребности? Так почему бы с обоими детьми вечером не полежать?

Обсуждение

Хоть и несерьезное, а я каждый раз поражаюсь насколько родители не понимают последствия подобных изобретений.
Мужа в детстве пугали милиционером, сын темноты долго боялся пока не поняла, что бабушка научила, дочка подруги лестниц боится и этого (эту?) бабайку до сих пор под кроватью ищут, девочке 15лет уже(((

а бабушка как то заявила, что будешь хулиганить цыгане заберут))) он кстати запомнил, порой выдает))

Если родители усердно запугивают ребенка волком, или Бабой Ягой, Реденок будет бояться.Читала такую историю: мальчик боялся козу с баяном.Увидел картинку в календаре. Психолог предложил слепить козу и сломать. Когда ребенок это сделал, уснул прямо в...

Обсуждение

ни в коем случае нельзя воспитывать на страхе

Никогда нельзя запугивать на ровном месте, тем более, в общем-то "нестрашными" вещами/моментами/нереальными персонажами... А вот постепенно обьяснять и проговаривать с ребенком реальные опасности нашей жизни надо!

Про "пугАлки". Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим Нет, вообще не пугаю, только про дороги и машины, но больше не пугалки, а объяснения, почему по дороге и парковке надо за руку идти.

Обсуждение

нет, даже в возрасте Нади сейчас я сама никогда не пугаю, и в драку кидаюсь на подобных родственников.

ИМХО - ребёнку можно в любом возрасте создать обстановку, чтобы ничего страшного не произошло при любом раскладе.

У меня сестру разок бабайкой напугали. Почти 30 лет, темноты, шорохов и т.п. боится до сих пор просто до нервного тика.

Боится бабу ягу. Детские страхи. Детская психология. Особенно недопустимо пугать ребенка тем, что его кому-то отдадут, а также смертью или Например, если ребенок боится Бабу - Ягу, то в игре он сначала сражается с " Бабой - Ягой "-психотерапевтом и побеждает ее.

Почему Баба Яга злая?. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Муж спрашивает Гошку - Баба Яга злая или добрая? Почему? Доколе и вааще?! Четыре фразы, которые пугают детей и влияют на их будущее.

Баба Яга. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Раздел: Родительский опыт (нарядиться бабой ягой плохо или нет). Баба Яга. Уважаемые Родители. Меня интересует Ваше мнение...

Обсуждение

У нас есть вполне управляемые бабайки. Мы знаем, где они живу, как с ними бороться, и кого они кушают. Наверняка ребенок знает, что Бабы Яги нет, но верит в нее:) Дети вечно верят в разную чушь:) Я бы вам посоветовала побольше книг и сказок про нее почитать. На Новый год нарядиться Бабой Ягой и с ребенком познакомиться:)

Может кончиться плохо (Унесенные ветром, Банни Блю), может плохо не кончиться...

Баба пряла пряжу, дед собирал хворост в лесу, деревья рубил - все это они потом Подумали они с бабой как быть и решили сварить суп из медвежьей лапы (возможно и шерсть решили на пряжу пустить)... Почему - нынче? Про срезание мяса для птицы я сама в детстве читала.

Обсуждение

Сказку "Медведь- липовая нога" знаю от мамы, как народную, совсем не так как у вас описана. Это была моя одна из самых любимых сказок, до сих пор помню как я просила маму рассказать "Про скерлы-скерлы". В моем воображении выписовывались очень уютные картинки, сказка была страшная, но добрая и с хорошим концом (мне так казалось). С сестрой мы как-то обсуждали эту сказку, она рассказывала, что ее дети считали эту сказку кошмарной. Младшая ее дочь как-то сказала "Мама, зачем ты нам рассказываешь такие ужасы, прекрати немедленно!". У меня сестра спрашивала тогда, считаю ли я эту сказку ужасной, я ответила нет. Сестра меня старше на 3 года и некоторые детали сказки мы помним по разному, сегодня я специально позвонила маме уточнить, она сказала что рассказывала по разному. Но главное, что она подчеркнула ей самой было ужасно представлять,что мужик топором на медведя замахнулся, поэтому особенно подчеркивалось, что это было случайно, потом конец в сказке был все-таки хороший, а в конце еще мама пела песню счастливого медведя (это народная песня, к сказке не имеет отношения, но этой песней мама заканчивала сказку). Еще мне очень нравилось, как мама поет песню медведя "скерлы-скерлы", жаль, что по интернету ее нельзя напеть. У меня от сказки в таком варианте, как рассказывала мама самые приятные воспоминания, а так как вы в книге описываете, то как-то даже неприятно такое читать. Если позволите опишу приблизительно нашу сказку.

Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он - родитель - не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас - до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей , что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!

Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали . И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже .

Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

Происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности . И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка - машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае - счастье ребенка - оправдывает эти усилия!

Редкий родитель не пугал своего ребенка Бабаем или Бабой Ягой, злым дядей или чужой тетей, желая добиться полного послушания и выполнения определенных действий. Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства.

И, если говорить откровенно, запугивания срабатывают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья - провоцируют неврозы у детей , энурез и заикание, гипертрофированное чувство вины, недоверие и враждебность к миру, повышенную тревожность.

Корни проблемы запугивания растут их недостатка терпения и свободного времени, когда родители, выбившись из сил, не могу доходчиво и подробно объяснить ребенку, почему ему не стоит так себя вести, прибегая к методу простому: «Плохо себя ведешь - получишь от Бармалея».

1. При запугивании происходит подмена понятий - в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

2. Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

3. Также нередко родители угрожают «выпороть ремнем» ребенка за плохое поведение и непослушание. Делать этого категорически нельзя, ведь насилие порождает насилие. Поэтому нужно полностью отказаться от запугивания (в частности, физической расправой) как педагогического приема.

4. Отдельно стоит выделить запугивание «доктором» и «уколами». Родители должны помнить, что их ребенку в течение жизни приходиться не однократно посещать медицинские учреждения в различных целях, к примеру, для того, чтобы сделать прививку или получить справку для бассейна, садика или школы.

Как правильно пугать детей

Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

1. Пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить - ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

2. Пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки.

3. Пугайте, не переходя на личность ребенка - машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

4. Пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

Всегда старайтесь искать способы мирного соглашения с собственным ребенком. Запугал и добился результата - девиз плохих и ленивых родителей, не желающих долго искать более приемлемые способы воспитания. Конечно же, путь устрашения во имя повиновения - это способ, навязанный многим предкам, но лучше искоренить такие методы, пока они не навредили ребенку.

Подготовила Марьяна Чорновил

Очень часто дети испытывают огромное количество различных страхов, в большинстве безосновательных. Некоторые имеют временный характер и появляются только в определенные возрастные периоды. Такие страхи как тревога, беспокойство или боязнь высоты – это нормальные эмоциональные и инстинктивные страхи, в большинстве своем они врожденные. Существуют так же и приобретенные. К ним относятся страхи, появляющиеся в процессе запугивания родителями. Именно о них и пойдет речь в этой статье.

Кем же пугают детей их родители?

В каждой стране существует своя культура, менталитет, особенности воспитания ребенка и соответственно свои методы запугивания ребенка, если он отказывается слушаться. Так рассмотрим на примере некоторых стран, кем пугают родители своих детей:

  1. В Англии придумано множество различных монстров для этих целей, но самый популярный и известный нам из кинематографа – это Бугимен. Уже несколько сотен лет англичане пугают своих детей рассказами о страшном монстре, который прячется где-нибудь в комнате и если ребенок не слушается, то Бугимен выходит из укромного места и пугает его.
  2. Во Франции грозой ночных детских кошмаров, является Костоправ, из вполне себе реальной профессии. Его обычно изображают как злобного старика с мешком, в который он прячет непослушных детишек. По рассказам Костоправ бродит по городам и забирает с собой детей, которые заигрались и не хотят ложиться спать. А его любимое место обитания - это под крыльцом дома, где он сидит до наступления темноты.
  3. В Германии популярностью пользуется Крампус. Это косматое, рогатое звероподобное чудище, по легенде сопровождающее Святого Николая в канун рождества и наказывающее по дороге детей, которые хулиганили весь предыдущий год. Есть версии, что Крампус засовывает непослушных детишек к себе в мешок, уносит в пещеру, где и съедает на ужин или уносит к себе в замок, а в последствие скидывает в море. Это уж, какому родителю как больше нравится.
  4. В России так же существует множество страшилок для запугивания непослушных деток. Это могут быть персонажи народных сказок (Баба Яга, Кощей, Соловей Разбойник и др.), бабайка, волк, некоторые пугают даже дядей милиционером. Среди них самой большой популярностью пользуется бабайка. Его чаще всего упоминают родители, когда хотят уложить детей спать, без особого на то желания со стороны детей. Так как же выглядит бабайка? Обычно он никак не описывается, что бы дети могли себе придумать наиболее страшный образ. Хотя некоторые рисуют его в виде старика с клыками или волосатого монстра. По рассказам родителей прячется он под кроватью и если ребенок встает с постели, то он непременно попадает в лапы бабайки.

Можно ли пугать ребенка?

Давайте разберемся, можно ли пугать ребенка бабаем и можно ли вообще пугать ребенка. Психологи утверждают, что это один из худших методов воспитания ребенка, граничащий с применением физической силы. Если ребенка постоянно пугают милиционерами с палками, врачами со шприцами, бабайками, то он постепенно теряет доверие к миру, становится более замкнутым. Это все может перерасти в новые проблемы, такие как: боязнь темноты, страх остаться одному, замкнутость. При запугивании малыш вместо родительской поддержки ощущает беспокойство и тревогу, что его могут отдать какому-нибудь дяде или его съест огромное чудище.

Не у всех родителей есть достаточно свободного времени, чтобы доходчиво объяснять ребенку, почему нельзя поступать, так или иначе. Гораздо проще припугнуть его чудищем или того хуже, применить физическую силу, но эти методы ни к чему хорошему не приведут. Самое главное, чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку родителей, а не жил в постоянном страхе от появления бабайки.