Почему игра важна для ребенка. Почему детям важно играть в куклы? Какие типы игр существуют

Лариса Александрова
Консультация «Почему важно играть?»

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ИГРАТЬ ?

Как только родился ребенок происходит развитие социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Например, о размере, форме, тяжести, весе, жесткости, и гибкости. Знакомить ребенка с миром новых ощущений, развивать функции зрительного, вкусового и тактильного анализаторов, способствовать развитию мелкой моторики и укреплению мышц вашего ребенка лучше всего с помощью игр. Игра помогает изучить свойств объектов, развивает изобретательность, воображение и дает развитие творчеству. Интересная игра способствует умственному и физическому развитию, осмыслению мира. Давайте разберемся, что лежит в основе этих, казалось бы, простых игр первого года жизни ребенка. Иногда трудно провести четкое различие между игрой и баловством, например, когда ребенок неоднократно бросает игрушки на пол, сидя на стульчике! Что это : игра , желание досадить маме или эксперимент с гравитацией? Вероятно, и то и другое. Игра начинается с первого месяца жизни, когда ребенок пытается следить за игрушкой, а затем и схватить рукой висящую над кроватью. Происходят новые соединения в мозгу ребенка : зрительные и двигательные. Они имеют решающее значение для развития ребенка. Дети в процессе игры различают объекты по весу, размеру и форме, по тому, как они издают звуки, когда те ударяются о твердую поверхность, твёрдое-мягкое. Обратите внимание, как трудно ребенку сконцентрироваться, взять в руки и изучить новый предмет, и как светится личико малыша, когда кроха, наконец, достигает цели. В мозгу ребенка происходит химическая реакция, выделение эндорфинов, что привносит чувство спокойствия и удовлетворения. Психологи часто выделяются два вида игры : игра функциональная игра и разыгрывание . Функциональная игра предполагает непосредственное использование : схватить мобильный телефон, покатить шарик, построить башню и мост. Разыгрывание спектаклей намного интереснее. В этом случае ребенку можно рассказать сказку, о ком-то или предмете. Начиная с 18 месяцев, ребенок начинает использовать предметы для целей, для которых они обычно не созданы. Малыш может взять игрушечную тарелку и сделать вид, что это телефон. Кроха может вообразить, что один из пальцев - собачка, а другой - кот, создать диалог между ними! Каким образом ребенок один предмет воображает за другой? Психологи считают, что идет процесс развития образного мышления. Важным фактором является способность ребенка к созданию нового, хотя и временного представления о предмете. Например, ваш малыш может взять в руки банан и притвориться, что разговаривает по телефону. Тем не менее, у ребенка не удаляются из памяти реальные свойства предметов. И как только игра закончена , малыш с легкостью съедает банан. Некоторые психологи утверждают, что «как будто» - это мир в виде игры, которая является важной составляющей для понимания детьми мира взрослых. Второй вид игры (сюжжетно-ролевые) - это разыгрывание и притворство, в нее дети начинают играть со второго по пятый год жизни и далее. Такая игра важна для психической деятельности головного мозга. Ребенок должен представлять мысленно героев, различные объекты и помнить, какую роль несет каждый из них. Такая игра важна для развития памяти . Взяв, две одинаковые куклы, ребенок может играть в дочки матери , кусок дерева может стать машиной, а зайчик- шоколадом. Ребенок должен поддерживать на протяжении всей игры функции каждого объекта. Часто придуманные объекты совершенно не похожи на реальные. От 2 до 2 с половиной лет, дети часто сопровождают игру подробным описанием своих действий, событий, что развивает память, воображение, расширяет словарный запас и логику. Дети часто используют две разных формы языка в игре. Одно из интересных исследований показало, что дети использовали два различных способа передачи одного и того же значения : комментирование ситуации и непосредственное участие в игре. Исследователи пришли к выводу, что дети используют различные формы языка, чтобы находясь в игре, и выходя из нее, создавать различные образы, которые наполнены одним и тем же значением, тем самым показывая факт участия или неучастия в игре. Очень хорошо,если дети в игре пользуются предметами-заместителями. Так, в игре птицы могут говорить, карандаш, а несуществующую воду можно налить из кувшина. Представьте себе, как мозг, что ребенка должен совмещать все эти новые, временные представления, не нарушая стабильности тех, которые относятся к реальной жизни. Возможности игр очень большие. Ребенок, играя различные роли , тем самым развивает воображение и интеллект. В эмоциональном развитии роль игры не может быть переоценена. В игре ребенок проживает

важную ситуацию , такую как «ухаживае за ребенком» и, тем самым, подготавливает себя к ней во взрослой жизни. Врачи часто используют игру, чтобы помочь детям, подвергшихся травмам. Наблюдая за игрой ребенка можно узнать о нем намного больше, чем задавая прямые вопросы малышу. Слёзы по поводу нежелания расставаться с мамой по приходу в детский сад могут пройти, если разыграть подобную ситуацию с куклами. Поэтому, подготавливая ребёнка к детскому садику, проигрывайте различные ситуации, которые могут произойти с ребёнком на примере кукол. Также дети придумывают для своих кукол социально-драматической роли, к примеру, учителя, машиниста, мамы, папы, ребенка, полицейского, для того чтобы понять и найти свое место в этом мире. Итак, если в следующий раз вы увидите своего ребенка за игрой, не считайте это «пустым времяпрепровождением» , посмотрите на это другим взглядом. Игра – это средство всестороннего развития ребенка.

Публикации по теме:

«Радостью важно делиться: поэзия для детей, или что читать с ребёнком 2–3 лет.» Любите ли вы книги так, как люблю их я? Одно из моих любимых занятий – рассказывать и показывать книги другим. Я как библиотекарь, педагог.

Консультация «Как важно научить детей здороваться» Как важно научить детей здороваться. Издавна люди здоровались при встрече, желая тем самым друг другу здоровья. Но в настоящее время, к.

Любовь родителя к своему ребенку выражается не только словами или подарками, но и в прикосновениях ваших ладоней. Как важно бережно держать.

Эссе «Важно ли иметь свое собственное мнение» 1. Тема: «Необходимо ли иметь собственное мнение». 2. Аудитория: студенты вуза. 3. Цель: убедить в том, что нужно иметь собственное мнение.

Тема совместной игры с ребенком изъезжена вдоль и поперек. Только ленивый не пишет о важности игры в жизни детей. Наверное, нет родителя, кто не читал бы книг и статей на эту тему. Любите ли вы играть с вашим ребенком? Считаете ли это приятным времяпровождением или скучной необходимостью? Допускаете ли вариант, что подвижные и сюжетно-ролевые игры канут в лету, вытесненные виртуальными «заменителями»? Попробуем в этом разобраться.

Вебинары, обучающие курсы для родителей, лекции, телевизионные программы – лавина информации обрушивается на нас ежедневно, со всех сторон. «Продвинутые» родители жадно впитывают все эти знания, многие из них стараются дать своим детям то, чего они сами, возможно, не получили в детстве.

Целыми днями мамы и папы играют, развлекают, водят на занятия своих чад. Раннее развитие, умные игры, квесты, лагеря и игротеки. Полная загрузка. День расписан по минутам, ребёнок «окучен» со всех сторон. Вы спросите: разве это плохо? Не к этому ли нас призывают педагоги: будьте со своим ребенком, развивайте его, и будет всем счастье!

Игры с ребенком: как возможность всестороннего развития

Всё бы ничего, но последние несколько лет ведущие психологи всё больше говорят о том, что дети поколения Z не умеют придумывать свои игры, занимать себя в свободное время. Ребенок находится в пассивном ожидании, когда же родитель предложит ему вариант, чем можно заняться, одним словом - развлечёт.

Если вдруг у такого ребенка выдается свободный час-другой, нередко он начинает страдать от скуки, не умея придумать себе занятие. Он ходит за взрослым, требует внимания всеми доступными способами, «достает» родителя, который до этого уделил своему чаду достаточное количество времени.

Другие же родители считают, что ребенок может и должен играть сам. «В наше детство никто с нами из взрослых особо и не играл, некогда было родителям, работали с утра до вечера». Действительно, дети играли на улице с друзьями, они были заняты в саду и в школе, самостоятельно ходили в кружки.

В условиях современной жизни такая позиция родителей не всегда оправдывает себя. На улице мы не видим шумных детских ватаг, в школе дети успевают только учиться, в кружки детей приходится возить или приводить. Маленький человек растёт без совместных детских игр, а взрослым либо некогда, либо нет желания играть с ребенком.

Нередко мы наблюдаем «зависшего» над гаджетом малыша, который «развивается», наблюдая за яркими картинками на экране.

Слово «играет» взято в кавычки не случайно, ведь ни одна, даже самая продвинутая компьютерная игра не будет по-настоящему развивающей и полезной для подрастающего ребенка в отличие от игры истинной, живой, наполненной общением.

Вне игры.

Требования и ожидания общества по отношению к детям изменились. Темп жизни ускорился, информационный поток обрушивается на детей чуть ли не с рождения. М ода на раннее развитие распространилась с необычайной скоростью. Математика с пеленок, чтение в 4 года, всевозможные «развивалки» - тренд современного родительства.

Если ребёнок не занят с утра и до времени отхода ко сну крайне «необходимыми» занятиями или вдруг он болтается по дому «без дела», то у некоторых родителей обостряется тревога: вдруг он вырастет балбесом и неучем?!

Многие ребятишки настолько перегружены кружками и обучающими занятиями, что они просто физически не успевают играть с друзьями во дворе или дома. А ведь именно наличие свободного времени у ребенка, когда можно никуда не спешить, предоставляет возможность для рождения свободной игры, развитию фантазии, проявлению инициативности.

Современные родители нередко работают допоздна или берут работу на дом. Многие заняты на службе по выходным, к тому же у них есть ещё свои личные интересы в жизни. Взрослые перегружены: работа, дорога по пробкам, эмоциональные нагрузки, недостаток сна неизбежно приводят к тому, что на игры с детьми просто не остается сил. Получается, что у многих детей попросту нет возможности играть ни с родителем, ни со сверстниками, ни самостоятельно.

Почему играть с детьми не просто важно, а необходимо?

Великий педагог К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира.

Игра взрослого с ребенком реализует, прежде всего его потребность в общении. По мнению выдающегося психолога прошлого столетия М.И. Лисиной, «…в самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, даёт возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека ».

Именно в игре наиболее полно проявляется личность ребенка, игра – это «жизненная лаборатория» (С.Т.Шацкий). я (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Таким образом, именно совместная игра (взрослого с ребенком) позволяет увидеть, насколько гармонично развивается маленький человек, есть ли зоны развития, где необходима помощь, имеются лиу него какие-либо эмоциональные или психологические трудности.

Просто наблюдая за игрой вашего ребенка вы поймете, что интересует ваше чадо более всего, где есть напряжение, повышенная тревожность или, возможно скрытая агрессия.

Это полезное наблюдение - не пристальное, но включённое и доброе, позволит вам стать ближе к внутреннему миру вашего ребенка, создаст доверительные отношения между вами.

Что бы ни говорили поклонники виртуальной реальности, ни одна самая реалистичная и умная игра не сможет заменить любящего, заботящегося о своем ребенке взрослого. Возможно, игры в гаджетах вашего ребёнка научат его быстро считать, разовьют его память и логику, но они никогда не увидят того, что заметит или почувствует только мама или папа, играя и наблюдая за малышом: его переживания и страхи, радость и огорчения, зарождение новых интересов. Планшет не обнимет и не расцелует ребенка, не станет возить его, как лошадка, не выпьет «чаю» из кукольного сервиза…

Итак, дорогие родители, давайте полюбим игру, увидим в ней огромный потенциал, попытаемся найти время и ресурс внутри себя, чтобы насладится временем, проведенным с нашими детьми.

Выбирайте игры по вкусу из приведенного ниже списка или находите и придумывайте игры сами. Это не сложно и очень увлекательно! Пройдет много лет и однажды, ваш внук подбежит с просьбой поиграть в моряков, а вы вспомните, что когда-то были старпомом своего 5-летнего сына - капитана корабля. Свистать всех наверх! Плавание продолжается!

Сюжетно-ролевые игры.

Стремление воспроизвести мир взрослых рождает у ребенка 5-6 лет потребность в более длительном взаимодействии с другими детьми, в развитии и обогащение общения между ними. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте достигает своего пика. К 6-7 годам игра несколько изменяется, у детей появляется сознательное выполнение правил ролевого поведения.

Хорошо, если взрослый будет помогать детям на этапе подготовки к игре, рассказывая им о различных профессиях. Родители могут читать детям книги о отважных моряках, известных врачах, смелых путешественниках. Нередко сюжет для сюжетной игры рождается после просмотра фильмов, похода в детский театр, в цирк. Дети непременно захотят ощутить себя в роли учителя, дрессировщика или артиста театра.

Родители могут задавать детям наводящие вопросы: «Кто работает в цирке? Что можно увидеть в цирке? Что такое антракт?». Эти вопросы помогут детям конкретизировать свои представления о содержании того, что они увидели своими глазами. Игра станет яркой и наполненной смыслом.

Например, во время подготовки к игре в путешественников, родитель может научить детей работать с картой, ориентироваться по компасу, собрать правильно рюкзак. Вместе с детьми взрослые готовят специальное снаряжение (теплые вещи, палатки, посуду и др.), приборы, рисуют карту.

Темы игр: «Скорая помощь», «Театр», «Пожарная часть», «Матросы на корабле», «Путешествие на Северный полюс», «В магазине», «Цирк», «В школе».

Подвижные игры.

Роль подвижных игр в жизни любого ребенка трудно переоценить. По определению П.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Вспомните свои любимые игры детства: салочки, прятки, всевозможные игры с мячом, скакалки, классики, догонялки, различные игры-соревнования, «Море волнуется раз…», «Сова и мыши», «Гуси-лебеди», «Вышибалы», «Замри-отомри».

Одна из замечательных игр, которая наверняка понравится вашим детям называется «Четыре стихии».

Дети сидят (стоят) в кругу. Взрослый договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся земле, например, трава). На слово «вода» – вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли). На слово «воздух» - поднять руки вверх (встать на мысочки; изобразить полет птицы, сказать «солнце»). На слово «огонь» - произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (изобразить костер, повернуться кругом).

Настольные игры.

Существует огромное количество настольных игр на любой вкус. П редлагаю вам список тех игр, в которые мы играем всей семьей.

«Пилос», «Квадрос», «Турбосчёт», «Активити», «Эрудит», «Морской бой», «Кубики с картинками».

Развивающие игры.

Подходит для игры с детьми от 5 лет. Взрослый объясняет правила игры и играет вместе с ребенком или помогает играть нескольким детям, сам участия не принимая.

Надо придумывать слова, в которых есть слоги РА, КЕ или ТА. За каждый использованный в новом слове слог – 1 балл. Когда участник наберет 10 баллов, его ракета взлетает, а значит он становится победителем игры. В 10 пустых квадратиках ребенок или взрослый записывает каждый балл для облегчения подсчета и наглядности.

После игры предложите детям нарисовать и раскрасить ракеты. Вы можете заранее нарисовать сами или распечатать изображение ракеты, чтобы после игры ребенок сразу приступил к раскраске.

Эта игра может легко поменять название, например, это может быть: САМОЛЁТ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ и т.д.

Ребусы, лабиринты, которые можно придумывать и рисовать друг для друга – беспроигрышный вариант для досуга, их можно использовать и дома и в поездке.

«Дорисовашки».

Ребенок и взрослый одновременно, каждый на своем листе бумаги рисуют закорючки, хаотичные линии в течение 1-2 секунд. После этого надо обменяться рисунками и попробовать дорисовать линии так, чтобы получился узнаваемый предмет или животное, возможно даже фантастическое. Здорово, если ребенок сможет рассказать о том, кто у него получился, а затем раскрасить рисунок по желанию.

«Половинки».

Играют в эту игру вдвоем. Взрослый и ребенок на одном листе бумаги рисуют половинки одного предмета (животного, растения и т.п), о котором договорились заранее. Лист делится пополам с помощью вертикально стоящей книги, тетради, которую придерживает взрослый. После того, как оба закончат рисовать можно любоваться полученным результатом. Иногда он весьма неожиданный!

Развитие межполушарных взаимодействий (из книги А.В.Семенович, Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте).

Приведу вам лишь несколько замечательных упражнений и игр, разработанные ведущим нейропсихологом, профессором МГППУ Анной Владимировной Семенович.

Эти занятия можно и нужно использовать не только при наличии нейропсихологических проблем у ребенка. Упражнения направлены на развитие межполушарных связей в головном мозге, они улучшают моторику, речь, пространственное ориентирование, внимание, мышление.

«Телесные фигуры, буквы и цифры».

Придумайте вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре может участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.

«Ощупывание и распознавание предметов».

Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

«Что находится справа от меня?»

Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить, что находится справа от него. После этого повернуться направо снова перечислить то, что теперь находится от него справа. Покрутите его спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

«Я – конструктор»

Ребенку предлагается из спичек, счётных палочек, мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву. Пусть он это проделает с открытыми и закрытыми глазами. Затем путём перекладывания элементов можно превратить их в другие предметы, букву, цифру или орнаменты.

«Синонимы и антонимы».

На наглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий-длинный», «большой-огромный», «близкий-далёкий», «маленький-крохотный», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко-близко», «впереди-сзади» и т.п.

«Свободные рисунки двумя руками одновременно».

На первом этапе предложите ребенку порисовать сначала одной, затем другой рукой, а потом – двумя руками одновременно. Вначале он рисует то, что хочет. Затем предложите ему нарисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, а затем разнообразные овалы, круги, восьмерки, орнаменты и т.п. Можно также рисовать разные рисунки или один общий сюжетный рисунок одновременно двумя руками.

Игры, придуманные на ходу.

    Попросите вашего ребенка найти и перечислить все синие (красные и т.д) предметы в комнате или в поле его зрения на прогулке.

    Загадайте любое слово, а ваши дети пусть отгадывают его, задавая наводящие вопросы: живое-не живое, большое или маленькое, есть у нас в доме или нет, это можно съесть и т.д.?

    Выберете любой предмет (например, стакан) и вместе с детьми придумайте, как его можно использовать. Подсчитайте количество вариантов. Вы удивитесь, как много их может оказаться!

    Известную всем игру в слова можно разнообразить так: по очереди называете слова, начинающиеся с любой загаданной буквы. Особенность игры заключается в том, что первый участник называет имя на эту букву, второй – город, третий – растение, четвертый – животное. Если участников больше, можно добавить по вашему желанию: страну, овощ или фрукт, транспорт и т.д.

    Во время прогулки с ребенком попробуйте вместе с ним сочинять простые рифмы, складывать веселые стихи.

    Предложите ребенку найти сходства и отличия между любыми двумя предметами в комнате или на улице.

    На небольших полосках бумаги изобразите, либо напишите название любого предмета, который надо найти ребенку в помещении, где вы с ним сейчас находитесь.

Импровизируйте, включайте свою фантазию по полной, получайте удовольствие, играя с вашими детьми!

Помните, что важно не количество времени, проведенное с ребенком, а его качество. опубликовано .

Хатуна Пецюха, специально для эконет.ру

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

мнение эксперта

Галина Ицкович психотерапевт

«Игра помогает нам, взрослым, понимать детей и вырабатывать общий с ними язык»

Лицензированный клиницист-психотерапевт, живет и работает в Нью-Йорке, специализируется на проблемах семьи и детей. В течение 10 лет работала психотерапевтом и супервизором в клиниках Еврейского совета по делам семьи и детей. Основала многопрофильную терапевтическую программу раннего вмешательства «KidsPower» и руководила ею до 2012 года. Была спикером на форуме «Каждый ребенок достоин семьи», проходившем в Москве в 2013 году. Преподает методику DIR/Floortime специалистам из разных стран, работающим с детьми с расстройствами поведения и расстройствами аутистического спектра.

Psychologies:

Насколько важна для детей игра?

Галина Ицкович:

Игра не просто важна – она необходима для развития ребенка. Даже если некоторые игры могут казаться примитивными или однообразными, они выполняют важную функцию. Для ребенка любая игра – такая же продуктивная деятельность, как для взрослого работа. Результат работы для взрослого – продукт, что-либо, что он произвел. Для ребенка продукт игровых усилий – это новое понятие (например, «части объединяются в целое», причинно-следственная связь и так далее). По сути, игра и есть первая работа маленького человека. Так что стоит отнестись к играющему ребенку как к ученому, ставящему важный научный эксперимент, или конструктору, строящему прибор по чертежам. Играя, дети изучают мир. Играя, они осваивают стиль поведения, который позже станет их стратегией и тактикой в общении с другими людьми. Игра для ребенка – способ взаимодействия с миром.

Дети умеют играть от рождения или их этому надо учить?

Г. И.:

Приглашение к первой совместной игре обычно исходит от взрослого, который ставит перед ребенком какую-то задачу. Например, улыбнуться в ответ на улыбку. Для этого ребенок должен научиться менять выражение лица, напрягать одни мышцы и расслаблять другие. Для него это серьезная работа. А взрослый, произносящий «агу», вдобавок к этому приглашает ребенка овладеть искусством имитации. В этой самой первой игре всех времен и народов ребенок осваивает сложное взаимодействие между лицевыми мышцами и голосовыми связками: чтобы ответить на «агу», необходимо либо округлить рот, имитируя визуальный ряд, либо воспроизвести звук в ответ на звук, который он услышал, либо просто растянуть губы в улыбку. Затем игра усложняется. За первой интерактивной игрой следуют «ладушки», потом, в 3-4 месяца, другие игры, в которых используется не только открытая ладонь, но и пальцы, вроде «сороки-вороны». К 5-6 месяцам появляется игра в «ку-ку» – она помогает ребенку, который недавно открыл для себя, что предметы и люди продолжают существовать даже после того, как они исчезают из его поля зрения, «закрепить материал».

Обычно у ребенка есть какая-то любимая игрушка, например медведь или заяц. В чем ее смысл?

Г. И.:

К 9 месяцам у малыша начинает складываться внутренний образ мамы и возникает первая тревога, когда мама уходит. И ребенок учится справляться с ней с помощью мягкиx игрушeк. Они исполняют функцию переходного объекта – который, хоть и не мама, все же обладает магическим даром утешения в глазах малыша. Ребенок носит плюшевую зверушку за собой повсюду – так он начинает строить свой собственный мир. Это его первый шаг к самостоятельности.

И какой же следующий шаг?

Г. И.:

Качественное изменение происходит в конце первого года. Ребенок начинает ходить. Приблизительно в 12 месяцев игра «ку-ку» преобразуется в другую, сопоставимую по степени острых ощущений, – прятки. Теперь ребенок проявляет гораздо больше инициативы. Его возможности расширяются, и он готов изобретать новые и новые варианты игры, проигрывая различные сценарии таинственного исчезновения и возникновения. Умение играть самостоятельно – следующий важный шаг в эмоциональном развитии.

Часто, говоря о детской игре, подразумевают ролевые игры: в магазин, парикмахерскую, в дочки-матери. В каком возрасте дети начинают в них играть и зачем они нужны?

Г. И.:

Период ролевых игр – это 2,5-4,5 года, когда расширяется и словесный репертуар ребенка. В это же время он играет в символические игры (это знаменитое детское «А это будет…»), которые превращают кустарник – в дом, стул – в поезд и вообще что угодно – во что угодно. В это время ребенок не только воспринимает символы – он начинает самостоятельно оперировать ими. Сначала он просто подражает взрослым, потом постепенно усложняет сценарий игры и добавляет ситуации, которые сам придумывает. Ролевая игра позволяет ребенку выйти за пределы собственных возможностей (например, он может примерить роль взрослого профессионала или старшего члена семьи), совершить мысленный эксперимент и вернуться в безопасность своей комнаты. Так ребенок повторяет на новом витке развития то первое, робкое отделение от матери, которое знаменует начало индивидуальности. Он выстраивает собственный символический мир.

Почему этот символический мир так важен для детей?

Г. И.:

В этом мире ребенок может безопасно проиграть сложные ситуации (например, «меня забыли», «я потерялся»), поискать различные способы их разрешения. Также он может проиграть сюжеты, которые он наблюдал в жизни и которые вызывают у него тревогу. Игра в этом возрасте часто состоит из темы с вариациями. В ней повторяется общий сценарий – но развиваться он может по-разному: «я потерялся, но меня нашла бабушка», «я потерялся и стал жить один»). Так ребенок отрабатывает свой собственный подход к решению жизненных задач. Ребенок репетирует знакомые и вымышленные ситуации во время игры, как если бы музыкант репетировал перед концертом.

А что делать взрослому в такой игре?

Г. И.:

Роль взрослого состоит в том, чтобы поддержать ребенка в игре, ободрить его. Это помогает ребенку понять, что его попытки осмыслить ситуацию, его мнение – ценны и заслуживают уважения. А вот настаивать на собственном решении взрослому не стоит, даже если ему и кажется, что он «знает, как правильно». Потому что дети реагируют на это протестом, и дело может кончиться отказом играть вместе, потерей интереса к игре и даже истерикой. В отдельных случаях дети, вроде бы принявшие условия взрослого игрока, реагируют на его вмешательство тревогой и чувством беспомощности.

Тогда, может быть, взрослым лучше совсем отказаться от участия в играх и не мешать?

Г. И.:

Если взрослый – родитель или воспитатель – избегает игрового общения или оно ему неприятно, то ребенок может ощущать напряженность или недоумение, может сделать вывод, что область чувств – запретная или опасная зона. Ребенок также может чувствовать себя одиноким или считать, что он не умеет выразить адекватно свои эмоции, а это в конечном счете приводит к понижению его самооценки. Кроме того, отказываясь от совместной игры, мы оставляем детям очень мало возможностей для того, чтобы сформировать с нами значимые связи. Тогда как игра помогает нам, взрослым, понимать своих детей и вырабатывать общий с ними язык. Ритм и темп совместной игры могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка – один обрабатывает информацию быстрее, другому требуется дополнительное время. Взрослым важно уловить потребности ребенка.

В конце рабочего дня всегда чувствуется упадок сил и ничего не хочется делать, хочется просто расслабиться, снять туфли и раздеться, но вы слышите: «Мама, папа, поиграйте со мной!» Игра с ребенком может показаться хлопотным делом, но после прочтения статьи, надеюсь, что вы подумаете, прежде чем сказать «нет».

Игра с ребенком положительно влияет на его физическое, психическое и социальное здоровье.

Играя, дети развивают все виды навыков

Как игра влияет на ребенка? Два слова: набор навыков. Думайте об игре, как о детском наборе инструментов. Когда ребенок рождается у него этих инструментов совсем мало. Младенцы развиваются, растут и постепенно начинают приобретать новые навыки. Взрослые в свою очередь должны помочь детям в их приобретении. Таким образом родители и воспитатели помогают пополнить эту коробку с инструментами.

Игра с ребенком - это один из способов, помогающий развивать самоконтроль и самопознание. Не успеете оглянуться, как взаимодействие с родителями и другими поможет им выработать навыки, необходимые для построения хорошего будущего.

Физическая игра, где родитель притворяется ребенком, направлена на умения ребенка, грубые моторные навыки, лидерские качества среди сверстников и познавательное развитие. Интерактивные игры помогут ребенку научиться контролировать свои эмоции.

Преимущества игры Родитель-Ребенок перед игрой ребенка с братьями и сестрами

Если в семье уже есть ребенок, то родители думают о том, что будет проще, если младший ребенок будет играть с более старшим. Разве это не даст такого эффекта, если б он играл с кем-то из родителей? Ответом на этот вопрос должно быть «нет». Возникает что-то особенное в игре ребенка и родителя, игра приобретает свой собственный колорит. Игра между родителем и ребенком способствует становлению социального взаимодействия, чего не может дать игра с родными братьями и сестрами.

Кроме того, родители могут предложить ребенку более взрослые и разнообразные игры, чем братья и сестры. К тому же взрослые знают о мире больше, чем любой ребенок, что может расширить пространство его воображения, чего не могут дать другие дети.

Интересно то, что младенцы и дошкольники ведут себя так, что им часто требуется родитель в игре, показывая тем самым, что ребенок хочет больше общаться с ним. Играть с другими детьми хоть и весело, но ничто не может сравниться с радостью и полученным удовлетворением от игры с мамой и папой. Ведь старшие братья и сестры стараются меньше взаимодействовать с младшими братьями и сестрами, в то время как родители стараются уделить ребенку максимум внимания. В связи с этим была выдвинута гипотеза, что игра родитель-ребенок развивает у ребенка новые навыки, а игра со своими братьями и сестрами помогает их закрепить.

Различия между игрой с мамой и игрой с папой

Есть ли разница между играми с мамой и папой? Конечно, есть. Отцы, как правило, предпочитают физические игры с ребенком, в то время как матери стараются увлечь ребенка познавательными и словесными играми. Каждая игра очень важна для развития ребенка. Родители хотят, чтобы их дети были хороши не только в спорте, но и в других областях могли себя выразить. В тоже время, пока ребенок растет и развивается, важно, чтобы оба родителя вносили соответствующие возрастные коррективы в свои игры.

Польза для родителей

Играя с ребенком ради ребенка, оба родителя могут получить много полезного. Гормон окситоцин играет важную роль в отношениях между родителями и малышом, социальном и эмоциональном поведениях. Уровень окситоцина увеличивается, когда мама нежно играет со своим младенцем. Таким образом, во время игры с малышом думайте о том, что ваш ум подвергается массажу, так как происходит выброс гормонов окситоцина.

Как играть с ребенком

Игра с ребенком предполагает активность, наблюдательность, поддержку, а также понимание. Будьте уверены, что вы тесно взаимодействуете с ребенком, разговариваете, но старайтесь вмешиваться не слишком часто. Позвольте им исследовать свое окружение и свои ощущения. Позвольте им вас привлекать. Убедившись, что вы увлечены и принимаете активное участие, вы помогаете ребенку в дальнейших взаимодействиях со сверстниками. Не забывайте улыбаться и смеяться, а также, чтобы с вами смеялся и ребенок. Вы можете играть с ребенком один на один, помогая ему развивать умения и навыки, которые он сможет применить самостоятельно.

Подводя итоги, хочется сказать, что играя с ребенком, вы помогаете ему развивать новые навыки, которые помогут в дальнейшей общественной жизни. Кроме того, это обязательно понравится и вам.