План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи "Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек"

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Физическое развитие».

Тип НОД: игра путешествие

Цель: расширять знания детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе:

«Поможем ежику подготовиться к зиме»

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Физическое развитие».

Тип НОД: игра путешествие

Цель: расширять знания детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме)

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»:

Формировать у детей представления детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми субъектами детского сада. Развивать игровую деятельность.

ОО «Речевое развитие»

Активизировать и развивать словарь детей при описании зверей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческие способности и воображение у детей; развитие чувства цвета, формы, композиции; умение пользоваться нетрадиционными методами рисования.

ОО «Физическое развитие»:

Развивать умение двигаться в соответствии со словесным сопровождением физминутки.

Образовательные задачи: Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес к миру животных, эмоциональную отзывчивость.

2. Активизировать внимание, развивать память детей.

3. Развивать творческие способности: умение жестом, мимикой выразительно передавать тот или иной образ животного.

Образовательные задачи:

1. Расширять и уточнять знания детей о диких животных (заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь): внешний вид в осенний период, способы маскировки и защиты от врагов.

2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «дикие животные».

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и бережное отношение к представителям диких животных.

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций с дикими животными.

Словесные: художественное слово (загадка, стихотворение), вопросы к детям, поощрение, пояснение, обобщение воспитателя.

Практические: имитационные движения.

Игровые: игровая ситуация (приход грустного ежика), проблемная ситуация «собрать гостинца для ежика и приготовить жилище», динамическая пауза « Ежик топал по тропинке»

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы

Отгадывание загадок;

Дидактические настольно-печатные игры «Что изменилось?», лото «Кто, где живет»;

Словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Сравни разных зверят»;

Рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих диких животных;

На прогулке игра «Изобрази животное».

Самостоятельная деятельность: придумывание интересных историй про диких животных, рисование этих животных при помощи трафарета.

Материал: картинки: зайчик, белочка, волк, лиса, медведь, еж; картинки жилище диких животных; угощение для ежика разрезные картинки; панно «Волшебное деревце»; символы «Солнце», «Тучка» на палочке.

Словарная работа:

Пассивный словарь: заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь, берлога, нора, логово.

Активный словарь: дикие животные.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья. (Осень).

Посмотрите, как раскрасила осень наше деревце.

Какие на дереве листочки? (красные, желтые, зеленые, оранжевые).

Что еще может быть оранжевым? (Апельсин, абрикос, лисичка, белочка...). Как называется явление в природе, когда листочки опадают с деревьев? (листопад)

Назовите, пожалуйста, приметы осени. А поможет нам в этом наше «волшебное деревце».

Дидактическая игра «Приметы осени» (с использованием интерактивного панно «Волшебное деревце»)

(Дети срывают листочек с дерева с символом и прикрепляют его под деревом, называя приметы осени)

Дети: На улице холодно; солнце слабо греет; часто идут дожди; на деревьях желтеют и опадают листья; люди надевают теплую одежду; птицы улетают в теплые края; звери готовятся к зиме.

Педагог: Молодцы ребята, вы все справились с заданием. Вы хотите отправиться в осенний сказочный лес и посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме?

123 покружись, на лесной полянке окажись.

Педагог: Сейчас в лесу красиво и тихо, кругом на дорожках опавшая листва, словно ковер.

(идем под музыку в лес.)

Где же лесные жители?

Педагог: Ребята, посмотрите, кто это там свернулся в клубочек?

Дети: Это ежик.

Педагог: Какой ежик? (маленький, колючий, пугливый, грустный). Какие у него иголки? (острые, колючие, длинные)

Педагог: Ежик, а почему ты такой грустный?

Ежик: Я не успел подготовиться к зиме. Не сделал припасы. Не устроил себе теплое гнездышко-норку из сухих листьев.

Педагог: Осенью у ежей много работы. Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным. Он устраивает свое жилище, устилает его сухими листочками.

Педагог: Ребята, что же нам делать, как помочь ежику.

Дети: Надо подобрать ему еду, найти и приготовить жилище.

Педагог: А вы знаете, что любит ежик?

Дети: Грибы, яблоки, мышей, жуков.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам разделиться на пары и собрать угощение для нашего ежика.

(дети договариваются о том, с кем будут выполнять задание, выполнив задание, проверяют все ли справились)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Педагог: Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте угостим нашего ежика.

Педагог: Ребята, а я вам предлагаю отправиться дальше вместе с нашим ежиком.

Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»

Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке.

(Ходьба на месте маленькими шажками)

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша.

(Шарканье ногами)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

Шубку серую свою

Он сменил на белую.

(Прыжки на месте, руки перед грудью)

Идет по лесу серый волк,

Голодный волк – серый бок.

(Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)

Чтоб волку не попасться на зубок,

Ты, еж, свернись скорей в клубок.

(Сесть на корточки и сгруппироваться)

Педагог: Ребята, а когда ежик сворачивается в клубок?

Дети: Когда ему грозит опасность.

Педагог: Еж с наступлением холода подыскивает укромное местечко. Ребята, посмотрите на панно, здесь находятся разные жилище диких животных. Как Вы думаете, где живет ежик?

Дети: Под пенечком, под корнями деревьев.

Педагог: Ребята, а кому подойдут остальные домики? Подберите лесным жителям их жилище.

Дидактическая игра « Кто где зимует?» (С использованием интерактивного панно)

Лиса – в норе

Волк - в логове

Медведь - в берлоге

Белка - в дупле

Заяц - под кустом

Еж – под пеньком

Педагог: Всех зверей расселили по домам. И нашему ежу нашли хорошее местечко под пенечком.(устраивает ежика)

Педагог: В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку их травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Но где же взять нашему ежу листья. Давайте поможем ежику устроиться в спячку, нарисуем для него листья. Выберите себе силуэт листочка и назовите с какого он дерева.

(дети выбирают силуэт листочка и называют его)

Педагог: Ребята, а кисточек у нас нет. Чем мы сможем раскрасить листья?

Дети: Бумагу сжать в комочки и ее сделать отпечатки на листочках.

Педагог: Ребята, вот вы и помогли нарисовать листочки, давайте постелем теплую перинку для ежика из осенних листьев.

Педагог: Посмотрите, как повеселел наш еж. Как вы думаете почему?

Вот лес сказочный дремучий, а под елкой зверь колючий

Хоть он маленький, но колкий, потому что весь в иголках.

Педагог: Ребята, теперь давайте тихонько вернемся в детский сад, а ежик пусть спит до весны.

(Дети под тихую музыку идут в детский сад.)

Педагог: 123 покружись в группе окажись. Вот мы и в группе.

Ребята кого мы сегодня нашли в лесу? Какой он был? Как помогли ежику? Что мы сделали? Предлагает рассказать по схеме.

Ребята кому понравилось путешествие поднимите «Солнышко», кому не совсем понравилось «тучку» .Что интересного было в нашем путешествии?

Педагог: Молодцы!


Для занятия вам потребуется:

  • животные - фигурки, или мягкие игрушки, или их изображения;
  • игра "найди тень" - распечатать;
  • вата - "снег";
  • загадки (распечатать можно ниже);
  • рассказ "Как звери к зиме готовятся" (распечатать можно ниже).

Расставляем на ковре игрушки лесных животных (которые есть дома). Можно мягкие игрушки, можно резиновые или пласмасовые фигурки животных, можно также использовать картинки.

Проводим наблюдение за природой (через окошко):
На дворе осень - на улице пасмурно, ветрено, небо затянуто серыми облаками, с деревьев облетели последние листочки, вспоминаем, что на улице почти нет насекомых - они все попрятались от холода. Скоро придет зима, выпадет первый снег и на улице станет еще холоднее и меньше корма для животных. Предлагаем ребенку пойти в лес и узнать, как готовятся животные к зиме.
Приходим на "полянку", где расставлены животные леса - ежик, лиса, заяц, медведь, волк и др.

Предлагаем ребенку отгадать загадки и узнать, какие дикие животные живут в лесу. Ребенок показывает отгадку - игрушку-животное.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - …
(Медведь)

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт?
(Белка)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)

Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у … .
(Бобра)

В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке гриб нашел.
А грибы - я вам скажу -
Очень нравятся....
(Ежу)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

Из коробочки разбрасываем "снег" - вату, рассказывая стихотворение "Первый снег" И. Бурсова или любое другое:

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Вот и выпал первый снег! Скоро наступит зима. Звери вы готовы к зиме? Кто как готовился?
Читаем сказку из "Лесной книжки":



Проводим беседу по сказке. использую игрушки животных:
- Как готовится белочка, заяц к зиме?
- Как будет спасаться от холода ежик, медведь?
- Что будут делать зимой лиса и волк?
и т.д.

Затем проводим пальчиковую гимнастику:

Мальчик-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)

Играем с игрушками или их изображениями в игру "Что изменилось?":
Расставляем игрушки в ряд, просим ребенка закрыть глаза и убираем одну игрушку. Ребенок открывает глаза, говорим, что одно животное убежало, просим вспомнить кто.
Играем 4-5 раз.



Дане так понравилось, что он решил поиграть еще, только на этот раз должна была угадывать кто спрятался мама):



Затем можно поиграть в игру "Найди тень":



Я думала на этом мое занятие и закончится, но Дане хотелось чего-то еще, поэтому мы решили сделать норку для ежика. Но если ваш ребенок устанет, лучше сделать норку в следующий раз.
Для этого нам потребуется: картон (у нас он из-под баночек детского пюре), ножницы, клей или скотч, ну и конечно сам ежик.

Склеиваем картон в виде тунельчика, хорошо бы сделать еще заднюю стенку, но я делала на скорую руку, поэтому у нас норка с 2-мя выходами.
Облепляем картон пластилином - размазываем его (а это отличная тренировка нашим пальчикам).



Облепив картон пластилином - прилепляем листочки, веточки, крышечки от желудей, ягодки рябинки (к сожалению, все что у нас осталось от природного материала, это немного листиков, хотелось конечно сделать еще красивее, но больше украшать было нечем, потому что на улице уже грязь и выпал первый снег, поэтому как-то так).
Вот и всё! Норка ежика готова и он может всю зиму спать спокойно.



И тут Даня решил, что пошёл снег).

- Все животные готовы к зиме: кто шубку с летней на зимнюю поменял, кто запасы сделал, а кто спать будет. А у ежика даже норка готова.
Прощаемся с животными и "уходим".

Конспект Н ОД по развитию речи

Тема: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек».

Средняя группа

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к восприятию поэтической речи;

Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);

Активизировать словарь детей;

Продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами;

Вызывать в детях желание рассказывать стихи;

Развивать слуховое внимание;

Предварительная работа

1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему.

2. Заучивание стихотворений об осени.

3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

4. Разучивание песенки про ежиков.

Оборудование:

Система для показа клипа, две разные игрушки ежики (серый и розовый), корзина яблок, дидактические игры «Помоги ежику найти иголочки» и «Приготовь ежика к зиме».

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

А кто мне скажет, какой праздник мы недавно отмечали ? (Праздник осени!) .

По каким признакам видно, что наступила осень? (Ответы детей).

Молодцы!

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ой, ребята, а кто это стучит к нам в дверь? (Возле двери сидит серенький ежик).

Ежик:

Здравствуйте, ребята!

Я к вам пришел в гости из леса.

Какие вы молодцы, очень хорошо знаете как ежики готовятся осенью к зиме.

А не могли бы вы порадовать меня еще разочек перед зимней спячкой?

А вы знаете стихи про осень? Уж очень не хочется с такой прекрасной порой прощаться… (Дети рассказывают стихи).

Спасибо, ребятки, что порадовали такими прекрасными стихотворениями!

Я очень люблю их слушать.

Ребята, мне нужна ваша помощь. Пока я шел к вам растерял свои иголочки, а без них мне никак в лесу. Может поможете мне найти их?

Дидактическая игра «Помоги ежику найти иголочки»

Ежик благодарит детей за то, что дети порадовали его своими стихотворениями и просит детей поиграть с ним.

Воспитатель:

Ежик, ребята готовы тебе помочь подготовиться к зиме!

Дидактическая игра «Приготовь ежика к зиме»

(Ежик благодарит детей за интересную игру и хочет немного поиграть вместе с детками).

Музыкальная физкультминутка «Головой мы покиваем»

Ежик:

Ребята, а я к вам в гости пришел не один. Со мной пришла моя сестренка, только она очень застенчивая и стесняется выйти к вам. Давайте попросим ее все вместе. (Появляется ежик яркого розового цвета).

Сестренка (расстроенная) рассказывает детям, что у них дома нет зеркала и они не знают, чем же они похожи с братом и чем отличаются и просит детей рассказать о их сходстве и различии.

Описательный рассказ детей о ежиках (по подражанию педагогу) . Об их сходстве и различии.

Ежики:

Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Мы к вам пришли не с пустыми руками, а с корзинкой вкусных лесных яблочек. Угощайтесь!

А теперь, давайте вместе споем песенку «Маленький ежик, четверо ножек…»

Показ песни-клипа на ноутбуке.

Ежики:

А теперь, ребята, нам пора с вами прощаться и уходить в лес, скоро нас ждет зимняя спячка. (Ежики говорят, что им уже пора в лес и прощаются с ребятами).

Воспитатель и дети:

- До свидания, ежики! Счастливого пути!

Воспитатель:

Ребята, встаньте, пожалуйста, около своих столов и послушайте меня!

Ежики пришли к нам из леса. Как вы думаете, как ежики разговаривают друг с другом. (Правильно фыркают).

Давайте пофыркаем как ежики.

Артикуляционная гимнастика «Ежики»

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо фыркаете, как настоящие ежики

3. Итог занятия:

Воспитатель:

- Кто к нам приходил в гости?

О какой помощи просила ежик-сестренка?

В какие игры играли?

Позовем еще ежиков в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа "Неудачная охота" по серии сюжетных картин.

Составление рассказов по серии сюжетных картин...

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...

Крутских Вероника Анатольевна

МАДОУ «Детский сад № 6»

Пермский край, г. Кунгур

учитель - логопед.

«Ежик готовится к зиме»

Игра многофункциональная, её использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Ее можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель: повышение эффективности логопедического воздействия, интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей.

Задачи:

Автоматизировать звуки «С», «Ш», «Ж», «Л» и «Р» в словах;

Дифференцировать звуки «С» - «Ш», «Ж» - «Ш», «Р» - «Л»;

Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Формировать и закреплять навык образования уменьшительно - ласкательных суффиксов;

Закреплять употребление предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.;

Расширять активный словарь;

Формировать и закреплять навык по согласованию существительных с числительными;

Развивать психические процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление;

Формировать пространственные представления и ориентацию на листе бумаги;

Формировать и закреплять навык по согласованию существительных с прилагательными;

Отрабатывать навык употребления существительных во множественном числе;

Развивать связную речь, закреплять навык составления предложения.

Оборудование: игровое панно «Ежик», цветные шнурки трех цветов, картинки: листья, грибы, шишки, желуди, яблоки с нарисованными на них предметными картинками со звуками «С», «Ш», «Ж», «Л» и «Р», фломастеры.

Предварительная работа : рассказ взрослым о том, как еж готовиться к зимней спячке.

Рассказ «Как еж готовится к зиме»

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик - носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!

Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!

1 . Игра «Посчитай -ка»

Цель . Автоматизация звука « - », формирование и закрепление навыка по согласованию существительных

С числительными; отработка количественного счета, расширение словаря по теме «Осень. Плоды деревьев», развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход. Ежик готовится к зиме. Ему нужно собрать грибы (яблоки, листья, шишки, желуди). Чтобы не ошибиться, сколько ему нужно грибов Ежик нарисовал их. Помоги ежу: посчитай грибы (один гриб, два гриба…), обведи их фломастером, а затем собери для него столько же грибов на шнурок. Назови картинки на грибах. Какой одинаковый звук есть в этих словах? (Р)

2. Игра «Где - что?»

Цель. Закрепление употребления предлогов «НА», «С», « ПОД», «ОКОЛО», «В», «ИЗ», «ЗА», «ПЕРЕД» и т.д.; восстановление взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход. Ребята, давайте посмотрим, как ежик нарисовал плоды деревьев. Что нарисовано перед ежиком? Назови и обведи фломастером. (Что нарисовано в верхнем левом углу? И т.д). Обведи двумя руками одновременно желуди, которые нарисованы слева от ежика и справа (впереди и сзади, слева и впереди и т.д.)

3.Игра « Собери листочки (грибочки, желуди, шишки, яблоки) для ежика»

Вариант 1.

Цель. Закрепление правильного произношения звука в словах, развивать фонематическое восприятие, развитие мелкой моторики.

Ход. Собери для ежика все листочки с картинками в названии которых есть звук С и надень их на шнурок. Вариант 2.

Цель. Закрепление правильного произношения звука в словах, развивать фонематическое восприятие, закреплять умение определять место звука в слове; развитие мелкой моторики.

Ход. Собери для ежика все листочки с картинками в названии которых есть звук «-», надень на синий шнурок картинки в названии которых звук «-» в начале слова, на зеленый - звук «-» в середине, а на желтый - в конце слова.

Вариант 2.

Цель. Закрепление умения дифференцировать оппозиционные звуки, развитие мелкой моторики.

Ход. Помоги собрать ежику плоды деревьев. Надень на синий шнурок плоды с картинками в названии которых есть звук С, а на зеленый шнурок - плоды с картинками в названии которых есть звук Ш (звуки Л-Р, Ш-Ж)

Усложнение.

Цель. Развитие мышления. Предложить ребенку самому перед началом игры завязать шнурки. Н - р: завяжи синий шнурок так, чтобы он был рядом с зеленым, а красный шнурок слева от синего.

Изготовление игры. Вставить картинки с нужными звуками на картинку листьев, желудей, яблок, шишек и грибов, распечатать. Картинку ежика распечатать, вокруг картинки черным фломастером нарисовать контуры листьев, желудей, яблок, шишек и грибов. Заламинировать все картинки. Вырезать или проделать дыроколом отверстия, в которые потом будет продеваться шнурок или веревочка.

Дидактические игры и упражнения

для развития познавательной и речевой активности детей раннего возраста

Дидактическая игра «Наряди елочку»

Оборудование: 3 елочки, картонные елочные шары (по 4 красного, синего, желтого цвета, обратная сторона шаров белая с изображением капусты, моркови, веточки с листочками, гриба, шишки, орешка, сосиски, блюдечка с молоком, рыбы), игрушки: белочка, зайчик, медвежонок, котенок, банты красного, синего и желтого цвета.

1 вариант игры

Задачи:

познавательные: закрепить представления детей о традиции украшения елки игрушками, развивать умение различать цвета, развивать элементарные умения группировать предметы по цвету и зрительно его соотносить.
речевые: расширять словарный запас, активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть игрушку, выделяя её характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.), закрепить названия цветов, учить употреблять предлоги
Развивать мелкую моторику рук

Ход игры

На столах стоят елочки, в стороне спрятаны игрушки с завязанными на них бантами. В коробке перемешаны елочные шары.

Воспитатель достает игрушки, дети называют их. Обговариваем внешний вид игрушек, их размер. Игрушка располагается под елкой, дети говорят, где сидит Белочка, Зайчик или Мишка.

Воспитатель: «У Зайки, Белочки и Мишки праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они нарядились, повязали самые красивые бантики. Какого цвета бантик надел Зайчик? (красного) Какого цвета бантик у Белочки? (синий). А какой бантик у Мишки? (желтый) Игрушки у нас нарядные и очень хотят украсить свои елочки. Помогите им, пожалуйста, повесим на елочку Зайчика все шарики, такого же цвета как его бантик (шары красного цвета) Какие шарики нам надо повесить на елочку Белочки (все синие шарики), а на елочку Мишки? (все желтые шарики)»

При затруднении детей обращаем их внимание на цвет бантика, сидящей под елкой игрушки. «Смотри, у Зайчика красный бантик, значит, ему нужен красный шарик» Дети самостоятельно вывешивают шары на елку.

2 вариант игры

Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи:

· познавательные: дать представление о том, что едят животные.

· речевые: расширять словарный запас и активизировать в речи признаки: большой, маленький, называть животное, выделяя его характерные признаки (у зайца длинные ушки и т.д.), учить изменять слова в В.п. (любит морковку и т.д.), подбирать признаки к предметам, изображенным на шарах, развивать фразовую речь.

· Развивать мелкую моторику рук

Ход игры

На столах стоят елочки, под ними сидят игрушки, без бантиков. В коробке перемешаны елочные шары. Воспитатель с детьми называют животных, обговаривают их внешний вид и размер.

Воспитатель: «У Зайца, Белочки и Котенок праздник. К ним скоро придет Дед Мороз. Они очень хотят украсить свои елочки шариками. Только шарики у них не простые. На шариках нарисовано то, что больше всего любит кушать эти животные. Давайте поможем им украсить елочки. Елочку Зайца надо украсить шариками, на которых нарисовано то, что он ест (морковка, веточка, капуста). На шариках для Белочки должно быть нарисовано то, что она любит кушать (грибы, шишки, орешки), а для Котенка выберем то, что нравиться ему (сосиски, рыба, молоко)»

Дети самостоятельно вывешивают шары на елку. Затем воспитатель добивается ответа от детей предложением типа: «Зайчик ест морковку и т.п.»

Дидактическая игра «Кто спит зимой»

Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи:

познавательные: дать первоначальное представление о самих животных, о том, как зимуют некоторые животные, и где они живут, о том, что у животных есть маленькие детеныши.
речевые: расширять словарный запас, активизировать в речи названия животных, их характерные признаки (ёжик колючий, зайчик белый, большой, маленький), учить сравнивать по величине 2х животных, закреплять умение различать и называть основные цвета, развивать фразовую речь, учить понимать смысл прочитанного текста, развивать умение употреблять предлоги.
Развивать зрительно-пространственную ориентировку
Оборудование: картина большого формата с изображением спящих по норам взрослых животных, прозрачные кармашки, отдельные изображения животных: скачущий заяц, жук, спящий сурок и спящие детеныши ежа, медведя, барсука, темный картон, вырезанный по силуэту норок.

Ход игры

Вывешивается картина, все нарисованные герои закрыты темным картоном.

Воспитатель выясняет знания детей о том, какие дикие животные живут в лесу и рассказывает, что зимой в лесу некоторые животные ложатся спать в своих теплых и уютных норках и спят до самой весны. Далее читает стихотворение В. Степанова «Кто зимой спит» и по ходу чтения открывает изображения и вставляет в прозрачные кармашки картины недостающие. Можно предложить это сделать детям.

Спать зимой ложатся

Ёжик и Барсук.

В дереве трухлявом

Спит усатый Жук.

Спит Медведь в берлоге

Спит в норе Сурок.

Ну а Зайка белый

Спать зимой не лёг.

Не зарылся в листья,

Не залез в нору —

Бегает по лесу

Да грызет кору.

Примерные вопросы для беседы по содержанию текста:

Где живут животные?
Кто ложится спать зимой?
А кто не спит всю зиму?
Что делает зайчик?
Где спит жук?
Чья норка возле домика Барсука?
Примечание: Названия животных сурок, барсук, барсучонок проговариваются, но на них не акцентируется внимание детей. А названия детенышей и взрослого животного дети могут проговорить сами (ежонок - еж, медведь - медвежонок, заяц-зайчонок)

1 вариант

Предлагаем детям найти маму каждого детеныша и положить его спать рядом с мамой (вставляем в кармашки детеныша в норку к его маме). Покажите, кто из животных остался без детеныша? (Сурок)

2 вариант

Подбираем характерные видимые признаки к животным и их детенышам. Можно предложить детям сравнить маму и ее детеныша.

3 вариант

Определяем, какого цвета у животного подушка и одеяло? Похожи ли эти цвета на цвета подушки и одеяла детеныша и т.п.

Дидактическая игра «Как ёжики готовятся к зиме»

Цель: развитие речевой и познавательной активности.

Задачи:

познавательные: закреплять знания детей о том, что некоторые животные впадают в спячку, дать первоначальное представление о том, как готовит норку и зимует еж.
речевые: расширять словарный запас и активизировать в названия животного и его детеныша и их характерные признаки (колючий, маленький и т.д.), закреплять умение различать и называть основные цвета, развивать фразовую речь, развивать умение употреблять предлоги.
Развивать мелкую моторику, дыхание и силу выдоха, тренировать мышцы губ, меняя статическое положение.
Оборудование: игрушки ежиная семейка, коробка с бумажными листочками зеленого, желтого и красного цвета.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям о том, как зимуют некоторые животные и показывает им ежиную семейку. Обговариваем их внешний вид, величину и т.д. говорит, «Скоро наступит холодная зима и ежики лягут спать. Чтобы им было тепло и удобно им надо приготовить свою норку, натаскать туда много листочков, травки. Давайте мы с вами им поможем, соберем в его норку листочки, которые упали с деревьев.»

Практическая деятельность воспитателя и детей

Сначала воспитатель предлагает детям раздуть из коробки листочки, контролируя силу выдоха детей. «Подул слабый ветерок (дети дуют тихо), а потом вдруг подул сильный ветер (дети пытаются с силой выдуть листочки из коробочки)»

Затем предлагаем детям выбирать из перемешанных листочков сначала зеленые, потом желтые и затем красные листочки. Затем укрывают ежиков листочками (набрасывают листочки на ежиков, пряча их)

Примечание: Развивая моторику рук, следите за тем, чтобы дети не просто набрасывали листья на ежей, а как бы посыпали их ими, совершая движения кончиками всех пальцев или щепотью. Раздувая листочки дети должны вытягивать губы трубочкой.