План-конспект занятия по развитию речи «Цветик-Семицветик. Конспект занятия по развитию речи(по сказке в.катаевой цветик-семицветик) Конспект занятия по развитию речи цветик семицветик

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Журавушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы

Тема: «Цветик-семицветик».

Воспитатель I квалификационной категории Кашапова Р.Р.

Тема: «Цветик-семицветик».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература».

Цели деятельности педагога: Формировать словарь детей на основе расширения и уточнения знаний ребёнка об окружающем; закрепление знания и умения полученные на занятиях в течение года; умение отвечать на поставленные вопросы; вызвать интерес к слову; развивать мыслительную деятельность ребёнка.

Планируемые результаты: «любознательный», «активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материалы: цветик-семицветик, плакат с геометрическими фигурами, корзинка, мяч, альбомные листы, карандаши, волшебная палочка.

Содержание организованной деятельности.

Дети, все сели правильно. Сегодня мы с вами отправимся в страну «Вопросов и ответов» . В ней нас ждёт много интересного. А поможет нам туда попасть волшебная палочка. Закройте глаза и вместе со мной повторяйте:

«Крибле, крабле, бум!»

Вот мы и в стране сказок. Как вы думаете, в какую сказку мы попали? (Цветик-семицветик).

1)-Посмотрите, здесь вот лепестки не простые, в каждом из них для нас задание. Но прежде чем мы сорвём первый лепесток нужно отгадать загадку.

«Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой- улей- пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?» (Весной)

Правильно, Аня. Тебе и первой сорвать первый лепесток. Сорви лепесток с цифрой 1. И какого он цвета?

Задание такое , игра «Большой экзамен» (вопросы на лепестке).

2)- Слушайте следующую загадку.

«На шесте дворец,

Во дворце певец». (скворец)

Правильно, Азалия. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 2. Какого цвета?

Задание такое. Игра на внимание.

Я покажу плакат с геометрическими фигурами. Вы внимательно посмотрите, запомните, когда я уберу плакат, вы по памяти нарисуете эти фигуры на своих листочка.

3)Слушайте третью загадку.

«Один льёт, другой пьёт, третий растёт». (Дождь, земля, трава).

Правильно, Дима, сорви пожалуйста лепесток с цифрой 3. Какого же он цвета?

А задание такое . Игра «Скажи наоборот»

мириться-ссориться

покупать-продавать говорить-молчать

кислый- сладкий чёрный- белый

плохой- хороший весёлый- грустный

тихо-громко злой- добрый

толстый- тонкий снизу- наверху

длинный- короткий слева- справа

холодный- горячий высокий- низкий

утро- вечер широкий- узкий

мягкий- жёсткий завязать- развязать

приезжать- уезжать закрывать- открывать.

4) –Слушайте следующую загадку.

«Шило впереди, клубок среди, ножницы сзади»(ласточка).

Правильно, Данил, ласточка. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 4. Скажи, какого он цвета.

Игра «Кузовок».

Вот вам кузовок. Знаете, что можно класть в кузовок? Будете «класть» всё, что можно назвать словом, оканчивающимся на «-ок».

Замок, листок, крючок, носок, воротничок, цветок, платок, комок, грибок, коробок, чулок, песок, молоток, поясок, шнурок, колобок, валенок, дубок, сапожок.

Физ. минутка. Игра «Назови цифру, на одного больше, чем у меня».

«Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит

Днём и ночью под водой

Охраняет твой покой».(подводная лодка).

Правильно, Юлай, подводная лодка. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 5. Какого же он цвета этот лепесток? Молодец, садись.

А тут задании такое. Мы с вами тоже свои лодочки проведём по извилистой реке неотрывным движение, не задевая берега.(Дети выполняют задание).

6) -Слушайте следующую загадку.

«Стоит в белой одежке,

Свесив серёжки».(берёза)

Правильно, Даша, берёза. Сорви пожалуйста лепесток с цифрой 6. Скажи какого он цвета?

А задание такое «Подумай и реши».

Даны кружочки. Нужно составить задачу:

О О + О = О + О О О =

О О О – О = О О О О О – О О =

7)-Посмотрите, остался один лепесток. Слушайте последнюю загадку.

«Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь колоситься,

Золотиться пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?» (летом)

Правильно, Эльвина, летом. Сорви последний лепесток. И какая цифра нарисована? Правильно 7.Этот лепесток у нас какого цвета? Молодец, садись.

Скоро, скоро наступит лето.

У вас на столах альбомные листы с нарисованными предметами нужно раскрасить изображения только тех предметов, которые понадобятся летом. (Дети выполняют задание).

Ну вот дети, у нас лепестки закончились. Нам пора в группу. Закройте глаза и вместе со мной повторите:

«Крибли, крабле, бум!»

Открыли глаза, вот мы с вами и дома. На этом занятие закончилось.

    Воспитатель:

    Воспитатель:

    Ларисы Евгеньевны Белоусовой:

    Тает снег, клокочут воды,

    Звонко птицы гомонят.

    По-весеннему сегодня

    Расцвели глаза ребят.

    Очень любят слушать книжки

    И девчонки, и мальчишки.

    Воспитатель:

    А как называется эта книга и кто ее написал - мы сейчас узнаем, посмотрев на доску.

    Воспитатель:

    Физминутка «Растение»

    Продолжение Картина 5

    Итог занятия

    Беседа по тексту:

    1. О какой сказке сегодня мы говорили? (Сказака «Цветик - семицветик»)
    2. О чем она? Как вы думаете?

    ЖЕЛАНИЯ ДЕВОЧКИ ЖЕНИ:

    Релаксация

    Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомните лепесток желтого цвета - представьте пушистого цыпленка, мысленно погладьте его.

    Вспомните красный лепесток - представьте розу - красивую свежую красную, полюбуйтесь.

    Оранжевый лепесток - представьте апельсин - вспомните его сочный сладкий вкус.

    Голубой цвет - представьте чистое голубое небо.

    Синий цвет - представьте теплое море, в котором вы купаетесь, оно ласково гладит вас своими волнами.

    Зеленый цвет - представьте зеленую молодую травку, по которой можно походить босиком.

    Фиолетовый цвет - вспомните нежную фиалку в цветочном горшке, которая растет у вас в группе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи(по сказке в.катаевой цветик-семицветик)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 196»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Для детей старшей группы

Подготовила:

воспитатель

Хисамутдинова Э.Р.

Оренбург – 2017г.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

по методическому пособию «Наши книжки»

О.В. Чиндиловой и А.В. Баденовой

Цель: Познакомить детей со сказкой В.П.Катаева «Цветик – семицветик».

Программные задачи:

Образовательные:
- продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль;

Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения;

Побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;

Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки

Развивающие:

Развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку);

Развивать любознательность, память и мышление

Воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга

Воспитывать интерес к книге

Воспитывать познавательную активность

Оборудование:

    магнитная доска

    портрет В. Катаева

    иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»

    магнитофон

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними: «Здравствуйте!»

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Начнем мы сегодняшнее занятие со стихотворения

Ларисы Евгеньевны Белоусовой:

Тает снег, клокочут воды,

Звонко птицы гомонят.

По-весеннему сегодня

Расцвели глаза ребят.

Очень любят слушать книжки

И девчонки, и мальчишки.

Воспитатель: У нас сегодня необычная встреча. У нас встреча с одной очень хорошей книгой.

А как называется эта книга и кто ее написал – мы сейчас узнаем, посмотрев на доску.

(Книга «Цветик - семицветик», портрет В.П. Катаева)

Чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик".

(После картины 4 сделать физминутку)

Воспитатель:

Физминутка «Растение»

(дети сидят на коленях на ковре). Представьте себе, что вы семена самых прекрасных растений. Теплый луч солнца упал на землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток (дети медленно поднимают вверх руки, соединенные стрелочкой). Из ростка выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают волну). Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком.

Продолжение Картина 5

Итог занятия

Беседа по тексту:

    О какой сказке сегодня мы говорили? (Сказака «Цветик – семицветик»)

    Кто ее написал? (Валентин Петрович Катаев)

    Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

    О чем она? Как вы думаете?

    А что именно, вам понравилось больше всего?

    Как вам кажется какое желание было самым лучшим, самым правильным? (Помочь мальчику Вите)

ЖЕЛАНИЯ ДЕВОЧКИ ЖЕНИ:

Возвратиться домой с бубликами; сделать целую вазу; взлететь на Северный полюс и возвратиться оттуда домой; собрать все игрушки мира, а потом вернуть все обратно по магазинам; помочь Вите.

Релаксация

Давайте сядем в круг и закроем глаза. Вспомните лепесток желтого цвета – представьте пушистого цыпленка, мысленно погладьте его.

Вспомните красный лепесток – представьте розу – красивую свежую красную, полюбуйтесь.

Оранжевый лепесток – представьте апельсин – вспомните его сочный сладкий вкус.

Голубой цвет – представьте чистое голубое небо.

Синий цвет – представьте теплое море, в котором вы купаетесь, оно ласково гладит вас своими волнами.

Зеленый цвет – представьте зеленую молодую травку, по которой можно походить босиком.

Фиолетовый цвет – вспомните нежную фиалку в цветочном горшке, которая растет у вас в группе.

Мы вспомнили и представили все лепестки волшебного цветка. А теперь можно открывать глаза.

Ребята, девочка Женя приготовила для каждого из вас сюрприз. (Баранки)

Программное содержание:

  1. Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.
  2. Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением и по смыслу, обратных слов; к обобщающему слову подбирать подходящие слова; изменять слова по числам;
  3. Развивать четкое произнесение звуков, развивать слуховое внимание, мелкую моторику.
  4. Воспитывать любовь к родному языку, русско – народному фольклору (сказкам) .

Оборудование:

«Цветик-семицветик», на котором записаны задания; магнитные доски, мяч, цветные карандаши, силуэты разноцветных цветов.

Ход занятия:

Ребята, весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины отправится в сказочную страну.

Вы согласны?

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях.

Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо.

Ребята, посмотрите письмо, давайте прочтем его:

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик-семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»

Ребята, поможем фее Цвета? (Да)

Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию.

Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

«Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии!»

Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать?

Берем первый лепесток, и смотрим что там за задание:

1 лепесток, ответьте на вопросы :

Что бывает синее?

Что бывает мягкое?

Что бывает твердое?

Что бывает горькое?

Что бывает сладкое?

Что бывает красное?

Что бывает желтое?

Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием.

(переворачивает лепесток другой стороной)

Ребятки, посмотрите, лепесток окрасился. Давайте повесим его к нашему цветку.

Давайте выполним второе задание.

2 лепесток: «Угадай сказку»

«Скачет сито по полям

А корыто по лугам,

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла»

(«Федорино горе»)

Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка - в печку!

Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…

Что такое? Что случилось?

Отчего же всё кругом завертелось, закружилось

И помчалось колесом? («Мойдодыр»)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке. («Тараканище»)

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон Откуда?

От верблюда

Что вам надо?

Шоколада. Для кого?

Для сына моего. («Телефон»)

Чья это песенка?

Если я чешу в затылке -

В голове моей опилки,

Но хотя там и опилки,

Но кричалки, и вопилки,

А также шумелки,

Пыхтелки и сопелки. («Винни пуха»)

Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите, второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешает лепесток)

3 лепесток: задание волшебные карточки. (Физминутка)

Фея пишет, что по этим волшебным карточкам мы

должны выполнить зарядку.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

  • Большой – (маленький)
  • Мягкий – (твердый)
  • Жара – (мороз)
  • Тяжелый – (легкий)
  • Светлый – (темный)
  • Ложиться – (вставать)
  • Грязный – (чистый)
  • Говорить – (молчать)
  • Добро – (зло)

4 лепесток: дидактическая игра «Назови три слова».

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

Животные – …

Одежда – …

Цветы – …

Продукты питания – …

Транспорт – …

5 лепесток: дидактическая игра «Один – много».

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его во множественное число. Муравей – много муравьев.

Машина – много машин.

Тюльпан – много тюльпанов.

Стол – много столов.

Сын – много сыновей.

Кот – много котов.

Дом – много домов.

6 лепесток:

  • Дидактическое упражнение «Чистоговорка»

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Ли-ли-ли – прилетели журавли.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Лю-лю-лю – маму милую люблю.

  • Дидактическое упражнение «Найди звук»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других.

В шалаше шуршат мыши.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

На горе Арарат растет красный виноград.

7 лепесток: «Назови похожее слово».

Я буду кидать каждому мяч и называть слово, а вы должны назвать слово похожее по звучанию и вернуть мне мяч.

Я скажу тебе ПОДУШКА, ты ответишь мне (лягушка, подружка)

Я скажу тебе МИШКА, ты ответишь мне. (мышка, книжка, шишка) и т. п

Справились и с эти заданием и посмотрите наш «Цветик - Семицветик» стал разноцветным.

Итог НОД:

Вот и расцвёл цветок «Цветик-Семицветик», вновь Фея стала радостная, благодарит вас, что вы получили много знаний и умений. А чему же мы научились? (находить похожие слова, делить слова на слоги, выделять звуки в словах, читать стихи)

Предлагаю устроить фейерверк из цветов. Если вам понравилось участвовать в викторине, то вы прикрепляете красные цветы, а если было неинтересно, скучно – то зеленые цветы.

Дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные цветы.

Фея еще раз благодарит вас за участие в викторине и на память о ней вручает вам раскраски цветов!

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов

у учащихся 2-х классов «Цветик - семицветик».

Образовательная (обучающая):

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Обогащение словарного запаса у учащихся, развитие вербального интеллекта.

Коррекционно-развивающая:

Развитие навыков самоконтроля.

Развитие произвольности психических процессов учащихся.

Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия.

Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирование умственных действий.

Развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

Развитие мелкой моторики.

Развитие пространственных и временных ориентировок учащихся.

Воспитательная:

Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека.

Способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости.

Прививать интерес к сказкам, книге, чтению.

Охранительная:

Преодоление перегрузки учащихся путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка.

Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала учащимися, индивидуального темпа, работоспособностей и утомления при выполнении заданий.

Учет возрастных особенностей учащихся, ведущего вида деятельности.

Стиль общения с учащимися демократический, личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Оборудование:

Модель разборного цветка с лепестками красного, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, тетради, ручки карандаши, интерактивная доска.

Ход занятия.

    Вводная часть.

Приветствие. Создаём хорошее настроение: “Улыбнитесь!”, “Скажите добрые слова друг другу”.

    Основная часть.

Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в классе (на доске). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? Это не простой цветок, а волшебный.

Он к нам попал из сказки «Цветик – семицветик».

Сегодня, ребята я познакомлю вас с героями этой сказкой. Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?

Итак, сказка начинается. Жила была девочка. Отгадайте как ее звали. (На доске (слайде) имя девочки написанное в разброс ЕНЯЖ).

Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела.

Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг откуда ни возьмись, появилась старушка. Она пожалела женю и привела ее в свой садик и сорвала с грядки очень красивый цветик-семицветик.

Давайте нарисуем цветок в тетради.

Упражнение « графический диктант».

Старушка подарила этот цветок Жене и сказала, что он может исполнить любое ее желание, стоит лишь сорвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками!

Начиная с этого места я позволю себе внести изменения. Наш цветик-семицветик не сразу будет исполнять желание девочки, а лишь после того, как мы выполним задание, записанное на обратной стороне лепестка. Вы согласны принять активное участие в сказке? Тогда я сниму желтый лепесток.

Задание: Подбери рифму к словам.

Каша певец галка

Сушка чайка бочка

Оса матрешка фонарь

Молодцы вы хорошо справились с заданием и помогли Жене. Очутившись дома, девочка захотела поставить этот чудесный цветок в любимую мамину вазу, но она нечаянно разбила ее на мелкие кусочки.

Женя поскорее оторвала красный лепесток, бросила и прошептала заветные слова …

(можно использовать как физминутку)

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы мамина ваза снова была целой!

Ребята, давайте поможем Жене. У вас в конвертах лежат

кусочки разбитой вазы. Соберите их так, чтобы ваза

снова стала целой. (работа в паре)

Молодцы, ребята. Женя очень благодарна вам за вашу помощь.

Пошла Женя во двор, а там мальчишки играют: представляют, будто они на северном полюсе находятся, на льдинах. Девочка попросилась, чтобы мальчишки взяли ее в игру, но те не согласились, прогнали Женю.

Ну и не нужно. Я и без вас на Северном полюсе побываю. Только не на таком как ваш, а на настоящем. Оторвала синий лепесток и сказала…

Дети хором: (физминутка)

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы я оказалась на северном полюсе.

Я сниму синий лепесток.

Игра «Что подходит?»

1. На одной странице книги нарисованы ромашка и василек, на другой – фиалка и осина. Что на рисунках второй страницы подходит к рисункам первой?

1) всё не подходит 2) всё подходит

3) осина 4) фиалка

2.В большой книге помещены фотографии только предметов мебели, в маленькой книге – только предметов посуды. В какой книге нет фотографии книжного шкафа?

1) в большой 3) в маленькой

2) в каждой 4) в одной

И девочка оказалась на Северном полюсе, как была в летнем платьице, с голыми ногами, а там мороз сто градусов. А тут еще из-за льдины вышли семь белых медведей. Женя испугалась, заплакала, но слезы превратились в сосульки и повисли на носу. Не помня себя от страха, девочка схватила обледеневшими пальчиками цветик – семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала….

Лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы я снова оказалась в своем дворе.

Я сниму зеленый лепесток. Давайте поможем Жене согреться, спастись от медведей и вернуться домой.

Физминутка.

Бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

два - изящно покружилась,

Три – качнулась

И к цветочкам полетела.

Наши тонкие цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Засыпают, головой качают.

Пальчиковая гимнастика с использованием карандаша.

Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вот с нашей помощью девочка снова очутилась во дворе своего дома. Там играли девочки разными игрушками – у кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка. Тут Женю взяла такая досада, что она оторвала оранжевый лепесток и сказала…

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете были мои!

Я тоже сниму оранжевый лепесток. Поиграем в игру «Запоминай-ка»

Запомните к каждой картинке какая нарисована схема.

Рисунок 1.

П: В ваших тетрадях уже нарисованы рисунки. Нарисуйте схемы, которые вы смогли запомнить.

Рассмотрите внимательно следующий рисунок.

Рисунок 2.

Нарисуйте схемы у себя в тетради.

Игрушки повалили к Жене со всего света. Их оказалось так много, что движение в городе остановилось.

Довольно, довольно! – закричала Женя. Мне совсем не нужно столько игрушек. Девочка оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро произнесла:

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы все игрушки убирались обратно в магазины!

Выполните математические действия и запиши получившееся слова.

    ОМ + ВЕ – О + Я – В + Ч - Е =

    ЗМ + КИ – М +УК- З + Л – И +А =

    ОВ + М + Н – В + А + Ш – ОН + И + Т + СН + А – С - Т =

И тот час игрушки все исчезли.

Посмотрела Женя на свой цветик – семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

Вот так штука! Шесть лепестков потратила и никакого удовольствия. Ну ничего впредь умнее буду.

И тут, Женя встретила мальчика. Его звали Витя. Из-за болезни мальчик не мог ходить, а ему так хотелось играть с ребятами.

- «Это на всю жизнь», - сказал Витя.

- «Ах, какие пустяки ты говоришь» - воскликнула Женя и оторвала последний голубой лепесток, и тонким, дрожащим голоском произнесла заветные слова

Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по - моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Давайте и мы снимем голубой лепесток.

Игра «Быстрая реакция»

Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать вторую букву каждого слова.

Смех, волк, клоун, соль, удар, весна, сцена.

Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь.

Чему же учит эта сказка? Эта сказка учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное развитие.

Программное содержание

  • продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль
  • закреплять употребление в речи глаголов, умение выделять общий признак в словах
  • подбирать существительные к прилагательному
  • формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения
  • развивать речевое внимание, воображение, любознательность, память и мышление
  • побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме
  • формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки
  • воспитывать интерес к книге; доброту, сострадания и заботу к людям, умение слушать друг друга.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц о добре и заботе к людям, животным; беседа «Заветное желание» .

Словарная работа: «Цветик – семицветик» , лепесток, север- юг, запад –восток.

Оборудование: магнитная доска, портрет В. Катаева, иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик» , цветок, коробка, баранки.

Воспитатель. Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться со сказками.

Скажите, пожалуйста, чем отличаются сказки от рассказов, стихотворений? (ответы детей)

Какие вы знаете русские народные сказки? (ответы детей) .

А какие авторские сказки вы знаете? (ответы детей: сказка Ш. Перро «Красная шапочка» , братья Гримм «Бременские музыканты» , Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева» , сказка в стихах Корнея Чуковского, сказка Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» и другие)

Сегодня я расскажу вам сказку русского писателя Валентина Петровича Катаева. Называется она «Цветик-семицветик» . Послушайте ее внимательно.

Воспитатель читает сказку.

Дыхательная гимнастика

А сейчас, ребята, представим, что у нас в руках цветик-семицветик. Давайте понюхаем, как пахнет этот цветок. Носиком глубоко вдыхаем его аромат, а ротиком выдыхаем (3-4 раза) .

Физминутка

Лети, лети лепесток,

(руки вверх, покачивание)

Через запад на восток,

(поочередно левая и правая рука опускается в сторону на уровне плеч)

Через север, через юг,

(поочередно левая и правая рука опускается вниз, руки по швам)

Возвращайся, сделав круг.

(поворот вокруг себя)

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему вели

(согнуться и достать руками до пола, а затем встать прямо)

Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

Кто ее написал? (Валентин Петрович Катаев)

Ребята, почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой? Что в ней волшебного, сказочного?

Кто главный герой сказки?

Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый лепесток своего цветка?

Каким было первое желание? (возвратиться домой с бубликами)

Каким было второе желание? Как вы думаете, если бы Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить второй лепесток? (сделать целую вазу)

Каким было третье и четвертое желание? (взлететь на Северный полюс и возвратиться оттуда домой)

Почему Женя захотела попасть на Северный полюс?

Хорошо ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?

Каким было пятое и шестое желание? (собрать все игрушки мира, а потом вернуть их обратно в магазины)

Какое чувство заставило Женю загадать для себя все игрушки на свете?

А каким было седьмое желание Жени? (воспитатель зачитывает фрагмент из текста: «Девочка бережно оторвала последний голубой ле-песток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья» )

Как вы думаете, шесть желаний Жени стоящие или пустячные?

Как вам кажется, какое желание было самое лучшее, необходимое, самое правильное? (помочь мальчику Вите)

Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость, почему его исполнение принесло ей счастье?

Как вы думаете, чему учит нас сказка?

(сказка учит добру, взаимовыручке, показывает нам как важно, сопереживать, сострадать, заботится и помогать людям)

Как вы думаете, можно последнее желание Жени выразить народными пословицами:

Делай добро и жди добра.

Как аукнется, так и откликнется.

Худо тому, кто добра не делает никому. (ответы детей)

Рассматривание иллюстраций сказки.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель. Ребята, мне только что позвонил курьер, подождите минутку…

Воспитататель встречается с курьером.

Воспитатель. Курьер доставил нам красивую коробку и записку, давайте ее прочитаем:

«Дорогие мальчики и девочки! Мы для вас приготовили сюрприз! Какой, вы увидите сами, но сначала справьтесь с нашими заданиями. Женя и Витя.»

Ребята, да это Женя и Витя из сказки «Цветик-семицветик» . Давайте попробуем выполнить все задания, чтобы потом открыть коробку.

Игра «Ассоциации»

Ребята, посмотрите на «Цветик-семицветик» . Сколько у него лепестков? Какого они цвета? Сейчас я буду называть цвет лепестка, а выдолжны придумать слово, которое связано с этим цветом.

Красный (помидор, мак, флаг..)

Оранжевый (апельсин, морковь…)

Желтый (луна, лимон, репка…)

Зеленый (трава, лес, огурец…)

Голубой (небо, незабудки, глаза…)

Синий (море, колокольчик…)

Фиолетовый (баклажан, слива, сирень…)

«Один-много»

Девочка - девочек

Баранка - баранок

Игрушка - …

Ворона - …

Лепесток - …

Цветок - …… и т.д.

«Четвертый лишний»

Женя, мама, папа, Павлик, магазин

Куклы, машинки, прыгалки, баранки

Северный полюс, медведи, Женя, лед, цветок

«Кто, что делает?»

Девочка (бежит, играет…)

Цветок (растет…)

Лепесток (летит…)

Мальчишки (играют…)

Медведи (рычат…)

Вороны (летают, каркают…)

Мальчик Витя (сидит, болеет…)

Самолет (летает…)

Кукла (говорит, бежит…)

Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. А теперь, посмотрим, какой сюрприз приготовили нам Женя и Витя (дети открывают коробку, в которой находятся баранки и угощаются)

Ребята, вам понравилось занятие?

Что интересного было на занятии?

Что понравилось больше всего? (ответы детей)

Спасибо, ребята, вы молодцы!