План-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе "Путешествие по сказкам". «Путешествие в страну «Математику»

Подготовила и провела: воспитатель старшей группы Кутумова Н.А. г.о. Химки, мрн. Сходня март 2016 г. МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 4

Образовательная область: «Познание» .

Задачи:

  • Учить детей делить квадрат на 2 равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами.
  • Закреплять знания детей о днях недели.
  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. (вперед, назад, вправо, влево)

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: голубь- почтальон, письмо от Незнайки, приглашение, схема маршрута, кораблики 10 штук, ручей.

Раздаточный материал: квадраты (2шт) , ножницы, картон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо. Его доставил нам голубь-почтальон. Интересно, от кого оно. А чтобы узнать от кого, нам предстоит отгадать загадку.

У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш...

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Да, ребята, это письмо от Незнайки. Незнайка нам прислал приглашение

(зачитывается) .

Дорогой друг!

Весна - это прекрасное время года! Ярко светит солнце, тает снег, появляются проталины, звонко заливаются птицы, и бегут, перегоняя друг друга звонкие ручьи. Ручьи собираются в огромные лужи.

Знаете вы меня как шалунишку и озорника. И мое самое любимое дело - это весной пускать в лужах кораблики. Буду рад вместе с вами заняться этим увлекательным делом. Если вы принимаете мое приглашение, то жду вас в пятницу после обеда у своего дома. Посылаю карту маршрута: «Детский сад-дом Незнайки»

Воспитатель: Ну что друзья, мы принимаем приглашение Незнайки?

Воспитатель: Тогда пора приступать к работе. Для прогулки нам нужны кораблики и мы сейчас попытаемся их смастерить.

Игровое упражнение «Строим кораблики» .

(На доске 2 квадрата, разделенные на части двумя способами: на 2 прямоугольника и 2 треугольника.)

(Воспитатель уточняет названия фигур и способы их деления на две равные части) : Воспитатель: Какие фигуры получились? Сколько частей получилось при делении каждого квадрата? Как можно назвать каждую часть? Покажите половину квадрата. Что больше: целый квадрат или одна его часть? Что меньше: часть квадрата или целый квадрат? Как вы думаете, можно ли с помощью этих частей сделать кораблики?

II часть. (Воспитатель предлагает детям из квадратов сделать заготовки для кораблика, разделив их так, как показано на образце (квадрат, разделенный на 2 прямоугольника) . После выполнения задания уточняет)

Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Сколько частей получилось при делении квадратов? Как можно назвать каждую часть?»

(Затем дети срезают углы у прямоугольников и располагают кораблик на картоне.

Аппликацию можно закончить вне занятия, добавив треугольный парус.)

Воспитатель: Ну что ж друзья, кораблики почти готовы к путешествию, вечером мы их доделаем.

Воспитатель: Ребята, в приглашении было написано, что Незнайка нас ждет в пятницу.

Давайте вспомним дни недели (Дети перечисляют)

Какой день был вчера?

А завтра какой?

Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем и еще раз закрепим дни недели.

Физминутка.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся» )
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают)

(Рисуется на доске ручей.)

Воспитатель: Отдохнули! Косточки размяли? Заряд энергии получили? -А сейчас ответьте мне на вопрос. Ручей у нас узкий, а корабликов много, и как же поплывут наши кораблики?

Дети: Друг за другом?

Воспитатель: Верно. И я вам предлагаю понаблюдать, как же поплывут наши корабли на прогулке.

III часть. Игровое упражнение «Кораблики отправляются в плавание» .

(На доске по направлению ручья расположено 10 корабликов) .

Воспитатель: Сколько всего корабликов уходит в плавание?

В каком направлении вы считали?
Посчитайте теперь кораблики справа налево.
Сколько всего корабликов?
Изменилось ли число корабликов?

Правильно, не изменилось.

А теперь посчитайте кораблики по порядку слева на право?

Который по счету кораблик с красным парусом?

Посчитайте кораблики по порядку справа налево?

Изменилось ли порядковое место кораблика с красным парусом?

Порядковое место предмета меняется в зависимости от того, с какой стороны мы начинаем считать. Но принято считать слева направо.

Воспитатель: Ну, друзья, теперь я уверена, что вы не перепутаете свой кораблик среди других. Вы, знаете, как правильно считать.

Воспитатель: Ребята, а скажите, если не знаешь дорогу или плохо ее знаешь, можно заблудиться?

Воспитатель: Чтобы быстро найти дом Незнайки в пятницу, давайте сейчас разберем этот маршрут.

(Дети встают около столов и выполняя команды шагают на месте: направо- рука вправо, налево- рука влево, вперед- руки вперед, назад- руки назад)

Воспитатель: Друзья, я уверена, что мы с вами к прогулке подготовились на твердую «5» . Вы меня все сегодня порадовали! Что нового вы узнали на занятии?

Что больше всего вам понравилось?

Конспект НОД по формированию

Образовательная область: Познавательное развитие

Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Тема: «На лесной полянке»

Задачи:

Образовательная:

Закреплять представления о числах в пределах пяти, их отношениях, упражнять в использовании терминов, обозначающих величину.

Развивающая:

Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику. Активизировать речь. Развивать у детей умение давать развёрнутые ответы.

Воспитательная:

Побуждать детей к доброжелательному отношению к животному миру, эмоциональную отзывчивость, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Воспитывать интерес к математике.

Тип занятия: закрепление

Оборудование: конверт с письмом, счётные палочки на каждого ребёнка, схема «морковка» из палочек на каждого ребёнка, цифры от 1 до 5, мяч, на мольберте картинки: 5 бабочек, 4 улитки, 3 божьи коровки, 2 осы, 1 паучок; цифры от 1 до 5; бабочка на палочке. Проектор, экран, ноутбук. Дорожка.

Предварительная работа: Повторение названий диких животных, насекомых. Составление картинок из счётных палочек. Дидактические игры: «Считай не ошибись», «Сложи по порядку», «Скажи наоборот»

Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, загадка, использование игровых технологий, беседа, вопросы. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, физминутка, хождение по дорожке.

Форма организации работы на занятии: групповая, индивидуальная.

Ход занятия

Воспитатель и дети заходят в группу, встают в круг.

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.

- Ребята, а хотели бы вы сейчас побывать на лесной полянке, где поют птички, порхают бабочки, пахнет молодой травой?

Дети: Да!

- А в этом нам поможет “волшебный экран”. Сейчас мы с вами закроем глаза и произнесём волшебные слова. (Дети произносят слова, открывают глаза и видят на “волшебном экране” изображение лесной поляны)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

На полянке очутитесь.

Слайд №1 (лесная полянка, поют птицы)

- Вот, ребята, мы на лесной полянке. Посмотрите, как здесь красиво! Подождите, ребята – тут какое-то письмо! Какое интересное, послушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители. Злой колдун заколдовал нас. Помогите нам, пожалуйста!”

- Что ж, ребята, нужно обязательно выручить зверей. Но для этого нужно правильно выполнить все задания. Садитесь на свои места.

2.Основной этап

15мин

Задание №1 «Путаница»

Чтобы расколдовать первого жителя леса, мы должны выполнить задание. Злой колдун хочет поиграть с вами. Он очень любит менять цифры местами. А вы должны будете расставить цифры по порядку.

(На доске располагаются цифры от 1 до 5. Воспитатель просит детей закрыть глаза и меняет цифры местами. Дети открывают глаза и восстанавливают порядок чисел.)

- Ребята колдуну не удалось нас запутать. Мы справились с заданием и расколдовали первого жителя леса – медвежонка.

Слайд №2: (медвежонок)

После каждого выполненного задания появляется «расколдованный» лесной житель.

Задание №2:«Сложи по схеме»

- А для того, чтобы расколдовать следующего лесного жителя, нужно приготовить для него угощение. Отгадайте загадку:

Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая.(Морковь)

- Правильно, это морковь! Сложите из счётных палочек по схеме морковь.

- Молодцы! Справились с заданием! Как вы думаете, какой лесной житель любит морковь? Правильно, мы с вами расколдовали зайчика.

Слайд №3: (зайчик с морковкой)

- Азайчонок приглашает нас на полянку немного отдохнуть. К нему нас приведёт эта тропинка. Давайте выпрямим спины, поставим руки на пояс и пойдём по ней друг за другом (дети друг за другом идут по дорожке)

Слайд №4: (физминутка с зайчиком)

Дети смотрят на экран и выполняют движения.

Слайд №5: (полянка)

Задание №3 «Исправь ошибку»

- Мы немного отдохнули! Расколдовать следующего жителя леса мы сможем, если выполним задание «Исправь ошибку».Садитесь на свои места. (Дети садятся за столы). – А на полянке живёт ещё и много разных насекомых.Каких насекомых вы видите? Посмотрите, соответствует ли количество картинок цифре, которая стоит рядом. (На мольберте: 5 бабочек - цифра 5, 4 улитки - цифра 4, 3 божьи коровки – цифра 3, 2 осы– цифра2, 1 паучок – цифра. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет цифры местами, убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и находят ошибки).

Молодцы, справились и с этим заданием! Мы расколдовали лисичку.

Слайд №6 (лисичка)

Задание №4 «Наоборот» с мячом.

- Осталось выполнить последнее задание, которое называется «Скажи наоборот»

Дорога - широкая, а тропинка …(узкая)
У синички хвост короткий, а у сороки …(длинный)

Сосна высокая, а елочка …(низкая)

Колготки длинные, а носочки …(короткие)

Паутинка тонкая, а веревка…(толстая)

Солнце большое, азвездочка …(маленькая)

Куст-низкий, а дерево …(высокое)

Ручеёк узкий, а река …(широкая)

Слайд №7 (белочка )

- Молодцы ребята, вы расколдовали всех жителей нашей сказочной полянки.

Слайд №8 (все жители полянки)

3. Заключительный этап. Рефлексия.

2мин

- Ребята, ну а теперь нам пора отправляться в детский сад.

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском садуочутитесь.

Мы в детском саду.

Слайд №9: (Детский сад)

- А к нам с полянки прилетела бабочка. Она очень хочет узнать понравилось ли вам помогать жителям полянки. Какое задание оказалось для вас самым сложным? Какое самым интересным? Какое задание больше всего понравилось? (Дети передают друг другу бабочку и высказывают мнение)

Конспект НОД по формированию

элементарных математических представлений

в средней группе

«На лесной полянке»

Составила:

Воспитатель средней группы Гаглоева Е.Н.

2016г.

Подробности

Мишина Галина Анатольевна , старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  • Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Здоровье сберегающие

  • Учить детей следить за своей осанкой.
  • Продолжать развивать координацию движения.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словес ный.

Практический.

Материал: Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.

Ход НОД:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

СЛАЙД 1.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.

Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)

Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

СЛАЙД 2.

И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)

Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).

Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)

Правильно, карта!

СЛАЙД 3.

А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после вторника?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Сколько времён года?

8. Какое время года наступает за зимой?

9. Какое время года наступает за летом?

10. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг , четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

СЛАЙД 4.

Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте .

У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)

Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

Маша назови соседей числа 5.

Леонид назови соседей числа 8.

Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Разноцветные деревья».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.

Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.

Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).

Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).

Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).

Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.

(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди.

(Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

СЛАЙД 7.

Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

СЛАЙД 8.

Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2. Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной,

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

СЛАЙД9.

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Н аши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их) Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту) Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.

Головою не верти, Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

СЛАЙД 10.

Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)

Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)

Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?

Маша, назови их.

Дидактическая игра «Собери узор».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.

Круг расположите в центре листа.

Квадрат - в левом верхнем углу листа.

Овал - в правом верхнем углу листа.

Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.

Треугольник – в левом нижнем углу ковра.

Ромб посередине над кругом.

Трапецию посередине под кругом.

СЛАЙД 11. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

СЛАЙД 12.

Итог занятия.

А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.

Дети делают свой выбор.

За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.

Список литературы :

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Волшебный теремок»

Программные задачи:
Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат);
Закрепить умение соотносить количество предметов с числом;
Совершенствовать навыки счета в пределах 5;
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение;
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: кукла бибабо - мышка, карточки с цифрами и предметными картинками, геометрические фигуры , игрушки (пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, Маша и медведь, один ежик) , четыре обруча, бубен.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) , карточки с цифрами.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?
Мышка: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мышка-норушка из сказки «Теремок». Послушайте, какая история сегодня со мной приключилась.
Прибежала я к теремку, остановилась и спрашиваю: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос у теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания». Вы поможете мне выполнить задания, которые дал волшебный Теремок?
А задания такие:
Задание № 1.

«Назови геометрические фигуры»

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру? (Прямоугольник)
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей)
- Как можно проверить? (Наложить их друг на друга)
- Что теперь мы видим? Что можем сказать? (Две стороны у прямоугольника длиннее, чем квадрата, а две другие одинаковые)
- А чем отличается квадрат от треугольника? (У треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны)
- Чем отличается круг от квадрата? (У круга нет углов и сторон)
Задание № 2.

«Покажи правильно»

(Воспитатель называет геометрические фигуры, а дети поднимают ту геометрическую фигуру, которую называет воспитатель).
Задание 3.

«Найди место фигуре»

(На полу лежат четыре обруча, в центре каждого геометрическая фигура.
Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре)

Воспитатель: Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит, вам надо найти обруч с вашей геометрической фигурой и встать вокруг него. (Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются своими фигурами)
Задание № 4.

«Ударь в бубен столько раз, сколько показывает цифра»

(Воспитатель поднимает карточку с цифрой, ребенок должен ударить в бубен столько раз, сколько показывает цифра).

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали:
Вот так, вот так
(поднять руки вверх и делать наклоны в стороны)
Дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по- медвежьи)
И из речки воду пили:
Вот так, вот так (наклоны туловища вперед)
И из речки воду пили.
А потом они плясали, («пружинки»)
Лапы выше поднимали:
Вот так, вот так (прыжки, хлопая вверху руками)
Лапы выше поднимали.
Задание № 5.

«Посчитай правильно»

(Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки. Дети должны правильно соотнести количество предметов с числом).
Задание № 6.

«Найди домик каждому числу»

(Воспитатель раздает карточку с цифрой каждому ребенку.
На пяти столах лежат игрушки: пять кубиков, четыре матрешки, три медведя, два героя из сказки «Маша и медведь» и один ежик. Воспитатель раздает детям карточки с цифрой и показывает пять домиков, где живут игрушки.
По сигналу дети находят домик своей цифре и встают возле него. Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли все нашли свой домик.

Можно поменяться карточками и поиграть еще несколько раз).
Воспитатель: Ребята, вы правильно справились со всеми заданиями, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки-норушки. Давайте попрощаемся с Мышкой, ей надо спешить в свою сказку. А если Мышке-норушке опять будет нужна наша помощь, то мы ей обязательно поможем. Правда, ребята?
Мышка: Спасибо, ребята. Вы очень помогли мне. До свидания.
Воспитатель: Кто к нам сегодня приходил в гости? Какая история с ней приключилась? Как мы смогли ей помочь? Какие задания мы выполняли? Вам понравилось помогать Мышке-норушке? (Ответы детей).

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в математическое кор

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Путешествие в математическое королевство».

Программное содержание:

1.Закрепить представления о расположении чисел в числовом ряду;

Умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;

Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умение сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

2. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

3. Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в микро группах, интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа:

закрепление названий геометрических фигур, счёт в пределах 10 в прямом и обратном направлении.

Материал и оборудование : магнитная доска, цифры, знаки, письмо, воздушный шар, замок с геометрическими фигурами

Раздаточный материал: набор цифр на 2 команды, карточки с заданиями на сравнение чисел, карточки со знаками,=

Словарная работа : числовой ряд.

Ход НОД:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Орг. Момент:

Вкруг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,

И общаться мы начнём!

В группу влетает шар, к ниточке привязан конверт. В конверте картинка « Королева математики» и письмо.

Воспитатель: ребята посмотрите, что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Может откроем и посмотрим, что внутри?

(Дети рассматривают картинку).

Воспитатель: как вы думаете от кого это письмо?

Ответы детей .

Воспитатель: как узнать, что в нём написано?

Ответы детей.

Воспитатель : а кто нам прочитает это письмо? Вы умеете читать?

Ответы детей.

Воспитатель: Можно тогда я его прочитаю?

Ответы детей

Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я Королева математики услышала, что вы знаете цифры, знаки,фигуры и очень любите математику. У меня случилась беда, злой волшебник заколдовал моё королевство, все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я очень прошу вас, ребята расколдовать моё королевство, но для этого вы должны выполнить задания злого волшебника».

Воспитатель: ребята вы согласны помочь жителям математического королевства? Уверены в своих силах? Тогда идём на поиски задании!

В группу влетает 2-й воздушный шар с письмом.

Воспитатель: ой ещё один необычный шар с письмом. Читает письмо.

А вот и первое задание злого волшебника.

«Для того, чтобы попасть в математическое королевство, нам нужно разгадать математические загадки».

Воспитатель: но отвечать будет тот, кого я назову по имени.

Сколько лапок у кота?

Сколько рожек у быка?

Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?

Сколько спинок у трёх свинок?

Сколько пальцев на одной руке?

Ответы детей.

Молодцы! Быстро всё разгадали!

Но нам нужно искать следующее задание.

Воспитатель: вокруг себя обернись и в королевстве окажись!

Дети видят перед собой королевство с геометрическими фигурами и письмом. (Воспитатель читает письмо)

«Злой волшебник закрыл ворота королевства.

Чтобы в него войти, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя»

Воспитатель: ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?

(сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

Молодцы, мы можем зайти в математическое королевство.

Воспитатель: Берёт следующий шарик с письмом, читает.

«Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на! Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить.

И их строй восстановить.

Но для того, чтоб выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды.» Как это можно сделать?

Ответы детей

Воспитатель: Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответ детей: Выстроить числовой ряд

Воспитатель: ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд.

Дети командами на магнитных досках выкладывают числовой ряд.

(Одна команда считает числа по порядку.

Вторая в обратном направлении от10до 0.)

Воспитатель: ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7и9.

Ответ детей.

Воспитатель : все согласны?

А какое число вы поставили между числами4и 6.

Ответ детей.

Воспитатель : А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание.

Воспитатель: молодцы вы отлично справились с этим заданием.

Воспитатель: ребята вы наверно устали? Давайте немного отдохнём

Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо встать

Семь- восемь лень отбросим.

(Подходим к последнему шарику и открываем конверт с заданием).

« Для того, чтоб злые чары волшебника исчезли навсегда вам нужно выполнить ещё одно задание.

Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны? Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? Помогите знакам найти свои места.»

Воспитатель: у вас на столах для каждой команды карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.


Дети командами проходят за столы и выполняют задание.

Воспитатель : отлично ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве. злые чары волшебника навсегда разрушены. Вам понравилось путешествовать? А что больше всего вам понравилось? А какое задание для вас было самое сложное?

Королева математики вам очень благодарна за помощь и в благодарность оставила сундучок с сокровищами, давайте посмотрим что это за сокровища!

Открывают сундучок и каждом ударит значок « Великий математик»

Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 0 до 5.(дети считают хором)

Воспитатель: Вот Мы и В детском саду.

Мы в королевстве побывали,

Очень многое узнали.

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад!