Пирамида логических уровней - эффективный инструмент личностных изменений. Пирамида логических уровней

Логическая пирамида Дилтса – это шесть уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять ситуацию конкретного человека.

Как известно, никакая проблема не может быть качественно решена на том уровне, на котором она создана. То есть для поиска выхода нам нужно подняться на уровень выше. Именно тогда можно будет понять наилучший сценарий развития событий.

Ситуация похожа на блуждания в лабиринте в поисках света. Почти невозможно отыскать выход без карты или подсказки. Но если подняться выше, то будут видны все входы, выходы и пути.

Вот почему так важно уметь задавать себе вопросы, которые подталкивают к правильным ответам. В обычной жизни мы почти не способны спрашивать себя сами и получать ответы, которые все поменяют. Именно поэтому стоит присмотреться к пирамиде Дилтса.

Пирамида логических уровней Дилтса

  1. Первый уровень отвечает на вопрос «что я имею».

    Это касается всех аспектов жизни: материальных благ, возможностей, семьи. Например, какой у вас сейчас бизнес, сколько вы зарабатываете, какие у вас отношения с родителями, есть ли семья. Этот вопрос затрагивает все аспекты быта и повседневной жизни, материального благополучия и отношений.

  2. Второй уровень пирамиды задает вопрос «что я делаю».

    То есть, вы можете понять что-то относительно своей реальности в том случае, если зададите вопрос о личных действиях. Например, человек жалуется, что у него не хватает денег. Он не может честно признаться себе, что просто мало работает, халтурит и не уделяет время для профессионального развития. Если спросить его в лоб о том, что он делает каждый день, то окажется, что рабочая смена длится всего 4 часа, хотя любой другой человек работает 8 часов.

    Логическая пирамида Дилтса дает понять, что лень не позволяет увеличить доход в 2 раза. Вы тоже можете задать себе вопрос о том, что делаете и что получаете. Когда ответ очевиден, то намного четче приходит понимание того, почему мы имеем то, что имеем. И встает более конкретный вопрос: это жизнь так складывается или мы ее так складываем?

  3. Третий уровень отвечает на вопрос «как я выбираю».

    Третий уровень пирамиды касается стратегии. Модель пирамиды Дилтса позволяет подробно разобрать свои установки и докопаться до причин неудач в жизни.

    Одни предпочитают работать в поте лица, чтобы накопить на жилье или учебу в другой стране. Кто-то выбирает удачно выйти замуж. Человек может сделать ставку на поиск работы или открытие своего дела. Можно выбирать учить языки и заниматься спортом после работы или пить пиво у телевизора.

  4. Четвертый уровень задает вопрос «во что я верю».

    Этот вопрос затрагивает убеждения и ценности. Согласитесь, что невозможно стать предпринимателем, если человек считает себя честным, но убежден, что предприниматели только воруют. Или же абитуриент верит, что место в ВУЗе можно получить только по блату, а потому не нужно даже пытаться сдавать экзамены. На этом уровне раскрываются шаблоны и стереотипы восприятия, которые не дают получить желаемое.

  5. Пятый уровень пирамиды задает вопрос «кто я такой».

    Один уверен, что он гениальный художник и дизайнер, а потому ему по плечу любые выставки, конкурсы, соревнования и показы. Другой считает себя неудачником и бездарной личностью. Самоидентификация — определяющий фактор успеха в жизни.

  6. Шестой уровень пирамиды спрашивает о вашей миссии.

    Этот уровень помогает осознать важность и ценность конкретного человека в масштабах вселенной. Например, японские компании базируются на принципах ценностей и миссии, которая будет актуальной и через 100-200 лет. Ваша жизнь аналогично создана не для того, чтобы пройти впустую, не так ли?

Пирамида логических
уровней Дилтса:
как с ней работать?

Вопросы позволяют шаг за шагом понять то, где у вас происходит подмена понятий, где вы сбились с пути. Они — как воронка, определяющая, на каком уровне вы застряли.

Не устраивает финансовое обеспечение, отношения с родными или коллегами? Тогда что-то явно не так с вашими действиями. Если действия вроде правильные, но результата все нет, то нужно разобраться со стратегией, убеждениями (и далее по списку вопросов). Учитесь пользоваться пирамидой Дитлса и применяйте полученные ответы в жизни.

Проблемы, проблемы… Они есть у всех. Не существует в мире такого человека, который бы мог похвастаться полным их отсутствием. Что характерно, практически все проблемы тянутся за нами годами, а то и десятилетиями. Почему мы не можем их решить?

Вовсе не от глупости или лени. А потому, что ищем очевидные ответы, лежащие на поверхности. Приходим к определенным выводам и пытаемся как-то работать с полученной информацией - но это как бороться с симптомами. Корни проблем лежат глубоко в личных установках, и пока мы не поймем их, ничего не изменится.

Забраться на более глубокие (или высокие - тут уж как сказать) уровни своей личности нам поможет Роберт Дилтс, американский специалист в области нейролингвистического программирования. Он разработал пирамиду логических уровней, которую так и называют - пирамида Дилтса.

В ней описаны все аспекты нашего существования, начиная с самых простых и приземленных, и оканчивая тонкими духовными материями. Примечательно, что обычно мы ищем решение проблемы на том же уровне, на котором она образовалась, но Роберт уверяет, что ответы лежат на два уровня выше.

Итак, как же выглядит пирамида Дилтса? Она состоит из шести уровней:

  1. Внизу, в основании пирамиды лежит то, что мы имеем - собственность, деньги, работа, отношения, семья, друзья. Он самый большой и важный для нас. Этот уровень отвечает на вопрос «Что у меня есть?»
  2. Второй уровень вмещает в себя поведенческий аспект, все наши действия, совершаемые в жизни и приводящие к наличию того, что у нас имеется в первом пункте. Он отвечает на вопрос «Что я делаю?»
  3. На этом уровне актуален вопрос «Как я это делаю?» Здесь обитают наши умения, навыки, способности, таланты. Все, что касается жизненного инструментария, который мы используем для того, чтобы производить определенные действия для получения благ, отмеченных в первом пункте. Вспоминается стишок «Дом, который построил Джек», правда? Чтобы не продолжать громоздить громадину, просто скажу, что каждый последующий уровень напрямую влияет на предыдущий и опосредованно - на все остальные.
  4. Этажом выше расположилась мотивация, принципы, установки, критерии выбора и принятия решений. Здесь главенствует вопрос «Почему я это делаю?»
  5. «Кто я?» - ответы на этот глобальный вопрос нужно искать на пятом, предпоследнем уровне. Он касается наших жизненных ролей, представлений, воспитания, мировоззрения и самовосприятия. Я – мужчина, женщина, бизнесмен, учитель, путешественник, музыкант, красавица, сильный человек, оптимист, неудачник… Мы впитываем в себя эти роли и стараемся им соответствовать.
  6. Самый главный вопрос, ответ на который люди ищут всю жизнь и многие – не находят: «В чем смысл?» Если развернуть совсем уж глобально, то «В чем смысл жизни?»
    Ради чего мы мыслим и действуем на всех предыдущих уровнях? Ради чего мы существуем? Какова наша миссия?

Как видите, каждый уровень является более глубоким погружением в нашу личность и одновременно более высокой ступенькой в духовном плане. Наша жизнь протекает в двух низших ярусах. Два средних этажа управляют нашим земным бытием, их можно назвать ментально-материальной базой для осуществления всех деяний. Два верхних уровня определяют наполнение всех остальных.

Как говорилось, решение проблемы обычно лежит немного выше ее очевидного расположения. Но для того, чтобы понять всю ее симптоматику и найти очаг «болезни», мы должны расписать ответы на вопросы всех шести уровней.

Возьмем для примера раздражительность и гневливость. Проблема состоит в том, что человек быстро выходит из себя, грубит, категоричен в суждениях, придает чужим огрехам слишком много значения. И человек хочет поработать над своей нетерпимостью и гневом. Что для этого нужно, какие необходимы действия, где кроется закавыка?

  1. На уровне жизненной «собственности» от гнева человека страдают люди - друзья, семья, коллеги.
  2. Что нужно делать, чтобы перестать раздражаться и гневаться? В данном случае главное действие – это бездействие. Не срываться, не кричать, не раздражаться.
  3. Какое качество нужно развивать в себе, чтобы научиться не совершать эти действия? Спокойствие, снисходительность, доброжелательность, терпимость, сдержанность. Что ж, на третьем уровне мы находим ответ на проблему - у человека этих качеств нет, они не развиты, поэтому он не умеет сдерживаться.
  4. Почему он это делает? Грубить и злиться на других будет человек, неудовлетворенный своей жизнью, у которого имеются задавленные проблемы, нереализованные желания. Нелюбимая работа или жена, зарытый в землю талант. Несоответствие между тем, кем представляет себя человек, и тем, кем он есть. И чем больше этот диссонанс, тем яростнее неудовлетворенность, тем меньше спокойствия в жизни и терпимости к другим.
  5. Каков человек, который благожелательно относится к другим и не срывает на них злость? Вы сразу скажете – это целостная реализованная личность, которая знает, чего хочет, уверенно идет к своим целям, воплощает свои мечты. Тот, кому просто некогда обращать внимание на ошибки других, потому что он занят увлекательным делом.
  6. В чем смысл того, чтобы избавиться от гнева и быть доброжелательным к окружающим? Скорее всего, наш дядя Злюка просто хочет быть счастливым, любимым, чтобы его приходу радовались, а не кривились и разбегались во все стороны.

А теперь на мгновение задерживаемся на вершине и начинаем катиться назад. Для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих людей приятнее и счастливее, нужно искоренить или уменьшить диссонанс между представлениями о своей жизни и реальностью. Найти работу по сердцу, вылечить хроническую болезнь, из-за которой постоянно что-то ноет, откопать и возродить свой талант. Короче говоря, убрать глобальные раздражители. Довольному и реализованному «Я» ни к чему злиться на других, он сумеет развить в себе терпеливость, перестанет кричать на близких и всем станет лучше.

Сразу хочу сказать, что это лишь пример – другой человек может найти совсем иные причины раздражительности и гневливости, да и вообще, у каждого своя пирамида Дилтса. Главное, что принцип усвоен - найти уровень, на котором кроется проблема, подняться на два этажа выше и искать там ее причину.

Эта схема очень простая, но именно в простоте кроются самые фундаментальные истины. С нею можно работать на всех жизненных уровнях, начиная с бытовых мелочей и заканчивая поиском своего предназначения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

Пирамиду Роберта Дилтса (мы рассмотрели подробно ранее), основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определенного качества:

Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.

Поведение — уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящен информации об изменениях и движениях.


Способности
— уровень источников и направления движения (Как?) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.

Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой ролью (роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.

Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого еще? Ради чего еще? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить для максимально мощной и быстрой реализации новых и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы , застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много – не пытайтесь решить всё сразу, «отсортируйте» по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать.

Во-первых , конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и на потом.

Во-вторых , написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?

1) Написанное ложится на подсознание как программа к действию. «Что написано пером – не вырубишь топором»;

2) Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых , во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих , при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых , осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определенное эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция – это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению;

3) За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).

В-третьих , приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.

В-четвёртых , понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение – значит, решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности.

Трудности общения с определенными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила).

Дошли до уровня «Миссия» — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно).

Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы – звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы – образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики – движением, жестом, запахом и т.п.).

Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого еще будет полезна реализация моей цели? Ради чего еще я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?

2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учетом уже достигнутой цели.

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»

— Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?

— Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?

— Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?

— Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?

— Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

Пирамида логических уровней, разработанная Дилтсом, описывает структуру личности человека, а также организации. Можно сказать, что каждая ступень - это "полочка", на которой разложены и упорядочены составляющие внутреннего мира человека или взаимоотношений в коллективе. Эта разработка относится к сфере нейролингвистического программирования, которое активно применяется в коучинге.

Зачем нужна пирамида Дилтса?

Пирамида логических уровней Роберта Дилтса имеет большое значение в психологии. Если вас что-то не устраивает в жизни и окружающей ситуации, данная модель поможет вам следующим образом:

  • Позволит понять, почему ситуация в вашей жизни сложилась именно так. Проведя экспресс-анализ своей жизни, вы обнаружите так называемые узкие места, которые нуждаются в корректировке.
  • Дает четкое понимание того, какие проблемы нужно решить на низшей ступени, чтобы подняться на более высокую и вывести свою жизнь на принципиально новый уровень.

Уровень № 1: окружение

Пирамида логических уровней базируется на реальном окружении. К нему относится все, что есть во внутренней и внешней среде. В первую очередь это сам человек, особенности его внешности, одежда и прочие характеристики. Также это люди, с которыми мы контактируем, материальные ценности и прочие вещи. Характеристика данного уровня подразумевает ответ на следующие вопросы:

  • Комфортно ли вы чувствуете себя?
  • Что происходит в вашем окружении?
  • Где вы находитесь или хотите находиться?
  • Каково ваше место в окружении, соответствует ли оно желаемому?
  • Кто находится рядом с вами, кого бы вы хотели видеть, а кого - отсеять?
  • Кто из окружающих помогает вам в достижении целей?

Уровень № 2: поведение

Пирамида логических уровней также рассматривает поведение индивида. Это касается действия или бездействия человека, а также результата. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Каковы ваши действия на данный момент и каков их результат?
  • Что нужно делать, чтобы добиться желаемого результата?
  • Что делают люди, авторитетные в той сфере деятельности, в которой вы бы хотели добиться успеха?

Уровень № 3: способности и возможности

Человек должен определиться с тем, на что он способен. На самом деле он может самостоятельно расширить или же значительно ограничить свои способности. Главное - это найти причину и стимул для совершения действия. Вопросы данного уровня можно сформулировать следующим образом:

  • Каковы сильные стороны вашей личности, сможете ли вы добиться результатов, опираясь на них?
  • Какие способности и навыки нужно приобрести, чтобы добиться желаемого?
  • Можете ли вы воспользоваться способностями других людей?

Уровень № 4: убеждения и ценности

Пирамида логических уровней особое внимание уделяет мировосприятию человека. Пожалуй, это наиболее значимое положение рассматриваемой концепции. Речь идет о том, что для человека хорошо, а что плохо, что для него имеет наибольшую ценность, а чему не придает значения. Можно сказать, что это своего рода базис личности, от которого человеку не так просто отказаться даже под сильным влиянием извне. А все потому, что убеждения - это в большинстве случаев бессознательное, которое управляет поведением и определяет жизненный путь. Данный уровень требует ответа на такие вопросы:

  • Почему конкретная цель важна для вас в данное время?
  • Какова результата?
  • Поспособствует ли укреплению ваших убеждений?

Уровень № 5: идентичность и своеобразие

Это важнейший уровень, который оказывает существенное влияние на более низкие. Он подразумевает осознание человеком своего места и роли в этом мире. Причем ответ не лежит на поверхности. Роль не ограничивается половой принадлежностью, семейным положением или профессией. На самом деле эта категория более широка.

  • Как вы относитесь к людям, которые имеют цели и убеждения, аналогичные вашим?
  • Какова ценность вашей цели для людей, находящихся в вашем ближайшем окружении?

Уровень № 6: миссия

Пирамида Дилтса венчается самым высоким уровнем, который подразумевает осознание человеком его миссии. Понимание того, ради чего человек живет, является мощнейшим стимулом для преодоления препятствий и трудностей, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Причем миссия не должна быть озвучена сложными высокопарными выражениями, которые не несут никакой практической ценности. Она должна быть сформулирована простыми и понятными словами.

Дополнительные вопросы

Ответив на ключевые вопросы каждого уровня, вы сможете составить объективную картину происходящего. Но для того чтобы прийти к окончательному решению проблемы, придется ответить на дополнительные коучинговые вопросы по пирамиде логических уровней:

  • Что будут делать окружающие после того, как вы достигнете своей цели? Будут ли они рады этому?
  • Как должно измениться восприятие вас окружающими после того, как цели будут достигнуты?
  • Будет ли результат вашей деятельности нести какую-то ценность для ваших близких или коллег?
  • Изменится ли ваша миссия после того, как вы достигнете желаемого состояния?
  • Есть ли какие-то простые шаги, которые вы можете сделать в течение двух дней для достижения конечной цели?
  • Как ваши близкие воспринимают ваши намерения? Возможно, они помогут внести вам некоторые коррективы в план действий?

Как работать с пирамидой?

Все коучинг-техники основаны на глубоком самоанализе. Решение проблем трудно найти на поверхности, а потому придется "покопаться" в себе. Как применять пирамиду логических уровней? Алгоритм выглядит следующим образом:

  • Сформулируйте задачу и запишите ее. Дело в том, что мысли, как правило, мимолетны и не всегда воспринимаются всерьез. А вот то, что написано на бумаге, приобретает окраску четкого плана и руководства к действию. Таким образом, у вас появится стимул и энергетический толчок.
  • Определите уровень, на котором находится ваша проблема.
  • последовательно с точки зрения каждого уровня. Дойдя до верхушки пирамиды, представьте, что цель достигнута, и постарайтесь на несколько минут погрузиться в это состояние. Затем проанализируйте свои ощущения на предмет того, почувствовали ли вы удовлетворение.
  • Двигайтесь в обратную сторону, к низу пирамиды. Это нужно для того, чтобы внести дополнительные коррективы в характеристику каждого конкретного уровня. Это поможет вам детализировать план действий и выявить какие-то новые важные для себя ценности.

Почему задачу нужно формировать в письменном виде?

Пирамида логических уровней в коучинге используется достаточно часто. При этом обязательным условием является письменное оформление целей и фиксирование результатов обработки каждой конкретной ступени. Этому есть логическое объяснение, которое может быть сформулировано следующим образом:

  • В процессе написания текста приходит осознание многих существенных моментов. Это позволяет найти путь к решению проблемы и выходу из сложившейся ситуации.
  • Во время письма возникают новые нервные импульсы, передающиеся в мозг. Это позволяет вам точнее формулировать проблему, что поспособствует скорейшему поиску правильного решения.
  • При написании ваша цель приобретает определенную форму, ведь вы невольно визуализируете будущую ситуацию. Таким образом, представив себя наглядно в выигрышном положении, вы получаете дополнительный стимул к активным действиям.
  • Даже за несколько минут до начала коучинга или в процессе его проведения восприятие ситуации может измениться. Если у вас перед глазами будет письменное описание проблемы, вам будет легче внести коррективы.

Осмысление логических уровней жизни

Модель логических уровней, несмотря на свою простоту, может загнать новичка в тупик. Тем не менее не стоит откладывать в долгий ящик самоанализ. Если вы хотите изменить положение дел, вам обязательно поможет пирамида логических уровней. Пример разбора ситуации выглядит следующим образом:

  • Окружение. Где вы работаете, как выглядит ваше рабочее место, где вы живете, что ежедневно вас окружает, какие люди находятся рядом с вами, какая атмосфера царит вокруг вас?
  • Поведение. Какими делами заполнены ваши будни, как спланировано ваше время, сколько времени вы тратите на работу и личные встречи, как вы ведете себя на работе, в семье и в кругу друзей, как вы можете себя характеризовать?
  • Способности. Какие сильные стороны вашего характера, в каком деле вам нет равных, для чего вам не хватает навыков?
  • Убеждения. Что для вас наиболее ценно, какие характеристики вам нравятся в других?
  • Идентичность. Как вы себя представляете, в каких условиях вы росли, какие роли вы играете в присутствии разных людей, каковы ваши стремления, чем ваша жизнь отличается от жизней других?
  • Миссия. Формулируется на основе анализа предыдущих уровней.

Решение нерешаемых проблем

Пирамида Дилтса - это эффективный механизм, который позволяет решить проблемы, остающиеся актуальными на протяжении длительного периода времени. Человек может осознавать наличие трудности и даже понимать, как она мешает ему в жизни. Но никаких конкретных действий по устранению проблемы не предпринимается.

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки, необходимо прибегнуть к помощи технологии Дилтса. Считается, что решение проблемы находится на два уровня выше. Проще всего разобраться на конкретном примере:

  • Вы постоянно опаздываете - на работу, на встречу и так далее. Вы никогда не приходите вовремя.
  • Эта проблема находится на поведенческом уровне. Значит, ее решение стоит искать в плоскости ценностей.
  • Таким образом, вы должны научиться стать человеком слова, иначе из-за вашей непунктуальности окружающие утратят к вам доверие.

Научитесь раскладывать проблемы "по полочкам"

Коучинг-техники - это отличное средство для тех, кто не может решить какую-либо проблему. Теория Дилтса учит раскладывать ситуацию по полочкам, а если конкретнее, то по уровням пирамиды. Так, достаточно часто люди приходят на тренинги с проблемой, что их никто не любит, что они не пользуются благосклонностью окружающих. Пример разбора ситуации и поиска решения приведен в таблице.

Уровень Вопрос Ответ
Окружение Кто должен любить меня? Какие чувства должны испытывать ко мне окружающие? Ближайшие родственники, друзья и коллеги. Остальные должны проявлять уважение и доброжелательность.
Поведение Какие действия я хочу видеть от окружающих в отношении себя? Внимание, участие, желание общаться и проводить со мной время.
Способности Что мне нужно сделать, чтобы начать нравиться людям? Научиться слушать и понимать людей, поддерживать разговор, подтянуть профессиональные знания, обновить гардероб, начать тщательнее ухаживать за собой.
Убеждения Почему я хочу, чтобы все любили меня? Потому что человек, которого не любят, считается плохим. Я не хочу чувствовать себя изгоем. Мне нравится быть в центре внимания.
Идентичность Каким должен быть человек, который всеми любим? Привлекательным, умным, отзывчивым. Он должен обладать магнетизмом.
Миссия Какова конечная цель? Понравиться самому себе, научиться самоуважению.

Заключение

Пирамида логических уровней Дилтса - техника работы с целями личности. Она помогает человеку понять сущность событий, происходящих с ним. Благодаря анализу уровней личности происходит выявление и осознание проблемных зон. Это задает направление для работы по изменению себя и устранению лишнего. Одно из основных достоинств техники - отсутствие необходимости в работе на всех уровнях сразу. Достаточно определить ступень, на которой находится проблема, и подняться на два шага выше.

Для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно уяснить, что если вас что-то не устраивает, значит, пришло время менять свое поведение. Если проблема кроется именно в ваших действиях, искренний ответ на вопросы подскажет вам путь к выходу из ситуации. Это можно назвать экспресс-анализом проблемы, по результатам которого у человека появляется мотивация к продвижению вперед.

Пирамида логических уравнений, второе название – пирамида Дилтса, является важным и широко распространенным инструментом в коучинге. Его эффективно принимать в тех ситуациях, когда требуется всестороннее мнение на поставленную вами цель. Данная пирамида помогает и в тех случаях, когда ваша ситуация кажется тупиковой, или же вы попросту не уверены в собственных силах.

Данный инструмент прост, впрочем, как и все гениальное. Отвечайте на вопросы пирамиды в определенном направлении: для начала поднимитесь вверх. После, спускайтесь вниз по тем же ступеням. Главный критерий – быть честным. Честным перед самим собой.

Пирамида состоит из шести вопросов (уровней)

  1. Первый уровень отвечает на вопрос «Где?». Здесь необходимо задуматься об окружении проблемы. То есть где вы будете стремиться к своей цели, кто будет находиться рядом с вами в этот момент?
  2. Второй уровень включает в себя вопрос «Что делать?». Здесь необходимо определить ваши действия для достижения цели. Чем вы займетесь среди тех людей, которые были в первом вопросе?
  3. Третий уровень дает ответ на вопрос «Как?». Какие у вас есть навыки или способности для того, чтобы вы достигли своей цели? Над какими знаниями необходимо поработать и улучшить их?
  4. Четвертый уровень определит вас с вопросом «Почему это важно?». Какие ценности несет ваша цель? Представьте, что вы достигли ее, и что вы получите в итоге? Насколько это важно для вас? Изменит ли это вашу жизнь? Улучшит ли это вас и вашу жизнь?
  5. В пятом уровне вы ответите на вопрос «Кто?». Кем вы станете после достижения цели? В кого вы превратитесь, когда получите результат? Что вы сможете сказать в конце своего пути по достижению данной цели?
  6. И последний – шестой уровень. Определитесь с миссией этой цели и получите ответ на вопрос «Для кого?». Может достижение этой цели имеет значении не для вас одного? Для кого еще нужен результат? Кто нуждается в результатах?

Теперь, после того как вы достигли пика пирамида, направляйтесь в обратном направлении:

  • Обрадуются ли те, для кого вы старались?
  • Какие ценности вы обретете, когда станете тем, к кому стремитесь.
  • Какие новые способности у вас появятся?
  • Что вы будете делать?
  • В какое время, в каком месте и с какими людьми все это случится?
Еще больше о мышлении, коучинге и инструментах для достижения любых целей ты сможешь узнать на 7-недельном онлайн тренинге Ицхака Пинтосевича " ".