Первая помада. История появления красной помады

Сегодня в арсенале любой модницы найдется хотя бы одна красная помада, но былые времена, когда алые губы находились под запретом на законодательном уровне. Какова же история модного тренда во временном разрезе?

Истоки

Историки не могут сойтись во мнениях, кого стоит благодарить за создание и первое использование алой помады. Одни уверяют, что древние шумеры являются ее создателями ведь многие историки приписывают самые первые изобретения в сфере красоты им. А иные полагают, что за красную помаду стоит сказать спасибо Древним Египтянам. Жители долины Нила как мужчины, так и женщины смешивали воск, красную охру и кармин, получая первую красную помаду.

В Древней Греции красный цвет губ обозначал принадлежность женщины к числу куртизанок, которых принуждали красить губы в данный цвет, дабы указать на их профессиональный статус. А у вот в Древнем Риме граждане обеих полов наоборот покрывали губы алой помадой, подчеркивая свою статусность, невзирая на то, что ингредиенты, входящие в состав подобной помады, были токсичны.

Темные века, но не для красной помады

Помада красного цвета в средние века была на пике популярности и ей стремилось пользоваться большинство женщин вне зависимости от статуса и социального положения. Более состоятельные гражданки покрывали свои губы ярко-розовой помадой, ну а менее удачливые девушки довольствовались землистыми оттенками красного.

Красные отметены дьявола

Служители церкви в 16-м веке были настроены категорично против использования красной помады, полагая что яркие губы - проявление дьявола. Однако, Елизавета I была иного мнения, покрывая свои губы малиновой помадой, что в свою очередь подняло яркие оттенки помады на вершину популярности в английском обществе.

По прошествии 100 лет положение дел не изменилось: церковнослужители были не в восторге от красных губ, а цвет английского общества - достопочтенные джентльмены и прекрасные дамы вовсю использовали яркую помаду.

Запрет на красную помаду

В эпоху Просвещения накрасить губы красной помадой в Британии значило публично признаться в колдовстве и понести за это наказание. А вот в некоторых штатах Америки мужчина мог официально аннулировать брак, если супруга красила губы красной помадой, не получив на то согласия от супруга.

И все-таки да!

В 19-м веки красная помада стала возвращать себе популярность. Guerlain в 1860 году занялся производством помады для губ с пигментом красного цвета. Но все же использовать подобную помаду решалась далеко не каждая девушка. Новым кульминационным моментом в использовании декоративной косметики является появление на публике Сары Бернар с вызывающе-яркими губами.

А вот в начале 20-го века красная помада символизировала протест женщин, отстаивающих свои гражданские права. Так в 1912 году в Нью-Йорке суфражистки вышли на улицы города с ярко-красными губами. Чуть позже благодаря политике проводимой косметологическими компаниями Америки в период Второй мировой войны красная помада стала мастхев любой сознательной гражданки США.

В 70-х гадах 20-го века яркая помада уступила лидирующие позиции натуральной цветовой палитре, но с приходом эпохи диско - вишневая помада отвоевала первенство. В наши дни для многих женщин красная помада - это фаворит и эталон женственной чувственности.

Как подобрать и где купить красную помаду?

Сегодня облачить свои губы в красное может любая девушка, собираясь в театр, на вечеринку, праздничное мероприятие, а возможно и свидание. Помните, желая сделать акцент на губах, не переборщите с макияжем глаз и излишне яркими деталями в луке.

Если вы собираетесь в ресторан или театр, остановите свой выбор на красной помаде насыщенного, сочного оттенка. Немного подкрасьте ресницы и брови, или нарисовать тонкие стрелки. Для прогулки и дневного похода в кафе будут более уместны розоватые оттенки, а звездой вечеринки вас поможет сделать помада цвета фуксии или дерзкий алый оттенок.

Купить качественную красную помады известных брендов вы непременно можете в интернет-магазине парфюмерии и косметики bomond.com.ua. Онлайн-магазины как нельзя лучше могут помочь сэкономить ваше время, а с вы можете сэкономить еще и свои деньги, получив определенный процент от суммы покупки на свой счет.

Покорить и влюбить в себя с красной помадой может каждая!

Как менялась помада в разные эпохи: Древний Восток, Античность, средневековая Европа, Новое и Новейшее время. Интересные факты из истории помады.

Женские губы всегда были объектом восхищения для мужчин. Поэты и музыканты сравнивали их с лепестками роз, а художники старались передать чувственность и красоту девичьих уст на своих полотнах. Такое внимание к женским губам объяснялось появлением помады – неотъемлемого атрибута красоты и кокетства истинной леди.

История возникновения губной помады

Древний мир

История помады – это дорога, проложенная сквозь тысячелетия. С давних времен женщины стремились подчеркнуть свою красоту и привлекательность. Известно, что еще в Месопотамии – колыбели евроазиатской цивилизации, яркого цвета губ добивались с помощью полудрагоценных камней, искрошенных в порошок.

В Древнем Египте модными были изящные тонкие губы ярко-красного цвета: в этом можно убедиться, посмотрев на портреты красавицы Нефертити. Краски для губ делали из смеси брома, йода и красных водорослей. А еще в помаду добавляли кармин – пигмент, получаемый из сушеного насекомого кошенили.

Большой поклонницей помады была Клеопатра: царица пользовалась смесью из красной охры и гематита. Египтянки не желали расставаться с помадой не только при жизни: даже в загробный мир они брали ее с собой. Античные красавицы подкрашивали губы цветной жирной глиной, древнерусские женщины – соком малины, клубники и свеклы.

Средние века

В XVII веке помаду делали из более щадящих компонентов: пчелиного воска, экстрактов растений, лепестков герани. После того, как французские парфюмеры добавили в бесцветную душистую мазь, изготовленную для кардинала Ришелье, красящие вещества, на нее обратили внимание и придворные дамы.

Благодаря королеве Елизавете I модными стали ярко-красные губы в сочетании с бледной кожей. А в XVIII веке, при дворе Людовика XVI, не только женщины, но и мужчины пользовались помадой: с ее помощью подчеркивали контуры губ, чтобы они не терялись в усах и бороде.

Однако средневековая Европа была полна противоречий. В середине XVII века христианская церковь осудила использование косметики. Женщин с накрашенными губами называли ведьмами и обрекали на вечные муки в аду. Сам факт подкрашивания губ считался преступлением, а помада – «орудием дьявола», с помощью которого незамужние девушки соблазняли мужчин. Закон, принятый британским Парламентом в 1770 году, гласил, что эти неблагочестивые особы заслуживают сожжения на костре за колдовство.

Это интересно! Оттенки губной помады, которые предпочитали женщины, менялись в зависимости от страны и эпохи. Ярко-розовый цвет был очень популярен в эпоху Возрождения – у богатых венецианок. Золотой краской пользовались в древней Индии (). В черный цвет красили губы африканки. А стиль «nude», когда губы полностью сливаются с кожей, придумали египтянки.

Новое время

Современный вид помада начала приобретать в конце XIX века.

1883 год считается днем рождением помады в тюбике: французские парфюмеры на выставке в Амстердаме представили всему миру свою находку – помаду из оленьего жира в виде миниатюрного стержня, завернутого в шелковый лоскуток. Новинку немедленно приобрела Легендарная Сара Бернар (), очарованная ее соблазнительным, ярко-вишневым оттенком. Правда, помада в тюбике стоила так дорого, что для большинства женщин была непозволительной роскошью.

Новейшее время

Настоящей революцией в мире моды стала помада Valaz Lip-Listre от королевы косметики Елены Рубинштейн: стоила она всего несколько долларов. Так на прилавках парфюмерных магазинов появилась доступная по цене помада. Производители «заветных тюбиков», среди которых Элизабет Арден, Елена Рубинштейн, Макс Фактор соревновались друг с другом за право сделать женщину модной, красивой и неповторимой. Появлялись новые цвета помады, совершенствовалась ее текстура, производители придумывали более удобные формы тюбиков. Макс Фактор изобрел блеск для губ, а Элизабет Арден основала Институт красоты, что учил женщин премудростям использования декоративной косметики.

Послевоенные годы

После Второй мировой войны маленький волшебный тюбик можно было найти в сумочке каждой женщины. А когда в 1947 году Париж подарил миру «помаду, что позволяла целоваться», под названием «Le Rouge Baiser» («Красный поцелуй»), что кроме стойкости имела и другое достоинство – богатую цветовую палитру, женщины начали красить губы не только для вечернего выхода, но и днем, например, чтобы прогуляться по магазинам.

Производство губной помады постоянно совершенствовалась, а в 1949 году было автоматизировано: американцы придумали специальные машины для изготовления пластмассовых и металлических тюбиков.

Большую роль в популярности помады сыграли киноактрисы, в их числе Глория Свенсон, Аста Нильсен, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Лара Тернер. Все женщины стремились им подражать, и популярность помады росла безудержно.

И пусть в советские времена ассортимент губной помады был очень скромным, зато сегодня никаких ограничений нет. В косметических магазинах – помада на любой вкус и кошелек. Сама Клеопатра позавидовала бы современным женщинам.

Время стирает границы, меняет очертания городов и диктует новые правила. Шагая сквозь века, помада менялась и преображалась. Неизменным осталось лишь ее предназначение – .


Что такое губная помада? Сейчас тяжело представить человека, который не знает что это. Лишь небольшое количество людей знает для чего она, когда появилась и из чего сделана. не только знаменита своим предназначением, украшать образ женщины, но и обладает полезным увлажняющим губы свойством. Ведь губы, это единственное место, где нет сальных желез.

История возникновения губной помады

Первая губная помада, как и большее количество подобных косметических средств, была изобретена в Египте.Сначала помаду делали из красной охры, а так же из натуральных оксидов железа самых ярких и темных оттенков. Она придавала губам тонкость и изящность.

Женщины в Египте настолько любили свою помаду, что всегда носили с
собой, и даже после смерти, помаду клали в гробницу, чтобы у женщины была возможность и в потустороннем мире быть красивой.

Позаимствованная Греками губная помада набрала не меньше популярности и среди гречанок. Свидетельством тому и есть знаменитый миф о «яблоке раздора». Согласно мифу, три богини- Афина, Афродита и Гера завели спор «Кто из них самая красивая». Зевс повелел рассудить девушек троянскому принцу Парису. Парис отдал предпочтение Афродите, но спор признали не честным, так как Афродита использовала запрещенный «прием», она накрасила губы помадой.

А вот в эпоху Средневековья помаду женщины использовали для увеличения сил при занятии магией. Помада была объявлена церковью, как признак колдовской дьявольской силы, а те женщины, которые не могли отказаться от использования помады, были сожжены на костре.

С наступлением эпохи Ренессанса популярность декоративной косметики только возрастала, ведь эта эпоха славилась культом человеческой красоты.

В 17 веке косметика использовалась с такой силой что, в Англии был принят закон о том, что мужчина в вправе развестись с женой, если она не настолько красива какой казалась до свадьбы.

Во времена Людовика 16 могли красить губы и мужчины, помада, изготовленная французскими мастерами лишь из натуральных продуктов, делала контуры рта более зримыми и заметным из-под бороды и усов.


Появление современной губной помады произошло в 1903 году, на выставке всемирного масштаба в Амстердаме была представлена новинка, которая стала настоящей сенсацией. По составу она была очень похожа на помаду, дошедшую до наших времен, основным составляющим компонентом был олений жир. По достоинству оценили женщины такое средство, среди которых присутствовала и известная актриса Сара Бернар. Эта помада была в небольшой коробочке, наносить её на губы необходимо было пальцем, либо кисточкой.

Первая помада в тюбике – принадлежит известной фирме GUERLAIN. А в 1915 в США появляется помада в металлической упаковке, пользоваться которой стало намного удобнее и это породило новый «помадный бум».

Состав губной помады

Производство высококачественных продуктов дают нам достижения современных технологий. За последние 20 лет, помаду производили, преимущественно насыщенных оттенков, основа была твердой и хорошо держалась на губах. Если сравнивать с современными помадами, то прежние содержали в основном растворимые красители.

Эозин – вещество синтетического похождения, растворяется в жире и масле. Красители растворяющие в жире, не используют в чистом виде, потому что возникает опасность фиксирования в поверхностных тканях и получается «эффект красных губ» после снятия губной помады.


Кармин был первым историческим красителем примененный в составе помад. Цветовая палитра его может изменяться, от серого до фиолетового. Это красящее вещество получают из засушенных красно – бурых жучков кошенили или ложнощитовок. Место обитания этих жучков на землях Армении, Гондураса, Сальвадора, Азербайджана.

Порошок с химическими реагентами делает ярко — алую окраску вот он и есть, краситель кармин. Считается безопасным для человека и обеспечивает стойкий цвет.

Включаемые в состав парфюмерные вещества, требуют внимательного обращения, так как воспринимаются на вкус.

Жир, воск, масла натуральные и синтетические – основа, определяющая консистенцию губной помады.

Самым популярным из восков является без сомнения пчелиный воск.
Он дает смеси свойства совместимости с другими составляющими, определяет форму, твердость или нежность.

Спермацет, получаемый из кашалотового жира. Придет пластичность, восстановление нежной структуры кожи губ.

Углеводороды, жидкий и твердый парафин еще некоторые вещества, используемые в производстве помады. Они химически стабилизированы и неактивны, при продолжительном хранении.

Касторовое масло наиболее подходящее из растительных масел для губной помады оно устойчиво к окислению и имеет питательные свойства.

Благодаря кинозвездам 20 -30 годов Грете Гарбо, Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд помада вошла в повседневную жизнь женщин, перестав быть уделом для избранных. Теперь большинство дам может позволить себе носить в своих сумках помаду.

С давних пор известны сотни разных тональностей и цветовых вариаций губной помады.

Помада и до сегодняшнего дня является самым распространенным косметическим средством, которым пользуется большинство женщин во всем мире.

Не всегда алый цвет губ считался трендом. Более того, были времена, когда красная помада была запрещена законом.

Древние цивилизации

Впервые о красной помаде заговорили еще в 3500 году до нашей эры. Историки считают древних шумеров ее изобретателями, так как именно им присваивают первые открытия в области красоты. Другие же утверждают, что красная помада появилась в Древнем Египте, когда и мужчины, и женщины красили губы, используя смесь красной охры, кармина и воска.

Интересные факты о красной помаде историки обнаружили, изучая культуру Древней Греции. В те времена социум, мягко говоря, не приветствовал красный оттенок на губах у женщин: яркий цвет могли себе позволить лишь куртизанки. Более того, последних обязали красить губы красным, чтобы обозначить их социальный статус.

В Древнем Риме отношение к красной помаде улучшилось (по крайней мере, закон ее не запрещал). Алый цвет использовали как женщины, так и мужчины, игнорируя тот факт, что состав помады был токсичен. Таким способом они указывали на свой статус в обществе.

Период Средневековья

Красная помада обрела популярность, ею стали пользоваться абсолютно все. Богатые женщины наносили на губы ярко-розовый цвет, который указывал на их достаток, а бедные- землистый оттенок красного.

Пора Ренессанса

В начале 16 века священнослужители осуждали наличие красной помады в бьюти-арсенале девушек, называя ее проявлением дьявола. Но это не мешало английской королеве Елизавете I красить губы ярким малиновым цветом, поэтому яркая помада быстро стала настоящим бьюти-трендом того времени.

Сто лет спустя отношение к красной помаде не изменилось: пасторы все еще призывали народ отказаться от косметики, но их проповеди не оказывали должного влияния. Английские дамы наряду с уважаемыми в обществе джентльменами продолжали использовать помаду с красным пигментом.

Эпоха Просвещения

Отношение правящей прослойки общества к красным губам заметно ухудшилось. Британское правительство приняло закон, который официально запрещал губную помаду, а её владелицу обвинял в колдовстве. Подобная тенденция наблюдалась и в Америке. Некоторые штаты ввели официальную процедуру аннулирования брака, если женщина использовала красную помаду без согласия мужчины.

Начало 19-го века ознаменовалось рождением абсолютного тренда на красную помаду. В 1860 году французский бренд Guerlain впервые запустил производство губной помады, в составе которой был экстракт грейпфрута, смешанного со сливочным маслом и пчелиным воском. Театральная актриса Сара Бернар осмелилась появиться на публике с ярким цветом губ, чем вызвала бурю неодобрительных отзывов. Свободное использование помады все еще не приветствовалось в обществе, но поступок Бернар стал переломным в истории существования косметики.

20-й век

Общество наконец стало принимать яркую помаду. По словам художницы Мадлен Maрш, автора книги о женской красоте от Викторианской эпохи и до наших дней (Compacts and Cosmetics), первым и самым известным переломным моментом для красной помады стал протест 1912 года, организованный суфражистками: женщины накрасили губы в ярко-красный цвет и вышли на улицы Нью-Йорка. После этого красная помада стала настоящим символом бунта против ущемления гражданских прав женщин.

Во время Второй мировой войны производители косметики создавали рекламные кампании, посвященные красным оттенкам помады, которые призывали женщин «выполнить свой гражданский долг». Так, в послевоенное время яркая помада была уже неотъемлемой составляющей стиля каждой американки.

И хотя в 1970-х годах наблюдался спад популярности красного цвета в пользу более натуральных оттенков, с началом эпохи диско-гламура помада вишневого тона вернулась в моду. Сегодня красный цвет на губах является одним из самых мощных символов женской красоты и сексуальности. Несмотря на его нелегкое прошлое, он дожил до нашего времени и стал неизменным фаворитом среди женщин.


врач-ординатор второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

д. м. н., доцент, заведующая кафедрой терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Красная кайма губ представляет уникальное анатомическое образование, являющееся своего рода «переходной зоной» из кожи периоральной области в слизистую оболочку губ и преддверия ротовой полости. Поэтому данная область испытывает на себе влияние как со стороны ротовой полости, так и со стороны окружающей среды.

Метеорологические условия, экологическая обстановка, вредные привычки (курение табака и кальяна, облизывание и кусание губ, употребление алкоголя) снижают резистентность эпителия красной каймы; с другой стороны, острые края зубов и ортопедических/ортодонтических конструкций, минерализованные зубные отложения травмируют мукозальную зону губ. Кроме того, анатомической особенностью красной каймы губ можно считать и отсутствие потовых и сальных желез, что также делает эту область крайне уязвимой.

Необходимость гигиенического ухода за красной каймой губ сегодня не вызывает сомнений. Однако при выборе средств и методов гигиенического ухода за полостью рта практически не уделяется внимания уходу за губами.

При этом многие зубные пасты, содержащие ментол, оказывают раздражающее действие на красную кайму губ, вызывая ощущение дискомфорта, а в некоторых случаях - жжения и боли. Бесконтрольное использование зубных паст при хронических заболеваниях губ (хейлитах), сопровождающихся «смазанной» клинической симптоматикой, способно спровоцировать обострение воспалительного процесса.

Одним из обязательных предметов «косметического» арсенала наших современниц является губная помада (гигиеническая или декоративная)… с многовековой историей.

Известно, что губная помада (помадой это тогда еще не называлось) появилась около 5 тысяч лет назад. Существует мнение, что родиной столь распространенного средства являются Месопотамия и Древний Египет.

Первые «помады» содержали в себе самые различные ингредиенты: например, некоторые состояли из мельчайших частиц полудрагоценных камней, содержали сурик (оксид свинца, имеющий яркий красно-оранжевый цвет), красную охру (гидрат окиси железа), киноварь (сульфид ртути цвета крови, так называемая драконья кровь), натуральный оксид железа (вещество с ярко-красной окраской).

Все эти химические соединения придавали помадам устойчивый яркий цвет, однако отличались достаточно сильно выраженными токсическими свойствами. Нефертити предпочитала помаду из перламутра раковин морских моллюсков, который состоит из углекислого кальция (арагонита) и органического вещества конхиолина, способных преломлять световые лучи.

Клеопатра использовала косметику, приготовленную из красных жуков и муравьиных яиц (вытяжка из них богата пигментом мускаруфином, имеющим насыщенный оранжево-красный цвет), для блеска добавляли рыбью чешую. Отметим, что последняя богата пигментами, которые также придавали цвет губной помаде: гуанин - серебристого цвета, эритрин - красного цвета, ксантин - желтого цвета.

Как показывает компонентный состав древнеегипетских губных помад, гигиеническими свойствами они не обладали, а наоборот, приводили к отравлениям, и после длительного использования губы становились фиолетового цвета. Женщины Древнего Египта не боялись наносить на губы смесь на основе брома и йода, это придавало губам ярко-красный цвет и оригинальную внешность. Подобное средство было названо «поцелуем смерти».

Клеопатра использовала косметику, приготовленную из красных жуков и муравьиных яиц (вытяжка из них богата пигментом мускаруфином, имеющим насыщенный оранжево-красный цвет), для блеска добавляли рыбью чешую.

Из Египта чудодейственная (как считали женщины) помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. Одним из главных противников использования помады стал Клавдий Гален, предостерегавший женщин от использования опасных косметических средств. Христианская церковь также отрицательно относилась к любым изменениям во внешности. В XIV веке католическая церковь запретила косметические средства: папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. В этот период инквизиция имела право арестовать за святотатство женщин, красящих губы.

Первые помады содержали в себе незначительное количество ингредиентов, в основном это были красящие вещества. Египтянами было предложено использование в качестве основы для помады натуральных растительных восков пальмовых деревьев (карнаубский и канделильский). Воски способны поддерживать в оптимальном состоянии водно-липидную мантию кожи пери­оральной области и красной каймы губ. Позже в состав помады стали включать масло жожоба, богатое аминокислотами, которые обладают противовоспалительными свойствами.

Современная губная помада является не только косметическим средством, но и средством ухода за губами. В состав помад сейчас входят различные увлажняющие, питательные, витаминные, защитные, жировые и красящие добавки. В качестве красителя широко используется кармин (вещество получают из высушенных ложнощитовок - насекомых семейства Coccidae). Воски, входящие в состав современных губных помад, обеспечивают необходимую консистенцию.

Также некоторые косметологические компании используют для производства помад спермацет - вещество, которое получают путем вымораживания жидкого животного жира (спермацетового масла), заключенного в фиброзном спермацетовом мешке в голове кашалота. Спермацет стимулирует регенерацию эпителия красной каймы губ. Однако в последнее время в связи с прекращением добычи кашалотов применяется искусственно синтезированный главный компонент спермацета - цетилпальмитат.

Также в состав губных помад входят и экзотические виды восков. Для того чтобы помада сохраняла блеск и не плавилась, в ее состав добавляются упомянутые ранее карнаубский и канделильский воски. Воск карнаубы сцепляет жидкую жировую массу и увеличивает температуру плавления помады. Карнаубский воск хорошо стабилизует рецептуру и при этом является некомедогенным.

Благодаря ему помада не размазывается и не растекается на губах даже при высокой температуре. Канделильский воск служит регулятором консистенции губной помады, насыщает блеском и сохраняет ее цвет на протяжении нескольких часов. Воск канделиллы является более устойчивым к нагреванию, чем пчелиный.

Он образует на губах тонкую пленку, которая защищает от обезвоживания. Кроме этого, канделильский воск оказывает легкое антибактериальное действие. Воск розы обладает приятным цветочным ароматом, увлажняет и смягчает кожу губ.

Ранее в качестве жировой основы использовали ланолин и норковый жир. Однако ланолин имеет неприятный запах и вкус, именно поэтому современная косметологическая промышленность использует его модифицированные компоненты (ацетилированные, токсилированные ланолиновые масла и изопропиловый эфир ланолина). Норковый жир по составу очень близок к тканям человека.

Он богат триглицеридами пальмитолеиновой кислоты, стимулирующими липидный обмен кожи. Норковый жир увлажняет кожу, защищает ее от трансэпителиальной потери влаги, стимулирует заживление мелких экскориаций. При производстве губной помады используются такие углеводороды, как церезин, жидкий и твердый парафин. Они не имеют химической активности и стабильны при длительном хранении.

Для того чтобы обеспечить противовоспалительные свойства губной помады, применяются специальные добавки (азулен). Азулен представляет собой вещество, которое содержится в соцветии ромашки. Оно оказывает противовоспалительное действие и является легким антисептиком. Азулен делает кожу губ более мягкой, эластичной, избавляет от сухости и шелушения.

В составе губных помад также имеются различные парфюмерные средства, ультрафиолетовые фильтры, которые чаще всего входят в состав гигиенических помад. Такими помадами необходимо пользоваться при высокой солнечной активности.

Отечественный и зарубежный рынки косметических средств предлагают самые различные по составу губные помады. Помаду следует выбирать в зависимости не только от потребности, но и от состояния красной каймы губ. Необходимо уточнять компонентный состав и возможное аллергизирующее влияние на состояние красной каймы губ.

Литература

  1. Братойчева М. С. Исследование гигиенических навыков больных раком полости рта в Болгарии // Стоматология: научно-практический рецензируемый журнал. - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Стоматологическая ассоциация России. - М.: Медиа Сфера, 2008. - Т. 87. - № 6. - С. 21-23.
  2. Воробьев Ю. И. Внимание: онкология. Рак красной каймы нижней губы / Воробьев Ю. И., Гарбузов М. И. // Стоматология для всех. - 2000, № 2. - C. 42-44.
  3. Карапетян И. С. Опухоли и опухолеподобные поражения органов полости рта, челюстей, лица и шеи. / И. С. Карапетян, Е. Я. Губайдуллина, Л. Н. Цегельник. - М., 2004.
  4. Недосеко В. Б. Алгоритм обследования больных с заболеваниями слизистой оболочки полости рта и губ / В. Б. Недосеко, И. В. Анисимова // Институт стоматологии: научно-практический журнал. - 2003, № 2. - С. 32-34.
  5. http://sav-5002.narod.ru/lechebnik/L5.htm