Перспективное планирование по здоровьесбережению в старшей группе. План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Скоробогатова
План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста

План

работы по здоровьесбережению

с детьми старшего дошкольного возраста

на 2016-2017 уч. г.

Цель данного плана предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья , формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Задачи :

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни ;

Формировать представления о здоровье , его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье , о мерах профилактики и охраны здоровья ;

Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;

Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций , обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;

Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей .

Сентябрь

«Ребенок и здоровье » Формировать у детей представление о необходимости заботится о собственном здоровье Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье » .

Беседа «Как я буду заботится о своём здоровье » .

Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит» .

Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни .

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника» , «Больница» , «Ветеринарная лечебница» .

Развлечения «Доктор Айболит» , «Мишка заболел» . Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка »

«Личная гигиена»

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Занятие «Чтобы быть здоровым » .

Беседа «Чистота и здоровье »

Чтение :

Г. Зайцев «Дружи с водой» ,

Чуковского «Мойдодыр» ,

А. Барто «Девочка чумазая» , - Бялковская «Юля-чистюля» , - З. Александрова «Купание» ,

Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась» , «Правила гигиены» .

Продуктивная деятельность. Аппликация : «Мы стираем, посмотрите» .

Развлечение «Девочка чумазая» .

Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»

ь «Полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» .

Беседа «О здоровой пище »

Чтение :

Г. Зайцев «Приятного апптета» , - Ю. Тувим «Овощи» , - М. Безруких «Разговор о правильном питании» , - Загадки о овощах и фруктах.

Экскурсия : «В магазин» .

Опытно-исследовательская деятельность : Определение продуктов по вкусу.

Дидактические игры : «Узнай и назови овощи» , «Разложи на тарелки полезные продукты» .

Подвижная игра : Огуречик.

Сюжетно-ролевая игра : «Магазин продуктов»

Продуктивная деятельность. Рисование : «Хозяйка однажды с базара пришла.»

Развлечение «Веселые овощи» .

Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей »

ь «Тело человека»

Познакомить детей с тем, как устроено

тело человека, его организм.

Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека «Изучаем свой организм» .

Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах» , «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами» .

Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

Практикумы : «Слушай во все уши» , «Смотри во все глаза» . Семинар на тему

«Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни» .

«Опасные предметы»

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правмлах пользования бытовой техникой.

Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя» , «Безопасность в нашей группе» .

Чтение : С. Маршак «Пожар» , Загадки.

Дидактические игры : «источники опасности» , «Игра – дело серьезное» .

Сюжетно-ролевые игры : «Семья» , «Больница» , «Аптека» .

Развлечение «Медведи в гостях у детей» .

Семинар-практикум «Будь осторожен»

«Ребенок на улица города»

Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.

Занятие «Безопасность на дорогах» .

Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» , «Если ты потерялся» .

Чтение :

В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек» , - С. Михайлов «Моя улица» , «Дядя Степа - милиционер» , - В. Клименко «Зайка-велосипедист» , «Происшествие с игрушками» .

Экскурсия : «К проезжей части» .

Дидактические игры : «О чем говорит светофор» .

Подвижная игра : «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобили» .

Сюжетно-ролевая игра : «Автобус» .

Продуктивная деятельность. Аппликация : «На дороге пешеход»

Видеоматериал «Незнайка в городе» .

Оформление папки-передвижки «Улица полна неожиданностей»

«Будем спортом заниматься»

Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.

Занятие «Здоровье в порядке , спасибо зарядке» .

Беседа «Кто спортом занимается» .

Чтение : Загадки.

Экскурсия : «Мини поход на школьный стадион» .

Дидактические игры : «Назови вид спорта» , «Назови спорт по показу» .

Продуктивная деятельность. Аппликация : «Мы делаем зарядку»

Развлечение «Мы мороза не боимся» . День спорта

Спортивный праздник «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим

«Врачи наши помошники»

Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.

Занятие «Айболит в гостях у детей» .

Беседа «Мы были в гостях у врача» .

Чтение : Е. Школовский «Как лечили мишку» , «Остороржно - лекарство» , «Как вести себя во время болезни»

Экскурсия : «В аптеку» .

Дидактические игры : «Если кто-то заболел» .

Продуктивная деятельность. Рисование : «Я хочу быть здоровым , Я очень спешу. Помогите мне, знаки, попасть к врачу»

Развлечение «Советы доктора Айболита» .

Оформление папки-передвижки «Как предупредить болезнть»

«Витамины и здоровый организм »

Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.

Занятие «Витамины и полезные продукты» .

Беседа «Полезное- не полезное»

Чтение :

Г. Зильберг «Полезные продукты» , - К. Чуковский «Федорино горе» , -К. Кузнецов «Замарашка» , - Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы» .

Опытно-исследовательская деятельность : Посадка лука.

Дидактические игры : «Угадай на вкус» , «Назови правильно» .

Продуктивная деятельность. Лепка : «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам» .

Аппликация : «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел» .

Развлечение .

Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения, и остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста при взаимодействии медиков, педагогов, психологов и родителей. Результатом обучения и воспитания дошкольников являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций.

Основные задачи по физическому воспитанию детей делятся на оздоровительные (профилактические) , образовательные и воспитательные.

Решая комплексно эти задачи, используя разные виды деятельности, я стараюсь добиться осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Сюжетно-ролевые игры помогают формированию полезных привычек (мыть руки после прогулки, перед едой, после туалета, чистить зубы утром и вечером) .

Грамотное проведение закаливающих мероприятий повышает иммунитет детей. К закаливающим процедурам можно отнести четкую организацию в помещении теплого и воздушного режима (температурная гигиена) , постоянные прогулки не менее 4-5 часов в день, хождение босиком по массажным коврикам, воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями после сна, контрастные водные процедуры.

Одной из образовательных задач является освоение детьми специальных знаний, двигательных навыков и умений. Мною проводятся упражнения, способствующие формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата, использование самомассажа.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия в режиме дня дошкольника формируют привычку к здоровому образу жизни. Этому помогают подвижные и спортивные игры, которые задействуют весь организм ребенка. Варьируя подвижные игры высоко, средней и низкой подвижности, мы добиваемся разных нагрузок на организм.

Благодаря подвижным играм происходит умственное развитие детей, нравственное воспитание, формируются самоконтроль и произвольность поведения, развиваются психические и физические качества личности.

Также активно применяю артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, физкультминутки в процессе каждого занятия по образовательной деятельности, упражнения на релаксацию.

Обеспечение психологического благополучия является неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий. В этом направлении мною применяются приемы и методы: наблюдение, свободное и тематическое рисование, упражнения творческого характера, импровизация, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, дидактические, музыкальные игры, чтение художественной литературы, сочинение историй, беседы, рассказ педагога, рассказы детей, мини-конкурсы: досуги и праздники. Ощущение праздника и радости благоприятно сказывается на здоровье человека.

При организации детской деятельности большое место занимает организация трудовой деятельности взрослого и ребенка, с мотивацией на здоровый образ жизни. Большая роль в формировании определенного отношения к здоровью отводится родителям ребенка. В нашей группе постоянно проводится различная наглядная агитация. В папках-передвижках даются различные рекомендации, как поступать в тех или иных ситуациях, связанных со здоровьем, с заболеваниями, и тд. На родительских собраниях проводим консультации, посвященные здоровому образу жизни и физическому развитию детей. Наглядный материал, размещаемый в уголке для родителей, содержащий рекомендации и памятки по организации здоровьесберегающей работы в домашних условиях.

Проведение совместных весенних и осенних субботников благотворно сказывается как на физическом, так и на психологическом состоянии взрослых и детей.

Я считаю, что воспитательную, образовательную оздоровительную работу по сохранению и укреплению здоровья необходимо продолжать.

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Средняя общеобразовательная школа № 1874 (дошкольное отделение) План по инновационной работе Тема: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления" Москва Направления работы: 1. Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности" 2. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ МесяцВиды и формы работы Ответственный Сентябрь Анкетирование родителей. Собеседования. Наблюдение. Обобщение результатов исследования. Психолог, воспитатели, ст. воспитательОктябрьКонсультации: "Растим вместе здорового ребенка" "Правильное питание дошкольников" Наглядная агитация (оформление для родителей стендов, папок-передвижек, санбюллетеней, памяток, газеты "Растем здоровыми".) Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы "В стране Здоровья" Семинар-практикум для родителей "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными" -Профилактика простудных заболеваний -Пальчиковые игры -Психологическое здоровье дошкольника Воспитатели Ст. медсестра Воспитатели, медсестра, воспитатель по ФИЗО Воспитатели Ст. воспитатель, педагоги ДОУНоябрьСемейный клуб. "Здоровая семья -здоровый ребенок" Консультации: "Спортивный досуг семьи. Движения и игры на прогулке" "Режим и его значение в жизни ребенка" "День Здоровья" Ст. воспитатель, психолог, воспитатель по ФИЗО ст.медсестра, Воспитатель по ФИЗО Воспитатели Воспитатель по ФИЗО, муз. руководитель, воспитатели ДекабрьРодительская конференция "Физкультура и здоровье ребенка" -Показ физкультурного занятия в нетрадиционной форме; -Результаты диагностики навыков и умений детей. - Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней -Делимся опытом семейного воспитания "Наша спортивная семья" (родители) -"Уголок для занятий физкультурой дома" (рекомендации воспитателя по ФИЗО); -Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровьеВоспитатель по ФИЗОЯнварь Нетрадиционные родительские собрания (в форме КВН, викторин и т.д.) "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными" Педагоги группФевральКонсультация "Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка" Создание совместно с педагогами групп уголков здоровья. Участие в спортивных соревнованиях "Мы мороза не боимся"Психолог Воспитатели Воспитатель по ФИЗОМартСемейный клуб. Встреча-дискуссия "Здоровье без лекарств" -Как природа нам помогает быть здоровыми" -Музыкотерапия -Фитогостиная День ЗдоровьяСт. воспитатель, ст. медсестра, воспитатель по ФИЗО, музыкаль-ный руководитель Воспитатель по ФИЗО, муз. руководитель, воспитателиАпрельОбмен опытом "Вкусно, полезно, доступно" (блюда полезные для здоровья). Подготовка совместно с педагогами и детьми к выставке газет "К здоровью вместе с мамой и папой" Ст. медсестра воспитателиМайУчастие в спортивном празднике "Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!" Консультация "Осторожно: лето!"Воспитатель по ФИЗО воспитатели ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ Месяц Виды и формы работыОтветственныйСентябрьКонсультации: "Создание здоровьесберегающей системы ДОУ" "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ и критерии их оценки". Тематическая выставка в методическом кабинете по теме инновационной работы. Разработка плана совместной работы педагогов по формированию представлений детей о ЗОЖ" Ст. воспитатель Ст. воспитатель Ст. воспитатель Ст. воспитатель, педагоги ДОУОктябрьКонсультация "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда". Организация в группах здоровьесберегающего пространства. Создание библиотечки методической литературы о ЗОЖ Брифинг "Валеологическое образование в детском саду" Учитель-логопед Воспитатели, учителя-логопеды, помощники воспитателей Ст. воспитатель Ст. воспитательНоябрьКонсультация "Дидактические игры в формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ" Конкурс на лучшую дидактическую игру, придуманную или сделанную своими руками. Ст. воспитатель Педагоги ДОУДекабрьКонсультация "Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста" Психологический тренинг для сотрудников д/с Психолог ПсихологЯнварьПедагогическая мастерская "Оздоровительные игры в образовательном процессе ДОУ" -Гимнастика игрового характера после дневного сна; -Проведение игрового массажа; -Пальчиковая гимнастика -Дыхательные упражнения как игровой метод оздоровления и развития дошкольников Ст. воспитательФевральСеминар "Организация здорового образа жизни в детском саду" Конкурс уголков здоровья в группах Ст. воспитатель воспитателиМартОбмен опытом: "ЗОЖ в содержании сюжетно-ролевых игр" (организация, проведение). педагогиАпрель Консультация "Закаливание - в системе оздоровления ребенка-дошкольника". Обмен опытом "Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений детей о ЗОЖ" Ст. медсестра Ст. воспитатель, педагоги ДОУМайЭстафета педагогического мастерства. Творческие отчеты педагогов о проделанной работе. Конкурс детских групповых альбомов "Здоровый образ жизни". Мониторинг эффективности педагогической работы по формированию представлений детей о ЗОЖ Ст. воспитатель, педагоги ДОУ Воспитатели Ст. воспитатель ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ У ДОШКОЛЬНИКОВ Цель ЗадачиФормы работыФормирование у детей основ здорового образа жизни и знакомство с понятием "культура здоровья"Привлечь внимание детей к проблеме здоровья и его сохранения. Учить бережно относиться к своему организму. Формировать у детей желание регулярно делать зарядку. Развивать творческие способности, стимулировать к участию в решении проблемы. Модуль "Если хочешь быть здоров - позабудь про докторовПриобщать детей к спорту и здоровому образу жизниЗакрепить двигательные умения и навыки детей и умения координировать движения. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, находчивости, смелости, решительности и др. морально-волевых качеств; приучать к активному участию в развлечениях, соревнованиях. Спортивные соревнования "Старты надежд" (по группам)Формирование у детей навыков здорового образа жизни Объяснять детям, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Сформировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Продолжать знакомить с особенностями строения и функциями организма. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной) Модуль "Путешествие по стране здоровья" Формирование у детей представлений о здоровом образе жизниОбогатить и закрепить представления детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта. Расширить и уточнить знания детей об отдыхе и спорте, необходимых для сохранения здоровья. Закрепить и систематизировать знания детей о пользе и вреде окружающих предметов: воздух, вода, комнатные растения. Проект "Береги здоровье смолоду" Формирование у детей знаний о том, что здоровье это главная ценность жизни.Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни, занятий спортом, активного отдыха, туризма. Расширять знания детей об устройстве организма человека. Научить детей бережно относиться к своему здоровью. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Сформировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Проект "Я расту здоровым" Расширение кругозора детей. Осуществление пропаганды здорового образа жизни. Воспитание интереса к физической культуре и спорту.Привлечь внимание детей и родителей к физической культуре и спорту. Познакомить детей с видами мяча. Знакомить с содержанием и правилами спортивных игр с мячом. Развивать технику владения элементами спортивных игр с мячом. Приобщать к историческому наследию спортивных достижений своего района, города, страны. Открытие мини-музея "Музей мяча"Приобщать детей к спорту и здоровому образу жизни Закрепить культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, закаливание). Воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи. Развивать двигательные навыки, выполять физические упражнения слаженно, дружно, развивать выдержку и внимание в играх. Создание радостного эмоционального настроения. Праздник ЗдоровьяПсихопрофилактика и психокоррекция страхов у детей дошкольного возраста, формирование уверенности в себеСоздание в семье и детском саду условий, благоприятствующих личностному и эмоциональному развитию ребенка. Создание в д/с оптимально удобного режима воспитания и обучения детей. Оказание педагогом грамотной психологической помощи ребенку в процессе его воспитания и обучения детей.Цикл занятий по формированию психологического здоровья "Смелый и уверенный ребенок"Повысить уровень педаго-гической компетентности родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни.Показать родителям значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил. Развивать интерес к занятиям по физической культуре. Поддерживать желание родителей видеть ребенка физически-совершенным: развитым, здоровым, активным.Родительская конференция "Физ-культура и здоровье ребенка" Формировать у детей представление о спорте как одном из составляющих доровья.Развивать у детей представление о различных видах спорта, о роли спортивных упражнений в укреплении здоровья. Воспитывать желание к активным занятиям спортом.Конкурс рисунков "Спорт - это здоровье"Формировать у детей представление о здоровом образе жизни через подвижные и спортивные игрыДонести до сознания детей, что спорт играет огромную роль в жизни человека. Познакомить детей с русскими народными подвижными играми и различным видами спорта. Поддерживать интерес к событиям физкультурной и спортивной жизни. Формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.Открытие мини-музея "Спорт - это здоровье"Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей-ориентация семьи на воспитание здорового ребенка -формирование у родителей теоретических знаний и выработка потребности следовать здоровому образу жизни. -Вызвать интерес к спортивным играм, желание заниматься спортомНетрадиционное родительское собрание в форме Повысить уровень педаго-гической компетентности родителей по приобщению детей к здоровому образу жизни.Формировать у родителей чувство ответственности за сохранение и укрепление здоровья ребенка. Формировать представление о режиме, об активности и отдыхе. Учить укреплять и сохранять свое здоровье и здоровье своих детей.Нетрадиционное родительское Формировать представ-ление и роли спорта в сохранении и укреплении здоровья человека.Формировать представления о здоровом образе жизни. Развивать познавательные способности детей. Знакомить с различными видами спортивных игр. Развитие творческого мышления и воображения. Формировать у детей представление о музееОткрытие мини-музея "Музей спорта"Приобщать детей к спорту и здоровому образу жизниУкрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности. Развитие двигательных умений и навыков. Дать детям возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действия. Учить ориентироваться в пространстве и целенаправленно действовать в нем. Воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.Спортивные соревнования "Мы мороза не боимся"Воспитывать у детей сознательное отношение к своему здоровью"Учить детей понимать и оценивать характер и поступки героев. Прививать детям желание делать зарядку. Углублять знания детей о необходимости витаминов, которые содержатся в овощах. Эмоционально воспринимать содержание сказкиДраматизация сказки "Репка"Формировать у всех участников педагогического процесса осознанное отношение к своему здоровью..Формировать у детей потребность быть здоровым, знания о значении, питания, сна, культурно-гигиенических правил, спортивных упражнений и т. д. в сохранении здоровья. Смотр-конкурс уголков здоровья в группахРасширять представление детей о месте человека в природе. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизниПознакомить детей с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Развивать интерес к спортивным играм, упражнениям, воспитывать потребность в двигательной активности. Знакомить детей с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Досуг "Путешествие в страну Здоровья"Формировать у детей активную жизненную позициюФормирование у детей представления о роди активного отдыха в укреплении здоровья. Распространение положительного опыта семейного воспитания. Валеологическое просвещение родителей. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Выставка газет "К здоровью вместе с мамой и папой" (активный отдых в выходные дни)Приобщать детей к спорту и здоровому образу жизниСпособствовать созданию радостного настроения, позитивного отношения к спорту. Развивать ловкость детей и силу. Развивать у детей представление о различных видах спорта. Воспитывать у детей привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенстве. Спортивный праздник "Олимпийские игры"формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально-положительные отношения к играм, к спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортомСпособствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Формировать двигательную активность детей. Настраивать детей на активную совместную деятельность. Воспитывать коллективизм, доброту.Спортивный праздник "Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!" (с участием родите-лей) Формировать у детей представления о здоровье как одной из главных ценностей жизниВоспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье. Формировать представление, о том, что полезно и что вредно для организма. Конкурс детских альбомов "Здоровый образ жизни"

План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста.

на 2017-2018 уч. г.

Цель :

Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья , формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.

Задачи:

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни ;

Формировать представления о здоровье , его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье , о мерах профилактики и охраны здоровья ;

Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;

Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций , обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;

Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей .

Сентябрь

    «Ребенок и здоровье » Формировать у детей представление о необходимости заботится о собственном здоровье

    Занятие «Помоги незнайке сберечь здоровье » .

    Беседа «Как я буду заботится о своём здоровье » .

    Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит» .

    Разбор и заучивание пословиц о здоровом образе жизни .

    Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника» , «Больница» , «Ветеринарная лечебница» .

    Развлечения «Доктор Айболит» , «Мишка заболел» . Оформление папки-передвижки «Система оздоровления ребенка »

«Личная гигиена»

Октябрь:

    Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

    Занятие «Чтобы быть здоровым » .

    Беседа «Чистота и здоровье »

4. Чтение: Г.Зайцев «Дружи с водой» , К.Чуковского «Мойдодыр» ,А.Барто «Девочка чумазая» , Бялковская «Юля - чистюля» ,З.Александрова «Купание» ,

5. Дидактические игры и упражнения «Таня простудилась» , «Правила гигиены» .

6. Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы стираем, посмотрите» .

7. Развлечение «Девочка чумазая» .

8. Оформление папки-передвижки «Как научить детей чистить зубы правильно»

Ноябрь:

    «Полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Занятие «Фрукты полезны взрослым и детям» .

    Беседа «О здоровой пище »

3.Чтение:Г.Зайцев «Приятногоапптета» ,Ю.Тувим «Овощи» ,М.Безруких «Разговор о правильном питании» , Загадки о овощах и фруктах.

4. Экскурсия: «В магазин» .

5. Опытно-исследовательская деятельность: Определение продуктов по вкусу.

6. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи» , «Разложи на тарелки полезные продукты» .

7. Подвижная игра: Огуречик.

8. Сюжетно-ролевая игра: «Магазин продуктов»

9. Продуктивная деятельность. Рисование: «Хозяйка однажды с базара пришла.»

10. Развлечение «Веселые овощи» .

11. Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей »

«Тело человека»

Декабрь:

    Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм.

Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека «Изучаем свой организм» .

    Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах» , «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами» .

    Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

    Практикумы: «Слушай во все уши» , «Смотри во все глаза» . Семинар на тему «Как организовать спортивный досуг ребенка в выходные дни» .

Январь:

    «Опасные предметы» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правмлах пользования бытовой техникой.

    Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя» , «Безопасность в нашей группе» .

    Чтение: С. Маршак «Пожар» , Загадки.

    Дидактические игры: «источники опасности» , «Игра – дело серьезное» .

    Сюжетно-ролевые игры: «Семья» , «Больница» , «Аптека» .

    Развлечение «Медведи в гостях у детей» .

    Семинар-практикум «Будь осторожен»

Февраль:

    «Ребенок на улица города» Закреплять представления детей о важном значении правил дорожного движения.

    Занятие «Безопасность на дорогах» .

    Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» , «Если ты потерялся» .

4. Чтение:

В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек» , - С. Михайлов «Моя улица» , «Дядя Степа - милиционер» , - В. Клименко «Зайка-велосипедист» , «Происшествие с игрушками» .

5. Экскурсия: «К проезжей части» .

6. Дидактические игры: «О чем говорит светофор» .

7. Подвижная игра: «Цветные автомобили» , «Воробушки и автомобили» .

8. Сюжетно-ролевая игра: «Автобус» .

9. Продуктивная деятельность. Аппликация: «На дороге пешеход»

«Улица полна неожиданностей»

Март:

    «Будем спортом заниматься» Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом; расширять и закреплять представления детей о пользе занятий спортом.

    Занятие « Здоровье в порядке , спасибо зарядке» .

    Беседа «Кто спортом занимается» .

    Чтение: Загадки.

    Экскурсия: «Мини поход на школьный стадион» .

    Дидактические игры: «Назови вид спорта» , «Назови спорт по показу» .

    Продуктивная деятельность. Аппликация: «Мы делаем зарядку»

    Развлечение «Мы мороза не боимся» . День спорта

    Спортивный праздник «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим

Апрель:

    «Врачи наши помощники» Расширять представления детей о врачебной помощи, продолжать знакомить с профессией врача.

    Занятие «Айболит в гостях у детей» .

    Беседа «Мы были в гостях у врача» .

    Чтение: Е. Школовский «Как лечили мишку» , «Остороржно - лекарство» , «Как вести себя во время болезни»

    Экскурсия: «В аптеку» .

    Дидактические игры: «Если кто-то заболел» .

    Продуктивная деятельность. Рисование: «Я хочу быть здоровым , Я очень спешу. Помогите мне, знаки, попасть к врачу»

    Развлечение «Советы доктора Айболита» .

    Оформление папки-передвижки «Как предупредить болезнть»

Май:

    «Витамины и здоровый организм » Расширять и закреплять представления детей о витаминах и их пользе.

    Занятие «Витамины и полезные продукты» .

    Беседа «Полезное- не полезное»

4. Чтение:

Г. Зильберг «Полезные продукты» , - К. Чуковский «Федорино горе» , -К. Кузнецов «Замарашка» , - Г. Зайцев «Крепкие, крепкие зубы» .

5. Опытно-исследовательская деятельность: Посадка лука.

6. Дидактические игры: «Угадай на вкус» , «Назови правильно» .

7. Продуктивная деятельность. Лепка: «Заходите в гости в гости к нам, витамины я вам дам» .

8. Аппликация: «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел» .

9. Развлечение .

10. Оформление папки-передвижки «Таблетки растут на ветки, таблетки растут на грядке»

Перспективный план

по здоровьесбережению детей в старшей группе.

Задачи воспитания и развития детей:

Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни;

Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;

Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;

Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;

Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

тема, литература

программное содержание

материалы и оборудование

совместная деятельность с детьми

совместная деятельность с родителями

сентябрь

«Как устроено тело человека»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.84

Познакомить детей с тем, как устроено

тело человека, его организм;

Голова - вверху (самое надежное место);

Ноги – удерживают тело.

Проверить работу сердца.

«Тело человека»

«Органы»

Беседы об органах чувств и их значении в жизни человека, «Изучаем свой организм».

Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».

Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза».

Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей»

«Личная гигиена»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.98

Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Модели «Культурно – гигиенические навыки»

иллюстрации

Надо, надо умываться по утрам и вечерам (театр на фланелеграфе «Все зверята любят мыться»)

Чистота тела (дидактическая игра «Купание куклы»)

Гигиенические навыки (дидактическая игра «Мойдодыр»)

программа «Девочка чумазая»)

Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

«Мальчик грязнуля» Толстой Л.Н.

«Федорино горе» К.И.Чуковский

Папка-передвижка «Здоровый ребенок»

«Что мы делаем, когда едим»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.89

Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.

модель «Строение системы пищеварения»

набор детской посуды

салфетки

Ситуации «Помощники человека»

Беседы на тему «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?», «Что нужно человеку для жизни?»,

Практикум: «Сохрани свое здоровье» , «Как работает желудок человека», «Что мы едим».

Семинар на тему

«Как проводить закаливание детей

«Отношение к больному человеку»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.95

Объяснить детям, что для человека самое главное – здоровье. По возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.

иллюстрации «Здоровье и болезнь»

карандаши

Ситуации «Навестим больного друга», «Если заболела бабушка, мама…», «Письмо больному другу», «Готовимся встретить друга после болезни».

Практикум: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» (обучение различным видам самомассажа), «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит».

Дидактическая игра «Служба спасения 01,02,03».

Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Аптека», «Больница с разными отделениями».

Оздоровительный досуг (совместно с родителям)

«Путешествие в страну

Неболейка».

«Микробы и вирусы»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.96

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).

Модель «Микробы»

«Как защитить себя от микробов»

плакат «Чистота – залог здоровья»»

Беседы «Осторожно, грипп», «Кто нас лечит?», «Поговорим о болезнях», «Как защитить себя от микробов»

Практикум «Мойте руки перед едой», «Мытье игрушек»

(Игровая программа «Девочка чумазая»)

Консультация на тему «Чистота - та же красота»

«Витамины и здоровый организм»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.102

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде). Применение по назначению врача, чужих лекарств не брать, о витаминах, продуктах, где они есть.

муляжи овощей и фруктов модель «О пользе и вреде лекарств»

«Полезные продукты»

Беседа «О роли лекарств и витаминов»

Дидактическая игра «Что купить в магазине?»

Беседы «Твои любимые фрукты (овощи)?», «Какие фрукты (овощи) растут в нашей стране?», «Какие фрукты (овощи) растут в теплых странах?»

Практикумы: «Витаминный салат», «Витамины укрепляют организм».

Ситуация «Как заваривать травяной чай».

С-р игра «Магазин (овощной)».

Консультация на тему «Как организовать спортивный

досуг ребенка в выходные дни»

« Режим дня»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.106

Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья,

развивать у детей представления о полезности физической активности для организма.

Папка – раскладушка

«Режим дня»

Культура поведения за столом (театр игрушки «Кукла обедает»)

Беседа – практикум «Культура поведения во время еды».

Чтение: С. Махоткин «Завтрак»

Д. Грачев «Обед»

О. Григорьев «Варенье»

Ценности здорового образа жизни (индивидуальная работа с детьми).

Ширма «Период выздоровления»

«Здоровая пища»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.104

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

модель «Полезные продукты»

плакат «Правила поведения за столом»

Практикумы: «Что мы делаем, когда едим».

Беседы «Мы составляем меню на один день», «Как мы делали бутерброды», «Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а чего нельзя), «Ядовитые растения».

Ситуации «Угощенье для гостей», «Что в корзину мы берем», «Как мама варила варенье», «Кот Матроскин варит суп», «Кулинария».

Дидактическая игра «Ядовитые грибы и ягоды».

Загадки об овощах, фруктах, грибах, ягодах.

С-р игра «Столовая», «Детский сад».

Вечер развлечений с родителями «Неразлучные друзья -

взрослые и дети»

«Солнце, воздух и вода»

Авдеева Н.Н. . Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность», с.108

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности, рассказать о профилактике заболеваний (воздушных и солнечных ваннах, массаже, закаливании)

Модель «Закаливание в летний период»

Беседа с показом

«О профилактике заболеваний»

Научить находить точки для выполнения массажа.

Подготовить девочку - массажистку для игры в

«Больницу» (новый кабинет).

Игра «Счастливый случай»

Методические пособия:

1. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»/Авдеева Н.Н. и др. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

1.Уроки Мойдодыра / Г. Зайцев. – СПб: Акцидент, 1997г.

2. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» / С.В.Петерина.- М.: «Просвещение», 1986.

4.«Азбука здоровья» / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.

7. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» / Л.В.Гаврючина.- М. «Сфера», 2007.

8.Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб: Акцидент, 1996.

9.Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Олма-Пресс, 2000.

10.Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press,